http://www.uchzap.com ISSN 2308-8796 ISSN 2542-0070 (Online)
УДК 378.4
DOI: 10.21209/2308-8796-2018-13-6-61-70
Александра Ивановна Улзытуева1,
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: alendra29@mail.ru
Оюна Дабаевна Ульзутуева2,
кандидат педагогических наук, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: ochirova_75@mail.ru
Алла Викторовна Курганская3,
кандидат филологических наук, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: kurganskaya_alla@mail.ru
Опыт реализации сетевого взаимодействия в подготовке будущих педагогов дошкольного образования
В статье рассматриваются актуальные вопросы модернизации педагогического образования, отражается опыт участия преподавателей в проекте «Модернизация подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования», даны требования к подготовке педагогических кадров, а также подробно описана реализация двух модулей. В рамках апробации проекта ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» стал соисполнителем по реализации проекта по сетевому взаимодействию с ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». Авторы отмечают, что проект является практико-ориентированным, т. е. в начале обучения студенты проходят учебно-ознакомительную практику в дошкольных образовательных организациях города Читы. Вторым этапом является теоретическое изучение материала, где студенты занимаются проектной деятельностью. Результаты сформированности данных компетенций проявились в подготовке индивидуальных и коллективных продуктов (составление каталогов примеров трансформируемости предметно-пространственной среды группы, интеллект-карт, «каталога идей» образовательных ситуаций, проектов и др.), которые способствуют повышению образовательно-профессиональной деятельности студентов. Каждый модуль направлен на изучение таких образовательных областей, как «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие». Авторы останавливаются на проблемах, возникавших в процессе реализации проекта, среди которых выделяют нехватку в ДОО методических материалов по проектированию открытой образовательной среды, т. е. студентам не хватало практического материала и опыта. Затруднение студентов состояло в выделении успешных и проблемных направлений моделирования среды.
Ключевые слова: педагогическое образование, модернизация, дошкольное образование, образовательные области, образовательные модули
1 А. И. Улзытуева - основной автор, организует и осуществляет сетевое взаимодействие в подготовке будущих педагогов дошкольного образования, готовит отчёты, формулирует выводы, пишет и оформляет статью.
2 О. Д. Ульзутуева осуществляет сетевое взаимодействие в подготовке будущих педагогов дошкольного образования, обрабатывает материалы студентов, готовит отчёты, пишет и оформляет статью.
3 А. В. Курганская осуществляет сетевое взаимодействие в подготовке будущих педагогов дошкольного образования, систематизирует и анализирует материалы, готовит отчёты, пишет и оформляет статью.
© Улзытуева А. И., Ульзутуева О. Д., Курганская А. В., 2018 61
Введение. В настоящее время в системе российского образования происходят кардинальные изменения, которые продиктованы такими нормативно-правовыми документами, как Поручение Президента Российской Федерации об усилении практической подготовки кадров, о независимой оценке квалификации (Перечень поручений по вопросам повышения качества высшего образования от 22 мая 2014 года. Пр-1148, п. 2); приведении ФГОС ВО в соответствие с требованиями профессиональных стандартов; Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утверждена Правительством РФ 28.05.2014 г. № 3241 п-П8), Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы1.
Очевидно, что образовательные программы высших учебных заведений проектируются в соответствии с требованиями ФГОС и с учётом профессионального стандарта, чьи требования напрямую не являются для вузов обязательными, но следование им целесообразно рассматривать как официальную согласованную позицию работодателя и потребителя производимой вузами продукции, как объективную основу оценки квалификации, средство отбора кадров, базу для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем [2].
С 2014 г. началась реализация Федеральной целевой программы развития образования «Модернизация подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования»2.
В реализации проекта приняли участие около 70 вузов, среди которых 2 вуза - операторы проекта, 12 вузов - исполнители проекта, 65 вузов - соисполнители проекта.
ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» стал соисполнителем по реализации проекта по сетевому
1 Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai (дата обращения: 16.08.2018).
2 Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai (дата обращения: 14.08.2018).
взаимодействию с ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». Были апробированы 2 проекта:
I. «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупнённой группы специальностей "Образование и педагогика" по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования». Данный проект был реализован в 2014-2015 учебном году. В рамках данного проекта были апробированы следующие модули: «Дисциплины математического и естественно-научного цикла» (22.09.2014 г. -18.11.2014 г.); «Психология и педагогика развития детей» (08.03.2015 г. - 30.06.2015 г.); «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» (08.03.2015 г. - 30.06.2015 г.).
II. Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования бакалавриат, магистратура и аспирантура, профиль «Педагог дошкольного образования»)». В данном проекте были реализованы следующие модули: «Организация образовательной деятельности по социально-коммуникативному и речевому развитию детей» (с 01 сентября 2016 г. по 31 октября
2016 г.); «Организация образовательной деятельности по познавательному развитию детей» (с 13 февраля 2017 г. по 30 июня 2017 г.); «Организация образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» (с 13 февраля 2017 г. по 30 июня
2017 г.); «Проектирование социокультурного и образовательного пространства для детей» (с 01.09.2017 г. по 31.10.2017 г.).
Методология и методы исследования. Основная цель модернизации педагогического образования заключается в обеспечении подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
В рамках реализации направлений проекта модернизации педагогического об-
разования по подготовке педагогических кадров, соответствующих требованиям профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования, необходимо соблюдать некоторые требования:
- привести образовательные программы подготовки педагогов в соответствие с требованиями профессиональных стандартов и ФГОС общего образования (обновлённый перечень профессиональных компетенций, способов их достижения);
- повысить практическую направленность программ (разработка новой модели практики, включая и, прежде всего, сетевое взаимодействие с образовательными организациями, реализующими программы общего и среднего профессионального образования - «школьно-университетское партнёрство», долгосрочная учебно-производственная практика в образовательной организации, распределённая модульная практика);
- установить модульный принцип построения программ подготовки педагогов (модуль-интегрированная, практическая, теоретическая и исследовательская единица образовательной программы, обеспечивающая готовность к выполнению трудовой функции или набора трудовых действий профессионального стандарта педагога);
- учитывать деятельностный подход в подготовке будущих педагогов;
- организовать сетевое взаимодействие с образовательными организациями общего, среднего профессионального и высшего образования и в том числе с работодателями и представителями производства;
- разработать общедоступную библиотеку модулей, повысить мобильность;
- разработать и апробировать вариативную модель подготовки педагогических кадров, предполагающую возможность перехода на педагогические направления студентов и выпускников непедагогических направлений подготовки1.
Данные принципы и требования к организации подготовки педагогических кадров для системы ВО и к её осуществлению положены в основу предлагаемой обобщённой
1 По материалам результатов первого этапа проекта модернизации педагогического образования. Программа «Модернизация педагогического образования в Российской Федерации». Аналитическая справка о ходе реализации проекта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.педагогическоеобразование.рф (дата обращения: 21.08.2018).
уровневой модели подготовки педагогических кадров для системы ВО и построения образовательных программ, реализуемых в рамках предлагаемой модели.
В рамках реализации проекта преподавателями кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена были представлены паспорта дополнительных компетенций по уровням образования бакалавриат, магистратура с направленностью (профилем) «Педагог дошкольного образования» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что способствовало разработке и апробации новых образовательных модулей к программам.
Реализация проектов вариативных частей основных профессиональных образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура с направленностью (профилем) «Педагог дошкольного образования» в форме сетевого взаимодействия позволила провести независимую оценку сформированности профессиональных компетенций студентов и построить их индивидуальные профили по проверяемым трудовым действиям.
Основные профессиональные образовательные программы по уровням образования бакалавриат, магистратура с направленностью (профилем) «Педагог дошкольного образования», с возможностью реализации в форме сетевого взаимодействия, а также методические рекомендации к ним способствовали построению и организации образовательного процесса от результата с участием педагогического колледжа (практических баз).
Результаты исследования. Реализация модуля «Организация образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» предполагала прохождение студентами учебно-ознакомительной и учебной практик «Организация образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей». Учебно-ознакомительная практика (с 10.04.2017 г. по 14.04.2017 г.) являлась средством мотивации к изучению дисциплин модуля, обеспечила погружение в профессию; учебная (с 05.06.2017 г. по 09.06.2017 г.) - дала возможность апробировать практические материалы, накопленные в период реализации практикумов. Практика организовывалась в группах раннего (третий год жизни) и до-
школьного возраста в двух дошкольных образовательных учреждениях города в рамках сетевого взаимодействия.
Содержание учебно-ознакомительной практики позволило организовать работу студентов так, чтобы они могли увидеть свои затруднения в организации образовательной деятельности детей раннего или дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию. После прохождения практики студентов заинтересовали проблемы, касающиеся поддержки художественно-творческой и продуктивной деятельности детей, поддержки самостоятельной образовательной деятельности детей по художественно-эстетическому развитию.
