Научная статья на тему 'Взаимодействие органов власти и бизнеса как инструмент обеспечения социальной стабильности в промышленных регионах (на примере Украины и России)'

Взаимодействие органов власти и бизнеса как инструмент обеспечения социальной стабильности в промышленных регионах (на примере Украины и России) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
725
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РЕГИОН / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СОГЛАШЕНИЕ / GOVERNMENT / BUSINESS / PUB-LIC-PRIVATE PARTNERSHIP / REGION / INTERACTION / SOCIAL PROJECT / AGREEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василенко Т. Д.

Рассмотрена основная модель взаимодействия органов власти и бизнеса государственно-частное партнерство, направленное на устойчивое развитие и социальную стабильность промышленного региона: законодательные основы, базовые признаки, ресурсы и интересы партнеров. Проанализирован позитивный опыт ГЧП в промышленных регионах Украины и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction between the government authorities and business as an instrument of providing social stability in industrial regions (on the example of Ukraine and Russia)

The article discusses the basic model of interaction between the government and business, i.e. the public-private partnership, aiming at the sustainable development and social stability of an industrial region: the legislative framework, basic features, resources and interests of the partners. It analyzes the positive experience of the PPP in the industrial regions of Ukraine and Russia.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие органов власти и бизнеса как инструмент обеспечения социальной стабильности в промышленных регионах (на примере Украины и России)»

Т.Д. ВАСИЛЕНКО, главный экономист

ГП «Институт Экономических Исследований», г. Донецк, ДНР

E-mail: [email protected]

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННЫХ РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ УКРАИНЫ И РОССИИ)

Рассмотрена основная модель взаимодействия органов власти и бизнеса -государственно-частное партнерство, направленное на устойчивое развитие и социальную стабильность промышленного региона: законодательные основы, базовые признаки, ресурсы и интересы партнеров. Проанализирован позитивный опыт ГЧП в промышленных регионах Украины и России.

Ключевые слова: власть, бизнес, государственно-частное партнерство, регион, взаимодействие, социальный проект, соглашение.

Vasilenko T.D. Interaction between the government authorities and business as an instrument of providing social stability in industrial regions (on the example of Ukraine and Russia).

The article discusses the basic model of interaction between the government and business, i.e. the public-private partnership, aiming at the sustainable development and social stability of an industrial region: the legislative framework, basic features, resources and interests of the partners. It analyzes the positive experience of the PPP in the industrial regions of Ukraine and Russia.

Keywords: government, business, public-private partnership, region, interaction, social project, agreement.

Развитие взаимодействия органов власти и бизнеса является источником решения социальных проблем, а также важным фактором устойчивого развития как региона, так и страны в целом. Социальную стабильность государства может обеспечить только тесное сотрудничество органов власти и бизнеса, которые совместно разрабатывают и осуществляют социальную политику на принципах социальной ответственности с учетом интересов общества. Таким образом, возникает государственно-частное партнерство (ГЧП), представляющее собой систему взаимодействия между государством и бизнесом с целью реализации социальных проектов.

В зарубежной литературе государ-ствено-частное партнерство, как новую модель управления, рассматривают М. Уорнер, П. Гринер, П. Драк, С. Вад-док, А. Уильсон, К. Чарлон, А. Франк [1-2]. Процессы его формирования и технологии функционирования отражены в работах Т. Барнекова, Р. Бойла, Л. Джезируски, М.Б. Джеррарда, С. Ки-тадзима, Ф. Кука, Д. Рича [3-5]. Изучению различных аспектов взаимодействия власти и бизнеса посвящены исследования современных российских ученых -М. Афанасьева, О. Белокрыловой, М. Ви-лисова, С. Глазьева, М. Дерябиной,

© Т.Д. Василенко, 2016

Л. Ефимовой, А. Некипелова, Я. Паппэ, С. Перегудова, Т. Санниковой, С. Силь-вестрова, В. Уколова, Ф. Шамхалова, Ю. Шишкова, А. Шохина, В. Якимца и др. [6-14]. Взаимодействие органов власти и бизнеса на региональном уровне рассмотрено в работах М. Курбатовой, С. Левина, Н. Апариной, А. Конторовича [15], с точки зрения социальной ответственности бизнеса - Г. Антоновым, О. Ивановой, К. Колесниковой [16]. В Украине вопросу государственно-частного партнерства посвящены работы таких ученых, как Л. Гриценко, И. Запатрина, М. Мельник, К. Павлюк, Л. Проданова, Л.И. Федулова [17-19].

