Юбилей
83
а.в. Павлов, профессор, ректор Alma Mater в год
Ярославская государственная
медицинская академия СеМИДеСЯТИЛеТИЯ
В 2014 г. Ярославская государственная медицинская академия отмечает свое 70-летие. Сегодня это - крупный образовательный и научный центр, имеющий имидж надежного делового и социального партнера. В статье обсуждаются вопросы организации образовательной деятельности, в том числе практической подготовки обучающихся по образовательным программам разного уровня, содействия трудоустройству выпускников, развития клинической и исследовательской деятельности, научных школ, совершенствования педагогических технологий, внеучебной работы, а также аспекты системы управления и перспективы развития вуза.
Ключевые слова: Ярославская государственная медицинская академия, юбилей, образование, медицинская образовательная организация
В 2014 г. Ярославская государственная медицинская академия отмечает свое семидесятилетие. Основанный в годы Великой отечественной войны (15 августа 1944 г.) как Ярославский государственный медицинский институт, вуз жил, развивался, воспитывал медицинские кадры в самых сложных для нашей страны условиях [1].
Менялись идеологические парадигмы, социальные ориентиры, требования законодательства, концепции развития здравоохранения и образования, образовательные и профессиональные стандарты. Неизменными оставались фундаментальные принципы нашей работы: верность традициям, преемственность, ориентация на развитие и совершенствование в соответствии с потребностями образования,науки, практической медицины, а также исходя из культурных запросов общества. Самоотверженная работа нескольких поколений сотрудников вуза, их готовность к ответам на вызовы времени сформировали сегодняшний имидж академии как авторитетного образовательного и научного центра, надежного и уверенно развивающегося делового и социального партнера.
Академия обладает развитой материальной и социальной базой: в восьми учебных корпусах расположены современные учебные аудитории, кабинеты и лаборато-
рии, компьютерные классы, фундаментальная библиотека, с 2009 г. функционирует Центр освоения практических навыков, оснащенный современным оборудованием. Работа клинических кафедр осуществляется на базе 40 медицинских и фармацевтических организаций на основании заключенных договоров о совместной деятельно-
84
Высшее образование в России • № 8-9, 2014
сти. Для подготовки провизоров имеется учебно-производственная аптека и учебнопрактическая база лекарственных растений. Социальная база включает пять общежитий, столовые для сотрудников и студентов. Наличие собственного современного учебно-спортивного комплекса с пятью спортивными залами и манежем позволяет не только организовывать учебный процесс, но и проводить на высоком уровне межрегиональные и всероссийские студенческие спортивные мероприятия.
В академии разработана и успешно развивается система менеджмента качества (СМК). В декабре 2011 г. был пройден сертификационный аудит, а в 2012 и 2014 гг. -надзорные аудиты, подтвердившие соответствие СМК академии требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 (компания-аудитор - Quality Austria). Анализ позиций академии по основным показателям мониторинга эффективности деятельности вузов в 2012, 2013 и 2014 гг. показал, что мы занимаем достаточно уверенные позиции как в суммарном рейтинге, так и по его базовым параметрам.
Образовательная деятельность.
Учебно-воспитательную деятельность академия осуществляет по программам среднего профессионального образования, высшего образования (бакалавриата, специа-литета, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре), программам ординатуры (интернатуры) и по дополнительным профессиональным программам (повышения квалификации и профессиональной переподготовки). В вузе функционируют пять студенческих факультетов: лечебный, педиатрический, стоматологический, фармацевтический, среднего профессионального и довузовского образования, отдел фундаментального и социально-психологического образования, а также институт последипломного образования. Обучение студентов проводится по шести направлениям подготовки специалитета
(«Лечебное дело» - с 1944 г., «Педиатрия» - с 1970 г., «Фармация» - с 1982 г., «Стоматология» - с 2010 г., «Медицинская биохимия» и «Клиническая психология» - с
2013 г.), одному направлению бакалавриата («Социальная работа » - с2013 г.) и двум специальностям среднего профессионального образования («Лабораторная диагностика и «Фармация» - с 2011 г.). При этом образовательные программы по направлениям подготовки «Лечебное дело» и «Педиатрия» в 2011-2014 гг., а также по направлениям подготовки «Стоматология», «Фармация» и «Медицинская биохимия» в
2014 г. включены в число «Лучших образовательных программ инновационной России ». Выпускники академии имеют возможность продолжить обучение в стенах Академии по 42 образовательным программам ординатуры, 27 программам интернатуры, 29 программам аспирантуры.
