УДК 34.009(100)
ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Г.В. Лепеш1
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),
191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21
В статье рассматриваются перспективы сотрудничества по предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий в приграничных районах РФ, а также проблемы, связанные с необходимостью заключения соответствующих соглашений о пересечении границы и временном нахождении российских и иностранных граждан как на своей, так и на чужой приграничной территории.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, приграничные территории, сотрудничество, региональные условия, международная ситуация.
FEATURES OF PROTECTION OF THE POPULATION OF BORDER TERRITORIES AGAINST EMERGENCY SITUATIONS
G.V. Lepesh
St. Petersburg state economic university (СПбГЭУ), 191023, St. Petersburg, Sadovaya St., 21
В статье рассматриваются перспективы сотрудничества по предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий в приграничных районах РФ, а также проблемы, связанные с необходимостью заключения соответствующих соглашений о пересечении границы и временном нахождении российских и иностранных граждан как на своей, так и на чужой приграничной территории.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, приграничные территории, сотрудничество, региональные условия, международная ситуация.
В соответствии с Федеральным законом N 68-ФЗ от 21.12.94 г. [1] чрезвычайной ситуацией (ЧС) является "обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей". При этом территорией, на которой складывается ЧС может быть регион, включающий практически любую часть суши, водного или воздушного пространства, расположенных в независимости от административной или государственной принадлежности данного региона.
Так как чрезвычайная ситуация складывается независимо от административной и территориальной принадлежности, то в современном обществе должны быть субъекты, в обязанности которых входит её предупреждение и ликвидация.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 года № 309-Ф3 [2] "Предупреждение чрезвычайной ситуации - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное умень-
шение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения" в том же законе [2] приводится определение ликвидации чрезвычайно ситуации -"это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Осуществление функций в области предупреждения ЧС природного и техногенного характера и гражданской обороны на местах производится управлениями гражданской защиты, которые являются структурными подразделениями Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В общем термин «гражданская защита» включает в себя систему мероприятий, осуществляемых всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и
1 Лепеш Григорий Васильевич - доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой Безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, СПбГЭУ, тел.: +7 921 751 28 29, e-mail: GregoryL@ Yandex.ru
организациями независимо от их организационно-правовой формы, направленных на обеспечение защиты населения и территорий (ЗНиТ) от ЧС природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий.
Государственная политика в области ГЗ включает совокупность целей, задач, научно обоснованных теоретических положений, правовых, экономических норм и организационных мер, предпринимаемых органами государственного управления всех уровней в области ЗНиТ, предупреждения и ликвидации ЧС в мирное и военное время, а также механизмы по их реализации при природно-техногенной безопасности, причем на всей территории РФ, включая приграничные районы. В приграничных регионах РФ и сопредельных государствах проживают представители почти 50 национальностей. Из 89-ти субъектов РФ 45 представляют приграничные регионы страны. Они занимают 76,6 процента всей территории страны. В них проживает 31,6 процента населения России. Население приграничных районов - 100 тысяч человек.
Как правило любая ЧС имеет свои определенные территориальные границы, не связанные с государственной границей РФ. Очевидно, что проблема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в приграничных районах РФ связана с необходимостью охраны границы и согласованного действия приграничных субъектов с обоих сторон границы. При этом возникают трудности, обусловленные правилами пограничного режима, установленными с обеих сторон границы.
Главным фактором, обусловливающим специфику приграничья, является его географическое положение. Особую роль проблематика приграничных районов играет для России, имеющей громадный пограничный периметр, который составляют весьма различные по природным, демографическим, экономическим и т.д. характеристикам территории. На сегодняшний день границы, определяющие пределы государственной территории РФ (суши, вод, недр и воздушного пространства), неоднородны. Россия признаёт наличие границ с 18 государствами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, КНР, Монголией, КНДР, Японией и США, а также частично признанными Республикой Абхазией и Южной Осетией. По текущим данным Россия имеет наибольшее количество стран-соседей в мире. Протяжённость российской границы (без учёта присоединенного в 2014 г. Крыма) составляет 60 932 км17, в том числе 38 тысяч км морских гра-
ниц; среди сухопутных границ выделяются 7 тысяч км границ по рекам и 475 км по озёрам.
Основная территория РФ граничит по суше (см. рис.1) с 14 государствами-членами ООН и двумя частично признанными государствами (Республикой Абхазией и Южной Осетией). С Польшей и Литвой граничит только Калининградская область. Небольшой анклав, входящий в состав Брянской области, со всех сторон окружён территорией Белоруссии. На границе с Эстонией существует анклав Дубки.
Границы России (60,9 тыс. км)
Посуше
Норвегия (219,1/195,8) Финляндия (1325,8/1271,8) Эстония (466,8/324,8) Латвия (270,5/270,5) Литва (288,4/266 С Калининградской обл.)
Польша (236,3/204,1 С Калининградской обл.) Белоруссия(1239/1239) • Украина (2245,8/1925,8)
Абхазия
Грузия (897,9/897,9)
Южная Осетия
Азербайджан (350/327,6)
Казахстан (7598,6/7512,8) КНР (4209,3/4209,3) КНДР(39,4/17) Монголия (3485/3485)
По морю
Япония (194,3) США (49)
Данные Пограничной службы ФСБ РФ
Рисунок 1 - Границы России (общие/сухопутные)
Свободное пересечение границ для граждан РФ (при наличии внутреннего паспорта) предусмотрено со странами Белоруссия, Казахстан и Южная Осетия. За исключением Белоруссии все участки границы разрешается пересекать только на установленных пунктах пропуска с соблюдением всех предусмотренных законом процедур.
Охрана государственной границы производится Пограничной службой ФСБ России в пределах приграничной территории, а также Вооружёнными Силами РФ (войсками ПВО и ВМФ) - в воздушном пространстве и подводной среде. Обустройством пограничных пунктов ведает Министерство транспорта РФ. Однако далеко не все сухопутные границы являются охраняемыми.
17
С 1 января 2018 года вступил в законную силу приказ ФСБ России от 7 августа 2017 года № 454 «Об утверждении Правил пограничного режима» [3]. Новые Правила предусматривают въезд (проход) в пограничную зону, временное пребывание и передвижение в ней по документам, удостоверяющим личность, для граждан РФ, причем имеющим при себе документы, подтверждающие такую необходимость. Перечень этих документов установлен Правилами [3]. При пересечении границы с целью предупреждения или ликвидации последствий ЧС как российские, так и иностранные граждане должны иметь при себе документы, предусмотренные международными договорами РФ, регулирующими вопросы упрощенного порядка пропуска (пересечения) государственной границы, сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС, определяющие порядок и время нахождения их в пограничной зоне, которая находится на территории, где сложилась ЧС. В частности, правилами пограничного режима [3] предусмотрено пребывание в приграничной зоне РФ «при невозможности своевременно покинуть пределы пограничной зоны вследствие обстоятельств непреодолимой силы... до окончания действия соответствующих обстоятельств при условии уведомления о таких обстоятельствах пограничного органа или ближайшего подразделения пограничного органа, документального и иного достоверного их подтверждения».
