УДК 378.14.015.62
И. В. Смирнова
Содержание подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях дошкольного инклюзивного образования
В статье рассматривается наиболее актуальная для педагогической практики в настоящее время проблема подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях дошкольного инклюзивного образования. В немногочисленных на данный момент работах по проблеме содержания педагогической деятельности будущих специалистов в условиях дошкольного инклюзивного образования отмечается, что воспитатель является полноправным участником реализации «содержания коррекционной программы», при этом не указывается на четкое разделение обязанностей между специалистами дошкольного учреждения. Анализ государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов высшего профессионального образования профиля «Дошкольное образование» показал, что профессиональные компетенции, отражающие содержание подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в области инклюзивного образования, раскрыты не достаточно полно. Автор статьи, анализируя современные исследования, попытался выделить функциональные обязанности воспитателей групп комбинированной направленности и предложил включить дополнительные профессиональные компетентности в учебные программы вузовской подготовки специалистов данного профиля. Работа адресована преподавателям педагогических учебных заведений, специалистам дошкольного образования, студентам для решения проблемы недостаточной разработанности содержания профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: подготовка будущих педагогов, инклюзивное дошкольное образование, профессиональная деятельность, специальные профессиональные компетентности.
I. V. Smirnova
Content of Future Teachers' Training to Professional Work in Conditions of Preschool Inclusive Education
The article discusses the most relevant for teaching practice nowadays the problem of future teachers' training for professional work in conditions of preschool inclusive education. In few current works on the problem of the content of the pedagogical activity of the future experts in conditions of preschool inclusive education it is noted that the teacher is a full participant in implementation of" the content correctional programme" and it is not pointed to the certain division of responsibilities between preschool professionals. The analysis of the state requirements to the minimum content and level of training of higher education specialists of the profile "Preschool Education" showed that professional competences, reflecting the content of training of future specialists to professional work in the field of inclusive education are not adequately disclosed. The author analyzing the current study attempted to identify the functional responsibilities of educators in the combined groups and offered to include further professional competencies into the curriculum of high school preparation of specialists of this profile. This work is addressed to teachers of educational institutions, professionals in early childhood education, students, to solve the problem of insufficient development of the content of the professional work in conditions of inclusive education.
Keywords: future teachers' training, inclusive preschool education, professional activities, special professional competences.
Современный быстро меняющийся мир предъявляет все больше требований к содержанию и уровню подготовки будущих специалистов. Так, появление новой формы образования (инклюзивной), направленной на создание для всех детей адекватных их возможностям и потребностям образовательных условий, предполагает подготовку педагогов, способных осуществлять профессиональную деятельность с детьми с разными образовательными возможностями. Это требует внесения изменений в содержание образования, модернизации организационных форм,
методов и приемов подготовки будущих специалистов в высшей педагогической школе.
Анализ научно-методической литературы позволяет нам сделать вывод о том, что проблема профессиональной подготовки будущих специалистов по инклюзивному образованию дошкольников пока еще не рассмотрена в полной мере. Имеются некоторые научные исследования, позволяющие нам учитывать выявленные результаты при разработке содержания профессиональной подготовки специалистов дошкольного инклюзивного образования.
© Смирнова И. В., 2015
Содержание подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях дошкольного инклюзивного образования
Так, Н. Н. Быстровой рассмотрены особенности подготовки будущих учителей к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении, в условиях разного состава учащихся. Н. К. Булычевой изучены особенности формирования готовности студентов педагогического колледжа к обучению младших школьников с нарушениями письма. Вопросами подготовки педагогов дошкольного образования для работы с детьми группы риска занимались О. А. Степанова, Е. И. Попова, Е. В. Шаталова и др. В частности, Е. В. Шаталова изучала вопросы подготовки специалистов дошкольного образования к работе над речью детей группы педагогического риска в процессе формирования элементарных математических представлений [8]. Проблему профессиональной подготовки студентов к коммуникативно-речевому развитию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии рассматривает в своих исследованиях Н. В. Иванова [3].