Реализация программ высшего и среднего профессионального образования осуществляется в строгом соответствии с требованиями профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов при обязательном включении в образовательный процесс оригинальных педагогических и информационных технологий, инновационных методик обучения и методических приемов. Одной из задач развития и совершенствования образовательной деятельности является полноформатное внедрение инновационных образовательных технологий, позволяющих оптимизировать как организационную, так и содержательную составляющие образовательного процесса [2]. В настоящее время в академии успешно используется блочно-модульный вариант расписания занятий и лекционных курсов, отработка практических навыков на тренажерах и фантомах, учебные видеоматериалы, электронные пособия, интерактивные задания. Накоплен положительный опыт применения дистанционных курсов обучения и контроля знаний студентов, в
Юбилей
85
том числе курсов, разработанных в СДО eFront, благодаря которым студенты получают возможность изучать теоретический материал по тематике занятий, проходить тренировочное тестирование, выполнять индивидуальные задания, участвовать в обсуждении изучаемых вопросов на форумах. С учетом того, что залогом эффективной работы дистанционныхкурсов является их соответствие потребностям и возможностям обучающихся, сотрудниками службы качества проводится регулярное анкетирование студентов-пользователей. Цель анкетирования - выявление сильных и слабых сторон курсов с последующим внесением корректив в их структуру и презентацию.
Для совершенствования практической подготовки студентов создан центр освоения практических навыков. Исторически тренажерные технологии возникли и получили наибольшее развитие там, где ошибки при обучении на реальных объектах могут привести к чрезвычайным последствиям [3]. В процессе отработки практических навыков на тренажерах акцент делается на
технологии выполнения той или иной манипуляции по принципу моделирования профессиональной деятельности. Начиная с первого курса в центре проходят подготовку студенты всех факультетов. Для отработки навыков - от простейших процедур ухода до тактики врачебных манипуляций - предусмотрены учебные модели разных медицинских структур (процедурный кабинет, кабинет врача общей практики). Студенты младших курсов имеют возможность отработать основные навыки ухода за больными с патологией сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной систем, в том числе за пациентами с длительно не заживающими трофическими ранами, пролежнями и другой хирургической патологией кожи, с использованием самых современных перевязочных материалов. Начиная с четвертого курса занятия строятся по принципу практического решения ситуационных задач по оказанию неотложной помощи в критических ситуациях. Для студентов фармацевтического факультета создана полнофункциональная учебная модель со-
86
Высшее образование в России • № 8-9, 2014
временной аптеки. С 2012 г. функционирует учебный класс для студентов стоматологического факультета, где установлено самое современное оборудование. Все кабинеты оснащены мультимедийными информационными системами, позволяющими во время занятий показывать обучающие фильмы и презентации, проводить прямые телетрансляции операций. В условиях учебного центра содержание обучения направлено не только на приобретение студентами отдельных навыков, но и на обучение их работе в команде, на выработку навыков общения с пациентами.
Обязательным разделом основных образовательных программ по реализуемым вузом направлениям подготовки (специальностям) является научно-исследовательская работа обучающихся. Студенты, ординаторы, интерны, аспиранты академии ежегодно принимают участие в региональных, межобластных и всероссийских конференциях, конкурсах и съездах, а также в международных научно-практических конференциях для студентов и молодых ученых. Функционирует совет студенческого научного общества (СНО). В рамках воспитательной работы со студентами младших курсов членами совета проводятся презентации СНО академии в студенческой газете, на сайте СНО и досках объявлений. Деятельность студентов по линии СНО является основой для расчета рейтинга научно-исследовательской работы студентов -компонента факультетского рейтинга. С 2009 г. академия активно участвует в грантовой программе «У.М.Н.И.К.» (Участник молодежного научно-инновационного конкурса), обеспечивающей финансовую поддержку молодых исследователей. Всего получено 28 грантов на сумму 9 млн. 800 тыс. руб. Ежегодно проводится Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых с международным участием «Актуальные вопросы медицинской науки», по итогам работы которой выпускается (в печатном и электрон-
ном формате) сборник научных работ студентов и молодых ученых. В последние годы объем сборника составляет порядка 900 работ. С 2012 г. функционирует Школа молодых ученых - коммуникационная и образовательная площадка, на которой обсуждаются основы методологии научноисследовательской работы.
