Научная статья на тему 'Ярославский государственный медицинский университет на пороге 75-летия'

Ярославский государственный медицинский университет на пороге 75-летия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ВИРТУАЛЬНАЯ КЛИНИКА / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER MEDICAL EDUCATION / YAROSLAVL STATE MEDICAL UNIVERSITY / MODELING OF PROFESSIONAL ACTIVITIES / SIMULATION LEARNING / UNIVERSITY VIRTUAL CLINIC / CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Алексей Владимирович

В 2019 г. Ярославский государственный медицинский университет отмечает своё 75-летие. На протяжении десятилетий университет занимает устойчивые позиции в образовательном и научном пространстве современной России. Среди воспитанников вуза известные учёные, руководители здравоохранения, авторитетные специалисты многих отраслей медицины и видные общественные деятели. На сегодняшний день Ярославский государственный медицинский университет обеспечивает подготовку высококвалифицированных медицинских работников, профессиональную переподготовку и повышение квалификации врачей и провизоров, активно осуществляет фундаментальные и прикладные научные исследования, развивает информационные технологии и внедряет инновационные модели обучения. В статье рассмотрены современные особенности организации образовательного процесса и практической подготовки обучающихся, внеучебной работы, научно-инновационной деятельности, межвузовского взаимодействия и международного сотрудничества, а также сформулированы основные перспективы развития вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Yaroslavl State Medical University on the Threshold of 75th Anniversary

In 2019 Yaroslavl State Medical University celebrates its 75th anniversary. For decades, the university has held strong positions in the educational and scientific space of modern Russia. Well-known scientists, health care managers, highly decorated experts in various branches of medicine and prominent public figures are among the alumni of the University. Today, Yaroslavl State Medical University provides training for highly qualified medical workers, as well as professional retraining and advanced training of doctors and pharmacists, actively carries out basic and applied research, develops modern information and technological tools and introduces innovative teaching models. The article examines the modern features of the organization of the educational process and the practical training of students, extracurricular work, research and innovation activities, interuniversity interaction and international cooperation, and also formulates the main prospects for the development of the University.

Текст научной работы на тему «Ярославский государственный медицинский университет на пороге 75-летия»

Ярославский государственный медицинский университет

на пороге 75-летия

Павлов Алексей Владимирович - д-р мед. наук, проф., ректор. E-mail: [email protected] Ярославский государственный медицинский университет, Ярославль, Россия Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Революционная, 5

Аннотация. В 2019 г. Ярославский государственный медицинский университет отмечает своё 75-летие. На протяжении десятилетий университет занимает устойчивые позиции в образовательном и научном пространстве современной России. Среди воспитанников вуза - известные учёные, руководители здравоохранения, авторитетные специалисты многих отраслей медицины и видные общественные деятели. На сегодняшний день Ярославский государственный медицинский университет обеспечивает подготовку высококвалифицированных медицинских работников, профессиональную переподготовку и повышение квалификации врачей и провизоров, активно осуществляет фундаментальные и прикладные научные исследования, развивает информационные технологии и внедряет инновационные модели обучения. В статье рассмотрены современные особенности организации образовательного процесса и практической подготовки обучающихся, внеучебной работы, научно-инновационной деятельности, межвузовского взаимодействия и международного сотрудничества, а также сформулированы основные перспективы развития вуза.

Ключевые слова: высшее медицинское образование, Ярославский государственный медицинский университет, моделирование профессиональной деятельности, симуляционное обучение, университетская виртуальная клиника, непрерывное медицинское образование

Для цитирования.: Павлов А.В. Ярославский государственный медицинский университет на пороге 75-летия // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 129-137. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-129-137

