Научная статья на тему 'ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
136
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CAREER CONSCIOUSNESS / PHYSICAL CULTURE / HEALTHY LIFESTYLE / HEALTH CARE / PHYSICAL ACTIVITY STUDENT SPORT / КАРЬЕРНОЕ СОЗНАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попович Алексей Петрович, Гордиевская Валентина Ипатьевна

В статье анализируется формирование понятия студента о здоровом образе жизни как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Целью является изучение влияния физической активности на профессиональные успехи. В исследовании использовались психодиагностические методы, направленные на выявление особенностей понимания студентами вуза значимости занятий физической культурой и влияния физической активности на карьерный рост. Для статистической обработки полученных результатов применялся корреляционный анализ. В результате экспериментального исследования особенностей мышления студентов были выявлены факторы, влияющие на формирование их отношения к занятиям физической культурой. Показано, что физическая активность в настоящее время является важнейшим средством, способствующим формированию здоровьесберегающего мышления, ведь физическая нагрузка -связующее звено между укреплением здоровья и карьерным сознанием. Ухудшение здоровья студентов связано со многими факторами, но существенная роль в этом играет снижение физической активности человека. Нарушение двигательного баланса приводит к необратимым негативным последствиям для всего организма. Несомненна также взаимосвязь между физическим развитием студента и его интеллектуальными способностями. Для этого на примере одного из вузов выявлены проблемы, существующие в сфере физического воспитания, которые являются типичными для студенческой среды, и определены пути совершенствования работы, ведущие к оздоровлению молодоых людей. Практическая значимость исследования заключается в повышении эффективности современных методов, форм и средств преподавания физической культуры в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попович Алексей Петрович, Гордиевская Валентина Ипатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTHY LIFESTYLE AS A FACTOR PROFESSIONAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS

The article analyzes the specifics of the formation of the student's thinking about a healthy lifestyle as a subject of educational and professional activity. The aim of the study is the influence of physical activity on professional success. The study used psychodiagnostic methods aimed at identifying the features of understanding by students of the importance of physical training and the impact of physical activity on career growth. Correlation analysis was used for statistical processing of the results. As a result of the experimental study of students ' thinking features, the factors influencing the formation of their attitude to physical culture classes were revealed. Physical activity is currently the most important tool that contributes to the formation of health-saving thinking. Physical activity is a link between health promotion and career consciousness. The Decline in health is associated with many factors, but a significant role in the deterioration of health is given to the reduction of physical activity. Violation of motor balance leads to irreversible negative consequences for the entire body. There is no doubt the relationship between the physical development of the child and his intellectual abilities. For this purpose, on the example of one University identified problems in the field of physical education at the University, which are typical for the student environment, and identified ways to improve work with students, which will lead to the improvement of citizens. The practical significance of the study is the effective use of modern methods, forms and means in the teaching of physical culture at the University.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

А.П. Попович, В.И. Гордиевская

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Ключевые слова: карьерное сознание, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровьесбережение, физическая активность, студенческий спорт.

Аннотация: В статье анализируется формирование понятия студента о здоровом образе жизни как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Целью является изучение влияния физической активности на профессиональные успехи.

В исследовании использовались психодиагностические методы, направленные на выявление особенностей понимания студентами вуза значимости занятий физической культурой и влияния физической активности на карьерный рост. Для статистической обработки полученных результатов применялся корреляционный анализ.

В результате экспериментального исследования особенностей мышления студентов были выявлены факторы, влияющие на формирование их отношения к занятиям физической культурой. Показано, что физическая активность в настоящее время является важнейшим средством, способствующим формированию здоровьесберегающего мышления, ведь физическая нагрузка -связующее звено между укреплением здоровья и карьерным сознанием.

Ухудшение здоровья студентов связано со многими факторами, но существенная роль в этом играет снижение физической активности человека. Нарушение двигательного баланса приводит к необратимым негативным последствиям для всего организма. Несомненна также взаимосвязь между физическим развитием студента и его интеллектуальными способностями. Для этого на примере одного из вузов выявлены проблемы, существующие в сфере физического воспитания, которые являются типичными для студенческой среды, и определены пути совершенствования работы, ведущие к оздоровлению молодоых людей. Практическая значимость исследования заключается в повышении эффективности современных методов, форм и средств преподавания физической культуры в вузе.

