УДК 371
Скрябина Ольга Борисовна
кандидат педагогических наук, доцент
Смирнов Владимир Алексеевич
доктор социологических наук, доцент Костромской государственный университет, г. Кострома [email protected], [email protected]
РАЗРАБОТКА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА, РАБОТАЮЩЕГО В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Статья выполнена в рамках государственного задания 27.4374.2017/НМ
Статья посвящена актуальной проблеме современной педагогической науки и практики - разработке компе-тентностных моделей специалистов, обеспечивающих образовательный и воспитательный процессы в школе и других образовательных учреждениях. На основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической литературы, опыта практической деятельности специалистов в области воспитания образовательных организаций, в статье предлагается вариант разработки компетентностной модели специалиста. Данная модель ориентирована на практическую реализацию идей «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», сочетает в себе преемственность требований Федерального государственного образовательного стандарта в области образования и педагогических наук и принятого в 2017 году Профессионального стандарта специалиста в области воспитания. Она также учитывает опыт деятельности специалистов образовательных организаций из двенадцати регионов России.
Ключевые слова: стратегия развития воспитания, профессиональный стандарт, специалист в области воспитания, компетентностная модель специалиста в области воспитания.
В современной педагогической науке и практике значительное внимание уде -ляется созданию модели современного учителя, в то время, как обоснованию моделей специалистов, выполняющих воспитательные функции в образовательной организации уделяется незаслуженно мало внимания.
Анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых источников по проблеме формирования базовых подходов к разработке компетентностной модели специалиста в области воспитания в образовательной организации позволил зафиксировать несколько аспектов.
Во-первых, уже более 15 лет проблема разработки компетентностных моделей специалистов актуальна для различных сфер профессиональной деятельности. Принципы создания таких моделей заложены в работах В.И. Байденко, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Ю.Г. Татура и других. Несмотря на разницу подходов, ученые сходятся в том, что профессиональная модель специалиста должна состоять как минимум из трех групп компетенций: профессиональных, предметных, социальных.
Во-вторых, в литературе предлагаются разные подходы к разработке компетентностных моделей специалистов. Сторонники системного подхода обращают внимание, что в структуре модели важны не только составные элементы (отдельные компетенции), но и разнообразные связи между ними. Именно связи между компетенциями характеризуют качество деятельности специалиста. Дж. Равен под компетентностью понимает специфические способности, обязательные для качественного осуществления деятельности в какой-либо пред-
метной области. Эти способности состоят из узкоспециализированных знаний, предметных навыков и способов мышления, осознания ответственности за свои действия на основе усвоенных ценностей и установок. А.В. Хуторский исходит из тезиса о том, что компетентностный подход закладывает основы конструирования образовательных стандартов, поэтому для педагогической деятельности чрезвычайно важно выявить отличительные признаки компетенции и компетентности.
В-третьих, компетентностная модель специалиста служит отправной точкой для построения всего процесса подготовки. В основу модели закладывается квалификационная характеристика, в которой фиксируется система требований к специалисту в его педагогической, научной, управленческой и иной деятельности. В ней, описывается основной характер деятельности специалиста, перечисляется, что он должен знать, уметь, какими навыками должен обладать (требования к личности); фиксируется уровень общекультурных, профессиональных и специальных компетенций.
В-четвертых, анализ сайтов образовательных организаций 12 субъектов Российской Федерации на предмет поиска опыта разработки компетентност-ной модели специалиста, выполняющего воспитательные функции в образовательной организации, указал на их жесткий ориентир на квалификационные требования, отсутствующие попытки разработки целостного представления о воспитательной службе образовательной организации как совокупности компетентностных моделей специалистов.
Вышесказанное подвигло нас провести более глубокий анализ опыта образовательных организаций в этом направлении. Педагоги, ориентиро-
Вестник КГУ Л 2017
© Скрябина О.Б., Смирнов В.А., 2017
18
ванные в школе на реализацию воспитательных функций, из восьми регионов России в интервью и при обмене опытом на специально организованных собраниях, подчеркивали что отсутствие ком-петентностных моделей специалистов в области воспитания становится препятствием на пути развития воспитательных систем школ.
