УДК 343. ГРНТИ 10.81 Е01Ч: ОУРБРР
3.17. Меры, применяемые органами внутренних дел по противодействию молодежному экстремизму в образовательной среде
©Каширгов Астемир Хасанбиевич
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия [email protected]
Аннотация: Борьба с проявлениями экстремизма осуществляется многими органами государственной власти, и основные полномочия в рамках указанной деятельности закрепляются за органами внутренних дел. Несмотря на эффективность процесса выявления, пресечения и расследования противоправных деяний экстремистской направленности, указанное явление активно развивается и трансформируется в российском обществе. Среди актуальных тенденций распространения экстремистской идеологии следует выделить существенный интерес отдельных категорий населения к соответствующим противоправным идеям и взглядам, среди которых наибольшую выраженность имеет вовлеченность молодежи в вышеназванные процессы. Целью представленного исследования выступает анализ применяемых органами внутренних дел мер по противодействию молодежному экстремизму в образовательной среде. Автор приходит к выводу о том, что образовательные организации выступают важной площадкой для организации и осуществления комплексной антиэкстремистской деятельности в отношении представителей молодежи, в том числе посредством взаимодействия с органами внутренних дел. Акцентируется внимание на том, что к настоящему моменту имеется множество способов совместной деятельности органов внутренних дел и образовательных организаций в целях борьбы с распространением экстремистской деятельности среди молодежи. Отмечается необходимость тесного контакта вышеназванных субъектов антиэкстремистской деятельности, в том числе в целях учета специфики молодежных коллективов в конкретных учебных заведениях в процессе организации и проведения совместных мероприятий. Сформулированы рекомендации по взаимодействию органов внутренних дел с образовательными организациями и определена перспективность использования конкретных форм и методов антиэкстремистской деятельности, что может быть использовано для повышения эффективности соответствующей работы.
Ключевые слова: молодежный экстремизм, деятельность органов внутренних дел, образовательная среда, борьбасраспространением экстремистской идеологии, антиэкстремистская деятельность.
^ Для цитирования: Каширгов А.Х. Меры, применяемые органами внутренних дел по противодействию молодежному экстремизму в образовательной среде //Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. №4. С. 228-232. ЕОЫ: QYRSFF
V_У
Measures Used by the Internal Affairs to Counter Youth Extremism in Educational Environment
©Kashirgov Astemir Khasanbievich
North Caucasus Institute forAdvanced Studies (branch)
of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia [email protected]
Abstract: Many state authorities are fighting manifestations of extremism. However, the main powers within the framework of this activity are assigned to the internal affairs bodies. Despite the effectiveness of the process of identifying, suppressing and investigating illegal acts of an extremist orientation, this phenomenon is actively developing and transforming in Russian society. Among the current trends in the spread of extremist ideology, one should single out the significant interest of certain categories of the population in the corresponding illegal ideas and views. The involvement of young people in the above processes is the most pronounced. The purpose of the present study is to analyze the measures taken by the internal affairs bodies to counter youth extremism in the educational environment. The author comes to the conclusion that educational organizations are an important platform for the organization and
228 Gaps in Russian Legislation Vol.l6№4 2023 ISSN2072-3164(print)
ISSN 2310-7049 (online)
implementation of complex anti-extremist activities in relation to youth, including through interaction with internal affairs bodies. Attention is focused on the fact that by now there are many ways of joint activities of internal affairs bodies and educational organizations in order to combat the spread of extremist activities among young people. The need for close contact between the above-mentioned subjects of anti-extremist activities is noted, including in order to take into account the specifics of youth groups in specific educational institutions in the process of organizing and holding joint events. Recommendations on the interaction of internal affairs bodies with educational organizations are formulated and the prospects for using specific forms and methods of anti-extremist activities are determined, which can be used to improve the efficiency ofthe relevant work.
Keywords: youth extremism, activities of internal affairs bodies, educational environment, combating the spread of extremist ideology, anti-extremist activities.
