В.Г. Иванов
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ -ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: профессиональное образование, компетентность, конкурентоспособность, производство, транспрофессионализм, взаимодействие.
Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема формирования профессиональной компетентности специалистов, которые отвечают требованиям времени, на основе взаимодействия основного звена образования (образовательной организации) с производством (потребителем кадров). В связи с этим особое значение приобретает соответствие уровня развития профессиональной школы потребностям общества и производства.
Отмечена особенность структуры системы подготовки компетентных специалистов: целевой, методологический, содержательный, организационно-процессуальный и результативный компоненты.
Проанализировано состояние проблемы на современном этапе и благодаря этому обоснованы организационно-педагогические условия подготовки компетентных конкурентоспособных специалистов; упорядочены, в условиях профессиональной школы, состав и структура обеспечения конкурентоспособности специалиста для производства.
Специфика предложенной системы - интеграция теоретической и профессионально-производственной подготовки специалистов, в ходе которой осуществляется формирование, развитие и совершенствование профессиональных компетенций. Реализация соответствующих условий позволяет значительно сократить адаптационный период вхождения молодого специалиста в производственный процесс предприятия, что представляет практический интерес для профессиональных образовательных организаций в плане подготовки специалистов (по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих, а также по программе подготовки специалистов среднего звена).
Введение. Система подготовки компетентных специалистов для экономики, развивающейся ускоренными темпами, требует внимания со стороны педагогов исследователей в первую очередь по причине быстро меняющихся технологий производства и технологий обучения, повышения спроса на хорошо подготовленных выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования.
Система профессионального образования в Республике Башкортостан включает в себя разветвленную сеть учреждений среднего профессионального и высшего образования, функционирующих во взаимодействии с социальными партнерами в целях удовлетворения потребностей республики и страны в компетентных специалистах. Достаточно быстрое развитие экономики республики приводит к тому, что и профессиональные образовательные организации развиваются синхронно: открываются новые специальности и направления подготовки, модернизируются действующие, поэтому экономика республики не испытывает кадровый голод.
Как подтверждение успешности подготовки кадров со средним профессиональным образованием в Республике Башкортостан обратимся к результатам анализа трудоустройства выпускников программ СПО в рамках мониторинга качества подготовки кадров в 2018 году [21].
Тем не менее ряд аспектов развития профессионального образования все еще нуждается в дополнительном изучении.
В архиве отечественной и мировой педагогики имеется много исследований в области проблем качества профессионального образования. В
пеппготический ЖУПНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 2(81), Я019
ряде ранних исследований в области профессионального образования рассматривались вопросы, связанные с сущностью интеграции как педагогического феномена [28], с межпредметными связями как одного из путей интеграции образования междисциплинарным связями как единства общего и специально-технического образования [10].
Субъект Приволжского Федерального Округа Численность выпускников программ СПО (чел.) Продолжили обучение (чел.) Трудоустрое но (чел.) Из них индивид уальных предпри нимател ей (чел.) Доля трудоустр ойства (%) Средняя заработн ая плата (тыс. руб)
Приволжский федеральный округ 132564 29348 60796 1425 64,53 20,7
Республика Татарстан 19912 4023 10319 232 70,73 21,2
Кировская область 5610 1201 2748 54 68,10 18,7
Самарская область 12390 2774 6004 160 68,06 19,9
Удмуртская Республика 7143 2200 3093 100 66,79 18,2
Нижегородская область 13478 3692 6239 146 66,33 19,2
Пермский край 13380 2783 6522 153 65,97 21,7
Республика Мордовия 3682 1121 1405 23 64,72 19,9
Ульяновская область 4772 909 2248 52 63,20 28,4
Республика Башкортостан 23112 4361 10257 239 62,10 23,0
Саратовская область 9430 1851 3981 105 59,02 17,1
Чувашская Республика 5554 1322 2350 59 58,60 18,6
Республика Марий Эл 2703 689 1093 21 58,36 17,3
Оренбургская область 9868 2092 3994 71 58,15 21,4
Пензенская область 1530 330 543 10 49,14 15,3
Вопросы теории и методики построения образовательного процесса в средней профессиональной школе, способствующие подготовке конкурентоспособных и профессионально мобильных специалистов, нашли освещение в диссертационном исследовании Мукминшина К.К. [17].
