ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
УДК 327.7:341.33
Кувшинов А.В.
К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ГУМАНИТАРНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ТЕРРИТОРИЙ ОТ ПРИРОДНЫХ И ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ В НАЧАЛЕ
XXI ВЕКА
Статья посвящена анализу главных моментов и принципов деятельности международных гуманитарных организаций по оказанию помощи населению и за,щите территорий от, природных и техногенных катастроф в начале XXI века. Особое внимание уделяется деятельности специализированных учреждений ООН, а также других международных организаций и структур по обеспечению мероприятий, направленных на оказание помощи населению и защиту территорий от природных и техногенных катастроф. Актуальность статьи состоит в том, что впервые в отечественной научной литературе приводятся конкретные примеры проведения, таких мероприятий, включая поддержку этой деятельности со стороны Министерства Российской Федерации по делам, гражданской, обороны, чрезвычайным ситуациям, и, ликвидации, последствий стихийных бедствий (МЧС России). Главный вывод статьи состоит в том, что международные гуманитарные организации, по оказанию помощи населению и за щит е территорий от, природных и, техногенных катастроф, в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами, включая и сотрудничество с МЧС России, в современную эпоху должны, постоянно повышать свой потенциал оказания необходимого содействия странам, пострадавшим, от, бедствий и катастроф.
Ключевые слова: природные и, техногенные катастрофы, гражданская защита/оборона, Управление Верховного Комиссара по делам, беженцев (УВКБ) ООН, Управление по Координации, гуманитарных вопросов (УКГБ) ООН, гуманитарная помощь, Международная, организация, гражданской, обороны (МОРО), МЧС России.
Kuvshinov A.V.
ON THE QUESTION OF THE ACTIVITIES OF INTERNATIONAL
HUMANITARIAN ORGANIZATIONS TO ASSIST THE POPULATION AND TERRITORIES PROTECTION FROM NATURAL AND MAN-MADE DISASTERS AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY
This article is devoted to the analysis of the main moments and principles of the international humanitarian organizations in the field of providing assistance to population and protection of territories from natural and man-made disasters in the beginning of the XXI-st century. The principle attention is given to the activities of the specialized UN agencies as well as other international organizations and entities aimed at organizing measures for rendering assistance to population and providing protection of territories against natural and man-made disasters. The urgency of the article stresses that this is probably for the first time in the domestic scholarly literature when there are given specific examples of conducting of such measures, including support of these activities provided by the Ministry of the Russian Federation for Civil, Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM of Russia). The main conclusion of this article is related to the fact that in the contemporary times it is very important that the international humanitarian organizations in close cooperation with all stakeholders, including EMERCOM of Russia, should constantly upgrade their potential of rendering necessary assistance to all countries suffered from natural and man-made disasters.
Keywords: natural and man-made disasters, civil defence, United Nations High Commissioner for Refugees (UNHCF), UN Office for the Coordination of Humanitarian Affairs (UN OCHA), United Nations Disaster Relief Organization (UNDRO), humanitarian aid, NATO, International Civil Defence Organization (ICDO), EMERCOM of Russia.
В современную эпоху глобализации, наиболее проявившуюся в конце 90-х годов XX века — начале XXI века, человечество столкнулось со многими вызовами своему существованию. Такими вызовами стали все более частые природные и техногенные катастрофы, которые представляют угрозу самому выживанию многих стран и целых народов. Важно, что в условиях все более глобализирующегося мира эти катастрофы стали более тяжелыми по своим последствиям и по-прежнему представляют серьезную опасность для жизни людей и отдельных стран, а также для человеческой цивилизации в целом.
В большинстве случаев последствия масштабной природной или техногенной катастрофы вынуждают пострадавшую страну обращаться к международной помощи, чтобы дополнить национальные усилия по защите населения, собственности и окружающей среды и проведению последующих восстановительных мероприятий. В современных условиях становится крайне важной и жизненно необходимой деятельность международных организаций и создаваемых при их активном участии соответствующих международных и национальных структур, которые осуществляют защиту населения стран и их территорий, подвергшихся катастрофам. Международная помощь, как правило, осуществляется на двусторонней или многосторонней основе, через систему Организации Объединенных Наций (ООН) и другие международные организации.
