Современные подходы к непрерывному профессиональному образованию специалистов в медицинском вузе
Жбанников Петр Станиславович - канд. мед. наук, доцент, начальник центра непрерывного медицинского и фармацевтического образования. E-mail: [email protected] Горохов Владимир Иванович - канд. мед. наук, проф., начальник управления последипломного образования и взаимодействия с клиническими базами. E-mail: [email protected] Ярославский государственный медицинский университет, Ярославль, Россия Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Революционная, 5
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы перехода дополнительного профессионального образования на качественно новую систему - непрерывное медицинское образование, что требует не только обновления структуры, организации образовательного процесса, но и содержания дополнительных профессиональных программ. Рассмотрена актуальность модификации института повышения квалификации научно-педагогических работников, а также представлено обоснование непрерывного профессионального развития преподавателей.
Ключевые слова.: Ярославский государственный медицинский университет, непрерывное медицинское образование, дополнительное профессиональное образование, непрерывное профессиональное образование преподавателей, lean-технологии, «Фабрика процессов», симуляционные технологии
Для цитирования.: Жбанников П.С, Горохов В.И. Современные подходы к непрерывному профессиональному образованию специалистов в медицинском вузе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 149-157.
DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-149-157
Система дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения, фармации, работников высшей и средней медицинской школы) в Ярославском государственном медицинском университете берёт начало в 1975 г., когда решением Учёного совета вуза был впервые открыт факультет повышения квалификации преподавателей. Через 4 года, в 1979 г. был организован факультет усовершенствования врачей. В 2008 г. они были объединены в единый факультет последипломного образования, который в 2011 г. в результате реструктуризации был преобразован в Институт последипломного образования (ИПДО). На всех этапах развития системы дополнительного профессионального образования основой была подготовка
квалифицированных специалистов (врачей, провизоров, преподавателей) с учётом достижений современной медицинской науки, педагогики и требований законодательства. В соответствии с задачами, поставленными государством в Федеральном проекте «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», структура, функции и задачи ИПДО в 2018 г. существенно изменились (Рис. 1).
Непрерывное образование специалистов
Совершенствование системы медицинского образования во всём мире рассматривается как неотъемлемая часть стратегии повышения качества медицинской помощи. Не случайно говорят: «Качество медицинской помощи не может быть выше полученного образования!». Поэтому в современных ус-
Рис. 1. Структура Института последипломного образования Fig. 1. The structure ofthe Institute of postgraduate education
ловиях появляется потребность не только в новых знаниях, но и в новых технологиях их приобретения, что определяет новый уровень всей системы профессионального развития [1]. Старая парадигма «Образование на всю жизнь» изменена на новую - «Образование через всю жизнь».
Повышение качества и безопасности медицинской помощи напрямую зависит от уровня профессиональной квалификации врачей и провизоров. Действующая в настоящее время система дополнительного профессионального образования, предусматривающая повышение квалификации один раз в пять лет, не может в должной степени обеспечить возрастающие потребности медицинских организаций и медицинских работников в приобретении и совершенствовании современных знаний и умений. В медицинском образовательном сообществе России идёт переход на новые принципы непрерывного профессионального образования с целью повышения качества последипломной подготовки врачей-специалистов и провизоров в рамках реализации концепции «образование через всю жизнь». Непрерывное профессиональное образование - это образовательная деятельность, направленная на поддержание,
развитие или повышение уровня профессиональных компетенций, которые врач (провизор) использует для оказания качественных и безопасных медицинских (фармацевтических) услуг пациентам и обществу, а также для помощи коллегам [2-4].
С 2016 г. в рамках государственной политики по совершенствованию системы дополнительного профессионального образования в университете происходит изменение системы ДПО в соответствии с современными потребностями общества, государства и инновационного развития здравоохранения. С этой целью были определены следующие стратегические направления развития.
1. Проектирование, разработка и реализация дополнительных профессиональных программ в рамках системы непрерывного медицинского (фармацевтического) образования с трудоёмкостью до 36 часов.
2. Использование в программах инновационных методик (симуляционное обучение, дистанционные образовательные технологии, стажировка, проблемно-ориентированный и междисциплинарный подходы, элементы «бережливого менеджмента»).
