ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, НАУКА, ПРАКТИКА
Е.Г. Алексеенкова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ3
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, дуальное обучение, топ-50 наиболее востребованных специальностей, региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста.
Аннотация: Статья посвящена совершенствованию системы среднего профессионального образования (СПО) в Российской Федерации. Представлены меры, которые реализуются государством для совершенствования системы; проанализирован ход выполнения этих мер; показаны имеющиеся на сегодняшний день результаты, а также рассмотрены существующие проблемы. Особое внимание уделено практико-ориентированному (дуальному) обучению, которое в настоящее время рассматривается как один из способов повышения качества подготовки рабочих кадров в организациях СПО.
В настоящее время система среднего профессионального образования находится не в самом лучшем состоянии. Долгое время государство не уделяло среднему профессиональному образованию должного внимания. С 90-х годов количество организаций СПО в России значительно уменьшилось. Молодежь ориентируется в основном на поступление в вузы. Данная ситуация имеет негативные последствия для экономики страны. Уже сейчас наблюдается дефицит квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена.
В 2015 году Правительство РФ издало распоряжение, где представлен комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы [5]. Среди основных мер -подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования (Топ-50); последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения; организация дополнительного профессионального образования руководителей и педагогических работников организаций СПО, осуществляющих подготовку кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям.
На сегодняшний день можно отметить определенные достижения в осуществлении этих мер.
Так, целевое значение показателя «доля профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50-ти наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и
3 Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00086-19-01 на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Проект «Научно-методические основы создания отраслевой стратегии развития образования в Российской Федерации и механизмов ее реализации (в свете ведения Министерства просвещения России)»
профессиональное оеразоаанис: прослемы, наука, практика
специальностям, требующим среднего профессионального образования», на 2018 г. составляет 30% [7]. По данным мониторинга, проведенного в 2018 году [8], подготовка специалистов по указанным профессиям и специальностям сПо осуществляется в 2756 профессиональных образовательных организациях (71% от их общего числа), расположенных во всех субъектах Российской Федерации. Наибольшее число организаций, осуществляющих подготовку по профессиям и специальностям, востребованным современной экономикой, находится в Республике Башкортостан и Свердловской области - по 112 образовательных организаций, а также в Краснодарском крае - 102 образовательные организации. Удельный вес студентов, обучающихся по профессиям и специальностям СПО из «Топ-50» составляет 32 % в среднем по Российской Федерации.
Таким образом, план включения организаций СПО в программу подготовки кадров из списка Топ-50 существенно перевыполнен. Однако в целом реализация представленных мер протекает неоднозначно.
Министерство просвещения России (в настоящее время - Министерство науки и высшего образования РФ), совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), осуществляет внедрение «Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста» [10]. Ключевая цель внедрения кадрового стандарта - повышение инвестиционной привлекательности регионов за счет наличия качественного кадрового ресурса для запуска новых и обеспечения действующих производств. В 2016-2017 годах проходила апробация проекта в 20 пилотных регионах. В 2018-2019 годах идет тиражирование кадрового стандарта в 85 субъектах Российской Федерации.
В настоящее время заключено двадцать девять трехсторонних соглашений о внедрении кадрового стандарта между АСИ, союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» и субъектами Российской Федерации. Ряд регионов, подписавших соглашение, разработали и утвердили региональные дорожные карты внедрения кадрового стандарта. Создана база эффективных региональных практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена для приоритетных отраслей экономики, которая обновляется в режиме реального времени и находится в открытом доступе. Изучена обратная связь от всех пилотных регионов, выявлены проблемные области, требующие специальной проработки на последующих этапах. С учетом полученных замечаний разработан «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста 2.0» [10].
Директор департамента кадрового обеспечения промышленного роста направления «Молодые профессионалы» АСИ Юлия Ханьжина положительно оценивает промежуточные результаты внедрения кадрового стандарта. По ее мнению, пилотные предприятия, участвующие в апробации стандарта, существенно превосходят других работодателей по параметрам практико-ориентированной подготовки, что ведет к их большей удовлетворенности качеством подготовки кадров [2]. В интервью, представленном на сайте агентства АСИ, она отметила, что получена положительная экспертиза от Министерства промышленности и торговли, Министерства образования и науки, Министерства
пеппготический ЖУПНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 2(81), Я019
труда и социальной защиты, Федерального агентства по труду и занятости, Министерства экономического развития, а также ряда промышленных компаний.
Для подведения промежуточных итогов агентством АСИ был проведен опрос руководителей и специалистов HR-подразделений 1267 предприятий 85 субъектов РФ. По данным опроса, основной дефицит кадров для предприятий наблюдается по рабочим высокой квалификации (5-6 разряд) и инженерно-техническим работникам (по данным категориям работников дефицит зафиксировали более 50% респондентов). Также высока потребность в специалистах среднего звена (мастерах, технологах и прочих). С точки зрения работодателей, проблемы привлечения кадров обусловлены в основном недостаточным качеством подготовки специалистов и недостатончым количеством специалистов на рынке труда, соответствующих требованиям предприятий [9]. Почти половина работодателей, принявших участие в опросе, отмечают необходимость дополнительного обучения и переобучения молодых специалистов.
