ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2014. № 2. С. 4-12.
УДК 159.9.07
О. Ю. Гроголева, В. С. Анкудинова
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАСТНИКОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ «МАФИЯ»
Представлен анализ типологических особенностей личности участников интеллектуальнопсихологической игры «Мафия». Основу для типологии составили черты личности, выявлявшиеся с помощью методики Р. Кеттелла, защитные механизмы личности, акцентуации характера и мотивация участников игры. В ходе проведенного исследования было выделено 3 типа игроков юношеского возраста: «доминантно-подозрительный», «тревожно-конформный», «экспрессивно-демонстративный». Также отражены гендерные особенности участников игры и результаты сравнительного анализа личности играющих в «Мафию» с юношами, не увлекающимися этой игрой.
Ключевые слова: индивидуально-психологическая игра «Мафия»; юноши; типология.
O. Yu. Grogoleva, V. S. Ankudinova
Omsk State University n. a. F. M. Dostoevsky
TYPOLOGICAL FEATURES OF THE INDIVIDUAL PARTICIPANTS IN THE INTELLECTUAL AND PSYCHOLOGICAL GAME «MAFIA»
The paper presents the analysis of the typological features of the individual participants in the intellectual and psychological game «Mafia». The personality's peculiarities, revealed by the procedure of R. Cattell, the protective mechanisms of the personality, character accentuation and motivation of participants of the game form the basis of the typology. In the course of the study 3 types of adolescence players («dominant-suspicious», «anxiety-conformal», «expressive-demonstrative») were allocated. Gender specification of game participants and the results of comparative analysis of the personality playing «Mafia», with the other young men are also reflected.
Keywords: the intellectual and psychological game «Mafia»; young men; typology.
Игра как социально-психологический феномен привлекает внимание исследователей в силу различных причин. В первую очередь данный вид деятельности изучается применительно к периоду детства, для которого потребность играть - естественное свойство возраста.
Основой теоретической разработки проблемы игровой деятельности и ее роли в развитии личности являются концепции теоретиков советской психологии Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, которые выделили этот вид деятельности наряду с деятельностью учебной и трудовой, а также В. П. Блонского, С. Т. Шацкого, Д. Б. Элько-нина, которые активно разрабатывали теоретическую концепцию детской игры. Следует
указать и зарубежных авторов, которые уделяли значительное внимание анализу игры как феномена культуры, а также общепсихологического феномена, в частности, А. Адлер,
Э. Берн, Л. Витгенштейн, Ж. Пиаже, К. Фабри, А. Фрейд, Й. Хейзинга и другие.
Тот факт, что возможности и потенциал применения игровой деятельности выходит далеко за рамки детского возраста, подчеркивается большинством исследователей. К сожалению, системных исследований роли игровой деятельности в юношеском и зрелом возрасте, особенно исследований интеллектуально-психологических и ролевых игр, в настоящее время крайне мало, хотя эта тема представляет несомненный интерес.
© Гроголева О. Ю., Анкудинова В. С., 2014
4
Типологические особенности личности участников интеллектуально-психологической игры «Мафия»
Практическое значение изучения этой проблемы определяется тем, что в настоящее время игра как форма проведения досуга и профессиональная деятельность получила широкое распространение. Наиболее распространены игры с элементами шоу, различные развлекательные викторины и т. п.
Интеллектуально-психологические, или развивающие, игры используются как в детском возрасте, так и во взрослом. При этом задачи, которые ставятся перед такими играми, в целом схожи. Мы подробно остановимся на описании интеллектуально-психологической игры «Мафия», которая в настоящее время является достаточно распространенной в нашей стране и относится к категории интеллектуально-развивающих командных игр для взрослых.
Интеллектуальная игра по своей направленности может развивать основные когнитивные функции, в частности, воображение, интеллект, гибкость мышления, внимание, а также позволяет развивать произвольность когнитивных процессов, способности к анализу и синтезу и в некоторой степени креативность. Особенностью интеллектуальных игр для взрослых является комплексный характер игрового взаимодействия, который включает эмоциональный компонент (азарт, стремление победить).