3. Реализация программ повышения квалификации в соответствии с требованиями
Таблица 1
Программы повышения квалификации в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического
образования
Table 1
Advanced training programs of continuous medical and pharmaceutical education
№ Характеристики Количество программ
1. Всего программ 302
2. Всего специальностей 68
3. С использованием симуляционных технологий 84
4. С использованием дистанционных образовательных технологий 106
5. С использованием элементов «бережливого»производства 27
6. С использованием стажировки 125
7. С использованием проблемно-ориентированного, мультидисциплинарного подхода 268
федеральных проектов, профессиональных стандартов и с потребностями практического здравоохранения.
4. Изменение структуры и содержания программ повышения квалификации преподавателей, внедрение концепции «Непрерывное профессиональное образование преподавателей».
В 2016-2019 гг. было разработано, рецензировано и утверждено на образовательном портале Министерства здравоохранения Российской Федерации более 300 программ повышения квалификации в рамках системы непрерывного медицинского (фармацевтического) образования с принципиально новым содержанием. За 2018 г. обучение по программам повышения квалификации прошли более 10 тысяч специалистов здравоохранения и фармации Ярославской, Вологодской, Костромской, Калужской, Московской и других регионов (Табл. 1).
Наибольшее количество программ разработано и реализуется в рамках исполнения федеральных проектов в сфере здравоохранения. В их числе:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи;
2) оказание медицинской помощи детям;
3) онкологическая настороженность и ранняя диагностика онкологических заболеваний;
4) профилактика, диагностика, лечение сердечно-сосудистых заболеваний;
5) медицинская реабилитация при различных заболеваниях и патологических состояниях;
6) оказание медицинской помощи новорождённым, снижение младенческой смертности;
7) подготовка квалифицированных руководящих кадров медицинских организаций.
С 2016 г. ЯГМУ первым из российских медицинских вузов принял участие в реализации проекта «Создание бережливых поликлиник-образцов», большое внимание в котором уделяется образовательному контенту, значимость которого обусловлена как необходимостью повышения общей осведомлённости участников проекта в базовых вопросах бережливого производства и проектного менеджмента, так и необходимостью ретрансляции полученного опыта. Для решения поставленных задач на базе Ярославского государственного медицинского университета был создан общевузовский Центр управления образовательными проектами. В сферу его деятельности входит организация и проведение практических занятий по тематике бережливого производства и применения его принципов в медицине, а также отработка проектов для тиражирования и распространения опыта работы с привлечением других медицинских вузов России. Необходимо отметить, что при реализации подобных проектов особое значение
имеет возможность приобретения обучающимися опыта практической деятельности, что возможно при условии использования технологий симуляционного обучения. В настоящее время оно достаточно широко распространено в медицинском образовании и представляет собой комплекс современных образовательных технологий, основанных на реалистичном моделировании, имитации отдельных процессов или комплексных клинических ситуаций в искусственно созданной среде. При разработке дополнительных профессиональных программ, направленных на обучение медицинских специалистов принципам бережливого производства, в нашем университете основной акцент был сделан на использование симуляционных технологий, дающих возможность отработать навыки управления типовыми процессами в среде условной медицинской организации.
Итогом проведённой работы стало создание образовательного проекта «Фабрика процессов ПоLEANклиника» («поликлиника / клиника, работающая на основе технологий бережливого производства -1еап-технологий»), направленного на интерактивное изучение методов и принципов бережливого производства посредством полного погружения обучающихся в типовой процесс «Проведение медицинского осмотра в условиях медицинской организации» с целью выявления, минимизации, прогнозирования и профилактики производственных потерь с конечной задачей, состоящей в повышении эффективности деятельности медицинской организации [5]. В процессе обучения слушатели под руководством тренеров-преподавателей выполняют роли сотрудников организации (главный врач, сотрудник организационно-методического отдела, сотрудники лаборатории, врач-терапевт, врачи-специалисты, медицинская сестра кабинета ЭКГ и т.д.) и пациентов - участников типового медицинского осмотра. Работа на «Фабрике процессов» состоит из нескольких раундов (от 2 до 3 раундов в зависимости от уровня базовой
подготовки участников). В ходе первого раунда «медицинские специалисты» и «пациенты» воссоздают процесс медицинского осмотра в исходных условиях (действия производятся в строгом соответствии с заранее выданными инструкциями), проводится хронометраж. В задачи участников входит оценка результатов хронометража, картирование процесса, сравнение полученных результатов «медицинского осмотра» с целевыми показателями, выявление потерь, оценка удовлетворённости участников процесса. Участники определяют проблемы и пытаются найти решения, направленные на их устранение: перераспределение потоков пациентов, изменение расположения кабинетов врачей, рациональная организация рабочих мест, внедрение более современных методов обследования, минимизация выявленных видов потерь и т.д. Второй и третий раунды проводятся после дебрифин-га и внедрения предложенных участниками улучшений. Основными инструментами, применяемыми для решения поставленных задач на «Фабрике процессов», являются:
• система SQDCM, направленная на оценку показателей безопасности, качества, производительности, стоимости и удовлетворённости условных производителей и потребителей медицинской услуги;
• система 5С, позволяющая достичь рациональной организации рабочего окружения и, как следствие, устранить потери, повысить качество, безопасность и эффективность медицинской помощи;
• определение видов потерь и использование методов их устранения;
• картирование, позволяющее визуализировать процесс, выявлять проблемы и принимать правильные управленческие решения.