Таким образом, предупреждение ЧС и ликвидация их последствий в приграничных районах РФ связана с необходимостью заключения соответствующих соглашений о пересечении границы и временном нахождении российских и иностранных граждан как на своей, так и на чужой приграничной территории.
Распоряжением Правительства РФ от 09.02.2001 N 196-р была утверждении Концепция приграничного сотрудничества в РФ [4], которая направлена на укрепление взаимодействия РФ и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий РФ и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий РФ и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами. Концепцией [4], наряду с другими, поставлена задача создания условий для интеграции систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сопредельных государств с целью повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, имеющие трансграничные последствия. Для решения поставленных задач предусмотрено сотрудничество, в том числе, при совместном решении вопросов:
- оказания взаимной помощи в ЧС приграничных территорий РФ и сопредельных государств;
- своевременного взаимного информирования и оказания помощи в предупреждении и ликвидации на приграничных территориях чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;
- содействия в пересечении государственной границы группами специалистов и транспортными средствами для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В концепциях, принятых на региональных уровнях РФ эти задачи реализуются путем:
- создания систем оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций трансграничного характера;
- проведения совместных учений и других мероприятий, направленных на подготовку к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
При этом речь идет о сопредельных странах Содружества Независимых Государств (СНГ). В Бишкекской конвенции о приграничном сотрудничестве государств - участников СНГ от 10.10.2008 г. [5] определяется, что приграничное сотрудничество осуществляется преимущественно на основе соглашений между компетентными органами, заключенных в пределах их полномочий с соблюдением законодательства Сторон и норм международного права. Примерно такое же утверждение содержится в ст. 2 Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 21.05.1980 г. [6]. Этому соответствует и определение, данное в Федеральном законе «Об основах приграничного сотрудничества в РФ» [7], «Соглашения о приграничном сотрудничестве независимо от их формы, наименования и содержания не являются международными договорами РФ». Они могут заключаться приграничным субъектом РФ или несколькими приграничными субъектами РФ. Закон устанавливает три группы субъектов приграничного сотрудничества: 1) РФ в целом; 2) приграничные субъекты РФ, территории которых прилегают к государственной границе России; 3) приграничные муниципальные образования, которые расположены в приграничных субъектах РФ и территории, которые прилегают к российской государственной границе. От имени субъектов приграничного сотрудничества выступают компетентные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Концепция делает упор в первую очередь на органах исполнительной власти всех уровней, а также к участникам приграничного сотрудничества добавляет физических и юридических лиц.
Таким образом, приграничное сотрудни-
чество осуществляется в рамках полномочий территориальных сообществ или властей, определяемых внутренним правом каждой из Сторон. Несмотря на кажущуюся законодательную "простоту" на сегодняшний день соглашений между приграничными субъектами в области оказания взаимной помощи в ЧС существует лишь несколько.
Из существующих на сегодняшний день механизмов приграничного взаимодействия наиболее эффективным признается деятельность по типу «еврорегионов». Еврорегионы представляют собой европейскую форму международной интеграции, основанную на тесном сотрудничестве двух или нескольких территориальных образований, расположенных в приграничных районах соседствующих государств Европы, характерной чертой которых является наличие постоянно действующих общих рабочих органов. Ещё одной отличительной чертой еврорегионов является то, что в их пределах фактически устраняются таможенные барьеры и препятствия для перемещения рабочей силы. Подобная форма взаимодействия приграничных территорий становится популярной и в рамках СНГ.
Основной целью создания еврорегионов является объединение усилий приграничных территорий (местных органов власти) для преодоления их относительной отсталости в социально-экономической сфере из-за отдаленности (изолированности) от центра для решения вопросов, направленных на улучшение жизни населения этих территорий.
Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 15 сентября 2004 года, подписанным Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Украиной. Решение вступило в силу для Армении (15.09.04), Беларуси (15.09.04), Казахстана (15.09.04), России (15.09.04), Таджикистана (22.03.05) и Кыргызстана (18.04.05). Республика Молдова заявила о том, что не намерена в дальнейшем участвовать в реализации Концепции18.
Наряду с вопросами социально-экономического сотрудничества данная концепция предусматривает взаимодействие стран в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с Соглашением между Правительством Азербайджанской Республики и
18 нота Посольства Республики Молдова в Республике Беларусь № 476/227 от 18 марта 2008 года
Правительством РФ о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 9 января 2001 года Министерство по чрезвычайным ситуациям Азербайджанской Республики осуществляет тесное сотрудничество с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В целях дальнейшего укрепления и развития сотрудничества, руководствуясь данным Соглашением и Протоколом об активизации сотрудничества между МЧС Азербайджана и МЧС России от 28 марта 2006 года, 28 ноября 2008 года сторонами разработан и утвержден Комплексный план сотрудничества на период 2009 -2011 годы по основным направлениям деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусматривающий:
- обмен опытом и научно-техническое сотрудничество;
- сотрудничество между подразделениями сторон;
- сотрудничество в рамках международных организаций.
На регулярной основе осуществлялся обмен радиационно-экологической информацией на приграничных территориях Беларуси и Россией (ранее и с Украиной).
Областными управлениями МЧС Беларуси разработаны планы взаимодействия при ликвидации возможных трансграничных чрезвычайных ситуаций с Черниговской, Киевской, Житомирской и Ровенской областями Украины, а также Брянской и Смоленской областями России. В них определен порядок оповещения органов исполнительной и распорядительной власти областей и организаций, которые привлекаются для взаимодействия при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций трансграничного характера, в том числе в период весеннего паводка и пропуска ледохода, связанных с возникновением эпидемий, эпизоотии, крупных аварий (катастроф) на промышленных предприятиях, продук-топроводах, аварий на железнодорожном, автомобильном и водном транспорте с выбросом сильнодействующих отравляющих веществ, а также указаны силы и средства, привлекаемые для ликвидации этих чрезвычайных ситуаций.
Решение о базовой организации в области предупреждения и ликвидации ЧС, было принято главами правительств на встрече в Ялте в мае 2007 года. В 2008 году в Институте переподготовки и повышения квалификации МЧС Беларуси, имеющем статус базовой организации государств - участников СНГ по подготовке кадров в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, прошли подготовку 42 специалиста из государств - участников СНГ. В сентябре 2008 года в Национальном детском оз-
доровительном лагере «Зубренок» (Республика Беларусь) проведен VI Международный слет юных спасателей-пожарных, в котором приняли участие детские команды из 12 стран, в том числе России, Украины и Азербайджана. В 2009 году был организован обмен гидрометеорологической и радиационно-экологической информацией между управлениями МЧС России и Украины. Осуществлялось еженедельное взаимное информирование об угрозе возникновения опасных метеорологических явлений, других ЧС между некоторыми областями России и Кыргызской республики. В 2010 году были проведены совместные учения МЧС России и Белоруссии.