Интеграция образовательных областей базовой и вариативной частей модуля по дисциплинам и практикумам позволила студентам осмыслить будущую профессию и увидеть связь теории и образовательных результатов с будущей профессиональной деятельностью. В рамках реализации дисциплины «Методика развития детской художественной деятельности» студенты определяли особенности художественных способностей и основные социально-творческие потребности детей старшего дошкольного возраста; создавали «банк ситуаций» воспитания культуры изображения у детей среднего дошкольного возраста. Это позволило при прохождении практики демонстрировать особенности использования различных способов и средств для решения задач художественно-эстетического развития дошкольников с учётом возрастных особенностей детей.
Содержание теоретических дисциплин обеспечило формирование компетенций, которые образуют смысловой стержень подготовки и формирования стратегической профессиональной ориентации будущего бакалавра. В рамках изучения дисциплин проявились общекультурные компетенции, которые, на взгляд преподавателей, нашли своё отражение в овладении практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, баз данных и знаний; в способности проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях. Результаты сформированности данных компетенций проявились в подготовке индивидуальных и коллективных продуктов (образовательных
ситуаций, проектов, конспектов занятий и др.), которые способствуют повышению образовательно-профессиональной деятельности студентов.
Повышение мотивации к профессиональной деятельности отмечалось в процессе получения продуктов образовательно-профессиональной деятельности («Необычная лепка: лепим что-то интересное», «Ставим художественные опыты», «Оформление развивающей предметно-пространственной среды» и др.)1. Постоянная связь между преподавателями, реализующими разные дисциплины модуля, способствовала более эффективной реализации данного модуля и более продуктивной подготовке студентов к реализации ФГОС ДО (особенно это отмечалось при изучении дисциплины «Проектирование образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»).
Особый интерес у студентов вызвали практикумы, во время изучения которых у студентов формировались следующие умения: анализировать практику образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста; рефлексировать свою образовательную деятельность; проводить различные виды образовательных ситуаций художественно-творческой направленности для детей дошкольного возраста и т. д. Наибольший интерес у будущих педагогов дошкольного образования вызвали практикумы «Экспериментирование с разными изобразительными техниками и материалами детей дошкольного возраста», «Музыка для детей»2. В процессе изучения указанной дисциплины студенты познакомились с классической инструментальной музыкой для детей, современной инструментальной музыкой, узнали, как можно использовать произведения великих музыкантов в организованной образовательной деятельности детей, в режимных моментах. Интересной для студентов была экскурсия в Краевой театр кукол «Тридевятое царство». В беседе с директором театра, заслуженным артистом Российской Федерации, будущие педагоги дошкольного образования узнали
1 Вербенец А. М. Образовательная область «Художественное творчество». Как работать по программе «Детство»: учеб.-метод. пособие / науч. ред. А. Г. Гогобе-ридзе. - СПб.: Детство-Пресс; М.: Сфера, 2013. - 352 с.
2 Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
об истории и современной деятельности театра, ознакомились с разными видами кукол и попытались «водить» их.
Практикумы позволили сформировать методическую копилку к моменту прохождения учебной практики, содержащую банк образовательных ситуаций, дидактических средств для организации культурных практик по развитию художественно-творческих способностей детей, картотеку нетрадиционных форм проведения непосредственно-образовательной деятельности детей по изобразительной деятельности, техник рисования и игр по развитию цветовосприятия у детей и др.
Преподавателями было отмечено интересное теоретическое наполнение дисциплин и практикумов, нестандартность предлагаемых мероприятий для организации образовательно-профессиональной деятельности студентов по этапам достижения образовательных результатов модуля. Например, составление картотеки нетрадиционных способов рисования, матрицы для анализа, проектирование спектакля для детей и др.
При этом нужно отметить, что задания для самостоятельной работы по дисциплинам и практикумам достаточно трудоёмки, однако выполнимы и приемлемы для студентов третьего курса. Содержание самостоятельной работы студентов, на наш взгляд, оказало влияние на формирование профессиональных компетенций обучающихся, что с очевидностью прослеживалось в период прохождения учебной практики, где студентами в процессе наблюдения за организацией образовательной деятельности воспитателей и собственной деятельностью осваивались трудовые функции/действия педагогов.
