собствует как объективизации измерения физической подготовленности студента, так и повышению уровня его физического развития, а значит, и профессиональной пригодности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гулидов, И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение : учебное пособие / И.Н. Гулидов. - М. : ФОРУМ, 2005. - 240 с.
2. Маслак, А.А. Измерение латентных переменных в социальноэкономических системах / А.А. Маслак. - Славянск-на-Кубани : Изд-во СГПИ, 2006. -333 с.
3. Симанков, В.С. Системный анализ в адаптивном управлении / В.С. Симан-ков, Е.В. Луценко, В.Н. Лаптев. - Краснодар : Изд-во Ин-та совр. технол. и экон., 2001. - 258 с.
4. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2000. - 480 с.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И АКЦЕНТУАЦИЙ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА
О.В. Романова
Задачей данного исследования являлось выявление особенностей взаимосвязей ценностных ориентаций и акцентуаций характера спортсменов для формирования целостного и научно обоснованного представления о различных психических свойствах, образующих структуру личности спортсмена.
В исследовании участвовали 48 спортсменов-студентов 2-3 курсов (гимнасты) в возрасте 19-25 лет. Из них: МС - 21, КМС - 17, разрядники - 10, по полу 50/50 (т.е. по 24 чел.).
В результате исследования были выявлены две категории ценностей - доминантные (активно мотивирующие) и субдоминантные (пассивно мотивирующие).
Ниже приводим сравнительные данные по выборке спортсменов девушек и юношей.
Таблица 1
Доминантные и субдоминатные ценности студентов-спортсменов (N=48)
Доминантные ценности (активно мотивирующие):
№ п/п Девушки Юноши
Ранг* х±а Ранг* х±а
1. Яркие впечатления от жизни 1 8,93±2,8 5 8,31±2,5
2. Здоровье и ценность жизни 2 8,91±1.2 2 8,60±3,0
3. Дружба, привязанности, любовь 3 8,37±2.3 3 8,50±2,2
4. Деловые контакты и общение 7 7,91±2,5 1 8,89±1,8
Субдоминантные ценности (пассивно мотивирующие):
1. Служение людям (обществу) 18 4,58±2,9 19 3,53±2,9
2. Вера в Бога (интерес к религии) 19 4.16±2,8 20 3.31±2,9
3. Обществ. политич. активность 20 3,66±2,5 18 5,45±0,6
Примечание:
- * Ранговое место измеренного показателя дается по списку из 20-и ценностей, которые ранжировали испытуемые во время тестирования.
- Выделены в ячейках три доминатные ценности из списка в 20 показателей (А.Н. Николаев, 2006).
Согласно полученным данным, доминантными ценностями у изученных спорт-сменов-студентов выступают их потребности в ярких впечатлениях от жизни, в здоровье и переживании ценности самой жизни, в дружбе, привязанности, любви. По при-
знаку пола значимых различий в структуре большинства доминантных ценностных ориентаций у обследованных групп спортсменов-студентов в исследовании не обнаружено. Однако у юношей выявлено более типичное для мужчин прагматичнооценочное отношение к тем доминантным ценностям, которые мотивируют личность на финансовую самостоятельность и независимость от родителей, на мысли о работе и о своем профессиональном будущем. Так, согласно данным табл. 1, в структуре доминантных ценностей юношей ориентация на деловые контакты и общение имеет 1-й ранг, а у девушек эта же ориентация - лишь 7-й ранг. Различия очевидны.
Структура субдоминантных ценностей, занявших последние ранговые места по общим итогам опроса испытуемых (с 18 по 20 место), по показателю пола испытуемых также оказалась инвариантной, т.е. состоящей из одних и тех же компонентов. Однако для девушек, по сравнению с юношами, выявилась их более характерная социальная отзывчивость, больший интерес к проблеме веры в Бога и к религии, в то время как у юношей отмечена более выраженная, чем у девушек, субдоминантная ориентация на общественно-политическую активность.
Исследование характерологических свойств испытуемых, сформировавшихся под влиянием избранного вида спорта, было осуществлено нами с помощью теста акцентуаций характера К. Леонгарда (Леонгард К., 1981).