В 2016 году МЧС Республики Беларусь провело реорганизацию ведомственных учреждений образования, в результате чего в Минске путем слияния трех вузов (Командно-инженерного института, Гомельского инженерного института и Института переподготовки и повышения квалификации МЧС РБ) был создан Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, к которому и перешли фактически все обязательства и функции базовой структуры в области организации и проведения научно-исследовательских работ, совместных тренировок и учений Корпуса сил Содружества Независимых Государств для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, а также международных конференций.
Основными направлениями деятельности базовой организации по обучению кадров в области предупреждения и ликвидации ЧС являются обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров по специальности «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», разработка, апробация и распространение учебно-методических и научно-исследовательских материалов в данной области, развитие сотрудничества отраслевых учреждений образования и научно-исследовательских организаций, организация инновационной деятельности по наиболее актуальным проблемам обучения кадров, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граница между Россией и Украиной была сформирована в советское время, в составе единой державы в 1928 году. В частности, с российской стороны к украинскому государству примыкают Брянская, Курская, Ростовская, Воронежская и Белгородская области. Данное разделение принято обоими субъектами и не вызывает каких-либо дополнительных вопросов уже длительное время. Граница Украины и России долгое время оставалась в неизменном состоянии. Однако в 1954 году по инициативе советских властей в честь памятной даты 300-летия
воссоединения братских народов Автономная Республика Крым перешла под управление Украинской ССР. С точки зрения территориального расположения такая передача казалась вполне адекватной и обоснованной. В следующий раз граница Украины и России претерпела изменения в 2014 г, по народной, а не правительственной инициативе.
Ситуация резко изменилась в 2014 году в связи с внутренним конфликтом в Украине на территории Луганской и Донецкой областей. Сложившаяся на территории ситуация сегодня характеризуется как чрезвычайная. Так ее охарактеризовал Кабинет министров Украины в январе 2015 года. В рамках ЧС предусмотрены мероприятия по эвакуации населения. Решение о проведении эвакуации принимают: на государственном уровне - Кабмин, на региональном уровне - областные, городские государственные администрации. В режиме ЧС предусмотрено формирование гражданской защиты, в том числе и на добровольной основе, для проведения больших объемов работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных (боевых) действий или террористических актов, а также для проведения восстановительных работ, требующих привлечения большого количества населения и техники. Кроме того, для ликвидации последствий ЧС в соответствии с законом могут привлекаться Вооруженные Силы Украины, другие военные формирования и правоохранительные органы специального назначения, образованные в соответствии с законами Украины. Этим правительство Украины пыталось воспользоваться для решения возникшего политического кризиса, приведшего по факту к самоопределению территорий и образованию пока непризнанных народных республик Донецкой (ДНР) и Луганской (ЛНР). Ситуация до сегодняшнего для остается чрезвычайной, носящей характер военного конфликта между Украиной и самопровозглашенными республиками. На фоне конфликта практически все пограничные взаимоотношения и соглашения по проблемам предупреждения и ликвидации ЧС между Россией и Украиной оказались «заморожены».
Пересечение границы Украины и России происходит через специальные пропускные пункты. Наиболее крупные железнодорожные посты оборудованы в городах Казачья Лопань, Бачевск, Квашино, Тополи и другие. Свои пограничные пункты есть и для автомобильного транспорта. Любые виды контроля на границе регулируются законодательствами двух государств, а также международными нормами. Для обеспечения надлежащей пропускной способности каждая из сторон обязана организовать всю необходимую инфраструктуру и двустороннее сообщение различных видов.
Отношения между Украиной и Россией на политическом уровне с 2014 года сложные, однако на сегодняшний день официальных изменений о правилах въезда на территорию страны озвучено не было, хотя по факту они имеются. По-прежнему, граница Украины и России доступна для пересечения на безвизовой основе. Соглашение о таком режиме было заключено еще в 1997 году. Гражданам РФ на пропускном пункте потребуется российский или заграничный паспорт, а для детей до 16 лет - свидетельство о рождении и при необходимости нотариально заверенная доверенность на выезд. Независимо от способа передвижения все лица, пересекающие границу, заполняют специальные иммиграционные карточки, состоящие из двух частей. Указанная в бланках информация вносится украинскими пограничниками в соответствующую картотеку. При въезде в Украину первая часть карточки передается погранслужбам, а вторая возвращается им же при выезде. Утеря данного бланка является нарушением режима пересечения территории страны.
Фактически, так как карта границы России и Украины существенно изменилась, перед жителями РФ образовались определенные сложности при необходимости поездки в соседнюю страну. Еще в марте 2014 года, когда Украина фактически перекрыла границу, ссылаясь на агрессивную политику РФ, попытки захвата чужой территории и пособничество терроризму. Дополнительное усиление было проведено на границе Луганской и Харьковской областей, то есть в тех регионах, где фактическая ситуация находится на грани гражданской войны.
Граждане России могут находиться на территории Украины в течение 90 дней. При необходимости продления указанного срока придется позаботиться о временной регистрации. Граждане других стран СНГ не имеют возможности въезжать в Украину без загранпаспорта, а жители Туркменистана даже обязаны получить визу. В связи с усложнением политических отношений России и Украины все взаимодействия между ними, в том числе и в отношении ЧС прекращены.
В Республике Казахстан разработан и принят План мероприятий по повышению эффективной защиты населения, экономического потенциала общества от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитию сил и средств для предупреждения, снижения ущерба и ликвидации их последствий. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 5 июля 1996 года № 19-1 «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» страна участвует в международном сотрудничестве в области ЧС природного и техногенного характера.
В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Казахстан и Правительством РФ о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов от 27 августа 1992 года ежегодно проводится заседание Казахстанско-Российской комиссии по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов.
В целях дальнейшего взаимодействия по недопущению чрезвычайных ситуаций в период весеннего паводка происходит взаимообмен информацией прогнозов весеннего половодья. Для этого осуществляются системный сбор и обмен информацией о средней величине снежного покрова, осеннем увлажнении почвы, толщине льда на реках и водохранилищах, а также ежедневного сброса на них, ожидаемых уровнях весеннего половодья на реках и дате очищения ото льда рек и водохранилищ и т. д. Информация прогноза, времени начала и максимума половодья, водности, включая бюллетень постов наблюдения на реках, предоставляется в Оренбургскую область. Аналогичная информация из Оренбургской области России поступает в Актюбинскую область Казахстана.
Акиматом Атырауской области Республики Казахстан и правительством Астраханской области РФ подписан Меморандум о взаимопонимании относительно взаимодействия при оказании помощи людям, морским и воздушным судам, терпящим бедствие на Каспийском море. Для организации взаимодействия по проведению совместных мероприятий и оказанию взаимопомощи пострадавшим на море разработана схема управления взаимодействия с федеральным государственным учреждением администрации морского порта «Астрахань» Морского спасательно-координационного центра РФ и силовыми подразделениями Республики Казахстан.