На этапе разработки и апробации проекта обучение по программе симуляционного образовательного модуля «Фабрика процессов ПоLEANклиника» прошли сотрудники профильных кафедр университета, обучающиеся по программам ординатуры, врачи и пред-
ставители администрации поликлиник Ярославля. С июня 2017 г. этот модуль включён в структуру программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. На его основе был создан цикл повышения квалификации «Бережливый менеджмент в здравоохранении», который с успехом реализуется при обучении руководителей и сотрудников медицинских организаций, образовательных организаций медицинского профиля и представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В структуру цикла повышения квалификации также включены лекционный курс по основам 1еап-менеджмента в здравоохранении и посещение поликлиник, прошедших все этапы проекта по созданию бережливых поликлиник-образцов. Освоение образовательного модуля способствует развитию и совершенствованию следующих профессиональных компетенций:
• готовность к управлению коллективом медицинской организации;
• готовность использовать знания по организации рациональной деятельности медицинских организаций в зависимости от профиля и вида оказываемой ими медицинской помощи, рационального лекарственного обеспечения, медицинской помощи детям, диспансеризации населения;
• готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях.
Непрерывное образование преподавателей
Система подготовки медицинских и фармацевтических кадров для практического здравоохранения невозможна без качественной подготовки преподавателей медицинского вуза. Это связано в первую очередь с тем, что современная высшая медицинская школа - это высокотехнологичная система учебного оборудования, новые учебные программы, электронные средства обучения, новые условия для реализации федеральных
государственных образовательных стандартов. Она должна обеспечить формирование у специалистов интегрированных теоретических и клинических знаний, умений и навыков, помочь им освоить мировые медицинские технологии, сформировать способность к социальной адаптации.
Преподаватели высшей медицинской школы - особая категория педагогов, выполняющих специфические функции и имеющих определённые квалификационные и личностные характеристики. Занимая преподавательскую должность, врач в полной мере является педагогом-профессионалом. Современное медицинское образование всё более раскрывается как сфера конкурирующих концепций, как своего рода «производство образованности», в котором, как и в других производствах, используются наукоёмкие технологии, информационные продукты, квалифицированные специалисты. В своей работе преподаватель ориентируется на то обстоятельство, что медицинские вузы готовят врачей для работы в условиях изменившейся системы финансирования здравоохранения, совершенствования его структуры и задач. Соответственно, повышается ответственность преподавателей медицинского вуза за результаты своего труда. Для решения этих задач в университете с 2017 г. внедряется концепция «непрерывного профессионального образования преподавателей», основными целями которой являются:
- формирование потребности в саморазвитии;
- повышение уровня профессиональной компетентности в условиях постоянно меняющихся условий образовательной деятельности;
- формирование готовности к нестандартному, рациональному решению профессиональных задач;
- открытость образовательного процесса, позволяющая слушателям самостоятельно формировать образовательный маршрут в соответствии с личными пожеланиями, уровнем и качеством исходной подготовки;
- высокая интеллектуальная технологичность обучения на основе деятельностных технологий, адаптированных под особенности слушателей.
Структурными составляющими концепции являются три базовых элемента:
1) непрерывное образование в научно-педагогической деятельности;
2) непрерывное медицинское (фармацевтическое) образование;
3) самообразование (саморазвитие).
