Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
972
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SECONDARY-LEVEL VOCATIONAL EDUCATION / DUAL TRAINING / TOP-50 THE MOST DEMANDED SPECIALTIES / REGIONAL STANDARD OF STAFFING OF INDUSTRIAL GROWTH / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТОП-50 НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеенкова Елена Геннадьевна

Статья посвящена совершенствованию системы среднего профессионального образования (СПО) в Российской Федерации. Представлены меры, которые реализуются государством для совершенствования системы; проанализирован ход выполнения этих мер; показаны имеющиеся на сегодняшний день результаты, а также рассмотрены существующие проблемы. Особое внимание уделено практико-ориентированному (дуальному) обучению, которое в настоящее время рассматривается как один из способов повышения качества подготовки рабочих кадров в организациях СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

The article is devoted to the problem of development of the system of secondary-level vocational education in the Russian Federation. The measures taken by the state to improve this system are presented. The course of implementation of these measures is analyzed. The achievements which are available today and also the existing problems are shown. Special attention is paid to practice-oriented (dual) training, which is currently considered as one of the ways to improve the quality of training of workers in the SPO organizations.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, НАУКА, ПРАКТИКА

Е.Г. Алексеенкова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ3

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, дуальное обучение, топ-50 наиболее востребованных специальностей, региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста.

Аннотация: Статья посвящена совершенствованию системы среднего профессионального образования (СПО) в Российской Федерации. Представлены меры, которые реализуются государством для совершенствования системы; проанализирован ход выполнения этих мер; показаны имеющиеся на сегодняшний день результаты, а также рассмотрены существующие проблемы. Особое внимание уделено практико-ориентированному (дуальному) обучению, которое в настоящее время рассматривается как один из способов повышения качества подготовки рабочих кадров в организациях СПО.

В настоящее время система среднего профессионального образования находится не в самом лучшем состоянии. Долгое время государство не уделяло среднему профессиональному образованию должного внимания. С 90-х годов количество организаций СПО в России значительно уменьшилось. Молодежь ориентируется в основном на поступление в вузы. Данная ситуация имеет негативные последствия для экономики страны. Уже сейчас наблюдается дефицит квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена.

В 2015 году Правительство РФ издало распоряжение, где представлен комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы [5]. Среди основных мер -подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования (Топ-50); последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения; организация дополнительного профессионального образования руководителей и педагогических работников организаций СПО, осуществляющих подготовку кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям.

На сегодняшний день можно отметить определенные достижения в осуществлении этих мер.

Так, целевое значение показателя «доля профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50-ти наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и

3 Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00086-19-01 на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Проект «Научно-методические основы создания отраслевой стратегии развития образования в Российской Федерации и механизмов ее реализации (в свете ведения Министерства просвещения России)»

профессиональное оеразоаанис: прослемы, наука, практика

специальностям, требующим среднего профессионального образования», на 2018 г. составляет 30% [7]. По данным мониторинга, проведенного в 2018 году [8], подготовка специалистов по указанным профессиям и специальностям сПо осуществляется в 2756 профессиональных образовательных организациях (71% от их общего числа), расположенных во всех субъектах Российской Федерации. Наибольшее число организаций, осуществляющих подготовку по профессиям и специальностям, востребованным современной экономикой, находится в Республике Башкортостан и Свердловской области - по 112 образовательных организаций, а также в Краснодарском крае - 102 образовательные организации. Удельный вес студентов, обучающихся по профессиям и специальностям СПО из «Топ-50» составляет 32 % в среднем по Российской Федерации.

Таким образом, план включения организаций СПО в программу подготовки кадров из списка Топ-50 существенно перевыполнен. Однако в целом реализация представленных мер протекает неоднозначно.

Министерство просвещения России (в настоящее время - Министерство науки и высшего образования РФ), совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), осуществляет внедрение «Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста» [10]. Ключевая цель внедрения кадрового стандарта - повышение инвестиционной привлекательности регионов за счет наличия качественного кадрового ресурса для запуска новых и обеспечения действующих производств. В 2016-2017 годах проходила апробация проекта в 20 пилотных регионах. В 2018-2019 годах идет тиражирование кадрового стандарта в 85 субъектах Российской Федерации.