МЧС Кыргызстана также активно сотрудничает с государствами - участниками СНГ в рамках Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, Межгосударственного совета по гидрометеорологии и промышленной безопасности.
Необходимо отметить, что вопросы приграничного и межрегионального сотрудничества стоят очень актуально в части экологической безопасности.
В 2015 г Совет Федерации ратифицировал соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Документ был подписан 16 октября 2015 года президентами России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии и Таджикистана. Ранее действовал аналогичный договор от 1993 года. Соглашение предусматривает такие формы сотрудничества как предупреждение и мониторинг ЧС, инфор-
мирование о ЧС, угрожающих соседнему государству.
Кроме того, документ закрепляет упрощенный порядок транзита для спасателей, работающих на ликвидации ЧС в странах-участницах соглашения, в части таможенных и пограничных процедур. Данное соглашение ускоряет и снижает затраты при предоставлении помощи в ЧС на пространстве СНГ.
Соглашение открыто для подписания другими государствами СНГ, которые еще этого не сделали (Молдавия, Азербайджан, Узбекистан, Украина), пока для них действуют положения старого соглашения от 1993 года.
С Абхазией и Южной Осетией российские спасатели сотрудничают на основании постановления правительства, которое принимается после запроса о предоставлении помощи от иностранного государства.
Российско-монгольское сотрудничество осуществлялось в основном на уровне приграничных контактов по вопросам противодействия трансграничным лесным и степным пожарам. Главным управлением МЧС России по Забайкальскому краю совместно с Государственным агентством по ЧС Республики Монголия проводятся совместные тренировки по упрощённому пересечению государственной границы приграничными противопожарными формированиями двух стран.
Приграничное сотрудничество на российско-китайском участке границы имеет многовековую историю. Юридической базой для межрегиональных связей является подписан-ное10 ноября 1997 года Соглашение между правительствами РФ и КНР о принципах сотрудничества между субъектами России и провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения КНР. В 1992 году Госсовет КНР объявил четыре сопредельных с Россией города (Маньчжурия, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хунь-чунь) «городами приграничного сотрудничества». С этого времени китайская сторона активно ставит вопрос о совместных «зонах свободной торговли» на границе в районе основных пунктов пропуска. В 1992 году был введен упрощенный порядок пересечения китайско-российской границы. Для облегчения индивидуальной коммерческой деятельности жителей приграничных районов России в феврале1998 года путем обмена нотами заключено российско-китайское Соглашение об организации упрощенного пропуска российских граждан в китайские части торговых комплексов.
Россия и Китай тесно сотрудничают по вопросам предупреждения ЧС и ликвидации их последствий на основании Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. С 2012 года
представители китайского министерства принимают участие в мероприятиях, проводимых МЧС России. В 2015 г. МЧС России и Министерство водного хозяйства Китая заключили соглашение о двухстороннем сотрудничестве в области помощи пострадавшим, действиях при чрезвычайных ситуациях, подготовке сотрудников. В ноябре 2017 г. делегация китайского правительства, провела переговоры с российской стороной о стратегическом партнерстве по линии МЧС. При этом стороны заключили партнерское соглашение сразу в нескольких сферах, так с февраля 2017 года в Китай направляются специалисты МЧС РФ для обмена опытом со своими китайскими коллегами. Также с 2018 года КНР начнет закупку специализированного оборудования, использующегося при тушении пожаров и устранении последствий ЧС. Китайская сторона подтвердила достигнутые 2 ноября договоренности на покупку у России многоцелевых самолетов БЕ-200, при этом расширив контракт на еще четыре авиационные единицы.
Особого внимания заслуживает партнерский договор о производственном содействии, которое предусматривает привлечение оборудования из Китая для малого бизнеса России, осуществляющего деятельность по созданию различной продукции в противопожарной сфере. Так на поставленном китайском оборудовании планируется производить такие экспортные товары, как огнетушители, пожарные щиты, напорные рукава, элементы оснащения спасателей и другие сопутствующие предметы и материалы. В свою очередь Китай на своих территориях начнет производство противопожарной химии, которая будет обслуживать потребности российского МЧС. Обсуждалось также создание объединенного отряда по борьбе с лесными пожарами в приграничной зоне, такое соглашение поможет эффективно бороться с огнем на граничащих территориях России и Китая, а также поспособствует сохранению уникальной фауны Приамурья.
Всего на двухдневной встрече было рассмотрены 42 проекта, связанных с ликвидацией ЧС, из которых только три инициативы обоюдным решением были оставлены для дальнейшей проработки деталей, остальной пакет соглашений был принят в полном объеме.
Среди стран, расположенных у северозападных границ Россия наиболее активно взаимодействует по вопросам предупреждения ЧС и ликвидации их последствий с Финляндией и Норвегией. Сотрудничество осуществляется на площадке ООН, в других международных структурах, а также в региональных форматах на севере Европы и в Арктике, таких, как Совет государств Балтийского моря, Совет Баренце-ва/Евроарктического региона, Арктический совет, "Северное измерение".
Сотрудничество приграничных регионов является одним из традиционных приоритетов взаимодействия. Так в 1992 году было заключено Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в Мурманской области, Республике Карелии, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В 2012 году этот документ был заменен на Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Финляндской Республики о содействии приграничному сотрудничеству. На основании договоренностей в целях оперативного реагирования, сотрудничества и оказания взаимной помощи при возникновении лесных пожаров и чрезвычайных ситуаций трансграничного характера Стороны способствуют взаимодействию компетентных органов Сторон при осуществлении совместных мер, направленных на предупреждение стихийных бедствий и техногенных аварий и ликвидацию их последствий на территории приграничных регионов. В соответствии с данным Соглашением учреждена российско-финляндская Межправительственная комиссия по приграничному сотрудничеству.
Сотрудничество с Норвегией затруднялось тем, что с 1970 года существовал территориальный спор о границе между государствами в Баренцевом море. Суть его сводится к тому, что Россия проводила границу вдоль побережья острова Шпицберген, Норвегия полагала, что граница должна находиться равноудалённо от Шпицбергена с одной стороны и Земли Франца-Иосифа и острова Новая Земля с другой. Спор обострился, когда в акватории Баренцевого моря были обнаружены запасы углеводородов. Однако в 2010 г стороны пришли к соглашению, что новая делимитационная линия разделит спорную акваторию на две равные части, в связи с чем был подписали договор «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» . В настоящее время здесь действует «Соглашение между правительствами государств - членов Совета Баренцева/Евроарктического региона о сотрудничестве в области предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации» [8].
На основании данного [8] соглашения «Правительства Королевства Норвегия, РФ, Финляндской Республики и Королевства Швеция, отмечая хорошо налаженное международное взаимодействие в области предупреждения, готовности и реагирования на ЧС договорились развивать данное сотрудничество в целях облегчения оказания взаимной помощи в случае природных или техногенных катастроф в Ба-ренцевом/Евроарктическом регионе, включая
19 Ратифицирован Государственной Думой в 2011 г.