For citation: Kashirgov A.Kh. Measures Used by the Internal Affairs to Counter Youth Extremism in Educational Environment//Gaps in Russian Legislation. 2023. Vol. 16. №4. Pp. 228-232. (in Russ.). EDN: QYRSFF
ВВЕДЕНИЕ
Молодежный экстремизм является наиболее интенсивно развивающимся противоправным явлением современности, так как представители указанной категории населения наиболее остро реагируют на многие процессы, происходящие в государстве и обществе. С одной стороны, развитие противоправной практики экстремистской направленности среди молодежи представляется весьма закономерным в контексте обладания представителей данной категории населения целым рядом личностных и психоэмоциональных характеристик, способствующих их острому реагированию на окружающие процессы, с другой стороны - интенсификация экстремистской вовлеченности молодежи происходит под воздействием различных внешних и внутренних обстоятельств.
Масштабы существующих проблем развития молодежного экстремизма в российском государстве наглядно демонстрируется существенным увеличением количества преступлений экстремистской направленности за последние несколько лет. Согласно данным официальной статистики в 2022 году в России зарегистрировано 1566 экстремистских преступлений, что на 509 больше, чем за аналогичный период 2021 года [4]. При этом основными субъектами вышеназванной преступной деятельности являются именно представители молодежи.
В научной среде проводится множество исследований, посвященных вопросам повышения эффективности борьбы с распространением молодежного экстремизма, однако большинство из них не учитывают влияния, оказываемого современными международными и внутригосударственными процессами. В рамках представленного исследования видится необходимым сконцентрировать внимание на применяемых органами внутренних дел мерах по противодействию молодежному экстремизму в образовательной среде с учетом актуальных социально-экономических, политических и правовых реалий.
ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Учитывая значимость борьбы с экстремизмом, в настоящее время проводится множество прикладных исследований, в которых определяются риски и угрозы распространения соответствующей идеологии среди конкретных социальных групп. Безусловно, существен-
ные угрозы имеет рецидивное преступное поведение, однако среди наиболее уязвимых категорий в различных контекстах выделяется молодежь [3, с. 46].
Молодежь - это собирательная категория, в которую входят одновременно представители различных возрастов, которые в свою очередь обладают качественным отличиями в мировосприятии [5, с. 405]. Так, молодежью в настоящее время признаются лица с 14 до 35 лет. В рамках представленного исследования в рамках единой категории молодежь видится необходимым выделить 3 основные возрастные группы:
1) подростки в возрасте с 14-ти до 18-ти лет, которые по законодательству РФ считаются еще не полностью дееспособными, однако указанный факт не препятствует их активному вовлечению в противоправную деятельность, в том числе экстремистской направленности. Представители данной возрастной группы находятся на этапе формирования и развития личности, что характеризует их психоэмоциональное состояние как весьма неустойчивое к внешним воздействиям, и активно используется преступными организациями;
2) лица в возрасте с 18-ти до 25-ти лет, обладающие дееспособностью и наиболее активно реализующие возможности в части построения своего будущего. Представители данной возрастной группы уже сформирования определенные жизненные ценности и ориентиры и озабочены профессиональным становлением, в том числе в части получения образования и его дальнейшего применения в контексте карьерного развития. Однако указанная категория также характеризуется определенной идеологической незрелостью, поскольку многие процессы воспринимаются через призму излишнего эгоцентризма [9, с. 205];
3) лица в возрасте с 25-ти до 35-ти лет, для которых актуальным становится забота не только о своем будущем, но и о семье, детях и прочих атрибутах взросления личности и ее социализации. Имея определенные взгляды и идеи, представители данной возрастной категории склонны к поиску наиболее эффективных средств улучшения собственного благосостояния, что выступает фундаментом интенсивного развития, в связи с чем в сложных жизненных обстоятельствах привлекательными становятся противоправные методы получения материальных ресурсов. Кроме того, указанная категория в больше степени ощущает эффективность или проблемы реализуемой государственной поддержи института семьи, что также влияет на оценку проводимой политики государства. Несмотря на формирование личности человека к указанному возрасту
все еще актуальным является отсутствием критического мышления у представителей указанной группы.
Таким образом, проанализировав специфику развития и мировосприятия различных возрастных групп представителей молодежи следует отметить, что большинство из них в той или иной степени вовлечены в образовательный процесс. Учитывая современную многоступенчатую систему образования в РФ, а также стремление современной молодежи постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, представители всех вышеназванных возрастов встречаются в образовательных организациях. Кроме того, представители молодежи с 25-ти летнего возраста воспринимаются как молодые кадры и образовательные учреждения всех уровней ориентированы на омоложение педагогического состава.
