году должна превысить 30%, на рынке АТР — порядка 31%, в газа для обслуживания средних и малых его потребителей. В
странах бывшего Советского Союза — 33 процента. результате в ряде регионов в поставках газа существенно сни-
Заключение. Несмотря на то, что переход к биржевой жается уровень монополизации. Управление газоснабжением
торговле газом и расширению государственно-частного пар- становится более прозрачным процессом. тнерства (ГЧП) в газовой промышленности России является Изменения в этой сфере народного хозяйства, разумеется,
трудным процессом, многие перспективные объекты в этой во многом связаны с общим состоянием международной энер-
отрасли народного хозяйства (включая и проектируемые и гетической безопасности и международного энергетического
создаваемые предприятия по производству сжиженного газа) партнерства и с управленческими решениями на мировом
предусматривается создавать на основе ГЧП, в том числе с по- уровне и на уровне отдельных интеграционных группировок. мощью концессионных соглашений. В основном уже сложилась Такие решения предполагают согласованное концепту-
равноправная система встреч на торгах газом всех важнейших альное видение задач дальнейшего развития энергетики в
его производителей и потребителей. условиях глобализации и совершенствование правовых основ
Товаропроводящая сеть региональных компаний Меж- обеспечения национальной и международной энергетической
регионгаза предоставляется независимым производителям безопасности.
Литература
1. Информационно-аналитический журнал «Нефть, газ и бизнес» — http://ngb.gubkin.ru.
2. Информационный портал «Нефть и капитал — http://www.oilcapital.ru.
3. Информационно — аналитический нефтегазовый портал — http://oilnews.kz.
4. Дятлов С.А., Зверев П.Б. Развитие международного сотрудничества России в газовой сфере // Евразийская интеграция: политика, экономика, право: международный научно-аналитический журнал. — 2013. — № 13. — С. 36-41.
5. РБК: В. Путин обозначил ключевые задачи Форума стран — экспортеров газа / Росбизнесконсалтинг. РБК. — 01.07.2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130701161216.shtml/ .
6. BP — World Energy Statistics. IEA (International Energy Agency), 2005.
7. National energy security post 9/11 of United States Energy Association. URL: http://www.usea.org/Publications/Documents/ USEAReport.pdf (дата обращения: 28.05.2014).
8. Security of Gas Supply in BP Statistical Review of World Energy 2013. // British Petroleum. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/statistical-review/statistical_review_of_world_energy_2013.pdf (дата обращения: 01.03.2013).
9. Министерство энергетики Российской Федерации — http://minenergo.gov.ru.
10. Газпром: Конкурентная среда — необходимое условие для дальнейшего развития рынка газа в России // Газпром. — 26.03.2014. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.gazprom.ru/press/news/2014/march/article187000/
11. Эксперты подсчитали потери «Газпрома» от экспорта американского сланцевого газа // Интерфакс 22.09.14 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/397970 .
12. International Energy Agency (IEA) — международное энергетическое агентство — http://www.iea.org .
13. Green Paper: A European Strategy for Sustainable, competitive and Secure Energy. — 2006. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://europa.eu/documents/comm/green_papers/pdf/com2006_105_en.pdf (дата обращения: 30.06.2012).
14. Korea Energy Economics Institute, Republic of Korea — http://www.keei.re.kr.
15. Korea Gas Corporation. Annual report 2009 — ежегодный отчет корейской государственной компании Когаз.
16. Таможенное управление Японии — http://www.customs.go.jp .
17. China National Petroleum Co. — Национальная нефтегазовая компания Китая — http://www.cnpc.com.cn .
18. The World Factbook // Central Intelligence Agency (статистические данные Центрального разведывательного управления США).
19. Конторович А., Коржубаев А. «Покорение» Азии // Нефть России. — 2008. — № 2. — С. 26.