предоставление помощи лицам, терпящим бедствие в морском и воздушном пространстве, а также в ЧС, вызываемых воздействием климата в северных регионов, включая прямое приграничное сотрудничество на местном и региональном уровнях в Баренце-вом/Евроарктическом регионе в случае возникновения ЧС. В рамках соглашения предусмотрен также обмен информацией и опытом в области предупреждения и управления в ЧС, минимизации и ликвидации их последствий, а также проведения совместных тренировок и учений.
Компетентными органами, ответственными за реализацию соглашения [8] в своих странах определены:
- Министерство юстиции и полиции Королевства Норвегия;
- Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- Министерство внутренних дел Финляндской Республики;
- Министерство обороны Королевства Швеция.
Региональными и местными компетентными органами определены органы управления муниципалитетов, объединенных муниципалитетов и местные правительства, а также административные органы округов и соответствующие государственные органы в составе местных администраций в Баренцевом/Евроарктическом регионе, относящиеся к географическому району, занимаемому следующими политико-административными образованиями:
- в Королевстве Норвегия - губернии Нордланд, Тромс и Финнмарк;
- в РФ - Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Мурманская область и Ненецкий автономный округ;
- в Финляндской Республике - провинции Лапландия и Оулу;
- в Королевстве Швеция - губернии Нор-рботтен и Вестерботтен.
Переход границы в связи с ЧС не может быть осуществлен до получения специального разрешения. В соглашении определены условия пересечения границы группами реагирования, пункты пропуска, действительные документы, удостоверяющие личность гражданина и признаваемые в этом качестве запрашивающей стороной, документы, выдаваемые компетентным органом предоставляющей стороны, подтверждающий полномочия руководителя группы и перечень ресурсов помощи. Членам групп реагирования разрешается носить свою униформу на территории государства запрашивающей стороны.
Договаривающиеся стороны применяют соответствующее национальное законодатель-
ство и международные обязательства относительно освобождения от таможенных пошлин, других платежей и сборов при ввозе, транзите и вывозе ресурсов для чрезвычайного реагирования с территории договаривающихся сторон. После окончания операции по чрезвычайному реагированию группы реагирования предоставляющей стороны обязаны вывезти с территории государства запрашивающей стороны ввезенные ресурсы помощи, за исключением израсходованных, утраченных или распределенных среди населения, если запрашивающая сторона и предоставляющая сторона не договорились об ином.
Ответственность за оперативное управление в зоне ЧС лежит на компетентном органе запрашивающей стороны, за исключением таких зон, которые могут находиться на территории государства другой стороны. Компетентный орган запрашивающей стороны организовывает и управляет действиями групп реагирования предоставляющей стороны. Члены группы реагирования находятся под юрисдикцией государства предоставляющей стороны в области трудового законодательства и связанных с ним вопросов
Группы реагирования должны иметь ресурсы помощи в количестве, достаточном для ведения автономных действий в зоне ЧС в течение 24 часов. Запрашивающая сторона при необходимости предоставляет группам реагирования дополнительные ресурсы для их дальнейшей работы и обеспечивает надлежащей медицинской помощью, продуктами и помещениями для проживания. При этом запрашивающая сторона не возмещает предоставляющей стороне расходы по оказанию помощи, если они не договорятся об ином. Запрашивающая сторона может в любой момент отозвать свой запрос об оказании помощи. В этом случае предоставляющая сторона имеет право на возмещение уже произведенных ею расходов. Оплата расходов, если таковые будут иметь место, осуществляется в соответствии с существующими процедурами между предоставляющей и запрашивающей сторонами.
Приграничное сотрудничество с прибалтийскими республиками Литвой, Латвией и Эстонией по вопросам ЧС на международном уровне определяется рамками ООН, а также в рамках договоров с Белоруссией. Так в Беларуси заключено соглашения с Латвийской республикой об оперативном оповещении о ядерных авариях, обмене информацией и сотрудничестве в области ядерной безопасности и радиационной защиты. Беларусь по российскому проекту строит свою первую атомную электростанцию в Гродненской области, вблизи города Островец (2 энергоблока вступят в строй поочередно в 2019 и 2020 годах). Правительством Литвы из полити-
ческих соображений принят специальный законопроект, запрещающий импорт белорусской атомной энергии вследствие необоснованных претензий к проекту Росатома.
На региональном уровне в 1996 года в Пылве (Эстония) был создан Совет по сотрудничеству приграничных регионов, в который вошли представители Выруского и Пылвского уездов Эстонии, Алуксненского и Балвского районов Латвии, а также Палкинского, Печерского и Псковского районов Псковской области. Основными задачами Совета являются разработка совместной стратегии приграничного сотрудничества и реализация проектов в вопросах совершенствования инфраструктуры и охраны окружающей среды. Литва ввела визы для граждан России, следующих транзитом через ее территорию. Это решение затрагивает интересы жителей российского полуанклава, Калининградской области. Экономические проблемы у области могут возникнуть также из-за введения визового режима со стороны Польши. Большие надежды на решение визовых вопросов власти Калининградского региона связывают с только что ратифицированной Россией Европейской рамочной конвенцией о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей.
На договорной основе Калининградская область взаимодействует с семью воеводствами Польши, четырьмя уездами Литвы и округом Борнхольм (Дания). В 1998 году область присоединилась к многостороннему приграничному сотрудничеству в рамках еврорегиона «Балтика», а три ее муниципальных образования - к работе по созданию еврорегиона «Сауле» (с участием Литвы и Латвии). Во второй половине 90-х годов подписан ряд соглашений по линии межрегионального сотрудничества Калининградской области и Клайпедского, Паневежисского, Каунасского, Мариямпольского уездов Литвы.
С 1 января 2004 года Эстония перешла на жесткий визовый режим, установленный Шен-генским соглашением. Латвия отказалась от упрощенного порядка еще в марте 2001 года. На сегодняшний день приграничное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС со с прибалтийскими республиками затруднено политическими факторами, действующими внутри самих республик.
Япония расположена вблизи восточного побережья азиатского материка на четырех крупных и свыше 3 тыс. мелких островах. Она находится на стыке нескольких тектонических плит, что предопределило повышенную вулканическую и сейсмическую активность в зоне всего архипелага. Высочайшей и одновременно самой красивой вершиной, как известно, является гора Фудзи (иногда не совсем точно именуемая у нас Фудзиямой).. Фудзи - действующий вулкан (последнее извержение состоялось в 1707 году).
Тогда слой пепла, выброшенного на улицы Эдо (современного Токио), достигал 4 см. Вот уже 300 лет вулкан Фудзи безмолвствует, однако в любой момент может «проснуться».Всего в Японии насчитывается более 150 вулканов, в том числе не менее 40 действующих - больше, чем в какой-либо другой стране мира. Наиболее активными из них являются Асама, Михара, Асо и Са-курадзима. Извержения в стране происходят практически ежегодно и зачастую приводят к человеческим жертвам, однако еще большую опасность для ее населения, безусловно, представляют собой землетрясения.
