Таким образом, обеспечение преемственности между отдельными звеньями одной из важных составляющих, определяющих процесс профессионального воспитания молодежи, является преемственность. В Философском энциклопедическом словаре преемственность рассматривается как необходимый атрибут развития духовной культуры общества, выражается в относительной устойчивости основных принципов разрешения фундаментальных проблем онтологии, гносеологии, социологии, этики и эстетики. В педагогике преемственность означает связь между различными ступенями (этапами, педагогическими воздействиями) воспитательной системы.
Список литературы
1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». Т. 29 августа 1997.
2. Вербицкий А.А. Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. М.: Логос, 2009.
3. Жуков Г.Н. и др. Основы общей и профессиональной педагогики. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: Гардарики, 2005. 382 с.
МНОГОАСПЕКТНЫЙ ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Тогаев Г.Ш.
Тогаев Голиб Шарипович — ассистент, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается деятельность педагога профессионального образования, который имеет многоаспектный характер и должен найти отражение при подготовке будущего педагога для профессионального колледжа.
Ключевые слова: профессиональное образование, педагог профессионального образования.
Структура преподавательской деятельности: практически-преобразующая, ценностно-ориентационная, познавательная, коммуникативная и другие.
Мотивацией профессиональной подготовки преподавателя, на наш взгляд, прежде всего, является его призвание работать с учащимися. «Главной целью и движущей силой реализуемых в республике преобразований является человек, его гармоническое развитие...» [1]. Это в свою очередь предъявляет требования к личности преподавателя. Требования к личности преподавателя: педагогическое мастерство, педагогические умения, навыки; психолого-педагогическая способность (призвание); педагогические компетентность и такт; профессиональное владение методикой профессионального обучения и воспитания (МПО); выявление и развитие потенциальных возможностей учащихся, научное владение оценкой результатов учения и другие.
Качества личности преподавателя: гуманизм, интерес и любовь к ученику, профессионально-педагогическая направленность, социальные потребности, моральные и общечеловеческие ценности, ответственность и общественный долг, организаторские способности, педагогическое самообразование и другие.
Знания, необходимые учителю: социально-гуманитарные, психолого-педагогические, общетехнические, специальные, экономические, экологические, общей культуры.
Традиционные принципы обучения: связь теории с практикой, научность, систематичность и последовательность, доступность, посильность, активность, наглядность и другие дополняются инновационными принципами: проектность, целостность и системность, интегративность и универсальность, природо и культуросообразность, вариативность, информативность, модульность, ценностная и практическая направленность. Общетехническая подготовка позволяет преподавателю свободно ориентироваться в общих закономерностях устройства и применении технических объектов, знать перспективы и пути технического прогресса в различных отраслях производства, рационализировать технику и технологию. Специальными знаниями, которые становятся важнейшими в специальной подготовке преподавателя профессионального обучения, являются: знания базовых понятий, знания способов, средств и путей профессиональной деятельности; представление о техно сфере; представление о технике и технологии; знание применяемых и перспективных технологий материальной и духовной сфер жизнедеятельности людей; знание и понимание влияния техники и
технологии на человека, природу и общество и необходимости оптимального развития техносферы, правил безопасной преобразовательной деятельности как условий существования цивилизации.
Специальными умениями как способами преобразовательной деятельности на основе приобретенных знаний становятся: умение планировать свою деятельность, прогнозировать и предвидеть ее результаты; сознательно и творчески выбирать оптимальные способы профессиональной деятельности с учетом последствий для природы и общества; быстро осваивать технологические операции и технологии; выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их; выполнять графические изображения, разрабатывать дизайн-спецификацию и осуществлять дизайн-анализ изделия; выполнять проектную деятельность от зарождения идеи до ее воплощения и т.д. [2].
Профессиональное образование будет недостаточным, если образовательная система не обеспечивает формирование творческого стиля мышления, которое предусматривает отыскание решений возникающих технических и социально-технических противоречий.
Только совокупность всех составляющих профессионального образования будущего преподавателя для профессионального колледжа обеспечит качественную подготовку бакалавра по направлению «Профессионального образование» в вузах Республики Узбекистан.
Список литературы
1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки и укомплектования квалифицированными педагогическими кадрами средних специальных, профессиональных образовательных учреждений» № ПП-1761 от 28 мая 2012 года.
2. ШарифбаеваХ.Я. Сравнительная педагогика в подготовке преподавателей для ССПО. Т.: «Фан», 2004.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ КАК СРЕДСТВО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Гафурова Н.М.
Гафурова Нодира Мирхасиловна — исследователь, кафедра общей педагогики,
Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье автор на примере электронного сайта www.uzmu2al.uz академического лицея при Национальном университете Узбекистана исследует отдельные вопросы информатизации учебно-воспитательного процесса в среднем специальном, профессиональном образовании. Ключевые слова: среднее специальное учебное заведение, учащийся, учебно-воспитательный процесс, информация, сайт.
Среднее специальное, профессиональное образование сегодня развивается в качестве важного звена системы непрерывного образования Республики Узбекистан, не имеющего аналогов в мировой практике.
«Среднее специальное, профессиональное образование обеспечивает глубокое усвоение основ знаний, подготовку кадров для самостоятельной работы в качестве младшего специалиста по выбранной профессии.
Академические лицеи и профессиональные колледжи являются учреждениями среднего специального, профессионального образования, обеспечивающих организационное, учебно-методическое, материально-техническое и психолого-педагогическое обеспечение претворения целей и задач данного вида образования. Целью среднего специального профессионального образования является обучение углубленным, дифференцированным знаниям по профессии, обеспечение интеллектуального развития учащихся, овладение специальностью, выбранной в соответствии со своими способностями и склонностями» [1, с. 3]. Хотелось бы вкратце остановиться на направлении деятельности академических лицеев - составляющей среднего специального профессионального образования. Академический лицей дает среднее специальное образование в соответствии с государственными образовательными стандартами, обеспечивает интенсивное интеллектуальное развитие, углубленное и дифференцированное обучение учащихся с учетом их интересов и возможностей.