ФИЛОСОФСКИЙ ПОЛИЛОГ. Выпуск 2 (2017) Международный центр изучения русской философии
Ирина Морозова
СЛАВЯНСТВО, СЛАВЯНСКАЯ ВЗАИМНОСТЬ: ФИЛОСОФИЯ, БОГОСЛОВИЕ, ИДЕОЛОГИЯ, СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА
В статье анализируются интерпретации идеи славянства, дается классификация основных подходов к изучению славянской взаимности в богословско-философской литературе. Концепты, образовавшие идеологию славянства, формировались в процессе становления церковнославянской письменности. В трудах философов, культурологов и богословов славянская идентичность отчетливо специфицировалась как особенный историко-культурный, цивилизационный тип. При этом декларирование православия как основы славянской взаимности не предполагает панславизма. Кирилло-мефодиевское наследие - ключевая составляющая в официальной идеологеме православной идентичности славянских народов. В церковной письменности, как репрезентанте культурной идентичности древнеславянских народов, акцентированы как христианские ценности, так и патриотизм, понятый как нравственный долг служения Отечеству. Важнейшим аспектом идеи славянства, отраженным в философ-ско-богословской традиции, является духовно-ценностное лингвокультурное единство. Однако в статусе идеологемы некоторые традиционные духовно-культурные смыслы славянства, прежде всего идея славянской взаимности, деформируются. Переоткрытие и актуализация художественно-эстетической интерпретации кирилло-мефодиевской составляющей идеи славянства рассматриваются в контексте творчески-созидательного синтеза дискурсивных и социально-культурных практик.
Ключевые слова', славянство, славянская взаимность, идеологизация, социально-культурные практики, актуализация кирилло-ме-фодиевской идеи.
Interpretations of the Slavdom idea, classification of basic approaches to the problem of Slavic reciprocity formed in the theological-philosophical literature have been actualized. It is stated that the concepts that formed the Slavdom ideology appeared due to the Church Slavonic language. In the works of Russian and foreign philosophers, culturologists and theologians the Slavic identity has been quite distinctly specified as a special historical-cultural, civilizing type. However, the belief that Christianity provided the grounds for Slavic reciprocity doesn't necessarily involve the theory of pan-Slavism. The heritage of Cyril and Methodius is the key component in the official ideology of Slavic peoples' Orthodox identity. The Christian meanings of embodiment, creative activity, world redemption etc. as well as patriotism interpreted as a moral duty to serve the Motherland are pointed out in the Church Slavonic language and this way formed a cultural identity of ancient Slavonic peoples. The most important aspect of the Slavdom idea stressed in the philosophical and theological tradition is the concept of spiritual lingua-cultural identity. However, having become a part of the ideology, some traditional spiritual and cultural ideas of Slavdom, first of all the idea of Slavic reciprocity, are misunderstood. The author concluds that to revitalize and actualize the esthetic interpretation of the Cyril and Methodius component of the Slavdom idea is possible in the context of the constructive synthesis of scientific, discursive and social-cultural practices.
Keywords'. Slavdom, Slavic reciprocity, ideolo-gization, social-cultural practices, actualization of the Cyril and Methodius idea.
Дискурс о славянстве и славянской взаимности в тревожной атмосфере рубежа ХХ-ХХ1 вв. приобрел особую актуальность. Предпримем попытку дать сводку некоторым направлениям в изучении данной темы в философии и богословии, вычленив важные составляющие идеологемы славянства и обозначив проблема-тизацию последней в современном российском сознании.
Об идее славянской взаимности косвенно говорилось уже в «Повести временных лет». В XV в. идея объединения славянских народов высказывалась болгарским книжником Константином Костенецским [23]. В XVII в. к осмыслению проблемы славянства в широком культурном контексте обращался хорватский богослов, философ, просветитель Юрий Крижанич, определяя славянскую культурную идентичность как важнейшее основание духовно-интеллектуального, социально-политического развития России [13]. Ю. Крижанич рассматривал в качестве лингво-культурного средства объединения славян создание единого «всеславянского» языка, выступая против «чужебесия» и указывая на негативное влияние иностранных слов, например на состояние храбрости воинов [13, с. 115-116]. Совершенствование языка и речи является, писал он, важным средством усовершенствования в науках и государственных делах [13, с. 153]. Духовной твердыней народа и государства выступает при этом православная вера [13, с. 353]. Различным образом оценивалась позиция Ю. Крижанича в связи с «панславизмом» [28].
