УДК 004.9+378.091.398
Компьютерная система повышения квалификации кадров на основе инновационной кибернетично-акмеологичной технологии
В. Н. Антонов, Ю. В. Антонова-Рафи
Computer system of professional development on the basis on innovative cybernetically-akmeological technology
V. N. Antonov, Yu. V. Antonova-Rafi
Аннотация. С учетом концепции и принципов системного анализа авторы исследуют проблему повышения качества квалификации кадров на основе современных информационных технологий на базе акмеологии и кибернетической акмеологии (киберакмеологии). Исследования проблем кибернетической акмеологии актуальны и являются перспективными. Авторами исследуется проблема разработки, внедрения и реализации акмеологии в различных областях науки, техники, хозя й-ственной сферы и в образовании на основе современных информационных технологий (СИТ) с целью повышения качества квалификации кадров. Разработана новая теоретическая парадигма обучения на основе понятия гармонизации Личности с учетом базовых понятий системного анализа, инновационных технологий, акмеологии и киберакмео-логии, что в свою очередь учитывает акселерацию качества обучения студентов и их профессиональной деятельности. Основными результатами исследования являются акселерация профессиональной деятельности и актуализация личностно - профессионального развития кадров на основе киберакмеоло-гии (КА).
Abstract. Taking into account the conception and principles of systems analysis, the authors study the problem of improving the quality of staff qualification on the basis of modern information technologies based on Akcmeology and Cybernetic Acmeology (Cyberakmeology). Research of the Cybernetic Acmeology problems is relevant and promising. The authors study the problem of de-
veloping, introducing and implementing Acmeology in various fields of science, technology, economic sphere and education on the basis of modern information technologies in order to improve the quality of staff qualification. A new theoretical paradigm of learning was developed on the basis of the notion of personality harmonization taking into account basic concepts of systems analysis, innovative technologies, Acmeology and Cybe-rakmeology, considering the acceleration of students' education quality and their professional activities. The main results of the study are the acceleration of professional activities and actualization of staff's personal and professional development on the basis of Cyberakmeology.
Ключевые слова: акмеология, кибернетическая акмеология, информатизационные технологии, системный анализ, акселерация, бихевиоризм, креативность, когнитология, ^ fuzzy-технологии, технологическое моделирование, концепция, профессиограмма.
Keywords: Akmeology, Cybernetic Acmeology, information technologies, systems analysis, acceleration, behaviorism, creativity, knowledge engineering, fuzzy-technologies, process simulation, conception, job description.
Акмеология, как наука, существует с 1928 года (Н. Рыбников) и с тех пор наработанный опыт ее развития в различных отраслях по направлениям: экономическая акмеология, военная акмеология, социальная акмеология и т. д.
В 2005 году начато новое направление в развитии акмеологии - это КИБЕРАКМЕОЛОГИЯ (В. Н.Антонов).
Киберакмеология - это:
- наука о технологическом моделировании развития и совершенствования творческой индивидуальности человека (личности);
- методология проектирования новых знаний о технологии достижения желаемого результата: успеха, власти, здоровья, богатства;
- технологические модели и методы создания архитектоники (гармоничное сочетание в единое целое) креативного саморазвития личности на эволюционном пути творческой зрелости;
- срок, который вводится для обозначения нового направления в исследовании, анализе и внедрении математических акме -систем, основанный на основных принципах, таких наук как кибернетика, акмеология, синергетика, бихевиоризм, креативность, когнито-логия и т. д.
- понятие, позволяющее анализировать любую математическую проблему с позиции fuzzy-технологии, используя при этом soft computing, атракторность точки бифуркации и принимать эффективные математические решения с применением акме-возможностей преподавателя/ученика [1].
Концепция киберакмеологии заключается в теоретическом и практическом (прикладном) моделировании талантов и способностей Личности на основе современных информационных технологий (ИТ), за счет методологии достижения акме-точек Человека в различных областях и ситуациях, и реализация построенной модели на основе фило- и онтогенеза.