В академии проводится активная работа по содействию трудоустройству выпускников, которая способствует реализации концепции непрерывного профессионального образования медицинских специалистов и позволяет добиться высоких показателей трудоустройства по специальности [4]. Данный сегмент деятельности координируется специально созданной структурой - отделом непрерывного профессионального образования и содействия трудоустройству выпускников при тесном взаимодействии с приемной комиссией, отделом кадров студентов, деканатами факультетов, отделом практики, а также с органами управления здравоохранения и фармации, медицинскими и фармацевтическими организациями. Основными направлениями работы по содействию трудоустройству выпускников являются: организация собраний со студентами старших курсов по мониторингу избранных специальностей, организация собраний выпускников Академии с руководителями департаментов здравоохранения («Ярмарка вакансий »), подготовка информации для студентов и выпускников вуза о вакансиях врачебных должностей в медицинских и аптечных организациях Ярославской, Вологодской, Костромской, Владимирской, Калужской областей, формирование и поддержание в актуальном состоянии базы данных работодателей и выпускников.
Возможности для реализации концепции непрерывного медицинского образования обеспечиваются благодаря функционированию Института последипломного образования с двумя факультетами. На факультете дополнительного профессио-
Юбилей
87
нального образования проходят повышение квалификации и профессиональную переподготовку врачи и провизоры. Здесь реализуется 60 дополнительных профессиональных образовательных программ. В течение года на факультете проводится 90110 циклов общего и тематического усовершенствования и профессиональной переподготовки. Организуются выездные сертификационные циклы в городах Центрального, Северо-Западного, Южного и Приволжского округов, широко используются дистанционные образовательные и контрольные курсы, отработана практика проведения вебинаров и дистанционных конференций и консультаций. С 2007 г. на факультете открыта подготовка по программе дополнительного профессионального образования «Преподаватель высшей школы », позволяющая осуществлять более действенное внедрение современных принципов инновационного медицинского образования в практику работы кафедр академии.
Большая работа по практической подготовке слушателей института последипломного образования проводится в Центре освоения практических навыков, где обучающиеся отрабатывают навыки неврологического, офтальмологического, отоларингологического, акушерского и гинекологического осмотров на учебных тренажерах. Благодаря организованной в центре многоканальной системе связи, обеспечивающей одновременно трансляцию видео высокого разрешения, предусмотрена возможность проведения интерактивных конференций и телемостов.
С 2009 г. функционирует Российский эндоскопический учебный центр - инновационная структура, позволившая объединить для решения общих целей большой образовательный и клинический опыт ведущих специалистов академии и практического здравоохранения региона с возможностями крупнейшего мирового производителя эндоскопической техники - компа-
нии Olympus, а также привлечь к работе центра высококвалифицированных специалистов в области эндоскопии из Японии и Европы. На базе центра проводятся сертификационные циклы обучения для российских и зарубежных специалистов по методикам современной диагностической и лечебной эндоскопии пищеварительной системы. Оснащение центра современной техникой, тренажерами, новейшим учебно-методическим сопровождением дает возможность достаточно быстро освоить технологию выполнения эндоскопических исследований специалисту любого уровня. Учебной базой для приобретения и отработки практических навыков является клиника Ярославской областной онкологической больницы. За годы работы центром проведены знаковые для отечественной эндоскопии мероприятия: первый в России курс Европейского общества гастроинтестинальной эндоскопии (ESGE) под руководством президента общества профессора Г. Костама-ньи, первый в России курс обучения для медицинских эндоскопических сестер под эгидой ESGE, шесть российско-японских курсов и уникальный мастер-класс под руководством профессора Т. Ито (г. Канадзава, Япония) по обучению новым эндоскопическим операциям с помощью биологических тренажеров (органов животных). Слушателями курсов стали 3400 специалистов из 30 регионов России, Украины, Казахстана, Беларуси.