В данной статье автор впервые в отечественном научном дискурсе предпринял попытку
дать краткую характеристику и анализ деятельности международных организаций по защите населения и территорий от катастроф в начале ХХ1-го века.
В современной системе ООН имеются различные специализированные учреждения и структуры, такие как Управление Верховного Комиссара по делам беженцев (УВКБ ООН)1, Всемирная продовольственная программа (ВПП ООН)2, Программа развития ООН (ПРООН)3 и многие другие организации. Также вопросам борьбы с катастрофами стали уделять пристальное внимание военно-политическая Организация СевероАтлантического Договора (НАТО), Международная организация гражданской обороны (МОГО)4, Международный Комитет Красного Креста и Красного полумесяца (МКККиКП)5, Международная Федерация Красного Креста и Красного полумесяца (МФККиКП)6, а также другие международные организации.
Кроме того, в международном гуманитарном сообществе уже давно сложился реестр национальных, региональных и международных центров кризисного управления, решающих задачи в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения от бедствий и катастроф. Так, согласно концептуальной записке «Сеть центров управления кризисными ситуациями»7 Управления по координации гуманитарных вопросов ООН (УКГВ ООН) от 03.08.2013 г.8, эти центры можно разделить на следующие группы:
1На англ. языке УВКВ имеет аббревиатуру UNHCF (United Nations High Commissioner for Refugees) The Office for the Coordination of Humanitarian Affairs) — прим. автора
2Ha англ. языке ВПП ООН имеет аббревиатуру U.N. WFP (World Food Program) — прим. автора
3На англ. языке ПРООН имеет аббревиатуру UNDP (United Nations Development Program) — прим. автора
4Ha англ. языке МОГО имеет аббревиатуру ICDO (International Civil Defense Organization), причем английский термин defense переводится на русский язык также как «защита», поэтому одновременно употребляются два термина - «оборона» и «защита» — прим. автора
5На англ. языке МККК имеет аббревиатуру ICRCRC (International Committee of Red Cross and Red Crescent С) — прим. автора
6Ha англ. языке МФФК имеет аббревиатуру IFRCRC (International Federation of Red Cross and Red Crescent Federation) — прим. автора
7Подробнее см.: Документ ООН http://docs.unocha.org/
8На англ. языке УКГВ ООН имеет аббревиатуру UNOCHA (U.N. Office for the Coordination of Humanitarian Affairs) — прим. автора
1. В международных организациях: А) в системе ООН:
— Центр по операциям и кризисным ситуациям ООН (г. Нью-Йорк, США);
— Центр стратегических медико-санитарных операций имени ЛИ ЧОН-ВУКА Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ООН, (г. Женева, Швейцария);
— Информационный центр неблагоприятной погоды Всемирной организации метеорологии (ВОМ) (г. Женева, Швейцария).
Б) В других международных организациях:
— Евроатлантический координационный центр реагирования на катастрофы НАТО (г. Брюссель, Бельгия);
— Международный центр мониторинга и координации Международной организации гражданской обороны (г. Женева, Швейцария).
2. В региональных структурах:
— Центр чрезвычайного реагирования (г. Брюссель, Бельгия);
— Центрально-азиатский центр по управлению катастрофами и снижению рисков бедствий (г. Алматы, Казахстан);
— Центр по борьбе с катастрофами Совета Сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГ-ПЗ) (г. Кувейт, Кувейт);
— Координационный центр управления катастрофами и оказания гуманитарной помощи АСЕАН (г. Джакарта, Индонезия);
— Азиатский центр предупреждения катастроф (г. Кобе, Япония).
3. В национальных структурах:
— Национальный центр управления в кризисных ситуациях (г. Москва, Россия);
— Национальные центры по борьбе с катастрофами Казахстана, Азербайджана, Саудовской Аравии, стран ЕС и другие.