Степень выраженности того или иного типа акцентуаций личности измеряется в баллах в пределах от 0 до 30. Отметим, что акцентуированные личности не являются патологическим или ненормальными - это вариант социальной нормы, отражающий в личности уже сформированные в её ведущих видах деятельности и общения устойчивые свойства и черты личности.
Ниже приводим сравнительные данные показателей выраженности акцентуаций личности испытуемых.
Таблица 2
Показатели выраженности акцентуаций у испытуемых спортсменов-студентов
(К = 48)
№ Тип акцентуации х±а s ^крит.
1. Демонстративный 17,8±6,6 1,35 2,80
2. Педантичный 15,8±4,8 0,83 1,72
3. Застревающий 16,6±4,5 0,93 1,91
4. Возбудимый 13,8±3,9 0,80 1,67
5. Гипетримный 10,5±4,6 0,93 1,93
6. Дистимический 10,8±4,7 0,96 1,98
7. Тревожно-боязливый 16,7±5,2 1,61 2,20
8. Циклотимический 17,4±4,9 1,00 2,07
9. Аффективно-экзальтированный 12,9±5,2 1,05 2,18
10. Эмотивный 9,0±3,5 0,71 1,48
Выявлено, что доминантным у испытуемых является демонстративный тип акцентуации их спортивного характера (17,8±6,6 балла), что закономерно для спортсменов, специализирующихся в гимнастических видах спортивной деятельности с их публичностью и экспертным судейством. Субдоминатным, т. е. слабо выраженным в структуре «Я-концепции» испытуемых, является эмотивный тип акцентуации (9,0±3,5 балла). Иными словами, у испытуемых наблюдается низкая впечатлительность и слабо развита способность погружаться в свой внутренний мир, их психическая жизнь в основном реализуется в переживаниях воздействий внешнего мира. Все другие выявленные в тестировании типы акцентуаций испытуемых занимают промежуточное положение в континууме: «высокая демонстративность - низкая эмотивность».
Корреляционный анализ полученных данных позволил выявить те ценностные ориентации, которые оказывают значимое воздействие на формирование и проявление выявленных демонстративного и эмотивного типов акцентуаций испытуемых (табл. 3).
Таблица 3
Взаимосвязь ценностных ориентаций с демонстративным и эмотивным ______________типами акцентуации испытуемых ( N=48) *___________________
№ Название измеряемой переменной Тип акцентуации**
(баллы) Д Э
1. Пол (1,- муж.; 0 - жен.) - -.467
2. Потребность в счастье - .436
3. Стремление к своему идеалу .416 -
4. Нравственные ценности в общении .552 -
5. Самооценка организаторских качеств - -.512
6. Подчиняемость группе (нормативность ) - .429
7. Чувство защищенности ( безопасности) .446 -
8. Стремление к личному влиянию и власти .499 -
9. Стремление к известности и популярности .544 -
10. Тревожность (социальная боязливость) .406
э о * )фициенты корреляции: Р< 0,05; выделены: Р< 0,01;
** Д - демостративный тип; Э - эмотивный тип;
Согласно полученным данным, на формирование и проявление демонстративного типа испытуемых существенное влияние оказывает их стремление соответствовать избранному идеалу личности, нравственные ценности в общении, переживание чувства защищенности (безопасности), стремление к личному влиянию и власти, стремление к известности и популярности. Для гимнастов так же характерно ощущение тревожности в силу завышенного уровня социальных притязаний, завышенной самооценки личностных качеств и травмоопастности данного вида спорта.
Выявлено, что фактор мужского пола испытуемых не способствует формированию и проявлению эмотивности испытуемых (г = - .467). Наоборот, принадлежность испытуемых к мужскому полу (следовательно, черты мужественности или маскулинности у гимнасток-девушек), а также завышенная самооценка организаторских качеств испытуемых понижает эмотивность их личности (г = -.512).