Ярославский государственный медицинский университет (ЯГМУ) - многопрофильный вуз с богатой историей, сложившимися за долгие годы традициями и чёткими перспективами развития, основанными на самоотверженной работе нескольких поколений его сотрудников. Решение об открытии Ярославского медицинского института было продиктовано острой потребностью страны в медицинских кадрах во время Великой Отечественной войны. Истоки вуза берут начало в далёком 1943 году, когда в Ярославле начал работу эвакуированный Белорусский медицинский институт, сформированный на базе Минского и Витебского медицинских институтов. После принятия решения о реэвакуации Белорусского медицинского института распоряжением Совета Народных Комис-

саров от 15 августа 1944 г. на его месте открыт новый вуз - Ярославский медицинский институт [1]. Становление вуза проходило в сложное послевоенное время, однако, несмотря на трудности, устойчиво развивалась его материальная база, формировался коллектив высококвалифицированных специалистов, создавались научные школы, открывались новые факультеты - так планомерно формировался неповторимый имидж Alma Mater, встречающей в 2019 г. свой 75-летний юбилей.

2014 год - один из ключевых этапов в истории вуза [2]. Признанием высокого уровня развития образовательного, научного, кадрового и материального потенциала явилось получение Ярославской государственной медицинской академией статуса

университета. За истекшие пять лет произошло много знаковых событий, положительным образом укрепивших его высокий авторитет. Реализован комплекс мероприятий по повышению эффективности всех направлений деятельности вуза (образование, наука и инновации, медицинская деятельность, внеучебная и воспитательная работа, кадровое обеспечение, экономика и финансы, материально-техническое обеспечение). Успешно выполняются целевые показатели Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения, направленные на повышение эффективности образования и науки в ГБОУ ВПО ЯГМУ Минздрава России на период с 2013 по 2020 гг.», включающие государственное задание по приёму и подготовке обучающихся по всем реализуемым специальностям и направлениям. По итогам проведения ежее-годных мониторингов эффективности деятельности вузов на протяжении последних лет университетом достигнуто выполнение всех целевых показателей.

За эти годы был открыт новый факультет клинической психологии и социальной работы, созданы междисциплинарные базовые кафедры в Костроме и Вологде, университет стал активным участником реализации важнейших федеральных программ: первичной аккредитации выпускников, создания «бережливых» поликлиник, национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография». На базе университета создан проектный офис по развитию регионального здравоохранения Ярославской и Костромской областей. Развиваются процессы межвузовской интеграции: в 2015 г. ЯГМУ вошёл в состав научно-образовательного медицинского кластера ЦФО «Восточно-Европейский»; заключены новые соглашения о сотрудничестве между российскими и зарубежными медицинскими образовательными и научными центрами.

Обеспечение стабильного и эффективного функционирования вуза было бы невозможно без качественной материально-технической базы и кадрового потенциала. В

состав университета входят восемь учебных корпусов, включающих современные учебные и лекционные аудитории, оснащённые мультимедийными комплексами, компьютерные классы, научные лаборатории, позволяющие осуществлять научно-исследовательскую деятельность на высоком методическом уровне, научная библиотека, оборудованная электронно-библиотечными системами, существенно облегчающими доступ к информационным ресурсам. Особое внимание уделяется материально-техническому оснащению и модернизации Центра симуляционного обучения и аккредитации специалистов, который был создан в 2009 г. в соответствии с решением Учёного совета университета. Спортивные занятия проводятся в учебно-спортивном корпусе, который включает пять залов для игровых видов спорта, легкоатлетический манеж и открытый стадион широкого профиля. Наличие современного учебно-спортивного комплекса позволяет регулярно проводить спортивные состязания различного уровня. Функционирование клинических кафедр осуществляется на базе 40 медицинских и фармацевтических организаций, на основании заключённых договоров о совместной деятельности. В 2014 г. был открыт Музей истории университета, в котором последовательно отображена полная картина становления вуза. Фотографии минувших лет, экспонаты и прочие исторические свидетельства вызывают неподдельный интерес у посетителей, потому что являются моментальным отражением своего времени, несущим его колорит. Планомерно создаются новые и обновляются постоянные экспозиции, посвящённые различным людям и событиям из университетской истории.