В настоящее время дошкольные этапы инклюзивного образования менее изучены, чем школьные (Bunch G., Valeo A., Schwartz, Staub, Murray-Seegart, Peck, Donaldson & Pezzoli, Staub & Peck, Gallucci, & Peck, Staub, Garfinkle & Schwartz, Л. М. Шипицина и К. Рейсвепкван и др.).
В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отмечено, что воспитатели являются полноправными участниками реализации «содержания коррекционной программы» [5]. При этом они должны взаимодействовать с другими специалистами дошкольного образовательного учреждения при разработке и реализации коррекционных мероприятий. Следовательно, будущие специалисты дошкольного инклюзивного образования должны:
- участвовать в проведении психолого-медико-педагогического обследования;
- на основе выявленных особых образовательных потребностей детей оказывать детям с ограниченными возможностями здоровья всестороннюю помощь, в том числе в их интеграции в дошкольное образовательное учреждение;
- создавать особые образовательные условия (безбарьерная среда их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, прове-
дение групповых и индивидуальных коррекционных занятий) в ходе реализации различных видов детской деятельности, режимных моментов, самостоятельной деятельности и взаимодействии с семьями;
- в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии проводить коррекцию психических и физических недостатков при освоении образовательной программы дошкольного образовательного учреждения;
- в конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы [5].
В письме Министерства образования «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» отмечается, что деятельность воспитателей в группах с детьми с разными образовательными потребностями аналогична их в деятельности в группах общеразви-вающей и компенсирующей направленности, которая направлена на всестороннее развитие личности всех воспитанников [7]. Но при этом указывается ряд особенностей осуществления профессиональной деятельности воспитателей в группах комбинированной направленности. В связи с этим будущий специалист должен уметь:
- осуществлять планирование, согласованное с учителем-дефектологом и другими специалистами, и организацию непосредственной образовательной деятельности со всей группой детей;
- соблюдать преемственность в работе с другими специалистами по реализации индивидуальной программы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечивать индивидуальный подход к воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья с учетом рекомендаций специалистов;
- работать с родителями детей группы по вопросам воспитания ребенка в семье;
- вести необходимую документацию.
Отечественные исследователи также считают,
что для эффективной работы с инклюзивной группой будущему специалисту необходимы дополнительные компетентности, при этом называя ведущую роль воспитателя в создании «инклюзивного детского сообщества» [1], «групповой общности детей» [2]. Некоторые специалисты подчеркивают, что в инклюзивной группе воспитатель приобретает еще большее влияние на детей, чем в обычной одновозрастной [2]. В других
исследованиях отмечается, что работа в инклюзивных группах должна осуществляться при ведущей роли учителя-дефектолога [1], [3]. При этом в нормативных документах нет четкого разделения обязанностей между специалистами.
Анализ содержания федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» показал, что подготовка специалистов профиля «Дошкольное образование» к работе с детьми в условиях инклюзивного образования не нашла в нем достаточного отражения. В связи с этим в программы вузовской подготовки специалистов данного профиля должны быть включены дополнительные профессиональные компетентности [6].
Таким образом, на основе изучения исследований в области инклюзивного образования и анализа официальных документов нами выделены специальные профессиональные компетентности педагога, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности в условиях дошкольного инклюзивного образования:
- компетентность в оценке особенностей освоения образовательной программы детьми, для своевременного выявления детей, имеющих особые образовательные потребности;
- компетентность в создании условий, необходимых для максимальной реализации образовательного потенциала детей, имеющих особые образовательные потребности;
- компетентность во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, необходимую для включения в комплексную психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую работу с детьми, нуждающимися в индивидуальном подходе в обучении и воспитании;
- компетентность в создании условий, охраняющих физическое и психическое здоровье детей и способствующее социализации и личностному росту как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и их сверстников, развивающихся в норме.
Библиографический список
1. Алехина, С.В. Образование через призму инклюзии [Текст]: материалы Международной научно-практической конференции, 21-23 сентября 2011 г. / С. В. Алехина // Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. / отв. ред. Е.И. Михайлова. - Якутск : Офсет, 2011. - С. 4-7.
