кого класса, а также о возможности коррекции развивающихся нарушений иммунного гомеостаза.
В зависимости от целей спортивного сезона, на разных его этапах требуется изучение функционального состояния и резервных возможностей основных систем организма гребцов, включая и иммунную систему. По показателям, отражающим состояние иммунологической реактивности, можно точно охарактеризовать степень адаптации организма к принятому режиму физических нагрузок и ее изменение у спортсменов, без чего невозможно спланировать научно обоснованный режим тренировок и добиться поставленной спортивной цели. Это особенно важно для представителей гребли на байдарках и каноэ, где тренировки спортсменов высшей квалификации носят круглогодичный характер.
Таким образом, недопустимо как игнорирование данных о снижении уровня иммунологической реактивности, так и недооценка их, выражающаяся в снижении критериев оценки состояния иммунного гомеостаза. Полагаем, что стойкое снижение показателей иммунологической реактивности у высококвалифицированных гребцов на байдарках должно предполагать обязательную переоценку и пересмотр избранного тренировочного режима в сторону коррекции объема и интенсивности физических нагрузок, а также проведение в полном объеме восстановительных мероприятий с применением иммунологических средств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коган, О.С. Коррекция иммунодефицитного состояния у спортсменов в спорте высших достижений / О.С. Коган, Ю.Б. Казарьян, А.Н. Попов // Физическая культура, спорт, туризм : сбор. Всерос. науч.-метод. конф. / Чайковский Гос. ин-т физ. культуры. - Чайковский, 2004. - С. 126-129.
2. Попов, А.Н. Современные взгляды на проблему восстановления у профессиональных гребцов на байдарках / А.Н. Попов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - Вып. 25. - С. 63-67.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Д.А. Романов, А.В. Полянский, С.Б.Полянская, Е.Ю. Лукьяненко
Введение. Управление качеством подготовки педагогов по физической культуре - актуальная научно-прикладная проблема [1, 2, 4]. Решающими факторами их профессиональной пригодности являются физическая подготовленность, знания и умения будущего педагога. Однако наличие нерешенных проблем в учебно-воспитательном процессе студентов, обучающихся по специальности 033100 (“Физическая культура”), служит причиной неудовлетворительных результатов их физической подготовки. Налицо противоречие между необходимостью повышения эффективности физической подготовки педагогов по физической культуре и недостаточной разработанностью методов оценки физических качеств человека.
Цель исследования - повышение уровня физической подготовленности студентов, обучающихся по специальности 033100, на основе применения новой методики оценки физических качеств.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе факультета физической культуры Славянского-на-Кубани государственного педагогического института (СГПИ). Во время учебных занятий проводились тесты с целью получения числовых значений индикаторных переменных, на основе которых вычислялись латентные переменные - физические качества человека. Всего было обследовано 107 студентов.
Результаты исследования. Авторы предлагают методику измерения физических качеств по линейной шкале логитов. Физическое качество будем считать латентной переменной, т.е. измеряемой не непосредственно, а через индикаторные переменные.
Данный граф включает в себя: физические качества К - К4, тестовые упражнения Т - Т18, переменные ¡1 - 14. Исследуемые физические качества: К - быстрота, К2 -ловкость, К3 - выносливость, К4 - сила. Тестовые упражнения и другие методы измерений: Т - бег 30 м, Т2 - бег 60 м, Т3 - бег 100 м, Т4 - бег 150 м, Т5 - бег 200 м, Т6 -бег 300 м, Т7 - бег 400 м, Т8 - челночный бег 3х10 м, Т9 - челночный бег 6х10 м, Т10 -челночный бег 10х10 м, Тц - “елочка” (суммарная длина ломаной линии - 90 м), Т12 -тест Купера (12-минутный бег), Т13 -бег 1500 м, Т14 - подъем переворотом в упор, Т15
- сгибание рук в упоре на брусьях, Т16 - сгибание рук в висе, Тп - сгибание рук в упоре лёжа, Т18 - бег 90 м (вспомогательный тест), Т19 - пульсометрия. Индикаторные переменные: ¡1 - средняя скорость бега 30 м, 12 - средняя скорость бега 60 м, 13 - средняя скорость бега 100 м, 14 - средняя скорость бега 150 м, 15 - средняя скорость бега 200 м, 16 - средняя скорость бега 300 м, 17 - средняя скорость бега 400 м, 18 - количество повторений подъема переворотом в упор, 19 - количество повторений сгибания рук в упоре на брусьях, 110 - количество повторений сгибания рук в висе, 1ц - количество повторений сгибания рук в упоре лежа, 116 - средняя скорость бега 1500 м, 117 - расстояние, преодоленное в течение 12-минутного бега.
Пусть N - число индикаторных переменных, характеризующих физическое качество, К - 1-я индикаторная переменная, Клфакт, Ктш и Клшах - фактическое (т.е. у
испытуемого), минимально и максимально возможное значение I-й индикаторной переменной, М - число уровней квантования (одинаково для всех переменных).