Образовательный процесс в отечественной системе профессионального образования строился на дедуктивной основе в соответствии с «дидактической триадой» - «знания-умения-навыки», причем основное внимание уделялось теоретическому обучению (усвоению знаний). Практика показала существенные
ёмаааЁ ПРО*Р€ССИОНПЛЬНО€ ОЕРПЭОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПИТИКП
минусы такого подхода - в частности, в рамках знаниевой парадигмы всегда актуальной была проблема разрыва знаний и умений их применять [12].
Серьезный вклад в развитие проблем интеграции образования и производства [2, 3, 8, 18], качества и конкурентоспособности профессиональной школы внесли труды российских ученых, посвященные анализу области образовательной теории и практики [24, 26]. Описаны технологии проектирования образовательной среды как основы качества профессиональной подготовки специалистов, технологии формирования профессиональных компетенций обучающихся, а также технология оценки уровня сформированности компетентностно-ориентированных результатов обучения. Подробно описана авторская концепция, модель и технологии эффективного формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза [7].
Знакомство с исследованиями показало, что они выполнены достаточно давно и не могут оказывать существенного влияния на современный процесс подготовки специалистов. Более того, с сожалением можно констатировать, что результаты многих исследований так и остались на бумаге.
Постановка задачи. Исходя из того, что важным качеством выпускника профессиональной образовательной организации является его готовность к решению проблем, связанных с созданием инноваций в свой сфере деятельности, и выпуску инновационного продукта. Исходя из этого, можно утверждать, что основной задачей образовательных организаций становится совершенствование качества подготовки специалистов. Специалист, отвечающий указанным требованиям, является и современным, и компетентным. А компетентный специалист востребован обществом потому, что он несет на себе основную тяжесть и ответственность за прогрессивное обновление всей инфраструктуры общества в целом.
В исследованиях последнего периода выделяется работа Научной лаборатории дидактического дизайна БГПУ имени М. Амуллы совместно с Академией профессионального образования (г. Москва) [29, 30], в том числе диссертационное исследование Габитовой Э.М., в котором рассматривается формирование транспрофессиональных компетенций с позиции подготовки компетентных специалистов среднего звена [15]. Определенный вклад вносит в решение рассматриваемого вопроса исследование коллектива РГППУ под руководством Зеера Э.Ф. и Третьяковой В.С. по проблеме транспрофессионализма как требования к субъекту и его интегральным качествам, связанным с овладением и выполнением профессиональных видов деятельности в динамически изменчивой социально-профессиональной среде [31].
Анализ научной литературы также показал, что в настоящее время отсутствуют системные, практикоорентированные исследования, отражающие объективную необходимость дуальной организации образовательного процесса с целью формирования и развития профессиональных компетенций специалистов с учетом требований производства, то есть с точки зрения взаимодействия внешней среды - производственной - и внутренней среды - образовательной. Поэтому задача заключается в определении условий подготовки конкурентоспособных
пепп готический жупнпл спшкортостпнп ы z(ai), so 19 bS§s§s§
специалистов с качественно сформированными профессиональными компетенциями в условиях взаимодействия «производство - образовательная организация». Основным направлением исследования данной проблемы был выбран метод моделирования производственных условий для формирования и развития профессиональных компетенций, позволяющий рассмотреть данную проблему как взаимодействие целостного педагогического процесса с производством и позволяющий эффективно осуществлять подготовку квалифицированных специалистов с высоким уровнем сформированности профессиональной компетентности.
Методология и методика исследования. При проведении исследования мы ориентировались на основные направления развития образовательного процесса в системе среднего профессионального образования как Республики Башкортостан, так и Российской Федерации:
Приведем особенности обновления содержания образования и применяемых образовательных технологий.
