Научная статья на тему 'Взаимодействие между участниками образовательного процесса по информатике в условиях применения средств информационных технологий'

Взаимодействие между участниками образовательного процесса по информатике в условиях применения средств информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
768
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ / КОМПЬЮТЕР / СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / INTERACTION IN EDUCATION PROCESS / TEACHING TO INFORMATICS / COMPUTER / MEANS OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васенина Елена Александровна

Статья посвящена вопросам взаимодействия между участниками образовательного процесса по информатике, ориентированного на познавательное развитие учащихся. Исследуется роль компьютера и других средств информационных технологий в активизации информационно-педагогического взаимодействия учителя и учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction between partners of education process on informatics in the conditions of application of means of information technologies

Problems of interaction between the partners of educational process on informatics, oriented to the mentality is discussed in the article. The role of computer and other means of information technologies in activization of information and pedagogical interaction of the teacher and pupils is investigated.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие между участниками образовательного процесса по информатике в условиях применения средств информационных технологий»

В рамках своего исследования мы рассматриваем вузовскую методику и берем МДЗ, связывающие информационную, предметную и методическую подготовку будущего учителя технологии. По нашему мнению, они играют важную роль в профессионализации предметно-методической подготовки студентов в области информационных технологий; повышают уровень профессиональной подготовки будущих учителей технологии и развивают профессионально-педагогические качества студентов, так как используемые в нашей практике МДЗ не просто интегрируют знания и умения из различных дисциплин подготовки специалиста, а реализуются на основе информационных технологий. Их использование в учебном процессе позволяет не только комплексно освоить приемы обработки материалов и информации, но и научить студентов эффективно применять компьютерную технику в школьном технологическом образовании, познакомить с основами автоматизации и информатизации технологических процессов по обработке наиболее распространенных материалов (древесина, бумага, ткань и др.).

В заключение отметим, что введение комплексных МДЗ в учебный процесс вузов оказывает положительный дидактический эффект и позволяет решать важные задачи профессиональной подготовки.

- Интеграция предметных, педагогических, общекультурных и других знаний и умений, в результате чего наблюдается более полное усвоение студентами теоретического материала, рассматриваемого на лекциях, знакомство с дополнительной информацией; это дает возможность проектирования процесса подготовки специалиста более логично с учетом его будущей профессиональной деятельности.

- Наблюдается более высокая и устойчивая мотивация к обучению, так как студенты вовлекаются в профессионально значимую для них деятельность, а следовательно, повышается и эффективность обучения.

- В ходе усвоения студентами новых теоретических сведений и формирования умений при работе с профессионально значимым материалом и создания соответствующих объектов наблюдается более высокий уровень усвоения, нежели при выполнении этих же заданий на примере какого-либо абстрактного материала, содержание которого не связано с их будущей профессиональной деятельностью. В результате студенты приобретают профессионально значимые навыки, обеспечивающие в последующем успешное выполнение профессиональных задач.

- Использование одних и тех же средств информационных технологий на занятиях нескольких дисциплин высвобождает учебное время на первоначальное их освоение, позволяет более глубоко изучить технические возможности и отрабо-

тать приемы специализированной обработки информации.

Подводя итог, еще раз подчеркнем, что применение комплексных МДЗ при подготовке будущих специалистов максимально приближает их к освоению профессиональных задач и в дальнейшем способствует успешному выполнению ими функций и действий в конкретной профессии.

Примечания

1. Енисеев М. К. Научные основы интеграции знаний и усвоения изучаемого учебного материала в процессе связи его с ранее известным школьникам: дис. ... д-ра пед. наук. Чебоксары, 1996; Некрасова Г. Н. Проектирование МДЗ с использованием информационных технологий // Педагогика. 2004. № 10. С. 54-60; Шкутина Л. А. Подготовка педагога профессионального обучения на основе интеграции педагогических и информационных технологий: дис. ... д-ра пед. наук. Караганда, 2002.

2. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988.

УДК 371.311.1:519

Е. А. Васенина

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья посвящена вопросам взаимодействия между участниками образовательного процесса по информатике, ориентированного на познавательное развитие учащихся. Исследуется роль компьютера и других средств информационных технологий в активизации информационно-педагогического взаимодействия учителя и учеников.

Problems of interaction between the partners of educational process on informatics, oriented to the mentality is discussed in the article. The role of computer and other means of information technologies in activization of information and pedagogical interaction of the teacher and pupils is investigated.