Образовательная среда имеет важнейшее значение для развития представителей молодежи, поскольку в процессе их обучения в учебных учреждениях различных уровней одновременно реализуются следующие функции:
1) познавательная - дети и подростки формируют впечатление об окружающем мире, обществе и государстве;
2) воспитательная - в учебных заведениях формируются жизненные ориентиры и ценности каждого человека, а также модель допустимого социального поведения;
3) коммуникативная - в образовательной среде развиваются навыки организации и осуществления диалога между индивидами, в том числе в целях достижения конкретных результатов;
4) становление и развитие личности человека - образовательные организации всячески способствуют формирования личностных характеристик с учетом индивидуальности каждого человека и его потенциальных возможностей;
5) формирование и развитие профессиональных знаний и навыков - обучение направлено на формирование профессиональных компетенций в конкретной сфере, чему способствует эффективное освоение образовательных программ различных уровней.
Таким образом, образовательные организации выступают важной площадкой для организации и осуществления комплексной антиэкстремистской деятельности в отношении представителей молодежи, в том числе посредством взаимодействия с органами внутреннихдел.
АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Действующее российское законодательство определяет комплексные механизмы борьбы с распространением экстремистской деятельности, которые ориентированы не только на правоохранительную деятельность в части выявления, пресечения и расследования соответствующих деяний, но и предполагают активную профилактику и предупреждение факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие
подобного противоправного поведения. Данные механизмы в полной мере актуальны и для реализации в отношении молодежи.
Органы внутренних дел в силу их компетенции обладают наиболее широким кругом информации, необходимой для использования в процессе организации и осуществления антиэкстремистской деятельности. Особый интерес в данном случае представляют практические материалы, связанные с особенности распространения данного противоправного поведения среди молодежи [8, с. 67]. В данном контексте справедливым видится постоянное взаимодействие органов внутренних дел с образовательными организациями, поскольку в случае осуществления антиэкстремистской деятельности лишь учебными учреждениями высока вероятность теоретизированного донесения соответствующей информации, что совершенно не интересно представителям молодого поколения.
Среди традиционных форм взаимодействия органов внутренних дел с образовательными организациями следует выделить проведение индивидуальных и коллективных лекций-бесед на темы актуальных проявлений экстремизма в молодежной среде [7, с. 347]. Подобные мероприятия с одной стороны позволяют информировать представителей молодежи о существующих экстремистских практиках в целях недопущения неосознанного вовлечения в подобную деятельность, с другой стороны - позволяют сотрудникам органов внутренних дел установить контакт с конкретной целевой аудиторией, в том числе в целях исследования ее реакции на излагаемый материал и проблемы экстремизма в целом.
Кроме традиционных форм существенную популярность в настоящее время получают различные интерактивные методы, начиная от проведения тематических квестов, конкурсов и заканчивая непосредственным вовлечением представителей молодежи в помощь в осуществлении антиэкстремистской деятельности. Конкурсы на соответствующую тематику, проводимые под эгидой органов внутренних дел, придают статус-ность подобным мероприятиям и способствуют росту амбиций представителей молодежи, которые побеждают в них. Кроме того, подобный пример эффективного признания достижений достаточно часто распространяется в коллективах.
Из представленных выше способов взаимодействия органов внутренних дел с образовательными организациями особенно перспективной представляется практика создания и функционирования кибердружин [2, с. 35]. Кибердружины - это группы лиц, заинтересованных в содействии выявлению экстремистских материалов в сети «Интернет». Учитывая масштабность распространения экстремистских проявлений в интернете в настоящее время, видится необходимым расширение указанной практики. Кроме того, в состав кибердружин, как правило, входят представители молодежи, а, следовательно, учитывая их знания и навыки работы с информационными технологиями существенно повышаются шансы выявления неправомерных материалов, а также само по себе участие представителей молодежи в функционировании подобных структур выступает эффективной формой борьбы с распространением экстремистской идеологии.
230 Gaps in Russian Legislation
Vol.16 №4 2023
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
Таким образом, к настоящему моменту имеется множество способов совместной деятельности органов внутренних дел и образовательных организаций в целях борьбы с распространением экстремистской деятельности среди молодежи. Указанные формы и методы обладают качественным разнообразием, что позволяет в ситуации с каждым конкретным молодежным коллективом выбирать наиболее эффективные с учетом интересов целевой аудитории, а также специфики ее восприятия.
