ма, понятно, чрезвычайно актуальна. И сейчас в дополнение к тому, что установили, решая эту проблему, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский,
H.В. Кузьмина, учитывается и наработанное акмеологией, своими находками обогащающей понимание позиции педагога как воспитателя по отношению к отдельному учащемуся, детскому сообществу, к собственному саморазвитию, к коллегам по педагогическому коллективу, к среде, окружающей воспитательную систему того или другого типа школы. И столь же продуктивно, с учетом конкретных условий, в которых действуют сейчас учебно-воспитательные центры России, исследователями дан содержательный ответ на вопрос, каким должно быть управление воспитательной системой (органы, формы) [9].
В акмеологии есть еще целый ряд полученных и на уровне теории, и в опытно-экспериментальной работе обобщений, которые полезно могут послужить развитию и совершенствованию интегративной образовательно-воспитательной системы, которая была бы наиболее продуктивной по результативности своего действия в России именно сегодня. О них мы постараемся рассказать в следующих своих выступлениях.
Литература_
I. Акмеология / Ред. А.А. Деркач. М., 2002.
2. БодалевА.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. — Т.14. — 1993. — №5.
3. Бодалев А.А. Качества личности великих или выдающихся людей как ориентир для воспитания молодежи // Мир образования — образование в мире. — 2004. — №1.
4. Волков И.П. Тело и психика человека в их единстве и противоположности. СПб., 2002.
5. Гагин Ю.А. От личности к индивидуальности. СПб., 2003.
6. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб., 2003.
7. Караковский В.А., НовиковаЛ.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2000.
8. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб., 2002.
9. МаксимоваВ.Н. Введение в акмеологию школьного образования. СПб., 2002.
10. МарковаА.К. Психология профессионализма. М., 1996.
11. Полозова Т.А. Современный взгляд на акмеологию и новая концепция курса «Психология развития, акмеология» // Акмеология. — 2003. — №2.
12. Полозова Т.А. Духовно-личностное восприятие произведений искусства — вечный источник и предпосылка движения к вершине человеческого развития // Акмеология. — 2002. — №3.
13. Разумный В.А. Драматизм бытия или обретение смысла. М., 2000.
14. Разумный В.А. В поисках смысла. Очерки всеобщего йехуизма. М., 2003.
15. Селезнева Е.В. Саморазвитие личности как акмеологическая категория // Акмеология. — 2002. — №1.
16. Совинский А.Б. Самовоспитание и его структура (на примере изучения учащихся старших классов) // Акмеология. — 2003. — №1.
17. СтепноваЛ.А. Аутопсихологическая компетентность психолога в сфере образования // Акмеология. — 2003. - №3.
18. Суслова Е.А. Отечественные и зарубежные концепции обеспечения проблем и задач современного образования // Акмеология. — 2003. — №1.
19. ФельдштейнД.И. Психология развивающейся личности. М.-Воронеж, 1996.
20. Филонов Г.Н. (ред.) Воспитание как социокультурный феномен. М., 2003.
21. Чернышев А.С., Лунев Ю.А. Социальные оазисы // Акмеология. — 2003. — №1.
22. Шамионов Р.М. Личность и ее становление в процессе социализации. Саратов, 2000.
23. Шилова В.А. Современная информационная среда и современные дети: социальная диагностика // Мир психологии. — 2004. — №1.
© Бодалев А. А., 2005
А.А. Деркач
РАЗВИТИЕ АКМЕОЛОГИИ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
конце 50-х и в течение 60-х годов ХХ века Б.Г.Ананьев с учениками начал на теоретическом и экспериментальном уровне ставить и решать проблемы, которые дали импульс к развитию акмеологии.
Ученица Б.Г. Ананьева Н.В. Кузьмина активизировала это научное направление.
К девяностым годам ХХ века узкодемографический социологический, психологический, педагогический или иной подход к изучению личности начал уступать место сложной интерпретации знаний о человеке. Все более очевидной становилась необходимость осмысления интегративных тенденций в человековедении.
