УДК 796. 422 DOI 10.14526/01_1111_01
ВЫЯВЛЕНИЕ МЕХАНИЗМА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В БЕГЕ НА
КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
Анисимова Е.А. - кандидат педагогических наук, доцент;
Назаренко Л.Д. - доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова» г. Ульяновск
THE MECHANISM OF MOTIVATIONAL SPHERE REVELATION IN
SPRINT
Anisimova E.A. - candidate of pedagogics, associate professor;
Nazarenko L.D. - doctor of pedagogics, professor Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov",
Ulyanovsk
e-mail: elena [email protected]
Ключевые слова: мотив, мотивация, мотивационная деятельность, спортивное мастерство.
Аннотация. Мотивация - основополагающий структурный компонент спортивной подготовки, влияющий на процесс развития и совершенствования человека. Она обусловлена потребностями, интересами, жизненными ценностями и детерминирована целью спортивной деятельности, в процессе которой путем системы психолого-педагогических воздействий (информирования, убеждения, стимулирования) можно целенаправленно управлять мотивационной сферой [1, 3, 4]. По мере осознания внутренней потребности в занятиях конкретным видом спорта как инструментария реализации имеющихся способностей, человек, руководствуясь преобладающими мотивами, проявляет готовность к спортивной деятельности [2]. Сознательная потребность в самопознании способствует выявлению путей самореализации посредством системы целей, достижение которых позволит субъекту состояться как личности, модель которой разрабатывается вначале спортивной деятельности.
Материал. Теоретическое и экспериментальное обоснование значимости мотивационной деятельности для роста спортивного мастерства бегунов на короткие дистанции.
Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных.
Результаты. Для проверки эффективности предлагаемой методики был проведен педагогический эксперимент, перед началом которого проведено тестирование с целью выявления исходного уровня общефизической и специальной подготовленности, анализ его результатов не выявил существенных различий по показателям общефизической и специальной беговой подготовленности спортсменов КГ и ЭГ (р>0,05).
Тренировочные занятия в КГ проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции, рекомендованной РФ легкой атлетики. В ЭГ большое внимание уделялось формированию мотивационной сферы. С этой целью выявлялся доминирующая на данном этапе спортивной подготовки мотивация; осуществлялась объективная оценка структурного содержания мотивационной сферы; устанавливалась ее иерархия.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей физической и специальной беговой подготовленности. Анализ полученных результатов показал, что в ЭГ прирост показателей оказался более существенным.
Заключение. Целенаправленное формирование мотивационной сферы спортсмена, знание механизма мотивационной деятельности и его рациональное использование в ходе спортивной подготовки способствуют повышению эффективности тренировочного процесса; более глубокому вовлечению спортсмена в творческий совместный процесс по выявлению дополнительных возможностей, обеспечивающих рост спортивных достижений.
Keywords: a motive, motivation, motivational activity, sportsmanship.
Annotation. Motivation is the base structural component of sports training, which influences a person's development and perfection. Motivation is conditioned by the demands, interests, life values and is determined by the aim of sports activity, during which, by means of the psychological-pedagogical influence system, (informing, persuasion, stimulation) it is possible to manage motivational sphere [1, 3, 4]. While realizing inner need for going in for the definite kind of sport, as the means of existing skills realization, a person taking into consideration predominant motives, shows readiness to sports activity [2]. Conscious need for self-actualization provides the ways revelation of self-realization by means of the system of aims, the achievements of which will help a subject to be successful as a personality, the model of which is created at the beginning of sports activity.
Material. Theoretical and experimental importance substantiation of motivational activity for sportsmanship improvement among sprinters.
Methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data manipulation.
Results. In order to check the effectiveness of the given methodology a pedagogical experiment was held. Before the pedagogical experiment the test was held in order to reveal the initial level of general physical and special readiness, the results analysis didn't reveal considerable differences according to general physical and special running readiness indices among the sportsmen from the CG and the EG (р>0,05).
The training lessons in the CG were held according to generally adopted methodology in accordance with the program of sports training among sprinters, recommended by the Russian Federation athletics. In the EG much attention was paid to motivational sphere formation. The dominating motive was revealed at a definite stage of sports training; an objective estimation of a structural content of a motivational sphere was fulfilled; its hierarchy was stated.