2. Бутенко, В.Н. Межличностные отношения детей в инклюзивных группах детского сада [Текст] / В. Н. Бутенко // Психология обучения. - 2010. - № 10. - С. 46-56.
3. Иванова, Н.В. Концепция профессиональной подготовки студентов к коммуникативно-речевому развитию до-
школьников / КВ. Иванова, И.В. Смирнова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 5 (часть 2). - С. 352-355.
4. Инклюзивное образование в России [Текст]. - М. : ООО БЕСТ-нринт, 2011. - S5 с.
5. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N б55 // Гарант : [справочная правовая система] / ООО Ы1П «Гарант-Сервис». - Электрон. дан. и нрогр. - Москва, 1990. - Режим доступа : http://base.garant.ru/1974S2/
6. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 7SS // Гарант : [справочная правовая система] / ООО H1Ü1 «Гарант-Сервис». -Электрон. дан. и нрогр. - Москва, 1990. - Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/974S7/
7. Российская Федерация. Министерство образования. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях [Электронный ресурс] : Письмо Министерства образования РФ 1б января 2002 г. N 03-51-5 ин/23-03 // РООИ Перспектива. -Электрон. дан. и нрогр. - Москва, 1997. - Режим доступа : http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/law/federal/vw-544/
S. Шаталова, Е.В. Подготовка специалистов дошкольного образования к работе с детьми группы педагогического риска [Текст]: дис. ... к. нед. н. / Е.В. Шаталова. - Белгород, 2003. - 224 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Alehina, S.V. Obrazovanie cherez prizmu inkljuzii [Tekst]: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 21-23 sentjabrja 2011 g / S. V. Alehina // Inkljuzivnoe obrazovanie: problemy, poiski, reshenija. / otv. red. E.I. Mihajlova. - Jakutsk : Ofset, 2011. - S. 4-7.
2. Butenko, V.N. Mezhlichnostnye otnoshenija detej v inkljuzivnyh gruppah detskogo sada [Tekst] / V. N. Butenko // Psihologija obuchenija. - 2010. - № 10. - S. 4б-5б.
3. Ivanova, N. V. Koncepcija professional'noj podgotovki studentov k kommunikativno-rechevomu razvitiju doshkol'nikov / N. V. Ivanova, I. V. Smirnova // Fundamental'nye issledovanija. - 2014. - № 5 (chast' 2). - S. 352-355.
4. Inkljuzivnoe obrazovanie v Rossii [Tekst]. - M. : OOO BEST-print, 2011. - S5 s.
5. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo obrazovanija i nauki. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nyh gosu-darstvennyh trebovanij k strukture osnovnoj obshheobra-zovatel'noj programmy doshkol'nogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs] : Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 23 nojabrja 2009 g. N б55 // Garant : [spravochnaja pravovaja sistema] / OOO NPP «Garant-Servis». - Jelektron. dan. i progr. - Moskva, 1990. - Rezhim dostupa : http://base.garant.ru/1974S2/
6. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo obrazovanija i nauki. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazova-nie (kvalifikacija (stepen') «bakalavr») [Jelektronnyj resurs] : Prikaz Ministerstva obra-zovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 22 dekabrja 2009 g. №
71
Содержание подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях дошкольного инклюзивного образования
788 // Garant : [spravochnaja pravovaja sistema] / OOO NPP «Garant-Servis». - Jelektron. dan. i progr. - Moskva, 1990. -Rezhim dostupa :
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97487/
7. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo obrazovanija. Ob in-tegrirovannom vospitanii i obuchenii detej s otklonenijami v razvitii v doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenijah [Jelek-tronnyj resurs] : Pis'mo Ministerstva obrazovanija RF 16 jan-varja 2002 g. N 03-51-5 in/23-03 // ROOI Perspektiva. - Jelektron. dan. i progr. - Moskva, 1997. - Rezhim dostupa : http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/law/federal/vw-544/
8. Shatalova, E. V. Podgotovka specialistov doshkol'nogo obrazovanija k rabote s det'mi gruppy pedagogicheskogo riska [Tekst]: dis. ... k. ped. n. / E.V. Shatalova. - Belgorod, 2003. -224 s.