Самое разрушительное землетрясение с точки зрения техногенных последствий произошло 11 марта 2011 года на северо-востоке Японии произошло землетрясение, которое получило официальное название "Великое землетрясение Восточной Японии". Землетрясение подобной силы, по оценкам ученых, происходит в этой стране не чаще одного раза в 600 лет. До этого самым разрушительным землетрясением последнего времени в Японии считалось произошедшее 1 сентября 1923 года. Тогда непосредственно под завалами погибло около 15 тыс. человек, но вспыхнувшие одновременно во многих местах пожары сожгли деревянный город с трехмиллионным населением дотла. Погибло более 140 тыс. человек. Землетрясение вызвало крупнейшее цунами, которое накрыло территорию общей площадью 561 квадратный километр, что соответствует 90% площади 23 специальных районов, составляющих ядро Токио. Стихийное бедствие привело к развитию тяжелой аварии на японской АЭС «Фукусима-1».
Число погибших и пропавших без вести превысило 20 тысяч человек. Около 93% погибших стали жертвами гигантской волны. Ущерб, который нанесло гигантское цунами японской экономике, транспорту и инфраструктуре, не считая затрат, связанных с аварией на АЭС "Фукусима-1" около 215 миллиардов долларов.
Не менее значимый урон нанесен экологии региона. В следствие аварии произошел выброс радиоактивности во внешнюю среду. Радиоактивные вещества были обнаружены в питьевой воде, овощах, чае, мясе и других продуктах. Общий объем выбросов йода-131 и цезия-137 после аварии на АЭС составил 900тыс. терабек-крелей, что составляет 20% от выбросов после Чернобыльской аварии 986 году, который составил 5,2 миллиона терабеккерелей.
ЧС рассматриваются японским руководством как два типа экологической катастрофы: первый непосредственно связан с процессами природного происхождения, а второй представляет собой продукт производственно-хозяйственной деятельности. При этом чрезвычайные ситуации природного характера рассматриваются в качестве стихийно-разрушительных
процессов, а техногенного характера как нерациональное использование технического прогресса, наносящего прямой или косвенный ущерб здоровью людей.
Предотвращение ЧС и ликвидация последствий стихийных бедствий, по мнению ВПР Японии, является одним из важнейших направлений деятельности исполнительных органов различного уровня. В стране разработан ряд законодательных актов, направленных на снижение потерь среди населения и сокращение материального ущерба. В первую очередь это «Основной закон по защите от стихийных бедствий», принятый в 1961 году. В соответствии с ним установлен порядок работы субъектов власти, определены обязанности должностных лиц, а также порядок проведения и характер мероприятий по защите от ЧС.
Руководство страны создало общегосударственную трехуровневую систему по предотвращению ЧС - национальный, на уровне префектур и муниципальный. В стране создана развитая нормативно-правовая база по привлечению японских вооруженных сил к решению задач по предотвращению ЧС и ликвидация последствий стихийных бедствий.
На приграничное сотрудничество регионов России и Японии влияет интерес японской стороны к островам Южной Курильской гряды. В 2000 году на государственном уровне была подписана «Программа японо-российского сотрудничества в области развития совместной хозяйственной деятельности на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи». Бывшие жители островов и члены их семей - японские граждане могут посещать острова по упрощенному визовому режиму. Уже много лет существуют безвизовые обмены между сторонами. МИДом Японии организуются курсы японского языка. Объективные сложности связаны с тем, что японцы не признают острова российскими.
Россия и Япония, несмотря на территориальные разногласия сотрудничают в пограничной сфере с целью поддержания стабильности и порядка в их сопредельных акваториях. В современном характере внешней политики Японии заключен целый набор весомых предпосылок для кардинального обновления отношений между нею и Россией. Так в ходе последних встреч на высшем уровне между Японией и РФ установлен ряд договоренностей в области предупреждения террористических угроз, использования природных и морских ресурсов и др. Однако установлению более тесных отношений препятствует установившийся японо-американский альянс, первоначально создававшийся как военное противостояние Советскому Союзу. Несмотря на то, что Япония остается подконтрольна своему «большому союзнику» по сути дела работая по боль-
шей части на него и укрепление его влияния в регионе, в настоящее время развитие связей с Россией японская сторона считает одним из важнейших факторов обеспечения безопасности в прилегающих в Японии районах. В интересах обмена опытом по вопросам прогнозирования, предупреждения и ликвидации последствий землетрясений, цунами и извержений вулканов в сопредельных районах РФ и Японии в феврале 2012 г. в г. Сэндае прошла российско-японская встреча экспертов с участием представителей МЧС России, Росгидромета и РАН.
Сотрудничество между РФ и США в области ЧС осуществляется на основе Меморандума о понимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединённых Штатов Америки о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации ЧС от 16 июля 1996 г. и дополнительного Протокола к нему от 26 июня 2007 г. в рамках двусторонней российско-американской Президентской комиссии. В рамках этого сотрудничества проводятся заседания профильного Совместного российско-американского комитета под председательством Министра МЧС России и заместителя руководителя Федерального агентства по ЧС США (ФЕМА). В ходе заседаний рассматриваются основные направления совместной работы на перспективу, а также ь вопросы комплексного обеспечения безопасности массовых мероприятий, например, Олимпиады 2014 г. в г. Сочи, развития сотрудничества в сфере научного обеспечения работ по преодолению стихийных бедствий с участием Геологической службы США. На сегодняшний день достигнуты договорённости о взаимодействии в подготовке кадров спасательных служб.
В июле 2012 г. прошёл российско-американский симпозиум по проблематике геологических рисков, организованный Минобрнау-ки России и МЧС России с участием Российской Академии наук, Геологической службы США и ФЕМА, по итогам которого достигнуто соглашение о разработке совместных действий в целях минимизации рисков бедствий в геодинамически опасной зоне между Россией и США, включая территорию Курильских островов, Камчатки, Алеутских островов и Аляски.
В целом сотрудничество между РФ и США в области ЧС развивалось достаточно динамично и позитивно до 2014 г.
Особый статус имеют международные договоренности в области ядерной энергетики и обращения с отходами атомной промышленности. РФ имеет соглашения в области оперативного оповещения о ядерной аварии и обмене информацией о ядерных установках практически со всеми приграничными государствами, заключенные как на государственном, так и на региональном уровнях. Так в сентябре 2015 го-
да на 59-й генконференции МАГАТЭ был подписан двухсторонний протокол между госкопо-рацией "Росатом" РФ и Государственным управлением Королевства Норвегии по ядерной и радиационной безопасности. Под документ подпадают Кольская и Ленинградская АЭС (по четыре энергоблока на каждой), судовые реакторы, хранилища свежего и отработанного топлива, исследовательские реакторы и прочие ядерные установки, находящиеся на всей территории Норвегии, а также в 300-километровой приграничной зоне в РФ. Предусматриваются регулярные учения и консультации. На государственном уровне заключено подобное соглашение с республикой Польша.