Одновременно в рамках философии, психологии, педагогики, культурологии и других гуманитарных наук была сконцентрирована «критическая масса» знаний о факторах, которые содействуют или препятствуют прогрессивному развитию человека.
Вот только некоторые примеры. Так, в рамках философии были сформулированы идеи о способности человека выходить за пределы себя (С.Л. Франк, М.К.Мамардашвили). В рамках общей психологии исследовались возможности актуализации ценностных ориентаций и активизации резервных возможностей человека (А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин). В педагогической психологии — психология развивающейся личности, взросления (В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн, Н.Ф. Талызина и др.). В социальной психологии была разработана концепция общения как среды деятельности и развития человека (А.А.Бодалев, Л.А.Петровская). Психология управления активно изучала факторы, обеспечивающие успешность деятельности руководителя (А.Л.Журавлев, А.В.Филиппов). В рамках педагогики и психологии высшей школы Н.В. Кузьминой было предложено понимание труда преподавателя как целостной динамичной системы (и введено понятие педагогической системы), разработано понятие продуктивности педагогической деятельности и описаны модели высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности; разработан научно-методический инструментарий оценивания продуктивности педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина).
Логическим результатом этого процесса стало оформление на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин новой фундаментальной, гуманистически направленной интегративной науки о человеке — акмеологии.
Свою онтологическую определенность акмеология приобрела вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии акме-форм в жизнедеятельности человека.
В то же время именно опора на достижения смежных научных направлений позволила акмеологии развиваться так быстро и успешно.
Как конкретная научная дисциплина акмеология характеризуется тем, что она:
— во-первых, выражает собой ту ценность, согласно которой одной из основных целей жизни человека в век информационной цивилизации является его направленность на достижение вершин развития;
— во-вторых, охватывает такую сферу реальности, которая специально не рассматривается другими областями человековедения;
— в-третьих, познает собственно акмеологическую составляющую человеческой реальности специфическими методами, представляющими собой технологии как проведения экспериментальных и эмпирических исследований, так и внедрения их результатов в социальную практику в виде соответствующих приемов саморазвития человека.
В настоящее время можно говорить об акмеологии как об особой области науки и практики. Сегодня стали совершенно очевидными следующие области основных научных и практических интересов акмеологии:
— собственно макрохарактеристики человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности;
— механизмы, условия и факторы общественно значимого функционирования групповых социальных субъектов;
— наиболее значимые жизнедеятельностью проявления и взаимосвязи социальных субъектов, такие, как общественно значимая деятельность, жизненные отношения, творческое саморазвитие;
— профессионализм как основа полноценной включенности человека и групповых субъектов в социально-деятельностный контекст;
— оптимальные «паттерны» развития и задействования творческого потенциала отдель-
ного человека и групповых субъектов, представляемые в совокупности продуктивные модели, алгоритмы и технологии и др.
В различных учебных заведениях созданы кафедры, лаборатории, центры акмеологии. Активно развивается акмеология в Психологическом институте РАО, Санкт-Петербургском государственном университете и Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена, Ульяновском государственном университете, Калужском государственном университете имени К.Э. Циолковского, Кабардино-Балкарском государственном университете и др. Наиболее фундаментально сегодня заявили о себе Санкт-Петербургская научная акмеологическая школа и Московская научная акмеологи-ческая школа, основные исследования которой проводятся в рамках кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Освещению результатов научной деятельности Московской научной акмеологической школы и задачам, которые она намерена решать, в основном и будет посвящен мой доклад.
