Научная статья на тему 'Взаимодействие МЧС России с европейским союзом и НАТО по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций'

Взаимодействие МЧС России с европейским союзом и НАТО по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
755
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / КАТАСТРОФЫ / МЧС РОССИИ / EMERCOM OF RUSSIA / НАТО / NATO / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / PREVENTION AND ELIMINATION CONSEQUENCES OF EMERGENCY SITUATIONS / УЧЕНИЯ / EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Микрюков Владимир Олегович

В статье рассматривается опыт взаимодействия МЧС России, Европейского союза и НАТО по предупреждению чрезвычайных ситуаций и реагированию на них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION THE EMERCOM OF RUSSIA AND THE EUROPEAN UNION AND NATO IN PREVENTION AND ELIMINATION CONSEQUENCES OF EMERGENCY SITUATIONS

The article deals with the experience of interaction between EMERCOM of Russia, European Union and NATO in prevention of emergency situation and response.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие МЧС России с европейским союзом и НАТО по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 614.8

В.О. Микрюков

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЧС РОССИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ И НАТО ПО ВОПРОСАМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В статье рассматривается опыт взаимодействия МЧС России, Европейского союза и НАТО по предупреждению чрезвычайных ситуаций и реагированию на них.

Ключевые слова: взаимодействие, Европейский Союз, катастрофы, МЧС России, НАТО, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, учения.

V. Mikryukov

INTERACTION THE EMERCOM OF RUSSIA AND THE EUROPEAN UNION AND NATO IN PREVENTION AND ELIMINATION CONSEQUENCES OF EMERGENCY SITUATIONS

The article deals with the experience of interaction between EMERCOM of Russia, European Union and NATO in prevention of emergency situation and response.

Keywords: EMERCOM of Russia, European Union, NATO, experience, prevention and elimination consequences of emergency situations.

МЧС России, являясь одним из самых эффективных федеральных органов исполнительной власти, постоянно совершенствует технологии и методы своей деятельности. И хотя это одно из самых молодых министерств, многое уже наработано. Однако в ведомстве по-прежнему изучают зарубежный опыт предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - ПЛЧС).

В современном мире трудно представить ситуацию, при которой одна страна самостоятельно развивает технологии ПЛЧС, повсеместно налаживаются контакты, позволяющие адекватно оценивать силы и средства, привлекаемые на борьбу с катастрофами, сотрудничество министерств и ведомств перестаёт быть пустой формальностью, поскольку за ним стоит не только политика, но и жизни простых граждан различных государств.

Катастрофы всегда сопровождали человеческое сообщество, но в настоящее время люди поняли, что для эффективной борьбы с чрезвычайными ситуациями (далее по тексту - ЧС) необходимы механизмы взаимопомощи и сотрудничества. Уместно рассмотреть некоторые аспекты проблемы, изложенной в названии данной статьи.

Во-первых, всё чаще приходится констатировать факт усложнения ЧС различного уровня, а значит более активные действия как международных политических акторов, так и национальных министерств.

Во-вторых, на ПЛЧС всё больше привлекаются силы (отдельные страны, группы стран, блоки) с кардинально разными подходами и принципами предупреждения и ликвидации ЧС. К тому же у данных субъектов разный уровень подготовленности и оснащённости. Поэтому активное взаимодействие на международной арене по вопросам ПЛЧС является необходимым условием развития социума.

В очередной раз заметим, что ЧС последних лет имеют тенденцию к усложнению, реагировать на них становится всё сложнее (здесь можно привести примеры аварий на японской АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 года или катастрофическое наводнение в Крымском районе Краснодарского края в июле 2012 года). Именно поэтому проблема изучения опыта взаимодействия с зарубежными странами-партнёрами по ПЛЧС приобрела особую актуальность.

В этой связи наиболее интересным представляется опыт Европейского союза, обладающего на сегодняшний день наиболее продвинутыми технологиями в этой области. Кроме того, Европейский союз (далее по тексту - ЕС) также накопил значительный опыт борьбы с катастрофами, поэтому сотрудничество России и ЕС в области ПЛЧС видится весьма перспективным. Сотрудничество России и ЕС в области борьбы с катастрофами осуществляется через МЧС России. Начиная с 1990-х гг., между Россией и отдельными странами Европейского союза подписан ряд договоров о взаимном сотрудничестве в области борьбы с катастрофами. На сегодняшний день Россия и ЕС активно обмениваются опытом и технологиями в этой области: проводятся совместные учения [1], организованы курсы повышения квалификации спасателей, конференции для обмена опытом. В качестве примера можно привести опыт тушения пожаров в Греции в 2009 г. и Израиле в 2010 г., когда использовались российские пожарные самолёты БЕ-200 и Ил-76, которые по своим характеристикам не имеют аналогов во всём мире.

