Научная статья на тему 'Моделирование структуры взаимодействия участников образовательного процесса при обучении информатике'

Моделирование структуры взаимодействия участников образовательного процесса при обучении информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОМПЬЮТЕР / СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / INTERACTION IN EDUCATIONAL PROCESS ON INFORMATICS / MODELING / COMPUTER / MEANS OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васенина Елена Александровна

Статья посвящена вопросам моделирования структуры взаимодействия между участниками образовательного процесса по информатике, ориентированного на интеллектуальное развитие учащихся, в условиях применения средств информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of Structure of Interaction Between Participants of Educational Process on Informatics: Interaction with the Class as a Complete Structure

Questions of modeling of structure of interaction between participants of educational process on the Informatics, focused on intellectual development of pupils in the conditions of application of means of information technologies are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Моделирование структуры взаимодействия участников образовательного процесса при обучении информатике»

менты дискретной математики должны быть адекватно отражены в курсе методики обучения информатике.

Примечания

1. Математическая энциклопедия / гл. ред. И. М. Виноградов. Т 2. М.: Сов. энцикл., 1979. 1104 стб.: ил. С. 207.

2. Колин К. К. Философские проблемы информатики. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010: ил. С. 28.

3. Перминов Е. А. Методические основы обучения дискретной математике в системе «школа -вуз». Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2006.

4. Рагулина М. И. Компьютерные технологии в математической деятельности педагога физико-математического направления: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 2008.

5. Перминов Е. А. О методологических основах обучения дискретной математике студентов педагогических специальностей // Вестник Вятского гос. гуманит. ун-та. 2010. № 3(3). С. 80-82.

6. Могилев А. В., Пак Н. И, Хеннер Е. К. Информатика: учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2004. С. 3.

7. Колин К. К. Философские проблемы информатики. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. С. 22.

8. Матросов В. Л, Горелик В. А., Жданов С. А. Теоретические основы информатики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2009.

9. Москинова Г. И. Дискретная математика. Математика для менеджера в примерах и упражнениях: учеб. пособие. М.: Логос, 2002.

10. Колин К. К. Философские проблемы информатики. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010: ил. С. 16.

11. Абдуразаков М. М. Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования: ав-тореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2007.

12. Ершов А. П. Избранные труды. Новосибирск: Сиб. издат. фирма, 1994. С. 294.

13. Гласс Р. Факты и заблуждения профессионального программирования / пер. с англ. СПб.: Символ-Плюс, 2007. С. 23.

14. Перминов Е. А. О методологических аспектах реализации культурологического подхода в математическом образовании // Педагогика. 2011. № 9. С. 49-55.

15. Абдуразаков М. М. Указ. соч.

УДК 371.311.1:519

Е. А. Васенина

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ

Статья посвящена вопросам моделирования структуры взаимодействия между участниками образовательного процесса по информатике, ориентированного на интеллектуальное развитие учащихся, в условиях применения средств информационных технологий.

Questions of modeling of structure of interaction between participants of educational process on the Informatics, focused on intellectual development of pupils in the conditions of application of means of information technologies are considered in this article.

Ключевые слова: взаимодействие в образовательном процессе по информатике, моделирование, компьютер, средства информационных технологий.

Keywords: interaction in educational process on Informatics, modeling, the computer, means of information technologies.

Эффективная организация образовательного процесса, ориентированного на интеллектуальное развитие учащихся, предполагает достижение оптимального сочетания самостоятельности учащихся в познании и педагогического руководства их познавательной деятельностью. Важным направлением педагогической поддержки познавательной деятельности школьников является налаженное взаимодействие между участниками образовательного процесса, прежде всего межличностное взаимодействие учителя и учащихся. Его активизации способствует применение средств ИКТ в образовательном процессе, что особенно актуально для информатики.