Образовательная, научная и инновационная деятельность в университете реализуется на высоком уровне благодаря научному, клиническому и педагогическому опыту преподавателей, среди которых много авторитетных специалистов в области медицины и фундаментальной науки. Уже с начальных

курсов они прививают обучающимся интерес к медицине и формируют комфортную среду для получения клинических навыков и будущих научных открытий.

Образовательная деятельность

В настоящее время ЯГМУ осуществляет подготовку обучающихся по шести программам специалитета (специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Фармация», «Медицинская биохимия» и «Клиническая психология»), одной программе бакалавриата (направление подготовки «Социальная работа»), одной программе среднего профессионального образования (специальность «Фармация»), 40 программам ординатуры и 30 направлен-ностям аспирантуры, а также по широкому спектру программ дополнительного профессионального образования.

На шести факультетах и 59 кафедрах ежегодно обучается порядка 3500 студентов и 500 ординаторов; более 11000 врачей и провизоров осваивают различные программы дополнительного профессионального образования - программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в том числе в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Преподавание дисциплин ведётся в строгом соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов при обязательном включении в образовательный процесс оригинальных педагогических и информационных технологий, инновационных методик обучения и методических приёмов. В 2019 г. успешно проведена государственная аккредитация всех реализуемых вузом образовательных программ.

С 1992 г. в университете ведётся обучение иностранных граждан, которое координируется отделом международного образования. За это время выпущено свыше 500 специалистов из более чем 50 стран мира. Для иностранных граждан предлагается широкий спектр образовательных программ: от до-

вузовской подготовки до обучения по программам ординатуры и аспирантуры. ЯГМУ включён в мировой список медицинских вузов Всемирной организации здравоохранения (World Directory of Medical Schools of the World Health Organization).

Стремительно развивающиеся научные, образовательные и медицинские технологии открывают широкие возможности для совершенствования классической системы подготовки врачей и провизоров. При этом университет предпринимает особые усилия по формированию современной информационно-образовательной среды, системно включающей как программно-аппаратную модернизацию, так и создание современного цифрового контента. В качестве примера последних достижений в этой области можно привести осуществлённый впервые среди российских медицинских вузов переход преподавания морфологических дисциплин на технологии виртуальной микроскопии (WSI - whole slide imaging). Информационно-образовательная среда уже сейчас позволяет дистанционно и в удобное для обучающегося время получать интересующую

его информацию посредством доступа к лекционному материалу, учебному видеоматериалу, а также методическим разработкам кафедр. Кроме того, она является удобной платформой для самостоятельного контроля знаний.

Традиционным для университета стало участие студентов и ординаторов в межрегиональных и федеральных олимпиадах по хирургии, терапии, педиатрии, стоматологии, оториноларингологии, философии, латинскому языку, иностранным языкам, медицинской реабилитации и спортивной медицине, многим другим специальностям. Студенческие олимпиады являются реальной возможностью для обучающихся продемонстрировать высокий уровень знаний и навыков, приобретённых в ходе освоения профессии, креативность мышления, нестандартные подходы в проблемных ситуациях, способность принимать решения и нести за них ответственность, слаженную командную работу при дефиците времени и ресурсов. Подтверждением активной вовлечённости обучающихся в олимпиадное движение может служить первое место команды ЯГМУ в отборочном туре по ЦФО XXVII Всероссийской студенческой хирургической олимпиады имени акад. РАМН М.И. Пе-рельмана, которая проходила на базе нашего вуза в конце 2017 г.