Согласно позиции К. Грооса, интеллектуальная игра в юношеском и зрелом возрасте может рассматриваться как эмоциональная и интеллектуальная компенсация, которая необходима для повышения качества жизни. Игровая деятельность, реализуемая в интеллектуальной игре, позволяет взрослому испытать положительные эмоции от осознания своих интеллектуальных возможностей, ощутить принадлежность к группе, чувство общности, ощущение вызова, противоборства и победы, которые в реальной жизни могут быть недоступны в столь ярком варианте [4].
Интеллектуальная игра как феномен действительности появилась исторически на определенном этапе развития общества. К таким играм исследователи относят шашки и шахматы (в том числе японские шашки го и т. п.), шарады и перевертыши и другие варианты интеллектуальных упражнений. Особенностью этих игр является то, что они появились давно и формировались стихийно. Кроме того, к интеллектуальным играм относят специально разработанные викторины, такие как
«Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра» и т. п. Особенностью этого типа интеллектуальных игр является сочетание заданий на проявление мыслительных способностей с элементами шоу, развлечения или азартной игры [3]. Второй тип интеллектуальных игр проводился по разработанным правилам, именно их можно называть не просто интеллектуальными, а интеллектуально-психологическими по своей природе.
Исследователь интеллектуально-психологических игр Б. Р. Мандель выделяет следующие отличительные особенности этого типа игровой деятельности:
1. Интеллектуально-психологическая игра представляет собой индивидуальное или групповое выполнение действий / заданий, активно задействующих продуктивное мышление для познания предметной сферы или социальных условий в соревновательных условиях, ограниченных временными рамками.
2. Интеллектуально-психологическая игра содержит черты игровой и учебной деятельности, поскольку предполагает использование теоретического мышления, развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, аналогия и т. п.), а также основана на соревновании, т. е. элемент учебной деятельности служит средством достижения игрового результата.
3. Интеллектуально-психологическую игру характеризует то, что при решении поставленных задач требуется применять такие качества, как наблюдательность, умение анализировать, выделять закономерности, комбинировать различные способы решений, т. е. в игре участник развивает свой творческий потенциал и повышает интеллектуальный уровень.
4. Интеллектуально-психологическая игра позволяет не только оттачивать индивидуальные навыки, но и задействует коллективные знания, интегрируя комплекс возможностей, которыми каждый участник отдельно не обладает.
5. Результатом интеллектуальной игры может стать нестандартный, творческий способ разрешения ситуации, позволяющий добиться максимального эффекта. Кроме того, этот вид игры характеризуется непредсказуемостью [8].
Другими словами, интеллектуально-психологическая игра представляет собой процесс разрешения проблемной ситуации по-
5
О. Ю. Гроголева, В. С. Анкудинова
средством интеллектуальных действий за счет объединения знаний, умений и способностей группы и поиска нестандартных выходов из созданной игровой ситуации.
Основываясь на теоретических положениях Дж. Гилфорда и Н. В. Дружинина, интеллектуально-психологическую игру можно определить как искусственно созданную игровую ситуацию, в которой за счет мышления и памяти участников в процессе их взаимодействия осуществляется поиск, конвергентный (в одном направлении) и дивергентный (в разных направлениях), решения поставленной задачи [6].
Интеллектуально-психологические игры объединяют ряд сложных, разноплановых видов и могут, в свою очередь, быть классифицированы. Одним из оснований классификации является характер интеллектуальной задачи. В соответствии с этим основанием Б. Р. Мандель выделяет следующие типы интеллектуально-психологических игр:
1. Вербальный тип. Характер задачи: поиск слов или недостающих частей слова.
2. Классификационный тип. Характер задачи: распределить предметы / явления по классам.
3. Коммуникаторный тип. Характер задачи: воссоздание отношений между элементами / объектами.
4. Системный тип. Характер задачи: выявление правил организации частей в целое.
5. Трансформационный тип. Характер задачи: преобразование исходного материала за счет его систематизации.
6. Импликаторный тип. Характер задачи: предвидеть результат в ситуации неопределенности [8].
