Научная статья на тему 'Взаимодействие с работодателями по вопросам организации производственной практики студентов педагогического колледжа как условие реализации компетентностного подхода'

Взаимодействие с работодателями по вопросам организации производственной практики студентов педагогического колледжа как условие реализации компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РАБОТОДАТЕЛИ / НАСТАВНИКИ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диденко Людмила Павловна

В статье актуализируются вопросы изменения содержания и форм организации учебной и производственной практики студентов педагогического колледжа в контексте компетентностного подхода. Особое внимание уделено организационно-педагогическим условиям формирования профессиональных компетенций будущих воспитателей детей дошкольного возраста, ключевым из которых является взаимодействие с потенциальными работодателями в процессе разработки и реализации программ учебной и производственной практики. В статье обобщается практический опыт взаимодействия Канского педагогического колледжа и дошкольных организаций города по вопросам разработки и реализации программ учебной и производственной практики студентов. Затрагивается проблема отсутствия у воспитателей, осуществляющих наставническую деятельность, представлений об особенностях и технологиях реализации компетентностного подхода, освещается опыт решения данной проблемы посредством организации курсов повышения квалификации для наставников. В статье делается вывод о том, что целенаправленное специально организованное взаимодействие с работодателями позволяет успешно реализовывать и другие организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Диденко Людмила Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction with employers in issues of organisation of pedagogic practice of students of a pedagogic college as a condition for the implementation of the competency approach

This article is actualised by the issues of changing the content and forms of the organisation of educational and pedagogic practice of students of a pedagogues’ training college in the context of a competencyapproach. Particular attention is paid to the organisational and pedagogic conditions of the professional formation of competences of future preschool children’s tutors. The key issue is the interaction with potential employers in the process of developing and implementation of curriculum of education and pedagogic practices. This article summarises the practical experience of interaction between the Pedagogues’ Training College in the town of the town of Kansk in Krasnoyarsk Land and pre-school organisations of the town in terms of development and implementation of program for students' educational and pedagogic practice. The problem of the lack of awareness of the peculiarities and technologies of the implementation of the competency approach is touched upon by the tutors who carry out mentoring activities, the experience of solving this problem is highlighted by organising refresher courses for mentors. The article concludes that a purposeful, specially organised interaction with employers allows to successfully implement other organisational and pedagogic conditions for the formation of students’ professional competencies at a pedagogues’ training college.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие с работодателями по вопросам организации производственной практики студентов педагогического колледжа как условие реализации компетентностного подхода»

УДК 377

Диденко Людмила Павловна

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

!итавЬ1@гатЫег. ги

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В статье актуализируются вопросы изменения содержания и форм организации учебной и производственной практики студентов педагогического колледжа в контексте компетентностного подхода. Особое внимание уделено организационно-педагогическим условиям формирования профессиональных компетенций будущих воспитателей детей дошкольного возраста, ключевым из которых является взаимодействие с потенциальными работодателями в процессе разработки и реализации программ учебной и производственной практики. В статье обобщается практический опыт взаимодействия Канского педагогического колледжа и дошкольных организаций города по вопросам разработки и реализации программ учебной и производственной практики студентов. Затрагивается проблема отсутствия у воспитателей, осуществляющих наставническую деятельность, представлений об особенностях и технологиях реализации компетентностного подхода, освещается опыт решения данной проблемы посредством организации курсов повышения квалификации для наставников. В статье делается вывод о том, что целенаправленное специально организованное взаимодействие с работодателями позволяет успешно реализовывать и другие организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, работодатели, наставники, производственная практика, взаимодействие.

На сегодняшний день наиболее значимым концептуальным основанием модернизации содержания профессионального педагогического образования согласно «Стратегии инновационного развития России на период до 2020 г.», является компетентностный подход, который и определил основания для разработки нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций. Концепция поддержки развития педагогического образования, закон «Об образовании РФ», Профессиональный стандарт педагога, Федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) среднего и высшего профессионального образования выражают новую компетентностную парадигму, в которой требования к результатам освоения профессиональных образовательных программ заданы в компетенциях как планируемых достижениях выпускников.