Целью данной статьи является выявление основных тенденций развития и практик взаимодействия органов власти и бизнеса в промышленных регионах для решения социальных проблем.

В ряде стран действует специальное законодательство в сфере ГЧП и созданы органы, которые заботятся о его развитии на разных уровнях, например: Партнерство Великобритании, Partnerships UK; Компетенц-центр по ГЧП Министерства финансов в Германии; Миссия по поддержке реализации партнерских контрактов во Франции; Технический центр по финансированию проектов в Италии; Специальный секретариат ГЧП в Греции; Канадский Совет по ГЧП; Ассоциация ГЧП Чехии; Департамент ГЧП Министерства финансов в Индии; Департамент ГЧП Министерства финансов Израиля; Государственный Совет по ГЧП в США; Государственный форум ГЧП Австралии и др. Совещательный орган по ГЧП создан при Мировом Банке (PPIAF). В Будапеште работает Европейский центр ГЧП. Главным нормативным актом Европейского Союза по ГЧП является Зеленая книга «Государственно-частное партнерство и законодательство Сообщества по государственным контрактам и концессиям», действующая с апреля 2004 г. [20].

В Украине 31 октября 2010 г. был принят Закон № 2404-VI «О государственно-частном партнерстве» [21]. Во исполнение этого закона Кабинетом Министров Украины приняты постановления: «Некоторые вопросы организации осуществления государственно-частного партнерства» от 11.04.2011 г. № 384; «Об утверждении Методики выявления видов рисков осуществления государственно-частного партнерства, их оценки и определения формы управления рисками» от 16.02.2011 г. № 232; «О порядке предоставления государственной поддержки осуществления государственно-частного партнерства» от 17.03.2011 г. № 279; «Об утверждении Порядка предоставления частным партнером информации государственному партнеру о выполнении договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства» от 9.02.2011 г. № 81. Министерством экономического развития и торговли Украины были изданы приказы: «Об утверждении формы представления предложения относительно осуществления государственно-частного партнерства» от 16.08.2011 г. № 40; «Некоторые вопросы проведения анализа эффективности осуществления государственно-частного партнерства» от 27.02.2012 г. № 255. Взаимоотношения государства и бизнеса также регулируются такими законами: Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 г. № 435-ГУ; Хозяйственный кодекс Украины от 16 января 2003 г. № 436-ГУ; Закон Украины «О соглашениях о распределении продукции» от 14 сентября 1999 г. № 1039-ХГУ; Закон Украины «О концессиях» от 16 июля 1999 г. № 997-Х1У.

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

а также Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», определяющий одну из форм государственно-частного партнерства. На уровне регионального законодательства в России законы о государственно-частном партнерстве приняты в 63 из 83 субъектах федерации. Так, в одном из промышленных регионов России, Кемеровской области, 29 июня 2009 г. был принят Закон № 79-ОЗ «Об основах государственно-частного партнерства» [22].

Во всех законодательных актах о государственно-частном партнерстве, принятых в разных странах, обозначены единые базовые признаки ГЧП:

сторонами партнерства являются государство и бизнес;

добровольность и равноправие; взаимодействие сторон закрепляется на юридической основе (соглашения, договоры, контракты, меморандумы и т.п.);

равенство перед законом государственных и частных партнеров;

в процессе реализации проектов на основе государственно-частного партнерства объединяются ресурсы сторон;

справедливое распределение рисков между государственным и частным партнерами.

Если целью взаимодействия власти и бизнеса является решение социальных и гуманитарных проблем, то такое сотрудничество принято называть социальным партнерством.

Субъекты взаимодействия имеют разные возможности и ресурсы для участия в решении социальных проблем, а также свои интересы при реализации совместных социальных проектов. Так, власть располагает экономическими, политическими, правовыми, административными, информационными, силовыми, социальными ресурсами; бизнес - финансовыми, инновационными, человече-

скими, коммуникативными. Интересы региональной власти во взаимодействии с бизнесом заключаются в получении социальных инвестиций в развитие региона (развитие современной медицины, культуры, спорта, повышение качества образования и т.д.) и соответственно повышении уровня жизни населения; возможности помощи большему количеству граждан; повышении имиджа региональной и местной власти. Бизнес заинтересован в сотрудничестве с органами региональной власти, так как за счет успешных и результативных практик партнерства может получить увеличение стоимости компаний (социального капитала); формирование устойчивой среды для бизнеса; возможность привлекать профессиональную рабочую силу; обеспечение контроля над использованием ресурсов; улучшение имиджа и повышение доверия населения; возможность принимать участие в формировании программ социально-экономического развития региона [14].