В конце XVIII - начале XIX вв. проблему самоидентификации славянского мира разрабатывали ученые-слависты П. Й. Шафа-рик, Й. Пекарж, Я. Коллар [14]. Исследователь проблемы славянства В. В. Ламанский отмечал неоднозначное сочетание, а именно взаимодействие в славянстве двух начал культуры Европы - романского и германского [14]. В гуманитарном знании исторические судьбы славян однозначно связываются с европейским культурным пространством [4, 5].
Отдельное направление в изучении славянства ведется в контексте восточного и западного христианства. Идея построения вселенской христианской церкви на основе католицизма обосновывалась В. С. Соловьевым [31]. Для России, полагал В. С. Соловьев, соединение церквей является высшим призванием, нравственным долгом, для славянства «это самое дело есть настоятельная потребность, насущная необходимость, без удовлетворения которой славянство как целое вовсе не может существовать» [31, с. 42]. С одной стороны, отмечал философ, существует всеобщее осознание человеческой солидарности, а также имеется потребность в интернациональном единстве, с другой стороны, такое единство в настоящий момент отсутствует [31, с. 243]. Вселенская
солидарность предполагает, что «каждая составная часть великого целого - каждая нация, каждое общество и каждый индивид - не только имеет право на существование, но и обладает присущей ей внутренней ценностью, которая не позволяет обращать ее в средство для достижения всеобщего благосостояния» [31, с. 243]. В. С. Соловьев доказывал необходимость осознания православными христианами себя как «органической части великого христианского тела», чтобы «признать нашу духовную солидарность с братьями на Западе» [31, с. 283]. К обоснованию своей позиции философ, в частности, привлекал высказывание митрополита московского Филарета о том, что «не приличествует судить других, но следует предоставить окончательный суд Духу Божию, правящему Церквами» [31, с. 301].
В русской философской традиции значительное внимание изучению проблемы славянства уделяли славянофилы, Н. Я. Данилевский и К. Н. Леонтьев. При этом философы, историки, теоретики культуры особое значение в обществе придавали языку [7; 8]. О языковом родстве как наиболее заметном признаке славянского цивилизационного единства писал филолог-славист, историк, этнограф начала XX в. Т. Д. Флоринский [2]. Возможность внутреннего единства славян, замечал В. В. Ламанский, заключается в христианском братстве и свободе - знамени славянских первоучителей, объединивших славянской грамотой всех в одну славянскую церковь [29, с. 397]. Н. Я. Данилевский считал необходимым сочетание независимости и единства славянских народов [29, с. 297]. М. М. Погодин характеризовал славянскую соборность как чувство и сознание духовной взаимности [29, с. 365]. «Не гордись перед Белградом, - писал А. С. Хомяков, - Прага, чешских стран глава! Не гордись пред Вышеградом, златоверхая Москва! Вспомним, мы родные братья, дети матери одной, братьям братские объятья, к груди грудь, рука с рукой» [29, с. 427].
Западные культурологи (А. Тойнби, О. Шпенглер) выделяли в качестве отдельного цивилизационного типа культуры, основанные на восточном христианстве, сюда же входили культуры славянских народов. О. Шпенглер использовал термин «псевдоморфоз», обозначающий феномен, проявляющийся на фоне мощного влияния соседних по отношению к славянам этнокультур [2]. О. Шпенглер применял это понятие для характеристики деятельности Петра I [2]. Б. Бутковский полагает, что псевдоморфоз проявляется « значительно шире, и в той или иной мере присутствует во всех регионах славянского мира на разных этапах истории» [2]. Псевдоморфоз оказывается синонимичным «чужебесию» (термин Ю. Крижанича), «ксеномании» и означает влечение к чужой культуре во вред своей собственной [2]. В геополитическом смысле
славянство занимает положение моста между Западом и Востоком (Heartland, срединная, осевая земля) [2]. Крайний вариант неприятия культурной идентичности славянства в XX в. представляет собой идеология национал-социализма. А. Гитлер декларировал идею неполноценности славян [35]. В XXI в. возрождение идей национал-социализма происходит, в частности, на Украине. Беспрецедентным геноцидом славянских народов в XXI в. стала военная операция НАТО против Югославии.