Говоря о борьбе с катастрофами, специалисты, как правило, имеют в виду разработку научных методик анализа предупреждения катастроф в различных сферах, разработку комплекса мер по эффективному реагированию, восстановление объектов, необходимых для жизнедеятельности человека, а также оказание чрезвычайной гуманитарной помощи.

Международный авторитет ЕС в области гражданской защиты постоянно возрастает. Эффективность его деятельности в этой области можно проиллюстрировать на примере участия соответствующих структур ЕС в борьбе с последствиями цунами в странах Юго-Восточной Азии в 2004 г., оказания помощи США после урагана «Катрина» в 2005 г. и урагана «Сенди» в 2012 г., мероприятий по борьбе с лесными пожарами на юге Европы в 2007 г., во время ликвидации ЧС в результате уже упомянутой выше аварии в Японии.

Надо отметить, что ЕС уделяет пристальное внимание работе комиссий по оказанию чрезвычайной помощи, обращая внимание, в частности, на то, чтобы при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера гражданам ЕС была оказана своевременная и действенная помощь. Эта деятельность направлена на повышение эффективности и качества совместных мероприятий ЕС, которые позволяют объединять силы гражданской защиты стран Евросоюза и максимально сосредоточивать коллективные усилия сообщества при реагировании на катастрофы.

Важнейшей задачей гражданской защиты ЕС является организация управления катастрофами природного и техногенного характера. На уровне ЕС она осуществляется Центром мониторинга и информации Комиссии Европейского союза (далее по тексту - КЕС), когда действия отдельных стран ЕС по борьбе с чрезвычайными ситуациями недостаточны и требуют применения коллективных усилий сообщества для оказания помощи запрашивающей стране.

Заметим, что Европейский союз создал эффективный механизм чрезвычайного реагирования за довольно краткое время. При этом одно из главных мест в нём занимает работа отдела гражданской защиты КЕС с информацией, которая является ключевым элементом успешного сотрудничества в области гражданской защиты. Точной и своевременной информацией пользуются не только специализированные службы гражданской защиты, но к ней имеют доступ все граждане Евросоюза через огромную развитую сеть интернет-ресурсов. Эта информация абсолютно открыта для каждого члена ЕС. Кроме того, существует связь не только между департаментами ЕС, но и между департамен-

тами и населением, и в результате любой гражданин ЕС в случае необходимости может обратиться к ним за помощью.

Важным направлением деятельности отдела гражданской защиты КЕС является сбор, анализ и распространение информации о природных и техногенных катастрофах. Кроме этого, он уделяет значительное внимание пропагандистской, просветительской работе с населением, и эту работу он проводит в тесном контакте со СМИ [7]. Автор считает, что МЧС России в этом аспекте есть чему поучиться у западных коллег.

Отдел гражданской защиты КЕС также проводит работу по анализу и дальнейшему обмену информацией и опытом со странами ЕС уже после завершения мероприятий по ликвидации катастрофы. Обмен информацией и опытом между многонациональными силами гражданской защиты ЕС способствуют постоянному улучшению координации их деятельности. Сотрудничество в области гражданской защиты ЕС требует от национальных сил гражданской защиты как квалифицированных подготовленных кадров (технических экспертов), так и специализированные технические средства высокой мобильности, готовые реагировать на катастрофы в кратчайшие сроки. Поэтому в отделе гражданской защиты КЕС отслеживается техническое обеспечение стран ЕС и оказывается техническая помощь странам в этой области, а также проводятся мероприятия по обеспечению необходимой оперативности на уровне ЕС, включая получение космических снимков, оказание транспортной и финансовой поддержки.

В ходе восстановительных мероприятий по ликвидации природных или техногенных катастроф отдел гражданской защиты КЕС совместно с другими структурами ЕС, включая Фонд солидарности ЕС, проводят мероприятия по оказанию финансовой помощи пострадавшим странам Евросоюза [7].

Имеющаяся законодательная база в области гражданской защиты ЕС даёт возможность отделу гражданской защиты КЕС организовывать эффективное и оперативное сотрудничество Европейского союза с национальными службами гражданской защиты. Можно отметить, что основными инструментами отдела гражданской защиты КЕС в области гражданской защиты являются:

- программа действий сообщества, которая поддерживает основные проекты, рабочие встречи и подготовку специалистов в области предупреждения катастроф и реагирования на них;

- механизм гражданской защиты сообщества, в котором участвует 31 страна Европы.