Проблема компетентностного подхода нашла отражение в многочисленных работах отечественных и зарубежных исследователей (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н. Хомский, А.В. Хуторской и др.) [1; 6; 7; 9; 15]. Исследования указанных выше авторов, а также большое количество диссертаций, написанных за последние годы (Г.Е. Богданова, Н.А. Казанцева, Е.С. Митюшова, Г.П. Мосягина, Ф.Я. Манихова и др.), свидетельствуют об интересе к проблеме реализации компетентностного подхода в профессиональном педагогическом образовании [2; 10; 11; 12].

Несмотря на достаточно полную разработанность теоретической базы, сегодня компетентност-ный подход не утратил своей значимости. В теории и практике среднего профессионального образова-

ния (далее СПО) актуализируется проблема поиска организационно-педагогических условий реализации его основных положений. Большими возможностями для формирования профессиональных компетенций студентов обладает производственная практика как форма практической подготовки наиболее приближенная к реальным условиям педагогической деятельности. В связи с этим, при проектировании и реализации программы производственной практики, особое внимание необходимо уделять созданию организационно-педагогических условий, ориентированных на формирование у студентов профессиональных компетенций, развитие профессионально значимых личностных качеств, а также мотивационной потребности в самосовершенствовании и самореализации в педагогической деятельности.

Под организационно-педагогическими условиями реализации компетентностного подхода мы понимаем совокупность целенаправленно сконструированных возможностей педагогического процесса, реализация которых обеспечит упорядоченное, направленное и эффективное формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа в процессе производственной практики. К ним относятся условия, которые обеспечивают максимальную субьектно активную позицию студента [4, с 12], ориентируют профессиональную подготовку будущих педагогов на современные требования к профессии и потребности рынка труда [9]. Опираясь на исследования Н.Н. Двуличанской, И.В. Гладкой, Н.А. Казанцевой [4; 5; 8], были сформулированы следующие организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов в процессе производственной практики:

© Диденко Л.П., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

221

- взаимодействие с потенциальными работодателями в процессе разработки и реализации программ учебной и производственной практики;

- активизация субъектной позиции студента за счет построения индивидуального плана прохождения практики, возможности выбора содержания деятельности, ориентированного на личные и профессиональные интересы;

- изменение позиции воспитателя-наставника, субъект-субъектное взаимодействие, использование технологии педагогической поддержки и сопровождения;

- обновление программно-методического обеспечения процесса производственной практики с учетом современных требований к профессии.

Рассматривая первое из выше обозначенных условий как ключевое, более подробно остановимся на особенностях его реализации.

Согласно требованиям ФГОС СПО перед началом разработки основной профессиональной образовательной программы образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта, определить содержание образовательной программы совместно с заинтересованными работодателями [14].

Выполняя требования нормативных документов, а также учитывая основные положения компетентностного подхода, профессиональная подготовка студентов Канского педагогического колледжа специальности «Дошкольное образование» осуществляется при активном участии работодателей. Представители дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) города участвуют в экспертизе рабочих программ учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей с возможностью корректировки их содержания и продолжительности в рамках установленных ФГОС СПО. При разработке вариативной части образовательной программы также учитывается мнение работодателей. Часы вариативной части используются для формирования дополнительных профессиональных компетенций, предложенных работодателями исходя из тематики долгосрочных муниципальных и региональных проектов, в которых принимают участие дошкольные организации города. Представители работодателей включены и в процесс реализации основной профессиональной образовательной программы: в качестве членов экзаменационной комиссии оценивают уровень сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов на экзаменах по профессиональным модулям и защите выпускных квалификационных работ; участвуют в проведении отдельных учеб-

ных занятий в формате мастер-классов, совместных конференций, круглых столов, презентационных площадок, конкурсов, привлекают студентов к участию в мероприятиях для дошкольников и их родителей.

Однако, наибольшую заинтересованность работодатели проявляют в вопросах организации производственной практики студентов в ДОО. Согласно Положению о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы среднего профессионального образования разработка и реализация программ учебной и производственной практик должна осуществляться совместно с работодателями. Профессиональные образовательные организации совместно с организациями (базами практики): разрабатывают и согласовывают программы практик, определяют процедуру оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся; согласовывают формы отчетности и оценочные материалы [13].

На базе Канского педагогического колледжа было проведено опытно-экспериментальное исследование, а именно разработана и апробирована модель формирования профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа в процессе производственной практики в ДОО с учетом условий реализации компетентностного подхода, ключевым из которых является взаимодействие с потенциальными работодателями. В данном исследовании приняли участие студенты и преподаватели специальности «Дошкольное образование», а также воспитатели дошкольных образовательных организаций г. Канска, осуществляющих наставническую деятельность в процессе прохождения студентами производственной практики.