Подготовка кадров в соответствии с перечнем самых востребованных профессий - «ТОП-50» - и формирование перечня подготовки кадров в Республике Башкортостан - «ТОП-Регион».
Персонализация образования. Индивидуальные траектории развития личности; индивидуальный учебный план; индивидуальный набор курсов (в том числе в виде модульных программ повышения квалификации), дополнительных к обязательным; обучение каждого учащегося по индивидуальным программам. Сетевая форма реализации образовательных программ.
Электронное образование и создание условий для получения среднего профессионального образования с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Smarf-обучение: наличие коммуникационных технологий и коллективной деятельности в форме мультимедиа как инструмента постановки учебных задач в форме мультимедиа контента.
Мобильное образование: мобильные обучающие платформы; оценка знаний обучающихся, развитие понимания и аналитических навыков, запоминание посредством использования мобильных устройств.
Включение социальных медиа в систему образования. Геймификация образовательного процесса. Игровой интерфейс образовательных программ и учебных дисциплин.
Обучение в неформальной обстановке в виде получения знаний с использованием неофициальных, незапланированных, спонтанных способов получения знаний и навыков. Создание индивидуального портфолио достижений.
Конструктивистский подход к современному образованию в виде актуализации обучения: в процессе преподавания - ориентация на уже имеющиеся у обучающихся знания и навыки с постановкой сложных практико-ориентированных задач для развития профессиональных навыков, которые понадобятся молодым выпускникам на рабочем месте.
Соответствие качества подготовки кадров передовым технологиям и международным стандартам, в том числе стандартам ВСР (WorldSkills Russia).
ёмаааЁ ПРО*Р€ССИОНПЛЬНО€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПИТИКП
Доступность среднего профессионального образования, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ; а также сотрудничество с работодателями.
В процессе исследования был выполнен анализ опубликованных работ по направлению исследования и нормативных документов. Проведено прогнозирование, систематизация и обобщение практик и концепций; моделирование, проектирование, а также анализ результатов деятельности обучающихся по формированию профессиональных компетенций; изучение и обобщение опыта формирования и развития профессиональной компетентности у будущих специалистов, их готовности к выполнению трудовых функций, прописанных в профессиональных стандартах.
На первом (подготовительном) этапе анализировалось современное состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике; разрабатывалась программа методики исследования.
На втором (основном) этапе разрабатывалась и внедрялась система формирования и развития профессиональной компетентности у преподавателей к осуществлению педагогической деятельности в современных условиях взаимодействия образовательной организации с производством; проводилась исследовательская работа по проверке эффективности предложенной системы;
На третьем (заключительном) этапе осуществлялись систематизация, осмысление и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические выводы; осуществлялись обработка и оформление полученных результатов исследования
Результаты. Благодаря исследованию нашли свое подтверждение отмеченные ранее противоречия между целостной природой студента и мощной системой дифференцированной подготовки специалистов [1], а также между проводимой масштабной интегративной работой и отсутствием ожидаемого соответствующего эффекта.
Анализ продуктов научной деятельности показал, что наименее разработанными являются проблемы исследования возможности рационального построения образовательного процесса в профессиональной школе с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, в которой общедидактические и интегративные закономерности были бы рассмотрены под углом зрения их функционирования в конкретной сфере образования. В частности, в процессе формирования и развития организаций профессионального образования на современном этапе с учетом накопленного отечественного и мирового опыта взаимодействия профессионального образования с производством. Преобразования, происходящие в нашем обществе, характеризуются множеством изменений в системе профессионального образования, но сохранившиеся противоречия между потребностью производства в квалифицированной рабочей силе и качественным уровнем подготовки молодых специалистов, которые выступают показателем результативности и конкурентоспособности самой образовательной организации, обнаруживают недостаточную разработанность этой проблемы и позволяют обозначить ряд аспектов организационно-педагогических и экономических направлений развития.