На международном уровне КЕС проводит политику, нацеленную на расширение сотрудничества в области гражданской защиты со странами-кандидатами в ЕС (Турция, Исландия, Македония, Сербия), странами Средиземноморья и другими странами, в список которых входит и Россия.

Важным направлением деятельности КЕС является борьба с химическими авариями и морскими загрязнениями. Аварии на предприятиях, производящих химическую продукцию, происходят во всём мире. Они наносят огромный экологический ущерб и являются причиной гибели большого количества людей. Такая серьёзная авария произошла в Европе на химическом предприятии по производству пестицидов и гербицидов в г. Севезо (Италия) в 1976 г. Однако оперативные меры по ликвидации аварии производителем и структурами гражданской защиты сразу не были приняты [7].

В июле 1982 г. была принята первая директива Совета ЕС «Об опасных авариях при некоторых видах производства» 82/501/ЕЕС - так называемая Директива Севезо [2]. Эта директива стала первым руководящим документом ЕС по организации работ на некоторых потенциально опасных предприятиях и объектах. 9 декабря 1996 г. Директива Севезо была заменена директивой Совета ЕС «О контроле за авариями с опасными веществами» 96/82/ЕС - Директивой Севезо II [3].

В рамках ЕС постоянно проводятся исследования, направленные на обеспечение стран-членов ЕС ключевой информацией о новейших технологиях предупреждения химических аварий, развитии

систем безопасности производства и внутренних планах оказания чрезвычайной помощи на период техногенных аварий.

В настоящее время такой комплексный подход к борьбе с химическими авариями позволяет ЕС своевременно, эффективно и качественно проводить мониторинг деятельности предприятий, работающих с потенциально опасными веществами и производящих их, а также оперативно реагировать на возникновение техногенных аварий [8]. Вместе с тем проблеме борьбы с техногенными авариями на потенциально опасных производствах в ЕС будут продолжать уделять самое серьёзное внимание. Это связано с ростом промышленного производства, в результате чего вероятность возникновения техногенных аварий на территории ЕС не уменьшается, а увеличивается. С другой стороны, при такой большой плотности населения Европы их последствия пока остаются мало предсказуемыми, а нанесённый экономический и экологический ущерб может быть катастрофическим [7]. Кроме этих основных направлений деятельности в области гражданской защиты, отдел гражданской защиты КЕС оказывает содействие различным структурам Европейского союза по вопросам гражданской защиты [7]. Данные направления являются составной частью политики ЕС в таких важнейших областях, как борьба с климатическими изменениями, защита водных ресурсов, земли и лесов, мониторинг ядерных отходов, здравоохранение, образование и телекоммуникации.

Далее раскроем опыт взаимодействия МЧС России и НАТО. Заметим, что здесь уже сделано множество встречных шагов для преодоления опасностей на весьма значительной территории. Как заметил представитель МЧС России в постоянном представительстве Российской Федерации при НАТО В. Какуша, именно Россия предложила создать новый институт по реагированию на чрезвычайные ситуации в Евроатлантическом регионе, который был создан в 1998 г. [4].

Основным в данной сфере является Евроатлантический координационный центр реагирования при катастрофах (далее по тексту - ЕКЦРК), который стал главным элементом политики НАТО по укреплению практического сотрудничества в период оказания помощи при стихийных бедствиях и катастрофах на международном уровне. Также в НАТО эффективно действуют нерегулярные многонациональные подразделения реагирования на стихийные бедствия и катастрофы, направляемые странами-членами НАТО и партнёрами на помощь пострадавшему государству. Особо отметим использование множества экспертных методов по предотвращению и ликвидации ЧС в странах-участницах НАТО. Национальные эксперты в случае необходимости всегда могут усилить немногочисленный штат ЕКЦРК. Данный подход стоит взять на вооружение и руководству МЧС России, поскольку, как показывает практика, экспертное сообщество на ПЛЧС привлекается не всегда или не в полной мере используется его потенциал (здесь можно привести пример с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, произошедшей 17 августа 2009 года).

Отметим, что за время своего становления и развития ЕКЦРК превратился в региональный координационный механизм, который поддерживает и дополняет усилия ООН при крупных бедствиях и катастрофах. Взаимодействие МЧС России и НАТО развивается продуктивно, подтверждением этому стали 14 полномасштабных полевых учений, в том числе и на территории Российской Федерации. Последние операции ЕКЦРК заключались в координации международных усилий по оказанию помощи Турции и Иордании в деле приёма и обеспечения сирийских беженцев (2012), Албании и Черногории в период сильных снегопадов (2012), Турции после землетрясения (2011), Украине и Пакистану после наводнений (2011) [4].