В православном богословии идеи славянской взаимности придерживались упоминавшийся выше Филарет Московский [29, с. 304], Леонид (Краснопевков), Никанор (Бронкович), Сильвестр (Ольшевский), Иларион (Троицкий). Последний в «Письмах о Западе» размышлял о противоречивых аспектах взаимодействия славянства и культуры Запада. Особой религиозностью отличается католичество славян [14]. «Унионная» тема фокусирует целый спектр проблем, источник не прекращающихся в историографии дискуссий [36]. В целом в современном отечественном философ-ско-богословском дискурсе православие как основа славянской взаимности рассматривается не как средство обособления, а как принимающее во внимание достижения западной цивилизации. Такой подход к славянству, по мнению российских ученых-«традиционалистов», не является панславизмом [22].
Формирование православной идентичности славянских народов состоялось в рамках византийско-славянской общности [1; 27]. «Кирилло-мефодиевская» составляющая - ключевая в богословском дискурсе о славянстве. Духовные смыслы, значение появления славянской письменности, деятельности братьев Кирилла и Мефодия отражены в отечественном богословии. Так, «Сказание о письменах» приводится в «Истории церкви» митрополитом Ма-карием (Булгаковым) [15, с. 165, 338]. О богословских смыслах христианской миссии, «идеологии Кирилла и Мефодия» писал И. Мейендорф [17, с. 381]. Культурное значение духовной миссии Кирилла и Мефодия отмечалось современными отечественными богословами.
В качестве репрезентанта культурной идентичности древнерусской культуры, принявшей христианство в X в., рассматривается «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона Киевского. В числе источников, которыми мог пользоваться Иларион, отмечают «Слово на преображение прп. Ефрема Сирина». В этом «Слове...» Ефрем Сирин акцентирует утверждающее творческое значение преображения [10]. Основной пафос «Слова...» Илариона заключен в утверждении истины воплощения Господа, вочеловечения, спасения мира.
Кирилло-мефодиевское наследие как идейно-религиозное направление и духовная традиция рассматривается в разных областях гуманитарного познания [3, с. 155; 19]. Проблемный континуум историко-культурной типологии кирилло-мефодиевской традиции достаточно широк - от признания последней в качестве ус-редненно-однородного пласта православной русской культуры до идеологии панславизма [18, с. 327-369]. В социально-гуманитарной аналитике находим различные аспекты интерпретации идей «Слова о Законе и Благодати» [1; 11; 12; 26; 35, с. 56-59]. Историки отечественной философии связывают «Слово...» с началом философской традиции на Руси [6, с. 19]. Исследователи обращают внимание на присутствие в «Слове...» актуальной исторической проблематики, развитие идеи патриотизма [6, с. 140, 145; 1, с.77; 9]. Патриотизм сочинения Илариона определяется как высокоинтеллектуальная система. Идея патриотизма относится к содержательной составляющей культурной идентичности. Древнерусская литература, образовавшая фундамент духовности русского человека, отличалась патриотизмом [30]. В православном богословии патриотизм рассматривается как деятельная любовь к Отечеству, нравственный долг христианина [34, с. 664]. В космополитизме, в отличие от патриотизма, отсутствуют такие существенные признаки христианской любви, как, например, самоотречение и актуальность (конкретность). Творение Илариона является первым из дошедших до нас памятников древнерусской письменности, утверждавших величие и единство «земли Руськой» [6, с. 145]. Цитаты из «Слова...» обнаруживаются в творениях не только древнерусских, но и других славянских авторов [6, с. 57; 20; 24; 21, с. 616; 20, с. 557].