В целом игры могут сочетать в себе эти задачи, выделяя одну из них в качестве основной. Опосредующим фактором является взаимодействие игроков в процессе решения поставленной задачи.
Общая характеристика игры «Мафия», в ходе которой участники, следуя определенным правилам, решают поставленную типовую задачу, позволяет отнести ее к типу интеллектуально-психологических игр. Популярность этой игры обусловлена сочетанием в ней интеллектуального компонента и развлечения. Представляет интерес вопрос о личностных особенностях участников, которые регулярно играют в нее, а также влиянии игры на личность игроков.
6
Автором игры «Мафия» является Дмитрий Давыдов, который представил её в 1986 г. Со слов автора известно, что основой разработки этой игры являлась культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, но теоретических разработок, ссылок на положения этой теории автором не представлено и не опубликовано.
Интеллектуально-психологическая игра «Мафия» представляет собой командную, пошаговую, ролевую игру с детективным сюжетом, моделирующую противостояние информированного друг о друге меньшинства с неинформированным большинством. Сюжет игры заключается в противоборстве «мафии» и «мирных жителей», которые в ходе игры должны уничтожить друг друга, выведя из непосредственного игрового взаимодействия. Выбывшие игроки превращаются в зрителей [9].
Игра «Мафия» включает в себя следующие типы ролей:
1. Основные роли (без распределения этих ролей игра невозможна): ведущий, мафия, мирный житель, шериф, доктор. В упрощенном варианте игры основными ролями являются ведущий, мафия и мирный житель.
2. Дополнительные роли (их наличие необязательно и не влияет существенно на структуру игры): детектив, киллер, оборотень, адвокат, судья, бессмертный, камикадзе, фанатик, телохранитель, путана, сержант [2].
Игровое взаимодействие осуществляется в двух последовательных сменах активности: «ночь» и «день». Первый раунд игры осуществляется ночью, когда игроки со статусом «мафия» знакомятся друг с другом и определяют, кто будет «убит»; также в этот период осуществляются дополнительные активности «комиссара», «доктора» и других участников. Второй раунд приходится на день, когда оставшиеся в игре участники пытаются определить представителей «мафии» и вывести одного из них из игры; на этот период приходится максимальная нагрузка, и она вызывает максимальный интерес участников [2].
Игра «Мафия» интересна тем, что сочетает в себе элементы состязания и представления (шоу), в котором задействуются интеллектуальный компонент, коммуникативные навыки, интуиция, эмоции, а также имеется возможность разыграть определенное представление. В игре выделяют два основных компонента:
Типологические особенности личности участников интеллектуально-психологической игры «Мафия»
1. Математический - на основе сопоставления голосов и голосований возможно вычислить участников противной стороны.
2. Психологический - для убеждения в своей правоте других участников требуются актерские данные, умение убеждать, развитые коммуникативные навыки [9].
В целом эта игра способствует развитию наблюдательности, памяти, аналитических способностей, а также коммуникативных навыков, актерского мастерства, в частности, умения приводить аргументы, убеждать других участников на рациональном уровне и воздействовать эмоционально.
Таким образом, интеллектуально-психологическая игра представляет собой процесс разрешения проблемной ситуации посредством интеллектуальных действий за счет объединения знаний, умений, способностей группы и поиска нестандартных выходов из созданной игровой ситуации. Основой интеллектуально-психологической игры могут быть задачи различного типа, в частности, организация взаимодействия в ситуации неопределенности. Примером такой игры является «Мафия», её основная идея состоит в противостоянии информированного друг о друге меньшинства с неинформированным большинством. Эту игру характеризует активное взаимопроникновение интеллектуальных функций, коммуникативных умений и эмоционального компонента.
В рамках данного исследования затрагивается проблема личностных особенностей юношеского возраста, в том числе акцентуаций характера и психологических защит, которые в этот период уже в достаточной мере сформированы и определяют поведение в широком круге жизненных ситуаций.
