Научная статья на тему 'Учебная деятельность школьников на основе информационных технологий'

Учебная деятельность школьников на основе информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2170
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александренко Наталья

Автор делится опытом организации учебного процесса в начальной школе, который должен способствовать активизации познавательной сферы детей, успешному усвоению учебного материала и способствовать их психическому развитию. Автор считает, что информационно-коммуникационные технологии должны выполнять определенную образовательную функцию, должны помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, и ни в коем случае не подорвать здоровье. Информационно-коммуникационные технологии должны быть вспомогательным элементом учебного процесса, а не основным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная деятельность школьников на основе информационных технологий»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №5 • 2015

От теории к практике реализации ФГОС

УДК 373.31

Н. Александренко

Учебная деятельность школьников на основе информационных технологии

Аннотация. Автор делится опытом организации учебного процесса в начальной школе, который должен способствовать активизации познавательной сферы детей, успешному усвоению учебного материала и способствовать их психическому развитию. Автор считает, что информационно-коммуникационные технологии должны выполнять определенную образовательную функцию, должны помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, и ни в коем случае не подорвать здоровье. Информационно-коммуникационные технологии должны быть вспомогательным элементом учебного процесса, а не основным.

Ключевые слова:

организация учебного процесса, педагогическая технология, начальная школа, информационные технологии, здоровье детей

Keywords:

organization of educational process, educational technology, elementary school, information technology, children's health

Abstract. The author shares the experience of organization of educational process in the elementary school, which should contribute to enhancing cognitive sphere of children, their successful learning and promote their mental development. The author believes that information and communication technologies need to perform a specific educational function, should help the child to understand the flow of information, perceive it, remember, and in any case not undermine the health. Information and communication technologies should be a subsidiary, not the main element of the educational process.

Одна из важнейших задач нашей школы, состоит не только в обучении школьников предмету, но и в воспитании развитой личности, умеющей осуществить свои позитивные возможности, раскрыть свои природные способности. Большие возможности для самореализации ребёнка даёт обучение с применением информационно-коммуникационных технологий [1,3,4,7,9,11].

Когда я изучала новую технологию, у меня появилось много вопросов:

• На каких уроках целесообразно использовать ИКТ?

• Какие электронные образовательные ресурсы можно использовать при подготовке к урокам?

• Не окажет ли отрицательное влияние на здоровье детей применение ИКТ?

• Сколько времени на уроке можно использовать проектор и экран?

• На каких этапах урока необходимо применять ИКТ?

Внедрение компьютерных технологий сегодня

является новой ступенью в образовательном процессе. Об этом много пишут авторы педагоги и ученые [2,5,8,12,13,15].

Конечно, любая педагогическая технология — это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее преобразование. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология [6,10,14].

Компьютерная технология, по мнению О.И. Агапова, О.А. Кривошеева, А.С. Ушакова,— это совокупность методов, форм и средств воздействия на человека в процессе его развития. Это единый образовательный процесс. Таким образом, компьютерные технологии обучения — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:

1. Как «проникающая» технология — применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач.

2. «Основная», определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии частей.

3. «Монотехнология», означающая, что все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.

Использование различных образовательных средств информационных компьютерных технологий в обучении позволяет решить следующие задачи:

• освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности;

• выработка умений и навыков решать типовые практические задачи, т.е. применять полученные знания на практике;

• выработка умений анализировать и принимать решения в нестандартных проблемных ситуациях;

20 Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 5 • 2015

• развитие способности к определенным видам деятельности;

• восстановление знаний, умений и навыков;

• контроль и дифференцированное оценивание уровней знаний и умений.

Образовательные средства информационных компьютерных технологий можно классифицировать по ряду параметров:

1) по решаемым педагогическим задачам:

• средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

• средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

• вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

• комплексные средства (дистанционные учебные курсы);

2) по функциям в организации образовательного процесса:

• информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

• интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

• поисковые (реализуются через каталоги, поисковые системы);

3) по типу информации:

• с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы);

• с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы);

• с аудиоинформацией (звукозапись выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

• с аудио- и видеоинформацией (аудио- видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

• с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания);

4) по формам применения ИКТ в образовательном процессе:

• урочные;

• внеурочные;

5) по форме взаимодействия с обучаемым:

• технология асинхронного режима связи — «offline»;

• технология синхронного режима связи — «online».

При применении компьютерных технологий весьма

актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков [3,8,9,14,15].

