112
Высшее образование в России • № 8-9, 2014
диссертационных (грантовых) исследованиях и публиковать полученные результаты на страницах сетевого научного журнала «Медицинская психология в России»
(www.mprj.ru). С 2014 г. журнал издается параллельно на двух языках, его материалами интересуются более чем в 20 странах мира.
Авторы:
БАРАНОВ Андрей Анатольевич - д-р мед. наук, профессор, проректор по научной работе, Ярославская государственная медицинская академия, [email protected] МАЛАШЕНКО Виктор Николаевич - д-р мед. наук, профессор, научный руководитель СНО, Ярославская государственная медицинская академия, [email protected]
КЛИМАЧЕВА Ольга Валентиновна - канд. мед. наук, доцент, Ярославская государственная медицинская академия, [email protected]
ХМЕЛЬЦОВА Ольга Игоревна - председатель Совета СНО, Ярославская государственная медицинская академия, [email protected]
BARANOVA.A., MALASHENKO V.N,KLIMACHEVA O.V,KHMELTSOVA O.I.
THE STUDENT SCIENCE: ACHIEVEMENT AND PERSPECTIVES
Abstract. The article presents the basic stages of the history, modern stage, sections of scientific students’ work, achievements and the basic perspective directions of students’ science development at the Yaroslavl State Medical Academy. The Students’ Scientific Society of the Academy now includes 50 research circles and involves about 800 students.
Keywords: students’ science, Students’ Scientific Society, School for a young researcher, student scientific conference, inter-university cooperation, grants policy, staff potential
Authors:
BARANOV Andrey A. - Dr. Sci. (Medicine), Pro-rector for research work, Yaroslavl’ State Medical Academy, Yaroslavl’, Russia, [email protected]
MALASHENKO Viktor N. - Dr. Sci. (Medicine), Prof., Head of Student Scientific Society, Yaroslavl’ State Medical Academy, Yaroslavl’, Russia, [email protected]
KLIMACHEVA Olga V. - Cand. Sci. (Medicine), Assoc. Prof., Yaroslavl’ State Medical Academy, Yaroslavl’, Russia, [email protected]
KHMEL’TSOVA Olga I. - Chairman of Advice, Student Scientific Society, Yaroslavl’ State Medical Academy, Yaroslavl’, Russia, [email protected]
Д.Е. ФИРСОВ, доцент Социальное
зав. кафедрой социальной
, экономики и биоэтики
Развитие социального образования в современной России является элементом общего процесса модернизации российского общества. Опыт реализации образовательного стандарта по направлению подготовки «Социальная работа » в Ярославской государственной медицинской академии подтверждает правомерность и перспективность введения социально ориентированных образовательных программ в медицинском вузе.
Ключевые слова: социальное образование, социальная работа, медицинское образование, социокультурная стратегия, социально-образовательная инновационная среда
образование в медицинском вузе
Юбилей
113
В настоящее время образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки кадров для социальных и медико-социальных служб заняли достойное место в учебныхпланах российских университетов самого широкого профессионального профиля. Все более активно идет процесс введения двухуровневой подготовки кадров для социальной работы и в отечественных медицинских вузах.
Закрепленное на уровне устава Всемирной организации здравоохранения определение здоровья как совокупности физического, психического и социального благополучия, внедрение в медицинскую практику механизмов индикации уровня и качества жизни, по существу, предполагают включение элементов технологий социально-инновационной работы в саму структуру медицинского образования. Обязательное для медицинских вузов оптимальное сбли-
жение теоретических знаний и практических навыков, наличие высококвалифицированных преподавателей и баз практической работы - эти и другие факторы создают наиболее благоприятные условия для подготовки здесь специализированных кадров социально-практического профиля.
