Научная статья на тему 'Сущность и основные понятия познавательно-профессионального интереса'

Сущность и основные понятия познавательно-профессионального интереса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсиддинова Эльмира Мухаммаджоновна

В статье рассматриваются сущность и основные понятия познавательно-профессионального интереса к обучению и приобретаемой профессии у учащихся профессиональных колледжей. Раскрыто понятие «познавательно-профессиональный интерес».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и основные понятия познавательно-профессионального интереса»

Конечно, к окончанию начальной школы ребёнок имеет определенный уровень развития всех интеллектуальных способностей. Уровень развития логического мышления у учащихся 5-6 классов низок, дети невнимательны, у них плохо развита смысловая память. Следовательно, с подростками необходимо заниматься. Только развитие познавательных способностей позволит подросткам более успешно осваивать материал программы средней школы.

Познавательная деятельность - это познание не только в целях учения, но и для открытия нового в науке. Познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность, и обеспечивает её эффективность. Уровень развития познавательных возможностей человека зависит от характера формирования познавательных возможностей в семье, в школе, от собственной деятельности по развитию своих интеллектуальных способностей. Задача учителя - организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребность в творческом преобразовании учебного материала с целью овладения новыми навыками.

Любой педагог не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ученика независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать останавливаться, в своём развитии более сильным ученикам, воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при решении сложных заданий. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса к предмету, для развития познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие самодеятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста [1].

Приоритетным принципом считаю слова немецкого философа и ученого XVIII века И. Канта: «Учить надо не мыслям, а мыслить».

Список литературы

1. Амосова Н.В. Общие проблемы развития творческой личности при обучении математики. // Изд-во АО ИУУ, 2005.

2. Бикбаева Н.У.Методика преподавания математики в начальных классах. // Ташкент «Укитувчи», 1996.

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Шамсиддинова Э.М.

Шамсиддинова Эльмира Мухаммаджоновна - ассистент,

кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются сущность и основные понятия познавательно-профессионального интереса к обучению и приобретаемой профессии у учащихся профессиональных колледжей. Раскрыто понятие «познавательно-профессиональный интерес».

Ключевые слова: среднее специальное профессиональное образование, профессиональный интерес, познавательный интерес.

В условиях формирования рыночных отношений в Республике Узбекистан ощущается потребность в специалистах нового типа. Подготовить специалиста, отвечающего новым требованиям, - это значит сформировать у него

77

профессиональную мобильность, вооружить знаниями и умениями, позволяющими быстро осваивать новую технику и технологию, совмещать профессии, легко адаптироваться на производстве и в трудовых коллективах.

Решение данной задачи неразрывно связано с формированием познавательно-профессионального интереса у учащихся колледжей, так как этот интерес, возникая под воздействием определенной деятельности, вызывающей положительное отношение, превращается в могучую побудительную силу познания и овладения профессией, а потому способствует росту производительности труда, сознательному инициативному и творческому отношению к нему.

Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания. Её избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремится проникнуть, чтобы изучить, овладеть её ценностями. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью учащегося к учению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть и ряда учебных предметов. Познавательный интерес характеризуется мотивационной выраженностью, познавательной активностью, ситуативной независимостью и продуктивной действенностью [1].

На этапе профессиональной подготовки учащихся средних специальных учебных заведений очень важно проявление и развитие профессионального интереса. Совершенно справедливо утверждение, что из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, очень большое значение имеют профессиональные интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении всего дальнейшего жизненного пути человека.

В педагогической литературе имеется несколько определений термина «профессиональный интерес». Так А.П. Сейтешев под профессиональным интересом понимает непосредственное эмоционально практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность, мотивы и цели которой совпадают [2].

М.Я. Любин даёт такое определение: «Под профессиональным интересом понимается устойчивая социально-педагогическая ориентация личности на определенный вид трудовой деятельности, которая проявляется в осознанном, эмоционально-волевом, положительном соотношении к избранной профессии. Такое соотношение личности к профессии выступает в диалектическом единстве и является важнейшим стимулом трудовой деятельности» [3].

Также под профессиональным интересом понимают направленность личности на успешное овладение избранной профессией, основанную на осознании её общественной и личной значимости.

Для профессиональной педагогики более точным, отражающим основное содержание обучения учащихся, является понятие «познавательно -профессиональный интерес». Процесс его формирования актуален с нескольких сторон: с воспитательной - служит основой трудового и профессионального воспитания учащихся колледжей; с дидактической - является одним из наиболее сильных мотивов учения; с психологической - вызывает моральное и эмоциональное удовлетворение учебно-производственной деятельностью и стимулирует её; с социально-экономической - повышает профессиональную устойчивость выпускников профессиональных учебных заведений.

Таким образом, познавательно-профессиональный интерес - это качество личности, складывающееся в процессе обучения, воспитания и развития и сочетающее в себе устойчивый интерес к определенной области знаний, устойчивое эмоционально окрашенное стремление к деятельности в соответствующей этому интересу области в единстве с более или менее развитыми у индивида способностями, умениями и навыками, обеспечивающими ему успешное выполнение данной деятельности.

Список литературы

1. Костаева Т.В. Устойчивый учебно-познавательный интерес: теоретические аспекты // Проблемы педагогики, 2016. № 5 (16). С. 12-16.

2. Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности (Теория и практика воспитания). Алма-Ата: Наука. КазССР, 1990. 333 с.

3. Любин М.Я. Воспитание интереса к профессии учащихся сельских профтехучилищ: метод. пособие. М.: Высш. шк., 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.