При этом компьютер выполняет следующие функции:

• технико-педагогические (обучающие и управляющие программы, диагностирующие, моделирующие, экспертные, диалоговые, консультирующие, расчетно-логические);

• дидактические (компьютер как тренажёр, как репетитор, как ассистент, как устройство, моделирующее определённые ситуации; компьютер как средство, выполняющее функции: оперативного обновления учебной информации, получения оперативной информации об индивидуальных особенностях обучающихся; компьютер как средство корректировки, контроля и оценки их деятельности, её активизации и стимулирования).

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора; являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем для ребенка — равноправный партнер, способный очень тонко реагировать на его действия и запросы, чего ребёнку порой так не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ученика, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Следовательно, использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Анализ педагогической и методической литературы, а также опыт использования современных компьютерных технологий позволил мне систематизировать цели использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

• развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

• развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

• формирование информационной культуры, умения обрабатывать информацию (при использовании табличных процессоров, баз данных).

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

• подготовка школьников средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:

• повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

• выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

В своей педагогической деятельности использование информационно — коммуникационных технологий осуществляю следующим образом:

• разрабатываю дидактические материалы (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

• провожу презентации на определённую тему по учебному материалу;

Учебная деятельность школьников на основе информационных технологий

21

• использую готовые программные продукты;

• использую Интернет-ресурсы в процессе подготовки и проведения урока, внеклассного мероприятия, самообразования;

• организую и провожу внеклассные мероприятия с использованием информационно-коммуникационных технологий;

• использую ИКТ при организации исследовательской и проектной работы учащихся;

• провожу мониторинг результатов обучения и воспитания, создаю тестовые работы.

Считаю, что при подготовке к уроку с использованием современных компьютерных технологий, при отборе учебного материала необходимо соблюдать основные дидактические принципы:

• систематичность и последовательность;

• доступность;

• дифференцированность;

• научность.

Но компьютер на уроке не заменяет учителя, а только дополняет его.

Выделю некоторые аспекты, характерные для урока с использованием информационно-коммуникационных технологий:

• адаптивность: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

• диалоговый характер обучения;

• управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

• оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

• поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

• неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Считаю, что можно применять различные образовательные средства информационно-коммуникационных технологий при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала, а также для обобщения методического опыта работы в электронном виде.

Опыт проведения уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий позволил выделить основные, на мой взгляд, варианты уроков данной технологии:

• урок с мультимедийной поддержкой — на уроке используется один компьютер, им пользуется учитель (для демонстрации рисунков, опытов, виртуальные экскурсии), а также ученики для защиты проектов;

• урок с компьютерной поддержкой — урок проходит в компьютерном классе, за компьютерами работают все ученики одновременно или по очереди: выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения и т.д.;

• урок интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе, его основная цель — формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире, при этом компьютер становится не только средством обучения, но и объектом изучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Урок с мультимедийной поддержкой

На этапе подготовки к такому уроку важно проанализировать электронные и информационные ресурсы, отбирать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях.

Большую помощь в поиске необходимой информации оказывает каталог образовательных ресурсов по различным направлениям обучения, размещенный во всемирной сети Интернет. Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

• целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

• видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

В настоящее время социологическими исследованиями доказано, что школьники запоминают на слух до 30% материала, зрительно до 40%, письменное запоминание составляет 50%, при повторном прослушивании усвояемость материала доходит до 60%. При использовании же современных технологий, а именно мультимедийных электронных учебников, запоминание информации может достигнуть 90%.

При объяснении нового материала на уроке использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проецируя их на большой экран при помощи мультимедийного проектора. При этом существенно меняется технология объяснения материала — учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

Использование современных компьютерных технологий позволяет применять в педагогической деятельности новые нетрадиционные формы урока.

Сегодня, когда школа подключена к сети Интернет, появилась возможность проводить уроки в форме виртуальных экскурсий, что особенно значимо при изучении предмета окружающий мир.

Организация виртуальных экскурсий возможна в природу или в исследовательский институт, музей.

Виртуальная экскурсия с помощью слайдов, (созданных, например, при помощи программы Microsoft Power Point) позволяет каждому ученику окунуться в атмосферу изучаемого материала, остаться наедине со своими чувствами и переживаниями, что способствует активизации познавательной деятельности. Переход от слайда к слайду создает необходимый видовой ряд этого урока, снабженный музыкальным сопровождением. Считаю, что в ходе такой работы увеличивается зрительно-эмоциональное воздействие на ученика, т.к. в этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Сегодня мною разработано 80 презентаций по 60 темам, для уроков окружающего мира.