Методологической основой данного исследования являются:

- компетентностный подход ориентирующий профессиональное педагогическое образование на формирование у студентов определенных компетенций, как обобщенных способов решения профессиональных задач (В. А. Адольф, В.И. Байден-ко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской);

- личностно-ориентированный подход позволяющий учитывать уровень учебно-познавательной деятельности обучающихся, их индивидуальные особенности (темп усвоения знаний, цели, мотивы, потребности и др. (Е.В. Бондаревская, П.Я. Гальперин, Е.С. Полат, В.В. Сериков, С.Л. Рубинштейн);

- системный подход, который позволяет рассматривать производственную практику как целостную систему, состоящую из конкретных последовательных, взаимосвязанных элементов (В .Г. Афанасьев, В.В. Краевский, Э.Г. Юдин и др.);

- деятельностный подход определяющий деятельность как важнейшую составляющую реализации организационно-педагогических условий формирования профессиональных компетенций

222

Вестник КГУ ^ 2018

студентов педагогического колледжа в процессе производственной практики (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Г.П. Щедровицкий, А.К. Маркова и др.).

Для колледжа и представителей базовых детских садов стало традиционным ежегодное проведение совместных заседаний предметно-цикловой комиссии по вопросам организации производственной практики. На заседаниях обсуждаются проблемы повышения качества подготовки выпускников, оценки их конкурентоспособности на рынке труда и определения факторов, способствующих профессиональному становлению студентов. В ходе таких встреч, происходит согласование программ, графика прохождения практики, оценочных материалов, выявление степени удовлетворенности работодателей качеством профессиональной подготовки студентов, определение проблем и сложностей в реализации программ производственной практики. Работодатели непосредственно участвуют в выработке решений выявленных проблем. В ходе одной из таких встреч, анализ процесса организации производственной практики обозначил противоречие между необходимостью изменений практической подготовки студентов педагогического колледжа в контексте компетентностного подхода и фактическим переносом традиционно сложившегося содержания производственной практики и форм ее организации. Это, в первую очередь, связано с отсутствием у воспитателей ДОО, осуществляющих наставническую деятельность, представлений об основных положениях компетентностного подхода, об особенностях и технологиях его реализации, об условиях формирования и оценивания профессиональных компетенций. Разрешением данного противоречия стало проведение курсов для воспитателей-наставников по дополнительной образовательной профессиональной программе повышения квалификации «Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа в процессе производственной практики в ДОО».

Цель программы: совершенствование умений воспитателей-наставников в области формирования профессиональных компетенций студентов специальности Дошкольное образование в процессе производственной практики.

Содержание программы раскрывает особенности реализации компетентностного подхода в процессе производственной практики в ДОО. В ходе лекционно-практических занятий, слушатели курсов знакомятся с требованиями к организации производственной практики, обозначенными в регламентирующих документах; рассматривают общие положения ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование; уточняют понятия «компетенция», «компетентность», «общие и профессиональные компетенции», выявляют условия и виды деятельности, направленные на их фор-

мирование; формулируют критерии и показатели оценки общих и профессиональных компетенций.

Реализация компетентностного подхода предполагает активизацию субъектной позиции обучающихся, ориентацию в профессиональной подготовке на специфичность интересов, способностей и социальный опыт каждого студента, сравнение успехов с его прежними достижениями. Поэтому воспитатели-наставники осваивают умения создавать необходимые условия активизации студентов за счет построения индивидуального плана прохождения практики, возможности выбора содержания деятельности студента, ориентированного на личные и профессиональные интересы, формирования у студентов опыта постановки и самостоятельного решения задач профессионального и личностного развития, принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях реального образовательного процесса ДОО.

Необходимость изменения позиции воспитателя-наставника предполагает знакомство слушателей курсов с образовательными технологиями, предполагающими субъект-субъектное взаимодействие и активизацию процессов профессионального самообразования и саморазвития студентов. На практических занятиях воспитатели-наставники осваивают технологию педагогической поддержки и сопровождения, этапы ее реализации, проектируют возможности применения в работе со студентами в ходе производственной практики.

Дополнительная образовательная профессиональная программа «Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа в процессе производственной практики в ДОО» была реализована в течение 2017-2018 учебного года. Удостоверения о повышении квалификации получили 57 воспитателей-наставников.