Ключевые слова: взаимодействие в образовательном процессе, обучение информатике, компьютер, средства информационных технологий.

© Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» (Соглашение 14.В37.21.1014)

© Васенина Е. А., 2012

Keywords. interaction in éducation process, teaching to informatics, computer, means of information technologies.

Ориентация современного образования на личностное развитие учащихся выдвигает на первый план проблему организации взаимодействия между участниками образовательного процесса. И хотя к их числу относятся также родители, воспитатели, административные работники и др., все же главными субъектами, непосредственно включенными в познавательную деятельность в ходе учебных занятий и внеучеб-ной работы, являются Учитель и Ученик, и активизация взаимодействия между ними, глубокий личностный контакт и общение являются необходимым условием роста и развития личности последнего.

Нынешним школьникам предстоит жить в обществе, в котором интеллектуальная деятельность является ведущим видом деятельности, а значит, их подготовка предполагает, с одной стороны, овладение инструментарием интеллектуального труда и получение доступа к мощным информационным ресурсам, а с другой стороны, достижение определенного уровня развития интеллектуальных способностей, который позволит эффективно использовать данный инструментарий и распоряжаться полученным информационным ресурсом. Отсюда повышенное внимание к познавательному развитию учащихся, успех которого во многом определяется оптимальным соотношением между самостоятельностью учеников в познании и педагогическим руководством их познавательной деятельностью.

Взаимодействие между участниками образовательного процесса является важнейшим направлением реализации педагогической поддержки познавательной деятельности учеников, ориентированной на их познавательное развитие, содержание которой составляет:

- диагностика состояния ученика как в плане достижения определенного уровня овладения учебным материалом, так и в плане сформированности тех или иных интеллектуальных способностей;

- управляющие воздействия, имеющие целью мотивировать перед учеником установленные образовательные цели, обеспечить достижение того или иного предметного образовательного результата, создать условия для формирования и развития определенных интеллектуальных качеств;

- побуждение ученика к получению в процессе целенаправленной познавательной деятельности некоторого интеллектуального приращения;

- совместное выстраивание индивидуальной образовательной траектории.

Важно отметить, что использование компьютера и других средств информационных технологий в образовании обогащает и активизирует взаимодействие между участниками образовательного процесса. Это влияние проявляется как напрямую -компьютер является мощным средством коммуни-

кации, а также выступает в роли «интерактивного партнера» (термин И. В. Роберт [Роберт И. В., Козлов О. А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования // Информатика и образование. 2005. № 11. С. 4]) ученика и учителя, так и косвенно - возможность достаточно длительной самостоятельной работы учащихся с компьютером высвобождает время учителя для непосредственного личностного общения с детьми.

Особая роль при этом принадлежит информатике как дисциплине, в изучении которой компьютер является не только средством обучения, но и объектом изучения, а главное, инструментом познания, который позволяет создавать и преобразовывать информационные объекты и системы, составляющие предмет исследования информатики как науки и продуцируемые в рамках информатики как области человеческой деятельности.

Компьютер способен определенным образом реагировать на те или иные действия пользователя, участвует в информационном обмене, и в этом смысле можно говорить о нем как о своеобразном субъекте образовательного процесса. Рассуждение о компьютере как о субъекте или партнере в данном случае не следует считать проявлением анимизма. Применение данной терминологии ограничено и выражает лишь способность компьютера реагировать на действия ученика (учителя) путем сообщения некоторой информации, выраженной в знаковой форме.

Если на уроках по другим предметам средства информационных технологий чаще всего предоставляют дополнительный коммуникационный канал или обеспечивают доступ к удаленным информационным источникам, то в обучении информатике на первый план выходит взаимодействие ученика и учителя с инструментальными средами в процессе создания и преобразования информационных объектов и систем, т. е. то, что можно назвать собственно «общением с компьютером». В этом общении основную роль играет интерактивная компонента - обмен действиями, но имеет место и обмен информацией (предъявление инструктивной информации, сообщения об ошибках, диалог), а также с некоторыми оговорками можно говорить и о социальной перцепции, ибо ученик воспринимает компьютер как партнера по взаимодействию, выстраивает свое общение с ним, что требует педагогического внимания и руководства как с позиций противодействия анимизму, так и с позиций использования новых возможностей для формирования коммуникационной компетенции.

Можно сказать, что компьютер является для ученика источником информации трех типов. Важно, что с каждым типом информации ученик работает по-разному.