Квантование индикаторных переменных производится с целью перевода их значений в дискретную шкалу. Квантованное значение I-й переменной
K факт_кт*п
Li ктах К?т*п
N
W = X Li
Пусть i=1 - сумма квантованных значений индикаторных переменных
(для конкретного испытуемого). Тогда уровень развития физического качества можно
F = J—W_ оценить по формуле ^ M 'N W '
Методика измерения физических качеств по линейной шкале является гибкой, т.е. для оценки физического качества не обязательно использовать весь набор индикаторных переменных (однако точность измерения в этом случае будет ниже).
Планирование процесса измерения физических качеств осуществляют следующим образом. Формируют ориентированный граф (модель измерительного процесса), включающий в себя три слоя вершин. Первый слой - вершины, отражающие контрольные упражнения-тесты и другие методы измерений, применяемые в физическом воспитании и спорте (пульсометрия, компьютерный видеоанализ движений и т.д.). Второй слой - вспомогательные и индикаторные переменные, функционально зависящие от результатов первичных измерений. Третий слой - латентные переменные, т.е. оцениваемые физические качества. Основное достоинство данной модели - гибкость (возможность добавлять новые тесты и индикаторные переменные).
Нами разработана модель измерения физических качеств, реализованная на факультете физической культуры СГПИ (рис. 1).
Среднюю скорость бега определяют по формуле: v = L, где L - длина дистан-
t
ции, t - время пробега. Остальные индикаторные переменные определяют следующим образом:
I = _______L Купер_________ г I = ^90 Т = ^30 т = ^60 т = ^100
> 1 Дс J 12 . ’ J13 , ’ J13 , ’ J13 , ■
18 (ССф - ЧСС V 720’
\ финиш старт )
Здесь: 118 - скоростная отдача пульсовой стоимости преодоления дистанции (число 720 означает количество секунд), ЬКупер - расстояние, преодоленное в течение 12-минутного бега, ЧССстарт и ЧССфиниш - частота сердечных сокращений, соответственно, до и после прохождения теста Купера, ^0, 130, 160, Ъоо - время преодоления прямолинейной дистанции, соответственно, 90, 30, 60 и 100 м, 1елочка, 13х10, 16х10, 110х10 - соответственно, время преодоления “елочки”, челночных дистанций 3х10, 6х10 и 10х10.
Предложенная методика оценки физических качеств должна быть положена в основу педагогического контроля физической подготовленности студентов, который, в свою очередь, является системообразующим компонентом учебно-тренировочного процесса.
Проведенные педагогические эксперименты на базе факультета физической культуры СГПИ (специальность 033100 - “Физическая культура”) подтвердили целесообразность применения методики измерения физических качеств по линейной шкале в сочетании с принятой в СГПИ рейтинговой системой оценки учебных достижений студентов (рейтинговая система утверждена ректором СГПИ).
Для оценки эффективности предложенной модели измерения в начале семестра было проведено комплексное тестирование студентов 1 и 2 курса (п=107) с последующей компьютерной обработкой. Во-первых, коэффициенты корреляции между всеми парами индикаторных переменных оказались недостаточными, чтобы говорить о статистически значимой функциональной взаимосвязи (объем статьи не позволяет привести массив этих коэффициентов). Это значит, что все индикаторные переменные
вносят вклад в точность измерения физических качеств (т.е. нет лишних). Во-вторых, уровень развития физических качеств варьирует в широком диапазоне: сила - от -1,99 до +0,8 логит, выносливость - от -0,34 до +2,37 логит, быстрота - от +0,12 до +2,99 логит, ловкость - от -0,16 до 1,09 логит. Это говорит об эффективности набора тестовых упражнений как измерительного инструмента (т.е. он обладает высокой дифференцирующей способностью).
Эксперимент № 1 проводился со студентами первого курса. Были выделены контрольная (п1=27) и экспериментальная (п2=27) группы.
Для студентов экспериментальной группы комплексное тестирование было проведено в начале, середине (на 5-й и 10-й неделях, соответственно) и конце учебного семестра (результаты тестирования были обработаны в соответствии с вышеописанной методикой). Необходимость проведения тестирования в середине семестра обусловлена следующими причинами. Во-первых, данные о физической подготовленности студентов являются основой для обязательного рейтингового оценивания их учебных достижений (в СГПИ оценивание рейтинга студентов производится каждую треть семестра). Во-вторых, применение комплекса контрольных упражнений должно быть направлено не только на измерение соответствующих физических качеств, но и на оказание функционального воздействия на организм обучающихся (т.е. комплекс тестовых упражнений служил одновременно и средством оценки физических качеств, и средством подготовки к итоговому испытанию). Это вполне согласуется со схемой дуального педагогического управления. А комплексное тестирование студентов контрольной группы было произведено лишь в начале и конце семестра с целью констатирования уровня развития их физических качеств и результативности выполнения зачетных упражнений.