РФ последовательно осуществляет сотрудничество по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС в рамках Организации объединенных наций (ООН). Одним из направлений сотрудничества в рамках ООН явилось участие РФ в разработке Глобальной платформы по уменьшению опасностей бедствий (ГПУОБ). ГПУОБ реализуется раз в два года в виде форума для обмена информацией, обсуждения последних разработок и знаний и наращивания партнерских связей между секторами, с целью повышения эффективности снижения рисков бедствий, за счет улучшения взаимодействия и координации между заинтересованными сторонами. Первая Глобальная платформа по уменьшению опасности бедствий в 2007 стала крупнейшим международным событием после Всемирной конференции по снижению риска бедствий, которая прошла в Кобе, Япония, в январе 2005 года и где была принята Хиогская рамочная программа действий - 10 летний план по борьбе со стихийными бедствиями. В работе сессии приняли участие государственные деятели, эксперты, ученые, представители международных и общественных организаций из 120 стран.
2-я сессия Глобальной платформы по снижению риска бедствий (июнь 2009 года) проходила в условиях растущей обеспокоенности, связанной с глобальным изменением климата и растущими рисками бедствий. В рамках Глобальной платформы политические лидеры, включая глав государств и правительств, жестко и однозначно заявляли, что снижение риска бедствий играет важнейшую роль при устранении последствий изменений климата, а также в борьбе с ухудшением социальной и экономической обстановки. Приоритетным является включение действий по снижению риска бедствий и адаптации к изменениям климата в базовую политику и программные цели в планах национального развития, а также во вспомогательные стратегии по уменьшению бедности и планы помощи странам. Необходима более высокая готовность к гуманитарным последствиям изменений климата, включая системы раннего оповещения и программы
реализации на местном уровне.
Третья сессия Глобальной платформы по снижению риска бедствий проводилась одновременно с Мировой Конференцией по Реконструкции, в Женеве, в мае 2011 г. Она была открыта Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном. Он обратил внимание на увеличение рисков, связанных с природными катастрофами и призвал государства направлять больше инвестиций в усилия на смягчение последствии землетрясении, наводнении, ураганов и снижению числа их жертв. Было отмечено, что выполнение Хиог-ской рамочной программы действий на 2005 -2015 годы помогло добиться заметного прогресса на глобальном, региональном и международном уровне в повышении готовности противостоять вызовам стихийных бедствий.
В работе сессии приняло участие уже более 2600 делегатов, представлявших 168 правительств, 25 межправительственных организаций, 65 неправительственных организаций, Международную федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, местные правительства, парламенты, частный сектор, научные учреждения, гражданское общество и международные организации [4].
Четвертая сессия состоялась в Женеве в мае 2013 года для выработки общего видения и направления решения проблемы снижения риска на последующие 30 лет. Она разработала критические и необходимые рекомендации для подготовки к рамочной программе действий после 2015 года, а также для Третьей Всемирной конференции по снижению риска бедствий в марте 2015 года, где и планировалось принятие новой рамочной программы.
Было отмечено, что экономический ущерб от бедствий за последние 13 лет составляет 2,7 триллионов долларов США, что означает примерно 16,2 миллионов долларов убытков в каждый час, начиная с 2000 года. Подобные финансовые потери неприемлемы. За этот период от бедствий пострадало 2,9 миллиарда человек, в среднем более 650000 человек в день.
На Третьей Всемирной конференции в Сендае (Япония) была принята Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015-2030 гг., которая является инструментом-преемником Хиогской и вводит ряд новшеств, направленных на управлении рисками бедствий в противовес ликвидации последствий бедствий. Кроме того, значительно расширен охват по уменьшению риска бедствий с целью сосредоточения внимания на природных опасных явлениях и техногенных угрозах, а также связанных с ними экологических, технологических и биологических угрозах и рисках.
Кроме того, в Сендайской рамочной программе сформулировано следующее: необходимость более глубокого понимания риска бедст-
вий во всех его аспектах, связанных с характеристиками воздействия, уязвимости и опасности; укрепление систем управления рисками бедствий, в том числе национальных платформ; ответственность за управление рисками бедствий; готовность к восстановлению по принципу «лучше, чем было»; признание заинтересованных сторон и их ролей; мобилизация учитывающих риски инвестиций для предотвращения появления нового риска; устойчивость инфраструктуры здравоохранения, культурного наследия и рабочей среды; усиление международного сотрудничества и глобального партнерства, а также основанных на информации о рисках политики и программ доноров, в том числе финансовой поддержки и привлечения займов международных финансовых институтов.
Пятая сессия Глобальной платформы по снижению риска бедствий проходила в мае 2017 года в Канкуне (Мексика). Сессия явилась крупнейшим на сегодняшний день форумом, в котором участвовало более 7000 зарегистрированных участников, включая глав государств и правительств, министров, мэров, парламентариев и представителей ооновской системы, межправительственных организаций, местных органов власти, местных сообществ, организаций гражданского общества, коренных народов, групп женщин, детей и молодежи, инвалидов, научных и академических кругов и частного сектора. На сессии была проведена оценка прогресса, достигнутого за последние два года после принятия Сендайской рамочной программы и предоставлена возможность для ускорения осуществления Сендайской рамочной программы, налаживания партнерских связей и укрепления национальных и международных усилий по снижению риска бедствий.
В целях поддержки национальных и местных усилий и содействия коллективному управлению трансграничными рисками на сессии разработаны стратегии, планы работы и механизмы, обеспечивающие анализ по конкретным регионам, директивное руководство, инструменты и укрепление потенциала. Они также служат ориентиром для государственных министерств и заинтересованных сторон из разных секторов в деле осуществления последовательного и основанного на участии многих заинтересованных сторон подхода к снижению риска бедствий, устойчивому развитию и адаптации к изменению климата и способствуют накоплению на региональном уровне информации для мониторинга и отчетности в различных секторах.
В качестве неотъемлемой части усилий по осуществлению Сендайской рамочной программы и Парижского соглашения была выдвинута инициатива по созданию систем мониторинга климатических рисков и раннего преду-
преждения для обеспечения возможности предоставления климатологических услуг в наименее развитых странах и малых островных развивающихся государствах в целях укрепления их потенциала осуществлять ранние предупреждения и принимать эффективные ответные меры.
В период подготовки к сессии Глобальной платформы по итогам конференции по вопросам раннего предупреждения об угрозах разного вида был выработан ряд мер по контролю доступа стран к системе раннего предупреждения, с тем, чтобы они могли отслеживать прогресс в деле выполнения глобальной целевой задачи Сендайской рамочной программы. Кроме того, была сформулирована концепция глобальной системы метеорологического предупреждения в целях разработки системы оповещения, которая предоставит целевым пользователям, в том числе вновь созданному Оперативному кризисному центру Организации Объединенных Наций, а также гуманитарным организациям и частному сектору, возможность получать из авторитетных источников предупреждения о гидрометеорологических угрозах и связанную с этим информацию.