В «Слове о Законе и Благодати» состоялось богословско-фило-софское обоснование христианства [33, с. 56-64]. Учеными фиксируется историко-философский оптимизм «Слова...» [1, с. 67, 114123]. В произведении Илариона приводится новозаветная притча о работниках одиннадцатого часа, что объясняется утверждением особой миссии русского народа [25, с. 44]. В «Слове...» впервые формулируется «русская идея» [32, с. 264]. В традиции отечественной культуры духовный смысл избранничества русского народа не ограничивается этнокультурной составляющей [1, с. 49].
В трудах известных (в том числе западных) философов и культурологов славянство признано в качестве особого, своеобразного историко-культурного типа. В XX-XXI вв., после глобальных геополитических перемен (распада СССР и социалистических государств в Европе), наблюдается тенденция к рецидиву национал-социализма в отношении к славянству. Современное отношение к славянству в геополитическом измерении радикальным образом
отходит от признания культурной самостоятельности последнего [16].
Критическая проблемность актуального восприятия идеи славянства отражена в современном художественном сознании (являющегося «маркером» обыденного восприятия). В отличие от философии культуры (в рамках которой состоялась концептуализация духовно-религиозных, культурных смыслов кирилло-мефо-диевского наследия), современное художественное сознание в отношении к данной теме обнаруживает определенную пустотность (идеол огичность).
В киноискусстве в основном воспроизводятся исторические римейки темы (например, экранизация «Тараса Бульбы»), в изобразительном искусстве - героизация истории с использованием былинных, эпических мотивов (классический русский реализм). В современной культуре Кирилл и Мефодий представлены в основном в скульптурных памятниках. Так, если в качестве показателя художественной популярности в определенном смысле можно рассматривать визуализацию исторического персонажа, события в мультипликации, то кирилло-мефодиевская тема в данном виде искусства в принципе не разработана (в отличие, например, от удачных художественных решений в мультфильме о Василии Блаженном). В то же время, возникновение славянской азбуки обыгрывается косвенным, но симптоматическим образом в ироническом контексте - в КВН (ролик команды «Уральские пельмени» об изобретении братьями Кириллом и Мефодием славянской азбуки удален из Интернета).
Искусство, проявляя независимость в отношении разработки тем, вариантов художественных решений, представляет ресурс для привлечения общественного внимания к тем или иным проблемам и феноменам культуры. Полагаем, что к достаточно эффективным (но по существу не реализованным) направлениям актуализации кирилло-мефодиевской символики в культуре повседневности можно отнести формат художественных конкурсов, создание комплексной программы, предполагающей формирование кирилло-мефодиевской составляющей в постсоветском информационном пространстве. В художественном сознании, культуре повседневности востребовано переоткрытие духовных смыслов славянской культуры.
В «ревитализации» славянства и идеи славянской взаимности насущно взаимодействие философско-богословского дискурса и социально-культурной практики, что невозможно без организации системного содействия научной общественности, творчески ориентированным субъектам социума.
Литература
1. Альманах библиофила. Тысячелетие русской письменной культуры (988-1988). Вып. 26. М: Книга, 1989.
2. Бутковский Б. Панславизм - идеология цивилизационной интеграции славянского этнокультурного пространства. URL: http://www.bratiya-slavyane.com/ articles/view/14626.
3. Бухаркин U.E. Православная церковь и русская литература в XVTII-XIX вв.: Проблема культурного диалога. СПб: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1996.
4. Гилфердинг А. Когда Европа была нашей: История балтийских славян. М.: Эксмо, Алгоритм, 2010.
5. ГимбутасМ. Славяне: The Slaves: Сыны Перуна. М.: Центрполиграф, 2004.
6. Горский B.C. Философские идеи в культуре Киевской Руси. XI - нач. XII в. Киев: Наукова Думка, 1988.
7. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Кристалл, 2003.
8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2008.