В обучении информатике активно используется компьютер, оказывающий влияние на традиционные виды взаимодействия (взаимодействие между учителем и учащимися, группами учащихся или классом как целостной структурой, а также личностное, внутригрупповое или межгрупповое взаимодействие между учащимися) и, в то же время, выступающий как своеобразный субъект образовательного процесса, интерактивный партнер (термин И. В. Роберт [Роберт И. В., Козлов О. А. Концепция комплексной, многоуровневой и мно-

© Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» (соглашение 14.В37.21.1014)

© Васенина Е. А., 2012

гопрофильной подготовки кадров информатизации образования // Информатика и образование. 2005. № 11. С. 4]) учителя и учащегося. При этом уровень включенности компьютера во взаимодействие может быть различным, а именно: компьютер предоставляет канал связи в сетевом взаимодействии, компьютер выполняет роль посредника между пользователем и некоторым информационным источником или электронным образовательным ресурсом, компьютер, представленный инструментальной, операционной или сетевой средой, реагирует на действия пользователя, становясь своеобразным субъектом взаимодействия.

Соответственно для эффективной организации образовательного процесса требуется разработать модель структуры взаимодействия между участниками образовательного процесса по информатике с учетом роли компьютера как его своеобразного субъекта, а также предложить соответствующую методику в рамках данной модели.

Следует подчеркнуть, что для образовательного процесса по информатике приоритетной является ориентация на интеллектуальное развитие учащихся, а это требует действенной педагогической поддержки их познавательной деятельности, ключевым направлением которой является педагогическое общение. Образовательный процесс по информатике строится на базе деятельностного подхода, который воплощается посредством экспериментальной и практико-пре-образовательской деятельности над информационными объектами, инструментированной средствами ИКТ. Стержнем этой деятельности является задача или система задач и заданий, в процессе решения которой учащийся осваивает новый для него учебный материал, а также новые интеллектуальные умения.

Учитель управляет познавательной деятельностью учащегося непосредственно - через совместное планирование и выполнение компьютерных экспериментов по разрешению проблемных ситуаций, через диалог, через инициализацию и модери-рование обсуждения и поиска оптимальных способов выполнения деятельности, а также опосредованно - через задания, которые мотивируют применение нового знания, выявляют противоречия, подсказывают правильный путь решения, стимулируют познавательную активность учащихся, организуют их поисковую деятельность. Результаты эксперимента и поиска составляют основу теоретического знания, которое рождается в обсуждении, в совместном с учителем выстраивании логики и причинно-следственных связей, в формулировании выводов, их фиксации и визуальном представлении, на базе которого формируется целостный образ изучаемого материала, что позитивно влияет на формирование интеллектуальных качеств личности.

Субъектами деятельности при этом являются учитель, учащиеся и в определенном смысле компьютер, между которыми образуется сложная система отношений и взаимодействий. Эти отношения и взаимодействия находятся в состоянии взаимной связи, а также в зависимости от организации освоения нового материала, которая и является базой для построения модели структуры взаимодействия между участниками образовательного процесса по информатике.

При этом организация изучения нового материала определяется внутренней логикой познавательной деятельности учащихся и выражается в структуре учебного занятия (блока занятий по конкретной теме). Познавательная активность учащихся обеспечивается ведущей ролью экспериментальной и практико-преобразовательской деятельности над информационными объектами, инструментированной средствами ИКТ. При этом практика опережает формирование теоретического знания и служит его основой.

Специфической задачей моделирования структуры взаимодействия между участниками образовательного процесса по информатике является определение роли и места компьютера как своеобразного субъекта взаимодействия в образовательном процессе по информатике, в выявлении его влияния на познавательную деятельность учащихся, в поиске эффективных способов ее активизации посредством участия компьютера в педагогическом общении.

Важно определить особенности встраивания компьютера в процесс взаимодействия учителя и учащихся в зависимости от формы организации их познавательной деятельности - фронтальной, групповой, индивидуально-обособленной, уделяя особое внимание трехстороннему взаимодействию Учитель : Учащийся : Компьютер.

Фронтальную работу можно характеризовать как совместную синхронизированную деятельность всего класса с активным началом, принадлежащим учителю, в ходе которой превалирует взаимодействие Учитель « Класс, с обязательным подключением взаимодействия Учащийся « Компьютер в сопровождении взаимодействия Учитель « Учащийся.

