НАУКОВ1 СТАТТ1
УДК 332.14(477.6)
Сощально-економiчш проблеми Донбасу
Е. В. Котов,
кандидат экономических наук, В. И. Ляшенко,
доктор экономических наук, Институт экономики промышленности НАН Украины, г. Донецк,
П. В. Тесновский,
Эксперт Клуба предпринимателей Донбасса, г Донецк
ПРЕДПОСЫЛКИ СТРАТЕГИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СУБРЕГИОНА ДОБРОПОЛЬЕ
Современный структурный кризис и формирование глобального постиндустриального общества, в котором крайне высока ценность нематериальных активов - образов, идей, концептов, идентичностей, символов, мифов, текстов, культурных и технологических образцов, объектов интеллектуальной собственности, порождает представление о программиру-емости развития, о том, что будущее можно не только прогнозировать, но и эффективно моделировать. Модель „закрытого будущего", в котором вероятность развития событий жестко детерминирована, осталась в прошлой эпохе.
В последнее время в связи с усложнением глобальных связей и систем управления, появлением новых политических субъектов, развитием формальных и неформальных сетевых сообществ, а также в связи с применением когнитивного оружия, гуманитарных технологий, технологий „управляемого хаоса" и асимметричных стратегий, актуально говорить уже об „открытом будущем". Горизонт прогнозирования в условиях глобализации и повышенной социальной турбулентности снижается, вероятность развития событий детерминирована не так сильно, как раньше, а их вариативность значительно возрастает.
Проектирование и воплощение сценариев по управлению будущим путем скоординированных точечных усилий на всех уровнях глобальной мир-системы - задача и род деятельности немногочисленного „креативного класса". Но такое управление становится возможным лишь в случае, если определяющими признаками этого класса в целом и его отдельных наиболее пассионарных и харизматичных представителей будут субъектность, амбициозность, стратегическое целеполагание, а также волевые и
рациональные качества. В противном случае будущее „за них", будь ли это на национальном, региональном, локальном или каком-либо ином уровне, создадут другие люди - представители иных народов и цивилизаций. Поэтому успешных строителей нового будущего правильнее было бы определить, по мнению А. Окары, как „амбициозный креативный класс"1.
„Создание" таких людей на уровне страны, региона, города и т. п. - их воспитание, обучение, продвижение на эффективные позиции в социально-политической структуре - становится крайне актуальной задачей для всех стран, претендующих на лидерство в новом мире. Сами же нематериальные активы и технологии „мягкой и разумной власти" приобретают исключительное значение „строительного материала", из которого складывается будущее.
Самостоятельную проблему в Донбассе составляет экология. В 2011 г. была принята новая государственная экологическая стратегия до 2020 года, которая предусматривает снижение выбросов в атмосферу из стационарных источников на 10% к 2015 году и на 25% к 2020 году по сравнению с 2010 годом. Однако по итогам 2012 года выброс загрязняющих веществ (без учета углекислого газа) из стационарных источников только вырос - с 4,13 до 4,33 млн тонн2.
При этом на Донецкую область приходится 35% всех выбросов из стационарных источников (1,51 млн тонн), хотя еще три года назад этот показатель составлял 33%. Поэтому не удивительно, что в 2012 году местная власть приняла свой отдельный план действий по охране окружающей среды на ближайшие 8 лет. В него включено 31 мероприятие на общую сумму 30 млрд грн. Главную роль в этом плане играют предприятия группы СКМ Рината Ахметова -
1 Окара А. В окрестностях нового Константинополя. Восточнохристианская цивилизация перед лицом новейшего мирового хаосопорядка [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://svom.info/entry/214-v-okrestnostyah-novogo-konstantinopolya-vostochnoh/
2 Климова А. „Метинвест" взялся за чистку Донетчины // Комментарии. - 2013. - № 48. - С. 10.
„Метинвест" и ДТЭК. На втором месте - предприятия группы „Донецксталь"
Следует отметить, что подобного рода программы существуют не первый год, однако обычно планы по снижению выбросов не выполнялись. Между тем за последний год, прошедший с момента принятия регионального плана, „Метинвест" реализовал или начал реализацию сразу трех проектов, которые серьезно изменят ситуацию. Так, еще в декабре 2012 года была законсервирована аглофабрика на меткомби-нате „Азовсталь", что позволило снизить выбросы взвешенных веществ, оксида углерода, соединений серы и азота почти на 33 тыс. тонн. Затем уже летом 2013 г. был презентован проект строительства новой аглофабрики на Енакиевском металлургическом заводе. Строительство обойдется Ринату Ахметову в $360 млн, и в результате выбросы ЕМЗ загрязняющих веществ в воздушный бассейн Енакиево снизятся в 7 раз. Начало строительства запланировано на второй квартал 2014 года, а ввод агломерационной фабрики в эксплуатацию - в 2016 году.
В декабре 2013 г. группа „Метинвест" подписала договор с итальянской компанией Termokimik Corporation на проведение базового инжиниринга в рамках модернизации аглофабрики ММК им. Ильича. Это согласно программе по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Мариуполя позволит значительно снизить выбросы вредных веществ. Проект реконструкции системы газоочистки аглофабрики ММК им. Ильича предполагает замену существующего оборудования на современное, позволяющее максимально очищать газы от пыли и оксидов серы. Завершение полного цикла реконструкции запланировано на 2020 год. И в результате выбросы пыли и оксидов серы от зоны спекания сократятся на 85% и 30% соответственно, а выбросы пыли от зоны охлаждения - на 90%.