Косвенно Киберакмеологию можно использовать для: борьбы с фобиями, с нежелательными привычками, снятия стресса, выхода из депрессии, излечения, повышения и совершенствования здоровья, собственной уверенности, настроения, эмоций, чувств и т. п. на основе современных информационных технологий [2].
Принципы киберакмеологии:
- структурирование собственного субъективного опыта на основе СИТ;
- формирование автокреативности;
- конструирование внутреннего мира человека;
- коммуникации и человеческого общения;
- интеллектуальной синергетичности личности;
- когнитологичной акмеологичности человечества;
- креативной бихевиористичности личности;
- программирование быстрого интеллектно-го обучения;
- проектирование состояния согласованности (конгруентности) с собой (с окружающей средой), внутренней благодати, счастья, состояния здоровья, успехов, благополучия, власти, нужного эмоционального состояния, нужного нейрофизиологического состояния, экологии, взаимных отношений и т.д.;
- результативности креативного размышления;
- генетичности и динамичности;
- интерактивности и итеративности;
- многосредовности реализации;
- формирование индивидуальных карт мира за счет человеческих фильтров;
- альтернативности и согласованности;
- позитивности и конструктивности в достижении цели;
- когнитологичной трехсторонности (трех-креативности) и сбалансированности жизнедеятельности человека (интуиция, сознание, подсознание);
- креативной ресурсности и потенциальной энергии и возможностей;
- моделирование успешной синергетически-креативной личности;
- креативности саморазвития;
- экологичности и гармонии с окружающей средой;
- когерентности (связности) моделирования [2].
Авторами разработана новая теоретическая парадигма, которая строится на понятии Гармонизации личности с учетом базовых понятий Акмеология и Киберакмеология. Она заключается в следующем:
- Акселерация профессиональной деятельности и актуализация лично-профессионального развития кадров на основе киберак-меологии (КА).
- Киберакмеологические проблемы развития профессионализма лица.
- Киберакмедиагностические методы исследования в профессиональной работе лица.
- Киберакмеологическая компетентность руководителя.
- Киберакмеологическая эффективность имиджа лица.
- Киберакмеологический профессионализм деятельности человека в экстремальных ситуациях.
- Киберакмеологические особенности подбора и формирования руководителем творческого коллектива.
- Разработка и внедрение Киберакмеологи-ческих прикладных технологий как средств креативного саморазвития личности; самосовершенствования личности; самообразования лица.
- Личность госслужащего и его Киберак-меологическая активность в профессиональной деятельности, Киберакмеологическая стратегия жизненного пути, Киберакмеоло-гического социального мышления, Киберак-меологическая организация времени жизни и деятельности.
- Применение Киберакмеологии для изучения и развития креативного потенциала личности и ее рефлексивности.
- Киберакмеология и развитие аутопсихоло-гической компетентности лица с целью сохранения профессионального здоровья и повышения профессиональной компетентности.
- Разработка киберакмеологических алгоритмов продуктивного решения проблем человека.
- Киберакмеологические психологические основы профессиональной деятельности человека.
- Киберакмеологической профессиональной и социально-перцептивной компетентности кадров.
- Современные прикладные киберакмеоло-гические психотехнологии.
- Киберакмеологический индивидуальный стиль профессиональной деятельности человека в современных условиях.
- Киберакмеологические психологические особенности формирования и функционирования общественного образа жизни.
- Киберакмеологическая психология парламентаризма.
- Киберакмеологические проблемы руководства.
- Киберакмеологический менеджмент.
- Киберакмеологическая мотивация профессиональной деятельности и достижения успе-
хов в карьере, в творческой жизни, в здоровье, в финансовом благополучии.
Практические направления применения киберакмеологии заключаются в следующем:
- Киберакмеологичные проблемы повышения качества квалификации кадров.
- Киберакмеологические проблемы здоровья.
- Киберакмеологические проблемы системного анализа (СА).
- Методы киберакмеологии в управлении повышение качества квалификации кадров.
- Проектирование общей киберакмеологич-ной методологии построения математических моделей динамики медико-биологических процессов.