Разрабатывая компетентностную модель специалиста в области воспитания, мы основывались на трех базовых документах.
«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», в которой определяются приоритеты воспитания граждан России, что, соответственно, ориентирует на те профессиональные компетенции, которые будут востребованы у специалистов в области воспитания. В частности, главной задачей определенной в стратегии является формирование поколения, гармонично сочетающего в себе, с одной стороны компетенции для жизни в будущем, а с другой - компетенции, позволяющие сохранять традиции прошлого. Для решения этой задачи предлагается множество механизмов, главным из которых, является кадровый. Особое место в образовательных организациях отводится деятельности воспитательных служб.
Проекты федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++) по направлениям подготовки 44.00.00 укрупненной группы направлений подготовки «Образование и педагогические науки» также учитывают необходимость развития воспитательных компетенций педагогов. Наиболее близка по методологии и содержанию профессиональная подготовка и образование специалистов в области воспитания направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование». В стандартах воспитательные компетенции находят отражение в универсальных (УК 1-8), общепрофессиональных (ОПК 3,4,6,7,8) и профессиональных компетенциях педагога.
Универсальные компетенции предполагают развитость у специалиста системного и критического мышления, навыков разработки и реализации проектов, умения работать в команде, в том числе занимать в ней лидерские позиции, коммуникативную компетентность и умение выстраивать межкультурное взаимодействие, стремление к самоорганизации и саморазвитию, осознание ценности здоровья, умение обеспечивать безопасность жизнедеятельности.
Общепрофессиональные компетенции ориентируют специалиста на готовность строить воспитательную деятельность в нормативно-правовом поле государства; умение разрабатывать основные и дополнительные программы воспитания; организовывать совместную и индивидуальную воспитательную деятельность; совместно с педа-
гогическим коллективом строить воспитывающую образовательную среду организации; контролировать и оценивать результаты воспитательной деятельности; владеть психолого-педагогическими технологиями воспитания, формирования мировоззрения и ценностных ориентаций; организовывать взаимодействие с другими участниками образовательных отношений; строить свою деятельность на научных основах.
Наиболее важными из них являются профессиональные компетенции, которые должны соответствовать требованиям профессионального стандарта специалиста в области воспитания.
Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания, утвержденный Министерством труда и социального развития в 2017 году, где сформулированы обобщенные трудовые функции и конкретные трудовые действия, к реализации которых должен быть готов специалист. Он носит обобщенный характер и стандартизирует деятельность социального педагога, старшего вожатого, педагога-организатора, воспитателя, педагога-библиотекаря, тьютора.
К обобщенным трудовым функциям Стандарт относит шесть: социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации, организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации, организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса, воспитательная работа с группой обучающихся, библиотечно-педагогиче-ская деятельность в образовательной организации общего образования, тьюторское сопровождение обучающихся. При этом каждая обобщенная функция предполагает выполнение конкретных трудовых действий. Так, социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации реализуется через планирование, организацию и методическое обеспечение специалистом этого процесса. Деятельность старшего вожатого реализует функции поддержки школьников в создании общественного объединения, сопровождения деятельности этого объединения и развития самоуправления в нем. Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса предполагает компетентности специалиста в области проектирования и реализации программ воспитания, организации деятельности по одному или нескольким направлениям внеурочной деятельности, организационно-методическому обеспечению воспитательной деятельности. Близкие компетенции требуются от специалиста, реализующего воспитательную работу с группой обучающихся. Он планирует, организует и обеспечивает организационно и методически социально и личностно значимую деятельность группы обучающихся.
Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образова-
ния обеспечивается через выполнение специалистом функций по информационно-библиотечному сопровождению учебно-воспитательного процесса, проведению мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры, организационно-методическому обеспечению мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению. Тьюторское сопровождение требует от специалиста готовности к педагогическому сопровождению, особой организации образовательной среды, а также организационно-методическому обеспечению реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов и проектов.
Охарактеризованные трудовые действия по шести обобщенным трудовым функциям не только показывают логику осуществления воспитательного процесса в образовательной организации, но и взаимодополняемость и взаимообуславливае-мость, создающую преемственность в деятельности различных специалистов в области воспитания, целостность самой воспитательной системы школы или другой образовательной организации, обеспечивающую качество воспитательной деятельности в ней.