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И УКРАИНЫ
В.Н. Тисунова,
зав. кафедрой менеджмента и экономической безопасности Луганского государственного университета им. В. Даля, доктор экономических наук, профессор [email protected]
А.А. Резник,
ст. преподаватель кафедры менеджмента и экономической безопасности Луганского государственного университета им. В. Даля
В статье рассмотрены факторы, влияющие на результативность трансграничного сотрудничества между Россией и Украиной. Показана необходимость функционирования Еврорегиона «Донбасс» для обеспечения возобновления производительных сил и образования условий долгосрочного и устойчивого развития территорий. Определены и теоретически обоснованы условия для активизации процесса сотрудничества регионов.
Ключевые слова: трансграничное сотрудничество, Еврорегион «Донбасс», интеграционный процесс, стратегия, региональная политика, Украина
УДК 332.122:338.4(477.61) ББК 65.9(4Укр-Луг)
Инновационный вектор экономики привел к существенным экономического развития сосредоточен в небольшой группе
диспропорциям между регионами мирового хозяйства. Сегодня экономических зон, которые превратились в центры транснаци-
основной инновационный потенциал и, соответственно, ресурс онального предпринимательства и коммуникаций [1, с. 30].
Изменить ситуацию возможно за счет системного развития трансграничного сотрудничества. Такое развитие позволяет задействовать синергетический эффект совместного решения общих проблем путем скоординированного использования имеющихся ресурсов соседних территорий разных стран. Значительный опыт такого сотрудничества накоплен в Европе.
В рамках Европейской Рамочной Конвенции под трансграничным сотрудничеством следует понимать общие действия, направленные на усиление и углубление добрососедских отношений между территориальными общинами или органами власти, находящимися под юрисдикцией двух или нескольких договаривающихся сторон, а также заключение с этой целью всех необходимых соглашений или достижение договоренностей» [2]. Эта конвенция создала правовую базу для реализации механизма трансграничного сотрудничества, который активно используется как в рамках ЕС для «стирания» границ между европейскими регионами и решения проблем их выравнивания, так и за пределами Сообщества в контексте реализации стратегии расширения.
Сегодня трансграничное сотрудничество становится мощным фактором европейского интеграционного процесса, способствуя углублению интеграции внутри сообществ и развитию тесного сотрудничества с одновременным решением существующих противоречий между приграничными регионами сообществ и соседних стран — кандидатов на членство.
Юго-восток Украины и Юг России — регионы, близкие друг другу не только географически и экономически, но и ментально, социокультурно. Можно выделить определенные факторы, обусловливающие качество осуществления трансграничного сотрудничества (рис. 1.).
Общность интересов Нормативно- правовое обеспечение Финансовое обеспечение
Политическая Трансграничное сотрудничество / Инфраструктурное обеспечение
воля
Единство географическое, экономическое, ментальное и социокультурное Стратегия (программа) развития Структуры координации реализации проектов и программ
Рис. 1. Факторы, влияющие на результативность трансграничного сотрудничества
К факторам, положительно влияющим на развитие российско-украинского трансграничного сотрудничества, можно отнести социокультурное единство общин этих территорий, наличие общих экономических и экологических проблем и интересов, а также стремление региональных органов власти к развитию трансграничных связей. Другие факторы требуют системного развития.
Организационной основой трансграничного сотрудничества является государственная региональная политика, направленная на формирование нормативной и методической базы. Пограничные регионы разрабатывают общую стратегию пространственного развития трансграничного региона, в которую входят различные области.
Несомненный успех трансграничного сотрудничества связан с оптимальной координацией между различными уровнями трансграничного сотрудничества: международный, федеральный, региональный, местный. Так, на первом уровне реализуется политика общеевропейских интересов, осуществляется координация национальных региональных политик для обеспечения сбалансированного развития европейского пространства. На государственном уровне разрабатывается национальная политика развития трансграничного сотрудничества и происходит согласование национальных интересов с общеевропейскими, а также осуществляется согласование национальных и региональных целей. На третьем уровне реализуется политика трансграничного сотрудничества с учетом интересов государства и местных органов власти, осуществляется координация между регионами соседних стран. На
местном уровне осуществляется координация планов развития местной власти, то есть происходит сотрудничество между субъектами приграничных территорий [3].