В целом же интересы и власти, и бизнеса направлены на обеспечение устойчивого экономического развития региона, проведение эффективной социальной политики, рост качества жизни населения. Таким образом, цель взаимодействия власти и бизнеса заключается в консолидации возможностей для отстаивания общих для всех интересов, точной и своевременной постановки и решения актуальных социальных проблем.

Как показывает анализ реализации совместных проектов государства и бизнеса, в основном крупные украинские и российские компании в различных формах осуществляют социально значимые проекты и программы. Крупный бизнес четко понимает, что он может развиваться, только улучшая условия жизни людей, причем не только работающих в бизнес-компаниях, но и на территориях их присутствия. И, главное, бизнес при-

шел к выводу о необходимости системной социальной ответственности. Лучшей реализацией системного подхода к социальной ответственности являются крупные социальные проекты в партнерстве с региональными и местными органами власти.

Так, в Днепропетровской области принято решение о необходимости разработать стратегические планы социального партнерства власти и бизнеса в каждом городе и районе региона. Днепропетровская область имеет традиции такого взаимодействия региональной власти и таких бизнес-компаний, как «Метин-вест», «ДТЭК», «АрселорМиттал», Воль-ногорский ГОК, «Интерпайп», «Евраз», которые активно участвуют в реализации программ развития городов и адресных программ поддержки различных направлений. Один из ярких примеров успешного социального партнерства власти и бизнеса - проекты развития городов и районов Западного Донбасса, в которые входят Павлоград, Терновка, Першотра-венск, а также Павлоградский и Петропавловский районы, в рамках подписанной Декларации социального партнерства между властями этих территорий и ПАО «ДТЭК Павлоградуголь». Необхо-

димо отметить, что социальное партнерство власти с «ДТЭК Павлоградуголь» носит системный и стратегический характер, результатом которого является реализация ряда крупных проектов, направленных на повышение качества жизни как работников предприятия, так и жителей городов и районов, в которых работает компания. За период 2007-2015 гг. в Днепропетровской области было реализовано 262 проекта на сумму 104,2 млн. грн. (табл. 1).

Итог этого сотрудничества - отремонтированные школы, садики, больницы, благоустроенные парки и скверы, центральные улицы населенных пунктов.

Для Запорожья уже традиционной стала форма взаимодействия власти и бизнеса - региональный форум межсекторного партнерства, который ежегодно проходит, начиная с 2010 г. В программе форума - мастер-классы, презентации успешных кейсов корпоративной социальной ответственности бизнес-компаний, разработка модельного проекта межсекторного сотрудничества, панельная дискуссия на тему взаимовыгодного партнерства бизнеса и власти.

Таблица 1

Финансирование социальных проектов ДТЭК в Днепропетровской области*

2007-2012 гг. 2013 г 2014 г. 2015 г.

Кол-во Сумма, Кол-во Сумма, Кол-во Сумма, Кол-во Сумма,

проектов млн. грн. проектов млн. грн. проектов млн. грн. проектов млн. грн.

Днепропетровск 11 3,7 3 3,1 2 0,7 2 0,7

Павлоград 16 11,0 18 6,2 18 3,7 17 2,6

Павлоградский район 9 3,6 7 3,2 7 4,0 5 1,5

Петропавловский район 11 3,5 15 3,4 12 1,9 6 1,8

Першотравенск 8 3,6 10 4,7 11 4,6 6 2,8

Терновка 7 8,1 6 6,1 8 8,9 5 1,7

Зеленодольск 11 2,6 13 4,1 13 1,8 5 0,6

Всего 73 36,1 72 30,8 71 25,6 46 11,7

* Составлено по информации источника: ДТЭК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spp-dtek.com.ua.

Примером взаимодействия органов власти и бизнеса являются заключенные договора о социальном партнерстве Луганской областной власти с крупными бизнес-компаниями, имеющими свои предприятия на территории региона: Корпорацией «Индустриальный Союз Донбасса» и ПАО «Алчевский металлургический комбинат»; ЧАО «Северодонецкое объединение «Азот»; ООО «ТНК ВР Коммерс»; ПАО Стахановский завод

ферросплавов»; ООО «КУБ-ГАЗ»; Донбасской топливно-энергетической компанией (ДТЭК); группой «Метинвест»; группой «Трансмашхолдинг». Общие усилия направляются на решение социально-экономических проблем жителей городов и районов области. Примеры направлений взаимодействия органов власти Луганской области и бизнес-компаний приведены в табл. 2.