Таким образом, для разработки компетентност-ной модели специалиста из Стандарта мы можем выделить несколько блоков способностей/готовно-стей специалиста:
- способности, связанные с целеполаганием и планированием не только собственной деятельности, но и деятельности групп обучающихся;
- организационно-управленческие, ориентированные на установление связей, повышающих эффективность воспитательной деятельности не только внутри образовательной организации, но и за ее пределами в региональном воспитательном пространстве;
- методические, определяющие владение специалистом методами и приемами реализации воспитательных целей и задач;
- способность е реализации проектного подхода в организации деятельности;
- готовности к поддержке детских инициатив, развитости умений оказывать такую поддержку с помощью прямых и косвенных педагогических приемов.
Кроме того следует включить в элементы модели некоторые компетенции, связанные воспитательными и мировоззренческими традициями, развитыми в региональных системах образования. А также готовность специалиста к формированию у школьников надпредметных/софт/мета-компе-тенций, важнейшей из которых в воспитании выступает умение детей и подростков целенаправленно действовать в ситуации неопределенности, и нести ответственность за свои действия.
Психолого-педагогические и социально антропологические исследования последних лет об
особенностях отношений поколений X, У, Ъ ориентируют нас на включение в модель специалиста способности диагностировать, анализировать и сопрягать в деятельности особенности мышления, мировоззрения и образа жизни разных поколений.
Отталкиваясь от вышеизложенных позиций, была разработана компетентностная модель специалиста в области воспитания, работающего в образовательной организации (см. табл. 1). Она состоит из 30 компетенций, разделенных на три блока: универсальные компетенции, профессиональные компетенции и специальные компетенции. Универсальные компетенции понимаются нами, как способности специалиста решать широкий круг задач, как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. К этой группе отнесены десять компетенций: способность к самоорганизации и саморазвитию; способность к целеполаганию, планированию, организации, анализу и рефлексии собственной деятельности; развитость критического мышления и эмоционального интеллекта; способность работать в команде; готовность выполнять лидерские функции в коллективной деятельности; способность к социально ориентированному творчеству; осознание ценности здоровья; коммуникативные компетенции, умение вести межкультурный диалог; способность обеспечивать безопасность жизнедеятельности детского коллектива.
Круг профессиональных компетенций в модели характеризует готовность специалиста к реализации воспитательных функций, как внутри образовательной организации, так и в региональном воспитательном пространстве. К ним отнесены двенадцать комплексных способностей: строить профессиональную деятельность в нормативном поле государства; разрабатывать основную программу воспитательной работы образовательной организации и дополнительные программы по направлениям воспитательной деятельности; разрабатывать воспитательный компонент образовательной программы; организовывать коллективную творческую деятельность; строить индивидуальные воспитательно-развивающие маршруты обучающихся; строить воспитывающую социокультурную среду образовательной организации; способность к организации сотрудничества с образовательными организациями территории (микрорайона, района, части города, города, региона); знание теории воспитания, владение воспитательными технологиями, готовность применять их в практике; готовность применять на практике знания особенностей психологии детей и подростков; способность адекватно научно-обоснованно анализировать и оценивать ход и результаты профессиональной деятельности; вести исследование, программировать профессиональную деятельность на научных основах.
Таблица 1
Компетентностная модель специалиста, работающего в системе воспитания образовательной организации
Универсальные компетенции Профессиональные компетенции Специальные компетенции
Способность к самоорганизации и саморазвитию Способность строить профессиональную деятельность в нормативном поле государства Способность организовать деятельность временного и постоянного детского и подросткового объединения
Способность к целеполаганию, планированию, организации, анализу и рефлексии собственной деятельности Способность разрабатывать основную программу воспитательной работы образовательной организации и дополнительные программы по направлениям воспитательной деятельности Способность организовать проектную деятельность в детских и подростковых объединениях
Развитость критического мышления и эмоционального интеллекта Способность разрабатывать воспитательный компонент образовательной программы Способность осуществлять социально-педагогическую поддержку обучающихся в процессе социализации
Способность работать в команде Способность организовывать коллективную творческую деятельность Готовность сопровождать деятельность детского и подросткового общественного объединения на всех этапах его развития
Готовность выполнять лидерские функции в коллективной деятельности Способность строить индивидуальные воспитательно-развивающие маршруты обучающихся Способность формировать у обучающихся основы информационной культуры, развивать интерес к чтению
Способность к социально ориентированному творчеству Способность строить воспитывающую социокультурную среду образовательной организации Способность сопровождать движение обучающихся (в том числе одаренных и с ОВЗ) по индивидуальным воспитательно-развивающим маршрутам
Осознание ценности здоровья Способность к организации сотрудничества с образовательными организациями территории (микрорайона, района, части города, города, региона) Способность гибко реагировать на изменения, интегрировать в воспитательной деятельности интересы личности, общества, государства
Коммуникативные компетенции, умение вести межкультурный диалог Знание теории воспитания, владение воспитательными технологиями, готовность применять их в практике.