Головным информационно-координационным центром системы ООН является Центр по операциям и кризисным ситуациям ООН (ЦОКС), который начал функционировать 28 января 2013 г.9 Центр расположен в штаб-квартире ООН в г. Нью-Йорке (США). Основной задачей ЦОКС является подготовка ежедневных интегрированных докладов о ситуации в мире, проведение брифингов для руководства ООН, оповещение стран при крупных кризисах и катастрофах, а также информирование о ходе проведения миротворческих и других гуманитарных операций ООН. ЦОКС получает информацию от всех центров, которые существуют в системе ООН, для принятия стратегических решений.
Так, 5 сентября 2014 г. Генеральный секретарь ООН отдал распоряжение на активацию механизма чрезвычайного реагирования ООН, и ЦОКС начал проводить координацию усилий международного сообщества по борьбе с вирусом Эбола. В ООН уверены, что центр в самое короткое время станет основным подразделением ООН для принятия решений в случае возникновения глобальных катастроф.
Практическими вопросами по координации мероприятий по борьбе с природными и техногенными катастрофами в системе ООН занимается Центр координации чрезвычайной помощи
9На англ. языке аббревиатура ЦОКС ООН обозначается как United Nation Operations and Crisis Center (UNTERM), см. unterm.un.org. — прим. автора
10Ha англ. языке аббревиатура ЦКЧП УКГВ ООН обозначается как UN ОСНА ERCC, причем Управление по координации гуманитарных вопросов ООН (УКГВ)- United Nations Office for the Coordination of Humanitarian Affairs (ОСНА) — орган Организации Объединенных Наций, образованный в декабре 1991 года по резолюции 46/182 Генеральной Ассамблеи [UN General Assembly Resolution 182 session 46 Strengthening of the coordination of humanitarian emergency assistance of the United Nations on 19 December 1991] — прим. автора
УКГВ ООН (ЦКЧП), который расположен в г. Женева (Швейцария)10. Для понимания роли и места ЦКЧП в системе ООН, необходимо кратко рассмотреть историю создания УКГВ ООН.
До конца 60-х гг. прошлого столетия в мире не существовало международной системы координации деятельности по оказанию гуманитарной помощи при природных и техногенных катастрофах и иных чрезвычайных ситуациях. Только в 1971 г., после неудачно проведенных международных гуманитарных операций по ликвидации последствий землетрясения в Перу в 1968 г. и циклона в восточном Пакистане в 1970 г., Генеральная Ассамблея ООН (ГА ООН) приняла решение о создании Бюро координатора ООН по чрезвычайной помощи (ЮНДРО)11. Штаб-квартира Бюро была расположена в г. Женева (Швейцария). При этом ЮНДРО создавалось не как реагирующая структура, вследствие чего не имела в своем распоряжении сил и средств. Основной задачей ЮНДРО было аккумулировать и координировать помощь доноров, различных гуманитарных организаций и национальных чрезвычайных служб. Мандат ЮНДРО также включал оказание помощи правительствам в подготовке плана реагирования на катастрофы, а также в сборе, анализе и передаче информации в этой области. Имеющаяся на тот момент времени у ЮНДРО база данных и независимая телекоммуникационная система, которая использовалась во всей системе ООН, позволяла офису оперативно определять потребности стран в случае возникновения природных и техногенных катастроф, а также источники помощи.
В ответ на острую международную критику неспособности ООН эффективно и качественно реализовывать свой мандат в гуманитарной области, в июле 1997 г. Генераль-
ным секретарем К. Аннаном был предложен очередной «пакет реформ» системы гуманитарных агентств ООН. Новая реформа гуманитарной деятельности ООН была направлена на дальнейшую централизацию и сосредоточение координационных функций в рамках секретариата ООН. В докладе Генерального секретаря «Обновление ООН: программа реформ»12 отмечалась необходимость, прежде всего, усилить экспертную, организационную и финансово-техническую поддержку усилий Координатора по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях. Для реализации этих задач в январе 1998 г. ранее созданный Департамент по гуманитарным вопросам (ДГВ)13 ООН был преобразован в УКГВ ООН.