9. Демин A.C. Древнерусская литература: Опыт типологии с XI по середину XVIII вв. от Илариона до Ломоносова. М.: Языки славянской культуры, 2003.
10. Ефрем Сирин, преп. Избранные творения. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007.
11. Идейное наследие Илариона Киевского. Ч. I. М.: Наука, 1986.
12. Идейное наследие Илариона Киевского. Ч. II. М.: Наука, 1986.
13. Крижанич Ю. Политика. М.: Новый свет, 1997.
14. Ланцева A.M. Славянство в контексте западной цивилизации на примере культурологического анализа литературно-публицистического наследия священно-мученика Илариона (Троицкого). URL: http://www.srpska.ru/article.php?nid= 223 33& sq=19&crypt=.
15. Макарий (Булгаковj, митр. История Церкви. Кн. I. М.: Изд-во Спасо-Преобра-женского Валаамского монастыря, 1994.
16. Маличевич П. Шесть агрессий Запада против южных славян в XX-м столетии. М: Палея-Мишин, 1999.
17. Мейендорф И. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. Когелет, 2001.
18. Мильков В.В. Кирилло-мефодиевская традиция и ее отличие от иных идейно-религиозных направлений // Древняя Русь: пересечение традиций. М.: Скрип-торий, 1997.
19. Можаева И.Е. Библиография по Кирилло-Мефодиевской проблематике, 1945— 1974 гг. / Ред. и авт. предисл. С. Б. Бернштейн. М.: Наука, 1980.
20. Никольская A.B. «Слово» митр. Илариона в позднейшей литературной традиции// Slavia. 1928. R. 7. S. 3; Slavia. 1929. R. 7. S. 4.
21. Памятники литературы Древней Руси. XVII в.: / Сост. и ред. JI. А. Дмитриев, Д. С. Лихачев. Кн. 1. М.: Художественная литература, 1988; Кн. 3. М.: Художественная литература, 1994.
22. Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. URL: http://www.patriotica.ru.
23. Перволъф И.И. Славянская взаимность с древнейших времен до XVTII в. СПб: Типография В. С. Балашева, 1874.
24. Петровский М.П. Иларион, митр. Киевский, и Доментиан, иеромонах Хилен-дарский // Известия Отдела русского языка и словесности АН. 1908. Т. 13. Кн. 4.
25. Петрушке В.И. История русской церкви с древнейших времен до установления патриаршества. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.
26. Подскалъски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). СПб: Византинороссика, 1996.
27. Полывянный Д.И. Культурное своеобразие Болгарии в контексте византийско-славянской общности. Иваново, 2000.
28. ПыпинА.Н. Панславизм в прошлом и настоящем. М.: АКИРН, 2002.
29. Русско-славянская цивилизация. М.: АКИРН, 1998.
30. Скурат К.Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. М., Покров, 2003.
31. Соловьев B.C. Россия и вселенская церковь. Минск: Харвест, 1999.
32. Топоров В.П. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1: Первый век христианства на Руси. М.: Гнозис-Школа «Языки русской культуры», 1995.
33. Шапошников Л.Е., Федоров А.А. История русской религиозной философии: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2006.
34. Шиманский Г.И. Нравственное богословие. Киев: Изд-во имени святителя Льва, папы Римского, 2010.
35. Яковлев Е. Гитлер о славянах. URL: http://www.nfor.org/stati/znanija/gitler-o-sla-vjanah.html.
36. Religion, Nation snd Secularization in Ukraine / Ed. by M. Schulze and F. E. Sysyn. Toronto: Canadian Institute of Ukrainian Studies Press, 2015.
Morozova, Irina N. Slavdom, Slavic reciprocity, ideologization: philosophy,
theology, ideology, social-cultural practice
References
1. Al'manakh bibliofila. Tysyacheletiye russkoy pis'mennoy kul'tury (988-1988) [Almanac of the bibliophile. The millennium of Russian written culture (988-1988)]. Issue 26, Moscow: Kniga, 1989.