Этот проект будет реализован с использованием самых современных технологий. Он является передовым с точки зрения экологии и, несомненно, принесет существенную пользу всем жителям Мариуполя. В мире сейчас не строится столь масштабных систем газоочисток на аглофабриках. Группа продолжает модернизировать агломерационное производство ради чистого воздуха в городах своего присутствия - такую задачу поставил собственник компании. Реконструкция газоочистного оборудования на аглофабрике ММК им. Ильича станет самым масштабным экологическим проектом в металлургической отрасли Украины". Действительно, он обойдется „Метинвесту" в почти $220 млн.
Газоочистные установки агломашин уже к концу 2018 года обеспечат соответствие уровня очистки выбросов европейским экологическим стандартам,
чего по сей день в украинской металлургической отрасли не встречалось. А все три вышеперечисленные мероприятия „Метинвеста" в совокупности снизят выбросы в атмосферу Донецкой области на 138 тыс. т в год, или почти на 10% от уровня прошлого года.
По мнению губернатора Донецкой области, то, что сегодня происходит на комбинате Ильича, можно назвать настоящим патриотизмом. Несмотря на сложное экономическое время и для Украины, и для металлургической отрасли, „Метинвест" находит силы и средства решать поставленные задачи, в том числе и по экологии. Реконструкция аглофабрики -это очень серьезный шаг к улучшению экологической обстановки в г. Мариуполе.
В 2014 году энергетический дивизион СКМ -ДТЭК планировал расширить конкурс „Город своими руками". Акцент делался на инновационные проекты. Параллельно с основным конкурсом пройдет телевизионный, организованный совместно с ТРК Донбасс и другими региональными телеканалами, которые станут своего рода информационной платформой для конкурса. Принять участие смогут все жители городов бизнеса ДТЭК, а победителя выберут телезрители. 23 января 2014 года прошла конференция ДТЭК, на которой компания подвела итоги конкурса „Город своими руками" за 2013 год. В конференции приняли участие сотрудники ДТЭК, представители городских советов городов-участников проекта, организаторы конкурса в восточном регионе - Фундация локальных инициатив Донетчины - и три команды-победителя прошлого года. В целом лауреатами конкурса „Город своими руками" в 13 городах стали 74 инициативных группы граждан и общественных организаций. На их проекты, связанные с благоустройством городов, социальной защитой, организацией детского досуга, ДТЭК выделил около 2 млн грн в виде мини-грантов. Проекты были реализованы в конце 2013 года.
„Мы надеемся, что благодаря ежегодному конкурсу мы сможем привлечь внимание людей к развитию городов, в которых они живут. А сотрудничество с телекомпаниями поможет нам в популяризации нашей идеи и вовлечет еще большее число участников. Мы хотим, чтобы как можно больше украинцев были готовы проявить инициативу и внести свой вклад в улучшение жизни своего города. Совместными усилиями, постепенно, помогая друг другу, мы сможем изменить лицо наших регионов. ДТЭК и сейчас, и в дальнейшем будет работать над тем, чтобы маленькие украинские города развивались, чтобы у их жителей всегда была уверенность в завтрашнем дне", - сказал начальник отдела по планированию и реализации социальных проектов ДТЭК Анатолий Соловьев, выступая на конференции [1].
В 2014 году конкурс „Город своими руками" пройдет на 31 территории деятельности ДТЭК. Это малые города и поселки в Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Запорожской, Винницкой, Ива-но-Франковской, Львовской областях. Предпочтение будет отдано, прежде всего, проектам, связанным с инновационными решениями. Подробные условия конкурса и дата начала приема заявок будет сообщена дополнительно. Также на телеканале Донбасс и других региональных телеканалах пройдет телевизионный конкурс идей. На первом этапе комиссия отберет 12 лучших идей повышения качества жизни в городах. Об авторах этих идей будут сняты телесюжеты. Победителя выберут телезрители, а ДТЭК поможет ему в оформлении проектной документации и реализации проекта.
В Моспино, где расположено Моспинское угле-перерабатывающее предприятия ДТЭК, 10 января 2014 года состоялось торжественное вручение автомобиля скорой помощи городской подстанции неотложной медицины. Автомобиль стоимостью 700 тыс. грн приобретен энергетической компанией ДТЭК в рамках стратегии социального партнерства. Современный микроавтобус марки Renault оснащен всем необходимым для оказания скорой медицинской помощи согласно государственному стандарту: электрокардиографом, дефибриллятором, аппаратом искусственной вентиляции легких, носилками и другим оборудованием. Помимо этого, в автомобиле установлено дополнительное оборудование - вакуумный матрас для транспортировки пострадавших при травмах позвоночника, переломах, внутренних кровотечениях и шоковых состояниях. Особенности конструкции матраса (форма воздухонаполняемой оболочки и пневмокамер) также делают возможным проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Микроавтобусу марки Renault было отдано предпочтение из-за его высокого клиренса, который обеспечивает хорошую проходимость автомобиля по проселочным дорогам. „В Моспино остро ощущалась нехватка автомобилей скорой помощи, вызывать их приходилось из Донецка. Путь из города в город может занимать до полутора часов, а ведь время - самый ценный ресурс в неотложной медицине, - отметил директор ДТЭК Моспинского углеперерабатывающего предприятия Георгий Резниченко. - Приобретение современного автомобиля поможет оказывать своевременную медицинскую помощь многим жителям нашего города, а некоторым - и спасти жизнь. В 2013 году ДТЭК инвестировал 1,1 млн грн в социальную сферу Моспино, и данный проект - важнейший". „Между компанией ДТЭК и городом Моспино подписан договор о сотрудничестве. И одним из элементов этого договора является помощь в оснащении подстанции
скорой медицинской помощи всем необходимым оборудованием для того, чтобы оказывать жителям города и близлежащих сел квалифицированную помощь. Именно для этих целей и был приобретен реанимобиль, который на сегодняшний день является одним из лучших. Я хотел бы поблагодарить ДТЭК за заботливое отношение к жителям тех регионов, в которых находятся предприятия компании", - сказал донецкий городской голова Александр Лукьянченко [2].