Таблица 2

Направления социальных инвестиций бизнес-компаний, которые заключили договор о социальном партнерстве с властью Луганской области

Компании Направления инвестиций

Корпорация «Индустриальный Союз Донбасса» и ПАО «Алчев-ский металлургический комбинат» Здравоохранение, образование, реформирование и развитие ЖКХ, поддержка социально незащищенных слоев населения, строительство храма в честь Иконы Божьей матери «Умиление»

ЧАО «Северодонецкое объединение «Азот» Реконструкция здания аэровокзала аэропорта «Северодонецк», реконструкция и ремонт ледового дворца, приобретение троллейбусов, финансово-материальная помощь волейбольной команде «Северодончанка», строительство храма в честь Иконы Божьей матери «Умиление»

ООО «ТНК ВР Коммерс» Здравоохранение, энергосбережение, социальные инициативы общественных организаций, строительство храма в честь Иконы Божьей матери «Умиление»

ПАО Стахановский завод ферросплавов» Здравоохранение, образование, социальная сфера

ООО «КУБ-ГАЗ» Реконструкция мемориала Славы в г. Кременная, образование

ДТЭК Развитие территорий (Ровеньки, Свердловск, Счастье), здравоохранение, образование, культура, благоустройство, энергоэффективность, развитие бизнес-среды

Примером использования механизма партнерства в Донецке является Меморандум «Украина без туберкулеза» о взаимодействии власти и бизнеса в борьбе с эпидемией туберкулеза, подписанный в 2007 г. председателем Донецкой облгосадминистрации, председателем Донецкого облсовета и президентом благотворительного фонда «Развитие Украины».

Самыми активными и эффективными партнерами региональной и местной власти в Украине при реализации социальных проектов являются бизнес-компании Группы СКМ («ДТЭК», «Ме-

тинвест»), «НИКО», «МТС Украина». ДТЭК строит отношения с местными сообществами, основываясь на принципе взаимовыгодного сотрудничества, привлекая представителей местных органов власти и жителей к разработке социальных программ и оценке их результативности. Эти принципы изложены в Декларации социального партнерства, принятой Компанией в 2008 г. На сегодняшний день Декларацию подписали шесть предприятий компании - ПАО «ДТЭК Павло-градуголь», ПАО «ДТЭК Шахта Комсомолец Донбасса», ООО «Востокэнерго», ПАО «ДТЭК Добропольская ЦОФ»,

ООО «Моспинское УПП» и ПАО «Днеп-роэнерго», ПАО «Западэнерго; государственные предприятия «Ровенькиантра-цит» и «Свердловантрацит», а также органы местного самоуправления 19 городов и 4 районов Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Винницкой, Луганской, Львовской и Ивано-Фран-ковской областей Украины. Для обеспечения прозрачности и эффективности реализации программ социального партнерства, для обсуждения сотрудничества по решению социальных вопросов создан Координационный комитет социального партнерства (ККСП), который представляет собой уникальную для Украины площадку по обмену опытом для представителей местных властей территорий присутствия ДТЭК и диалога между бизнесом, властью и обществом. Предприятия Метинвеста реализуют Программу социального партнерства на основании Соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с органами местной власти. На данный момент Соглашения заключены практически всеми активами холдинга, в том числе - МК «Азовсталь», ММК им. Ильича, Авдеевским коксохимическим заводом, Харцызским трубным заводом, Енакиевским металлургическим заводом, ГОКами и др.

Компания ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) 1 октября 2009 г. подписала с МОЗ Украины Меморандум о взаимопонимании для реализации проекта «Мобильная медицина» в Киеве, Донецке и Ужгороде, благодаря которому населению стали доступны самые современные технологии: передача диагностических данных в онлайн-режиме, организация своевременных интерактивных консультаций профильных специалистов и онлайн-консилиумов врачей, участие специалистов в профильных конференциях без отрыва от рабочего места. МТС-Украина совместно с Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины и Министерством транспорта и

связи Украины реализует программу «Профессионалы будущего» с целью поддержки образовательного, научного потенциала Украины; помощи во внедрении инновационных технологий в образовании; подготовки молодых специалистов к работе в телекоммуникационном бизнесе.