Способность обеспечивать безопасности жизнедеятельности детского коллектива Готовность применять на практике знания особенностей психологии детей и подростков
Способность адекватно научно-обоснованно анализировать и оценивать ход и результаты профессиональной деятельности
Способность вести исследование, программировать профессиональную деятельность на научных основах
Специальные компетенции позволяют специалисту в области воспитания качественно осуществлять профессиональную деятельность по специфическим направлениям, реализуя на практике приоритетные направления государственной образовательной политики. Эта часть модели является наиболее гибкой, может и должна быть трансформирована под задачи воспитания конкретной образовательной организации. Желательно вносить изменения и дополнения в эту часть не реже, чем один раз в три года. На сегодняшний день к специальным компетенциям отнесены семь компетенций: способность организовать деятельность временного и постоянного детского и подросткового объединения; способность организовать проектную деятельность в детских и подростковых объединениях; способность осуществлять социально-педагогическую поддержку обучающихся в процессе социализации; готовность сопрово-
ждать деятельность детского и подросткового общественного объединения на всех этапах его развития; способность формировать у обучающихся основы информационной культуры, развивать интерес к чтению; способность сопровождать движение обучающихся (в том числе одаренных и с ОВЗ) по индивидуальным воспитательно-развивающим маршрутам; способность гибко реагировать на изменения, интегрировать в воспитательной деятельности интересы личности, общества, государства.
Таким образом, компетентностная модель специалиста в области воспитания представляет собой систему универсальных, профессиональных и специальных компетенций, определяющих готовность специалиста не только к реализации в образовательной организации функций социального педагога, старшего вожатого, педагога-организатора, педагога-библиотекаря, тьютора, но и к выстраиванию системных взаимосвязей между функ-
циями этих должностей, что позволяет добиваться целостности и системности воспитательной деятельности в школе. Компетенции, входящие в модель, соответствуют трем основным требованиям: носят интегрированный характер, соотносятся с ценностно-смысловыми характеристиками личности, имеют практикоориентированную направленность.
Библиографический список
1. Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / под общ. ред. И. А. Зимней. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - 85 с.
2. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. -М.: ИНЭК, 2007. - 327 с.
3. Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3++) по направлениям подготовки укрупненной группы 44.00.00 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/ fgosvo/133/132/12 (дата обращения: 01.11.2017).
4. Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_199498/ (дата обращения: 21.11.2017)
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 12.11.2017).
References
1. Zimnyaya I.A. Ierarhichesko-komponentnaya struktura vospitatel'noj deyatel'nosti // Vospitatel'naya deyatel'nost' kak ob"ekt analiza i ocenivaniya / pod obshch. red. I. A. Zimnej. - M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2003. - 85 s.
2. Kompetencii v obrazovanii: opyt proektirovaniya: sb. nauch. tr. / pod red. A.V. Hutorskogo. - M.: INEHK, 2007. - 327 s.
3. Proekty Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov (FGOS 3++) po napravleniyam podgotovki ukrupnennoj gruppy 44.00.00. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/fgosvo/133/132/12 (data obrashcheniya: 01.11.2017).
4. Professional'nyj standarta specialista v oblasti vospitaniya [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_199498/ (data obrashcheniya: 21.11.2017).
5. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 r. № 996-r r. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (data obrashcheniya: 12.11.2017).