Преподаватели кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, участвующие в апробации модуля «Проектирование социокультурного и образовательного пространства для детей раннего и дошкольного возраста», отмечают чёткое соотнесение планируемых результатов освоения ОПОП, планируемых результатов обучения по модулю с целями, задачами и предложенными студентам заданиями, взаимосвязанность дисциплин с заданиями для учебной практики.
Студенты проходили учебную практику «Организация взаимодействия с родителями». Данная практика (с 01.09.2017 г. по 08.09.2017 г.) являлась средством мотива-
ции к изучению дисциплин модуля, обеспечила погружение в профессию. Студенты в беседе с воспитателями и руководителями ознакомились с формами взаимодействия с родителями, сделали фотозаписи ситуаций в повседневной жизни.
Учебная практика «Проектирование элементов предметно-пространственной среды группы» (с 16.10.2017 г. по 20.10.2017 г.) дала возможность апробировать практические материалы, накопленные в период теоретического освоения материала и реализации практикумов. Практика организовывалась в группах раннего (третий год жизни) и дошкольного возраста в двух дошкольных образовательных учреждениях города в рамках сетевого взаимодействия.
Содержание первой учебной практики, в процессе которой студенты осуществляли первые пробы организации взаимодействия с родителями, позволило им увидеть свои затруднения в оценке, проектировании и организации взаимодействия с родителями детей раннего и дошкольного возраста в процессе решения профессиональных задач. Результаты показали типичные ошибки при анализе своих наблюдений. Отмечались трудности при анализе и оценке форм и средств взаимодействия с семьёй в разных группах, а также в обосновании целесообразности данных форм и в составлении рекомендаций. Студенты с удовольствием разрабатывали анкеты, используя при этом интернет; выполнили задание по составлению путеводителя по посещению социокультурного объекта.
Студентами были использованы материалы не только с сайтов данных объектов, но ими были посещены и описаны достопримечательности города Читы. В период практики студенты широко применяли результаты выполнения заданий практикума «Ребёнок в культурном пространстве города». Следует отметить большую заинтересованность в изучении данного практикума, по мнению студентов, задания данного практикума способствовали хорошему ознакомлению с социокультурными возможностями города Читы для организации образовательного процесса, для содержательного наполнения части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Учитывая то, что студенты данной группы в основном из сельской местности, их признания в том, что за три года пребывания в Чите они не узнали так много о пространстве го-
рода, как в период изучения данной дисциплины, является положительным эффектом введения модуля.
После прохождения практики студенты обозначили проблемы, связанные с умением интегрировать полученные знания в проектирование различных (в том числе интерактивных) форм взаимодействия с родителями и налаживание результативных контактов; применением методов диагностирования и мониторинга удовлетворённости родителей взаимодействием с ДОО, выявления запросов, интересов.
Интеграция образовательных областей образовательной программы ДОО при изучении модуля по дисциплинам и практикумам позволила студентам осмыслить специфику демонстрации умений ставить цели, задачи, отбирать содержание взаимодействия с родителями в решении задач разной направленности.
В рамках реализации дисциплины «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада» студенты осваивали сущность, функциональное назначение, ретроспективные и современные подходы к проектированию развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации; изучали принципы проектирования, характеристики и показатели эффективности развивающей предметно-пространственной среды; выявляли вариативность предметного содержания, пространственной организации и изменения среды во времени в аспекте учёта индивидуальных особенностей развития, разных образовательных потребностей дошкольников. Задания по дисциплине «Организация развивающей предметно-пространственной среды» были достаточно интересными и объёмными. При их выполнении студенты актуализировали знания учебного материала по авторским технологиям (данный материал был изучен на 2-м курсе). Теоретический материал был подготовлен, однако сравнительный анализ взглядов учёных, методистов на среду представил для студентов определённые трудности. Хорошие результаты были обусловлены также изучением дисциплины «Оценка и проектирование элементов предметно-пространственной среды группы». Согласно примерному перечню для формирования развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО студенты
довольно легко провели анализ, оформили протокол. Основное затруднение состояло в том, чтобы выделить успешные и проблемные направления моделирования среды.
В рамках реализации дисциплины «Основы проектирования открытой образовательной среды ДОО» студенты рассматривали компоненты и показатели образовательной среды в свете идей ФГОС ДО; выстраивали алгоритм и этапы проектирования открытой образовательной среды ДОО; проектировали элементы открытой образовательной среды для решения профессиональных задач разной направленности (художественно-эстетического, познавательного, социально-коммуникативного, физического развития детей).