В настоящее время заключено двадцать девять трехсторонних соглашений о внедрении кадрового стандарта между АСИ, союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» и субъектами Российской Федерации. Ряд регионов, подписавших соглашение, разработали и утвердили региональные дорожные карты внедрения кадрового стандарта. Создана база эффективных региональных практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена для приоритетных отраслей экономики, которая обновляется в режиме реального времени и находится в открытом доступе. Изучена обратная связь от всех пилотных регионов, выявлены проблемные области, требующие специальной проработки на последующих этапах. С учетом полученных замечаний разработан «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста 2.0» [10].

Директор департамента кадрового обеспечения промышленного роста направления «Молодые профессионалы» АСИ Юлия Ханьжина положительно оценивает промежуточные результаты внедрения кадрового стандарта. По ее мнению, пилотные предприятия, участвующие в апробации стандарта, существенно превосходят других работодателей по параметрам практико-ориентированной подготовки, что ведет к их большей удовлетворенности качеством подготовки кадров [2]. В интервью, представленном на сайте агентства АСИ, она отметила, что получена положительная экспертиза от Министерства промышленности и торговли, Министерства образования и науки, Министерства

пеппготический ЖУПНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 2(81), Я019

труда и социальной защиты, Федерального агентства по труду и занятости, Министерства экономического развития, а также ряда промышленных компаний.

Для подведения промежуточных итогов агентством АСИ был проведен опрос руководителей и специалистов HR-подразделений 1267 предприятий 85 субъектов РФ. По данным опроса, основной дефицит кадров для предприятий наблюдается по рабочим высокой квалификации (5-6 разряд) и инженерно-техническим работникам (по данным категориям работников дефицит зафиксировали более 50% респондентов). Также высока потребность в специалистах среднего звена (мастерах, технологах и прочих). С точки зрения работодателей, проблемы привлечения кадров обусловлены в основном недостаточным качеством подготовки специалистов и недостатончым количеством специалистов на рынке труда, соответствующих требованиям предприятий [9]. Почти половина работодателей, принявших участие в опросе, отмечают необходимость дополнительного обучения и переобучения молодых специалистов.

Внедрение регионального кадрового стандарта предусматривает логическое продолжение системного проекта АСИ «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» от 14 ноября 2013 года [1]. Внедрение практико-ориентированной (дуальной) модели обучения в среднем профессиональном образовании рассматривается как одна из ключевых мер, направленных на совершенствование системы СПО.

Необходимость внедрения дуального образования, по мнению экспертов АСИ, обусловлена следующими системными проблемами подготовки рабочих кадров [1]:

- производительность труда по рабочим профессиям в России значительно ниже, чем в развитых странах (по ряду отраслей производительность труда в России составляет 15-25 % от уровня в США);

- российские рабочие имеют достаточно высокий уровень образования, но при этом не обладают практическими навыками, необходимыми для того, чтобы отечественные предприятия могли конкурировать на мировом рынке;

- качество среднего профессионального образования продолжает ухудшаться, так как отсутствует эффективное профессиональное обучение;

- инвесторы не готовы приходить в регионы, в которых отсутствует рабочая сила необходимого уровня подготовки и квалификации.

Практико-ориентированная (дуальная) модель обучения предусматривает:

- участие работодателей в разработке образовательных программ и требований к профессиональным и личным (в том числе общекультурным и общепрофессиональным) компетенциям студентов;

- прохождение практической части обучения на рабочем месте на производстве;

- закрепление работодателями наставников за обучающимися на производстве. Наличие корпоративных стимулов для наставников (материальное и нематериальное вознаграждение).

ёмаааЁ ПРО*Р€ССИОНПЛЬНО€ ОЕРПЭОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУКП, практика

На сегодняшний день в рамках решения этих задач выстроены практико-ориентированные программы подготовки кадров, а также разработана соответствующая региональная нормативно-правовая база для поддержки процесса на уровне региона.