В 2013 году ДТЭК также провел в Моспино социальный конкурс „Город своими руками", в результате которого в городе появились 4 детских площадки. Также при финансировании компании проводится утепление фасада здания детского сада „Сказка"; внедрен курс по энергоэффективности в местных школах. В целом на развитие социальной сферы Донецкой области в 2013 году ДТЭК направил порядка 26 млн грн. Такая же сумма запланирована на эти цели и в 2014 году. Будет реализовано 63 проекта в сфере здравоохранения, образования и культуры, энергоэффективности в коммунальном секторе и развития социальной инфраструктуры, а также бизнес-среды городов присутствия компании [2].
По информации на 20 января 2014 года ДТЭК направил порядка 1,8 млн грн на закупку оборудования для городской больницы и амбулатории Добро-полья, восстановление системы отопления в двух стационарах, подключение горбольницы к сети телемедицины. Горожане теперь могут получать своевременное лечение и профилактику профессиональных заболеваний, не выезжая за пределы Доброполья. В Добропольской центральной городской больнице и амбулатории общей практики семейной медицины установлено лечебно-диагностическое оборудование и физиотерапевтическое оборудование на общую сумму 370 тыс. грн. В больнице появился электрокардиограф, компрессорный небулайзер (устройство для проведения ингаляций), аппарат для резонансной магнитно-квантовой терапии, многофункциональный физиотерапевтический аппарат. Приобретенное оборудование позволит сократить денежные и временные затраты пациента на получение высококвалифицированных медицинских услуг, поскольку отпадает необходимость ехать в областной центр. В амбулаторию закуплены биохимический анализатор, предназначенный для проведения исследований по клинической биохимии; бинокулярный микроскоп и центрифуги, которые используются в диагностических целях; ультравысокочастотный аппарат; ртутно-кварцевый облучатель, при помощи которого проводят общие и местные индивидуальные облучения при ряде заболеваний.
Горожане, работающие в условиях запыленной и загазованной атмосферы на угольных и других предпри-
ятиях, смогут получать своевременное лечение и профилактику профессиональных заболеваний дыхательных путей, кожи, внутренних органов, костно-мышечной и нервной системы. Также в 2013 г. ДТЭК направил более 800 тыс. грн на восстановление системы отопления с применением энергосберегающих технологий в неврологии и детском стационаре, а также административном корпусе Добропольской ЦГБ. Благодаря подключению к централизованной системе городского теплоснабжения налажен температурный режим в отделениях и палатах - температура составляет 18 - 20оС, улучшились условия содержания пациентов и работы медицинского персонала. Поскольку предприятия ДТЭК, как правило, расположены в небольших городах и поселках, доступ жителей к качественным медицинским услугам ограничен. Для решения этой проблемы в Доброполье ДТЭК реализует в городской больнице проект „Внедрение услуг телемедицины". „Благодаря „Телемедицине" пациентам не придется ездить за много километров на консультации к высококвалифицированным специалистам из ведущих клиник страны. Получить их помощь можно будет прямо здесь, в Доброполье. Мы рассчитываем, что благодаря новой услуге в нашем городе улучшится качество ранней диагностики, что особо важно для эффективного лечения многих заболеваний", - отметил директор ДТЭК Шахтоуправление Белозерское Владимир Панибратченко [3].
ДТЭК также профинансировал необходимые работы для запуска нового оборудования - внутреннюю разводку коммуникационной сети в больнице. На протяжении двух последующих лет в рамках проекта „Телемедицина" компания инвестирует еще 700 тыс. грн для обеспечения лечебного учреждения
современным медицинским оборудованием. Всего в период 2014 - 2015 годов на закупку в городскую больницу современного реанимобиля, нового оборудования и на проведение ремонтных работ компания направит более 2,25 млн грн.
Современные вызовы требуют новых высококачественных решений способных обеспечить устойчивое развитие и субрегиона Доброполье как в рамках Донбасса, так и страны в целом. Экономика субрегиона слабо диверсифицирована. Опираясь в своем развитии лишь на сырьевую промышленность, экономика субрегиона подвержена рискам внешнего макроспроса на свою продукцию, что в свою очередь оказывает дестабилизирующее влияние на всю социально-экономическую систему субрегиона. Характер миграционных потоков подтверждает необходимость скорейшей диверсификации экономической деятельности в субрегионе. Оценка миграционных потоков одного из структурных элементов субрегиона -г. Доброполье - показала, что прирост населения происходит за счет внутрирегионального потенциала, за счет наличия в границах Донецкой области менее развитых территорий (рис. 1). Когда же встает вопрос обмена человеческим ресурсом с внешними территориями, то сальдо миграции г Доброполье3 становится отрицательным, с устойчивой тенденцией к увеличению количества выбывших.
Следует обратить внимание, что уже в 2013 г. исчерпываются внутренние возможности пополнения численности населения. Если в период 2010 -2012 годов прослеживалась прогрессивная динамика положительного сальдо внутренней миграции, то по прогнозам в 2013 году ее показатель снизится, по сравнению с 2012 годом, а в 2014 г. - он (показатель миграции) может стать отрицательным. Если к пере-
в границах региона 108 109
>--82- - -
III.29
2010 2011
2012 январь-октябрь _2013_
ТЯГ
2010
2011 -27
-74
ктябрь 2013
внешняя миграция
-103
Рис. 1. Сальдо миграции г. Доброполье4
150
2012
я
-50
-100
-150
3 Здесь и далее под г. Доброполье понимается административно-территориальная единица, объединяющая города Доброполье, Белицкое и Белозерское, поселки городского типа Водянское и Новодонецкое, в рамках Добропольского городского совета
4 Данные взяты с сайта Главного управления статистики в Донецкой области в разделе „Демографическая ситуация". Режим доступа: http://donetskstat.gov.ua/statinform/index.php
численным проблемам добавить стабильный отрицательный естественный прирост населения г. Добро-полье (за анализируемый период убыль составила 1849 человек), то будущее состояние трудового потенциала и возможности потребительского рынка субрегиона резко снижаются.