Внедрение регионального кадрового стандарта предусматривает логическое продолжение системного проекта АСИ «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» от 14 ноября 2013 года [1]. Внедрение практико-ориентированной (дуальной) модели обучения в среднем профессиональном образовании рассматривается как одна из ключевых мер, направленных на совершенствование системы СПО.
Необходимость внедрения дуального образования, по мнению экспертов АСИ, обусловлена следующими системными проблемами подготовки рабочих кадров [1]:
- производительность труда по рабочим профессиям в России значительно ниже, чем в развитых странах (по ряду отраслей производительность труда в России составляет 15-25 % от уровня в США);
- российские рабочие имеют достаточно высокий уровень образования, но при этом не обладают практическими навыками, необходимыми для того, чтобы отечественные предприятия могли конкурировать на мировом рынке;
- качество среднего профессионального образования продолжает ухудшаться, так как отсутствует эффективное профессиональное обучение;
- инвесторы не готовы приходить в регионы, в которых отсутствует рабочая сила необходимого уровня подготовки и квалификации.
Практико-ориентированная (дуальная) модель обучения предусматривает:
- участие работодателей в разработке образовательных программ и требований к профессиональным и личным (в том числе общекультурным и общепрофессиональным) компетенциям студентов;
- прохождение практической части обучения на рабочем месте на производстве;
- закрепление работодателями наставников за обучающимися на производстве. Наличие корпоративных стимулов для наставников (материальное и нематериальное вознаграждение).
ёмаааЁ ПРО*Р€ССИОНПЛЬНО€ ОЕРПЭОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУКП, практика
На сегодняшний день в рамках решения этих задач выстроены практико-ориентированные программы подготовки кадров, а также разработана соответствующая региональная нормативно-правовая база для поддержки процесса на уровне региона.
Расширению практико-ориентированной образовательной среды в СПО способствует включение предприятий работодателей в образовательную деятельность через механизмы целевого обучения.
По данным мониторинга 2018 года, удельный вес студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по программам СПО на основе договоров о целевом обучении, составляет 0,88% в среднем по Российской Федерации. Договоры о целевом обучении заключены студентами 301 профессиональной образовательной организации (7,7% от общего числа) [8]. Отметим специальности и профессии с наибольшей долей обучающихся на основе договоров о целевом обучении: водитель городского электротранспорта (40,8%), технология пиротехнических составов и изделий (20,2%), строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство (17,8%).
Используют технологии практико-ориентированного (дуального) обучения 798 образовательных организаций СПО, что составляет 17,1% от их общего числа. Удельный вес студентов, обучающихся с применением практико-ориентированной (дуальной) модели обучения по всей совокупности образовательных организаций сПо составляет 8,27%. Наиболее высокие значения по данному показателю имеют образовательные организации Белгородской, Оренбургской, Московской областей, Чукотского АО [8].
Таким образом, реализация практико-ориентированной (дуальной) модели обучения в региональных системах СПО продвигается в целом достаточно медленно. Только четыре региона, участвовавшие в пилотном проекте, распространили эту практику более чем на половину профессиональных образовательных организаций: Белгородская, Нижегородская, Тамбовская и Самарская области.
Анализ исследований [3, 4, 11, 12], посвященных этой проблеме, позволяет выделить следующие причины такого состояния дуального обучения.
1. Организации не хотят вкладывать средства в обучение молодых сотрудников, учитывая особенности российского рынка труда, в частности, высокую текучесть кадров. Вложения в навыки, которые работники могут капитализировать после увольнения с предприятия, лишены для фирм какого-либо экономического смысла.
2. Наиболее эффективные практики дуального обучения сформировались в тех секторах экономики, где существует благоприятная экономическая конъюнктура, имеется устойчивый спрос на рабочую силу, который поддерживается государственными заказами и инвестиционными проектами. Но в реальности далеко не все промышленные партнеры организаций СПО работают в таких условиях. Ряд отраслей находится в системном кризисе. Таким образом, в тех секторах, где отсутствуют инвестиции, не наблюдается экономический рост, нет заинтересованности работодателей в дуальной подготовке.
пеппготический ЖУПНПЛ СПШКОРТОСТПНП N 2(81), 2019
3. В российских условиях велика роль губернаторов регионов (субъективный фактор - авт.). Если для губернатора развитие региональной системы профессионального образования является управленческим приоритетом, то оно более активно внедряется и дуальное образование. Но сфера образования далеко не всегда относится к числу таких приоритетов.
4. Модель дуального обучения может быть применима не ко всем специальностям. Например, дуальное обучение сложно реализовать при подготовке специалистов в сфере экономики и управления, а также при подготовке медицинских сестер, педагогов детских садов, музыкантов и пр. Экономические принципы, которые действуют в этих сферах, отличаются от тех, которые существуют в промышленности и сельском хозяйстве. Таким образом, нужно учитывать ограничения дуальной модели и не пытаться использовать ее в тех областях, где реализация принципов дуального обучения невозможна.
