РАЗдЕл VII
РЕГИОН КРУПНЫМ ПЛАНОМ: ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УДК 371
Будук-оол Лариса Кара-Саловна
Доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, [email protected], Кызыл
ОСОБЕННОСТИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ ТУВИНСКИХ И РУССКИХ СТУДЕНТОВ
Buduk-ool Larisa Kara-Salovna
Doctor of biological sciences professor of anatomy, physiology and life safety of the Tuvan State University, [email protected], Kyzyl
THE FEATURES OF PERSONAL ACCENTUATION OF The TUVAN AND RUSSIAN STUDENTS
Приспособительные возможности организма к социальной среде отражаются на степени выраженности акцентуаций характера. Акцентуации характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим [6]. Эти черты являются как бы заострением некоторых, присущих каждому человеку неповторимых, индивидуальных свойств, выявляющихся только в определенных условиях. В экстремальных климатогеографических условиях, а также под влиянием особого рода психических нагрузок или трудных ситуаций в жизни, усиливаются акцентуированные черты характера, что становится основой внутри-личностных и межличностных конфликтов, приводящих к психосоциальной дезадаптации [3; 4; 7]. Наложение средовых стрессорных факторов на конституционально-генетическую предрасположенность к тому или иному нарушению в сочетании с социально-психологической дезадаптацией может привести к развитию психосоматических заболеваний [10].
Акцентуации характера как экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность, сензитивность связаны с экстраверсией, а интроверсия коррелирует с такими личностными чертами характера, как тревожность, педантичность, шизоидность, истероидность, психастенич-ность [1].
В литературе показаны гендерные различия в типологии акцентуаций: у девушек выраженность акцентуаций больше, чем у юношей, что согласуется с более высокой тревожностью у них [4]. Также известны этнические различия в акцентуациях характера. Так, Е. А. Ыжикова [11] показала, что среди 14-15 летних детей алтайской национальности достаточно выражен эпилептоидный тип акцентуации, для которого характерна склонность к крайней раздражительности на основе злобно-тоскливого настроения.
Целью исследования явилось изучение типологии акцентуаций в зависимости от гендерной и этнической принадлежности студентов. Исследование проводилось на базе Тувинского государственного университета. Объектом исследования служили студенты тувинской и русской национальности (пришлые, во 2-м и более поколениях). Всего обследовано 1102 студента 1-5-х курсов. Акцентуации личности оценивали по тесту К. Леонгарда [8].
Анализ акцентуаций характера по степени выраженности (свыше 12 баллов) показал, что наиболее представленными в изучаемом контингенте студентов, независимо от курса, являлись гипертимный, возбудимый, циклотимический, аффективно-экзальтированный типы акцентуаций. Причем у юношей, достоверно более выраженным типом был гипертимный (3-4 курсы), у девушек - эмотивный, тревожно-боязливый, циклотимичный и аффективно-экзальтированный типы акцентуаций.
По результатам нашего исследования, частота встречаемости выраженных акцентуаций характера выше у девушек, в сравнении с юношами (7,4 и 6,2 случаев соответственно на 100 обследованных).
Поскольку глобальные черты характера по К. леонгарду [5] обуславливаются в основном природными (генетическими) особенностями, то интересным представлялось изучение акцентуаций в зависимости от национальности.
Максимальное число достоверных различий в типах акцентуаций между этническими группами оказалось на 1 курсе. Тувинские студенты первокурсники отличались возбудимым, педантичным, тревожно-боязливым, дистимичным типами акцентуаций. Русские студенты 1 курса характеризовались меньшим количеством достоверно выраженных типов акцентуаций, это были гипертимный и аффективно-экзальтированый.
На остальных курсах обучения тувинские студенты отличались от русских достоверно более выраженной педантичностью в характере, причем на всех курсах обучения, и тревожно-боязливостью - на 4 курсе.
При этом наиболее выраженными для тувинских юношей оказались тревожно-боязливый, а для тувинских девушек - дистимичный типы акцентуаций характера, для которых характерна низкая контактность, минорное настроение, робость, неуверенность в себе, идеомоторная заторможенность, молчаливость, слабость волевых усилий. Русские девушки характеризовались выраженными гипертимным и эмотивным типами акцентуаций, а русские юноши - аффективно-экзальтированным.
При этом частота встречаемости выраженных акцентуаций у русских студентов составляла 5,6, а у тувинцев - 7,2 случаев на 100 обследованных, что
__________ОСОБЕННОСТИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ..._____________
может указывать на более высокий уровень психосоциальной дезадаптации последних.
Согласно литературным данным, социальная среда не изменяет врожденных качеств, но влияет на их проявляемость, в первую очередь, в социальной жизнедеятельности человека [2; 9], соответственно, и при обучении в вузе. Ранжирование типов акцентуаций показало, что на первом месте у русских первокурсников оказался аффектно-экзальтированный тип акцентуаций, а на 5 курсе - циклотимичный, у тувинских студентов - педантичный и аф-фектно-экзальтированный типы, соответственно.