Основным доказательством оригинальности, научной и социальной ценности акмеологии является построение системы ее методологии. Опираясь на совокупность идей о ценности человека и его духовного мира, способности к творчеству и самосовершенствованию, методология акмеологии целенаправленно преобразует данные других наук с помощью методологических принципов, носящих универсальный характер (системного, личностного, субъектного, деятельностного). Одновременно общие и конкретные методологические принципы акмеологии (инвариантности, оптимальности, целесообразности, конгруэнтности) задают операциональные направления, по которым должны интегрироваться и использоваться различные знания, и определяют проблемное пространство, особенности ее подхода к человеку, социальную и личностную потребность в данной области знания. Общие и конкретные методологические принципы позволили определить специфику объекта акмеологии — развивающегося человека, субъектно-личностный характер этого развития, достигающего высшего уровня.
Впервые введены научные принципы: восходящего развития человека как личности и как субъекта, соразмерности социальных и жизненных изменений личностным и субъектным свойствам человека, самоуправления и самореализации личности для достижения соразмерности своих качеств сверхсложному социуму, рассмотрения объективных и субъективных условий развития индивидуальности человека вне жестко заданных идеологических установок.
Углубленно и детально отрабатывается категориальный аппарат акмеологии. Впервые предметом изучения стало понятие «акме», которое описано как многомерное состояние человека, охватывающее определенный прогрессивный период его развития, который связан с большими профессиональными и личностными изменениями. Разработан понятийный аппарат науки, включающий понятия «акмеологические принципы и закономерности», «акмеологические инварианты развития», «акмеологическое пространство», «акмеограмма», «акмеологические способности» и др. Издан Акмеологический словарь.
Результаты этой теоретической работы отражаются в выпущенных коллективом кафедры монографиях, сборниках научных трудов, учебниках и учебных пособиях. За 10 лет коллективом кафедры выпущено более 140 крупных монографий, сборников научных трудов, учебников и учебных пособий. Среди них монографии «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (в пяти томах), «Акмеологические основы развития персонала»; монографии О.С. Анисимова «Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники», А.А. Бодалева, Л.А. Рудкевича «Как становятся великими или выдающимися», Г.В. Грачева «Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита», В.Л. Бокштанского, О.И. Жданова «Менеджмент здоровья», В.Г. Зазыкина «Психология проницательности», Е.А. Климова «Психология профессионала», «Путь в профессионализм», А.К. Марковой «Психология профессионализма», О.В. Москаленко «Акмеологические основы профессионального самосознания личности», А.С. Огнева «Организаци-
онное консультирование в стиле коучинг», А.П. Ситникова «Акмеологический тренинг программно-целевой направленности», Л.А. Степновой «Акмеологическая концепция развития аутопсихологической компетентности государственных служащих», Ю.В. Синягина «Психологические механизмы формирования руководителем управленческой команды» и др., а также учебники и учебные пособия «Акмеология», «Общая и прикладная акмеология» и другие. Ученые и практикующие акмеологи имеют возможность публиковать статьи в журнале «Акмеология», а также, благодаря Д.И.Фельдштейну и Э.В.Сайко, на страницах журнала «Мир психологии».
Значительным вкладом в развитие акмеологии стали более 30 докторских диссертаций, защищенных за последнее время преподавателями и соискателями кафедры.
Так, В.Н. Марковым была разработана авторская акмеологическая концепция личностно-профессионального потенциала кадров управления, построены модели и методы его психолого-акмеологической оценки и определены направления оптимизации.
Л.А. Степнова разработала психолого-акмеологическую концепцию развития аутоп-сихологической компетентности государственного служащего.
Г.С. Михайлов разработал акмеологическую концепцию продуктивности принятия и реализации управленческих решений.
И.П. Лотовой обоснована психолого-акмеологическая концепция развития профессиональной карьеры.
С.Н. Толстов разработал акмеологическую концепцию развития творческой готовности организатора здравоохранения к профессиональной деятельности.
А.И. Митин обосновал концепцию автоматизированного рабочего места, построенную на основе комплексного акмеолого-педагогического анализа профессионального обучения государственных служащих.
Е.Б.Перелыгина разработала акмеолого-социально-психологическую концепцию имиджа как интерсубъектного взаимодействия.