Информацию 1-го типа можно назвать информацией содержательного (знаниевого) характера -

это фактический материал, сведения, которые необходимо усвоить (декларативные знания), а также инструктивный материал, описание методов и приемов деятельности, которую требуется освоить (процедурные знания). Причем это знание ученик получает в готовом виде.

Основные виды деятельности (действия), которые выполняет ученик - восприятие (выслушать, увидеть, прочитать), первичное осмысление, запоминание, встраивание в тезаурус, применение для объяснения явлений окружающего мира или для выполнения практической работы.

В традиционном (бескомпьютерном) обучении такая деятельность является основной, при этом источником знания является учитель, в меньшей степени - печатные источники. С применением средств ИТ добавляется новый тип источника знания - электронные ресурсы самых различных видов. Также добавляется новый вид деятельности - информационный поиск, сопряженный с оценкой найденной информации, ее отбором, структурированием и формулированием. Получение информации 1-го типа и связанные с этим виды деятельности реализуются в изучении различных школьных предметов.

Информация 2-го типа - это знание, полученное из эксперимента, назовем его информацией исследовательского (познавательного) характера.

В традиционном обучении источником такого знания является экспериментальная работа при изучении естественных наук, как демонстрационный эксперимент (как правило), так и самостоятельно выполняемый опыт (значительно реже). На уроках с применением средств ИКТ получение информации 2-го типа наиболее характерно для уроков информатики, хотя возможно и в ходе работы в виртуальных лабораториях при изучении естественных наук.

Особенность обучения информатике в том, что использование средств ИТ дает возможность для самостоятельного экспериментирования практически на каждом уроке, при этом объекты компьютерного эксперимента на уроке информатики те же, с которыми в реальности работают ИТ-специалисты: текст (гипертекст), изображение, электронная (динамическая) таблица, база данных, ^^Ь-стра-ница, компьютерная программа, инструментальная среда, операционная среда и т. д. Знание об их назначении, структуре, характере поведения, технике взаимодействия с ними ученик получает как в готовом виде (информация 1-го типа), так и в результате собственной практико-преобразователь-ской и экспериментальной работы с ними.

Рассмотрим основные виды деятельности, выполняемые учеником в процессе как практико-пре-образовательской, так и экспериментальной работы.

Деятельность в ходе преобразования информационных объектов - выполнить рекомендуемые действия (указания учителя, предписания, взятые

из инструктивного или справочного материала), наблюдать поведение исследуемого информационного объекта, сопоставить воздействия на объект и условия, в которых они выполнялись, с реакцией объекта на воздействие, выбрать и запомнить наиболее успешные воздействия на объект.

Деятельность в ходе эксперимента - поставить цель (определить желаемый результат деятельности), найти (прочитать, услышать, увидеть, придумать) способ получения желаемого результата, реализовать найденный способ (выполнить действия), оценить полученный результат и степень его соответствия желаемому, выявить причину несоответствия, найти способ ее устранения, повторять весь цикл до получения нужного результата.

Перечисленные виды деятельности активизируют познание, побуждают к самостоятельному поиску способов получения результата, способствуют сознательному усвоению нового знания и запоминанию его на длительный срок.

Информация 3-го типа - это знание ученика о самом себе, о собственном знании, знание о правильности выбранного пути деятельности, выполняемых действий. Ее можно назвать информацией ориентировочного (ориентирующего) характера.

Получение информации данного вида также тесно связано с экспериментальной и практико-преобразовательской работой. Воздействие на информационный объект порождает реакцию компьютера, которая, с одной стороны, несет информацию о поведении и характеристиках изучаемого объекта, а с другой стороны, сообщает ученику информацию о нем самом - о правильности выполнения действий, о правильности выбранного пути решения проблемы, о достигнутом уровне знания и компетентности и т. д.

При этом основные виды деятельности - это критическое осмысление, анализ и оценка своей деятельности, корректировка ее выполнения, как на уровне отдельных действий, так и на уровне общего плана деятельности, отбор и запоминание способов действий, имеющих положительный результат, оценка условий и границ их применимости.