Особенностью проведенного исследования является реализация типологического подхода к анализу личностных особенностей, определяющих участие в игровой деятельности. Типологический подход является достаточно сложным в применении, но, тем не менее, наиболее эффективно решающим задачи системного принципа рассмотрения личности. Согласно исходному методологическому значению понятие «типология» - это не только некоторая классификация и описание, но прежде всего метод научного познания. Типология не ограничивается структурным анализом системы, она призвана отображать систему в её развитии [1, с. 42]. Помимо этого
типологический подход в противовес индивидуальному, как указывает К. А. Абульхано-ва-Славская, позволяет «раскрыть причины сформированности или несформированности психических качеств, раскрывает возможности становления каждого отдельного индивида, личности субъектом своей активности, определяет меру такого становления и указывает причины ограничения этой тенденции» [1, с. 27-28].
Исследования К. А. Абульхановой-Слав-ской дали толчок к дальнейшим построениям типологий при изучении свойств личности и проблем социальной активности (Л. И. Дементий) [5].
Рассмотрим основные понятия, используемые в данной работе.
Согласно теории Р. Кеттелла, личностная черта - это «стабильный, устойчивый элемент личностной системы, взаимосвязанный с другими ее элементами и определяющий сущность и поведение личности» (цит. по [10, с. 305]).
Термин «акцентуация» впервые предложил немецкий психиатр и психолог Карл Ле-онгард [7]. Акцентуация является дисгармоничностью развития характера, гипертрофированной выраженностью отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.
Под защитным механизмом З. Фрейд в своей работе понимает «бессознательный психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний» (цит. по: [10, с. 212]).
Таким образом, основной проблемой нашей работы является изучение личностных особенностей участников интеллектуальнопсихологической игры «Мафия» юношеского возраста.
В качестве объекта исследования выступила личность участников интеллектуальнопсихологической игры «Мафия» юношеского возраста.
Предмет исследования - личностные черты, акцентуации характера и защитные механизмы участников интеллектуально-психологической игры «Мафия» в юношеском возрасте.
Целью исследования стало построение типологии личности участников интеллектуально-психологической игры «Мафия» в юношеском возрасте.
7
О. Ю. Гроголева, В. С. Анкудинова
Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах.
1. Определить мотивы обращения лиц юношеского возраста к интеллектуальнопсихологической игре «Мафия».
2. Построить типологию личности юношей, принимающих участие в интеллектуально-психологической игре «Мафия», на основании личностных черт, акцентуаций характера и защитных механизмов.
3. Оценить гендерный состав участников игры в выделенных типах.
4. Сравнить личности юношей, участвующих в игре «Мафия» и не играющих в интеллектуально-психологические игры.
Теоретическая гипотеза исследования содержит предположение о том, что участники интеллектуально-психологической игры «Мафия» юношеского возраста обладают специфическим набором личностных черт по сравнению с юношами, не участвующими в данной игре.
В качестве эмпирических гипотез выступили следующие предположения:
1. Наиболее распространенным мотивом обращения к интеллектуально-психологической игре «Мафия» в юношеском возрасте является знакомство и общение с разными людьми.
2. Процедура кластеризации с учетом
личностных черт, акцентуаций характера и защитных механизмов позволит выделить демонстративный и доминантный типы участников интеллектуально-психологической
игры «Мафия».
Всего в исследовании приняло участие 120 человек юношеского возраста, из них 60 человек - регулярно играющие в интеллектуально-психологическую игру «Мафия» от 2 до 5 лет не менее 4 раз в месяц (30 юношей и 30 девушек) и 60 человек - не играющие в нее (30 юношей и 30 девушек). Стоит отметить, что, согласно опросу, последняя группа испытуемых не играет не только в интеллектуально-психологическую игру «Мафия», но и в другие игры (за исключением компьютерных, которыми увлекается 16,7 % человек данной подгруппы).
В качестве основного метода сбора данных были использованы методы анкетирования и тестирования, которые были реализованы с помощью следующего инструментария:
1) Для выявления мотивов обращения к интеллектуально-психологической игре «Ма-
8
фия» в юношеском возрасте нами была разработана анкета, включающая следующие вопросы:
- Чем вас привлекает эта игра?