В работе ЕКЦРК также сложилась полезная практика подготовки национальных кадров чрезвычайных служб. Центр отрыт для работы в нём представителей стран-членов Совета евроатлантиче-ского партнёрства. За последние годы в Центре прошли стажировку специалисты Австрии, Германии, Румынии, Словении, Италии, Казахстана, Азербайджана и других стран.

Заметим, что МЧС России и НАТО планируют развивать сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе проводить совместные учения и обмениваться опытом в применении беспилотных летательных аппаратов. Подтверждением этому стала встреча главы МЧС РФ В. Пучкова с первым заместителем генерального секретаря НАТО А. Вершбоу, которая состоялась 31 мая 2013 года в Брюсселе. По итогам данного мероприятия был подписан протокол, первый за последние 17 лет [5]. В 2014 году планируется провести масштабные учения МЧС России и НАТО по отработке вопросов ПЛЧС.

Россия намерена начать сотрудничество с НАТО по оказанию медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях и во время миротворческих миссий. 22 апреля 2013 г. на встрече российских врачей с делегацией военно-медицинских ведомств вооружённых сил из США, Канады, Франции, Бельгии, Италии, Нидерландов, Германии, Великобритании, Норвегии и Дании было принято решение, что военные врачи будут обмениваться опытом оказания медицинской помощи во время катастроф, стихийных бедствий, миротворческих миссий [6].

Таким образом, МЧС России проводит огромную работу по налаживанию и наращиванию взаимодействия со странами ЕС и НАТО. Мероприятия, проводимые в рамках данного взаимодействия, позволяют констатировать тот факт, что Европейский союз и НАТО обладают уникальным опытом в области предупреждения и ликвидации ЧС, которым надо делиться, поскольку такие контакты никогда не бывают лишними во время ликвидации ЧС. А, как показывает статистика, количество и ущерб от ЧС в будущем будут только возрастать.

Сегодня становится ясно, что существующий уровень взаимодействия МЧС России, ЕС и НАТО пока не достиг максимума. По-прежнему имеются противоречия, которые во многом усложняют работу по ПЛЧС (анализ этих противоречий - задача сложная, но необходимая, поэтому такая задача будет раскрыта в отдельной статье). Но у политиков есть уверенность (и это отрицать бесполезно), что необходимо наращивать потенциал данного взаимодействия или даже переходить на новый уровень. Поэтому вопрос о развитии взаимодействия - это вопрос о том, как обезопасить граждан, превратить общество риска в общество безопасности. По нашему мнению, всё же решение всех этих вопросов зависит от политического руководства стран и государств, активности общественных организаций, всего мирового сообщества.

Литература

1. МЧС России и Корпус сил СНГ: совместные учения // сайт МЧС России. http://www.mchs.gov.ru/news/item/419324 (дата обращения: 03.07.2013).

2. Директива Совета Европейского союза № 82/501/ЕЭС от 24 июня 1982 г. «О предотвращении крупных промышленных аварий» (Директива Севезо I) // http://riskprom.ru/_ld/2/281_BTP_PodNadzor_0.pdf (дата обращения: 03.07.2013).

3. Директива Совета Европейского союза от 9 декабря 1996 г. № 96/82/ЕС «О контроле за угрозами крупномасштабных инцидентов, включая опасные вещества» (Севезо II) // http://expert.gost.ru/RA/HTML/RA_AM_03.html (дата обращения: 03.07.2013).

4. Главный механизм НАТО по реагированию на чрезвычайные ситуации // сайт МЧС России. http://www.mchs.gov.ru/document/363625 (дата обращения: 04.07.2013).

5. МЧС РФ и НАТО обменяются опытом применения беспилотников // сайт РИА Новости. ht:tp://ria.ш/world/20130531/9405782Ш.html#ixzz2XyFtkKhG (дата обращения: 04.07.2013).

6. ВМА поделится опытом оказания медицинской помощи со странами НАТО. http://doctorpiter.ru/articles/6307/ (дата обращения: 04.07.2013).

7. Кувшинов А.В. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций: опыт Европейского союза // Власть. 2011. № 5. С. 149-150.

8. Путин С.Б., Самарин В.Д. Комплексная система химической безопасности России: теоретические основы и принципы построения. М.: Изд-во «Машиностроение», 2010. С. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.