Итог применения методики оценки физических качеств в учебнотренировочном процессе - закономерное повышение уровня физической подготовленности студентов экспериментальной группы в конце семестра, более высокие результаты выполнения зачетных упражнений (табл. 1).
Аналогичным образом проводился педагогический эксперимент № 2 (численность контрольной группы - 26 человек, экспериментальной - 27 человек) со студентами второго курса (результаты отражены в табл. 2).
Таблица 1
Результаты педагогического эксперимента № 1 (обозначения: КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа, ДР -
достоверность различий)
Тест Этап эксперимента
Начало Завершение
КГ (X±a) ЭГ (X±a) ДР КГ (X±a) ЭГ (X±a) ДР
Бег 100 м, с 13,6±0,7 13,8±0,8 P>0,05 13,2±0,5 12,3±0,3 P<0,05
Сгибание рук в висе (кол-во) 15,1±4,9 15,9±5,7 P>0,05 17,8±4,1 24,3±2,2 P<0,05
Бег 3000 м, с 2691±345 2702±357 P>0,05 2710±167 2983±104 P<0,05
Челночный бег 3х10, с 6,84±0,53 6,86±0,55 P>0,05 6,72±0,31 6,07±0,28 P<0,05
Таблица 2
Результаты педагогического эксперимента № 2______________________
Тест Этап эксперимента
Начало Завершение
КГ (X±a) ЭГ (X±a) ДР КГ (X±o) ЭГ (X±a) ДР
Бег 100 м, с 13,4±0,6 13,6±0,6 P>0,05 13,0±0,4 12,2±0,3 P<0,05
Сгибание рук в висе (кол-во) 15,5±5,1 16,1±5,6 P>0,05 18,1±3,9 24,7±2,4 P<0,05
Тест Купера, м 2697±348 2700±354 P>0,05 2712±161 2985±101 P<0,05
Челночный бег 3х10, с 6,81±0,49 6,82±0,52 P>0,05 6,69±0,28 6,03±0,32 P<0,05
Таким образом, применение новой методики оценки физических качеств спо-
собствует как объективизации измерения физической подготовленности студента, так и повышению уровня его физического развития, а значит, и профессиональной пригодности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гулидов, И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение : учебное пособие / И.Н. Гулидов. - М. : ФОРУМ, 2005. - 240 с.
2. Маслак, А.А. Измерение латентных переменных в социальноэкономических системах / А.А. Маслак. - Славянск-на-Кубани : Изд-во СГПИ, 2006. -333 с.
3. Симанков, В.С. Системный анализ в адаптивном управлении / В.С. Симан-ков, Е.В. Луценко, В.Н. Лаптев. - Краснодар : Изд-во Ин-та совр. технол. и экон., 2001.
- 258 с.
4. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2000. - 480 с.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И АКЦЕНТУАЦИЙ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА
О.В. Романова
Задачей данного исследования являлось выявление особенностей взаимосвязей ценностных ориентаций и акцентуаций характера спортсменов для формирования целостного и научно обоснованного представления о различных психических свойствах, образующих структуру личности спортсмена.
В исследовании участвовали 48 спортсменов-студентов 2-3 курсов (гимнасты) в возрасте 19-25 лет. Из них: МС - 21, КМС - 17, разрядники - 10, по полу 50/50 (т.е. по 24 чел.).
В результате исследования были выявлены две категории ценностей - доминантные (активно мотивирующие) и субдоминантные (пассивно мотивирующие).
Ниже приводим сравнительные данные по выборке спортсменов девушек и юношей.
Таблица 1
Доминантные и субдоминатные ценности студентов-спортсменов (N=48)
Доминантные ценности (активно мотивирующие):
№ п/п Девушки Юноши
Ранг* х±а Ранг* х±а
1. Яркие впечатления от жизни 1 8,93±2,8 5 8,31±2,5
2. Здоровье и ценность жизни 2 8,91±1.2 2 8,60±3,0
3. Дружба, привязанности, любовь 3 8,37±2.3 3 8,50±2,2
4. Деловые контакты и общение 7 7,91±2,5 1 8,89±1,8
Субдоминантные ценности (пассивно мотивирующие):
1. Служение людям (обществу) 18 4,58±2,9 19 3,53±2,9
2. Вера в Бога (интерес к религии) 19 4.16±2,8 20 3.31±2,9
3. Обществ. политич. активность 20 3,66±2,5 18 5,45±0,6
Примечание:
- * Ранговое место измеренного показателя дается по списку из 20-и ценностей, которые ранжировали испытуемые во время тестирования.
- Выделены в ячейках три доминатные ценности из списка в 20 показателей (А.Н. Николаев, 2006).
Согласно полученным данным, доминантными ценностями у изученных спорт-сменов-студентов выступают их потребности в ярких впечатлениях от жизни, в здоровье и переживании ценности самой жизни, в дружбе, привязанности, любви. По при-