А. H. Богатырев, Г. H. Некрасова, H. С. Александрова. Междисциплинарные задания.
Представленный в статье региональный опыт демонстрирует возможности обновления технологического образования школьников, указывает на необходимость введения новых актуальных разделов и тем в программы обучения и воспитания современной молодежи. В заключение следует отметить, что в дальнейшем предстоит реализовать следующие задачи: 1) усилить работу в методическом и методологическом направлениях в рамках принятого нового стандарта как школ, так и высших учебных заведений; 2) освоить инновационные технологии средств и методов обучения и организовать курсы повышения квалификации преподавателей по вопросам современного производства и нанотехнологий; 3) разработать учебно-методические пособия для учащихся начального образования и среднего (полного) общего образования 10-11-х классов по экологии и современному производству (нанотехнологии) для учебной и внеурочной деятельности; 4) создать единую образовательную среду взаимодействия учреждений высшего профессионального образования, средней школы, системы дополнительного образования и центров повышения квалификации и переподготовки учителей, в том числе используя возможности сетевого взаимодействия; 5) развивать межрегиональное и международное сотрудничество в области экологического и технологического образования педагогов и школьников; 6) расширять направления сотрудничества с природоохранными службами как на региональном, так и межрегиональном уровне по вопросам экологического, технологического просвещения, образования и культуры населения.
Примечания
1. Некрасова Г. Н., Янова Е. А. О необходимости включения в технологическую подготовку школьников вопросов об автоматизации технологических процессов // Совершенствование технологической подготовки и художественного образования в школе и вузе: сб. науч.-метод. тр. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. С. 60-61.
2. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. С. 61, 87.
3. Сасова И. А. Образовательные стандарты второго поколения и новые учебники технологии // Школа и производство. 2011. № 3. С. 3.
4. Там же. С. 7.
5. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: http://www. garant. ru/products/ipo/ prime/doc/97127/
6. Чикова О. А, Косов Е. Ю. Организация подготовки учителей технологии к обучению школьников основам нанотехнологий // Технолого-эко-
номическое образование: достижения, инновации, перспективы: межвуз. сб. ст. XII междунар. науч.-практ. конф. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. Т. 1. С. 190-192.
7. Данилов Д. Н, Семенов В. С, Шигарева Е. Н. Образование в сфере нанотехнологий: опыт Вятского государственного гуманитарного университета // Российские нанотехнологии. 2012. № 1-2. С. 16.
8. Богданов К. Ю. Что могут нанотехнологии? М.: Просвещение, 2009. 96 с.; Еремин В. В., Дроздов А. А. Нанохимия и нанотехнологии. 10-11 классы. Профильное обучение: учеб. пособие. М.: Дрофа, 2009. (Элективные курсы); Зиновкин Р. А. Нанотехнологии в биологии. 10-11 кл.: учеб. пособие. М.: Дрофа, 2010. (Элективные курсы).
9. Хотунцев Ю. А. Человек, технологии, окружающая среда // Библиотека журнала «Экология и жизнь». М.: Устойчивый мир, 2001.
УДК 378.147
А. Н. Богатырев, Г. Н. Некрасова, Н. С. Александрова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
В статье предложена общая схема интеграции предметной и информационной подготовки будущих специалистов на примере модели простого междисциплинарного задания, основанного на сочетании двух дисциплин. Представленная модель является общей и может быть реализована в процессе подготовки студентов различных вузов и специальностей.
The paper proposes a general scheme for the integration of subject and information training future professionals on the model of a simple multi-disciplinary task, based on a combination of the two disciplines. The model presented is general and can be implemented in the preparation of students from various universities and disciplines.
Ключевые слова: междисциплинарные задания, подготовка учителей технологии, интеграция дисциплин.
Keywords: interdisciplinary assignments, teacher training technology, the integration of disciplines.
Политехнический аспект проблемы междисциплинарных связей (МДС) получил широкое развитие в современных исследованиях, особенно в области профессионально-технического образования и в процессе подготовки учителей технологии
© Богатырев А. Н., Некрасова Г. Н., Александрова Н. С., 2012
(С. Я. Батышев, А. П. Беляева, Н. И. Думченко, М. И. Махмутов, П. Н. Новиков и др.). Авторы рассматривают МДС как средство реализации единства общего, политехнического и профессионального образования, их установление и реализация предлагается в качестве эффективного средства интеграции. Чаще всего в современных научно-методических исследованиях роль МДС рассматривается с точки зрения интеграции знаний [1].
При изучении состояния подготовки учителей технологии в вузах (Московский государственный педагогический университет, Вятский государственный гуманитарный университет, Коми государственный педагогический институт, Пермский государственный педагогический университет) наблюдается тенденция, что связи между дисциплинами выявляются и реализуются при изучении дисциплин практически всех блоков подготовки. Уже традиционной стала интеграция общекультурных и общепрофессиональных дисциплин, а также дисциплин предметной подготовки. Особое распространение в последнее время получила интеграция вышеуказанных дисциплин с информационными (информатикой, информационными технологиями и др.). Подобная интеграция реализуется в двух формах.