Глава УКГВ ООН стал ключевой фигурой по гуманитарным вопросам, являясь одновременно помощником Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам и координатором по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях. Важнейшими задачами УКГВ ООН являются:
— оказание помощи в подготовке различных гуманитарных организаций и поисково-спасательных служб для реагирования на природные и техногенные катастрофы;
— координация мобилизации и развертывания военных и гражданских ресурсов, выделенных структурам ООН для международных гуманитарных операций, а также поддержание Центрального регистра ресурсов;
— обеспечение юридической помощи пострадавшему населению, а также физической безопасности гражданским лицам и сотрудникам гуманитарных организаций в зоне конфликта;
11В международных документах, некоторых нормативных правовых актах СССР и в литературе в основном употребляется аббревиатура ЮНДРО (от анг. UNDRO^ Office of the United Nations Disaster Relief Coordinator), по для облегчения восприятия в настоящей статье используется сокращение в виде Бюро Координатора ООН. — прим. автора. См. также: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3243 (XXIX) 29 ноября 1974 г. «Укрепление Бюро координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий».
12См.: Документ Генеральной Ассамблеи ООН А/51/950 от 14 июля 1997 г. www.un. org/ru/ga/documents/gakey. shtml
13На англ. языке аббревиатура ДГВ ООН обозначается как DHA (Department of Humanitarian Affairs - DHA) — прим. автора
— поддержание мероприятий мирового сообщества по устойчивому развитию. УКГВ ООН сосредоточено на оказании помощи партнерам через координацию деятельности гуманитарных структур, информационное обеспечение для принятия решений, совершенствование планирования и привлечение ресурсов.
В своей деятельности УКГВ ООН руководствуется Рамочной стратегией, которая базируется на трех основных постулатах:
1. Партнерство
Масштабы глобальных вызовов требуют поиска новых партнеров и путей совместной работы. При этом акцент делался на устойчивые отношения, построенные на доверии и взаимном уважении, которые имеют жизненно важное значение при подготовке и реагировании на природные и техногенные катастрофы;
2. Предоставление услуг
УКГВ ООН сосредоточено на оказании помощи партнерам через координацию деятельности гуманитарных структур, информационное обеспечение для принятия решений, совершенствование планирования и привлечение ресурсов;
3. Надежность и профессионализм
УКГВ ООН придает огромное значение поддержанию профессионализма своего персонала и продолжает оказывать помощь в этом вопросе всем партнерским организациям.
В результате последующих реформ гуманитарных структур ООН были достигнуты следующие цели:
Во-первых, были разделены функции между штаб-квартирой УКГВ ООН в г. Нью-Йорке (США) и ее филиалом в г. Женеве (Швейцария). Штаб-квартира УКГВ ООН в г. Нью-Йорке стала выполнять политические и информационные функции, а также предоставлять
14На англ. языке аббревиатура ДЖИДАКС обознач; System) — прим. автора
информацию руководящим органам ООН, в том числе Генеральному секретарю и Совету Безопасности для принятия решений, функции координации и реагирования были сосредоточены в филиале УКГВ ООН в г. Женеве. Директор женевского офиса стал заместителем Координатора по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях, а офис стал отвечать за чрезвычайное гуманитарное планирование и координацию гуманитарной деятельности на местах, координацию реагирования гуманитарных организаций и проведение восстановительных мероприятий.
Во-вторых, УКГВ ООН было освобождено от выполнения некоторых функций, чтобы не дублировать другие гуманитарные структуры ООН. Это давало УКГВ ООН возможность сконцентрироваться на своих основных функциях — подготовке национальных сил и ресурсов и координации их совместных действий при реагировании на природные и техногенные катастрофы.
Однако в ходе проведения «второй» реформы ООН так и не смогла принять кардинальные меры по улучшению координации гуманитарной деятельности. Несмотря на это, одним из успехов УКГВ ООН по повышению эффективности гуманитарной деятельности стало активное внедрение информационных технологий для реагирования на природные и техногенные катастрофы. Так, в 1995 г. в г. Найроби (Кения) УКГВ ООН впервые создала интегрированную региональную информационную сеть (ИРИС) для анализа и систематизации информации в районе Великих африканских озер. Сегодня эта сеть покрывает регионы Латинской Америки, Центральной Азии, Балкан, а также другие регионы мира. Сеть имеет более 2000 подписчиков и работает более чем в 50 странах мира.