В 2009 г. при университете создан Центр симуляционного обучения и аккредитации специалистов, потребность в открытии которого была продиктована резким повышением требований к качеству практической подготовки современного врача. В симуля-ционном центре проходят подготовку студенты всех факультетов университета начиная с первого курса. В процессе отработки практических навыков акцент делается на технологии выполнения той или иной манипуляции по принципу моделирования профессиональной деятельности [3]. Каждый студент имеет возможность погрузиться в атмосферу, максимально приближённую к условиям работы специалиста. Напри-

мер, учебная модель процедурного кабинета позволяет студентам младших курсов приобрести навыки соблюдения основных принципов асептики и антисептики; модель манипуляционного кабинета делает возможным освоение базовых навыков ухода за больными с патологией сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, моче-выделительной систем. На старших курсах студенты отрабатывают основные навыки выполнения сердечно-лёгочной реанимации, а также навыки физикального обследования пациентов, интерпретации полученных результатов, установления диагноза, назначения лечения и контроля его эффективности и безопасности. Студенты фармацевтического факультета на практических занятиях имеют возможность поработать «в условиях современной аптеки», а обучающиеся стоматологического факультета - отработать навыки по оказанию стоматологической помощи. Помимо этого, в центре реализованы симуляционные курсы для хирургов, гастроэнтерологов, специалистов в области эндоскопии, врачей общей практики, обучающихся по программам ординатуры и дополнительного профессионального образования. На сегодняшний день в целом сформирована университетская виртуальная клиника, обеспечивающая формирование и совершенствование практических навыков у обучающихся всех специальностей начиная с первого курса, создана система высокотехнологичных экзаменационных станций для проведения объективного структурированного клинического экзамена. Опыт проведения первичной аккредитации выпускников показал высокую эффективность такой системы и рост заинтересованности студентов в обучении. Важно отметить, что реальный эффект симуляционного обучения достигается путём последующей реализации полученных знаний и навыков у постели больного в рамках классических занятий на клинических кафедрах.

Реализация концепции непрерывного медицинского образования (НМО) обеспечи-

вается Институтом последипломного образования (ИПДО) - ведущим региональным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки медицинских и фармацевтических работников. На настоящий момент вузом реализуется 452 дополнительных профессиональных программы по 68 специальностям, в том числе 302 программы повышения квалификации в рамках системы НМО. Кроме того, в университете осуществляется программа непрерывного профессионального образования преподавателей высшей школы, целью которой является поддержание высокого уровня профессиональных компетенций сотрудников кафедр в сфере педагогики, науки, информационных технологий и образовательного менеджмента.

Для становления будущего специалиста, помимо полученных знаний, практических навыков и сформированного клинического мышления, большое значение имеют перспективы дальнейшего трудоустройства. В 2018 г. университет заключил соглашения с Правительствами Ярославской, Вологодской областей и Администрацией Костромской области, включающие серьёзные меры по закреплению медицинских кадров в регионах. На базе крупных областных больниц в Вологде и Костроме созданы междисциплинарные базовые кафедры ЯГМУ, которые, наряду с реализацией программ дополнительного профессионального образования, ведут системную работу по профориентации, отбору абитуриентов для целевого приёма, проведению производственных практик студентов-целевиков на базе направивших их медицинских организаций. Работа в этом важном направлении координируется созданным в 2018 г. Центром содействия трудоустройству выпускников университета.

Научно-педагогический потенциал университета

Неотъемлемым условием успешной реализации основных образовательных программ является поддержание высокого

уровня научно-исследовательской работы сотрудников и обучающихся [4]. На протяжении всей своей деятельности университет располагал достаточным научным потенциалом: за 75 лет в вузе подготовлено свыше 220 докторов и 1000 кандидатов наук.

В настоящее время на 59 кафедрах университета активно работают 104 доктора и 306 кандидатов наук, среди которых один действительный член и один член-корреспондент РАН; 64 сотрудника имеют учёные звания профессора и 182 - доцента. В вузе успешно функционируют научно-образовательные центры эндоскопии, изучения тромбозов и аутоиммунных заболеваний, нейробиологических исследований, изучения демиелинизирующих заболеваний, клинико-фармакологических исследований, рефракционной лазерной хирургии глаза. На протяжении последних трёх лет созданы и эффективно работают межкафедральные научные лаборатории аналитических и молекулярно-биологических методов исследования, иммуногистохимии, цифровой микроскопии.