В настоящее время в методологическом плане акмеология представляет собой самостоятельную научную дисциплину: междисциплинарную по своему происхождению, комплексную по форме существования, системную по способу организации знания, фундаментальную по общенаучным параметрам и прикладную по практической направленности своих технологических разработок.
Активному развитию экспериментальной акмеологии способствовала разработка и проверка на практике содержания стратегий акмеологического исследования, а также комплекса оригинальных методов и методик. К ним относятся лонгитюдный метод в сочетании с биографическим, составление акмеологического описания, сравнительный анализ высокопродуктивной и малопродуктивной профессиональной деятельности, сопоставление профессиограммы, психограммы и акмеограммы, акмеологический мониторинг и диагностика, преобразующий акмеологический эксперимент и др. Этот уникальный методический инструментарий используется и при построении акмеологически обоснованной психодиагностики. Значительный вклад в экспериментальную акмеологию вносят С.А.Анисимов, В.Г.Зазыкин, Н.И.Конюхов, В.Н.Марков, А.С.Мельничук, Ю.В.Синягин др.
В рамках акмеологии и в ключе ее понятийного аппарата московской научной ак-меологической школой был поставлен и всесторонне освещен вопрос об исследовании акмеологической технологии как способа, вида, момента человеческой деятельности.
В акмеологических технологиях (социально-психологических, креативных, когнитивных, организационных и др.) делается акцент на способности самой личности ставить себе задачи, реализовать их, решать свои жизненные и профессиональные проблемы с установкой на получение высоких результатов. При этом акмеологические технологии имеют ценностно-целевой, то есть гуманитарный характер и отвечают принципу оптимизации личностных и профессиональных ресурсов.
Проф. О.И. Ждановым, А.С.Гусевой-Карпенко, М.В.Секачем, ЛАСтепновой и другими исследователями успешно проверен на практике широкий спектр технологий акмеологиче-ского воздействия, направленных на придание профессиональной деятельности и субъекту
труда принципиально новых состояний и качеств: технологии акмеологического консультирования, технологии игромоделирования профессиональной деятельности, информационные технологии и приемы дистанционного обучения, рефлексивно-гуманистические технологии сотворчества и технологии развития рефлексивной культуры и самосознания, технологии автоматизированного интенсивного обучения, технологии продуктивной саморегуляции психической устойчивости кадров, технологии рекламного воздействия и др. Проф. В.Г. Зазыкиным, О.И. Ждановым, М.Ф. Секачем, Л.А. Степновой и др. предложен ряд акмеологических технологий, адресованных самому человеку для помощи в осуществлении им самопознания, саморазвития, самореализации, самосбережения, самовосстановления после стрессов и т.д. Развивающие технологии описаны и успешно применяются в цикле психолого-акмеологических практикумов.
Разработка теоретических основ и экспериментальных подходов в акмеологии дала возможность обратиться к проблеме психолого-акмеологического обеспечения профессиональной деятельности и профессионального обучения кадров. Построена акмеологическая концепция развития профессионала. Разработаны понятия профессионализма деятельности и личности. Акмеологический анализ профессиональной деятельности, построение про-фессиограмм и акмеограмм как моделей индивидуального профессионального развития стал основанием для нового осмысления понятий продуктивности (высокой, средней и малой) профессиональной деятельности в разных сферах социальной практики (управление, образование, вооруженные силы, здравоохранение и др.), в том числе в особых и экстремальных условиях труда. Соотнесены феномены продуктивности, эффективности, оптимальности профессиональной деятельности, ошибок и затруднений в ней. Акмеологические исследования позволяют приблизиться к решению практических задач подготовки и расстановки кадров, эффективного стиля управленческой деятельности, формирования управленческой команды и др.