В процессе реализации программы педагогам колледжа и восптителям-наставникам совместно удалость разрешить ряд сложностей существующих в организации производственной практики, а именно:

- согласовать требования к оформлению отчетной документации по итогам прохождения производственной практики;

- выработать единые подходы к оцениванию результатов прохождения пракики, уточнить показатели и критерии оценки уровня сформирован-ности профессиональных компетенций студентов;

- внести изменения в программно-методическое обеспечение производственной практики (задания направленные на формирование профессиональных компетенций, предложенные наставниками, корректировка методических рекомендаций, аттестационных листов).

Таким образом, взаимодействие с потенциальными работодателями в процессе реализация программы повышения квалификации для воспи-

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

223

тателей-наставников «Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа в процессе производственной практики в ДОО» позволило уточнить представления слушателей об изменениях содержания и форм организации производственной практики в контексте компетентносного подхода, об организационно-педагогических условиях формирования профессиональных компетенций; выработать единое понимание роли наставника в процессе профессиональной подготовки; обменяться опытом наставничества, сложившимся у разных воспитателей в разных ДОО.

Следует отметить, что такое взаимодействие с работодателями позволяет организовать процесс производственной практики в ДОО с учетом таких организационно-педагогических условий формирования профессиональных компетенций будущих воспитателей как активизация субъектной позиции студентов, изменение позиции воспитателя-наставника, обновление програмно-методического обеспечения производственной практики с учетом современных требований к профессии, что в целом способствует реализации компетентностного подхода, повышению качества практической подготовки студентов специальности «Дошкольное образование».

Компетентностный подход как отмечает Н.С. Веселовская, «сможет привести в соответствие профессиональное образование и потребности рынка труда, так как связан с заказом на образование со стороны работодателей - тех, кому нужен компетентный специалист» [3, с. 138]. Именно поэтому целенаправленное, специально организованное взаимодействие с работодателями по вопросам организации производственной практики способствует консолидации ресурсов педагогического колледжа и ДОО города в профессиональной подготовке будущих специалистов, трудоустройству выпускников колледжа в детские сады города, подготовке и повышению квалификации педагогических кадров, включая воспитателей-наставников. В целом это обеспечивает качество подготовки будущих специалистов, отвечающее потребностям современного рынка труда.

Библиографический список

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании: к освоению компетентност-ного подхода // Высшее образование в России. -2004. - № 11. - С. 3-13.

2. Богданова Г.Е. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей в процессе изучения гуманитарных дисциплин в педагогическом колледже: дис. ... канд. пед. наук. - Уфа, 2015. - 208 с.

3. Веселовская Н.С. Компетентностный подход в образовании - основа подготовки квалифициро-

ванного специалиста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.auditorum.ru (дата обращения: 12.08.2018).

4. Двуличанская Н.Н. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной компетентности обучающихся в системе непрерывного естественнонаучного образования [Электронный ресурс] // Наука и образование. - 2011. -№ 3. - Режим доступа: http://technomag.edu.ru/ doc/170201.html (дата обращения: 17.09.2018).

5. Гладкая И.В. Организационно-педагогические условия становления профессиональной компетенции студента // Известия РГПУ им. А.И. Гер -цена. - 2011. - № 142. - С. 126-134.

6. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. -С. 22-30.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. - Режим доступа: http:// www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. (дата обращения: 04.09.2018).

8. Казанцева Н.А. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций будущих техников-экологов в колледже: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 185 с.

9. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. -23 апреля. - Режим доступа: http://www.eidos. ru/journal/2002/0423-1.htm (дата обращения: 22.06.2018).

10. Манихова Ф.Я. Формирование многомерных педагогических компетенций студентов педагогического колледжа (на примере специальности Преподавание в начальных классах): автореф. дис. ... канд. пед. наук, - Ижевск, 2012. - 20 с.

11. Митюшова Е.С. Формирование профессиональной компетентности учителя английского языка дошкольных учреждений (на основе интегрированного курса): автореф. дис. ... канд. пед. наук, - Новосибирск, 2010. - 28 с.

12. Мосягина Г.П. Формирование социальной компетентности будущих педагогов (на примере педагогического колледжа): автореф. дис. . канд. пед. наук, - Астрахань, 2008. - 26 с.