Эффективность трансформации структуры производства субрегиона зависит от многих факторов, в том числе от качества образования. Субрегион близко расположен к университетам Донецкой области (Славянск, Краматорск, Горловка). В современных условиях, когда расстояния перестали быть сдерживающим фактором, необходимо активно использовать возможности наращивать интеллектуальный потенциал субрегиона. Наличие социального слоя образованных предпринимателей, инженеров, техников и квалифицированных рабочих позволит активно разрабатывать и производить различные товары и услуги, позволяющие обеспечить высокий уровень условий жизнедеятельности населения субрегиона.
Создание соответствующей системы получения образования жителями города, расширит возможности подготовки квалифицированных специалистов. Это позволит обеспечить развитие работника не только как субъекта, создающего доход, но и радикально меняющего состав и структуру производимой продукции и услуг. В данной ситуации возможно пойти уже проторенным путем - открывать на территории субрегиона филиалы ведущих учебных и научных организаций Украины. Ведь увеличение в социальной структуре субрегиона группы образованных и квалифицированных людей несет в себе двойной эффект для него. Во-первых, это увеличение среднего класса, который в современном мире является двигателем прогресса и инноваций. Во-вторых, это количественный и стоимостной рост в субрегионе человеческого капитала, доля которого в экономиках развитых стран составляет до % национального богатства.
Мониторинг этих проблем возможен в рамках оценки стадий модернизации всех сфер жизнедеятельности населения субрегиона. Разработанная специалистами Института экономики промышленности НАН Украины методика позволяет с помощью экономических, социальных и интеллектуальных индикаторов оценить прогрессивность процессов модернизации территориальных систем. Такие оценки уже
были проведены в отношении ряда городов Донецкой области.5 В табл. 1 и 3 приведены результаты оценки по г. Доброполью в сопоставлении с другими городами Донецкой области, выбранными по критерию близости расположения и численности населения.
Постиндустриальная модернизация отражает переход экономики от индустриального типа развития к информационной экономике или экономике знаний. Неоиндустриальная модернизация - это развитие индустриального базиса на основе современных инновационных технологий. Например, для добывающей промышленности, доминирующей на территории субрегиона, процесс неоиндустриализации отражается не в наращивании добычи сырья и его экспорта, а в расширении линейки продукции высоких переделов, в том числе глубокой и комплексной переработке угля, развитии инновационно ориентированного малого бизнеса.
Расчет индекса постиндустриальной модернизации показал, что г. Доброполье проигрывает всем городам-соседям и городам с похожей численностью населения (Авдеевка, Красноармейск, Харцызск) (табл. 1).
В группе социальных индикаторов (уровень детской смертности, ожидаемая продолжительность жизни, обеспеченность врачами) г. Доброполье конкурирует на равных с другими городами. Не очень позитивная, но в целом конкурентная картина в группе экономических индикаторов (доля добавленной стоимости и занятости в материальной сфере). А вот в группах индикаторов знаний (инновации в знаниях и передача знаний) г. Доброполье проигрывает всем городам-соседям. Это касается таких сигнальных индикаторов, как количество заявок на патенты, объемы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, численности ученых и инженеров, занятых в разработках инноваций, наличие научных и образовательных учреждений на территории города.
Оценка стадии, в которой находится г. Добро-полье при переходе к постиндустриальной модернизации, показала, что на протяжении всего периода исследования город остается в подготовительной фазе (табл. 2).
Аналогичная постиндустриальной модернизации картина сложилась и в результате расчета индекса неоиндустриальной модернизации (табл. 3).
5 Амоша А. И. Ответственность отечественных корпораций в развитии малого бизнеса в контексте стратегии модернизации промышленных городов / А. И. Амоша, Е. В. Котов, В. И. Ляшенко // Вюник Донецького державного ушверситету управлшня „Менеджер". - 2013. - №№ 3 (65). - С. 9 - 20; Амоша А. И. Развитие малого бизнеса - ведущая форма социальной ответственности крупных отечественных корпораций в модернизации городов своего присутствия / А. И. Амоша, Е. В. Котов, В. И. Ляшенко / Полгтика корпоративно! сощально! вщповщальносп в контекст! сталого сощально-екожмчного розвитку : матерiали I Мiжнар. наук.-практ. конф. (секщя 2 „Стратепя шституцшного розвитку сощально орieнтованоl економши Украши"), м. Донецьк, 5 -
6 грудня 2013 р. / Донецький державний утверситет управлшня. - Донецьк : ДонДУУ, 2013. - С. 19 - 22.
Для ускорения процессов модернизации, способствующих экономическому развитию административно-территориальных единиц субрегиона, необходимо совместными усилиями власти и крупного бизнеса активизировать деятельность по развитию малого предпринимательства. Однако состояние и перспективы развития малого предпринимательства
в субрегионе также не вызывают оптимизма, что подтвердили результаты рейтинга по данной проблеме, проводимого Главным управлением статистики в Донецкой области7. По его результатам Доброполь-ский район по многим индикаторам развития малого бизнеса имеет высокие показатели среди 17 районов области (табл. 4).