При этом основным партнером учителя по взаимодействию выступает класс как некоторое целостное образование, имеющее некоторые общие характеристики и не тождественное сумме составляющих его индивидуальностей. Такое взаимодействие в принципе полисубъектно, поскольку одновременно учитель:

а) взаимодействует с отдельными учащимися, обращаясь к ним, принимая от них информацию, устанавливая невербальные контакты;

б) инициирует взаимодействие Учащийся « Компьютер и управляет им;

в) модерирует взаимодействие между учащимися.

Такая форма работы характерна для этапов мотивации, сообщения начального знания, фронтального эксперимента, обобщения и формулирования выводов, формирования целостного образа темы.

Этап экспериментальной работы характеризуется включением в систему взаимодействий компьютера (чаще всего имеется в виду инструментальная среда, реже - электронный образовательный ресурс или удаленный источник информации). При этом акцент смещается на взаимодействие Учащийся : Компьютер. Однако действия, которые предпринимают учащиеся, планируются и управляются преимущественно учителем. Задача учащихся - зафиксировать реакцию, которую выдает компьютер на различные варианты воздействий, и сделать первичные выводы об их успешности или ошибочности, которые в дальнейшем будут обобщаться и обретать стройный и законченный вид. Взаимодействие Учащийся « Учащийся и на данном этапе имеет место, так как экспериментальная работа не у всех получается одинаково и части учащихся приходится опираться на результаты, полученные более успешными сверстниками.

Структура взаимодействий при такой форме работы представлена на рис. 1 (толщина линии соответствует интенсивности взаимодействия).

Рис. 1. Схема фронтального взаимодействия с классом как целостной структурой

Характеристика взаимодействий

1 - однонаправленный информационный поток, содержащий сообщение новых знаний, объяснение, выдачу задания, инструктирование, а также обращение с вопросами, цель которых - привлечение внимания, создание проблемной ситуации, инициирование эвристической деятельности или, на-

оборот, побуждение к рассуждению, выявлению логики, формулированию выводов.

2 - распараллеливание и частичное опосредование (визуализация) компьютером предыдущего информационного потока, использование демонстрационных возможностей центрального компьютера для иллюстрирования рассказа учителя, передачи другой информации.

3 - получение вербальной и невербальной информации диагностирующего характера от класса в целом, обеспечивающей правильную организацию общей работы.

4 - общение с отдельными учащимися, получение от них ответов на поставленные вопросы, диалоги, встроенные во взаимодействие с классом в целом.

5 - получение учителем визуальной информации диагностического характера с мониторов учащихся.

6 - взаимодействие учащегося с компьютером в ходе экспериментальной деятельности, информационного поиска, других видов работы.

Фронтальные формы работы в большей степени ориентированы на передачу знаний и опыта, для решения же задач личностного развития и, в частности, интеллектуального воспитания необходима индивидуализация. Применение средств ИКТ в образовательном процессе предоставляет такую возможность. Особенно перспективным представляется встраивание компьютера в индивидуальную познавательную деятельность учащихся. Индивидуальная практическая работа за компьютером является той формой, которая позволит учащемуся проявить самостоятельность в познании, а учителю даст возможность для создания условий, стимулирующих личностное развитие и обеспечивающих позитивные личностные изменения.

В силу своей способности реагировать на действия учащихся компьютер становится для них партнером по взаимодействию, источником информации содержательного, исследовательского и ориентирующего характера, что в значительной мере увеличивает их самостоятельность в познании и активизирует его. А это, в свою очередь, высвобождает время учителя для активизации непосредственного межличностного общения с детьми. Предметом такого общения является, как правило, учебная задача, инструментом решения которой также является компьютер, взаимодействие Учащийся : Компьютер перерастает в трехстороннее взаимодействие Учитель « Учащийся « Компьютер. Указанные виды взаимодействия являются ключевым звеном структурной модели взаимодействия между участниками образовательного процесса по информатике.

Характеристика взаимодействий:

1 - интерактивное взаимодействие учащегося с компьютером, в ходе которого учащийся получает

информацию содержательного, исследовательского и ориентировочного характера.

2 - межличностное общение учителя и учащегося.

