Данные основы педагогики сотрудничества позволяют достичь повышения эффективности образования и качественного уровня воспитания; обеспечить социальную активность обучающих и обучаемых; внедрения в образование новых технологий и т.д.
Список литературы
1. Хасанбоев Ж. и др. Теории педагогики. Ташкент, 2007.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ МЕЖДУ ШКОЛОЙ И КОЛЛЕДЖЕМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЕЖИ
Шамсиддинова Э.М.
Шамсиддинова Эльмира Мухаммаджоновна — ассистент, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается вопрос преемственности в воспитании между школой и профессиональным колледжем как наиболее значимого и сложного вида взаимосвязи в профессиональной подготовке молодежи.
Ключевые слова: воспитание, процесс воспитания, преемственность.
Воспитание - одно из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к пониманию этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и узком смысле этого слова.
Воспитание представляет собой взаимодействие внутренних, психических процессов, связанных с активным полаганием себя вовне, самовоспитанием, саморазвитием и самореализацией, и внешних влияний; результатом такого взаимодействия выступает индивидуальность человека как уникальный сплав интеллектуального и социокультурного знания, переживания и опыта [2].
Эффективность воспитательных отношений определяют три важнейших фактора: учащийся (воспитанник); педагогический процесс; среда.
Одним из основных принципов государственной политики в области образования нашего государства является непрерывность и преемственность образования [1]. Также одной из важных составляющих, определяющих процесс профессионального воспитания молодежи, является преемственность. В педагогике преемственность означает связь между различными ступенями (этапами, педагогическими воздействиями) воспитательной системы [3].
Преемственность процесса воспитания учащихся школ и профессиональных колледжей, младших специалистов в колледже и на производстве можно определить, как многоступенчатое воспитательно-образовательное пространство, в котором конкретная ступень охватывает определенный жизненный рубеж человека, формируя у него необходимые личностные и профессиональные качества [3]. При этом каждая ступень вытекает из предыдущей, логически вписывается в последующую, образуя, таким образом, непрерывность воспитательной деятельности. Многоступенчатость и преемственность непрерывного процесса воспитания обращены к человеку, его личности, тесно связаны с содержанием образовательно-воспитательных программ, уровнем профессионального образования, типом образовательного учреждения и характером трудовой деятельности индивида.
Преемственность в воспитании младшего специалиста-профессионала предполагает соотношение возможностей учебных курсов. Имеются в виду профессиональные качества, привычки, ценностные ориентиры, которые могут быть сформированы при изучении тех или иных учебных предметов в профессиональном учебном заведении, на производстве. Целенаправленная деятельность преподавателей, мастеров по реализации воспитательного потенциала профессионального обучения, возможностей учебных предметов достигается путем создания специальных педагогических условий.
Преемственность воспитания младших специалистов в профессиональном колледже осуществляется на уроках теоретического и практического обучения, которые должны иметь преимущественно профессиональную направленность и прикладное значение. Через учебный предмет формируются у учащихся определенные качества личности, черты характера, привычки, требуемые профессией, рынком труда, социумом. Воспитанию определенных профессиональных качеств у учащихся способствует политехническое содержание учебно-воспитательного процесса. Преподавание специальных дисциплин позволяет показать связь основ трудовой деятельности индивида.
Таким образом, обеспечение преемственности между отдельными звеньями одной из важных составляющих, определяющих процесс профессионального воспитания молодежи, является преемственность. В Философском энциклопедическом словаре преемственность рассматривается как необходимый атрибут развития духовной культуры общества, выражается в относительной устойчивости основных принципов разрешения фундаментальных проблем онтологии, гносеологии, социологии, этики и эстетики. В педагогике преемственность означает связь между различными ступенями (этапами, педагогическими воздействиями) воспитательной системы.
Список литературы
1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». Т. 29 августа 1997.
2. Вербицкий А.А. Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. М.: Логос, 2009.
3. Жуков Г.Н. и др. Основы общей и профессиональной педагогики. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: Гардарики, 2005. 382 с.
МНОГОАСПЕКТНЫЙ ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Тогаев Г.Ш.
Тогаев Голиб Шарипович — ассистент, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается деятельность педагога профессионального образования, который имеет многоаспектный характер и должен найти отражение при подготовке будущего педагога для профессионального колледжа.
Ключевые слова: профессиональное образование, педагог профессионального образования.
Структура преподавательской деятельности: практически-преобразующая, ценностно-ориентационная, познавательная, коммуникативная и другие.
Мотивацией профессиональной подготовки преподавателя, на наш взгляд, прежде всего, является его призвание работать с учащимися. «Главной целью и движущей силой реализуемых в республике преобразований является человек, его гармоническое развитие...» [1]. Это в свою очередь предъявляет требования к личности преподавателя. Требования к личности преподавателя: педагогическое мастерство, педагогические умения, навыки; психолого-педагогическая способность (призвание); педагогические компетентность и такт; профессиональное владение методикой профессионального обучения и воспитания (МПО); выявление и развитие потенциальных возможностей учащихся, научное владение оценкой результатов учения и другие.
Качества личности преподавателя: гуманизм, интерес и любовь к ученику, профессионально-педагогическая направленность, социальные потребности, моральные и общечеловеческие ценности, ответственность и общественный долг, организаторские способности, педагогическое самообразование и другие.
Знания, необходимые учителю: социально-гуманитарные, психолого-педагогические, общетехнические, специальные, экономические, экологические, общей культуры.
Традиционные принципы обучения: связь теории с практикой, научность, систематичность и последовательность, доступность, посильность, активность, наглядность и другие дополняются инновационными принципами: проектность, целостность и системность, интегративность и универсальность, природо и культуросообразность, вариативность, информативность, модульность, ценностная и практическая направленность. Общетехническая подготовка позволяет преподавателю свободно ориентироваться в общих закономерностях устройства и применении технических объектов, знать перспективы и пути технического прогресса в различных отраслях производства, рационализировать технику и технологию. Специальными знаниями, которые становятся важнейшими в специальной подготовке преподавателя профессионального обучения, являются: знания базовых понятий, знания способов, средств и путей профессиональной деятельности; представление о техно сфере; представление о технике и технологии; знание применяемых и перспективных технологий материальной и духовной сфер жизнедеятельности людей; знание и понимание влияния техники и