В рамках стратегии непрерывного профессионального образования преподавателей в университете разработаны учебные модули, основанные на реальных потребностях в приобретении или совершенствовании профессиональных компетенций [6]. Каждый модуль разделяется на учебные блоки, которые могут быть также законченными циклами повышения квалификации преподавателей в определённой сфере. Модули могут реализовываться в прерывистой форме с целью уменьшения трудовых затрат. В настоящий момент сформированы четыре базовых модуля (Табл. 2). Предусмотрены следующие механизмы реализации данной системы.
1. Прохождение молодыми преподавателями с педагогическим стажем менее пяти лет базового цикла профессиональной переподготовки в рамках учебного модуля «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза» в объёме 288 часов.
2. Дальнейшее совершенствование или приобретение новых профессиональных компетенций в рамках освоения одного из учебных модулей трудоёмкостью не менее 108 часов за три года. В дальнейшем для любого преподавателя будет возможность выбора нового учебного модуля, рассчитанного на очередные три года с использованием новых или актуализированных учебных блоков.
Кроме того, всегда имеется возможность создания индивидуальной образовательной траектории для преподавателя (с учётом его потребности, возможного профессиональ-
Таблица 2
Содержание учебных модулей
Table 2
The content oflearning modules
№ Наименование модуля Контингент преподавателей Блоки
УМ-1 «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза» Ассистенты, преподаватели - Основы, современные проблемы и правовые вопросы высшего образования; - Классические и современные теории обучения; - Психология и методика обучения взрослых; - Современные обучающие технологии; - Электронно-информационная образовательная среда
УМ-2 «Технологии проектирования и организации профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Старшие преподаватели, доценты - Основы, современные проблемы и правовые вопросы высшего образования; - Проектирование, разработка и реализация образовательных продуктов: программ, фондов оценочных средств, методических материалов; - Современные обучающие технологии. ИТ-технологии
УМ-3 «Образовательный менеджмент в медицинском вузе» Завкафедрами, деканы, проректора - Основы, современные проблемы и правовые вопросы высшего образования; - Стратегии в менеджменте: стратегическое управление в вузе; - Технологии разработки и принятия управленческих решений; - Управление финансами в современном вузе
УМ-4 «Формирование научно-педагогических компетенций преподавателя высшей медицинской школы» Профессора - Основы, современные проблемы и правовые вопросы высшего образования; - Научно-методические основы формирования компетенций; - Технологии разработки и принятия управленческих решений
ного и кадрового роста). Данная траектория может формироваться из блоков различных учебных модулей или с учётом обучения в других образовательных или научных организациях.
Планомерное внедрение системы непрерывного профессионального образования преподавателей, безусловно, позволит повысить уровень подготовки сотрудников университета в области научно-педагогической деятельности за счёт:
1) индивидуализации профессионального развития;
2) уменьшения трудозатрат преподавателей на освоение программ;
3) возможности оперативной актуализации и обновления программ, реализации
новых программ в связи с изменениями в образовательном и правовом контенте.
Представленные выше данные позволяют говорить о том, что за последние годы в системе дополнительного профессионального образования ЯГМУ произошли масштабные изменения. Это позволяет реализовывать востребованные и конкурентоспособные дополнительные профессиональные программы для специалистов здравоохранения и фармации в соответствии с государственной концепцией развития медицинского образования.
Литература
1. Денисов И.Н. Оценка качества дополнительного профессионального образования // Материалы I Российского конгресса «Управление качеством медицинской помощи и си-
стемой непрерывного образования медицинских работников». М., 2009.
2. Балкизов З.З., Природова О.Ф, Семенова Т.В, Сизова Ж.М. Переход на новую систему допуска к медицинской деятельности: аккредитация и непрерывное медицинское образование // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016. № 4(26). С. 12-18.
3. Ветшева И.Н, Трофименко И.А, Морозов С.П., Низовцова Л.А., Ким С.Ю., Фисенко Е.П. Повышение качества медицинской помощи за счёт усовершенствования системы непрерывного медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2017. № 2-3. С. 60-65.
4. Чернышова Т.С. Непрерывное образование как основа профессионального развития спе-
циалиста // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 88-90.
5. Павлов А.В, Иванова И.В, Жбанников П.С. Опыт использования симуляционных образовательных технологий при изучении вопросов бережливого производства в медицине: «Фабрика процессов ПОЬЕЛЖЛИНИКА» // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2018. № 1 (37). С. 10-13.
