Научная статья на тему 'Взаимосвязь русской идеи и славянской цивилизации'

Взаимосвязь русской идеи и славянской цивилизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
133
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС / ЭТНО-НАЦИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ПО-ЛИКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОБЫТНОСТЬ / СЛАВЯНСТВО / МЕНТАЛЬНОСТЬ / SYSTEM CRISIS / ETHNIC NATION / CIVILIZATION / MULTI-CONFESSIONAL / IDENTITY / ORIGINALITY / SLAVDOM / MENTALITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ратников В. П., Подвойская Л. Т.

В статье рассматривается проблема национальной идеологии населения России. Авторы убеждены, что понятие национальной идеологии, ядром которой является «национальная идея», наиболее целесообразно связать не с понятием «этно-нации», а с пониманием нации как «политической общности граждан определенного государства». Подчеркивается, что русский фактор является определяющим в российской государственности и национально-этнической политике, на основании чего делается вывод о сильнейшей структурной и причинно-следственной взаимосвязи русской национальной идеологии и славянской цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of the Russian idea and Slavic civilization

The article considers the national ideology of the Russian population. The authors believe that the concept of national ideology, the core of which is a "national idea", should be associated with interpretation of a nation as a "political community of citizens of a particular state", rather than with the "ethnic nation" concept. It is emphasized that the Russian factor is the determining one in the Russian statehood and national-ethnic policy, therefore, it is concluded that there is a strong structural and cause-and-effect relationship of the Russian national ideology and the Slavic civilization.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь русской идеи и славянской цивилизации»

УДК 1(470) + 008(=16) Ратников Валентин Петрович

доктор философских наук,

профессор кафедры философии

Финансового университета при Правительстве РФ

Подвойская ЛюбовьТимофеевна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Финансового университета при Правительстве РФ

ВЗАИМОСВЯЗЬ РУССКОЙ ИДЕИ И СЛАВЯНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Аннотация:

В статье рассматривается проблема национальной идеологии населения России. Авторы убеждены, что понятие национальной идеологии, ядром которой является «национальная идея», наиболее целесообразно связать не с понятием «этно-нации», а с пониманием нации как «политической общности граждан определенного государства». Подчеркивается, что русский фактор является определяющим в российской государственности и национально-этнической политике, на основании чего делается вывод о сильнейшей структурной и причинно-следственной взаимосвязи русской национальной идеологии и славянской цивилизации.

Ключевые слова:

системный кризис, этно-нация, цивилизация, поликонфессиональный, идентичность, самобытность, славянство, ментальность.

Ratnikov Valentin Petrovich

D.Phil. in Philosophy, Professor, Philosophy Department, Financial University under the Government of the Russian Federation

Podvoiskaya Lubov Timofeevna

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Philosophy Department, Financial University under the Government of the Russian Federation

INTERRELATION OF THE RUSSIAN IDEA AND SLAVIC CIVILIZATION

Summary:

The article considers the national ideology of the Russian population. The authors believe that the concept of national ideology, the core of which is a "national idea", should be associated with interpretation of a nation as a "political community of citizens of a particular state", rather than with the "ethnic nation" concept. It is emphasized that the Russian factor is the determining one in the Russian statehood and national-ethnic policy, therefore, it is concluded that there is a strong structural and cause-and-effect relationship of the Russian national ideology and the Slavic civilization.

Keywords:

system crisis, ethnic nation, civilization, multi-confessional, identity, originality, Slavdom, mentality.

Вопрос о русской национальной идее, на протяжении двух столетий занимавший важнейшее место в исследованиях отечественных философов, а позже и политологов, с нарастающей остротой актуализируется в России XXI в., переживающей системный кризис на фоне проблем мирового масштаба, связанных с глобализацией, экологическим кризисом, международным терроризмом.

Российскими учеными на данный момент достаточно детально разработана теоретическая база исследования проблемы национальной идеологии: описаны основные элементы и факторы последней, предложен ряд проектов «русской идеи». Подавляющее число работ выполнено с учетом опыта классической русской философии, сопровождается примерами исторически состоявшихся, а также потерпевших крах национальных идеологий.

Однако цивилизационный аспект развития общества в рассмотрении вопроса о национальной идее используется, как правило, лишь фрагментарно, охватывая более широкие духовно-культурные компетенции. Между тем, если рассматривать идеологию в качестве составной части цивилизации, то здесь обнаруживается тесная взаимосвязь национальной идеи и славянской цивилизации.

Прежде всего необходимо заметить, что понятие национальной идеологии, ядром которой является «национальная идея», наиболее целесообразно связать не с понятием «этно-нации», а с пониманием нации как «политической общности... граждан определенного государства» [1, с. 678]. Это подтверждают примеры ряда западных стран.

Например, Н.Н. Седова пишет: «.у американцев (имеются в виду граждане США) вообще не прослеживается связь между этнической принадлежностью и национальной идеей. Все общенациональные ценности. сконцентрированы вокруг социальных приоритетов страны» [2, с. 14]. В противном случае консолидация этноса даже в моноэтническом государстве как цель национальной идеологии может направить последнюю в сторону идей национализма или даже расового превосходства.

С другой стороны, нельзя отрицать тот факт, что этнические основания национальной идеи вполне могут выступать в качестве системообразующих. По этому поводу в статье В.В. Макарова «Славянство как цивилизация и как суперэтнос» говорится: «Русский этнос входит в качестве

"стержневого народа" (термин С. Хантингтона)... в российскую нацию как социально-политическую общность» [3, с. 6]. Эту идею также подтверждают авторы других статей, объединенных проблематикой национальной идеи, связывая системообразующую роль русского народа прежде всего с централизацией власти над населением огромного территориального пространства и русско-славянским православием, а также русским языком, который служит средством межнационального общения для многих народов России.