В настоящее время важнейшим элементом деятельности УКГВ ООН является координация функционирования ДЖИДАКС (GDACS)14. Сегодня ДЖИДАКС выполняет важнейшую функцию — заполняет информационный и координационный пробел в ходе первой
тся как GDACS (Global Disaster Alert and Coordination
фазы реагирования на катастрофы.
ДЖИДАКС — это международная площадка, созданная в 2004 году в качестве координационного инструмента между ООН и Европейским Комитетом, которая была разработана как интегрированная веб-служба с адресом www.gdacs.org. Она объединяет чрезвычайные информационные системы по борьбе с катастрофами и инструменты онлайн-координации15.
Основные задачи ДЖИДАКС:
— объединяет сети информационных систем по борьбе с катастрофами во всем миру;
— разрабатывает стандарты и руководства для международного обмена информацией при природных и техногенных катастрофах, а также стратегию развития самой системы;
— интегрирует доклады сайта «Релиф-вэб» УКГВ ООН в свою систему;
— проводит виртуальные тренировки с международными, региональными и национальными организациями, а также конференции и семинары;
— предоставляет платформу для обмена цифровыми картами катастроф и спутниковыми снимками.
Применение информационных технологий в деятельности УКГВ ООН постоянно возрастало, и в ООН понимали, что, используя традиционные методы управления, невозможно качественно и оперативно управлять такими объемами информации. Для этих целей необходимо было создать специализированный информационно-координационный центр. В результате в апреле 2006 г., за счет донорского взноса Российской Федерации в УКГВ ООН, был создан Центр координации чрезвычайной помощи (ЦКЧП). Центр начал функционировать с конца апреля 2007 года, а в 2013 г., в результате внутренней реорганизации, вошел в
15Руководство ДЖИДАКС — http://www.gdacs.org/I
состав отдела активации и поддержки координации/секретариата ДЖИДАКС.
Основные задачи ЦКЧП УКГВ ООН:
— координация мобилизации и развертывания военных и гражданских ресурсов при реагировании на природную или техногенную катастрофу;
— координация международного реагирования и гуманитарной помощи;
— мониторинг, сбор и анализ данных из различных источников информации о текущих и новых природных и техногенных катастрофах;
— проведение «виртуальных» тренировок и учений с национальными, региональными и международными центрами по борьбе с катастрофами;
— руководство работой секретариата ДЖИДАКС;
— проведение конференций, семинаров и тренингов по выработке стратегии использования информационных технологий, различных технических и административных регламентов, а также осуществление подготовки персонала.
ЦКЧП УКГВ ООН уделяет много внимания подготовке кадров и выработке стратегии развития информационного обеспечения мероприятий по борьбе с катастрофами. Так, центр совместно с секретариатом ДЖИДАКС провели важную международную встречу в г. Брюсселе (Бельгия) 12-13 ноября 2013 г., которая прошла в здании Центра координации чрезвыаай-ного реагирования (ЦКЧР ) Евросоюза. В ходе встречи участники приняли целый ряд важных решений, таких как разработка паспортов центров по борьбе с катастрофами, обработка информации на основе общих стандартов и разработка механизмов общего взаимодействия.
сшш^з/СВАСЗУ,20Си1ае11пезУ,202014_-_ЕШАЬ.РБЕ
В ноябре того же года в честь десятилетия образования системы ЦКЧП УКГВ ООН совместно с секретариатом ДЖИДАКС провели очередную международную встречу, на которой председательство в секретариате ДЖИДАКС было передано Министерству по чрезвычайным ситуациям Армении. На встрече были приняты важные решения по дальнейшему продвижению системы, включая завершение разработки руководства ДЖИДАКС, начало разработки мобильного приложения ДЖИДАКС и другие важные вопросы.
