Научная статья на тему 'Многоаспектный характер деятельности педагога профессионального образования'

Многоаспектный характер деятельности педагога профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тогаев Голиб Шарипович

В статье раскрывается деятельность педагога профессионального образования, который имеет многоаспектный характер и должен найти отражение при подготовке будущего педагога для профессионального колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тогаев Голиб Шарипович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многоаспектный характер деятельности педагога профессионального образования»

Таким образом, обеспечение преемственности между отдельными звеньями одной из важных составляющих, определяющих процесс профессионального воспитания молодежи, является преемственность. В Философском энциклопедическом словаре преемственность рассматривается как необходимый атрибут развития духовной культуры общества, выражается в относительной устойчивости основных принципов разрешения фундаментальных проблем онтологии, гносеологии, социологии, этики и эстетики. В педагогике преемственность означает связь между различными ступенями (этапами, педагогическими воздействиями) воспитательной системы.

Список литературы

1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». Т. 29 августа 1997.

2. Вербицкий А.А. Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. М.: Логос, 2009.

3. Жуков Г.Н. и др. Основы общей и профессиональной педагогики. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: Гардарики, 2005. 382 с.

МНОГОАСПЕКТНЫЙ ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Тогаев Г.Ш.

Тогаев Голиб Шарипович — ассистент, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается деятельность педагога профессионального образования, который имеет многоаспектный характер и должен найти отражение при подготовке будущего педагога для профессионального колледжа.

Ключевые слова: профессиональное образование, педагог профессионального образования.

Структура преподавательской деятельности: практически-преобразующая, ценностно-ориентационная, познавательная, коммуникативная и другие.

Мотивацией профессиональной подготовки преподавателя, на наш взгляд, прежде всего, является его призвание работать с учащимися. «Главной целью и движущей силой реализуемых в республике преобразований является человек, его гармоническое развитие...» [1]. Это в свою очередь предъявляет требования к личности преподавателя. Требования к личности преподавателя: педагогическое мастерство, педагогические умения, навыки; психолого-педагогическая способность (призвание); педагогические компетентность и такт; профессиональное владение методикой профессионального обучения и воспитания (МПО); выявление и развитие потенциальных возможностей учащихся, научное владение оценкой результатов учения и другие.

Качества личности преподавателя: гуманизм, интерес и любовь к ученику, профессионально-педагогическая направленность, социальные потребности, моральные и общечеловеческие ценности, ответственность и общественный долг, организаторские способности, педагогическое самообразование и другие.

Знания, необходимые учителю: социально-гуманитарные, психолого-педагогические, общетехнические, специальные, экономические, экологические, общей культуры.

Традиционные принципы обучения: связь теории с практикой, научность, систематичность и последовательность, доступность, посильность, активность, наглядность и другие дополняются инновационными принципами: проектность, целостность и системность, интегративность и универсальность, природо и культуросообразность, вариативность, информативность, модульность, ценностная и практическая направленность. Общетехническая подготовка позволяет преподавателю свободно ориентироваться в общих закономерностях устройства и применении технических объектов, знать перспективы и пути технического прогресса в различных отраслях производства, рационализировать технику и технологию. Специальными знаниями, которые становятся важнейшими в специальной подготовке преподавателя профессионального обучения, являются: знания базовых понятий, знания способов, средств и путей профессиональной деятельности; представление о техно сфере; представление о технике и технологии; знание применяемых и перспективных технологий материальной и духовной сфер жизнедеятельности людей; знание и понимание влияния техники и

технологии на человека, природу и общество и необходимости оптимального развития техносферы, правил безопасной преобразовательной деятельности как условий существования цивилизации.

Специальными умениями как способами преобразовательной деятельности на основе приобретенных знаний становятся: умение планировать свою деятельность, прогнозировать и предвидеть ее результаты; сознательно и творчески выбирать оптимальные способы профессиональной деятельности с учетом последствий для природы и общества; быстро осваивать технологические операции и технологии; выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их; выполнять графические изображения, разрабатывать дизайн-спецификацию и осуществлять дизайн-анализ изделия; выполнять проектную деятельность от зарождения идеи до ее воплощения и т.д. [2].

Профессиональное образование будет недостаточным, если образовательная система не обеспечивает формирование творческого стиля мышления, которое предусматривает отыскание решений возникающих технических и социально-технических противоречий.

Только совокупность всех составляющих профессионального образования будущего преподавателя для профессионального колледжа обеспечит качественную подготовку бакалавра по направлению «Профессионального образование» в вузах Республики Узбекистан.

Список литературы

1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки и укомплектования квалифицированными педагогическими кадрами средних специальных, профессиональных образовательных учреждений» № ПП-1761 от 28 мая 2012 года.

2. ШарифбаеваХ.Я. Сравнительная педагогика в подготовке преподавателей для ССПО. Т.: «Фан», 2004.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ КАК СРЕДСТВО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Гафурова Н.М.

Гафурова Нодира Мирхасиловна — исследователь, кафедра общей педагогики,

Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье автор на примере электронного сайта www.uzmu2al.uz академического лицея при Национальном университете Узбекистана исследует отдельные вопросы информатизации учебно-воспитательного процесса в среднем специальном, профессиональном образовании. Ключевые слова: среднее специальное учебное заведение, учащийся, учебно-воспитательный процесс, информация, сайт.

Среднее специальное, профессиональное образование сегодня развивается в качестве важного звена системы непрерывного образования Республики Узбекистан, не имеющего аналогов в мировой практике.

«Среднее специальное, профессиональное образование обеспечивает глубокое усвоение основ знаний, подготовку кадров для самостоятельной работы в качестве младшего специалиста по выбранной профессии.

Академические лицеи и профессиональные колледжи являются учреждениями среднего специального, профессионального образования, обеспечивающих организационное, учебно-методическое, материально-техническое и психолого-педагогическое обеспечение претворения целей и задач данного вида образования. Целью среднего специального профессионального образования является обучение углубленным, дифференцированным знаниям по профессии, обеспечение интеллектуального развития учащихся, овладение специальностью, выбранной в соответствии со своими способностями и склонностями» [1, с. 3]. Хотелось бы вкратце остановиться на направлении деятельности академических лицеев - составляющей среднего специального профессионального образования. Академический лицей дает среднее специальное образование в соответствии с государственными образовательными стандартами, обеспечивает интенсивное интеллектуальное развитие, углубленное и дифференцированное обучение учащихся с учетом их интересов и возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.