22 Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 5 • 2015

Мультимедиа позволяют:

• наглядно представлять материал;

• интенсифицировать процесс объяснения нового;

• регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

• повышать познавательную активность учащихся.

При закреплении пройденного материала, предлагаю им работу с электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками; тренажерами и т.д. На этом этапе использую фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся.

Для организации дифференцированного обучения, заранее, на основе использования этих ресурсов, разрабатываю задания для учеников с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал готовлю как в электронном, так и бумажном виде.

Для контроля знаний учащихся по пройденной теме организую промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), решение головоломок, кроссвордов, игровых ситуаций с применением полученных знаний.

Считаю, что к этой процедуре следует относиться весьма ответственно, придерживаюсь таких правил:

• тестирование на уроке не должно занимать более 1015 минут;

• обеспечиваю высокий темп тестирования (из расчета на каждый вопрос — не более одной минуты);

• создаю максимально комфортные условия для учащихся.

Легче воспользоваться готовыми шаблонами, конструкторами тестов. К примеру, несколько тестов разработаны участниками образовательного портала «Сеть творческих учителей» А. Баженовым, А. Комаровским, Д. Ивановым.

Авторы подготовили такие шаблоны, где учителю, имеющему даже небольшой опыт работы с PowerPoint, под силу подготовить замечательную подборку тестов. Достаточно лишь заполнить слайды необходимыми вопросами, вариантами ответов, соответствующей наглядностью.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы детей, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому их развитию. Следовательно, информационно-коммуникационные технологии должны выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, и ни в коем случае не подорвать здоровье. Информационно-коммуникационные технологии должны быть вспомогательным элементом учебного процесса, а не основным. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием информационно-коммуникационных технологий должна быть чётко продумана и дозирована, т.е. носить щадящий характер. Планируя урок или другую работу в начальной школе, тщательно продумываю цель, место и способ исполь-

зования информационно-коммуникационных технологий. Это дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к данной информации. Такие уроки увлекают новизной, возможностью включать в школьный курс альтернативные идеи и нестандартные подходы.

Литература

1. Агапова О.И., Кривошеев А.О., Ушаков А. С. О трех поколениях компьютерных технологий обучения // Информатика и образование. 1994. № 2. С. 9-15.

2. Баранова Е.В., Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе. — СПб.: Из- дат. «Анатолия», 2003.

3. Беляева Е.Б. Компьютерная игра на уроках английского языка в начальной школе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 52-56.

4. Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Миндзаева Э.В. Курс информатики в современной школе: от компьютерной грамотности к метапредметным результатам. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 1. С. 58-64.

5. Винниченко Л.Г. Повышение качества преподавания в начальной школе на уроках с применением ИКТ. // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 4. С. 74-77.

6. Глухарева О.Г. Формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы на уроках информатики и икт посредством проектного обучения. // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 3.С.56-63.

7. Гурьев С.В. Возможности использования компьютера в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста //Образование и наука. 2012. № 10. 112-126

8. Жигарева Н.В. Формирование критического мышления школьников в процессе обучения физике при использовании компьютерных моделей. // Инновационные проекты и программы в образовании 2011. № 2. С. 65-68.

9. Заварзина Н.Н. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках географии // Инновационные проекты и программы в образовании.— 2010.— № 4. С. 53-56.

10. Ившин А.Н. Объективная оценка качества знаний на уроках информатики и ИКТ. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 1. С. 48-53.

11. Ившин А.Н. Учебный предмет Информатики и ИКТ как инструмент для формирования информационной компетентности. // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 5. С. 22-24.

12. Казачихина М.В. Формирование установки на инновационную деятельность у педагогов //Образование и наука.2011. № . 2. 42-53

13. Панова Е. С. Формирование ИКТ — компетентности педагогов современной школы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 3.С. 27-36.

14. Устюжанин А. А. Развитие пространственного мышления учащихся на занятиях по компьютерной графике с помощью упражнения «Универсальная пробка» в рамках программы Autodesk 3D Max. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С. 66-69.

15. Харченко И.В. Организация и проведение интерактивных игр в школе как средство профилактики компьютерной зависимости учащихся. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С. 68-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.