- Почему вы стали играть в «Мафию»?
- Какие ощущения вы испытываете в процессе игры?
- Увлекаетесь ли вы какими-либо играми помимо «Мафии»? Если да, то какими и как давно?
- Как вы считаете, в чем особенность игры «Мафия»? В чем ее преимущество перед другими формами досуга?
2) Для изучения личностных черт участников интеллектуально-психологической игры «Мафия» и людей, не играющих в нее, был использован 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма А). Испытуемым предлагалось ответить на 187 вопросов, выбрав при этом один из предложенных вариантов ответа. Всего с помощью методики исследуется 16 личностных черт: общительность, интеллект, эмоциональная стабильность, доминантность, экспрессивность, нормативность поведения, смелость, чувствительность, подозрительность, мечтательность, дипломатичность, тревожность, радикализм, нонконформизм, эмоциональная напряженность, адекватность самооценки.
3) Для диагностики типов акцентуаций участников игры «Мафия» и лиц, не участвующих в ней, был применен опросник Леон-гарда - Шмишека. Теоретической основой опросника является концепция К. Леонгарда. Тест содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей (гипертимность, возбудимость, эмотивность, педантичность, тревожность, циклотимность, демонстративность, неуравновешенность, дистимность, экзальтированность) и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет».
4) Для выявления особенностей защитных механизмов испытуемых был использован опросник Плутчика - Келлермана - Конте, состоящий из 92 утверждений, с которыми испытуемому предлагают согласиться или не согласиться. Всего исследуется 8 защитных механизмов: вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, проекция, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация.
Изучение мотивов обращения к интеллектуально-психологической игре «Мафия» в
Типологические особенности личности участников интеллектуально-психологической игры «Мафия»
юношеском возрасте являлось одной из исследовательских задач. С этой целью нами была разработана анкета.
Как показали результаты исследования,
93,3 % человек игра в «Мафию» привлекает возможностью познакомиться и пообщаться с другими людьми, что подтверждает эмпирическую гипотезу № 1. Другими словами, эта игра воспринимается ее участниками как возможность расширять круг своих контактов и взаимодействовать с разными людьми. 66,7 % отметили, что «Мафия» - это интересная форма досуга, а 40 % указали, что она позволяет проявить и развить свои способности.
70 % испытуемых в качестве причины, по которой они начали играть в «Мафию», указывают стремление научиться чему-то новому, попробовать себя в разных сферах. Это обстоятельство указывает на развивающий аспект игры. 60 % респондентов к участию в игре побудило желание интересно провести досуг, 53,3 % - любопытство, а 13,3 % - интерес к играм разного рода. При этом наиболее характерной эмоцией, которую юноши и девушки испытывают, принимая участие в игре, является эмоция радости (60 %). 26,6 % испытуемых ощущают сильную жажду победы, 23,3 % - страх и волнение, а 26,6 % не испытывают никаких эмоций, оставаясь спокойными.
70 % участников интеллектуально-психологической игры «Мафия» не увлекаются больше никакими играми, что характеризует их как людей неазартных и заинтересованных не в играх в целом, а в участи в конкретной игре.
В качестве преимущества игры «Мафия» перед другими играми ее участники выделя-
ют качественную организацию и формат игры (73,3 %), 46,7 % указывают на ее популярность и доступность, 40 % - на возможность общаться с другими людьми. 36,7 % подчеркивают, что эта игра является проекцией реальной жизни. Вероятно, они выделяют это в качестве преимущества, поскольку такое обстоятельство позволяет развить навыки, необходимые в реальной жизни, в игровой, а значит - относительно безопасной форме.
23,3 % в качестве преимущества этой игры перед другими указывают на ее эмоциональную насыщенность, 16,7 % считают преимуществом то, что она не требует длительного обучения, а 13,3 % отмечают насыщенность самого процесса игры.