пеппготический ЖУПНПЛ СПШКОРТОСТПНП N 2(81), 2019
Основоположниками российской концепции профессионального образования были сформулированы следующие требования к системе и содержанию профессионального образования России: соответствие потребностям развивающейся экономики, конкурентоспособность подготавливаемых кадров, разнотипный и разноуровневый характер профессиональной школы в зависимости от исходного общего образования, сочетание общего и специального в содержании образования, практическая направленность обучения и четкая специализация, постепенная замена ученичества ремесленными школами, соединение труда и ученичества рабочих-подростков с обучением в вечерне-воскресных школах и другие. [6].
[В советский период развития профессиональной школы подготовка кадров, развитие профессиональной педагогики шло в сложных социально-политических условиях. На ее развитие существенное влияние оказали идеологические и социально-экономические факторы. Педагогическая наука была поставлена в жесткие политические рамки партийно-государственных решений [16].
Будущие структурные изменения проявились при создании и научном обосновании деятельности инновационных типов профессиональной школы -высших профессиональных, технических и профессиональных колледжей и лицеев, образовательных комплексов «школа - ПТУ», «ПТУ - техникум», фермерских школ, получивших широкое развитие в Российской Федерации.
Как показал наш мониторинг реализации программы модернизации профессионального образования, сегодня вновь имеет место стадия создания указанных комплексов, но только в современной интерпретации. То есть образовательные организации в области подготовки специалистов должны ориентироваться и на международный уровень конкурентоспособности в одних случаях, либо обязательно следовать ему в других. На российском рынке труда факторы, связанные с развитием рыночной экономики, измененили как качественный, так и количественный спрос на профессиональные кадры. Что является не только следствием структурных изменений в производстве, но и следствием изменения структуры подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях: «завуалированный» отказ от уровня начального профессионального образования привел к созданию двухуровневой подготовки кадров в системе среднего профессионального образования и двухуровневой системе высшего образования, которые обеспечили приток квалифицированных кадров на рынок труда.
Таким образом, можно сделать вывод, что образовательная система формирует и проявляет свои качества только в процессе взаимодействия внутренней и внешней среды. Внутренняя среда реагирует на воздействие внешней среды, развивается под этим воздействием, но при этом сохраняет качественную определенность и свойства, обеспечивающие относительную устойчивость и адаптивность функционирования системы.
Без взаимодействия с внешней средой образовательная организация не сможет обеспечивать формирование и развитие профессиональной компетентности выпускников, их конкурентоспособность. Без взаимодействия с внешней средой - невозможно само существование образовательной организации. Наше исследование показывает, что чем меньше возмущений в среде, первой и второй, тем устойчивее функционирует образовательная
ёмаааЁ ПРО*Р€ССИОНПЛЬНО€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПИТИКП
организация. Отсюда следует, что задача педагогического менеджмента заключается в прогнозировании ситуаций и принятии мер по адаптации параметров системы к факторам внешней среды. При применении системного подхода к исследованию развития самой образовательной организации, преимущественно на основе маркетинга, формируются параметры «входа» и «выхода» внутренней среды. Каких специалистов готовить? Каков уровень востребованности? Какие затраты надо понести? Для кого готовить? На эти вопросы ответы даются на базе анализа и оценки деятельности образовательной организации в области обеспечения конкурентоспособности [19, 23]. Количественный и качественный показатель на входе зависит от внешнего имиджа образовательной организации, а качество на выходе зависит от факторов внутренней среды. Чем больше количество выпускников, переходящих из внутренней среды во внешнюю среду, тем выше показатель конкурентоспособности образовательной организации, тем выше число абитуриентов на входе во внутреннюю среду.
При определении параметров входа важнейшими факторами являются ресурсные факторы. Потребность в ресурсах прогнозируется после изучения организационно-технического уровня (внутренней среды), возможностей их освоения и удовлетворения потребностей. Обратная связь является коммуникационным каналом от потребителей (внешней среды) к учебному заведению. При изменении требований потребителей к выпускникам образовательных организаций, появлении конкурентов и востребованных специалистов на рынке, «вход» системы должен отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения в параметры функционирования внутренней среды.