В рамках реализации дисциплины «Организация педагогического взаимодействия с семьёй» студенты определяли цели, проблемы и структуру педагогического общения ДОО и семьи; изучали современные интерактивные формы взаимодействия с семьями детей раннего и дошкольного возраста в рамках решения профессиональных задач; рассматривали технологии взаимодействия ДОО с семьёй в процессе подготовки к школе.
Содержание теоретических дисциплин обеспечило формирование следующих компетенций:
- способен участвовать в организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего и дошкольного возраста;
- способен проектировать и использовать элементы открытой образовательной среды для детей раннего, дошкольного и предшкольного возраста;
- способен организовать взаимодействие с родителями детей раннего и дошкольного возраста и сотрудничество с другими участниками образовательных отношений.
Результаты сформированности данных компетенций проявились в подготовке индивидуальных и коллективных продуктов (составление каталогов примеров транс-формируемости предметно-пространственной среды группы, интеллект-карт, «каталога идей» образовательных ситуаций, проектов и др.), которые способствуют повышению образовательно-профессиональной деятельности студентов.
Повышение мотивации к профессиональной деятельности отмечалось в процессе получения продуктов образовательно-про-
фессиональной деятельности; постоянная связь между преподавателями, реализующими разные дисциплины модуля, способствовала более эффективной реализации данного модуля и более продуктивной подготовке студентов к реализации ФГОС ДО.
Особый интерес у студентов вызвали практикумы, во время изучения которых у студентов формировались следующие умения: участвовать в изменении элементов развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с основами дизайна и психолого-педагогическими требованиями; проектировать разные формы взаимодействия с родителями детей раннего и дошкольного возраста в процессе решения профессиональных задач; выбирать, использовать элементы социокультурной среды города; для развития и воспитания детей дошкольного возраста проектировать образовательный процесс (фрагменты) с их использованием.
Преподавателями было отмечено интересное теоретическое наполнение дисциплин и практикумов, нестандартность предлагаемых мероприятий для организации образовательно-профессиональной деятельности студентов по этапам достижения образовательных результатов модуля. Например, разработка модели центра группы детского сада, проектирование формы детско-роди-тельского «Клуба по интересам», экспертиза медиаресурсов для дошкольников; составление экскурсии для дошкольников определённого возраста с использованием культурного пространства города и др.
Задания для самостоятельной работы по дисциплинам и практикумам достаточно объёмны, однако выполнимы и приемлемы для студентов четвёртого курса. Как показала учебная практика, содержание самостоятельной работы студентов оказало влияние на формирование профессиональных компетенций обучающихся.
Практикумы позволили к моменту прохождения учебной практики сформировать у студентов следующие компетенции: способен участвовать в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды, обеспечивающей безопасность жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребёнка, возможности развития свободной игры детей, в том числе игровое время и пространство; способен участво-
вать в создании безопасной, психологически комфортной образовательной среды для детей раннего и дошкольного возраста.
Обсуждение результатов исследования. К проблемам реализации модулей, по мнению преподавателей, можно отнести следующие:
1. При выполнении самостоятельной работы студенты испытывали нехватку в методических материалах по проектированию открытой образовательной среды. Отмечаем также недостаточный уровень подготовки педагогов ДОО в проектировании образовательной среды.
2. Особенностью всех дошкольных образовательных организаций является то, что коллектив много внимания уделяет оформлению внегрупповых помещений (планетарий, сенсорная комната, музей истории, русская изба, бурятская юрта и т. д.) и коридоров (зона патриотического воспитания, краеведение, мини-музеи и др.). При этом студенты отмечают, что Центры активности в группах необходимо сделать более удобными и насыщенными.
3. При проектировании Центров активности студентам не хватало практического материала и опыта. Основное затруднение студентов состояло в том, чтобы выделить особенности моделирования развивающей предметно-пространственной среды.
4. В связи с тем, что в учебном плане бакалавров недостаточное количество часов на подготовку студентов к реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», наблюдалось увеличение учебной нагрузки студентов, а у преподавателей отмечается превышение учебной нагрузки.
5. Не все студенты достаточно подготовлены к освоению образовательных результатов модуля. При выполнении конкретных заданий в большей степени использовались некачественные интернет-источники, отдельные студенты склонны только к репродуктивному выполнению заданий, именно они отмечают трудности освоения модуля.