Все эти наработки по трансграничному сотрудничеству были положены в основу формирования Еврорегиона «Донбасс», объединившего российские регионы (Ростовская и Воронежская область) и украинские регионы (Донецкая и Луганская области), который был образован 29 октября 2010 г. [4].
Потребность в создании Еврорегиона была обоснована губернатором Ростовской области В. Голубевым следующими факторами:
1) возможностью включения проектов, связанных с Евро-регионом «Донбасс», в стратегию социально-экономического развития ЮФО на период до 2020 года;
2) необходимостью не только развития активного сотрудничества в экономической сфере с соседними украинскими регионами, но и реализации ряда проектов на межгосударственном уровне [5].
Положительные моменты от создания еврорегиона уже начали проявляться: 22-25 апреля, 30 апреля — 3 мая и 7-10 мая 2011 г. на время религиозных и государственных праздников был установлен временный пропуск граждан без заполнения ими миграционных карт в местах пересечения границы «Мо-жаевка — Герасимовка» и «Маноцкий — Югановка».
Созданы и заработали координационно-консультативные органы новообразованного региона — Совет и Секретариат Еврорегиона «Донбасс».
В ходе работы заседания участниками были также решены следующие задачи [6]:
— утвержден порядок информационного взаимодействия областных органов государственной статистики в сфере мониторинга социально-экономического развития областей, входящих в Еврорегион;
— обсуждены условия вступления Еврорегиона «Донбасс» в Ассоциацию европейских приграничных регионов;
— обсуждены предложения по инвестиционным проектам и по внутриобластной кооперации.
Каждый еврорегион развивается по своей программе в рамках общей концепции поддержки местных инициатив, имея свои цели, приоритеты и направления развития.
Основной целью создания Еврорегиона «Донбасс» является содействие социально-экономическому развитию Ростовской и Воронежской областей Российской Федерации, Луганской и Донецкой областей Украины, охране окружающей среды, научному, образовательному, культурному и спортивному сотрудничеству Сторон.
Миссия Еврорегиона «Донбасс» заключается в содействии интеграционно-экономическим, социально-культурным процессам и международному сотрудничеству Ростовской, Воронежской, Донецкой и Луганской областей.
Общая цель трансграничного сотрудничества раскрывается в выделенных приоритетах. Так, Стратегия социально-экономического развития Еврорегиона «Донбасс» на период до 2020 года определила следующие тематические задачи (далее — ТЗ). Тематические задачи были развернуты в приоритетные направления, как это показано на рис. 2.
Достижение приоритетов, поставленных в Стратегии социально-экономического развития Еврорегиона «Донбасс» на период до 2020 года позволит решить текущие проблемы, минимизировать перспективные риски и угрозы, преодолеть ограничения, использовать имеющиеся возможности и конкурентные преимущества в системе межрегионального и международного разделения труда, обеспечить устойчивое развитие региона.
В Луганске функционирование этого образования направлено на расширение торгово-экономических контактов, создание совместных предприятий на приграничных территориях и упрощение перехода границы для жителей этих территорий.
Пространственное развитие приграничных территорий Ев-рорегиона «Донбасс» направлено на:
— повышение эффективности социальной инфраструктуры приграничных территорий за счет ее совместного использования;
Рис. 2. Тематические задачи программы и приоритетные направления
- содействие в повышении обеспеченности приграничных территорий первичной инфраструктурой электро-, газо- и водоснабжения, посредством оптимального совместного использования и дальнейшего развития сложившегося территориального размещения генерирующих мощностей, ресурсов и сетевого хозяйства;
- согласование межгосударственных мер развития пространственных структур городских агломераций (агломера-260
тивное строительство) и транспортно-коммуникационных направлений в рамках Еврорегиона «Донбасс» с целью снижения затрат на территориальное планирование и формирование эффективных межграничных потоков.