Расширению практико-ориентированной образовательной среды в СПО способствует включение предприятий работодателей в образовательную деятельность через механизмы целевого обучения.

По данным мониторинга 2018 года, удельный вес студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по программам СПО на основе договоров о целевом обучении, составляет 0,88% в среднем по Российской Федерации. Договоры о целевом обучении заключены студентами 301 профессиональной образовательной организации (7,7% от общего числа) [8]. Отметим специальности и профессии с наибольшей долей обучающихся на основе договоров о целевом обучении: водитель городского электротранспорта (40,8%), технология пиротехнических составов и изделий (20,2%), строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство (17,8%).

Используют технологии практико-ориентированного (дуального) обучения 798 образовательных организаций СПО, что составляет 17,1% от их общего числа. Удельный вес студентов, обучающихся с применением практико-ориентированной (дуальной) модели обучения по всей совокупности образовательных организаций сПо составляет 8,27%. Наиболее высокие значения по данному показателю имеют образовательные организации Белгородской, Оренбургской, Московской областей, Чукотского АО [8].

Таким образом, реализация практико-ориентированной (дуальной) модели обучения в региональных системах СПО продвигается в целом достаточно медленно. Только четыре региона, участвовавшие в пилотном проекте, распространили эту практику более чем на половину профессиональных образовательных организаций: Белгородская, Нижегородская, Тамбовская и Самарская области.

Анализ исследований [3, 4, 11, 12], посвященных этой проблеме, позволяет выделить следующие причины такого состояния дуального обучения.

1. Организации не хотят вкладывать средства в обучение молодых сотрудников, учитывая особенности российского рынка труда, в частности, высокую текучесть кадров. Вложения в навыки, которые работники могут капитализировать после увольнения с предприятия, лишены для фирм какого-либо экономического смысла.

2. Наиболее эффективные практики дуального обучения сформировались в тех секторах экономики, где существует благоприятная экономическая конъюнктура, имеется устойчивый спрос на рабочую силу, который поддерживается государственными заказами и инвестиционными проектами. Но в реальности далеко не все промышленные партнеры организаций СПО работают в таких условиях. Ряд отраслей находится в системном кризисе. Таким образом, в тех секторах, где отсутствуют инвестиции, не наблюдается экономический рост, нет заинтересованности работодателей в дуальной подготовке.

пеппготический ЖУПНПЛ СПШКОРТОСТПНП N 2(81), 2019

3. В российских условиях велика роль губернаторов регионов (субъективный фактор - авт.). Если для губернатора развитие региональной системы профессионального образования является управленческим приоритетом, то оно более активно внедряется и дуальное образование. Но сфера образования далеко не всегда относится к числу таких приоритетов.

4. Модель дуального обучения может быть применима не ко всем специальностям. Например, дуальное обучение сложно реализовать при подготовке специалистов в сфере экономики и управления, а также при подготовке медицинских сестер, педагогов детских садов, музыкантов и пр. Экономические принципы, которые действуют в этих сферах, отличаются от тех, которые существуют в промышленности и сельском хозяйстве. Таким образом, нужно учитывать ограничения дуальной модели и не пытаться использовать ее в тех областях, где реализация принципов дуального обучения невозможна.

Внедрение практико-ориентированного (дуального) обучения означает необходимость повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Организация дополнительного профессионального образования педагогических работников и руководителей организаций СПО входит в число приоритетных мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования.

По данным мониторинга, в системе среднего профессионального образования численность руководителей и педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих деятельность по реализации образовательных программ, входящих в Топ-50, составляет 24316 человек. Из них 9605 (39,5%) прошли обучение по дополнительным профессиональным программам из 50 наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностий [8]. При этом целевое значение данного показателя составляло 30% на 2018 год. Иначе говоря, по этому пункту план перевыполнен.

Тем не менее в плане обеспеченности кадрами существуют проблемы. Одна из них - старение педагогических кадров. В организациях, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, преподаватели в возрасте старше 60 лет составляют 20,6%, мастера производственного обучения -17% [6].