Заключение. Таким образом, реализация модулей «Организация образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей», «Проектирование социокультурного и образовательного пространства для детей раннего и дошкольного
возраста» вызвала необходимость изменений в организации как образовательного процесса подготовки будущих воспитателей ДОО, так и самостоятельной работы студентов, что способствовало планомерному достижению образовательных результатов. Следует также отметить, что составители программы модулей и рабочих программ практик предоставили конкретный, аргументированный, в строгом
соответствии с ФГОС ВО, Профессиональным стандартом и ФГОС ДО, перечень планируемых результатов обучения.
Участие в апробации подобных модулей в сетевом взаимодействии с РГПУ им. А. И. Герцена позволяет повысить качество подготовки педагогов дошкольного образования, повысить мотивацию у студентов к профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Антонова А. В., Клименко И. М. Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2014. № 6. Режим доступа: http://www.cyberleninka.ru/article/n/professюnalnyy-standart-pedagoga-novye-trebovaniya-i-kvalifikatsionnye-harakteristiki-sovremennogo-uchitelya (дата обращения: 08.08.2018).
2. Гуружапов В. А., Марголис А. А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. С. 143-159.
3. Забродин Ю. М., Гаязова Л. А. Стандарт профессиональной деятельности педагога: проблемы общественно-профессионального обсуждения // Психологическая наука и образование. 2013. № 3. С. 29-37.
4. Ильина Н. Ф. Модернизация непрерывного педагогического образования в контексте регионального развития [Электронный ресурс] // Вестник СВФУ. 2014. № 2. Режим доступа: https://www.cyberleninka. ru/article/n/modernizatsiya-nepreryvnogo-pedagogicheskogo-obrazova-niya-v-kontekste-regionalnogo-razvitiya (дата обращения: 17.08.2018).
5. Кузнецова О. В., Грошева Д. С. К вопросу развития современной концепции непрерывного образования [Электронный ресурс] // NovaInfo.Ru. 2018. № 77, т. 1. Режим доступа: https://www. novainfo.ru/ pdfZ077-1.pdf (дата обращения: 17.08.2018).
6. Марголис А. А., Сафронова М. А., Шишлянникова Л. М., Панфилова А. А. Апробация инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций у будущих педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 5. С. 77-91.
7. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. Ч. 1. 497 с.
8. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. Ч. 2. 307 с.
9. Тимонина И. В. Проблема соответствия ФГОС ВО профессиональному стандарту «Педагог» по направлению подготовки «Педагогическое образование» // Образование и воспитание. 2017. № 2. С. 97-101.
10. Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации // Концепт. 2015. № 6. Июнь. С. 96-100.
Статья поступила в редакцию 10.09.2018; принята к публикации 18.10.2018
Библиографическое описание статьи
Улзытуева А. И., Ульзутуева О. Д., Курганская А. В. Опыт реализации сетевого взаимодействия в подготовке будущих педагогов дошкольного образования // Учёные записки ЗабГУ Сер. Педагогические науки. 2018.Т. 13, № 6. С. 61-70. DOI: 10.21209/2308-8796-2018-13-6-61-70.
Alexandra I. Ulzytuyeva1,
Doctor of Pedagogy, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
e-mail: alendra29@mail.ru
Oyuna D. Ulsutueva2,
Candidate of Pedagogy, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: ochirova_75@mail.ru
Alla V. Kurganskaya3,
Candidate of Philology, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: kurganskaya_alla@mail.ru
Experience of Network Interaction Realization in Future Preschool Teachers' Training
In the article topical issues of pedagogical education modernization are considered, experience of participation of teachers in the "Modernization of Preparation of Pedagogical Shots according to the Professional Standard of the Teacher and Federal State Educational Standards of the General Education" project is reflected; requirements to preparation of pedagogical shots are given and also realization of two modules is in detail described. Within approbation of the project in the Transbaikal State University there was the collaborator on implementation of the project on network interaction from the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen. The authors note that the project is oriented to practice, i. e. at the beginning of training students undergo educational and fact-finding practice in the preschool educational organizations (PEO) of Chita. The second stage is presented by theoretical studying of material when students are engaged in design activity. The results of these competences formation were shown in preparation of individual and collective products (drawing up catalogs of examples of transformation of the subject and spatial circle of group, mind maps, "the catalog of the ideas" of educational situations, projects, etc.) which promote an increase in students' educational professional activity. Each module is directed to studying of such educational areas as "Art and aesthetic development", "Informative development". The authors concentrate on the problems arising in the course of the project's implementation from which shortage in PEO in methodical materials on design of the open educational environment is distinguished, i.e. students are lacked of practical material and experience. The students have experienced difficulties in allocation of successful and problem directions of environment modeling.