Таблица 1
Индекс постиндустриальной модернизации городов6
Город 2000 2005 2008 2010 2012
Авдеевка 421 45 43 43 х
Доброполье 36 38 35 33 36
Енакиево 46 47 49 50 х
Краматорск 66 72 71 76 х
Красноармейск 38 41 36 37 х
Славянск 60 60 57 57 х
Харцызск 45 44 45 34 х
х - индекс не рассчитывался
Таблица 2
Фаза постиндустриальной модернизации городов
Город 2000 2005 2008 2010 2012
Авдеевка 0 0 0 0 х
Доброполье 0 0 0 0 0
Енакиево 0 0 0 0 х
Краматорск 0 0 0 0 х
Красноармейск 0 0 0 0 х
Славянск 1 1 1 1 х
Харцызск 0 0 0 0 х
х - фаза не рассчитывалась
Таблица 3
Индекс неоиндустриальной модернизации городов
Город 2000 2005 2008 2010 2012
Авдеевка 42 45 43 43 х
Доброполье 35 38 37 37 37
Енакиево 46 47 49 50 х
Краматорск 56 66 63 68 х
Красноармейск 35 42 35 36 х
Славянск 50 56 53 57 х
Харцызск 44 45 46 37 х
х - индекс не рассчитывался
6 В таблицах 1 и 3 показатели индексов постиндустриальной и неоиндустриальной модернизации городов, за исключением города Доброполье (горсовет), были рассчитаны в ранее приведенных работах авторов научно-аналитической записки.
7 Рейтинг мют та райошв Донецько! област за розвитком малого тдприемництва в 2012 рощ (Статистичний бюлетень) / Головне управлшня статистики у Донецькш области - 2013. - 25 с.
В то же время г. Доброполье стабильно занимает места в последней десятке 28 городов области (табл. 5).
В 2012 году административно-территориальные единицы субрегиона Доброполье в рейтинге количества малых предприятий на 10 тысяч населения заняли 22 (г Доброполье) и 11 (Добропольский район) места (рис. 2).
Существенное различие в уровне развития малого предпринимательства между двумя административно-территориальными единицами, входящими в субрегион Доброполье, практически не отразилось в уровне затрат на одного занятого, который понес в 2012 году малый бизнес (рис. 3). Небольшое превышение этого показателя в г. Доброполье обусловлено городской спецификой ведения бизнеса, в основном связанной с транзакционными издержками.
Однако, анализируя показатели объема реализованной продукции на душу населения, большая разница между уровнями развития малого предпринимательства в городе и районе выразилась в пятикратном превосходстве второго над первым (рис. 4). Добропольский район в рейтинге по данному показателю занял первое место среди 17 районов области,
в то время как г. Доброполье оказался лишь 23 среди 28 городов Донецкой области.
Обрушившийся на Украину финансово-экономический кризис оказал положительное влияние на уровень занятости в малом бизнесе г. Доброполье (рис. 5). Первый посткризисный год (2009) показал, что население города стало активно трудоустраиваться на малых предприятиях. Но волна позитива, в условиях отсутствия организационно-экономической поддержки со стороны местной власти, была краткосрочной и вскоре стала быстро уменьшаться. Несмотря на то, что количество малых предприятий на 10 тысяч населения стабилизировалось на отметке 19 единиц, уровень занятости на них неуклонно падает, в том числе и, предположительно, за счет „тенизации" трудовых отношений.
Что касается Добропольского района, то ситуация с малым предпринимательством здесь несколько иная. В первые посткризисные годы (2009 и 2010 гг.) наблюдалось как уменьшение количества малых предприятий, так и снижение численности занятых в малом бизнесе (рис. 6). Однако, начи-
Таблица 4
Северо-западные районы области в рейтинге развития в регионе малого бизнеса в 2012 году
Районы северо-за- Кол-во Кол-во Доля Затраты Объем Доход Доля Доля в Доля Общий
паднои агломера- малых ФЛП на занятых на 1 раб- реализ. на 1 убыт-х местном сельхоз- рейтинг
ции пред-й на 10 тыс. на МП ка прод-и пред-я МП бюджете угодий у
10 тыс. чел. на 1 МБ МБ фермеров
чел. жителя
Александровский 16 16 16 2 10 10 1 9 12 11
Добропольский 1 11 3 11 1 3 13 1 6 3
Константиновский 2 14 1 12 5 7 5 3 5 4
Красноармейский 17 17 11 1 8 2 17 15 8 12
Города северо- Кол-во Кол-во Доля Затраты Объем Доход Доля Доля в Общий
западной агло- малых ФЛП на занятых на 1 реализ-ной на 1 убыточ- местном рейтинг
мерации пред-й на 10 тыс. на МП работ- продукции пред-е ных МП бюджете
10 тыс. чел. чел. ника на 1 жителя МБ МБ
Димитров 20 19 19 3 15 8 16 18 15
Доброполье 21 22 18 18 23 17 21 20 24
Дружковка 5 18 10 23 12 14 11 6 10
Константиновка 7 10 5 19 2 28 7 2 4
Краматорск 5 7 3 8 6 9 17 4 3
Красноармейск 15 4 15 12 17 6 12 22 11
Новогродовка 27 26 27 16 28 10 4 27 25
Селидово 16 13 20 2 18 2 8 9 8
Славянск 4 2 2 13 3 18 9 5 2
Примечание к табл. 4-5: ФЛП - физическое лицо-предприниматель; МБ - малый бизнес; МП - малое предприятие
Таблица 5
Рейтинг городов северо-запада области по развитию малого бизнеса в 2012 году
В среднем по области - 60
19 1
48 48
43
И
Рис. 2. Количество малых предприятий на 10 тысяч населения
30,7
30,6
29,5
I
30,2
29
1
28,9
Рис. 3. Затраты на одного занятого в малом бизнесе, тыс. грн
80
68
70
66
60
48
50
40
28
30
25
24
20
20
10
10,605
4,349 4,202
2,129
А
□
14
12
10
4
Рис. 4. Объем реализованной продукции предприятий малого бизнеса
на 1 жителя, тыс. грн
ная с 2011 года, в Добропольском районе начался „предпринимательский бум". Количество малых предприятий на 10 тыс. населения резко, более чем в два раза, возросло и рост продолжился в 2012 году. Причины скачкообразного роста числа малых предприятий в 2011 - 2012 годах требует дополнительного анализа, поскольку сопоставимого роста численности занятых на малых предприятиях не произошло. Также не произошло значительного снижения численности населения районе: за период 2010 - 2012 годов сокращение составило 500 чел. (с 17,1 тыс.чел. в 2010 г. до 16,6 тыс. чел. в 2012 г.). Это косвенно может свидетельствовать об активизации в Добропольском районе создания семейных под-
рядов по обработке земли и/или выращиванию скота. Возможно предположить, что еще одной причиной сдержанного роста численности занятых явилась „тенизация" занятости. Возможны и другие причины столь резкого роста количества малых предприятий.