Внедрение практико-ориентированного (дуального) обучения означает необходимость повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Организация дополнительного профессионального образования педагогических работников и руководителей организаций СПО входит в число приоритетных мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования.
По данным мониторинга, в системе среднего профессионального образования численность руководителей и педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих деятельность по реализации образовательных программ, входящих в Топ-50, составляет 24316 человек. Из них 9605 (39,5%) прошли обучение по дополнительным профессиональным программам из 50 наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностий [8]. При этом целевое значение данного показателя составляло 30% на 2018 год. Иначе говоря, по этому пункту план перевыполнен.
Тем не менее в плане обеспеченности кадрами существуют проблемы. Одна из них - старение педагогических кадров. В организациях, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, преподаватели в возрасте старше 60 лет составляют 20,6%, мастера производственного обучения -17% [6].
Одним из способов решения задачи по привлечению молодых квалифицированных кадров из производственной сферы в систему СПО является повышение уровня средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения.
Целевое значение показателя отношения среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения организаций среднего профессионального образования к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации составляет на 2018 год 100%. Средняя заработная плата указанных работников, по результатам мониторинга, составила 32,8 тыс. руб. В 45 субъектах РФ отношение заработной платы педагогических работников СПО к среднемесячной заработной плате в субъекте ниже 100% [8].
Существуют и другие проблемы среднего профессионального образования, которые пока далеки от решения. Например, проблема
профессиональное образование: прослемы, наяна, арантина
востребованности экономикой выпускников организаций СПО, которая требует отдельного рассмотрения.
Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что в последнее время система среднего профессионального образования оказывается в поле зрения государства: издан ряд нормативных документов; предпринимаются определенные шаги по их реализации; разрабатываются и внедряются программы развития СПО. Однако анализ практики показывает, что в восстановлении системы СПО и адаптации ее к современным реалиям существует множество проблем. Таким образом, по-прежнему актуален дефицит рабочих кадров; работодатели часто не удовлетворены уровнем подготовки выпускников СПО; все еще низок престиж рабочих специальностей; и все еще трудно утверждать о качественном скачке в развитии системы СПО, так как попытки внедрять какие-либо новшества свидетельствуют о глубоком и системном характере проблемы.
1. Агентство стратегических инициатив. Системный проект. Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования [Электронный ресурс]. - URL : http://asi.ru/projects/7267/ (дата обращения: 26.02.2019).
2. Двадцать регионов станут наставниками по запуску стандарта кадрового обеспечения промышленного роста во всей России / Интервью Ю.Б. Ханьжиной на сайте агентства АСИ [Электронный ресурс]. - URL: https://asi.ru/news/87l58/ (дата обращения: 26.02.2019).
3. Дудырев, Ф.Ф., Романова, О.А. Шабалин, А.И. Дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения // Вопросы образования. - 2018. - № 2. - С. 117-137.
4. Иванов, В.Г., Демина, Е.А. Проблемы реализации дуального обучения для специальностей экономики и управления // Профессиональное образование и рынок труда. - 2015. - № 8. - С. 14-15.
5. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 № 349-р. [Электронный ресурс]. - URL : http://government.ru/media/files/cWukCnDBv5U.pdf (дата обращения: 26.02.2019).
6. Гохберг, Л.М., Ковалева, Г.Г. Образование в цифрах: 2018: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Г.Г. Ковалева, Н.В. Ковалева и др. - Москва : НИУ ВШЭ, 2018. - 80 с.
7. О плане мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 722-р [Электронный ресурс]. - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70550418/ (дата обращения: 6.03.2019).
8. О результатах мониторинга качества подготовки кадров в 2018 году / Информационный бюллетень. Москва : МИРЭА - Российский технологический университет, 2018. - 35 с.
9. Оценка удовлетворенности работодателей региональной системой кадрового обеспечения. [Электронный ресурс]. - URL : https://invest.nso.ru/sites/investtest.nso.ru/wodby_files/files/wiki/2017/04/ocenka_udovletvorennosti_rabotodat eley_regionalnoy_sistemoy_kadrovogo_obespecheniya.pdf (дата обращения: 6.03.2019).
10. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста. [Электронный ресурс]. - URL : https://asi.ru/upload_docs/staffing/Standart_ KPR_upd.pdf (дата обращения: 6.03.2019).
11. Таюрский, А.И., Левко, В.А. Роль дуального профессионального образования в инновационном развитии промышленного предприятия // Вестник СИбГАУ. - 2015. - Т. 16. - №4. - С. 1071-1077.
12. Remington, T.F. (2016) Business-Government Cooperation in VET: A Russian Experiment with Dual Education. Higher School of Economics Research Paper No WP BRP 38/PS/2016. [Электронный ресурс]. - URL : https://wp.hse.ru/data/2016/09/05 /1120172919/38PS2016.pdf (дата обращения: 6.03.2019).