3 - непосредственное участие учителя во взаимодействии учащегося и компьютера, их трехстороннее взаимодействие.

4 - получение учителем с монитора компьютера обучающегося визуальной информации о состоянии решения учебной задачи без активного вмешательства в его работу, а также передача на компьютер обучающегося инструктивной информации и заданий.

Рис. 2. Схема трехстороннего взаимодействия Учитель « Учащийся « Компьютер

Межличностное взаимодействие учителя и учащегося представляет собой наиболее плодотворный вид взаимодействия и в плане индивидуализации обучения, и плане руководства познавательной деятельностью школьников, особенно самостоятельной, и в плане интеллектуального воспитания. Только в межличностном общении можно диагностировать достигнутый интеллектуальный уровень, а также обеспечить воздействие, которое поможет добиться результата. Третья сторона - компьютер - предоставляет дополнительные возможности для активизации и углубления такого взаимодействия.

В процессе взаимодействия учитель получает информацию о состоянии школьника как объекта и субъекта управления, а также передает ему информацию с целью воздействия на его интеллектуальную сферу. Средства ИКТ играют в этом информационном обмене значительную роль, поскольку, с одной стороны, информация о деятельности учащегося за компьютером отображается на экране монитора и легко может быть прочитана учителем. По сути, на экране монитора учитель может «увидеть мысль» учащегося. С другой стороны, учитель получает возможность оперативного реагирования на ситуацию, причем воздействует на учащегося не прямым указанием, а включаясь в совместную деятельность за компьютером. При этом направлениями диагностики состояния учащегося являются:

- диагностика когнитивной сферы;

- диагностика ценностей в сфере познания;

- диагностика личностных качеств.

Взаимодействуя с учителем, учащийся также

получает существенный информационный поток, причем поступающая информация именно та, в которой нуждается конкретный учащийся. Она может быть индивидуализирована, адаптирована к его уровню и особенностям когнитивной сферы как в содержательном плане, так и в плане выбора формы ее представления, а значит будет максимально полезна для достижения целей его интеллектуального и личностного развития. Индивидуализация состоит еще и в точном дозировании предоставляемой учащемуся информации: часто учитель указывает лишь направление поиска, путь к информационному источнику, а в ряде случаев предлагает подумать самому, если чувствует, что учащемуся по силам самостоятельно справиться с проблемой.

Таким образом, в условиях интенсификации обратной связи реализуется диагностическая функция и функция управления познавательной деятельностью и, в определенной мере, процессом интеллектуального роста учащегося.

Процесс индивидуальной практической работы учащихся за компьютером характеризуется недостаточным взаимодействием Учащийся « Учащийся. Однако на уроке информатики учащиеся часто работают в парах (бинарных группах), при этом связь Учащийся « Учащийся, работающая внутри бинарной группы и опосредованная компьютером, оказывает значительное влияние на познавательную деятельность и, следовательно, требует серьезного внимания и руководства со стороны учителя (рис. 3). Кроме того, учитель взаимодействует не только с отдельными учащимися и постоянными по составу группами (в том числе бинарными). Он может сгруппировать вокруг себя учащихся по критерию общности какой-либо характеристики (допустили одинаковую ошибку, выполнили задание раньше других и т. п.). Таким образом, активизируется взаимодействие Учитель « Группа уча-

Рис. 3. Схема взаимодействия Учитель « Бинарная группа учащихся « Компьютер

Описание взаимодействий:

1 - взаимодействие между учащимися внутри бинарной группы.

2 - выработка общего решения и согласованное воздействие на компьютер.

3 - получение от компьютера каждым учащимся информации содержательного, исследовательского и ориентировочного характера.

4 - встраивание учителя во взаимодействие учащихся внутри группы.

5 - встраивание учителя в совместную работу учащихся и взаимодействие их с компьютером.

6 - межличностное общение учителя с каждым из учащихся.

7 - получение учителем с ученического компьютера визуальной информации о состоянии дел учащегося без активного вмешательства в его работу, а также опосредованная компьютером передача учебной информации.