- Проектирование киберакмеологической схемы-технологии «Здоровье населения».
- Разработка киберакмеологической методологии построения системы социально-гигиенического мониторинга здоровье человека.
- Построение киберакмеологичной имитационной модели динамики повышения качества квалификации кадров.
- Разработка киберакмеологической концепции и принципов киберакмеологии, что необходимо и достаточно для решения проблемы управления повышением качества квалификации кадров.
- Разработка проекта создания системной киберакме - технологии продления жизни человека.
- Разработка Киберакмеологической имитационной системы для анализа средств и методов повышения качества квалификации кадров.
- Исследование научно-практических задач в области Киберакмеологии для повышения качества квалификации кадров.
- Киберакмеологический системный анализ, прогнозирование и управление повышением качества квалификации кадров.
- Киберакмеологические СППР для определения индивидуальных поведенческих методик, технологий, алгоритмов, программ и т. д. по повышению качества квалификации кадров для лица, желающего достичь акметочек в своей жизни.
- Применение методов СА, информатики и киберакмеологии для решения фундаментальных и прикладных задач повышения качества квалификации кадров [3].
Авторами планируется в настоящее время следующая тематика хозяйственно-договорных работ с заинтересованными объектами и субъектами (организациями, фирмами, корпорациями, ассоциациями, банками, финансовыми учреждениями и т. д.):
- Разработка моделей, методов, методик, технологий, алгоритмов и программ Киберак-меологии для оценки и прогноза повышения качества квалификации кадров.
- Киберакмеологический анализ эффекта воздействия на повышение качества квалификации кадров факторов природной и социальной среды с учетом онто- и филогенеза.
- Киберакмеологическое обоснование систем медицинских мероприятий, направленных на улучшение повышения качества квалификации кадров.
- Киберакмеологическая оценка и прогноз социально-экономической эффективности внедрения систем медицинских мероприятий, направленных на улучшение повышения качества квалификации кадров.
- Создание Киберакмеологических Автоматизированных Рабочих Мест (АРМ) в области повышения качества квалификации кадров.
- Киберакмеологическая экологическая экспертиза для повышения качества квалификации кадров.
- Киберакмеологическое планирование и обработка данных и знаний медико-биологических исследований для повышения качества квалификации кадров.
- Разработка Киберакмеологической концепции, принципов и программ в области повышения качества квалификации кадров.
- Решение Киберакмеологических проблем в области диагностики и профилактики повышения качества квалификации кадров.
- Киберакмеологический системный анализ, мониторинг, контроль, прогнозирование и управление повышением качества квалификации кадров [4].
Для научно-учебного процесса в вузах с соответствующей ориентацией предлагается такая тематика курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ:
- Проектирование и реализация Кибер-Акмеологических Медико-Биологических Информационных Систем (Камбиса) на основе Ресурсной личностной Модели (РОМ)
ЧИППКРО
по повышению качества квалификации кадров.
- Разработка алгоритмического обеспечения Камбиса для повышения качества квалификации кадров.
- Киберакмеологический системный анализ и диагностика повышения качества квалификации кадров.
- Киберакмеологическое прогнозирование состояния повышения качества квалификации кадров.
- Системы поддержки принятия решений (СППР) в Камбиса для повышения качества квалификации кадров.
- Киберакмеологические АРМ в Камбиса для повышения качества квалификации кадров.
- Киберакмеологический АРМ - как средство повышения эффективности принимаемых решений в Камбиса для повышения качества квалификации кадров.
- Киберакмеологичные синергетические АРМ в Камбиса для повышения качества квалификации кадров.
- Проектирование и реализация архитектуры Камбиса на основе бихевиористических АРМ для повышения качества квалификации кадров.
- Модели и методы Камбиса для анализа повышения качества квалификации кадров.
- Функционально-технологические проблемы Камбиса и их реализация с помощью АРМ для повышения качества квалификации кадров.
- Проектирование и реализация дистанционных Камбиса для повышения качества квалификации кадров.