13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» с изменениями и дополнениями от 18 августа 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70399594/#ixzz5RLmb9fPf (дата обращения: 17.09.2018).

224

Вестник КГУ 2018

14. Приказ Минобрнауки России от 27.i0.20i4 № 1351 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.0i Дошкольное образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 N 34S9S) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// oaouspobpk.ru/activity/fgos/FGGS_440201 .pdf (дата обращения: 17.09.201S).

15. Хуторской А.В Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/ioumal/2005/1212.litm (дата обращения: 27.0S.20iS).

References

1. Bajdenko V.I. Kompetencii v professional'nom obrazovanii: k osvoeniyu kompetentnostnogo podhoda // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2004. -№ 11. - S. 3-13.

2. Bogdanova G.E. Formirovanie professional'noj kompetentnosti budushchih uchitelej v processe izucheniya gumanitarnyh disciplin v pedagogicheskom kolledzhe: dis. ... kand. ped. nauk. - Ufa, 2015. - 20S s.

3. Veselovskaya N.S. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii - osnova podgotovki kvalificirovannogo specialista [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.auditorum.ru (data obrashcheniya: i2.0S.20iS).

4. Dvulichanskaya N.N. Grganizacionno-pedagogicheskie usloviya povysheniyaprofessional'noj kompetentnosti obuchayushchihsya v sisteme nepreryvnogo estestvennonauchnogo obrazovaniya [EHlektronnyj resurs] // Nauka i obrazovanie. -2011. - № 3. - Rezhim dostupa: http://technomag.edu. ru/doc/170201.html (data obrashcheniya: 17.09.201S).

5. Gladkaya I.V. Grganizacionno-pedagogicheskie usloviya stanovleniya professional'noj kompetencii studenta // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. - 2011. -№ 142. - S. 126-134.

6. Zeer EH.F. Kompetentnostnyj podhod k modernizacii professional'nogo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2005. - № 4. - S. 22-30.

7. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovaniya [EHlektronnyj resurs] // Internet-zhurnal «EHjdos». -200б. - 5 maya. - Rezhim dostupa: http://www. eidos.ru/journal/2006/0505.htm. (data obrashcheniya: 04.09.20iS).

8. Kazanceva N.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'nyh kompetencij budushchih tekhnikov-ehkologov v kolledzhe: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2009. - 185 s.

9. Klyuchevye kompetencii i obrazovatel'nye standarty. Stenogramma obsuzhdeniya doklada A.V. Hutorskogo v RAO [EHlektronnyj resurs] // Internet-zhurnal «EHjdos». - 2002. -23 aprelya. - Rezhim dostupa: http://www.eidos. ru/journal/2002/0423-1.htm (data obrashcheniya: 22.06.2018).

10. Manihova F.YA. Formirovanie mnogomernyh pedagogicheskih kompetencij studentov pedagogicheskogo kolledzha (na primere special'nosti Prepodavanie v nachal'nyh klassah): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, - Izhevsk, 2012. - 20 s.

11. Mityushova E.S. Formirovanie professional'noj kompetentnosti uchitelya anglijskogo yazyka doshkol'nyh uchrezhdenij (na osnove integrirovannogo kursa): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, - Novosibirsk, 2010. - 28 s.

12. Mosyagina G.P. Formirovanie social'noj kompetentnosti budushchih pedagogov (na primere pedagogicheskogo kolledzha): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, - Astrahan', 2008. - 26 s.

13. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 18 aprelya 2013 g. № 291 «Ob utverzhdenii Polozheniya o praktike obuchayushchihsya, osvaivayushchih osnovnye professional'nye obrazovatel'nye programmy srednego professional'nogo obrazovaniya» s izmeneniyami i dopolneniyami ot 18 avgusta 2016 g. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// base.garant. ru/70399594/#ixzz5RLmb9fPf (data obrashcheniya: 17.09.2018).

14. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 27.10.2014 № 1351 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 44.02.01 Doshkol'noe obrazovanie» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 24.11.2014 N 34898) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://oaouspobpk.ru/activity/fgos/FG0S_440201.pdf (data obrashcheniya: 17.09.2018).

15. Hutorskoj A.V Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [EHlektronnyj resurs] // Internet-zhurnal «EHjdos». -2005. - 12 dekabrya. - Rezhim dostupa: http://www. eidos.ru/ioumal/2005/1212.litm (data obrashcheniya: 27.08.2018).

Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4

225

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.