Перспективным направлением стратегического развития Еврорегиона «Донбасс» является разработка и активное продвижение трансграничных агломеративных коридоров, прежде всего, связывающих Днепропетровскую, Донецкую и
Ростовскую агломерации, так называемый Нижнедонбасский агломеративный коридор с численностью населения около 6 млн. чел. Одновременно с Нижнедонбасским агломеративным коридором необходимо начать формировать Верхнедонбасский агломеративный коридор на базе Харьково-Белгородс-кой, Луганской и Восточно-Донбасской агломераций. По своей территориально-экономической природе Верхнедонбасский агломеративный коридор (с численностью около 5 млн. чел.) должен будет выполнять мощную стыковочную функцию: состыковать Нижнедонбасский агломеративный коридор, с одной стороны, с Поволжским агломеративным коридором, а с другой — адресовать его в сторону Московско-Петербургского агломеративного коридора.
Однако события 2014 года на Донбассе: политические протесты русскоязычного населения; проведение референдума 11 мая 2014 года за независимость; карательная операция против мирных жителей, т.н. АТО; осуществление движения «Донбасс за Евразийский союз» не только не приостановили это сотрудничество, но и еще раз доказали его необходимость.
По мнению экспертов, Ростовская область сохранит стратегический статус для Донбасса и выступит непосредственной площадкой, благодаря которой и восстановится Донбасс, а совместные проекты Донбасса и Ростовской области будут реализованы [7].
Еврорегион «Донбасс», несмотря на свою молодость, стал одним из шагов на пути укрепления гуманитарного пространства между молодежью еврорегиона. Факт наличия центров образования в Донбассе — это показатель его будущего. Ряд университетов Ростовской и Воронежских областей Российской Федерации помогают выжить региону в столь сложный период. Такие связи с российской образовательной системой дают ему новый импульс, который позволит совершенствовать систему высшего образования.
В Луганском государственном университете имени Владимира Даля в соответствии со стандартами и нормами Европейского пространства высшего образования разработана «Концепция обеспечения качества образования». Миссия университета: «Содействие развитию региона через воспитание высококвалифицированных специалистов-патриотов и осуществление исследований в актуальных сферах науки и техники, жизни человека и общества, региона и мира».
Концепция направлена на создание системы деятельности университета, которая способна удовлетворять установленные и предусмотренные потребности отдельного лица или (и) общества и опирается на следующие основные принципы [8]:
1. К решению проблем качества образования постоянно привлекаются все участники учебно-воспитательного процесса (преподаватели, научные работники, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал, студенты).
2. Все участники учебно-воспитательного процесса должны быть задействованными в системе стимулирования и мотивации качества образования.
3. Образовательная деятельность основывается на современных интеллектуальных информационных технологиях обучения.
4. В каждом структурном подразделении должен действовать постоянный механизм актуализации содержания обучения студентов по каждому направлению и специальности (результаты научной деятельности преподавателей, как новые знания, должны использоваться в учебном процессе).
5. Для каждой дисциплины всех направлений и специальностей должны быть четко сформулированы средства диагностики и ожидаемые результаты обучения студента.
6. Вся деятельность университета должна ориентироваться на требования внутреннего и внешнего рынков труда выпускников, которые имеют соответствующую профессиональную компетентность, ценностную ориентацию, социальную направленность.
7. В университете, в каждом его структурном подразделении должно быть создано и постоянно действовать на основе гуманизма и традиций развивающая среда, что будет способствовать удовлетворению духовных и культурных потребностей
всех участников учебно-воспитательного процесса и формированию корпоративного духа.
8. В университете должно постоянно повышаться качество кадрового обеспечения всех направлений деятельности, прежде всего, учебно-воспитательного процесса и научных исследований.
9. Должно постоянно отслеживаться соответствие качества выпускников университета миссии и цели университета и корректироваться деятельность.
10. В структурных подразделениях университета должен постоянно совершенствоваться механизм достаточного и качественного ресурсного обеспечения образовательной деятельности.
11. Должна действовать система мониторинга качества подготовки специалистов на основании объективных и измеряемых показателей качества образовательной деятельности и обеспечивающих процессов.