After the pedagogical experiment one more test was held in order to reveal the dynamics of physical and special running readiness indices. The received results analysis showed more considerable indices increase in the EG.
Conclusion. A purposeful motivational sphere formation of a sportsman, the knowledge of motivational activity mechanism and its rational use during sports training provide effectiveness increase of the training process; deeper involvement of a sportsman into the creative mutual process on additional abilities revelation, which provide sports results improvement.
Актуальность. Мотивация - компонент спортивной подготовки,
основополагающий структурный влияющий на процесс развития и
совершенствования человека. Она обусловлена потребностями, интересами, жизненными ценностями и
детерминирована целью спортивной деятельности, в процессе которой путем системы психолого-педагогических
воздействий (информирования, убеждения, стимулирования) можно целенаправленно управлять мотивационной сферой [1, 3, 4]. По мере осознания внутренней потребности в занятиях конкретным видом спорта, как инструментария реализации имеющихся способностей, человек, руководствуясь преобладающими
мотивами, проявляет готовность к спортивной деятельности [2].
Сознательная потребность в самопознании способствует выявлению путей
самореализации посредством системы целей, достижение которых позволит субъекту состояться как личности, модель которой разрабатывается вначале спортивной деятельности.
Четко сформулированные цели в соответствии с возможностями индивида определяют: выбор соответствующих средств их реализации;
последовательность увеличения
показателей общефизической,
специальной и технико-тактической подготовленности; рациональное
соотношение объема и интенсивности тренировочной нагрузки с учетом особенностей адаптации организма к мышечной деятельности; формы и соотношение организованных и
самостоятельных занятий; количество времени, необходимого для достижения поставленных целей.
Направленность и содержание спортивной подготовки по механизму обратной связи оказывают влияние на мотивационную сферу, что создает условия для ее своевременной коррекции. Оптимальные затраты времени и усилий обеспечивают повышение уровня тренированности и достижение
планируемых результатов. Адекватность результатов затраченной энергии является важнейшим стимулом, определяющим характер отношения спортсмена к
последующим этапам спортивной подготовки.
Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости мотивационной деятельности для роста спортивного мастерства бегунов на короткие дистанции.
Задачи: 1. Выявить механизм мотивационной деятельности.
2. Экспериментально обосновать значимость механизма мотивационной деятельности для ее совершенствования.
Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы,
педагогический эксперимент,
тестирование, статистическая обработка данных.
Результаты исследования и их обсуждение. Мотивация определяет характер деятельности и поведения человека в зависимости от видов ее направленности:
- на психо-эмоциональное воздействие путем применения системы соответствующих методов: информирования, убеждения, внушения, стимулирования, использования примеров известных спортсменов и др.;
- на целенаправленное воздействие спортивной деятельности, способствующей раскрытию своего кинезиологического, интеллектуального потенциала; формирования понимания причинно-следственных связей целенаправленного, самоотверженного, специализированного труда и его результатов. Каждое из этих педагогических воздействий направлено на решение задач последовательного перехода личностно ориентированных мотивов в социально значимые.
Ведущим компонентом мотивации является стимул, роль которого определяется степенью его соответствия духовно-нравственному развитию
спортсмена. В качестве стимула необходимо рассматривать систему перспективных целей, последовательная реализация которых способствует усилению мотивации и создает дополнительные возможности для
саморазвития и самосовершенствования. Мощным стимулом в спортивной деятельности является достижение личного рекордного результата, расширяющего возможности сферы деятельности и стимулирующего поиск новых направлений саморазвития и самосовершенствования.
Формирование мотивационной сферы проходит в несколько этапов:
- возникновение желания к выполнению беговых упражнений в специально организованных условиях под влиянием внутреннего или внешнего импульса;
- появление намерения к продолжению тренировочных занятий на фоне положительного психоэмоционального состояния и первичной удовлетворенности первыми тренировками или результатами предварительного тестирования;
- постановка привлекательных близлежащих целей и задач на конкретный период времени;
- разработка индивидуальной программы спортивной подготовки и корректировка целей после участия в первых соревнованиях и достигнутого результата, свидетельствующего о перспективности занятий данным видом спорта.