Научная деятельность. Качественное медицинское и фармацевтическое образование в современных условиях невозможно не только без клинической составляющей, но и без научных разработок и их внедрения в образовательный процесс. Выполнение научно-исследовательской работы ведется по семи основным научным направлениям, которые продолжают развиваться на основе исторически сложившихся научных школ и одобрены Минздравом России: онкология, кардиология и ангио-
88
Высшее образование в России • № 8-9, 2014
логия, неврология и нейронауки, психиатрия и зависимости, иммунология, фармакология, регенеративная медицина. В последние годы значительно расширена инфраструктура научно-исследовательской и инновационной деятельности, ориентированная на коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и их вывод на рынок наукоемкой конкурентоспособной продукции. Ее базовыми компонентами являются научно-образовательные центры по актуальным направлениям теоретической и клинической медицины (эндоскопия желудочно-кишечного тракта, изучение тромбозов и аутоиммунных заболеваний, высокотехнологичная ультразвуковая диагностика, нейробиологические исследования, демиелинизирующие заболевания нервной системы, клиническая фармакология, офтальмология). Внедрению результатов научных разработок, выполненных в академии,способствует издание монографий, учебников, справочников и сборников научных трудов, публикации в отечественных и зарубежных рецензируемых журналах, подача заявок на изобретения и регистрацию баз данных и программ для ЭВМ, участие в научных форумах и выставках. Медико-социальная эффективность законченных научных программ и работ выражается в улучшении результатов лечения больных, усовершенствовании профилактических мероприятий, применении более современных методов диагностики, снижении летальности, сокращении временной нетрудоспособности, совершенствовании реабилитационных мероприятий. Активно развивается научный сетевой журнал «Медицинская психология в России», в котором представляют свои работы специалисты из ведущих медицинских научных центров России и зарубежные коллеги.
Воспитательная и внеучебная деятельность. В академии созданы все необходимые условия для повышения культур-
ного уровня обучающихся, их гармоничного развития и воспитания, реализуются общественные и культурные проекты и инициативы. Работа по адаптации студентов к обучению в высшей медицинской школе начинается с первых дней учебы. Большую роль в этом процессе играют кураторы академических студенческих групп первого курса. Первокурсники активно вовлекаются во внеучебные мероприятия благодаря деятельности Студенческого совета. Традиционными вузовскими мероприятиями являются День знаний, День первокурсника, День национальных культур, выступления студенческого театра эстрадных миниатюр, Пушкинский бал, спортивный праздник «Эстафета поколений», Татьянин день, «Студень на льду». Большую популярность приобрели интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?» между студентами и преподавателями, выставки художественной фотографии; активно работают объединения по интересам (фото, шахматы, танцы). Реализуются разнообразные творческие проекты, способствующие патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Важнейшей частью внеучебной деятельности являются мероприятия спортивно-оздоровительной направленности, спартакиады и олимпиады. Руководство вуза активно поддерживает спортивное движение, развивает деятельность спортивных кружков и обществ, большой популярностью среди молодежи пользуются спортивные секции по волейболу, футболу, баскетболу. Хорошей традицией стали спортивные встречи между преподавателями и студентами, студенческие игры по оказанию первой медицинской помощи и правилам действия в чрезвычайных ситуациях. Вся внеучебная деятельность находит отражение в «Студенческой газете » и на официальном сайте вуза.
Накопленный потенциал и перспективы развития. Многолетний опыт образовательной, научной, клинической дея-
Юбилей
89
тельности в сочетании собъективными свидетельствами эффективности проводимых в ее стенах преобразований позволяет с уверенностью говорить о достойном месте академии среди ведущих медицинских вузов России.