16
15
14
13
12
11
10
балл
£
.
** **
I
Е
Я
тувинцы
русские
*
ГК
т Т
Г В Эм П Т Ц Дм З Ди Аэ
Рис. 1. Акцентуации характера в зависимости от нацио нальности студентов
Примечание: т- г'ипертимный, В - возбудимый, Эм - эмотивный, П - педантичный, Т - тревожно-боязливый, Ц - циклотимический, Дм - демонстративный, З - застревающий, Ди - дистимический, Аэ - аффективно-экзальтированный типы; н - граница нормы (свыше 12 баллов - выраженные акцентуации); **(р<0,01 достоверность различий.
Интегральная характериатика акцентуированности характера, проведенная на всей выборке студентов независимо от курса обучения и пола, показала, что в обеих этнических группах студентов ярко выражены ги-пертимность, возбудиморть, циклотимичность, демонстративность, аффек-тивно-экзальтированность. При этом, тувинских студентов в сравнении с руссаими характеризуют эмотивность, педантичность и тревожно-боязли-вость (не выраженная акцентуация) (рис;. 1). У русских студентов не выявлено достоверного преобладания какой-либо акцентуации в отличие от тувинских.
На младших курсах частота встречаемости акцентуаций выше, чем на старших (рис. 2), что соответствует исследованиям А. Е. Личко (1985), который считал, что акцентуация указывает на дисгармоничность развития характера, ярко проявляется в подростковом возрасте и сглаживается при взрослении.
Рис. 2. Количество вы раженных акцентуаций ( %)
Примечание: выраженные - акцентуации с 12 и более баллами
Однако увеличение количества выраженных акцентуаций отмеченное нами на 5 курсе, свидетельствовало о негативных изменениях в механизмах регуляции, обеспечивающих психоссциальную адаптацию у студентов выпускного курса.
Таким образом, тувинских студентов отличали такие черты характера как ригидность, инертность психических процессов, длительное переживание психотравмирующих событий, нерешительность в выборе решения, неспособность вытеснять сомнения (педантичность). При этом тувинцам присуща чувствительность, глубокие реак ции в области тонких эмоций, они более мягкосердечны, больше поддаются растроганности, испытывают особенную радость от общения с природой, с произведениями искусства (эмотивность). Тувинцы тскже отличалисс достоверно большей по сравнению с русскими тревожно-боязливой акцентуацией, характеризующейся робостью, крайней нерюш ительностию, покорностью.
У русских нтудентов отличительными цсобенностями характера явились, гипертимность, аффектно-экзальтированность (на разных курсах). Гипер-тимность русски:. студентов отличает их стремлением к активной деятельности, сцлонностью к льдерству, быстрой раакцией нт происходящиц события, быстрым принятием решений, способствует достижению творческих и производственных унпехов, при этом часто сощювождестся легкомысленностью, отсутствием самокритичности. Аффективно-экзальтированность характера дает личности более резкие эмоциональные переживания [5].
Библиографический список
1. Бер езин, Ф. Б. Методика многостороннтго исследования личности [Текст] / Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников, Р. В. Рожанец. - М.: Медицина, 1976. - 176 с.
2. Гилева, О. Б. Влияние социлльных условий на струитуру темперамента [Текст-] / О. Б. Гилева, Т. В. Бочароьа// Вопросы психологил. - 21000. - № 4. - С. 73-75.
___________ОСОБЕННОСТИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ...__________________
3. Казначеев, В. П. Механизмы адаптации человека в условиях высоких широт [Текст] / В. П. Казначеев. - Л.: Медицина, 1980. - 200 с.
4. Кривощеков, С. Г. Психофункциональные аспекты незавершенных адаптаций [Текст] / С. Г. Кривощеков, В. П. Леутин, М. Г. Чухрова. - Новосибирск, СО РАМН, 1998. - 100 с.
5. Леонгард, К. Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард. - Киев: Вища школа, 1981. - 392 с.
6. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия [Текст] / А. Е. Личко. - Л.: Медицина, 1985. - 416 с.
7. Панин, Л. Е. Биохимические механизмы стресса [Текст] / Л. Е. Панин. - Новосибирск: Наука, 1983. - 233 с.
8. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина. - М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2002. - Т. 1. - 312 с.
9. Русалов, В. М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека [Текст] / В. М. Русалов // Психологический журнал - 1989. - Т. 10. - № 1. -С.10-21.
10. Чухрова, М. Г. Трансформация личности в условиях Севера и ее связь с психосоматической патологией [Текст] / М. Г. Чухрова, Л. С. Хорошилова // Бюллетень СО РАМН. - 2006. - № 4 (122). - С. 132-134.
11. Ыжикова, Е. А. Лекции по этнобиологии алтайцев [Текст] / Е. А. Ыжико-ва. - Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 2001. - 19 с.