2. Butkovskiy, B. Panslavizm - ideologiya tsivilizatsionnoy integratsii slavyanskogo etnokul'turnogo prostranstva [Pan-Slavism as the ideology of the civilizational integration of the Slavic ethno-cultural space]. URL: http://www.bratiya-slavyane. com/articles/view/14626.
3. Bukharkin, P.Ye. Pravoslavnaya tserkov' i russkaya literatura v XVIII-XIX w.: Problema kul'turnogo dialoga [Orthodox Church and Russian literature in the 18th and 19th centuries: The problem of a cultural dialogue], St. Petersburg: St. Petersburg University publishing house, 1996.
4. Gilferding, A. Kogda Yevropa byla nashey: Istoriya baltiyskikh slavyan [When Europe was ours: The history of the Baltic Slavs], Moscow: Eksmo, Algoritm, 2010.
5. Gimbutas, M. Slavyane: The Slaves: Syny Peruna [Slavs: The Slaves: The sons of Peran], Moscow: Tsentrpoligraf, 2004.
6. Gorskiy, V.S. Filosofskiye idei v kul'ture Kiyevskoy Rusi. XI -nach. XII v. [Philosophical ideas in the culture of Kievan Rus. 11th - early 12th centuries], Kiev: Naukova Dumka, 1988.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Gumilev, L.N. Etnogenez i biosfera Zemli [Ethnogenesis and the biosphere of the Earth], Moscow: Kristall, 2003.
Danilevskiy, N.Ya. Rossiya i Yevropa [Russia and Europe], Moscow: TERRA-Knizhnyy klub, 2008.
Demin, A.S. Drevnerusskaya literatura: Opyt tipologii sXIpo seredinu XVIII vv. ot Ilariona do Lomonosova [Old Russian literature: A variant of typology from the 11th to the mid-18th centuries from Hilarion to Lomonosov], Moscow: Yazyki slavyan-skoy kul'tury, 2003.
Efremthe Syrian, Rev. Izbrannyye tvoreniya [Selected works], Moscow: Publishing House of the Sretensky Monastery, 2007.
Ideynoye naslediye Ilariona Kiyevskogo [The ideological heritage of Hilarion of Kiev], part I, Moscow: Nauka, 1986.
Ideynoye naslediye Ilariona Kiyevskogo [The ideological heritage of Hilarion of Kiev], part II, Moscow: Nauka, 1986.
Krizhanich, Yu. Politika [Politics], Moscow: Novyi svet, 1997. Lantseva, A.M. Slavyanstvo v kontekste zapadnoy tsivilizatsii na primere kul'-turologicheskogo analiza literaturno-publitsisticheskogo naslediya svyashchenno-muchenika Ilariona (Troitskogo) [Slavdom in the context of Western civilization on the example of a culturological analysis of the literary and journalistic works of the sacred martyr Hilarion (Troitsky)]. URL: http://www.srpska.ru/article.php?nid= 22333& sq=19&crypt=.
Makariy (Bulgakov), Metropolitan. Istoriya Tserkvi [History of the Church], Book I, Moscow: Publishing house of the Savior-Transfiguration of the Valaam Monastery, 1994.
Malichevich, P. Shest' agressiy Zapada protivyuzhnykh slavyan v XX-m stoletii [Six aggressions of the West against the southern Slavs in the 20th century], Moscow: Paleya-Mishin, 1999.
Meyendorf, I. Vizantiyskoye bogosloviye: Istoricheskiye napravleniya i vero-ucheniye [Byzantine theology: Historical trends and beliefs], Kogelet, 2001. Mil'kov, V.V. Kirillo-mefodiyevskaya traditsiya i yeye otlichiye ot inykh ideyno-religioznykh napravleniy [Cyril and Methodius tradition and its difference from other ideological and religious trends], in Drevnyaya Rus': peresecheniye traditsiy [Ancient Rus: the intersection of traditions], Moscow: Skriptoriy, 1997. Mozhayeva, I.Ye. Bibliografiya po Kirillo-Mefodiyevskoy problematike, 1945-1974 gg. [Bibliography on the Cyril and Methodius problems, 1945-1974], ed. and aut. pref. S. B. Bernstein, Moscow: Nauka, 1980.