Сотрудничество России с Североатлантическим союзом (НАТО) осуществляется с ию-ня1994 года, когда Россия стала первой страной, присоединившейся к программе НАТО «Партнерство ради мира» (ПРМ) - программе практического двустороннего сотрудничества между НАТО и государствами-партнерами. В мае 2002 года в Риме руководители стран НАТО и Президент Путин подписали декларацию «Отношения Россия-НАТО: новое качество». Был учрежден Совет Россия-НАТО (СРН). НАТО и Россия договорились «работать вместе в областях, представляющих общий интерес, и совместно противостоять общим угрозам и рискам нашей безопасности». СРН помимо сотрудничества в области контроля над вооружениями определил сотрудничество в борьбе с терроризмом и кризисным регулированием. Не смотря на кризис 2008 г. (военный конфликт с Грузией) на встрече в Лиссабоне в ноябре 2010 года, руководители стран НАТО и Президент Медведев договорились вступить в «новый этап сотрудничества, ведущего к подлинному стратегическому партнерству». В частности, НАТО и Россия договорились укреплять сотрудничество в борьбе с терроризмом и пиратством.
Дальнейшее развитие в 2010 г. получило сотрудничество РФ по вопросам взаимодействия при реагировании на ЧС в рамках Совета Россия - НАТО (СРН) и Совета евроатлантического партнерства (СЕАП). В целях координации совместных действий, при оказании взаимной по-
мощи в ликвидации ЧС на постоянной основе осуществлялся обмен оперативной информацией между МЧС России и Евроатлантическим центром координации реагирования на катастрофы НАТО (ЕКЦРК). Так, в период ликвидации ЧС в РФ, связанных с лесными и торфяными пожарами в 2010 г., через ЕКЦРК в страны НАТО передавалась информация о потребностях российских пожарных и спасательных служб в технике, оборудовании и иных материальных средствах, необходимых для ликвидации пожаров и их последствий. На основании этой информации 12 государств - членов альянса предоставили РФ необходимую помощь на двусторонней основе.
В 2012 г. в рамках Специальной рабочей группы по чрезвычайному гражданскому планированию СРН в марте и сентябре 2012 г. были проведены занятия, а в ноябре - семинар по вопросам обеспечения безопасности при проведении крупных международных мероприятий, в том числе Олимпийских игр в г. Сочи в 2014 г., с участием специалистов МЧС России, ФСБ России и Минздрава России, а также экспертов ряда ведущих стран НАТО. В октябре 2012 г. проведен крупный семинар в г. Брюсселе на тему «Стратегические вызовы международному планированию и управлению в ЧС», а в г. Стокгольме - семинар по проблемам массовой медицинской эвакуации. Самым заметным мероприятием в рамках Совета Евро-Атлантического Партнёрства (СЕАП) в области чрезвычайного гуманитарного планирования в 2012 г. стало проведение в ноябре 2012 г. Международного командно-штабного учения по теме: «Обеспечение безопасности крупных международных мероприятий с большим скоплением людей» с участием экспертов из профильных российских ведомств.
В марте 2014 года, необоснованно обвиняя Россию в участии в военном конфликте в Украине НАТО приостановила сотрудничество с Россией практически во всех областях. При этом диалоги и встречи в формате Россия НАТО по текущим отношениям сохраняются.
Выводы20. Совместная работа по предупреждению и ликвидации трансграничных чрезвычайных ситуаций только начинает налаживаться. Для осуществления приграничного сотрудничества по направлениям деятельности МЧС России имеется необходимая правовая основа [4].
В качестве основной задачи приграничного сотрудничества предусмотрено создание условий для интеграции систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сопре-
20 Отражены в докладе департамента международной деятельности МЧС России за 2016 г.
дельных государств с целью повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, имеющие трансграничные последствия.
В Прибалтийском регионе на сегодняшний день не завершено формирование необходимой правовой базы, так как не подписаны межправительственные соглашения по линии МЧС России с Литвой и Эстонией.
Главным управлением МЧС России по Калининградской области продолжается активное взаимодействие с Литвой, в том числе в части осуществления на регулярной основе обмена информацией о ЧС.
На субъектовом уровне также заключаются международные акты с административными единицами других государств в области предупреждения и ликвидации ЧС, что, в свою очередь, способствует разработке соответствующих планов взаимодействия между территориальными органами МЧС России и спасательными службами иностранных чрезвычайных ведомств.
В настоящее время наиболее активное приграничное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется с Казахстаном, Монголией, Китаем и Финляндией. В последнее время также активизировалось взаимодействие на приграничном уровне с Республикой Беларусь.
Особое внимание уделяется регулярному проведению учений на приграничном уровне (российско-казахстанские и российско-финляндские пожарно-тактические учения по борьбе с природными пожарами на приграничных территориях, российско-китайские учения по борьбе с наводнениями и паводками, российско-монгольские учения по реагированию на степные пожары и др.), а также совместные тренинги и семинары.
О одним из важнейших аспектов приграничного сотрудничества является оперативное решение вопросов, связанных с пограничными и таможенными процедурами при пересечении границы спасательными формированиями в соответствии с требованиями ООН.
Исходя из необходимости обеспечения безопасности населения на приграничных территориях, представляется целесообразным рассмотреть вопрос об организации в образовательных учреждениях МЧС России курсов языковой подготовки для сотрудников диспетчерских служб, работающих в приграничных регионах непосредственно с обращениями иностранных граждан.
В целом, международное сотрудничество, осуществляемое на приграничном уровне, лежит в русле Концепции внешней политики Российской Федерации и является одним из приоритетов международной деятельности МЧС России до 2030 года.
Значимость приграничного взаимодействия, направленного на эффективное реагирование на ЧС, продиктованы необходимостью обеспечения пояса добрососедства по всему периметру российских границ
Список использованных источников
1. Федеральный закон N 68-ФЗ 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ba se=LAW&n=200121&rnd=C00713 9EFABB22DBA5F31 FA4E69F4533&from=194047-0#095191392617188
2. Федеральный закон "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2008 N 309-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _83309/
3. Приказ ФСБ России от 7 августа 2017 г. № 454 «Об утверждении Правил пограничного режима» ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/d oc/71659826/#ixzz58r7vsjJ0
4. Распоряжение Правительства РФ от 09.02.2001 N 196-р <Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации> http: //legalacts.ru/doc/rasporj azhenie -pravitelstva-rf-ot-09022001-n-196-r/
5. Конвенция о приграничном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств заключена в г. Бишкеке 10.10.2008 г. // Бюллетень международных договоров. - 2010. - № 1.
6. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей заключена в г. Мадриде 21.05.1980 г. (Вместе с «Типовыми и рамочными соглашениями, уставами и контрактами о приграничном сотрудничестве между территориальными сообществами и властями») // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 31, ст. 3103.
7. Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 179-ФЗ "Об основах приграничного сотрудничества" http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71630188/
8. Соглашение между правительствами государств -членов Совета Баренцева/Евроарктического региона о сотрудничестве в области предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуа-ции//Электронный фонд/ URL: http://docs.cntd.ru/document/902187674