Сформированные методологические принципы, концептуальные подходы и исследовательские стратегии, разработанные практически ориентированные акмеологические технологии позволили обеспечить внедрение полученного знания в социальную практику. Акмеологический подход, акмеологические методы и технологии, новые данные о своеобразии психического развития человека на этапе зрелости находят все более широкое применение в подготовке кадров высшей квалификации, разработке индивидуальных программ личностно-профессионального развития, в планировании и реализации профессиональной карьеры. Это нашло отражение в цикле подготовленных на кафедре развивающих и кор-рекционных тренингов и практикумов, программ повышения квалификации, программ акмеологического сопровождения профессиональной деятельности, направленных на оптимизацию личностно-профессионального развития человека. Концептуальные подходы кафедры имеют реальные выходы в практику профессионального образования.
Так, показано, что постоянное акмеологическое сопровождение, то есть системное использование психолого-акмеологических данных в целях повышения эффективности деятельности специалистов и активизации их личностно-профессионального роста, включенное в процесс подготовки и переподготовки специалистов, приводит к оптимизации их личностно-профессионального развития.
С появлением собственно акмеологической практики принципиально изменилась социальная позиция акмеолога. Теперь он сам формирует цели и ценности своей профессиональной деятельности, осуществляет необходимые воздействия на обратившегося за помощью человека, несет ответственность за результаты своей работы. Это резко изменяет и его отношение к людям, которых он обслуживает, и его отношение к самому себе и участвующим в работе специалистам другого профиля, а главное, изменяются стиль и тип его профессионального видения реальности. Акмеолог входит в практику посредством определенных целостных процедур психолого-акмеологического воздействия. В связи с этим особую значимость приобретают исследования в области профессионального развития практических акмеологов и введение квалификации «акмеолог» с различными специализациями: управленческой, педагогической, социальной, военной, медицинской акмеологии.
На кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС разработаны критерии профессионализма акмеологов в системе образования и кадровой службе, программы развития профессионально важных качеств и профессионального самосознания практических акмеологов.
В контексте московской научной акмеологической школы сложились и успешно разрабатываются ряд мощных направлений прикладной акмеологии — управленческая, военная, педагогическая, политическая, юридическая, медицинская, спортивная акмеология. В этих разделах акмеологии изучаются специфические особенности профессионального становления, обучения и профессиональной деятельности кадров управления, образования, военных кадров, кадров государственной службы, налоговой и таможенной служб, а также выявляются акмеологические параметры личностно-профессионального развития и акмеологической культуры соответствующих специалистов. На этой основе разработаны основы психолого-акмеологической службы федерального и регионального управления, психолого-акмеологической поддержки профессионального развития государственных служащих, работников образования, а также акмеологической службы в органах военного управления. Исследования в рамках прикладных направлений акмеологии свидетельствуют о больших перспективах акмеологии как практико-ориентированной науки, могущей участвовать в решении ключевых вопросов социальной практики — повышении производительности труда за счет возрастания профессионализма кадров, адаптации работников к быстро меняющимся условиям труда, оптимизации процессов социализации и профессионализации кадров в современных условиях.
Московская научная акмеологическая школа проводит исследования на стыке акмео-логии и психологии развития, и это позволило расширить представления об источниках и детерминантах психического развития, о противоречиях и кризисах в ходе индивидуального развития. Новое освещение получили фундаментальные вопросы психического развития в раннем и позднем онтогенезе: роль задатков и темперамента в становлении общих и профессиональных способностей, профессионального здоровья и профессионального долголетия, специфика возрастных психических новообразований на отдельных этапах профессионального развития, влияние социальных и автоматизированных систем на развитие личности на этапах зрелости.
Акмеологический подход имеет большие эвристические возможности для рассмотрения ряда ключевых проблем психологии развития: состояния процессов дифференциации и интеграции личности, неравномерности и сенситивности на этапе зрелости человека, соотношения деятельностных и личностных детерминант в развитии взрослого человека, роли противоречий и кризисов в ходе профессионального и социального становления взрослого человека, индивидуального потенциала психического развития субъектов познания, общения и труда, путей достижения гармонизации психического развития на различных этапах зрелости и т.д.