Таким образом, внутренняя среда зависит от трех основных элементов системы: «входа», «выхода» и внешней среды, где: «вход» - качество приема абитуриентов, «выход» - качество выпускников. При этом важнейшими внутренними параметрами, подлежащими измерению, являются: организационно-педагогический и технический уровни; объекты и факторы, определяющие финансовое состояние; факторы обеспечивающие эффективность обучения, в том числе кадровый; востребованность и конкурентоспособность образовательной организации.
Наше исследование на базе Института профессионального образования и информационных технологий БГПУ им.М.Акмуллы и ГБПОУ Уфимский колледж ремесла и сервиса имени А. Давлетова показало, что для обеспечения высокой профессиональной компетентности выпускников образовательной организации необходимо, чтобы:
1. Маркетинговые исследования гарантировали соответствие образования мировым достижениям, то есть качественные показатели подготовки специалиста должны быть конкурентоспособными. Это достигается благодаря конкурентоспособности «входа» и внутренней среды, при этом оценка конкурентоспособности «входа» остается за внешней средой.
2. «Вход» внутренней среды должен обеспечивать подготовку конкурентоспособных специалистов. Если «вход» включает в себя множество
пеппготический ЖУПНПЛ СПШКОРТОСТПНП N 2(81), 2019
разновидностей средств и ресурсов, проекты и «ноу-хау», то они должны соответствовать мировым стандартам. Все это возможно, если внешняя среда (рынок, производство, инвесторы и т.д.) имеет достаточную зрелость.
3. Заинтересованность внешней среда в развитии образовательной организации и способствование нормальному протеканию процессов внутренней среды; при этом важна кадровая политика внешней среды.
4. Внутренняя среда системы должна была быть способна адаптироваться к входу и к внешней среде в целом. Если внутреннюю среду рассматривать как образовательный процесс (образовательной организации) со всеми необходимыми элементами (организационно-педагогическими, финансово-экономическими, информационно-технологическими, кадровыми), а внешнюю среду как конкурентоспособное производство и государственные органы, то требуется системно исследовать факторы их взаимосвязи и влияние на развитие образовательной организации и формирование профессиональной компетентности выпускников. А это возможно на базе структурного, системно-целевого непрерывного анализа и синтеза.
Структурный анализ позволяет исследовать совокупность элементов и компонентов внутренней и внешней среды во взаимосвязи на базе их декомпозиции, интеграции и моделирования.
Анализ педагогических теорий, особенно тех из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей в процессе обучения [9, 16, 22], дают основание предположить, что педагогической технологией отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение, так как оно побуждает обучающихся проявлять способность:
- к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;
- к целеполаганию;
- к самообразованию и самоорганизации;
- к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;
- к умению делать выбор и принимать решения.
Как показывает системный анализ образовательного процесса, задача, стоящая перед образовательными организациями, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новой педагогической технологии -проектного обучения. Актуальность технологии проектного подхода к обучению, в контексте нашего исследования, определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью ее интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и основными компетенциями происходит многостороннее развитие личности педагога, становление его профессиональной компетентности.
Многосвязанная система позволяет структурировать совокупность взаимосвязи на базе интеграции и моделирования. Внутренняя среда взаимодействует с внешней средой и развивается под этим взаимодействием; а
ёмаааЁ ПРО*Р€ССИОНПЛЬНО€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПИТИКП
сегодня основная задача педагогического менеджмента образовательной организации заключается в прогнозировании ситуаций и принятии мер по адаптации к факторам внешней среды.