Первым ее проявлением следует считать использование общепользовательского инструментария информационных технологий в процессе изучения дисциплин. Подтверждением этому служит проведенное нами анкетирование преподавателей вузов. Второй формой является ориентирование студентов на специфику применения информационных технологий в конкретной профессиональной деятельности. В последние годы практически во всех учебных планах имеются профессионально-ориентированные дисциплины (например, «Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», «Информационные технологии в производстве», «Информационные технологии в экономике» и т. д.).
Существует немало форм и методов реализации МДС. Весьма действенной формой, по нашему мнению, является выполнение студентами междисциплинарных заданий (МДЗ), требующих комплексного применения знаний нескольких научных областей. Мы рассматриваем данную проблему с точки зрения использования междисциплинарных заданий в процессе предметно-методической подготовки учителей технологии.
Основная цель использования нами МДЗ -это установление тесной связи в преподавании нескольких дисциплин и активизация познавательной деятельности студентов с использованием средств информационных технологий в сочетании с овладением предметными знаниями и умениями. МДЗ различаются по сложности выполнения и степени интеграции. В связи с этим
мы говорим об их разноуровневое™ и выделяем три вида заданий: I уровень - задания, интегрирующие знания и умения двух диециплин (ем. риеунок); II уровень - задания, интегрирующие теоретичеекий материал и практичеекие умения более чем двух диециплин; III уровень - про-феееионально-ориентированные задания. В елу-чае подготовки будущего учителя технологии они объединяют диециплины предметной и методи-чеекой подготовки и выполняютея на етарших куреах. Данные задания выводят етудентов на уровень приобретения профеееиональных знаний и умений, так как оеновываютея на моделировании педагогичеекой ереды или на реальной еиту-ации из школьной практики. В процееее экепе-риментальной работы нами отмечено, что применение заданий третьего уровня епоеобетвует подготовке учителей технологии к выполнению про-феееиональных педагогичееких задач. Их дидак-тичеекая оенова заключаетея в поетроении ету-дентами модели информационной педагогичеекой ереды для реализации какого-либо школьного раздела, темы или еерии уроков технологии е иепользованием программных и техничееких ередетв информационных технологий. В оенов-ном это комплекеные индивидуальные задания; как правило, они являютея чаетью куреовой или выпуекной работы. Применительно к еиетеме подготовки учителя технологии данный уровень раеематриваетея нами в рамках интеграции дие-циплин информационной, предметной и методи-чеекой подготовки.
Раеемотрим обобщенную ехему интеграции предметной и информационной подготовки етудентов вузов на примере модели МДЗ I уровня еложноети.
Это проетые задания, оенованные на интеграции двух диециплин. Одна из диециплин отноеит-ея к блоку информационной подготовки етуден-тов, а вторая - чаеть предметной подготовки. Каждая из этих диециплин включает теоретичеекую и практичеекую чаети.
Интеграционная оенова информационной и предметной подготовки етудентов вузов отображена на ехеме в форме двух облаетей перееечения - 5 и 6. Это означает, что МДЗ могут быть оенованы на различном еочетании еоетавляющих информационной и предметной подготовки етудентов. Облаеть «5» отражает МДЗ, оенованные на еочетании прак-тичееких еоетавляющих информационной и предметной подготовки; облаеть «6» - оенованные на еочетании практичеекой чаети информационной подготовки е теоретичеекой оеновой предметной подготовки етудентов. В етруктуре одного задания может быть и другое еочетание - в этом елу-чае мы говорим об облаети перееечения «5+6».
Предлагаемые нами МДЗ могут быть двух видов, завиеящих от раеетановки образовательных акцентов:
А. Н. Богатырев, Г. Н. Некрасова, Н. С. Александрова. Междисциплинарные задания.
1) МДЗ, применяемые в ходе изучения студентами дисциплин информационной подготовки с использованием профессионально значимого материала;
2) МДЗ, реализуемые в процессе изучения дисциплин предметной подготовки будущих специалистов с опорой на их информационные умения.
Наличие стрелок на схеме и их направление иллюстрирует то, что со временем область интеграции информационной и предметной составляющих подготовки студентов увеличивается, возрастает доля их взаимопроникновения. Это объясняется, в первую очередь, развитием сферы информационных технологий, совершенствованием средств информационных технологий, их растущим количеством и разнообразием. Также на интеграцию оказывает влияние и совершенствование самой профессиональной деятельности. Это происходит за счет внедрения в профессиональную сферу более совершенных и современных средств информационных технологий, что, в свою очередь, требует от учителя выполнения более сложных профессиональных действий, владения новыми умениями и навыками. Спецификой современных условий труда является возникновение новых интегрированных рабочих мест, что требует от будущего специалиста овладения общенаучными, общетехническими и специальными знаниями и умениями комплексного применения их на практике [2]. Названные тенденции приводят к повышению тре-
бований к уровню подготовки будущего специалиста в области информационных технологий, чем и обусловлено рассмотрение нами проблемы интеграции информационной и предметной составляющих подготовки студентов.