В области здравоохранения в Украине реализуется партнерский проект «Точка Жизни» - создание Национального реестра доноров костного мозга ради спасения жизни детей, больных раком крови, участниками которого являются Министерство здравоохранения, Национальная специализированная детская больница «ОХМАТДЕТ», Фонд «Крона» и Группа компаний «НИКО».

Кемеровская область Российской Федерации, как и Донецкая, Луганская, Днепропетровская, Запорожская области Украины, является одним из ведущих промышленных регионов Сибирского федерального округа. Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве органов власти и бизнеса на региональном и местном уровнях в Кемеровской области стали ключевым институтом взаимодействия органов власти и бизнеса для решения социальных вопросов. Первое соглашение о сотрудничестве между Администрацией Кемеровской области и предприятием было подписано в 2000 г. В 2009 г. таких соглашений было 16, а в 2015 г. - 43 (табл. 3).

Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между Администрацией Кемеровской области и крупными компаниями, как правило, состоят из следующих основных пунктов: дофинансирование бюджета, развитие собственного производства и рост инвестиций компании, повышение заработной платы сотрудникам, создание дополнительных рабочих мест и безопасных условий труда, инвестиции в инфраструктуру региона, социальные пакеты сотрудникам и пенсионерам, социальные

Таблица 3

Структура соглашений о социально-экономическом сотрудничестве Администрации Кемеровской области и бизнес-компаний [23]

Предприятия по видам экономической деятельности Количество соглашений по годам

2011 2012 2013 2014 2015

Угледобывающие 33 31 30 28 27

Другие промышленные 4 6 6 4 5

Торговые - 5 6 4 3

Финансовые - 3 3 2 2

Агропромышленные - - - 6 6

Всего 37 45 45 44 43

инвестиции, сдерживание роста цен на продукцию компании, охрана окружающей среды, собственные инфраструктурные инвестиции. Взаимодействие власти и бизнеса по социальным вопросам - это долевое участие в реализации государственных проектов и социальных программ на территории области; ремонт и модернизация материально-технической базы учреждений образования, здравоохранения и культуры; участие в подготовке и проведении празднования Дня шахтера; благотворительное обеспечение малоимущих слоев населения углем; обеспечение социальной защищенности работников и пенсионеров угольных компаний и членов их семей; благоустройство городской территории, строительство и ремонт объектов инфраструктуры.

Социально ответственные компании Кузбасса, такие как ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания», ОАО «Кузбасская топливная компания», ЗАО «Стройсервис», ОАО «УК «Кузбас-сразрезуголь», ЗАО ХК «Сибирский деловой союз», ОК «РУСАЛ», АО «Кузнецкая инвестиционно-строительная компания», ООО «Управляющая компания «Сибкоул» уже заключили соглашение о социально-экономическом сотрудничестве с Администрацией Кемеровской области на 2016 г. В этом году предполагается совместная реализация региональной властью и бизнес-

компаниями проектов развития моногородов; оздоровления детей и взрослых, помощи сиротам, людям с ограниченными возможностями здоровья; занятости молодежи; развития социального предпринимательства; развития социальной инфраструктуры.

Проведенный анализ показывает, что в промышленных регионах обеспечение устойчивых темпов развития территорий возможно только при сотрудничестве региональных органов власти с бизнесом, моделью которого является государственно-частное партнерство. Результаты реализованных совместных проектов власти и бизнеса показывают возможность и эффективность их взаимодействия в интересах региона и общества. Также необходимо отметить, что на практике государственно-частное партнерство недостаточно развито. Но силой приказа институты взаимодействия власти и бизнеса не создать. Поэтому органам власти необходимо улучшать открытый диалог с бизнесом, находить механизмы стимулирования и поощрения социальной ответственности; четко определить полномочия органов власти, которые несут ответственность на всех этапах подготовки и реализации совместных социальных проектов на региональном и местном уровнях; сформировать базы социальных проектов, которые могут быть реализованы на основе ГЧП; прово-

дить мониторинг эффективности реализации совместных социальных проектов; обеспечить освещение в средствах массовой информации позитивного опыта ГЧП, его задачи и пользу для общества, организовать системный подход к обучению специалистов в целях формирования команды для эффективной реализации проектов ГЧП.

Таким образом, активизация партнерских отношений между государственными органами власти и бизнесом на региональном и местном уровнях должна стать важной задачей, которую предстоит совместно решать власти и бизнесу.

Список использованной литературы

1. Wilson А., Charlon К. Making partnership work/ A.Wilson, К. Charlon // J. Roundtree Foundation. - 1998. - № 1. -Р. 4-15.