После проведения исследования было проанализировано количество обучающихся, обладающих критическим, репродуктивным, продуктивным и креативным уровнем сформированности профессиональной компетентности в зависимости от того, ориентированы или не ориентированы они на трудоустройство во внешнюю среду. При этом все они находились в равных условиях обучения. Проводя качественный анализ состояния сформированности профессиональной компетентности выпускников можно отметить, что продуктивный и креативный уровни присущи выпускникам, ориентированным на дальнейшее трудоустройство во внешнюю среду. Сравнительный анализ данных свидетельствует о положительном влиянии профессиональной определенности на формирование профессиональной компетентности выпускников, входящих в группу, по сравнению с выпускниками другой группы, направленной на работу во внешнюю среду. В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение сформированности профессиональных компетенций выпускников. Рейтинговый показатель служит показателем качества подготовки выпускников, а реальное соотношение востребованных специалистов и выпускников служит показателем конкурентоспособности образовательной системы (организации), востребованость ее внешней средой.
Выводы. Результаты исследования показали, что формирование профессиональной компетентности будущего специалиста как результата освоения им культуры профессиональной деятельности должен предусматривать организацию его взаимодействия не только со специфической социокультурной и профессиональной внутренней среды, но и за ее пределами - внешней средой. Ориентация образовательного процесса системы только на внешнюю среду может привести к отчуждению выпускника от реальной действительности при выборе производственной сферы. В то же время взаимодействие только с конкретной внешней средой приводит к тому, что будущий специалист утрачивает свою одномерность и внутреннюю устойчивость. Это создает серьезную угрозу для успешной профессиональной адаптации выпускника и значительно снижает его возможности профессионального роста. Это означает одно, что система должна быть открытой.
Исходя из результатов проведенного исследования, можно утверждать, что выдвинутое предположение о том, что профессиональная определенность на входе в систему («вход» - качество приема абитуриентов) способствует формированию более высокого уровня профессиональной компетентности, выступает основой учебно-профессионально-личностных изменений будущего специалиста.
Результаты исследования могут быть полезны и в системе дополнительного образования при обосновании необходимости профессиональной переподготовки преподавателей с инженерным образованием, и для профессиональных образовательных организаций при подготовке специалистов как по программе подготовки квалифицированных рабочих и
пепп готический жупнпл спшкортостпнп ы a(ei). 2019 §S§S§S2
служащих, так и при обучении специалистов среднего звена по программам подготовки.
1. Асадуллин, P.M., Васильев, Л.И., Иванов, В.Г. Новые ориентиры развития профессионального образования: монография [Текст]. - Уфа : Вагант, 2008. - 132 с.
2. Атутов, П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы [Текст]. - Москва : Педагогика, 1986. - 175 с.
3. Батышев, С.Я. Подготовка квалифицированных рабочих со средним образованием. -Москва : Педагогика, 1980. - 140 с.
4. Безрукова, В.С. Интеграционные процессы в теории и практике: монография [Текст]. -Екатеринбург : Изд-во инж.-пед. ин-та, 1994. - 152 с.
5. Габитова, Э.М. Дидактические основы формирования транспрофессиональных компетенций специалистов нового качества адекватных требованиям работодателя [Текст] / Дисс. К-та. пед. наук. - Уфа, 2015. - 150 с.
6. Гололобов, В.К., Иванов, В.Г., Среднее профессиональное образование в Республике Башкортостан [Текст]. - Уфа : РИО РУНМЦ МО РБ, 2005. - 178 с.
7. Гоебенкина, Л.К. Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза в современных условиях: монография [Текст] / Л.К. Гребенкина, Н.А. Суворова; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2012. - 180 с.
8. Дьяков, А.Я. Методологические аспекты исследования рынка труда в условиях перехода к рыночным отношениям [Текст] // Университетское экономическое образование и наука в развитии Республики Башкортостан. - Уфа : БГУ, 1997. - С.19-20.
9. Иванов, В.Г. Использование интегративных связей [Текст] // Среднее профессиональное образование, 1999. - № 2. - С. 8-9.
10. Иванов, В.Г. Теория интеграции образования [Текст]. - Уфа, 2005. - 128 с.
11. Качество профессиональной подготовки специалистов в колледже: теория и опыт реализации [Текст]: коллективная монография / под ред. М.А. Емельяновой. - Москва : Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2012. - 200 с.