Также есть основания сформулировать гипотезу о том, что „тенизация" малого бизнеса стала фактором снижения поступлений в бюджет города. В 2012 году г. Доброполье занял 20 место среди 28 городов Донецкой области по показателю вклада в местный бюджет малого предпринимательства (рис. 7). По этому же показателю г. Доброполье уступил городу Димитров, численность населения которого на 22% меньше, и городу Дружковка, в котором хоть и проживает на
I I Количество занятых на малых предприятиях, чел. • Количество малых предприятий на 10 тысяч населения
Рис. 5. Количество малых предприятий на 10 тысяч населения и численность занятых на них в г. Доброполье
498 524
406 / 63 68
354 308 /
•— ф - /
26 26 —• 23
□ Количество занятых на малых предприятиях, чел.
-Количество малых предприятий на 10 тысяч населения
600
во
70
500
60
400
50
300
40
30
200
20
100
10
0
2008
2009
2010
2012
Рис. 6. Количество малых предприятий на 10 тысяч населения и численность занятых на них
в Добропольском районе
9% больше, но доля поступлений в местный бюджет в два раза больше.
Кроме того, при проведении исследовательских работ в регионе специалистами Всеукраинской Ассоциации Консультантов Управления „Центра реформ и местного развития" (г. Киев) были выявлены достаточно интересные факты, позволяющие сделать вывод о том, что в Доброполье имеется хороший потенциал для развития предпринимательской деятельности. Так, согласно официальным данным статистики суммарный доход населения составляет около 1 млрд грн в год. В то же время, объемы годового потребления - всего около 300 млн грн (товарооборот составляет 230 млн в год., сфера услуг - 77 млн грн) или 30% доходов. То есть нереализованный потенциал потребительского спроса - около 700 млн грн в год. Причины этого состояния становятся понятны даже при первом взгляде на структуру предпринимательской среды в регионе: 267 торговых точек, торговая площадь 20000 кв. м; 11 аптек; 43 предприятий общепита; 6 рынков; 167 ОСМД; 53 предприятия сферы услуг: 18 - недвижимость, 8 - сфера отдыха, 6 - парикмахерских, 21 - транспорт, почта, образование, охрана здоровья, архитектура и строительство.
Исходя из полученных данных, эксперты предполагают, какие виды бизнеса могут быть в Доброполье. Это: обслуживание ОСМД, коммунальные услуги; производство, сервис, товары для участия в тендерах для градообразующих предприятий; риэлтерские услуги; общественное питание; переработка сельхозпродукции; туризм локальный и за пределы региона; косметические и SPA-услуги; развлекательный комплекс, кинотеатр; бытовые услуги; автосервис и обеспечение запчастями; предприятия сопутствующие угледобыче; аптеки; частные детские сады; производство тротуарной плитки.
Однако, анализируя положение с потребительским спросом, эксперты Клуба предпринимателей Донбасса определили одну особенность - практически все ниши потребительского спроса, востребованные населением, заполнены. Но если посмотреть на уровень предлагаемых товаров, а особенно услуг, то можно с уверенностью утверждать, что теперь в регионе надо не столько удовлетворять потребительский спрос, сколько формировать его на новом, более высоком качественном уровне. К примеру, в секторе „Общественное питание" имеются хорошие возможности для создания ниши семейных, молодёжных или просто узконаправленных заведений типа „Кондитерская", „Кафе-мороженое", „Суши-бар". Их услуги наверняка будут востребованы населением, по крайней мере, у молодёжи города, поскольку это будут точки с более современным уровнем дизайна и обслуживания. То же самое можно сказать о рыночном секторе „Косметология". Парикмахерских в городе, может быть, и хватает, но косметический салон более высокого класса, с предоставлением SPA услуг, наверняка будет пользоваться хорошим спросом.
Немалым подспорьем для развития предпринимательской среды в регионе является и изменения в политике закупок ДТЭК, которая в последнее время ориентирована на передачу поставок ряда позиций местным товаропоставщикам и товаропроизводителям. Наиболее масштабные товарные позиции, по уверениям представителей ДТЭК, это: химические реактивы и взрывные материалы; запчасти к обогатительному и шахтному оборудованию; строительные материалы; электротехническое оборудование; хозяйственные материалы; горюче-смазочные материалы; спецодежда и средства индивидуальной защиты; метизы, кабельная продукция.