Учёные вуза пользуются высоким авторитетом в стране и за рубежом, входят в состав руководства всероссийских научных обществ, профессиональных ассоциаций, редакционных советов и редколлегий журналов. Ярославский государственный медицинский университет - учредитель сетевого научного журнала «Медицинская психология в России», в редакционный совет которого входят ведущие специалисты из 15 стран ближнего и дальнего зарубежья (Австрии, Азербайджана, Беларуси, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, США, Танзании, Украины). Под эгидой университета издаётся научный журнал «Медицинская этика». За последние пять лет на базе вуза проведено 135 авторитетных научных форумов самого высокого уровня (конференций, съездов, семинаров, мастер-классов) с международным участием. Результаты исследований публикуются в виде

научных монографий, статей в журналах, входящих в международные базы данных (Web of Science, Scopus). За период с 2014 г. сотрудниками вуза опубликовано свыше 60 монографий и руководств, порядка 2000 статей в высокорейтинговых научных журналах, получено 32 свидетельства по охране интеллектуальной собственности.

Расширение международных связей в научной и образовательной деятельности является одним из приоритетных направлений деятельности университета. Это подтверждается договорами о сотрудничестве с Медицинским университетом г. Канадзава (Япония), медицинским факультетом Университета Флоренции (Италия), Международным институтом эндоскопических исследований пищеварительной системы Барселоны (Испания), Центром образования, диагностики, терапии Психотерапевтического института Бергерхаузен (Германия), Витебским и Гомельским государственными медицинскими университетами, Минским институтом усовершенствования врачей (Республика Беларусь), Гуандунским фармацевтическим университетом (КНР), Бухарским государственным медицинским университетом им. Абу Али ибн Сино (Узбекистан). В рамках развития региональной Ассоциации современной фармацевтической промышленности и инновационной медицины (Ярославский фармацевтический кластер) сотрудники вуза активно участвуют в международных многоцентровых клинических исследованиях I—III фазы, проводимых ведущими фармацевтическими компаниями, в биомедицинских исследованиях, разработке инновационных лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Научная деятельность ЯГМУ неразрывно связана с работой студенческого научного общества (СНО). Научно-исследовательская работа содействует формированию у обучающихся готовности к творческой реализации полученных в вузе компетенций, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт.

СНО по праву можно считать ровесником университета. С первых месяцев работы вуза молодёжь проявляла интерес к углублённому изучению медицинской науки, и уже тогда организовывались первые научные студенческие кружки. К началу 1945 г. СНО насчитывало 279 студентов, что составляло 28% от общего количества обучающихся [1]. В 1947 г. была проведена первая студенческая научная конференция, которая стала точкой отсчёта в развитии молодёжной науки в университете. Со временем традиция ежегодного проведения студенческой научной конференции только укреплялась. Доказательством этому может служить то, что в апреле 2019 г. состоялась уже 73-я Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых учёных с международным участием «Актуальные вопросы медицинской науки», которая была приурочена к 75-летию вуза. В настоящее время в университете действуют более 50 научных кружков, в которых занимаются свыше 1500 студентов всех курсов и факультетов. Студенты и молодые учёные университета регулярно принимают участие в научных мероприятиях различного уровня, в том числе и международного, активно публикуются в научных сборниках и журналах.

Роль университета в становлении гармонично развитой личности

Фундаментальной основой в подготовке квалифицированного и конкурентоспособного выпускника медицинского вуза является становление гармонично развитой личности. Этот процесс обеспечивается усилиями всех форм вузовской деятельности - учебной, научно-исследовательской, инновационной, медицинской и воспитательной. Они формируют базовые компетенции медицинского работника - диалектический сплав нравственных качеств и профессионализма. Важная роль в этом процессе принадлежит внеучебной работе. Её организация - сложная и всегда актуальная педагогическая задача [5].