В Ярославской государственной медицинской академии реализация Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки бакалавров социальной работы началась в 2013 г. Тогда была создана кафедра социальной работы, экономики и биоэтики, а учебный процесс обеспечен квалифицированными кадрами и учебными площадями. В 2013-2014 учебном году на кафедре велось преподавание семи дисциплин, входящих в учебный план по направлению подготовки «Социальная работа», в том числе «Введение в профессию “Социальная работа”», «Социология», «Этические основы
114
Высшее образование в России • № 8-9, 2014
социальной работы», «Основы социального государства и гражданского общества», «Культурология ». Студенты по направлению «Социальная работа» проходят обучение на профильной кафедре, а также на кафедрах истории и философии, анатомии человека, нормальной физиологии с биофизикой, педагогики и психологии с курсом ИПДО, медицинской информатики, хирургических болезней педиатрического факультета, лечебной физкультуры и врачебного контроля с физиотерапией, физической культуры и иностранных языков. Большую помощь в освоении учебной программы бакалавриата оказывает Центр освоения практических навыков ЯГМА. Студенты по направлению подготовки «Социальная работа» успешно проходят производственную практику на базе лечебного учреждения.
Дальнейшая реализация в ЯГМА образовательной программы бакалавриата по направлению «Социальная работа» нацелена на успешное освоение обучающимися образовательной программы в полном объеме, предусмотренном ФГОС, и на трудоустройство выпускников по специальности. Важным фактором реализации данной задачи является формирование у обучающихся соответствующей мотивации, заинтересованности в получении выбранной профессии и в работе по специальности. С этой целью при формировании вариативной части учебного плана, в частности дисциплин по выбору, могут учитываться предпочтения студентов в получении конкретных навыков.
Для оптимизации освоения учебных дисциплин, изучение которых предусматривает проведение промежуточного контроля в форме экзамена, может применяться принцип «акселерации» - включение в учебный план предшествующего семестра кластерных дисциплин с промежуточным контролем в форме зачета. Для дисциплины «Социология» (2-й семестр обучения, экзамен) такими курсами могут являться
«Основы социального государства и гражданского общества» и «Введение в профессию “Социальная работа”» (1-й семестр обучения, зачеты).
Студенты бакалавриата ЯГМА по направлению подготовки «Социальная работа» показывают стабильно высокий балл по итогам экзаменационных сессий. Анкетирование обучающихся по результатам прохождения ими летней производственной практики показало, что студенты бакалавриата высоко оценивают закрепление полученных знаний в процессе практики (4,0 балла по пятибалльной шкале), получение новых знаний и навыков (4,6 балла). На 4,7 балла оценено значение производственной практики для формирования новых или закрепления существующих мотиваций к дальнейшему обучению; на 4,5 балла - к выбору профессии в соответствии со специальностью «Социальная работа». 4,9 балла - средняя оценка студентами бакалавриата положительного значения опыта профессионального общения с сотрудниками медицинского учреждения. Значение оказания пациентам медицинских учреждений профессиональной помощи специалистами социальной работы оценено в 4,9 балла.
Сложившиеся в России традиции медицинского образования создают наиболее благоприятные условия для реализации стандартов социального образования. Неотъемлемые характеристики медицинского образования: высокие показатели наукоемкости медицинских технологий, динамичное обновление эмпирических данных, требование постоянного повышения квалификации практикующих специалистов - могут быть успешно перенесены в сферу социально-прикладных знаний, заложены в качестве принципов формирования специалиста(бакалавра,магистра) социальной работы. Медицинский вуз является оптимальной «платформой» для создания социально-образовательной инновационной среды. Таким образом, для
Юбилей
115
специальностей, имеющих особую социально-прикладную значимость, в частности для социальной работы, опыт медицинского образования является наиболее близким.
Современное социальное образование, направленное на подготовку и перепрофилирование специалистов для социальной сферы, интегрирует потенциал различных образовательных программ [1, с. 52]. Одним из условий реализации принципа непрерывности социального образования является инновационность образовательных технологий [2] . Работа в этом направлении требует не только привлечения технических возможностей вузов, но и повышения квалификационного уровня профессорскопреподавательского состава учебных заведений, введения новых форм учебной и методической работы. Решение этих задач в целом положительно отражается на общем уровне потенциала высшей школы.