- Разработка когнитологичного программного средства для Камбиса для повышения качества квалификации кадров.
- Проектирование киберсинергетичних ИС для повышения качества квалификации кадров.
- Построение креативных web-сайтов для Камбиса для повышения качества квалификации кадров.
- Проектирование киберакмеологических технологий для повышения качества квалификации кадров.
- Кибертестирование лица для повышения качества квалификации кадров.
- Дистанционное киберакмеологическое обучение для повышения качества квалификации кадров.
- Проектирование валеологических кибе-ракмеологических технологий в ИС для повышения качества квалификации кадров.
- Современные ИТ для акселерации потенциально ресурсных возможностей человека для повышения качества квалификации кадров.
- Разработка киберакмеологичной методологии построения системы социально-гигиенического мониторинга для повышения качества квалификации кадров.
- Разработка проекта создания системной киберакметехнологии продления жизни человека и его реализация в среде Камбиса.
- Исследование научно-практических задач в области киберакмеологии для повышения качества квалификации кадров.
- Применение методов СА, информатики и киберакмеологии для решения фундаментальных и прикладных задач для повышения качества квалификации кадров [5].
С целью повышения качества квалификации кадров человека и дальнейшего ее акме-трудоустройства авторами предлагается создать отдельное подразделение по проблемам тестирования, диагностики и профессиональной ориентации всех желающих.
Основными задачами подразделения являются: акмеологическая диагностика (или диагностика развития) с использованием различных методов Акмеологии, таких как: собственные оригинальные эмпирические методы и методы развития, лонгитюдный метод, биографический метод, метод акмеологического описания, метод сравнительного анализа пробильности, метод профессиограмм, психограмм и акмео-грамм, метод акмеологических тренингов, ак-меологические методы и технологии игромоде-лирования, адаптированные методы в психологии, социологии, педагогики и т. д.
Акмеологическая диагностика (диагностика развития) - комплексный анализ индивидуального состояния человека с учетом следующих факторов: физиологических, психофизиологических, психологических, социально-психологических, социологических и т. п. с целью исследования динамики развития личности и технологий достижения им высокого уровня профессионализма и самореализации [5; 6].
Профессиография - это технология изучения «требований» профессии к качествам Личности в соответствии с субъектогенезом:
- психологическим характеристикам;
- социально-психологическим показателям;
- естественно-генетическим способностям (филогена);
- приобретенным навыкам (онтогена);
- деловым качествам;
- профессиональным знаниям и умениям;
- состояния здоровья человека;
- и т. д. в виде профессиограмм.
Коррекционная Профессиография ориентирована на повышение безопасности профессионального труда с аналитическим описанием факторов, которые являются источником опасного поведения человека для конкретной профессии.
Диагностическая Профессиография ориентирована на изучение следующих характеристик труда: технических, правовых, технологических, социально-психологических, гигиенических, психологических, психофизиологических.
Формирующая Профессиография используется в процессе профессионального обучения на стороне таких характеристик профессии, как - социально-экономических, исторических, правовых, технологических, технологических.
Профессиограмма - это документ, где фиксируются требования к профессиональной деятельности личности специалиста, которые необходимы для достижения человеком заданного результата.
Профессиограмма включает:
- качественное описание профдеятельности на основе профессиональных задач, функций, проблем, профессиональных средств, методов, моделей, профессиональных технологий;
- нормативные требования к специалистам.
Психограмма - стуктурная часть профессио-
граммы, включающая такие нормативные требования к специалистам, как психологические качества, психологические процессы, психические функции [2].
Акмеография - это технология для:
- изучения путем достижения высокого уровня профессионализма;
- выявления акмеологических условий и факторов, способствующих развитию профес-
сионализма и Личностно-профессиональному росту специалиста на основе методов акмео-графического описания, создание акмеограмм.
Акмеографическое описание характеризует профессионализм на общем и специфическом уровне с учетом функциональных связей.
Акмеограмма - это документ индивидуального профессионально-личностного развития, где отражена система требований, система условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста.