В первую очередь важна адаптация студентов-первокурсников к обучению в высшей медицинской школе. Эту задачу помогают успешно решать кураторы студенческих групп из числа преподавателей вуза и помощники кураторов (тьюторы) из числа обучающихся. Первокурсники активно вовлекаются не только в учебный процесс, но и во внеучебную деятельность. Широкие возможности воплощения творческих инициатив предоставляет Центр внеучебной работы и молодёжной политики Ярославского государственного медицинского университета. Он занимается организацией и проведением мероприятий внеучебной направленности, таких как «День знаний», «День первокурсника», «Пушкинский бал», «День национальных культур», «Зеленотерапия», «Вечер гитарной музыки», «Вечер поэзии» и многих других. Признанием высокого культурного потенциала университета явилось успешное проведение на его базе в 2018 г. XIII Всероссийского фестиваля искусств студентов-медиков и медицинских работников.

Формирование здорового образа жизни и воспитание у будущего врача мотивацион-ной установки на пропаганду и ведение здорового образа жизни - одна из главных задач университета [6]. Поэтому руководство вуза всячески поддерживает проведение спортивных и спортивно-оздоровительных мероприятий, участие студентов в проектах Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений» и Минздрава России: «Вуз - территория здоровья», «Физкультура и спорт -вторая профессия врача».

Построение позитивного имиджа медицинского работника, развитие движения волонтёрских медицинских отрядов является одним из перспективных направлений профилактической работы, направленной на повышение уровня медицинской культуры населения. В 2016 г. в университете создан медико-профилактический студенческий отряд «Шаг в здоровое будущее», деятельность которого направлена на привлечение

обучающихся к разработке проектов и программ для работы с населением по профилактике социально значимых заболеваний, гигиеническому воспитанию, формированию стереотипов здорового образа жизни. Ценность данного направления не исчерпывается его социальной значимостью - существенна его роль в создании для обучающихся дополнительных возможностей в плане раскрытия творческих способностей, развития коммуникативных навыков, получения более полного представления о распространённости и путях решения медицинских проблем в современном обществе. Все сферы внеучебной деятельности обучающихся находят отражение в «Студенческой газете», а также на официальных страницах вуза на сайте университета и в социальных сетях.

Заключение

Высокий авторитет Ярославского государственного медицинского университета базируется на прочном фундаменте накопленного опыта и бережно хранимых традиций, он обеспечен трудом многих поколений преподавателей и сотрудников. Ориентиры успешного движения вперёд заложены в действующей Программе развития вуза на 2017-2021 гг. «Устойчивое сбалансированное развитие университета, нацеленное на повышение его конкурентоспособности и формирование высокого уровня профессиональных компетенций обучающихся и сотрудников». Важнейшими стратегическими направлениями концентрации усилий коллектива являются:

■ высокое качество реализации образовательных программ всех уровней (методическое обеспечение, кадры, материально-техническая база);

■ формирование эффективно функционирующего сектора научных исследований и разработок, развитие единого внутривузов-ского информационного пространства;

■ поддержание устойчивого экономического и материально-технического обеспечения деятельности вуза на основе суще-

ствующей ресурсной базы и её эффективного использования;

■ формирование современной модели управления на основе применения международных стандартов системы менеджмента качества и принципов проектного менеджмента;

■ повышение конкурентоспособности вуза на основе развития межвузовской кооперации, международного сотрудничества и академической мобильности, усиление эффективности взаимодействия университета с региональными органами управления здравоохранением и медицинскими организациями;

■ формирование высокого уровня профессиональных компетенций обучающихся и сотрудников на основе использования си-муляционного обучения и внедрения механизмов непрерывного медицинского образования.

Интегральным результатом успешного выполнения Программы будет переход университета на инновационную ступень развития, позволяющую наиболее эффективно использовать накопленный интеллектуальный, научный, кадровый и материальный потенциал для решения текущих и стратегических задач модернизации здравоохранения и высшего медицинского образования России. Коллектив вуза уверенно смотрит в

будущее и готов ответить на все вызовы времени, смело открывая новые страницы славной истории Ярославского государственного медицинского университета.