Человечество на своем эволюционном пути смогло многое изменить на планете Земля. Прогрессивные перемены очевидны, также как и негативное влияние на окружающие флору и фауну. Но практически неизменным остается сам человек, особенно если рассматривать его как биологическую анатомо-физиологическую структуру. Двадцать первый век характеризуется высокими достижениями науки и техники, в сфере производства ежегодно сокращается доля физического труда, предъявляются все более высокие требования к центральной нервной системе человека, точность его двигательных действий, быстрота и точности реакции работника. Ритм современной жизни и ее уклад вызывают у человека так называемые болезни «стрессовой этиологии», то есть, сердечнососудистые расстройства, заболевания желудочно-кишечного тракта, нарушения обменных процессов, расстройство нервной системы. Это в совокупности неизбежно приводит к нервно-психологической усталости, утомлению, снижению работоспособности и апатии человека. Согласно многочисленным исследованиям, ученые единодушны во мнении, что наиболее эффективным профилактическим средством противодействия указанным проблемам является повышение компенсаторно-приспособительных способностей организма посредством рациональных занятий физическими упражнениями, что особенно важно в период научно-технологического уклада, которого достигло человечество. Только за последние сто лет доля физического труда в производственном процессе сократилась на 90% [1]. Однако организм человека за столь короткий

емвааг проФессионпльное оерпзоппние: проалемы, нпымп, прпнтинп

исторический период практически не изменился, его адаптационные способности ухудшились в связи с ограничением двигательной нагрузки. Необходимо подчеркнуть, что увеличение продолжительности жизни человека во многих высокоразвитых странах рассматривается как достижение медицины, фармацевтической промышленности и реформирования социальной сферы государственных структур.

Понижение уровня здоровья связано со многими факторами, такими как экология, наличие вредных привычек, чрезмерное злоупотребление алкоголем, курение, несоблюдение здоровьесберегающих технологий в своей жизнедеятельности, нарушение рациона питания, несоблюдение суточного режима. Тем не менее существенная роль в ухудшении здоровья отводится снижению физической активности человека. По данным Всемирной организации здравоохранения от медицины зависит 10% здоровья человека. Необходимо напомнить, что в бюджете РФ на 2018 год на физкультуру и спорт было заложено средств в 7,8 раза меньше, чем на медицину (а в 2019г. и в 2020г., соответственно, - в 11,6 и 13,2 раза). То есть даже если весь бюджет страны направить в медицину, нашему здоровью это сможет помочь только на 10%!

Наследственности и экологии отводится 20% влияния на здоровье, но 50% нашего здоровья (а по некоторым данным - даже 60%) зависит от образа жизни человека (отказ от вредных привычек, здоровое питание, активный образ жизни). Многочисленные исследования показывают, что именно формирование здорового образа жизни является главным в профилактике и укреплении здоровья населения (Рис.1.).

ЗДОРОВЬЕ

здравоохранение 10%

условия жизни (экология, климат, место жительства) 20%

генетический фактор и наследственность 20%

Ч

сть-/

Рис. 1. Факторы, влияющие на здоровье человека. 65

пеппготический ЖУПНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 2(81), Я019

В Указе Президента № 204 сказано: «в соответствии с национальными целями, определенными в п.1, разработать (скорректировать) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представить до 1 октября 2018 г. для рассмотрения на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам национальные проекты (программы) по следующим направлениям: демография; здравоохранение; образование».

Снижение уровня здоровья населения приобретает угрожающий характер. Лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений можно отнести к категории здоровых. Абитуриенты, поступающие в вузы, в большинстве своем имеют различного рода патологии и хронические заболевания. Преподаватели и работники кафедр физического воспитания в своей педагогической деятельности, как правило, учитывают такого рода статистику поступивших в университет. Но необходимо при этом учитывать специфику вуза, контингент поступающих и многие другие факторы, которые позволят эффективно вести педагогический процесс на самом высоком профессиональном уровне.