Использование средств ИТ меняет структуру взаимодействий в процессе обучения в целом и, в том числе, в ходе учебного занятия. С одной стороны, применение компьютера оказывает влияние на традиционные виды взаимодействия между участниками образовательного процесса, с другой стороны, компьютер также входит в число таких участников, а значит, перечень традиционно выделяемых видов взаимодействия:

- учитель « класс;

- учитель « ученик;

- учитель « группа учеников;

- ученик : ученик;

- группа учеников « группа учеников;

- ученик : ученик (внутри обособленной группы);

следует дополнить взаимодействием ученик (учитель) : компьютер. При этом важно осознавать, кто или что в действительности является партнером ученика или учителя по взаимодействию, когда они осуществляют ту или иную деятельность за компьютером. Ученик (учитель) вступает во взаимодействие, опосредованное компьютером или другими средствами ИТ:

1) с другими людьми по локальной сети школьного кабинета информатики или образовательного учреждения в целом (при наличии возможности непосредственного личностного контакта);

2) с другими людьми в городских, региональных или глобальных сетях (когда возможен только опосредованный виртуальный контакт);

3) с обучающими программами, тренажерами и электронными учебниками;

4) с удаленными информационными источниками;

5) с инструментальной средой в процессе разработки компьютерной программы или другого информационного продукта, в том числе с операционными и сетевыми средами и сервисами.

Для первых двух видов взаимодействия термины, указывающие на качественные характеристики сетей (локальная, городская, глобальная), играют второстепенную роль. Фактически это общение между людьми, получившими в свое распоряжение новый коммуникационный канал. Их общение опосредовано компьютером, но он выступает лишь как техническое средство, обеспечивающее связь, и не рассматривается как субъект взаимодействия. Основное отличие в том, какие отношения связывают партнеров по взаимодействию. В первом случае они лично знакомы и находятся в состоянии активного непосредственного общения, а средства ИТ предоставляют новый канал коммуникации, дополняющий непосредственное личностное общение. Во втором случае партнеры по взаимодействию, как правило, не знакомы лично, а главное, не могут вступить в контакт иначе как посредством телекоммуникации, при этом уровень сети (глобальная, региональная, городская) для представленной классификации принципиального значения не имеет. В третьем и четвертом случаях партнером ученика по взаимодействию является автор (авторский коллектив) электронного образовательного ресурса или неадаптированного для образовательных целей информационного источника. Имеет место переопосредование взаимодействия, то есть сначала автор создает информационный продукт, который опосредует взаимодействие с его потребителями, а затем доступ к этому продукту обеспечивает компьютер.

В пятом виде взаимодействия партнером выступает сама инструментальная среда, посредством которой разрабатывается информационный продукт, или, условно говоря, «компьютер», с которым она отождествляется в нашем сознании. В данном виде взаимодействия преобладает интеракция, и обмен действиями между компьютером и его партнером (учеником, группой учеников, учителем) весьма активен. Именно в этом случае ученик получает от компьютера информацию исследовательского (познавательного) характера (2-го типа), а также ориентирующего характера (3-го типа).

Взаимодействие с операционными и сетевыми средами и сервисами отличается от взаимодействия с инструментальной средой тем, что информационный продукт не оформляется в явном виде, но характер взаимодействия в обоих случаях сходен, поскольку ученик взаимодействует собственно «с компьютером», точнее, его партнером является интерфейс либо инструментальной среды, либо операционных и коммуникационных сред, оболочек и служб. Поэтому данное взаимодействие мы не будем выделять как отдельный вид. Хотя отметим, что поначалу оно малоактуально для ученика, поскольку операционная среда его школьного компьютера уже настроена соответствующим образом, однако по мере роста его пользовательской квалификации это взаимодействие активизируется и становится все более интересным и востребованным.

Таким образом, говоря о взаимодействии с компьютером, мы имеем в виду сложную систему взаимодействий, партнерство в которых не всегда определяется явно, и это требуется учитывать в организации учебного занятия.

С другой стороны, использование компьютера и других средств ИТ в процессе обучения информатике оказывает влияние на традиционные виды взаимодействия, которые претерпевают значительные изменения. Расширяется спектр информационных потоков, обогащается внутреннее наполнение взаимодействия. Особенно продуктивным оказывается трехстороннее взаимодействие учитель -ученик - компьютер.

Чтобы в данных условиях эффективно организовать информационно-педагогическое взаимодействие, требуется построить структурную модель взаимодействия между участниками образовательного процесса по информатике, ориентированного на познавательное развитие учащихся, с учетом роли компьютера как его своеобразного субъекта, который выступает в качестве интерактивного партнера ученика и учителя, а также оказывает влияние на традиционные виды взаимодействия, а также разработать соответствующую методику в рамках данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.