Задачи современного социального образования в России могут успешно решаться за счет использования апробированных образовательных технологий, позволяющих реализовывать социально ориентированные стандарты на базе опыта отечественной высшей школы, в том числе медицинской науки. При этом при реализации концепции социального образования в России необходимо учитывать как положительный, таки отрицательный социально-инновационный опыт. Универсализм, как результат применения интеграционных технологий в образовании, не всегда коррели-
рует с конкретными социальными задачами. Примером в данном случае может служить кризис мультикультурализма, в течение последних десятилетий считавшегося на Западе основой стабильного развития социально ориентированного общества [3, с. 20].Социально-инновационные процессы в современной России инициируют модернизацию во всех общественных сферах. Требования, предъявляемые в XXI столетии к социальным образовательным технологиям, соответствуют объективным условиям развития российского общества, задачам оптимизации социально ориентированных программ.
Социальное образование в России, опирающееся на потенциал высшей медицинской школы, реализуясь в аксиологических контурах современной цивилизационной модели, способно стать одним из ключевых элементов социокультурной стратегии национального развития.
Литература
1. Куличенко Р.М., Симонович В.Л. Социаль-
ное образование как компонент мирового образовательного пространства // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 4.
2. Гришина Е.С. Непрерывное образование
как потребность XXI века// Вопросы культурологии. 2012. № 1.
3. Тэвдой-Бурмули А.И. Мультикультурализм:
между панацеей и проклятием // Актуальные проблемы Европы. 2011. № 4.
Автор:
ФИРСОВ Денис Евгеньевич - канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой социальной работы, экономики и биоэтики, Ярославская государственная медицинская академия, email: [email protected]
FIRSOVD.E. SOCIAL EDUCATION AT HIGHER MEDICAL SCHOOL
Abstract. The development of social education in modern Russia became an important part of an overall process of social and innovative modernization of Russian society. Implementing of the educational standard in the field of social work in Yaroslavl State Medical Academy confirms propriety of the development of socially oriented educational programs at higher medical school.
116
Высшее образование в России • № 8-9, 2014
Keywords: social education, social work, medical education, socio-cultural strategy, innovative educational social environment
References
1. Kulichenko R.M., Simonovich V.L. (2006)
[Social education as a part of the world educational space]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education]. No. 4.
2. Grishina E.S. (2012) [Continuing education as a
requirement of the XXI century] Voprosy kul’turologii. [Issues of Cuturology] No. 1.
3. Tevdoj-Burmuli A.I. (2011) [Multiculturalism: between panacea and damnation] Aktual’nye problemy Evropy [Topical problems of Europe]. No. 4.
Author:
FIRSOV Denis E. - Cand. Sci (Philosophy), Assoc. Prof., Head of the Department of social work, Economics and Bioethics, Yaroslavl State Medical Academy, Yaroslavl, Russia, e-mail: [email protected]
А.В. ПАВЛОВ, д-р мед. наук, ректор
Н.Т. ЕРЕГИНА, д-р ист. наук, доцент
Вузовские традиции: рожденные сегодня и протяженностью вдесятилетия
В статье рассматриваются вопросы воспитания студентов медицинской академии на лучших вузовских традициях, имеющих длительную историю и рожденных в наши дни. Показано, как следование традициям становится реальным инструментом формирования духовной культуры студенческой молодежи, приобщения ее к нормам медицинского сообщества, лучшим образцам отечественной культуры, к исторической памяти.
Ключевые слова: вузовские традиции, нравственное воспитание студентов, взаимоотношения между студентами и преподавателями, приобщение к лучшим традициям русской культуры, интернациональное воспитание
Врач - профессия особая, подразумевающая целый ряд характеристик, не только служебных, но и личностных. Доброта, порядочность, неравнодушие, интеллигентность, образованность, общая культура важны для врача не меньше, чем профессионализм в лечении и постановке диагноза. Собственно, именно они в немалой степени этот профессионализм и определяют. Именно поэтому воспитание студента медицинского вуза как гармонично развитой личности было и остается актуальной задачей. Её решению способствует приобщение студентов к бережно хранимым вузовским тради-
циям, играющим роль социальных механизмов хранения и передачи молодежи всего лучшего из опыта старших поколений, выдержавшего проверку временем.
Многие традиции, ставшие для нас сегодня привычными, насчитывают не одно десятилетие, уходя своими корнями в первые годы вузовской истории. В первую очередь это Дни первокурсника и торжественные выпуски студентов.
В Ярославском медицинском институте начиная с 1945 г. вхождение в студенческую семью и приобщение к миру медицины начиналось со специально посвященного дан-