2. Frank. A., Smith A. The Partnership Handbook. URL: http: // www1. servi cecanada.gc.ca/ eng/ epb/sid/ci a/ comm_ devesi d/ci a/ comm_deve/ cdhbooke .pdf.

3. Alter S.K. Social Enterprise Typology / S.K. Alter // Virtue Ventures LLC. 2007. - № 27. - P. 17-21.

4. Gerrard M.B. What are public-private partnerships, and how do they differ from privatizations? / M.B. Gerrard // Finance & Development. - 2001. -Vol. 38.

5. Johnson H. Does it pay to be good? Social responsibility and financial performance / H. Johnson // Business Horizons. 2003. - 46 (6). - P. 34-40.

6. Борзова О. Частно-государственные партнерства [Электронный ресурс] / О. Борзова. - Режим доступа: http:// www.hivpolicy.ru/topics/?id=106.

7. Вилисов М. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект [Электронный ресурс] / М. Вилисов // Журнал Власть. - 2006. -

№ 7. - Режим доступа: http:// www.rusrand.ru/public/public7.html.

8. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика [Электронный ресурс] / М. Дерябина. -Режим доступа: http://institutiones.com/ general/1079-gosudarstvenno-chastnoe-part nerstvo.html.

9. Ефимова Л. Некоторые модели государственно-частных партнерств: тенденции и зарубежный опыт [Электронный ресурс] / Л. Ефимова. - Режим доступа: http://www.eatc.ru/rus/doc.id_ 71.book_1.php.

10. Кузнецова О. Стратегия развития региона и совершенствование института социального партнерства / О. Кузнецва // Управление общественными и экономическими системами. -2006. - № 1. - С. 87-110.

11. Санникова Т. Фундаментальная предпосылка - можно ли вести бизнес с этим государством? [Электронный ресурс] / Т. Санникова. - Режим доступа: http: //www.opec.ru/point_doc.asp?d_no= 56613.

12. Сильвестров С. Партнерство государства и частного сектора / С. Сильвестров // Экономика России: XXI век. - 2005. - № 18. - С. 22-49.

13. Шохин А. Взаимодействие бизнеса и власти в Европейском Союзе /

A. Шохин, Е. Королев. - М.: ГГУ ВШЭ, 2008. - 158 с.

14. Якимец В. Создание работающих механизмов социального взаимодействия - шанс для возрождения России /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B. Якимец // В кн.: Профессионалы за сотрудничество. Вып. 4. - М.: РОО «Кеннан», 2001. - С. 153-172.

15. Конторович А. Механизм государственно-частного партнерства в комплексном освоении недр: опыт Кемеровской области [Электронный ресурс] / А.Конторович, С. Никитенко, Е. Гоосен // Современные проблемы науки и образо-

вания. - 2015. - № 1. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru / article/ view?id=18191.

16. Колесникова К. Частно-государственное партнерство: опыт зарубежных стран и перспективы для России / К. Колесникова // Научный вестник Уральской академии государственной службы. - 2008. - № 3 (4). - С. 112-115.

17. Павлюк К. Сутшсть i роль державно-приватного партнерства в соцiально-економiчному розвитку дер-жави / К. Павлюк, С. Павлюк // Науковi пращ КНТУ. Економiчнi науки. - 2010. -Вип. 17. - С. 10-19.

18. Технолопчний iмператив стратеги соцiально-економiчного розвитку Украши: монографiя / Л. Федулова, Ю. Бажал, В. Осецький [та ш.]; за ред. Л. Федулово'1; НАН Украши, 1н-т економши та прогнозування. - К., 2011. -656 с.

19. Мельник М. 1нституцшно-оргашзацшш аспекти державно-приватного партнерства в Укрш'ш на основi

концесп / М. Мельник // Вюник Ушверситету банювсько}.' справи Нацiонального банку Украши. - 2010. -№ 1. - (7) березень. - С. 42-46.

20. Green Paper on Public-Private Partnerships and Community Law on Public Contracts and Concessions. Commission of the European Communities. Brussels, 30.04.04.

21. Закон Украины «О государственно-частном партнерстве» от 01.07.2010 г. № 2404-VI [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/ main.cgi.

22. Закон Кемеровской области «Об основах государственно-частного партнерства» от 29 июня 2009 г. № 79-ОЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/990309074.

23. Соглашения и договоры Коллегии Администрации Кемеровской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ako.ru/ official/strukt/ DDO/ sogl. asp?n=4&ns=9.

Статья поступила в редакцию 01.05.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.