В настоящее время деятельность ЦКЧП УКГВ ООН по информационному обеспечению в области борьбы с природными и техногенными катастрофами востребована во всем мире.
За время своей деятельности ЦКЧП УКГВ ООН стал признанным международным информационно-координационным центром, который предоставляет услуги для упрощения международного информационного обмена, принятия решений, основываясь на коллективных возможностях специалистов по борьбе с катастрофами и потенциале структур по борьбе с чрезвычайными ситуациями во всем мире.
В системе ООН есть еще два специализированных центра, которые непосредственно занимаются вопросами борьбы с катастрофами. Ими являются:
Центр стратегических медико-санитарных операций имени ЛИ Чон-вука (ЦСМСО)16 — довольно молодое подразделение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ ООН). ЦСМСО был создан в июле 2003 года и расположен в штаб-квартире ВОЗ ООН в г. Женева (Швейцария). Впервые центр был задействован для координации реагирования действий по ликвидации последствий катастрофического цунами, которое произошло в Южной и Юго-Восточной Азии 26 декабря 2004 года.
Через ЦСМСО специализированный Депар-
тамент по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям и реагированию ВОЗ ООН осуществлял координацию международных медико-санитарных мероприятий:
— во время марбургской геморрагической лихорадки в Анголе в марте 2005 года, затем официально объявив о ее ликвидации;
— при проведении международных медико-санитарных мероприятий, вызванных ураганом Катрина и землетрясениями в Пакистане в 2005 г.
Кроме этого ЦСМСО координировал проведение медико-санитарных мероприятий во время вспышек птичьего гриппа, холеры и лихорадки Рифт-Валли, а также оказывал содействие в решении различных проблем в области здравоохранения. Сегодня на ЦСМСО возложена важнейшая задача по координации международных усилий по борьбе с вирусом Эбола.
Центр, являясь основным оперативным органом ВОЗ ООН, принимает активное участие в международных учениях по обеспечению пандемической готовности и проводит консультации с региональными бюро ВОЗ, учреждениями системы ООН и другими организациями по вопросам взаимодействия центров по борьбе с катастрофами. ЦСМСО является руководящим центром, обеспечивающим единую координацию ответных действий на кризисы в области здравоохранения, включая вспышки инфекционных болезней, стихийные бедствия и химические чрезвычайные ситуации. Центр отвечает за оповещение системы ООН и других гуманитарных партнеров и оснащен новейшими технологиями в области информации и поддержки операций, которые опираются на Глобальную сеть оповещения о вспышке болезней и реагирования (ГОАРН)17.
В 2012 году Департамент глобальных возможностей, предупреждения и реагирования
16На англ. языке аббревиатура ЦСМО обозначается как SHOC (Strategic Health Operations Center) — прим. автора. См.: http: / /www. who . int / с sr/alert response/shoe/en/
17От англ. названия аббревиатуры - GOARN (Global Outbreak Alert and Response Network) — прим. автора. Подробнее см.: http: / /www .who. int/csr/outbreaknetwork/
18Ha англ. языке — Public Health Emergency Operations Center — прим. автора. Подробнее см.: http: //www. who. int/ihr/eoc_net/en/
ВОЗ ООН, в дополнение к существующему центру, создал Центр чрезвычайных операций общественного здравоохранения18. Это было сделано с целью усилить международное взаимодействие и возможности государств-членов ВОЗ ООН для эффективного реагирования на все риски в области общественного здравоохранения в соответствии с требованиями документа «Международные медико-санитарные правила», принятого в 2005 году.
ЦСМСО ВОЗ ООН занимает важное место в реестре центров УКГВ ООН и отвечает за вопросы координации действий международного сообщества в области медико-санитарных мероприятий. Следует сказать, что, к сожалению, взаимодействие МЧС России с ЦСМСО ВОЗ ООН и ИНЦП ВМО ООН носит эпизодический характер и пока не стало предметом постоянного информационного взаимодействия.
В целом, что касается сотрудничества МЧС России в области гражданской защиты/обороны, российское чрезвычайное ведомство эффективно сотрудничает с упомянутыми структурами, а также со многими другими международными организациями, включая Международную организацию гражданской обороны (МОГО), а также специализированные структуры ЕС и НАТО.