12. Система менеджмента качества образования университета, в основу которой заложены требования международных стандартов серии ISO 9001:2001, должна обеспечивать непрерывное совершенствование и повышение качества всех процессов деятельности университета.
Рассмотренные выше принципы деятельности Луганского университета имени Владимира Даля способствуют взаимодействию и налаживанию контактов между самой мобильной частью населения пограничных регионов — молодежью, которая должна приложить все свои усилия, чтобы Еврорегион «Донбасс» стал успешным и привлекательным.
К работе по формированию Еврорегиона «Донбасс» привлечены и ученые Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем. Южно-федеральный университет приступил к разработке проекта программы долгосрочного социально-экономического развития приграничных территорий Ростовской области в рамках Еврорегиона «Донбасс» до 2020 г. [9].
Кроме того, для нормализации ситуации в Донецкой и Луганской областях необходимо поддержать инициативу о специальном статусе Донбасса. Приостановление действия Закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» от 16 сентября 2014 года № 1680-VII только усугубило ситуацию [10]. В законе определены механизмы государственной поддержки социально-экономического развития отдельных районов этих областей через внедрение отличного от общего экономического режима осуществления хозяйственной и инвестиционной деятельности, направленных на восстановление объектов промышленности, инфраструктуры, жилищного фонда, переориентацию промышленного потенциала, создание новых рабочих мест. Его основная цель — создание условий для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка, конституционных прав и свобод граждан, создание условий для возвращения жителей к вынужденно оставленным местам постоянного проживания, восстановление жизнедеятельности в населенных пунктах и развитие этих территорий, восстановление прав и законных интересов юридических лиц.
Такие совместные усилия по сближению регионов в странах постсоветского пространства будут носить достаточно позитивный характер ввиду не только этнокультурной и исторической близости населения еврорегионов, но и более успешного построения экономических связей между ними.
Создание Еврорегиона «Донбасс» — это путь к восстановлению нарушенных экономических и культурных связей между Юго-Востоком Украины и Югом России, к обеспечению сбалансированного развития территории. Сейчас из четырех уровней в организации трансграничного сотрудничества (международный, государственный, региональный, местный) реализуется в полном объеме только местный. Для более успешной реализации этой формы сотрудничество должно осуществляться на различных иерархических уровнях хозяйствования на основе своевременного предоставления информации для согласования действий органов власти и уполномоченных структур разных уровней управления.
26 1
Литература
1. Тарнавська Н.П. Оргаызацмш та Ыфраструктуры передумови створення млжнародного лопстичного центру / Н.П. Тарнавська, Р.Б. Сивак // Бiзнес-lнформ. — 2013. — № 1. — С. 29-35.
2. бвропейська Рамкова Конвен^я про транскордонне ствроб^ництво мiж територiальними общинами або властями. — Мадрид : Рада бвропи, 1980. — 35 с.
3. Беленький П.Ю. Методолопчы аспекти мiжрегiонального та транскордонного ствроб^ництва / П.Ю. Беленький, Н.А. Мкула // Зовнiшньоекономiчний кур'ер. — 2001. — №1-2. — С. 9-13.
4. Украина и Россия создали Еврорегион «Донбасс» [Электронный ресурс] / Риановости Украины. — Режим доступа: http:// www.ua.rian.ru/politics/20101029/78548409.html
5. Глава Донецкой области Украины инициирует вхождение региона в проект «Донбасс» [Электронный ресурс] / Интерфакс России. — Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/South/report.asp?id=203294
6. В Луганске состоялось заседание секретариата Еврорегиона «Донбасс» — [Электронный ресурс] / «УРА-Информ.Дон-басс» — Режим доступа: http://ura.dn.ua/20.07.2011/113584.html
7. Губернатор Ростовской области: Еврорегион «Донбасс» существует [Электронный ресурс] / Ростов-на-Дону, 22 Января 2015, 18:12 — ИА REGNUM — Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/economy/1887283.html
8. Концепция обеспечения качества образования [Электронный ресурс] / Луганский ун-т им. Владимира Даля. Официальный сайт. — Режим доступа: http://www.dahluniver.ru/osvita/koncepcija-zabezpechennja-jakosti-osvity.html.