ВЫВОДЫ
В настоящее время наибольшую угрозу представляет молодежный экстремизм, который характеризуется не только динамикой распространения соответствующих идей и взглядов, но и оперативно реагирует на состояние российской правовой системы в части трансформации экстремистского поведения. В данном контексте особое значение приобретает организация и осуществление профилактико-предупредительной деятельности в образовательных организациях всех уровней с привлечением представителей органов вну-треннихдел [1, с. 357].
Ошибочно полагать, что экстремистские идеи оперативно проникают в сознание подростков. Для того, чтобы несовершеннолетний заинтересовался противоправными взглядами, в его микроклимате (в семье) или в процессе социализации (в детском саду и младшей школе) должны создаваться условия для поддержания соответствующих идей [6, с. 410]. В данном контексте особое значение приобретает эффективное разрешение возникающих среди обучающихся конфликтов, в том числе наглядная демонстрация недопустимости применения насилия. Всякие проявления агрессии среди представителей молодежи должны получать пристальное внимание со стороны преподавателей и руководства образовательных организаций в целях недопущения распространения подобного поведения в качестве нормы в молодежных коллективах.
На основе проведенного исследования видится необходимым отметить перспективность взаимодействия органов внутренних дел с образовательными организациями в части проведения совместных ме-
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойко O.A., Кишеньков Д.Г., Ревягин A.B. Еремеев С.Г. Профилактика экстремизма в среде студенческой молодежи // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26. № 3 (86). С. 352359.
2. Волощук A.B. Обзор позитивных практик профилактической работы, размещенных на интерактивной карте антитеррористической деятельности // Обзор. НЦПТИ. 2022. №1 (28). С. 31-36.
3. Группы риска в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизму // Обзор.НЦПТИ. 2022. № 4 (31). С. 44-47.
4. Зарегистрировано преступлений экстремистской направленности // Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 10.05.2023).
5. Каширгов А.Х., Семенов Е.А. По вопросу характеристики экстремизма в молодёжной среде // Ев-
роприятий по профилактике и предупреждению распространения экстремистской идеологии среди молодежи. Однако указанная деятельность всегда должна учитывать специфику молодежных коллективов в конкретных учебных заведениях, поскольку мероприятия, проводимые среди одних возрастных категорий, совершенно не результативны для других. Кроме того, принципиальное значение приобретает учет интересов для определения форм и методов антиэкстремистского воздействия в каждом конкретном коллективе. Так, одним молодым людям будет интересен исключительно интерактивный формат мероприятия, в то время как другие наиболее активно будут вовлечены в дискуссии о существующих примерах привлечения к ответственности за экстремистскую деятельность. Для организации и осуществления эффективных антиэкстремистских мероприятий органам внутренних дел необходимо находится в тесном контакте с образовательными организациями и заблаговременно интересоваться у ответственных преподавателей об имеющихся особенностях восприятия материалов конкретными школьными, студенческими коллективами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в российском государстве пристальное внимание уделяется вопросам противодействия распространению экстремистской идеологии среди молодежи, в связи с чем в указанную деятельность вовлекается множество субъектов, начиная от правоохранительных органов и заканчивая институтами гражданского общества. Образовательные организации, учитывая их вовлеченность в процесс формирования и развития личности молодых людей, представляются весьма эффективной площадкой для организации и проведения разнообразных мероприятий антиэкстремистской направленности. Сформулированные рекомендации по взаимодействию органов внутренних дел с образовательными организациями и определение перспективности использования конкретных форм и методов антиэкстремистской деятельности имеют прикладной характер и могут быть использованы для повышения эффективности соответствующей работы.
REFERENCES
1. Boyko О.А., Kishenkov D.G., Revyagin A.V. Eremeev S.G. Prevention of extremism among students // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2021. V. 26. No. 3 (86). pp. 352-359.
2. Voloshchuk A.V. Review of the positive practices of preventive work, placed on the interactive map of anti-terrorist activities // Review. NCPTI. 2022. No. 1 (28). pp. 31-36.
3. Risk groups in the sphere of countering the ideology of terrorism and extremism // Obzor.NTSPTI. 2022. No. 4 (31). pp. 44-47.