НАТО постоянно подчеркивает, что она является не гуманитарной организацией, а организацией, которая борется за мир, безопасность и стабильность. По мнению НАТО, привлечение военных ресурсов для борьбы с природными и техногенными катастрофами в полной мере соответствует целям мира, безопасности и стабильности, и делать это необходимо в тесном сотрудничестве с международным сообществом. Для решения всех этих задач Высшим органом НАТО — Советом НАТО — еще в конце 90-х гг. прошлого века были созданы Евроатлантиче-ский координационный центр реагирования на катастрофы (ЕКЦРК) при Штаб-квартире НАТО и непостоянное Евроатлантическое подразделение реагирования на катастрофы (ЕПРК).
ЕКЦРК осуществляет деятельность при тесном сотрудничестве с УКГВ ООН и выступает
как региональный механизм для координации и поддержки деятельности ООН в области борьбы с природными и техногенными катастрофами.
В настоящее время ЕКЦРК стал центральным звеном, осуществляющим круглосуточную координацию усилий по оказанию помощи при природных и техногенных катастрофах среди государств-членов и государств-партнеров НАТО. С начала своего создания ЕКЦРК участвовал в координации 45 операций по ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.
Важнейшим международным партнером МЧС России для продвижения идей защиты населения и борьбы с природными и техногенными катастрофами является Международная организация гражданской обороны (МОГО). МОГО — одна из старейших международных межправительственных гуманитарных организаций в мире, берущая начало от «Женевских зон».
Впервые понятие «Женевские зоны» было употреблено в медицинском журнале французским генералом медицинской службы Д. Сен-Полом в 1929 г. Идея основателя «Женевских зон» заключалась в создании во всех странах безопасных зон или районов на постоянной основе, которые были бы признаны таковыми в мирное время двусторонними или многосторонними соглашениями. В военное время такого рода нейтральные зоны должны были служить убежищем для определенной категории населения, включая женщин, детей, больных и пожилых людей. Для осуществления этих идей генерал Д. Сен-Пол в 1931 г. основал в Париже организацию «Ассоциация Женевских зон».
В январе 1958 г. Международная ассоциация Женевских зон была преобразована в МОГО с новым статусом, позволяющим принимать в свои члены правительства стран, общества и ассоциации. Задачи МОГО были значительно расширены: наряду с продолжением деятельности по безопасным зонам для беженцев, организация обязана была устанавливать связи между национальными организациями граж-
данской обороны, стимулировать исследования в области проблем защиты населения, обеспечивать распространение имеющегося опыта и координировать усилия по предупреждению катастроф, готовности к ним и проведения необходимых мероприятий.
Сегодня МОГО обладает основными международными инструментами, которые позволяют государствам-членам проводить мероприятия по борьбе с природными и техногенными катастрофами, а также оказывать гуманитарную помощь пострадавшему населению.
Руководящими органами МОГО являются Генеральная ассамблея (ГА), которая собирается раз в 2 года и Исполнительный совет (ИС), который собирается раз в год. Для исполнения решений ГА и ИС в период между сессиями действует Постоянный секретариат МОГО, который возглавляется Генеральным секретарем. В Постоянном секретариате МОГО работает 15 человек из 7 стран-участниц организации.
На сегодняшний день членами МОГО являются 56 государств, 18 государств-наблюдателей, а также 25 аффилированных организаций. Российская Федерация, представляемая МЧС России, стала членом МОГО в 1993 г. и активно участвует в ее международной деятельности.
Сегодня МОГО проводит колоссальную работу по подготовке кадров для национальных структур гражданской обороны, организует важные международные конференции, семинары и учения. Одним из основных направлений организации в области подготовки кадров является создание сети специализированных центров подготовки пожарных и спасателей, а также развитие проектов дистанционного обучения в области борьбы с природными и техногенными катастрофами.
