внешние факторы влияния, указанные выше, а также новизна и уникальность образовательного продукта DLL. По результатам исследования морфологический способ образования терминов оказался самым продуктивным способом образования терминов концепта DLL.
Список литературы
1. Гринев-Гриневич С.В. Терминоведение. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
2. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург. ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176 с. (2).
4. Зарипова А. Немецкая, русская и татарская терминология. Опыт лингвистического анализа экономических терминов. Монография. Казань: Из-во «ЯЗ», 2012. 140 с.
5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Рос. энциклопедия, 2002.
6. Ярославская И.И., Астремская Е.В. .Лингводидактические термины в русском языке: социокультурный и сопоставительный аспекты. Москва, 2014.
7. Glossar Fachbegriffe für DaF-Lehrkräfte, Klett-Langenscheidt. München, 2015.
8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scicenter.online/msskiy-yazyik/morfologo-sintaksicheskiy-sposob-obrazovaniya-98316.html/ (дата обращения: 03.05.2017).
9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lingvotech.com/lexikosintakslovoobr/ (дата обращения: 03.05.2017).
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 1 2 Варга В.В. , Абдураззакова Д.А.
1 Варга Велта Владимировна - старший преподаватель; 2Абдураззакова Дильдора Анваровна - ассистент, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы современного профессионального образования, имеющиеся противоречия и пути совершенствования подготовки младших специалистов.
Ключевые слова: среднее специальное профессиональное образование, совершенствование профессионального образования, активизация процесса обучения.
Известно, что обучение конкретной специальности в системе профессионального образования должно сопровождаться прочным овладением общими политехническими основами трудовых процессов. Только в этом случае профессиональные колледжи могут готовить и выпускать младших специалистов с широким диапазоном осознанных производственных навыков, способных относиться к труду творчески, а значит применять в конкретных ситуациях практики знания, полученные во время учебы.
Еще большую актуальность проблема оптимизации учебно-воспитательного процесса получает в настоящее время, когда основной формой подготовки квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда, становятся профессиональные колледжи и академические лицеи, учебный процесс в которых должен осуществляться в единстве и взаимосвязи общего среднего и среднего специального профессионального образования (ССПО).
В настоящее время перед профессиональным образованием стоит задача ввести в учебный процесс элементы, активизирующие его. При этом целый ряд факторов, присущих лишь в ССПО (относительная краткость сроков обучения; необходимость быстрого и качественного овладения конкретной профессией и др.), стимулирует преподавателей и мастеров производственного обучения по большей части разрабатывать и совершенствовать различные дидактические средства, активизирующие учебный процесс: карточки-задания, всевозможные программированные устройства, тренажеры, мультимедийных и интерактивных компьютерных учебных пособий.
Однако это, в основном, эмпирическое совершенствование методики должно базироваться на глубоком научном обосновании путей решения существующих объективных противоречий:
• результаты обучения конечны, а потребности совершенствующегося производства бесконечны;
• стихийное усовершенствование методов и форм обучения не может привести к новым, качественным изменениям [1].
Назрела необходимость (так же как и в общеобразовательной школе) проведения широких экспериментов с опорой не только на дидактику, но и на психологию, чтобы теоретически осмыслить общие закономерности познавательной деятельности учащихся, проявившиеся в системе работы лучших преподавателей и целых педагогических коллективов.
Кроме того, в отличие от общепринятой методики преподавания «делай так» должна появиться новая методика «делай так, потому что...» или даже «потому что... делай так».
В основу создания наглядности и других дидактических средств должны быть заложены новые принципы активизации познавательной деятельности учащихся, которые должны привести к качественному изменению характера учебного процесса от пассивного созерцания, слушания и воспроизведения информации к активной творческой и исследовательской работе [2].
Только при выполнении этих предложений реализация общетехнической и профессиональной подготовки должна привести не просто к повышению, а к качественно новому уровню квалификации будущих специалистов. Только в этом случае выпускники профессиональных колледжей будут знать не только «как устроено», но и «почему так устроено». Для реализации этих идей необходимо осуществить коренной поворот профессиональной школы от традиционной объяснительно-иллюстративной методики к новым, более совершенным типам, формам и методам организации учебного процесса.
Список литературы
1. Варга В.В. Основные проблемы и противоречия повышения качества образования в процессе подготовки преподавателей для ССПО // Социально-гуманитарные науки в системе образования. Ташкент, 2008. № 2. С. 41-43.
2. Магзумов П.Т., Варга В.В. Эргономические проблемы профессионального образования // Проблемы развития автотранспорта и транспортных коммуникаций в Центрально-Азиатском регионе. ТАДИ. Ташкент, 2007. С. 29-30.
3. Доленко Г.Н. Проблемы среднего профессионального образования // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 9 (27). С. 112-115.
ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗАХ
1 2 Шамсиддинова Э.М. , Варга В.В.
1 Шамсиддинова Эльмира Мухаммаджоновна - ассистент;
2Варга Велта Владимировна - старший преподаватель, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье делается анализ возможностей и проблем внедрения в практику высшего образования информационных технологий.
Ключевые слова: информационные технологии, совершенствование образования в вузах, проблемы внедрения ИТ в обучение.
Информационные технологии (ИТ) предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, их внедрение в высших учебных заведениях способствует обогащению педагогической и организационной деятельности ВУЗа следующими значимыми возможностями:
• совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования;
• появление и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и ИТ;
• внесение изменений в методику обучения большинству традиционных дисциплин, напрямую не связанных с ИТ;
• рост эффективности обучения за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов [2];
• появление новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменение содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;
• совершенствование механизмов управления системой образования [1].
В то же время анализ практики высшего образования показывает, что вовлечение ИТ в процесс обучения в ВУЗах сопряжено с наличием ряда проблем, требующих своего разрешения:
1. Недооценка возможностей использования ИТ в процессе обучения. Педагогические возможности ИТ используются односторонне, нередко они применяются только для передачи образовательной информации, формирования навыков и развития умений. При этом проектирование учебной деятельности и раскрытия индивидуальных способностей студентов отходит на второй план.
2. Проблемы, связанные с разработкой соответствующего программного обеспечения и содержательного наполнения информационных ресурсов, используемых при подготовке студентов.
3. Совершенствование подходов к разработке структуры, интерфейса и визуального представления электронных учебных материалов. На данный момент информационная архитектура большинства электронных средств обучения выстраивается хаотично, не подчиняясь четко разработанной системе, что приводит к «запутыванию» студентов, выработке у них неадекватной логической структуры изучаемой предметной области.