12. Левицкая, И.А. Реализация компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования // Актуальные проблемы науки и образования: материалы международн. заоч. конф. Серия «Гуманитарные науки. - Вып.2. - Ставрополь : СевКавГТУ, 2010. - С. 27-31.
13. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения [Текст]. Москва, 1984.
14. Махмутов, М.И. Современный урок [Текст]. - Москва : Педагогика, 1985. - 184 с.
15. Махмутов, М.И., Халиуллин, И.А. Производства и проблема интеграции в профессиональном образовании учащихся [Текст] // Проблемы интеграции процесса обучения в СПТУ / Под ред. М.И. Махмутова и др. - Москва : Изд-во АПН СССР, 1989. - С. 83-93.
16. Меньшиков, В.М. Русское педагогическое сознание, образование и воспитание Нового времени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.school-city.by/index.php?id=12632&option=com content&task=view (Дата обращения 25.04.2016)
17. Мукминшин, К.К. Развитие конкурентоспособности учреждений СПО: научное издание [Текст]. - Уфа : РИО РУМНЦ МО РБ, 2004. - 172 с.
18. Мухамедьяров, А.М. Основные принципы структурной перестройки промышленного производства республики [Текст] // Экономика и управление. - 1997. - №1. - С. 38-43.
19. Ноздрева, Р.Б., Цыгичко, Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке [Текст]. - Москва : Финансы и статистика, 1991. - 228 с.
20. Нуриев, Н.К. Дидактическое пространство подготовки компетентных специалистов в области программной инженерии [Текст]. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2005. - 224 с.
21. О результатах анализа трудоустройства выпускников программ СПО в рамках мониторинга качества подготовки кадров в 2018 году: информационный бюллетень [Текст]. - Москва : МИРЭА - Российский технологический университет, 2018. - 15 с.
22. Окрепилов, В.В. Управление качеством и конкурентоспособностью: учеб. пособие [Текст]. - Санкт-Петербург : ГУЭФ, 1997. - 260 с.
23. Портер, М. Международная конкуренция: пер. с англ. [Текст] / под ред. Щетинина В.Д. -Москва : Междунар. отношения, 1993. - 896 с.
профессиональное оеразоаанис: прослемы, наука, практика
24. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям [Текст] / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. - Москва : Из-во ЭГВЕС, 2009.- 456 с.
25. Сосонко, В.Е., Анисимов, П.Ф. Управление качеством среднего профессионального образования [Текст]. - Казань, 2001. - 256 с.
26. Умрюхин, Е.А. Новые технологии и новые подходы в образовательном процессе // Среднее профессиональное образование [Текст]. - 1997. - № 4. - С. 21 -23.
27. Шишов, С.Е., Кальней, В.А. Школа: мониторинг качества образования. - 3-е изд., исп. и доп. - Москва : Пед.общество России, 2000. - 316 с.
28. Чапаев, Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология: монография [Текст]. Екатеринбург : Изд-во РГППУ. - 2005. - 325 с.
29. Ткаченко, Е.В., Штейнберг, В.Э. Инновационные тенденции развития профессионального образования. Сборник «Понятийный аппарат педагогики и образования» [Текст]: коллективная монография [Текст] / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова; Уральский государственный педагогический университет. - Вып. 9. - Екатеринбург, 2016. - 484 с. (С. 273-279) ISBN 978-5-71860802-1.
30. Ткаченко Е.В., Штейнберг В.Э. Развитие профессионального образования и дифференциация компетенций как его важная тенденция. Сборник «Актуальные проблемы профессионального и высшего образования: коллективная монография» [Текст] / авторы-составители: С.Н. Чистякова, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов, - Москва : Изд-во «ЭконИнформ>>, 2016. - 242 с. (С. 37-46) ISBN 978-5-9908442-8-5.
31. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: монография [Текст] / В.С. Третьякова [и др.]; под ред. Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. - 142 с.