21,6
р! 7,6 101
И
8-О X
л
Рис. 7. Доля поступлений в местные бюджеты от субъектов малого предпринимательства, %
25
19,3
20
15,7
15,1
15,2
14,1
11,9
11,2
10,9
6,6
5,2
5
0
бизнеса. Среди стратегических направлений можно выделить следующие [8, с. 87 - 94]: содействие продвижению конкурентоспособных локальных брендов малого бизнеса, создающего продукцию высокого качества; расширение субконтрактинга и привлечение к тендерным процедурам малого бизнеса; популяризация опыта успешного выполнения совместно с малым бизнесом проектов; содействие в формировании предпринимательского мышления и поведения, развитии знаний и навыков ведения бизнеса среди будущих предпринимателей и студенческой молодежи.
Субрегион Доброполье крайне нуждается в разработке качественной стратегии развития. Тем более, что на данный момент у местных органов власти нет более эффективных инструментов развития, чем раз-
Таблица 6
SWOT-aнaлиз. Сильные стороны_
1. Высокая мотивация субъектов управления субрегиона к его развитию.
2. Привлечение к разработке квалифицированного экспертно-исследовательского ресурса.
3. Наличие экономически эффективно работающих угольных предприятий.
4. Средняя заработная плата выше средней по Донецкой области и Украине.
5. Способность малого бизнеса быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
6. Задекларированное местной властью желание развивать предпринимательство.
7. Высокая мотивация представителей малого бизнеса - стремление к получению экономической независимости.
8. Близость к крупной промышленной агломерации „Северный Донбасс".
9. Наличие в субрегионе крупных предприятий - потенциальных заказчиков услуг МСБ, а также неиспользованных производственных площадей и оборудования.
10. Наличие свободных земель в пригородных сельскохозяйственных районах.
11. Наличие сырьевой базы, рынков сбыта в области.
Таблица 7
SWOT-aнaлиз. Слабые стороны_
1. Узкая специализация промышленного базиса субрегиона и приоритетная роль крупного бизнеса, что препятствует равноправному диалогу с малым бизнесом.
2. Моноструктура низкотехнологичного производства (предприятия угольной промышленности обеспечивают 99% объёма промышленной продукции). Дальнейшая ориентация в программных документах на поддержание такой структуры производства.
3. Значительная удаленность от областного центра (около 94 км автомобильными дорогами, примерное время в пути ~ 1 ч. 46 мин.).
4. Изношенность и слабое развитие социальной инфраструктуры.
5. Отсутствие долгосрочной стратегии развития.
6. Территория не привлекательна для проживания (сальдо миграции отрицательное).
7. Отсутствие объектов производственной, финансовой, институциональной инфраструктуры по поддержке предпринимательства.
8. Отсутствие оборотных средств, неустойчивое финансовое положение из-за отсутствия системы микрострахования и гарантирования кредитов.
9. Низкий уровень деловой культуры у представителей малого бизнеса.
10. Отсутствие возможности существенной поддержки из местного бюджета (до 0,5% средств местного бюджета)
11. Отсутствие развитого кооперативного сектора в агроперерабатывающей сфере.
12. Отсутствие оценки составляющих имеющегося потенциала („богатства") субрегиона: природных, трудовых и рекреационных ресурсов, стоимости материальных и нематериальных активов и т. п.
8 Целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Донецке на период до 2020 года : монография / А. А. Лукьянченко, А. И. Амоша, Г. А. Гришин, В. И. Ляшенко и др. ; НАН Украины, Ин-т экономики пром-сти. - 2-е изд., доп., перераб. и испр. - Донецк, 2013. - 214 с.
Таким образом, можно сделать вывод, что в регионе начинает „теплеть" климат для предпринимательства. По крайней мере, на это сейчас нацеливают свои усилия в первую очередь местные органы самоуправления, причем не на декларативном, а на фактическом уровне.
Исходя из проведенной работы, ниже в таблицах 6 - 9 приведены составляющие матрицы СВОТ-анализа Добропольского субрегиона, прежде всего с перспективой диверсификации его экономики в развитие малого предпринимательства.
Местные власти совместно с отечественными корпорациями, предприятия которых находятся на территории субрегиона, совместными усилиями смогут сформировать условия для развития малого
работка стратегий и целевых комплексных программ по их реализации. Местные власти „своими силами" не справятся с этой достаточно сложной задачей. Необходимо объединение потенциалов местной власти, корпоративного бизнеса и экспертного сообщества. Наилучшим способом реализации такого программно-стратегического подхода в субрегионе Доброполье будет сотрудничество в рамках государственно-частного партнерства следующих структур: местных органов власти, корпорации ДТЭК, консалтинго-аудиторских
фирм (например, Навигатор, Эрнст энд Янг) и Института экономики промышленности НАН Украины (рис. 8).
Опыт такого эффективного взаимодействия в Донецкой области есть. В результате многолетнего сотрудничества Донецкого горисполкома с Институтом экономики промышленности НАН Украины была подготовлена Стратегия социально-экономического развития города Донецка на период до 2020 года, которая успешно реализовывается. через ряд долгосрочных программ9. Таким образом, данный опыт разработки и
Таблица 8
SWOT-анализ. Возможности
1. Высокий уровень заинтересованности частного бизнеса в развитии субрегиона.
2. Привлечение инвестиций для создания новых высокотехнологичных производственных мощностей используя ресурсы и экспертно-консультационную помощь ДТЭК.
3. Увеличение стоимости реализации угольной продукции, в случае стремительного роста глобальной экономики.
4. Возможность реализации в субрегионе и более широком масштабе агропроизводственной кооперативной цепочки „вщ лану - до столу".
5. Межотраслевая интеграция и диверсификация бизнеса.
6. Потенциал местного рынка товаров и услуг, в силу более высокой покупательской способности населения.