Литература

1. Ерегина Н.Т. Ярославская медицинская академия: от истоков до наших дней. Ярославль: Индиго, 2013. 640 с.

2. Павлов А.В. Alma Mater в год семидесятилетия // Высшее образование в России. 2014. № 8-9. С. 83-90.

3. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 75 с.

4. Павлов А.В, Баранов А.А, Малашенко В.Н. Научно-исследовательская и инновационная деятельность Ярославского государственного медицинского университета: достижения и перспективы // Образование: цели и перспективы. 2015. № 41. С. 258-263.

5. Володин Н.Н, Дианкина М.С., Кальченко А.Г. Системный подход к организации воспитательной работы в медицинском вузе. М., 2009. 159 с.

6. Павлов А.В, Ерегина Н.Т. Внеучебная работа и профессиональное становление будущего врача // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 83-88.

Статья поступила в редакцию 20.06.19 Принята к публикации 15.07.19

Yaroslavl State Medical University on the Threshold of 75th Anniversary

Alexei V. Pavlov - Dr. Sci. (Medicine), Rector, e-mail: [email protected]

Yaroslavl State Medical University, Yaroslavl, Russia

Address: 5, Revolutsionnaya str., Yaroslavl, 150000, Russian Federation

Abstract. In 2019 Yaroslavl State Medical University celebrates its 75th anniversary. For decades, the university has held strong positions in the educational and scientific space of modern Russia. Well-known scientists, health care managers, highly decorated experts in various branches of medicine and prominent public figures are among the alumni of the University. Today, Yaroslavl State Medical University provides training for highly qualified medical workers, as well as professional retraining and advanced training of doctors and pharmacists, actively carries out basic and applied research, develops modern information and technological tools and introduces innovative teaching models. The article examines the modern features of the organization of the educational process and the practical training of students, extracurricular work, research and innovation activities, inter-

university interaction and international cooperation, and also formulates the main prospects for the development ofthe University.

Keywords: higher medical education, Yaroslavl State Medical University, modeling of professional activities, simulation learning, university virtual clinic, continuous medical education

Cite as: Pavlov, A.V. (2019). Yaroslavl State Medical University on the threshold of 75th Anniversary. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 8-9, pp. 129-137. (In Russ., abstract in Eng.)

DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2019-28-8-9-129-137

References

1. Eregina, N.T. (2014). Yaroslavskaya meditsinskaya akademiya: ot istokov do nashikh dney [Yaroslavl State Medical University: From Establishment until Our Days]. Yaroslavl: Indigo Publ., 640 p. (In Russ.)

2. Pavlov, A.V. (2014). Alma Mater in the Year of Its 70th Anniversary. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 8-9, pp. 83-90. (In Russ, abstract in Eng.)

3. Verbitsky, A.A. (1999). Novaya obrazovatel'naya paradigma i kontekstnoye obucheniye [New Educational Paradigm and Contextual Learning]. Moscow: Research Center for Problems of the Quality ofSpecialist Training Publ,. 75 p. (In Russ.)

4. Pavlov, A.V., Baranov, A.A., Malashenko, V.N. (2015). [Research and Innovation Activities of Yaroslavl State Medical University: Achievements and Prospects]. Obrazovanie: tzeli i perspek-tivy. [Education: Goals and Perspectives]. No. 41, pp. 258-263. (In Russ.)

5. Volodin, N.N., Diankina, M.S., Kalchenko, A.G. (2009). Sistemnyi podkhod k organizatsii vospitatel'noy raboty v meditsinskom vuze [A Systematic Approach to the Organization of Socially Educational Work at Medical University]. Moscow: Russian Medical State University Publ., 159 p. (In Russ.)

6. Pavlov, A.V., Eregina, N.T. (2010). [Extracurricular Activities and Professional Development of a Future Doctor]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 2, pp.83-88. (In Russ.)

The paper was submitted 20.06.19 Accepted for publication 15.07.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.