Однако независимо от пола испытуемых существенное влияние на формирование и проявление эмотивного типа акцентуации оказывает осознаваемая испытуемыми их оптимистическая направленность на достижение счастья и благополучия в жизни. Завышенная самооценка организаторских качеств в сочетании с комформностью -подчиняемостью групповым нормам и общественному мнению также понижает эмо-тивность, чему у обследованной категории испытуемых способствует также выраженная их ориентация на личное влияние и власть в социуме. Вышеуказанные свойства личности характеризуют испытуемых как более зависимых от усвоенных в спорте демонстративных форм публичного поведения и менее зависимых во внешнем поведении от своих индивидуальных мыслей и интимных чувств.
ВЫВОДЫ
Структура ценностных ориентаций квалифицированных спортсменов включает в себя доминантные и субдоминатные ценности, являющиеся в смысловом отношении побудительными факторами для формирования мотивации достижения успеха в избранном виде деятельности.
В изученной выборке испытуемых выявлен ведущий тип демонстративной акцентуации, что является следствием формирующих спортивный характер личности ценностных ориентаций в избранном виде спорта (гимнастика).
Выявлены доминирующие в структуре личности спортсменов мотивационные блоки факторов: стремление к профессиональному самоопределению, социальная нормативность поведения, характерологические черты личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков, О.И. Изучение ценностных ориентаций студенток-спортсменок в целях профессионального психолого-педагогического консультирования / О.И. Волков, О.В. Романова // Вестник Балтийской Педагогической Академии. Вып. 63. - СПб., 2005. - С. 52-55.
2. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Киев : Изд-во «Вища школа», 1981. - 392 с.
3. Николаев, А. Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте / А. Н. Николаев. - СПб. : Изд-во СПб ГАППО, 2005. - 344 с.
МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ НА ОСНОВЕ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЦИКЛОВ ФУТБОЛИСТОВ В МАТЧЕ
В.В. Суворов
Исследования, связанные с решением вопросов технической подготовленности юных футболистов, раскрывают структуру подготовки, определяют сенситивные периоды, устанавливают ведущие показатели, предлагают новые методики, обосновывают алгоритмы обучения и т.д. [1, 2, 3, 4, 5, 6]. При кажущейся полноте разработанности данного вида подготовки футболистов детско-юношеских команд остается без должного внимания вопрос соответствия структур тренировочного и соревновательного упражнений. В частности, не рассмотрен вопрос учета двигательных характеристик футболиста на поле при структурировании упражнений технико-тактической направленности в тренировке.
Структура соревновательной деятельности характеризуется чередованием двигательных действий различной интенсивности. Однако изучение вопроса о закономерностях ритмовой организации игры и ее моделировании в условиях тренировки частично рассмотрено на примере высококвалифицированных футболистов [7]. Неразработанность данного направления исследовательской деятельности на примере юных футболистов обусловливает актуальность данного исследования.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью осуществлялись с фиксированием индивидуальных двигательных действий футболистов 16-18 лет. Регистрация двигательной деятельности осуществлялась в виде записи последовательности выполнения следующих действий: ходьба; бег средней и малой интенсивности; ускорение; рывок. Двигательный цикл считался законченным после остановки футболиста. Анализ двигательной деятельности предполагал выделение наиболее встречаемых последовательностей в двигательных циклах разных возрастных групп и игровых амплуа.
Педагогические наблюдения проводились во время официальных матчей международных и Всероссийских турниров, первенств России и Краснодарского края, проведенных с 2003 по 2006 годы. Математической обработке подверглись 90 индивидуальных протоколов футболистов 16-17 лет, 90 - 17-18-летних спортсменов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Этап спортивного совершенствования характеризуется использованием 103,77±2,089 двигательных циклов в среднем за матч. В серии матчей было выявлено 145 разновидностей вариантов двигательных сочетаний. Суммарный объем основных 19 двигательных сочетаний составляет 91,39% от общего количества используемых футболистами данного возраста (таблица 1). Более распространенными двигательными сочетаниями являются чередование бега средней и малой интенсивности с остановкой. В группе основных двигательных сочетаний только 8 из 19 в своей структуре