Keywords: pedagogical education, modernization, preschool education, educational areas, educational modules
References
1. Antonova A. V., Klimenko I. M. Professional'nyj standart pedagoga: novye trebovaniya i kvalifikacionnye harakteristiki sovremennogo uchitelya [Elektronnyj resurs] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 6. Rezhim dostupa: http://www.cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-standart-pedagoga-novye-trebovaniya-i-kvalifikatsionnye-harakteristiki-sovremennogo-uchitelya (data obrashcheniya: 08.08.2018).
2. Guruzhapov V. A., Margolis A. A. Proektirovanie modeli praktiko-orientirovannoj podgotovki pedagogicheskih kadrov po programmam bakalavriata po napravleniyu podgotovki «Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie» (Uchitel' nachal'nyh klassov) na osnove setevogo vzaimodejstviya obrazovatel'nyh organizacij, realizuyushchih programmy vysshego obrazovaniya i nachal'nogo obshchego obrazovaniya // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. T. 19, № 3. S. 143-159.
3. Zabrodin Yu. M., Gayazova L. A. Standart professional'noj deyatel'nosti pedagoga: problemy obshchestvenno-professional'nogo obsuzhdeniya // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2013. № 3. S. 29-37.
1 A. I. Ulzytuyeva - the main author; organization and implementation of networking in the preparation of future teachers of preschool education, preparation of reports, conclusions, writing and design of the article.
2 Oyu. D. Ulsutueva - implementation of network interaction in the preparation of future teachers of preschool education, processing of students' materials, preparation of reports, writing and execution of the article.
3 A. V. Kurganskaya - implementation of network interaction in the preparation of future teachers of preschool education, systematization and analysis of materials, preparation of reports, writing and execution of the article.
4. Il'ina N. F. Modernizaciya nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste regional'nogo razvitiya [Elektronnyj resurs] // Vestnik SVFU. 2014. № 2. Rezhim dostupa: https://www.cyberleninka.ru/ article/n/modernizatsiya-nepreryvnogo-pedagogicheskogo-obrazova-niya-v-kontekste-regionalnogo-razvitiya (data obrashcheniya: 17.08.2018).
5. Kuznecova O. V., Grosheva D. S. K voprosu razvitiya sovremennoj koncepcii nepreryvnogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // NovaInfo.Ru. 2018. № 77, t. 1. Rezhim dostupa: https://www. novainfo.ru/ pdf/077-1.pdf (data obrashcheniya: 17.08.2018).
6. Margolis A. A., Safronova M. A., Shishlyannikova L. M., Panfilova A. A. Aprobaciya instrumentariya ocenki sformirovannosti professional'nyh kompetencij u budushchih pedagogov // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2015. T. 20, № 5. S. 77-91.
7. Problemy doshkol'nogo detstva v polikul'turnom prostranstve izmenyayushchejsya Rossii / nauch. red. A. G. Gogoberidze. SPb.: RGPU im. A. I. Gercena, 2010. Ch. 1. 497 s.
8. Problemy doshkol'nogo detstva v polikul'turnom prostranstve izmenyayushchejsya Rossii / nauch. red. A. G. Gogoberidze. SPb.: RGPU im. A. I. Gercena, 2010. Ch. 2. 307 s.
9. Timonina I. V. Problema sootvetstviya FGOS VO professional'nomu standartu «Pedagog» po napravleniyu podgotovki «Pedagogicheskoe obrazovanie» // Obrazovanie i vospitanie. 2017. № 2.
S. 97-101.
10. Hodyreva E. A. Problemy i perspektivy podgotovki pedagogicheskih kadrov v vuzah Rossijskoj Federacii // Koncept. 2015. № 6. Iyun'. S. 96-100.
Received: September 10, 2018; accepted for publication October 18, 2018
Reference to the article
Ulzytuyeva A. I., Ulsutueva Oyu. D., Kurganskaya A. V. Experience of Network Interaction Realization in Future Preschool Teachers' Training // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 6. PP. 61-70. DOI: 10.21209/2308-8796-2018-13-6-61-70.