7. Наличие дешевой, достаточно квалифицированной рабочей силы, с перспективой увеличения проходящего через неё денежного потока. Структура рынка труда.
8. Стремление органов власти и местного самоуправления к сотрудничеству с бизнесом.
9. Возможности кооперирования с большим бизнесом на основе субподряда, аутсорсинга и франчайзинга.
10. Выгодное географическое положение в логистике и транзите.
11. Перспективы развития финансовой инфраструктуры (микрострахование, гарантирование кредитов).
12. Возможность привлечения экспертов для оценки составляющих имеющегося потенциала („богатства") субрегиона: природных, трудовых и рекреационных ресурсов, стоимости материальных и нематериальных активов и т. п.
Таблица 9
SWOT-анализ. Угрозы_
1. Высокая зависимость от конъюнктуры рынков сбыта продукции, производимой предприятиями субрегиона.
2. Закрытие предприятий угольной промышленности (в случае негативной конъюнктуры на национальном и глобальном рынках сбыта).
3. Депопуляция населения и снижение качества рабочей силы из-за отрицательных демографических процессов и экологии.
4. Дальнейшая деградация социальной инфраструктуры.
5. Несовершенство законодательной базы, частые изменения в ней. Приоритет подзаконных актов, отсутствие механизма прямой реализации законов, увеличение перспективы тенизации, бюрократизации и коррупции.
6. Отсутствие доступа к информации относительно возможностей для развития малого и среднего предпринимательства в регионе.
7. Усиление давления со стороны налоговых и контролирующих органов и отсутствие реально действующего механизма ответственности чиновников перед бизнесом за нанесенные убытки.
8. Отсутствие соответствующей нормативной базы для системы местных заказов с обязательным выделением доли малого бизнеса.
9. Высокая стоимость земли, недвижимости и, связанный с этим, высокий уровень арендной платы.
10. Рейдерство.
11. Отсутствие профессии „предприниматель" в классификаторе и соответствующей системы подготовки
9 Стратегия социально-экономического развития города Донецка на период до 2020 года : монографш / А. А. Лукьянченко, Г. А. Гришин, А. И. Амоша и др. ; НАН Украины; Ин-т экономики промышленности ; Донецкий городской совет. - Донецк, 2008. - 308 с. Разработанная в 2007 году Стратегия в 2008 году завоевала первое место в конкурсе аналогичных документов местного самоуправления в г. Москве.
Государственно-частное партнерство - консорциум
Глобальные аудиторско-консалтинговые фирмы
(Навигатор, Эрнст энд Янг)
Экспертно-научные
организации НАН и МОН Украины
(ИЭП НАН Украины)
Корпорации
(ДТЭК)
Стратегии Программы
Решение проблем модернизации городов и их агломераций
Органы власти
(региональной власти и местное самоуправление)
Рис. 8. Схема взаимодействия субъектов Стратегии развития субрегиона Доброполье
научно-методического сопровождения стратегических документов развития может быть использован при подготовке Стратегии развития субрегиона Доброполье на 2014 - 2016 гг., а в развитие ее - и ряда комплексных программ: инновационно-инвестиционной деятельности, энергосбережения, содействия малому и среднему предпринимательству, развития социальной сферы и т.п.10
Литература
1. ДТЭК расширяет проект „Город своими руками" // Бизнес-время. - 2014. - № 1 - 2. - С. 28.
2. ДТЭК приобрел для Моспино автомобиль скорой помощи // Бизнес-время. - 2014. - № 1 - 2. - С. 28.
3. Шевченко В. ДТЭК инвестировал в медицинские учреждения Доброполья 1,8 млн грн в 2013 году / В. Шевченко // Бизнес-время. - 2014. - № 1 - 2. - С. 28.
Котов С. В., Ляшенко В. I., Тесновский П. В. Передумови стратегування розвитку субрегюну Добропшля
У статп здшснено анал1з стану 1 перспектив стратепчного розвитку субрегюну Добропшля на основ! модершзацл економ1чних стосуншв 1 тдтрим-ки малого тдприемництва. Обгрунтовано мехашзм формування яшсно! Стратеги розвитку субрегюну Добропшля на 2014 - 2016 рр.
КлючовI слова: стратепя, розвиток, регюн, мо-дершзащя, малий б1знес.
Котов Е. В., Ляшенко В. И., Тесновский П. В. Предпосылки стратегирования развития субрегиона Доброполье
В статье проведен анализ состояния и перспектив стратегического развития субрегиона Доброполье на основе модернизации экономических отношений и поддержки малого предпринимательства. Обоснован механизм формирования качественной Стратегии развития субрегиона Доброполье на 2014 - 2016 гг.
Ключевые слова: стратегия, развитие, регион, модернизация, малый бизнес.
Kotov Е. V., Lyashenko V. I., Tesnovskiy P. V. Preconditions of Strategic Development of Dobropillya Subregion
In the article the analysis of the state and prospects of strategic development of Dobropillya subregion is conducted on the basis of modernisation of economic relations and support of small enterprise. The mechanism of forming of quality Strategy of development of Dobropillya subregion is reasonable on 2014 - 2016.
Key words: strategy, development, region, modernisation, small business.
Стаття надiйшла до редакцИ 20.12.2013
Прийнято до друку 12.03.2014
10 В г. Донецке на основании Стратегии развития города до 2020 года городским советом совместно с Институтом экономики промышленности НАН Украины были разработаны Программа инвестиционного развития города Донецка на период до 2020 года, Комплексная программа „Энергосбережение в г. Донецке на 2010 - 2014 года", Целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе на период до 2020 года, Общие методические положения по развитию элементов региональной инфраструктуры микрострахования и гарантирования кредитов малому предпринимательству и ряд других.