Физическая активность является жизненно необходимой потребностью человека, при этом нарушение двигательного баланса приводит к необратимым негативным последствиям для всего организма. С недоумением приходиться констатировать, что многие современники до сих пор не находят взаимосвязи между физическим развитием ребенка и его интеллектуальными способностями. Идеи гармоничного развития личности утверждались еще в Древней Греции и Риме. Данную взаимосвязь своими научными открытиями и примерами спортивных достижений спортивными достижениями подтверждали великие Гиппократ, Пифагор, Платон, Аристотель и многие другие.

Организм человека представляет собой биоструктуру, функционирующую на основе оптимальной двигательной деятельности. Роль и значение физической культуры в сфере образования и профессиональной подготовки специалистов различного уровня исследованы, изучены многими великими учеными, педагогами, передовыми людьми своего времени - Я.А. Каменским, Е. Славенецким, В.Н. Татищевым, М.В. Ломоносовым, Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским и другими [2].

Анализ двигательной деятельности человека, модельные характеристики позволили ученым (Н.М. Волков, Н.Н. Яковлев, П. Янсен, С.С. Михайлов, Дж. Чилмор) определить необходимые суточные нормы для различных возрастных и иных категорий социума. Так, например, в студенческом возрасте необходимо заниматься физическими упражнениями и иной целенаправленной оздоровительной деятельностью 8-12 часов в неделю. При этом для получения максимального оздоровительного эффекта рекомендуемая физическая нагрузка должна быть, в соответствии с ЧСС, в пределах от 130 до 160 уд/мин. Занятия с меньшей интенсивностью малоэффективны, так как в данном случае сердечнососудистая и дыхательная системы работают с незначительным напряжением. С другой стороны, занятия физическими упражнениями с большей интенсивностью нагрузки также нежелательны, так как при этом наблюдается превышение порога

ёмаааЁ ПРО*Р€ССИОНПЛЬНО€ ОЕРПЭОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПИТИКП

анаэробного обмена в организме, что чревато негативными последствиями у данного контингента обучающихся в вузе. Для получения положительного эффекта на занятиях по физической культуре необходим индивидуальный подход, чтобы физические нагрузки для каждого занимающегося были строго дифференцированы и соответствовали его физическому состоянию.

Студенческий период жизни молодежи отличается особенностью образовательного процесса, при котором негативному воздействию подвергаются сердечно-сосудистая система, органы дыхания, опорно-двигательный аппарат. На основе проведенного анкетирования и последующего анализа результатов исследования студентов вуза мы выявили проблемы, существующие в сфере физического воспитания в вузе, которые являются типичными для студенческой среды. Решение и преодоление нижеуказанных «минусов» приведет к более эффективной и качественной работе преподавателей кафедр физического воспитания, а среди студентов-выпускников увеличится число тех, кто ведет здоровый образ жизни. Наиболее эффективными средствами для оздоровления организма, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, являются циклические виды спорта, такие как ходьба, бег, езда на велосипеде, плавание, лыжные прогулки и т.д. [3].

С этой целью в Уральском государственном лесотехническом университете мы провели анкетирование, задав студентам следующие вопросы:

1. Соблюдаете ли вы суточный режим?

2. Какова ваша мотивация при посещении занятий по физической культуре?

3. Каков уровень преподавания физической культуры?

4. Какие коррективы вы предлагаете внести по дисциплине «физическая культура»?

5. Каковы проблемы материально-технической базы, спортивного инвентаря физкультурно-спортивного комплекса университета?

Анкеты заполнили 168 человек, из них 81 девушка и 87 юношей.

По результатам анкетных данных исследования, проведенного среди студентов УГЛТУ, большинство студентов (65 %) обычно ложатся спать после двенадцати часов ночи, а в период сессии - после двух часов ночи. Также многие специалисты спорят относительно пользы утренней зарядки. Одни говорят, что утренние тренировки дают бодрость на весь день, хорошее настроение, что запускаются и весь день после этого находятся в активном состоянии все системы организма. Другие считают, что утром после пробуждения организм еще какое-то время находится в спящем режиме. Из-за высокой вязкости крови сердечнососудистая система работает в «экономном» режиме, что негативным образом сказывается на общем состоянии здоровья и кровеносных сосудов. Целесообразно на лекционных занятиях донести информацию и о суточных биоритмах, адаптационных способностях организма.