4. Registered extremist crimes // Prosecutor General's Office of the Russian Federation. Legal Statistics Portal. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (date ofaccess: 05/10/2023).
5. Kashirgov A.Kh., Semenov E.A. On the issue of characteristics of extremism in the youth environment
разийский юридический журнал. 2022. № 7 (170). С. 405-406.
6. Манукян А.Р. Причины и формы проявления идеологии терроризма и экстремизма в подростковой и молодежной среде // Евразийский юридический журнал. 2022. № 8 (171). С. 410-411.
7. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Психолого-педагогический потенциал беседы с молодежью в целях формирования этнической и социальной толерантности // Образование и право. 2022. № 8. С. 347-349.
8. Сидорова Е.З. О противодействии экстремизму и терроризму в образовательной среде на современном этапе // Социально-психологические аспекты профилактики и разрешения конфликтов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, 2023. С. 64-69.
9. Чемоданов М.А., Шерехова О.М. Формирование антитеррористического мировоззрения гражданина в процессе обучения в вузе // Конструктивные педагогические заметки. 2022. № 10-1 (17). С. 200212.
// Eurasian legal journal. 2022. No. 7 (170). pp. 405406.
6. Manukyan A.R. Causes and forms of manifestation of the ideology of terrorism and extremism in adolescents and youth // Eurasian legal journal. 2022. No. 8 (171). pp. 410-411.
7. Mashekuasheva M.Kh., Kochesokova Z.Kh. Psychological and pedagogical potential of conversations with youth in order to form ethnic and social tolerance // Education and Law. 2022. No. 8. P. 347-349.
8. Sidorova E.Z. On countering extremism and terrorism in the educational environment at the present stage // Social and psychological aspects of prevention and conflict resolution: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Irkutsk, 2023, pp. 64-69.
9. Chemodanov M.A., Sherekhova O.M. Formation of an anti-terrorist worldview of a citizen in the process of studying at a university // Constructive pedagogical notes. 2022. No. 10-1 (17). pp. 200-212.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью преподавателя кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, майора полиции Каширгова А.Х. "Меры, применяемые органами внутренних дел по противодействию молодежному экстремизму в образовательной среде"
Борьба с проявлениями экстремизма осуществляется многими органами государственной власти, и основные полномочия в рамках указанной деятельности закрепляются за органами внутренних дел. Среди актуальных тенденций распространения экстремистской идеологии следует выделить существенный интерес отдельных категорий населения к соответствующим противоправным идеям и взглядам, среди которых наибольшую выраженность имеет вовлеченность молодежи в вышеназванные процессы. Целью представленного исследования выступает анализ применяемых органами внутренних дел мер по противодействию молодежному экстремизму в образовательной среде. Автор приходит к выводу о том, что образовательные организации выступают важной площадкой для организации и осуществления комплексной антиэкстремистской деятельности в отношении представителей молодежи, в том числе посредством взаимодействия с органами внутренних дел. Акцентируется внимание на том, что к настоящему моменту имеется множество способов совместной деятельности органов внутренних дел и образовательных организаций в целях борьбы с распространением экстремистской деятельности среди молодежи. Отмечается необходимость тесного контакта вышеназванных субъектов антиэкстремистской деятельности, в том числе в целях учета специфики молодежных коллективов в конкретных учебных заведениях в процессе организации и проведения совместных мероприятий. Сформулированы рекомендации по взаимодействию органов внутренних дел с образовательными организациями и определена перспективность использования конкретных форм и методов антиэкстремистской деятельности, что может быть использовано для повышения эффективности соответствующей работы.
Статья представляет научный интерес и отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.
Начальник кафедры организации правоохранительной деятельности СКИ(ф)КРУ МВД России, к.ю.н., майор полиции Л.А. Геляхова
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 89,2%
Статья поступила в редакцию 22.05.2023, принята к публикации 20.06.2023
The article was received on 22.05.2023, accepted for publication 20.06.2023
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Каширгов Астемир Хасанбиевич, майор полиции, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. E-mail: [email protected]
ABOUTTHE AUTHOR
Kashirgov Astemir Khasanbievich, Police Major, Lecturer, Department of Law Enforcement Organization, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: [email protected]
232 Gaps in Russian Legislation
Vol.16 №4 2023
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)