Кроме того, учитель не только оказывает влияние на взаимодействие учащихся внутри группы, но также управляет межгрупповым взаимодействи-

ем учащихся, модерирует взаимодействия Учащийся : Учащийся и Группа учащихся « Группа учащихся.

Характеристика взаимодействий

1 - личностное взаимодействие между группами учащихся постоянного состава.

2 - опосредованное компьютером межгрупповое взаимодействие.

3 - модерирование учителем межгруппового взаимодействия.

4 - личностное взаимодействие между отдельными учащимися.

5 - взаимодействие учителя в определенный момент урока с временно сформированной группой, объединяющей учащихся по критерию общности некоторой характеристики, для достижения конкретной цели.

6 - получение учителем с ученических компьютеров визуальной информации о состоянии дел в группах без активного вмешательства в их работу, а также опосредованная компьютером передача учебной информации.

Обозначения:

; - группы постоянного состава, - чаще всего бинарные

I — временные группы, ' члены которых объединяются вокруг учителя по признаку общности некоторой характеристики и с которыми он общается как с единым целым

Комментарии:

1) взаимодействия, описанные

для ситуации бинарной группы, отмечены стрелками, но не нумеруются, а описание их не повторяется;

2) к данной схеме можно добавить

также индивидуально работающих учеников, что не внесет принципиальных изменений

Рис. 4. Схема взаимодействия учителя с классом как с системой групп учащихся

Моделирование структуры взаимодействия между участниками образовательного процесса по информатике позволяет выявить основные связи и закономерности, понимание и учет которых необходимы для эффективной организации педагогической поддержки познавательной деятельности учащихся и обеспечения условий для их личностного роста и развития.

УДК 378

Е. А. Снигирева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В статье рассматривается проблема формирования конкурентоспособности будущих экономистов. Дается авторское определение понятия и выделяются структурные компоненты конкурентоспособности будущих экономистов. Формирование конкурентоспособности рассмотрено через использование проектной технологии.

In the article the problem of forming the competitiveness of future economists is discussed. The author's definition of the notion is presented and the structural components of forming the competitiveness of future economists are defined. Forming the competitiveness is presented on the basis of project activity.

Ключевые слова: конкурентоспособность будущих экономистов, способности, компетенции, технология проектной деятельности.

Keywords: competitiveness of future economists, abilities, competences, the technology of project activity.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» указывается, что цель модернизации образования состоит в его соответствии вызовам XXI в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства [1]. Сегодня подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего системным анализом, способного ориентироваться в стремительном потоке научной и технической информации, является первоочередной задачей высшего профессионального образования.

В связи с модернизацией российского образования актуальной задачей современной высшей школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирова-

© Снигирева Е. А., 2012 84

ние ключевых компетентностей, обобщённых и прикладных умений жизненных навыков. В Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования выделяются компетенции, которыми должен обладать выпускник определенного уровня образования. Доктор педагогических наук Н. П. Гончарук [2] отмечает, что компетентность является одним из показателей конкурентоспособности современных выпускников.

Методологическими основаниями нашего исследования являются компетентностный, культурологический, акмеологический подходы.

Мы согласны с доктором педагогических наук Ю. Г. Татуром, который определяет компетентность специалиста как «стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [3].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (III поколения) по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») (ФГОС - 3), выпускник должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. Общекультурные компетенции составляют ядро модели выпускника вуза, дают возможность быть востребованными на рынке труда, успешно реализовывать себя в различных сферах деятельности. Профессиональные компетенции - это способность работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности.

Компетентностный подход дополняется нами культурологическим, поскольку мы опираемся на понятие базовой культуры личности О. С. Газма-на, трактующего ее как «необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности» [4]. Базовая культура личности необходима для развития личности в деятельности. Изучение будущими экономистами предметов гуманитарного цикла, ориентированное на формирование общекультурных компетенций, на наш взгляд, способствует их превращению в субъектов культуры.

Опора на акмеологический подход в данном исследовании предполагает достижение каждым студентом своей «вершины» общекультурных и профессиональных компетенций, от которых будет зависеть их конкурентоспособность на рынке труда. Акмеологический подход заключается в формировании у будущих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.