9. Бредихин А.В. Еврорегион «Донбасс» как путь к приграничному сотрудничеству России и Украины // Политика, государство и право: Научно-практический журнал [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://politika.snauka.ru/2014/12/2216
10. Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей: Закон Украины 16 сентября 2014 року № 1680-VII [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1680-18.
государственная политика китая в решении проблем экологии
Е.В.Толоконникова,
аспирант кафедры мировой экономики Института экономики и финансов Государственного университета управления (г. Москва)
То1окопш^а1 @yandex.ru
В статье рассматриваются проблемы, связанные с плохой экологической ситуацией в Китае и меры, которые предпринимает государство для их решения. Автором анализируется китайское природоохранное законодательство.
Ключевые слова: экологические проблемы, Китай, природоохранная политика Китая, закон об охране окружающей среды
ББК У28(5Кит)1я431
На Западе в 1970-е гг. проблемам окружающей среды уделялось особое внимание. В Китае вначале 1970-х гг. были сделаны только первые шаги в этом направлении, они выражались в выделении небольших средств на те или иные природоохранные цели и не принесли видимых результатов. Переломный момент в отношении к проблемам экологии наступил в Китае вначале 1980-х гг. Охрана окружающей среды была официально объявлена элементом государственной политики, был провозглашен и стал применяться на практике принцип «согласования трех выгод» — экономических, социальных, экологических, причем каждая составляющая этого принципа была признана равноценной и равнозначимой.
Выдвижение принципа «согласования трёх выгод» в этот период означало, что задачи экологии, сохранения и восстановления окружающей среды объявлялись столь же важными, как и задачи экономические. Поставив значимость этих задач на один уровень с решением экономических и социальных проблем, государство в Китае стало активно проводить природоохранную политику. Но всё же природоохранная политика и меры по борьбе с разрушением и загрязнением окружающей среды на практике являлись лишь отдельным направлением государственной политики, и их привязка к экономической и социальной сферам была весьма относительной [2].
Можно выделить несколько особенностей природоохранной политики в Китае, начиная с 1980-х годов:
1) разработанная законодательная база;
2) создание и развитие системы государственного надзора за состоянием окружающей среды;
3) научно-техническое обеспечение вопросов охраны окружающей среды (включая проведение научных исследований);
4) государственное финансирование природоохранных мероприятий;
5) проведение работы с населением, направленной на изменение психологии людей, их отношения к окружающей среде (формирование положительной экологической культуры населения).
Основы природоохранного законодательства КНР были заложены в 1980-х гг. Основополагающие принципы, определявшие природоохранную политику КНР, были отражены в Конституции и в Законе КНР об охране окружающей среды.
К числу достоинств китайского природоохранного законодательства можно отнести его универсальность: оно оказывается приемлемым в условиях существования двух в корне отличных по методам управления и структуре управления секторов экономики — государственного и частного. В законодательстве предусмотрены различные способы воздействия на тех, от кого, прежде всего, зависит состояние окружающей среды в КНР: чиновников разного уровня и руководителей государственных предприятий, с одной стороны, а также владельцев частных предприятий — с другой [2].
В отношении руководителей госпредприятий наиболее действенными оказываются такие санкции, как снятие с должности, конфискация личного имущества и пр. Что же касается руководителей предприятий частного сектора и их владельцев, то здесь вступают в силу иные методы воздействия.
Законы предполагают значительные штрафы за ущерб, нанесенный окружающей среде. Это не слишком волнует руководителей госпредприятий, выплачивающих штраф не из собственного кармана, но частный предприниматель в конечном итоге обнаруживает, что если его предприятие не отвечает экологическим требованиям, то оно может оказаться не слишком рентабельным вследствие систематических выплат штрафов и налогов. При такой ситуации частные предприниматели будут заинтересованы в том, чтобы их предприятия отвечали экологическим стандартам, и позаботятся о том, чтобы провести соот-