Акмеограмма включает следующую информацию: цель - конечную, промежуточные, модели развития, акмеологические технологии, индивидуальные факторы, профессионализм, виды профессиональной деятельности, качества личности и т. п. [2].
Разделы типичной методической схемы акме ограмм ы
Общие разделы:
- подструктуры профессиональной квалификации;
- акмеологические инварианты профессионализма.
Специальные разделы:
- подструктур и векторности лица;
- специфические акмеологические инварианты профессионализма.
Индивидуальные разделы:
- подструктуры способностей;
- характерологические особенности;
- «Нравственного» качества.
Выводами акмеографического исследования являются: динамика профессионально-личностного развития (+ или -):
- «узкие места» и факторы, мешающие развитию;
- особенности, изменяющие мотивацию;
- акмеологические технологии развития личности.
Акмеологический мониторинг
Мониторинг - определяет комплекс научных средств оперативного надзора, анализа, контроля изменений состояния сложного объекта в соответствии с нормативными.
Акмеологический мониторинг - система непрерывного (динамического, квази-динами-ческого контроля):
- профессионально-личностного развития в процессе подготовки специалиста,
- переподготовки,
- повышение квалификации,
- коррекции индивидуального профессионально-личностного развития (при необходимости) [7].
Структурно-акмеологический мониторинг включает:
- модели процесса: подготовки, переподготовки, повышения квалификации;
- модели профессионализма и профессионально-личностного развития;
- контроль: входной, текущий, выходной;
- обобщение полученных выводов;
- формулировка психологических характеристик специалистам;
- описание практических рекомендаций по оптимизации профессионально-личностных факторов лица.
Акмеологический тренинг - это средство оптимизации, подготовки, переподготовки, повышения уровня профессиональной компетентности лица на основе программно-целевой технологии [1].
Методические комплексы акмеологического тренинга:
1. Методический комплекс (МК) психологического анализа включает:
- тренинговые процедуры исследования технологий;
- методы оптимизации технологических цепочек;
- установление взаимосвязей между различными психотехнологиями;
- построение математической модели пространства конкретного вида деятельности (текущую, тактическую, стратегическую).
2. Методический комплекс программно-целевого подхода включает:
- предварительное тестирование;
- входное анкетирование;
- построение субъективных акме-прост-ранств;
- коррекцию математической модели пространства конкретного вида деятельности;
- корректировку общего курса тренинга;
- индивидуальную программу подготовки Личности.
3. Методический комплекс обучения включает:
- лекции;
- дискуссии;
- семинары;
- тестирование;
- практику;
- анализ (синтез ситуации).
4. Методический комплекс тренинговых процедур включает индивидуальные и коллективные тренинги.
5. Методический комплекс игры включает 3 аспекта: ролевой - для формирования межличностного профессионализма, дидактический - для формирования соответствующего инструментария, ситуативный - для формирования гностики.
6. Методический комплекс психотерапии включает: получение психологических знаний, усвоение психологических технологий, получение психотерапевтической помощи.
7. Методический комплекс «технологической структуры и событийного компонента профессионализма включает:
- подготовительную часть (поиск решения профессиональных и жизненных проблем, усовершенствование «Я-концепции», изучение методик контекстного обучения);
- основную часть (поиск решения реальных проблем) [1].
Практическим выводом реализации всех МК является создание комплекса акмеологических процедур для совершенствования и коррекции профессионального мастерства лица.
Субъективно генетический подход (субъект-гена) в акмеологической практике характеризуется потребностью человека достичь вершин своего мастерства, то есть мотива-ционного основного субъектногенетического практического желания Личности чего -то достичь.
Стадии субьектогенеза : принятие человеком на себя ответственности за Акмеологическое решение (+,-); субъективный мониторинг собственных чувств по реализации различных вариантов будущего человека (+,-); чувство от реализации акмеологических возможностей; анализ самочувствия человека при достижении акме-возможностей на интроинтервал и мета-индивидуальных уровнях.