Для эффективной оперативной международной работы МОГО, при поддержке стратегического партнера, которым является МЧС России, в 2014 г. приступила к созданию Международного центра мониторинга и координации (МЦМК) в штаб-квартире организации (г. Женева, Швейцария). Центр был создан в
кратчайшие сроки, и 15 июня 2015 г. состоялось его торжественное открытие с участием главы МЧС России В.А. Пучкова, дипломатического корпуса, международных и неправительственных организаций, а также представителей федеральной и местной власти Швейцарии.
Основная роль МЦМК заключается в организации устойчивого информационного взаимодействия с центрами по борьбе с катастрофами системы ООН, других международных и региональных организаций, а также с национальными службами гражданской обороны.
Основными задачами МЦМК являются:
— координация действий центров по борьбе с катастрофами государств-членов и наблюдателей организации в соответствии с Уставом МОГО в целях своевременного предупреждения и ликвидации природных и техногенных катастроф;
— сбор и обмен плановой и оперативной информацией о рисках возникновения природных и техногенных катастроф через центры по борьбе с катастрофами государств-членов МОГО, в том числе через международные, правительственные, неправительственные и региональные организации, использующие в своей деятельности информационные базы данных в области предупреждения и ликвидации природных и техногенных катастроф;
— информационная подготовка населения государств-членов МОГО к действиям при природных и техногенных катастрофах, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения через массовое использование современных информационных технологий;
— организация своевременного оповещения и информирования населения о природных и техногенных катастрофах в местах массового пребывания людей;
— прогнозирование, мониторинг и оценка социально-экономических последствий природных и техногенных катастроф;
— инновационное партнерство по внедрению современных информационных технологий в области борьбы с катастрофами между государствами-членами МОГО.
Если кратко подвести итоги деятельности международных гуманитарных организаций по оказанию помощи населению и защите территорий от природных и техногенных катастроф в начале XXI века, то можно сделать следующие основные выводы:
1. Деятельность таких международных гуманитарных организаций была и остается многоплановой, целевой и носит наднациональный, международный характер, который не связан с возможными политическими разногласиями стран-партнеров по сотрудничеству в области борьбы с катастрофами.
2. Само содержание деятельности этих организаций, а также других международных и национальных структур, их активная вовлеченность в работу по организации и оказанию помощи в борьбе с техногенными и природными катастрофами уже неоднократно продемонстрировала свою эффективность, залогом которой может быть только объединение усилий отдельных стран и их соответствующих национальных структур с целенаправлен-
ными усилиями международных организаций, которые предпринимаются в борьбе с бедствиями и катастрофами, и ликвидации их последствий, как в рамках ООН, так и других международных организаций.
3. Однако на наш взгляд, несмотря на эти очевидные достижения, для успешной борьбы с участившимися природными и техногенными катастрофами этим международным организациям и структурам необходимо постоянно повышать свой потенциал борьбы с бедствиями. По нашему мнению, требуется дальнейшее углубление международного сотрудничества по защите населения и территорий от природных и техногенных катастроф с использованием всего арсенала сил и средств, имеющихся в распоряжении этих организаций.
В заключение данной статьи автор хотел бы выразить уверенность в том, что в прогнозном плане, в связи с происходящим в настоящее время активным внедрением новейших информационных технологий последнего поколения в структуру работы международных организаций как в системе ООН, так и в других организациях, можно ожидать, что их деятельность по защите населения и территорий от катастроф уже в ближайшем будущем станет еще более эффективной и действенной, что существенно повысит возможности нашей цивилизации в борьбе с последствиями природных бедствий.
Литература
1. Документ ООН https://docs.unocha.org.
2. Резолюция 46/182 Генеральной Ассамблеи [UN General Assembly Resolution 182 session 46 Strengthening of the coordination of humanitarian emergency assistance of the United Nations on 19 December 19911.
3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3243 (XXIX) 29 ноября 1974 г. «Укрепление Бюро координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий».
4. Документ Генеральной Ассамблеи ООН А/51/950 от 14 июля 1997 г. www.un.org/ru/ ga/document s/gakey.shtml.
Рецензент: кандидат технических наук Кузьмин А.А.