В целом можно отметить, что наиболее привлекательным фактором игры «Мафия» ее участники называют знакомство и общение с людьми. Причиной обращения к игре чаще всего является стремление научиться чему-то новому, попробовать себя в разных сферах, при этом они испытывают радость в процессе игры, а в качестве ее преимущества перед другими играми выделяют качественную организацию и формат «Мафии».
Второй задачей данного исследования являлось построение типологии лиц юношеского возраста, принимающих участие в интеллектуально-психологической игре «Мафия». Основу типологизации составляли такие параметры, как личностные факторы, акцентуации характера и защитные механизмы. Составление типологии осуществлялось с помощью кластерного анализа (метод £-сред-них). Полученные в процессе обработки данных участников психологической игры «Мафия» представлены на рис.
50 %
41,7 %
8,3 %
Ш «доминантно-подозрительный» тип □ «тревожно-конформный» тип Ш «экспрессивно-демонстративный» тип
Психологические типы лиц юношеского возраста, принимающих участие в интеллектуально-психологической игре «Мафия»
9
О. Ю. Гроголева, В. С. Анкудинова
В процессе построения типологии лиц юношеского возраста, принимающих участие в интеллектуально-психологической игре «Мафия», было выделено 3 кластера. Кластерный анализ осуществлялся на основе 34 характеристик, однако в качестве значимых выделились только 22 показателя, которые составили содержание психологических типов (табл. 1).
В зависимости от выраженности конституирующих признаков и на их основе были выделены три психологических типа лиц юношеского возраста, принимающих участие в интеллектуально-психологической игре «Мафия»: «доминантно-подозрительный», «тревожно-
конформный» и «экспрессивно-демонстративный». Остановимся подробнее на их описании.
Первый тип, «доминантно-подозрительный», (выявлен у 41,7 % игроков) характеризуется выраженным стремлением доминировать и недоверием к окружающим. У представителей этого типа слабо выражены защитные механизмы, при этом они достаточно смело ведут себя в обществе и не отличаются высокой чувствительностью. Для этого типа также характерны низкая тревожность, умение при необходимости вести дипломатичный диалог, выраженный радикализм в оценке происходя-
щего и нонконформизм. Они отличаются достаточно стабильным настроением, уравновешенностью, при этом у них сложно вызвать яркие проявления восторга и радости.
На наш взгляд, игра в «Мафию» представляет интерес для представителей этого типа, поскольку в ней они могут проявить свои лидерские склонности и аналитические способности, имеют возможность оценить точность своих наблюдений и выводов относительно других людей, получая мгновенную обратную связь в виде успешно или неуспешно пройденного задания. Кроме того, учитывая экстравагантность игры и постоянную неопределенность ситуации, они достаточно комфортно чувствуют себя в ней благодаря низкой тревожности и радикализму, который не вызывает осуждения, а наоборот приветствуется при наличии дипломатичности. Таким образом, в игре данный тип личности может проявить свою смелость, неординарность, аналитические и лидерские способности, что в совокупности поощряется ее правилами. Возможно, именно данный комплекс личностных качеств позволяет «доминантно-подозрительному» типу комфортно ощущать себя в данной игре.
Таблица 1
Конституирующие показатели типологии лиц юношеского возраста, принимающих участие в интеллектуально-психологической игре «Мафия»
Блоки Конституирующие показатели Критерий F
Защитные механизмы Регрессия 20 2***
Замещение 4,2*
Отрицание 12 7***
Проекция 6,7**
Гиперкомпенсация 7,3**
Личностные факторы Доминантность 5,2**
Экспрессивность 5**
Смелость 9 6***
Чувствительность 10 4***
Подозрительность 7 д***
Мечтательность 10,9***
Дипломатичность 16 7***
Тревожность 16,6***
Радикализм 22 3***
Нонконформизм 11 7***
Акцентуации Эмотивная 16,6***
Тревожная 36,6***
Циклотимная 59,6***
Демонстративная 10,3***
Неуравновешенная 3,5*
Дистимная 8,5***
Экзальтированная 70 4***
Примечание: *р < 0,05; **р < 0,01; ***р < 0,001
10
Типологические особенности личности участников интеллектуально-психологической игры «Мафия»
Второй тип, «тревожно-конформный»,
был выявлен у 8,3 % игроков. В эту группу вошли люди, отличающиеся высокой тревожностью и стремлением подчиняться мнению других людей и следовать за большинством. У этих людей ярко выражены такие защитные механизмы, как регрессия, отрицание, проекция и гиперкомпенсация. Они часто предаются мечтам и фантазиям, что может выражаться в некоторой рассеянности в реальном мире. Им сложно выстраивать дипломатичную беседу, вероятно, в силу высокой тревожности. Этих игроков можно с уверенностью назвать консерваторами: они предпочитают следовать традициям и одобряют разделяемые обществом законы и нормы. Среди свойственных им акцентуаций можно выделить тревожную, циклотимную и неуравновешенную: они
не уверенны в себе, периоды активности и общительности сменяются у них периодами мрачности и серьезности, неразговорчивы и нередко страдают от мнимой несправедливости к себе. Игрокам этого типа не свойственна склонность к демонстративности поведения.