Nikol'skaya, A.V. «Slovo» mitr. Ilariona v pozdneyshey literaturnoy traditsii ["The Word" of Met. Hilarion in the later literary tradition], in Slavia, 1928, R. 7. S. 3; Slavia, 1929, R. 7. S. 4.
Pamyatniki literatury Drevney Rusi. XVII v. [Monuments of the literature of Ancient Russia. XVII century], comp. and ed. L. A. Dmitriev, D. S. Likhachev. Book 1, Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1988; Book 3, Moscow: Khudozhestven-naya literatura, 1994.
Panarin, A.S. Pravoslavnaya tsivilizatsiya v global'nom mire [Orthodox civilization in the global world]. URL: http://www.patriotica.ru.
Pervol'f, I.I. Slavyanskaya vzaimnost's drevneyshikh vremon do XVIII v. [Slavic reciprocity from ancient times to the 18th century], St. Petersburg: Printing house of V. S. Balashev, 1874.
24. Petrovskiy, M.P. Ilarion, mitr. Kiyevskiy, i Domentian, iyeromonakh Khilendarskiy [Hilarión, Met. Kievsky, and Domenichan, hieromonk Khilendarsky], in Izvestiya Otdela russkogo yazyka i slovesnosti AN [News of the Department of Russian Language and Literature of the Academy of Sciences], 1908, vol. 13, book 4.
25. Petrushko, V.I. Istoriya russkoy tserkvi s drevneyshikh vremen do ustanovleniya patriarshestva [The history of the Russian church from ancient times to the establishment of the patriarchate], Moscow: Publishing house of PSTGU, 2007.
26. Podskal'ski, G. Khristianstvo i bogoslovskaya literatura v Kiyevskoy Rusi (9881237) [Christianity and theological literature in Kievan Rus (988-1237)], St. Petersburg: Vizantinorossika, 1996.
27. Polyvyanniy, D.I. Kul'turnoye svoyeobraziye Bolgarii v kontekste vizantiysko-sla-vyanskoy obshchnosti [The cultural identity of Bulgaria in the context of the Byzantine-Slavic community], Ivanovo, 2000.
28. Pypin, A.N. Panslavizm v proshlom i nastoyashchem [Pan-Slavism in the past and present], Moscow: AKIRN, 2002.
29. Russko-slavyanskaya tsivilizatsiya [Russian-Slavic civilization], Moscow: AKIRN, 1998.
30. Skurat, K.Ye. Pravoslavnyye osnovy kul'tury v pamyatnikakh literatury Drevney Rusi [Orthodox foundations of culture in the monuments of literature of Ancient Rus], Moscow, Pokrov, 2003.
31. Solovyov, V.S. Rossiya i vselenskaya tserkov' [Russia and the universal church], Minsk: Kharvest, 1999.
32. Toporov, V.N. Svyatost' i svyatyye v russkoy dukhovnoy kul'ture. T. 1: Perviy vek khristianstva na Rusi [Holiness and saints in Russian spiritual culture. Vol. 1: The first century of Christianity in Russia], Moscow: Gnosis-School "Languages of Russian Culture", 1995.
33. Shaposhnikov, L.Ye., Fedorov, A.A. Istoriya russkoy religioznoy filosofii: Ucheb-noye posobiye dlya vuzov [The history of Russian religious philosophy: Textbook for high schools], Moscow: Vysshaya shkola, 2006.
34. Shimanskiy, G.I. Nravstvennoye bogosloviye [Moral theology], Kiev: Publishing house named after St. Lion, Pope, 2010.
35. Yakovlev, Ye. Gitler o slavyanakh [Hitler about the Slavs]. URL: http://www.nfor. org/stati/znanij a/gitler-o-slavj anah. html.
36. Religion, nation snd secularization in Ukraine, ed. by M. Schulze and F. E. Sysyn, Toronto: Canadian Institute of Ukrainian Studies Press, 2015.
DOI: https://doi.Org/10.31119/phlog.2017.2.4