О высокой значимости ЯГМА в жизни региона красноречиво свидетельствуют следующие цифры: свыше 90% врачей и провизоров Ярославской области, 75% врачей Вологодской и Костромской областей - наши выпускники. Получая диплом специалиста, большинство выпускников не расстаются с Alma Mater надолго, поскольку на протяжении всей последующей профессиональной жизни регулярно проходят различные формы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
В настоящее время работа коллектива вуза направлена на реализацию миссии академии - обеспечение современного качественного медицинского, фармацевтического, психологического и социального образования, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, ориентированных на развитие медицины, фармации и образования, сохранение здоровья населения, повышение качества жизни общества. В рамках этой работы в 2012 г. высшим органом управления вуза - конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся - была утверждена программа «Динамичное развитие академии, направленное на эффективную реализацию стратегий модернизации здравоохранения и высшего образования России ». В качестве приоритетной задачи поставлено достижение необходимого уровня развития образовательного, научного, кадрового и материаль-
ного потенциала, соответствующего требованиям, предъявляемым к современным ме-дицинскимуниверситетам. Это позволит существенно укрепить авторитет вуза, его конкурентоспособность на рынке образовательной, медицинской и инновационной деятельности, расширить спектр направлений и повысить качество подготовки специалистов. Реализация миссии ЯГМА тесно увязана с решением задач социального и экономического развития региона. Свое 70-летие славный коллектив академии встречает активной целенаправленной и многогранной деятельностью суверенностью в правильно выбранном векторе своего развития.
Литература
1. Ерегина Н.Т. Ярославская медицинская ака-
демия: от истоков до наших дней. Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. 640 с.
2. Глыбочко П.В. Непрерывное профессио-
нальное образование врачей: опыт внедрения инновационных технологий // Медицинское образование и вузовская наука. 2014. №1 (5). С. 4-10.
3. Свистунов А.А., Колыш А.Л., Горшков
М.Д. Роль медицинского сообщества в развитии симуляционного обучения в России // Медицинское образование и вузовская наука. 2013. №3 (1). С. 17-25.
4. Аниськина Н.Н. Образование длиною в
жизнь // Стандарты и качество. 2011. №5. С. 70-73.
90
Высшее образование в России • № 8-9, 2014
Автор:
ПАВЛОВ Алексей Владимирович - д-р мед. наук, профессор, ректор, Ярославская государственная медицинская академия, [email protected]
PAVLOVA.V. ALMA MATER IN THE YEAR OF ITS 70th ANNIVERSARY
Abstract. In 2014 Yaroslavl State Medical Academy celebrates the 70th anniversary. Academy was found in 1944 in the days of II World War and since that time plays an important role in the system of higher medical education in our country and in educational, scientific and social life of Yaroslavl region. Today Yaroslavl State Medical Academy is the large educational and scientific center with a developed image of reliable business and social partner. The article describes main features of educational system, including practical training on the different education levels, employment assistance system, clinical research and scientific school development, innovative pedagogical technologies, student extracurricular cultural activities, management system and development potential.
Keywords: Yaroslavl State Medical Academy, anniversary, education, medical school
References
1. Eregina N.T. (2013) Yaroslavskaya meditsinskaya
akademiya: ot istokov do nashikh dney [Yaroslavl State Medical Academy: from the origins to the present day]. Yaroslavl’: Indigo Publ., 640 p.
2. Glybochko P.V. (2014) [Continuing professional
education of medical specialists: the experience of introduction of innovative technologies]. Meditsinskoe obrazovanie i vuzov-skaya nauka [Medical education and science]. No. 1 (5), pp. 4-10. (In Russ.)
3. Svistunov A.A., Kolysh A.L., Gorshkov M.D.
(2013) [Role of medical community in development of simulation training in Russia]. Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka [Medical education and science]. No. 3 (1), pp. 17-25. (In Russ.)
4. Aniskina N.N. (2011) [Life-long education].
Standarty i kachestvo [Standards and quality]. No. 5, pp. 70-73. (In Russ.)
Author:
PAVLOV AlekseyV. - Dr. Sci. (Medicine), Prof., Rector, Yaroslavl State Medical Academy, Yaroslavl’, Russia, [email protected]