Поскольку эта группа игроков представлена меньшинством, мы полагаем, что игра выступает для них способом преодоления своей застенчивости и неуверенности, возможностью в игровой (а значит, относительно безопасной) форме научиться взаимодействовать с окружающими, разбираться в их поведении и развивать социальные навыки, заводя знакомства и общаясь с другими людьми.
Третий психологический тип игроков в «Мафию» - «экспрессивно-демонстративный» (50 %) - отличается экспрессивностью, высокой чувствительностью, эмотивностью и стремлением выставлять напоказ свои чувства и эмоции. Представителям этого типа необходимы признание и одобрение. При этом они достаточно смелые и обладают широким спектром навыков выстраивания дипломатичного диалога. Среди характерных для них акцентуаций можно назвать демонст-
ративную, дистимную и экзальтированную: им свойственны бурные проявления как радости и восторга, так и глубокой печали от причин, малозначительных для других. Они словоохотливы, общительны и любят спорить, не доводя дело до серьезных конфликтов. У них случаются периоды серьезности, медлительности и мрачности, однако на смену им приходит новый эмоциональный подъем.
В целом демонстративность и артистичность этого типа лиц гармонично сочетается с задачами, которые ставит перед собой игра. У них появляется возможность проявить свои таланты, убеждая окружающих в своей искренности и правдивости выдуманной ими истории. Таким образом, умение пользоваться своими эмоциями как инструментом становится способом признания у окружающих и эффективным способом достижения цели. При этом в игре данный тип личности может привлекать возможность пообщаться с другими людьми в нестандартной, насыщенной стимулами и разнообразными психологическими элементами обстановке.
Выявленные типы людей, играющих в интеллектуально-психологическую игру «Мафия», соответствуют типам, заявленным нами в гипотезе, следовательно, гипотеза подтвердилась.
Интерес для нашей работы представляло изучение распределения выявленных типов личности участников интеллектуально-психологической игры «Мафия» в группе юношей и девушек (табл. 2).
Как было установлено нами в процессе исследования, большинство юношей, принимающих участие в интеллектуально-психологической игре «Мафия», относятся к «доминантно-подозрительному» типу личности (70 %), 16,7 % - к «тревожно-конформному», а 13,3 % - к «экспрессивно-демонстративному». Таким образом, участники игры мужского пола в юношескому возрасте - это в большинстве своем люди с лидерским потенциалом,
Таблица 2
Частота встречаемости выявленных типов личности участников интеллектуально-психологической игры «Мафия» в группе юношей и девушек
Типы личности Юноши (количество человек, %) Девушки (количество человек, %) Коэффициент углового преобразования Фишера
«Доминантно-подозрительный» 70 13,3 4,8**
«Тревожно-конформный» 16,7 0 -
«Экспрессивно-демонстративный» 13,3 86,7 6,4**
Примечание: **р < 0,01
11
О. Ю. Гроголева, В. С. Анкудинова
привыкшие держать ситуацию под контролем и анализировать ее, умеющие вести диалог и проявлять самообладание в ситуациях с высокой степенью неопределенности. В игре такие юноши могут проявить свою смелость и доминантность, что и привлекает их в ней. 16,7 % юношей, принадлежащих к «тревожноконформному» типу, как мы уже говорили ранее, могут воспринимать участие в игре «Мафия» как возможность преодолеть неуверенность в себе и отработать навык успешной коммуникации. «Экспрессивно-демонстративный» тип личности встречается у меньшинства юношей, играющих в «Мафию» (13,3 %): таких людей эта игра привлекает меньше всего.