В свою очередь, необходимо выяснить, что понимается под концептом «Россия», как она самопровозглашает себя. Прежде всего, Россия - полиэтнический и поликонфессиональный феномен, существующий на огромном геополитическом пространстве. Собирание страны из племен, народов и культур продолжалось целое тысячелетие. Вместе с русскими в составе России многие народы обрели свое национально-культурное самоутверждение и даже государственное самоопределение. Конечно, несмотря на активное участие всех народов страны, в деле политического объединения России русские сыграли определяющую, государственно-образующую роль. Не секрет, что и сегодня русский фактор является определяющим в российской государственности и национально-этнической политике. Именно от состояния самочувствия русского народа, его собранности, консолидированности на идеях равноправного многонационального единства России зависит судьба общества и российской государственности.

Кроме того, можно выделить ряд направлений воздействия славянской цивилизации (как широкой культурной наднациональной общности людей) на национальную идеологию через важнейшие факторы формирования последней, такие как «внешний враг» и «вера», а также через реализующий идею инструмент, в роли которого выступает институт государства.

Действительно, российская история насчитывает множество примеров таких угроз, стимулирующих идеологическую консолидацию общества - от исламизации времен Сергия Радонежского до «американского империализма» эпохи холодной войны. В настоящее время в условиях глобализации таким фактором многие ученые называют экспансию западной массовой культуры, угрожающую сохранению русской национальной самобытности и идентичности. «Зажевывать» чужие культурные смыслы, прорывающиеся в СМИ, калейдоскопически пропагандируемые с экранов телевизоров, с рекламных растяжек, не достойно русским (советским) людям. Человек в своем поведении может следовать некоему правилу, не сознавая этого, но его соблюдение будет служить объяснением данного поведения и указывать на его менталитет. Каждый человек, являясь частью своего народа, своего поколения, должен усвоить существующие смыслы, подключаясь к социальной памяти, усваивая тем самым их социокультурные и ментальные репрезентации. Резкое вторжение в языковое, смысловое сознание чуждой культуры действует разрушительно и вероломно, в особенности на неокрепшие умы молодых людей, рождая неуверенность, космополитические настроения, негативное отношение к своей самобытной культуре, ее прошлому и настоящему, разрушение грани между добром и злом, хорошим и плохим, истинным и ложным, в особенности на базе постоянно меняющихся форм социальности. Речь идет о том, что социальная реальность сложным образом конструируется через систему коллективных представлений, умонастроений, повседневных, повторяющихся событий, маргинализации довольно больших групп населения разных возрастов и т. д.

Для представителей русского этноса, являющегося системообразующим основанием российской нации, вполне могла бы стать подходящей именно цивилизационная идентичность по типу «я - славянин», как для любого европейца, который знает, что, принадлежа к определенной нации, он еще и европеец, эта его связь преимущественно духовная и представлена соответствующей идеей.

Проблема национальной идеи России некоторыми исследователями связывается с православием как важнейшим источником русской идеи (например А.В. Гулыгой), но имеется и другая точка зрения (с которой солидарны авторы статьи), что у православной веры мало шансов дать России жизнеспособную идеологию (А.А. Зиновьев, Л.В. Щеглова и др.). В свою очередь, следует отметить, что наиболее полно культурные универсалии православия содержатся именно в мировоззренческой составляющей славянской цивилизации.

Таким образом, воздействие возрожденного и укрепившего свои позиции славянства на формирование и закрепление национальной идеи в России могло бы оказаться по меньшей мере весьма значительным. Однако в российской действительности пока преобладают сложные, противоречивые процессы социокультурной поляризации и дезинтеграции, разобщенности. Положение усугубляется отсутствием не только социально-философской модели развития России, но и четкой государственной концепции в области национальной политики, идеологии, системы духовно-нравственных ценностей, а также идеи славянства и признания того, что Россия - целостная самостоятельная цивилизация с присущими ей особенностями. Русский вопрос у нас существует и, возможно, требует особого внимания хотя бы в силу того, что «Россия - страна, имеющая в составе

своего населения 8 % мусульман и прочные традиции совместной жизни с ними православных христиан. Сегодня эти традиции ослабевают, по мнению ряда специалистов» [4, с. 6].

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о сильнейшей структурной и причинно-следственной взаимосвязи русской национальной идеологии и славянской цивилизации. Роль циви-лизационного фактора стала повышаться. Возврат к историко-культурным корням России переживает возрождение. Значение России при этом представляется очень большим. Этот вывод может расширить, в частности, методологическую базу исследования соответствующих проблем постсоветского общества, связанных в том числе с глобальными мировыми процессами.

Ссылки:

1. Всемирная энциклопедия: Философия / гл. ред. и сост. А.А. Грицанов. М., 2001. С. 678.

2. Проблемы социально-гуманитарного знания : межвузовский сборник научных трудов / ВолГТУ. Волгоград, 2007. С. 14.

3. Восточное славянство как культурно-этническая общность : сборник научных трудов / ВолГТУ. Волгоград, 2002. С. 6.

4. Умнов А. Россия и мир ислама // НГ-сценарии. 1988. № 1. С. 6.

References:

1. Gritsanov, AA (ed.) 2001, The World Encyclopedia of Philosophy, Moscow, p. 678.

2. Problems of social and humanitarian knowledge: Interuniversity collection of scientific papers 2007, Volgograd, p. 14.

3. Eastern Slavs as a cultural and ethnic community: a collection of scientific papers 2002, Volgograd, p. 6.

4. Umnov, A 1988, 'Russia and the world of Islam', NG-scenarios, no. 1, p. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.