В связи с предстоящей трудовой деятельностью, различной функциональной деятельностью, изменением часовых и климатических поясов проведение утренних занятий, зарядки, есть один из видов развития адаптационных способностей личности [4]. В то же время утренние занятия по

пеппготический ЖУПНПЛ СПШКОРТОСТПНП N 2(81), 2019

физической культуре, при наличии возможности, необходимо сместить на более позднее время, особенно со студентами первых курсов. Суточный режим является одним из основных условий здорового образа жизни человека, его долголетия. К сожалению, полученная информация говорит о том, что молодежь, как правило, пренебрегает этими условиями.

Результаты анкетирования показали, что занятия по физической культуре в университете проводятся на довольно высоком уровне. Из опрошенных студентов 89% посещают занятия по ФК не для того, чтобы получить зачет по ФК (или не только для зачета), а «добровольно», чтобы поддерживать себя в форме, укрепить свое здоровье, достичь каких-либо результатов или им просто нравятся эти занятия.

Студенты дают урокам ФК довольно высокие оценки: средняя оценка (по десятибалльной шкале) - 8,8 баллов. Многие пишут, что им нравятся преподаватели и их компетентность, отношение к студентам, комфортная атмосфера на занятиях, возможность самостоятельно выбирать упражнения.

По итогам проведенного анкетирования нами получены следующие выводы:

- суточный режим не соблюдают 65% студентов;

- «здоровье» как основная мотивация при посещении занятий по физической культуре присутствует у 89% студентов;

- работу преподавателей оценивают в среднем 8,8 баллами по десятибалльной шкале;

- коррективы предлагают внести 36% студентов;

- 41% студентов указывают на необходимость усовершенствования спортивной базы и обновления спортинвентаря;

- 56% студентов занимаются только на занятиях [5].

В плане мотивации у студентов отсутствует взаимосвязь между укреплением здоровья и карьерным сознанием молодежи. То есть студенты не считают, что хорошая физическая подготовка будет способствовать продвижению по карьерной лестнице [6]. Этот существенный недостаток необходимо устранить посредством теоретических и практических занятий.

64 % студентов на вопрос: «Что хотелось бы изменить?» - ответили, что их все устраивает, все нравится, а некоторые из них (8% студентов) хотели бы увеличить продолжительность и количество занятий физкультурой. Но очень важно прислушаться к тем остальным 36% студентов и обратить внимание на их предложения по улучшению занятий ФК. Так, 18% студентов предлагают внести изменения в сам процесс занятий: они хотели бы добавить разнообразия в комплекс упражнений, добавить игровую программу, хотели бы иметь возможность заниматься на уроках любимыми видами спорта, предлагают добавить группы по некоторым видам спорта, а подготовительную часть занятия проводить с музыкальным сопровождением. Наличию современного оборудования и инвентаря 13% опрошенных придают особое значение, в том числе необходимости работающего тренажерного зала (39%). Часть студентов (41%) ставят вопрос о ремонте зала и строительстве стадиона.

ёмаааЁ ПРО*Р€ССИОНПЛЬНО€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПИТИКП

Анкетирование показало, что помимо уроков ФК (2 раза в неделю) 20% студентов дополнительно посещают тренировки по различным видам спорта или самостоятельно занимаются физическими упражнениями, утренними или вечерними пробежками. Кроме того, 24% активно (более 50 минут в день) занимаются ходьбой - дорога до института, пешеходные прогулки по городу. Интересен тот факт, что необходимый уровень физических нагрузок, двигательных локомоций - не более, чем у 10-15 % студентов, а более половины (56 %) студентов занимаются практически только на уроках ФК - 2 раза в неделю. Но этого для оптимального функционирования организма студентам явно недостаточно.

Подавляющее большинство опрошенных студентов (98 %) хотели бы заниматься дополнительно: спортивными играми (футболом, волейболом, баскетболом, теннисом и др.) или видами спорта с акцентом на выносливость, такими как езда на велосипеде, плавание, спортивная ходьба, аэробика. С одной стороны, каждый человек должен взять ответственность за свое здоровье на себя. Но с другой стороны, для него необходимо создать доступные условия для здорового образа жизни. Например, если студенты, судя по результатам проведенного анкетирования, 42 % молодежи (не думаем, что студенты нашего УГЛТУ кардинально отличаются от остальной молодежи), хотят заниматься велопрогулками и каждый второй - плаванием, может, стоит задуматься об обеспечении доступных условий для занятий этими видами спорта для молодежи? Да и не только для молодежи, ведь здоровье нужно в любом возрасте [7].