6. Модульный принцип - основа современного образования врачей: Методические рекомендации / Под ред. акад. РАМН И.Н. Денисова. М., 2005. 29 с.
Статья поступила в редакцию 22.06.19 Принята к публикации 15.07.19
Modern Approaches to Continuous Professional Education of Specialists at Medical University
Petr S. Zhbannikov - Cand. Sci. (Medicine), Assoc. Prof., Head of the Center for Continuing Medical and Pharmaceutical Education, e-mail: [email protected]
Vladimir I. Gorokhov - Cand. Sci. (Medicine), Prof., Head of the Department of Postgraduate Education and Interaction with Clinical Databases, e-mail: [email protected] Yaroslavl State Medical University, Yaroslavl, Russia Address: 5, Revolutsionnaya str., Yaroslavl, 150000, Russian Federation
Abstract. The article addresses the issues of transition of additional professional education to a qualitatively new system - continuous medical education, which requires updating the structure of the organization of the educational process, as well as the content of additional professional programs. In 2016-2019 more than 300 completely new development programs have been worked out, reviewed and approved on the educational portal of the Ministry of Public Health of the Russian Federation. In 2016 Yaroslavl State Medical University has joined the project "Creation of model lean clinics" for promoting the principles of lean-management in healthcare. The main emphasis in the additional professional programs aimed at training medical specialists in the sphere of lean management is made on using simulation technologies. As a result, the University has developed an educational project based on simulation technologies "Process Factory PoLe-anClinic" entailing the total immersion of participants in typical process with the aim to reveal, minimize, and forecast the losses and to raise the efficiency of medical organization. Since 2017 the University implements the concept of continuous professional education of teachers. This concept includes three basic elements: 1) continuing education in research and pedagogical activities; 2) continuing medical (pharmaceutical) education; 3) self-education. The elaborated learning modules for teachers' continuous education are based on the actual needs for acquisition or development of professional competences.
Keywords: Yaroslavl State Medical University, continuing medical education, additional professional education, continuing professional education of lecturers, lean-management, "Process Factory", simulation technologies
Cite as: Zhbannikov, P.S., Gorokhov, V.I. (2019). Modern Approaches to Continuous Professional Education of Specialists at Medical University. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 8-9, pp. 149-157. (In Russ., abstract in Eng.)
DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2019-28-8-9-149-157
References
1. Denisov, I.N. (2009). [Quality Assessment of Additional Professional Education]. In: Materialy I Rossiiskogo kongressa «Upravlenie kachestvom medicinskoi pomoshchi i sistemoi neprery-vnogo obrazovaniya meditsinskikh rabotnikov» [Quality Management of Medical Care and the System of Continuing Education of Medical Workers: Proc. I All-Russian Congress]. Moscow. (In Russ.)
2. Balkizov, Z.Z., Prirodova, O.F., Semenova, T.V., Sizova, Zh.M. (2016). Transition to a New System of Medical Care Work Permission: Accreditation and Continuing Medical Education. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie = Medical Education and Professional Development. No. 4 (26), pp. 12-18. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Vetsheva, I.N., Trofimenko, I.A., Morozov, S.P., Nizovtsova L.A., Kim S.Yu., Fisenko E.P. (2017). Improving Quality of Care via Continuous Medical Education Refinement. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie = Medical Education and Professional Development. No. 2-3, pp. 60-65. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Chernyshova, T.S. (2015). Continuing Education as a Basis for Professional Development of a Specialist of Medical Profile. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = The World of Science, Culture, and Education. No. 3 (52), pp. 88-90. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Pavlov, A.V., Ivanova, I.V., Zhbannikov, P.S. (2018). [The Experience of Using Simulation Educational Technologies in Studying the Issues of Lean Manufacturing in Medicine: «Process Factory POLEANCLINIC»]. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire = Vocational Education and Training in Russia and World-Wide. No. 1 (37), pp.10-13. (In Russ.)
6. Denisov, I.N. (Ed.) (2005). Modul'nyi printsip - osnova sovremennogo obrazovaniya vracheji: Metodicheskie rekomendatsii [The Modular Principle is the Basis of Modern Education of Doctors. Guidelines]. Moscow, 29 p. (In Russ.)
The paper was submitted 22.06.19 Accepted for publication 15.07.19