В рамках Московской научной акмеологической школы выявлены специфические закономерности психического развития человека на этапе зрелости: поступательный восходящий характер развития, направленность на высшие уровни и оптимумы развития, обратное влияние личности на деятельность, возрастание целостности личности на этапе зрелости, роль феномена «акме» как многомерного психического состояния человека в поступательном развитии, становление способностей зрелой личности действовать в меняющихся и неопределенных условиях, усиление роли саморазвития у взрослого человека. Акмеология не только изучает влияние деятельности на становление личности, но и выявляет активную опережающую роль личности и ее преобразующее воздействие на деятельность в ходе поступательного психического развития в зрелом возрасте; активную позицию самой личности в выборе выполняемых ею видов деятельности.
Особый, «восходящий к идеалу», ценностный характер психического развития в зрелости определяет специфические закономерности и детерминанты этого возраста. В эмпирических исследованиях Московской научной акмеологической школы показаны возможности изучения индивидуального характера развития, неисчерпаемости и много-
вершинности развития в зрелом возрасте, путей использования скрытых и нереализованных возможностей организма, способов гармонизации развития человека с воздействующими на него социальными и техническими системами (за счет согласования этих систем с закономерностями становления человека как субъекта деятельности и личности). Изучение акмеологией восходящего характера психического развития на этапах зрелости определяет опережающую, конструктивную направленность в соотношении акмеологии со смежными психологическими дисциплинами.
Анализ современного состояния акмеологии неизбежно ставит вопрос о нерешенных проблемах акмеологии как относительно новой области человекознания, а также о перспективах дальнейшего развития акмеологии как науки.
Назовем некоторые пока нерешенные проблемы акмеологии.
В методологической ориентации акмеологии должны быть отражены особенности естественнонаучной, гуманитарной, социальной и технической ориентаций.
Следует сопоставить содержание новых акмеологических понятий (акме-формы, акме-события, акмеологическое пространство, акмеологиическая среда, акмеологический результат и др.) и построить непротиворечивый понятийный аппарат науки акмеологии.
Методологически важно определить пути взаимопроникновения акмеологии и других новых наук — синергетики, соционики, андрогогики и других.
Необходимо выявление во взаимосвязи основных характеристик вершин в развитии взрослого человека: как индивида, как гражданина, специалиста в определенной сфере деятельности и как личности во всех других ее отношениях с действительностью.
Для акмеологии, как и для большинства наук характерно проведение исследований главным образом на уровне «общего» и «отдельного». Вместе с тем должны быть выявлены и сведены в систему объективные и субъективные факторы и условия, которые необходимы, чтобы каждый физически здоровый человек, проходя в своем развитии ступени взрослости, состоялся бы как неординарная индивидуальность во всех своих социально важных характеристиках.
Необходима «привязка» показателей акме не только к отдельному человеку, но и к общности людей, к жизнедеятельности организаций.
Чрезвычайно важно изучение проблем психологии взрослых в условиях кризисного общества, в частности исследование взаимосвязи достижения вершин профессионализма и нравственных эталонов человека.
Ждут своей разработки адресно направленные индивидуальные программы формирования разных видов компетентности, повышения акмеологической культуры, жизненной квалификации специалистов.
Следует активнее разрабатывать профессиограммы и акмеограммы для специалистов разных сфер социальной практики; практические рекомендации по повышению производительности труда специалистов и созданию ими конкурентоспособного продукта в разных сферах профессиональной деятельности; рекомендации по анализу акмеологической среды в организациях и условий для профессионального роста сотрудников.
Необходимо дальнейшее обоснование и создание системных пролонгированных программ акмеологического сопровождения и акмеологической поддержки целостного развития человека на этапах, предшествующих взрослости, на ступени овладения профессией и на этапе его зрелости.
Решение этих проблем позволит укрепить место акмеологии в системе наук, повысить ее практическую и социальную значимость.
© Деркач А. А., 2005