Совершенно другая ситуация выявлена в женской подгруппе: 86,7 % девушек, принимающих участие в этой игре, принадлежат к «экспрессивно-демонстративному» типу,
13,3 % - к «доминантно-подозрительному». Ни одна девушка-участница не отнесена к «тревожно-конформному» типу. Другими словами, девушек по большей части в «Мафии» привлекает возможность продемонстрировать окружающим свой артистизм, использовать эмоции как инструмент достижения цели. Кроме того, сами элементы игры дают им почву для импровизации и активизируют работу воображения.
С помощью коэффициента углового преобразования Фишера были выявлены значимые различия в частоте встречаемости личностных типов среди юношей и девушек, играющих в «Мафию»: «доминантно-подозрительный» тип чаще встречается среди юношей (ф = 4,8 при р < 0,01), а «экспрессивнодемонстративный» тип - среди девушек (ф = 6,4 при р < 0,01). Опираясь на эти результаты, мы можем говорить о том, что в интеллектуально-психологической игре «Мафия» у юношей и девушек проявляются чаще всего традиционно мужские и женские черты: для достижения целей юноши преимущественно используют самоконтроль, аналитические и лидерские способности, а девушки -артистизм и экспрессию.
Помимо процедуры кластеризации нами было осуществлено сопоставление юношей, увлеченных игрой «Мафия», с контрастной группой респондентов, не играющих в подобные игры. В процессе исследования было установлено, что участники игры «Мафия» отличаются от своих сверстников более развитыми коммуникативными и интеллектуальны-
12
ми способностями, у них выше лидерский потенциал, они в большей степени склонны доверять людям и не беспокоиться из-за мелочей. При этом у них более ярко выражены защитные механизмы, за исключением регрессии: при возникновении трудностей они предпочитают искать новые пути их решения, а не возвращаться к проверенным способам. Играющие в «Мафию» также более энергичны, чем их сверстники, требуют к себе большего внимания. В целом ряд акцентуаций у них выражен более высоко, что характеризует участников этой интеллектуально-психологической игры как ярких индивидуальностей.
Полученные в процессе исследования результаты могут быть использованы в дальнейшем теоретическом анализе роли интеллектуально-психологических игр в жизни взрослых людей и их влиянии на развитие личности. Выявление личностных особенностей людей, которых привлекают игры такого рода, позволит определить специфику игровой аудитории и понять личностные факторы, обуславливающие интерес лиц юношеского возраста к проведению интеллектуальноигрового досуга.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии и исследования реальной личности) : Избранные психологические труды. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.
2. Асликян Э. Мафия (правила, тактика и стратегия игры). - М. : Планета, 2010.
3. Ворошилов В. Я. Феномен «Что? Где? Когда?». - М. : Эксмо, 2002.
4. Гроос К. Душевная жизнь ребенка. - Киев, 1916.
5. Дементий Л. И. Ответственность: типология и личностные основания. - Омск : Ом. гос. ун-т, 2001.
6. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. - М. : Академия, 1996.
7. Леонгард К. Акцентуированные личности : пер. с нем. - Ростов н/Д : Феникс, 1997.
8. Мандель Б. Р. Интеллектуальная игра: социокультурный феномен в движении (к вопросам истории и определения сущности) // Современные проблемы науки и образования. - 2006.- № 5. - С. 62-68.
9. Петров С. В., Холопова Е. Н. Невербальная коммуникация. Развивающие ролевые игры «Мафия» и «Убийца» : учебно-методическое пособие. - Калининград : КВШ МВД России, 1998.
10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -
СПб. : Питер Пресс, 1997.