В нашем вузе введена смежная дисциплина «Профессионально-прикладная физическая подготовка», благодаря которой студентам предоставляется достаточная информация о негативном влиянии на организм человека окружающей среды, влиянии образа жизни на его профессиональную деятельность, а также какими средствами и методами вести профилактику профзаболеваний. В содержании данного предмета подробно рассматриваются проблемы сохранения и укрепления здоровья, подчеркивается необходимость в ежедневных физических нагрузках невысокой интенсивности, так называемые «кардионагрузки», в течение одного астрономического часа. В связи с этим целесообразно на лекционных занятиях донести информацию о профессионально-прикладной физической культуре, адаптационных возможностях организма, суточных биоритмах человека [4]. Для повышения эффективности занятий ФК и для повышения физической активности студентов до такого уровня, который позволял бы сохранить и укрепить их здоровье, необходимо:

1. По возможности устранить недостатки, указанные в анкетах студентов, касающиеся улучшения материально-технической базы университета (приобретение современного инвентаря и оборудования, системного медицинского наблюдения занимающихся).

2. Для повышения эффективности занятий расширить практику индивидуального дозирования нагрузок для студентов, которые по каким-то причинам не могут выполнять физическую нагрузку на занятиях в полном объеме.

пеппготический ЖУПНПЛ СПШКОРТОСТПНП N 2(81), 2019

3. С целью повышение уровня мотивации предоставить студентам право выбора необходимых им для улучшения своего физического здоровья упражнений, дать возможность заниматься на уроках ФК теми видами спорта, которые им предпочтительнее.

4. Добавить для свободного посещения третью пару ФК в неделю (освободив при этом некоторых студентов, занимающихся в секциях).

5. Студентам, живущим недалеко от общежития (3-5 минут), целесообразно предоставить возможность самостоятельного проведения утренней зарядки (мотивируя дополнительными баллами по предмету).

По нашему мнению, эти мероприятия будут способствовать повышению физической активности студентов, улучшению их здоровья, повышению физической и умственной работоспособности, что позволит им успешно закончить вуз и стать высококлассными специалистами. А ежедневные занятия физкультурой станут их естественной потребностью и основой их здоровья, долголетия, плодотворной и счастливой жизни.

Учитывая, что в вузах сегодня учатся и будущие инженеры, и руководители предприятий или производств, и административные работники, способные стать хорошим примером здорового образа жизни, предложенные в статье меры помогут организовать занятия по физической культуре на более высоком уровне, в современных спортивных комплексах, с использованием эффективного оборудования и инвентаря.

В данной статье авторы на основе анализа анкетирования студентов УГЛТУ обозначили существующие проблемы в физкультурно-массовой работе вуза, а также наметили пути улучшения работы со студентами. При этом авторы не призывают сокращать расходы на медицину и ее структуры, обеспечивающие охрану здоровья населения, так как, развивая физкультурную отрасль, мы существенно понижаем число потенциальных пациентов медучреждений. Полученная статистика и указанные студентам проблемы позволяют своевременно корректировать учебный процесс, делая атмосферу на занятиях более комфортной, а работу преподавателя - более эффективной.

1.Виленский, М.Я. Физическая культура. - 3-е издание. - Москва : КНОРУС, 2018. - 424 с.

2. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта. Уч. пособие. - Москва: Изд. центр. «Академия», 2004. - 312 с.

3.Евсеев, Ю.И. Физическая культура. - 5-е издание. - Ростов на Дону, 2008. - 378 с.

4. Малоземов, О.Ю. Физическое воспитание студентов в техническом вузе. Учебное пособие. -Екатеринбург : УГЛТУ, 2015. - 464 с.

5. Осипов, А.Ю., Гольм, Л.А., Михайлова, С.А. Формирование здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов средствами физического воспитания // Вестник Череповецкого государственного университета, 2012. - № 2 (396).

6. Югова, Е.А. Анализ структуры и содержания здоровьесберегающей компетентности студентов педагогического вуза // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2011. - №3 (17).

7. Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 207 [Электронный ресур]. - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.