Одним из способов решения задачи по привлечению молодых квалифицированных кадров из производственной сферы в систему СПО является повышение уровня средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения.

Целевое значение показателя отношения среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения организаций среднего профессионального образования к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации составляет на 2018 год 100%. Средняя заработная плата указанных работников, по результатам мониторинга, составила 32,8 тыс. руб. В 45 субъектах РФ отношение заработной платы педагогических работников СПО к среднемесячной заработной плате в субъекте ниже 100% [8].

Существуют и другие проблемы среднего профессионального образования, которые пока далеки от решения. Например, проблема

профессиональное образование: прослемы, наяна, арантина

востребованности экономикой выпускников организаций СПО, которая требует отдельного рассмотрения.

Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что в последнее время система среднего профессионального образования оказывается в поле зрения государства: издан ряд нормативных документов; предпринимаются определенные шаги по их реализации; разрабатываются и внедряются программы развития СПО. Однако анализ практики показывает, что в восстановлении системы СПО и адаптации ее к современным реалиям существует множество проблем. Таким образом, по-прежнему актуален дефицит рабочих кадров; работодатели часто не удовлетворены уровнем подготовки выпускников СПО; все еще низок престиж рабочих специальностей; и все еще трудно утверждать о качественном скачке в развитии системы СПО, так как попытки внедрять какие-либо новшества свидетельствуют о глубоком и системном характере проблемы.

1. Агентство стратегических инициатив. Системный проект. Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования [Электронный ресурс]. - URL : http://asi.ru/projects/7267/ (дата обращения: 26.02.2019).

2. Двадцать регионов станут наставниками по запуску стандарта кадрового обеспечения промышленного роста во всей России / Интервью Ю.Б. Ханьжиной на сайте агентства АСИ [Электронный ресурс]. - URL: https://asi.ru/news/87l58/ (дата обращения: 26.02.2019).

3. Дудырев, Ф.Ф., Романова, О.А. Шабалин, А.И. Дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения // Вопросы образования. - 2018. - № 2. - С. 117-137.

4. Иванов, В.Г., Демина, Е.А. Проблемы реализации дуального обучения для специальностей экономики и управления // Профессиональное образование и рынок труда. - 2015. - № 8. - С. 14-15.

5. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 № 349-р. [Электронный ресурс]. - URL : http://government.ru/media/files/cWukCnDBv5U.pdf (дата обращения: 26.02.2019).

6. Гохберг, Л.М., Ковалева, Г.Г. Образование в цифрах: 2018: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Г.Г. Ковалева, Н.В. Ковалева и др. - Москва : НИУ ВШЭ, 2018. - 80 с.

7. О плане мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 722-р [Электронный ресурс]. - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70550418/ (дата обращения: 6.03.2019).

8. О результатах мониторинга качества подготовки кадров в 2018 году / Информационный бюллетень. Москва : МИРЭА - Российский технологический университет, 2018. - 35 с.

9. Оценка удовлетворенности работодателей региональной системой кадрового обеспечения. [Электронный ресурс]. - URL : https://invest.nso.ru/sites/investtest.nso.ru/wodby_files/files/wiki/2017/04/ocenka_udovletvorennosti_rabotodat eley_regionalnoy_sistemoy_kadrovogo_obespecheniya.pdf (дата обращения: 6.03.2019).

10. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста. [Электронный ресурс]. - URL : https://asi.ru/upload_docs/staffing/Standart_ KPR_upd.pdf (дата обращения: 6.03.2019).

11. Таюрский, А.И., Левко, В.А. Роль дуального профессионального образования в инновационном развитии промышленного предприятия // Вестник СИбГАУ. - 2015. - Т. 16. - №4. - С. 1071-1077.

12. Remington, T.F. (2016) Business-Government Cooperation in VET: A Russian Experiment with Dual Education. Higher School of Economics Research Paper No WP BRP 38/PS/2016. [Электронный ресурс]. - URL : https://wp.hse.ru/data/2016/09/05 /1120172919/38PS2016.pdf (дата обращения: 6.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.