Расширение области интеграции информационной и предметной подготовки студентов вузов -процесс не бесконечный, есть предел. Исходя из логики построения нашей модели напрашивается вывод, что максимальное расширение границ области интеграции наблюдается в случае полного совмещения областей информационной и предметной составляющих подготовки студентов вузов, т. е. возможно слияние в единое целое. Фактически полного наложения и совмещения предметной и информационной составляющих наблюдаться не может, так как в каждом из этих блоков подготовки присутствует такой материал, который не подразумевает и не требует интеграции. Он необходим сам по себе и не подлежит сочетанию с содержательным наполнением и инструментарием других составляющих подготовки будущих специалистов.
Мы рассмотрели схему МДЗ первого из трех вышеназванных уровней сложности. Это простые задания, основанные на интеграции двух дисциплин. Предлагаемая нами модель МДЗ является общей и может быть реализована в процессе подготовки студентов различных вузов и специальностей.
Модель интеграции предметной и информационной подготовки студентов вузов ИП - информационная подготовка: 1 - теоретические основы информационной подготовки, 2 -практическая часть информационной подготовки (информационный инструментарий); ПП-предметная подготовка студентов: 3 - теоретические основы предметной подготовки, 4 -практическая часть предметной подготовки; 5 и 6 - интеграционные основы информационной и предметной подготовки студентов вузов, на основе которых разрабатываются МДЗ; стрелками
показано расширяющееся поле профессионализации.
В рамках своего исследования мы рассматриваем вузовскую методику и берем МДЗ, связывающие информационную, предметную и методическую подготовку будущего учителя технологии. По нашему мнению, они играют важную роль в профессионализации предметно-методической подготовки студентов в области информационных технологий; повышают уровень профессиональной подготовки будущих учителей технологии и развивают профессионально-педагогические качества студентов, так как используемые в нашей практике МДЗ не просто интегрируют знания и умения из различных дисциплин подготовки специалиста, а реализуются на основе информационных технологий. Их использование в учебном процессе позволяет не только комплексно освоить приемы обработки материалов и информации, но и научить студентов эффективно применять компьютерную технику в школьном технологическом образовании, познакомить с основами автоматизации и информатизации технологических процессов по обработке наиболее распространенных материалов (древесина, бумага, ткань и др.).
В заключение отметим, что введение комплексных МДЗ в учебный процесс вузов оказывает положительный дидактический эффект и позволяет решать важные задачи профессиональной подготовки.
- Интеграция предметных, педагогических, общекультурных и других знаний и умений, в результате чего наблюдается более полное усвоение студентами теоретического материала, рассматриваемого на лекциях, знакомство с дополнительной информацией; это дает возможность проектирования процесса подготовки специалиста более логично с учетом его будущей профессиональной деятельности.
- Наблюдается более высокая и устойчивая мотивация к обучению, так как студенты вовлекаются в профессионально значимую для них деятельность, а следовательно, повышается и эффективность обучения.
- В ходе усвоения студентами новых теоретических сведений и формирования умений при работе с профессионально значимым материалом и создания соответствующих объектов наблюдается более высокий уровень усвоения, нежели при выполнении этих же заданий на примере какого-либо абстрактного материала, содержание которого не связано с их будущей профессиональной деятельностью. В результате студенты приобретают профессионально значимые навыки, обеспечивающие в последующем успешное выполнение профессиональных задач.
- Использование одних и тех же средств информационных технологий на занятиях нескольких дисциплин высвобождает учебное время на первоначальное их освоение, позволяет более глубоко изучить технические возможности и отрабо-
тать приемы специализированной обработки информации.
Подводя итог, еще раз подчеркнем, что применение комплексных МДЗ при подготовке будущих специалистов максимально приближает их к освоению профессиональных задач и в дальнейшем способствует успешному выполнению ими функций и действий в конкретной профессии.
Примечания
1. Енисеев М. К. Научные основы интеграции знаний и усвоения изучаемого учебного материала в процессе связи его с ранее известным школьникам: дис. ... д-ра пед. наук. Чебоксары, 1996; Некрасова Г. Н. Проектирование МДЗ с использованием информационных технологий // Педагогика. 2004. № 10. С. 54-60; Шкутина А. А. Подготовка педагога профессионального обучения на основе интеграции педагогических и информационных технологий: дис. ... д-ра пед. наук. Караганда, 2002.
2. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988.
УДК 371.311.1:519
Е. А. Васенина
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья посвящена вопросам взаимодействия между участниками образовательного процесса по информатике, ориентированного на познавательное развитие учащихся. Исследуется роль компьютера и других средств информационных технологий в активизации информационно-педагогического взаимодействия учителя и учеников.
Problems of interaction between the partners of educational process on informatics, oriented to the mentality is discussed in the article. The role of computer and other means of information technologies in activization of information and pedagogical interaction of the teacher and pupils is investigated.
Ключевые слова: взаимодействие в образовательном процессе, обучение информатике, компьютер, средства информационных технологий.
© Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» (Соглашение 14.В37.21.1014)
© Васенина Е. А., 2012