Психолого-акмеологическое консультирование - это способ акмеологической поддержки самоопределения человека как субъекта профессионально-личностных достижений.
Процесс психолого-акмеологического консультирования включает в себя 3 статьи работы акмеолога-консультанта:
- индивидуальное психологическое консультирование;
- психологическая консультационная работа;
- психологическое обеспечение всего процесса консультаций.
Предложенный подход и организация трудоустройства на профессионально-акмеоло-гическом и киберакмеологичном уровне позволит качественно решить проблему с учетом креативно-синергетического и системного подхода.
Таким образом, можно сказать, что КИБЕРАКМЕОЛОГИЯ - это новая и перспективная наука, которая охватывает широкую и глубокую сферу проблем, вопросов, функций развития для повышения качества квалификации кадров гармоничной личности в настоящее время [2].
При этом Акме-Человек строит и реализует свое функционально-гармоничную жизнь на основе саморегуляции, самоорганизации, само-детерминованости, самосовершенствования, самореализации, самоценности, саморазвития, самовыражения, самоактуализации и т. п.
Библиографический список:
1. Антонов В. Н., Антонова-Рафи Ю. В. Кибернетическая акмеология: теория и практика моделирования, акселерации и развития человека. - Киев : КНТ, 2011. - 298 с.
2. Антонов В. Н. Кибернетическая акмеоло-гия: технология развития и совершенствования человека : монография. - Киев : ИПЦ «Киевский ун-т», 2011. - 274 с.
3. Антонов В. Н. Дистанционное обучение: Киберакмеологический подход : монография. -Херсон, 2011. - 286 с.
4. Антонов В. Н. Интернет-энциклопедическое издание : учеб.-метод. пособие. - Киев : ООО Редакция «компьютер», 2008. - 178 с.
5. Антонов В. Н. Интеллектуально-математический менеджмент: киберакмеологическая концепция : монография. - Киев : КНТ, 2007. -364 с.
6. Ильясов Д. Ф. Повышение квалификации руководителей как педагогическая проблема / Д. Ф. Ильясов // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 82-85.
7. Ильясов Д. Ф. Требования к повышению квалификации руководителей / Д. Ф. Ильясов // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. -С.154-156.
References:
1. Antonov V. N., Antonova-Rafi Yu. V. Ki-
berneticheskaya akmeologiya: teoriya i praktika modelirovaniya, akseleratsii i razvitiya cheloveka [Cybernetic Acmeology: Theory and Practice of Modeling, Acceleration and Human Development]. Kiev, 2011. 298 p.
2. Antonov V. N. Kiberneticheskaya akmeologiya: tekhnologiya razvitiya i sovershenstvovaniya cheloveka. Monografiya [Cybernetic Acmeology: Technology of Development and Improvement of Human. Monograph]. K., 2011. 274 p.
3. Antonov V. N. Distantsionnoe obuchenie: Kiberakmeologicheskiy podkhod. Monografiya [Distance Learning: Cyberakmeological approach.: monograph]. Kherson. 2011. 286 p.
4. Antonov V. N. Internet - Entsiklope-dicheskoe izdanie: Uchebno-metodicheskoe poso-bie [Internet - Encyclopedic Edition: Study Guide]. Kiev, 2008. 178 p.
5. Antonov V. N. Intellektual'no-matema-ticheskiy menedzhment: kiberakmeologi-cheskaya kontseptsiya: Monografiya [Intellectual and Mathematical Management: Cyberak-meological Conception : monograph]. K., 2007. 364 p.
6. Il'yasov D. F. Povyshenie kvalifikatsii ru-kovoditeley kak pedagogicheskaya problema [Professional Development of Heads as Pedagogical Problem] Vysshee obrazovanie v Rossii [The Higher Education in Russia]. 2004. № 4, pp. 82-85.
7. Il'yasov D. F. Requirements for Executives' Professional Development [Trebovaniya k povy-sheniyu kvalifikatsii rukovoditeley] Vysshee obra-zovanie v Rossii [The Higher Education in Russia]. 2005. № 4, pp. 154-156.