Правильный выбор стимула способствует усилению мотивации и повышению эффективности управления мотивационной сферой. Выявление зависимости реализации поставленной цели от уровня сформированности мотивации обусловливает ее сохранение на том же этапе, усиление посредством применения специальных педагогических приемов или смена другим, более высоким уровнем сформированности. Это является существенным доказательством влияния мотивации на выбор направления и характера дальнейшего духовно-нравственного развития атлета, роста его спортивного мастерства.
Мотивация занятий беговыми видами легкой атлетики складывается из ряда постоянно изменяющихся и
вступающих в новые отношения друг с другом побуждений: потребности в тренировочной нагрузке, вызывающей чувство мышечной радости; роста спортивных результатов; улучшения психо-эмоционального статуса;
повышения уровня физического и духовно-нравственного развития.
Для проверки эффективности данной методики был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 22 бегуна I разряда 18-22 лет. Были организованы две группы: контрольная - 11 человек (КГ) и экспериментальная - 11 человек (ЭГ). Перед началом педагогического эксперимента было проведено
тестирование с целью выявления исходного уровня общефизической и специальной подготовленности с использованием следующих контрольных упражнений: бега на 30 м с высокого старта; прыжка в длину с места; тройного прыжка с места; десятикратного прыжка с места, толкания ядра 3 кг.
Исходный уровень специальной беговой подготовленности определяется по скорости пробегания дистанции на 100, 200 и 400 м. Обработка полученных данных не выявила существенных различий по показателям общефизической и специальной беговой подготовленности спортсменов КГ и ЭГ (р>0,05).
Тренировочные занятия в КГ проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции, рекомендованной РФ легкой атлетики. В ЭГ большое внимание уделялось формированию мотивационной сферы. С этой целью выявлялся доминирующая на данном этапе спортивной подготовки мотивация; осуществлялась объективная оценка структурного содержания мотивационной сферы; устанавливалась ее иерархия, включающая:
- устойчивую потребность в повышении спортивного мастерства;
- готовность к достижению перспективной цели;
- осознание возможностей своего кинезиологического потенциала.
Формирование потребности в повышении спортивного мастерства обусловливает заинтересованное
выполнение тренировочной нагрузки, обеспечивающей готовность организма к увеличению результативности
соревновательной деятельности.
Реализация данной мотивации связана с приобретением новых знаний по методике совершенствования
индивидуальной техники беговых шагов; изучением спортивного пути выдающихся спринтеров, как отечественных, так и зарубежных; ознакомлением с
особенностями их спортивной подготовки; условиями тренировочной деятельности; организацией образа жизни.
Одним из направлений реализации данной мотивации является апробирование различных моделей повышения
спортивного мастерства, содержание которых предусматривает рациональный выбор средств спортивной тренировки, а также современных методов,
ориентированных на использование индивидуальных способностей и возможностей с опорой на фенотипические особенности; выявление педагогических ситуаций, способствующих проявлению дополнительных, неиспользуемых
резервов организма для
совершенствования технического
мастерства.
Готовность к достижению перспективных целей как один из ведущих мотивов обеспечивает повышение возможностей успешного преодоления стресса, каким является соревнование любого масштаба. Умение управлять психо-эмоциональным состоянием
способствует повышению контроля ситуации в процессе подготовки к старту, а также во время преодоления соревновательной дистанции.
Совершенствование данной мотивации предусматривает обеспечение готовности спринтера к успешной деятельности в условиях различных стрессовых ситуаций. Решение этой задачи предусматривает
проведение контрольных забегов; состязаний с более подготовленным спортсменом; пробегание
соревновательной дистанции в
усложненных условиях (на фоне утомления, в неблагоприятных внешних условиях, при использовании
утяжеленного пояса или кроссовок и т.д.).
Одним из перспективных мотиваций повышения спортивного мастерства спринтера является осознание возможностей своего кинезиологического потенциала. Для закрепления данной мотивации использовались специальные педагогические воздействия, ставящие спортсмена перед необходимостью выбора правильного решения. Так, на тренировке в горной местности бегуну предлагалось определить рациональную длину и частоту шагов при подъеме в гору, при спуске, в беге по виражу; определить оптимальный наклон туловища при смене направления бега (в гору, с горы); найти способ оптимальной согласованности движений верхних и нижних конечностей и т.д.
Необходимость принятия
самостоятельных решений обусловливает возможность самопознания мыслительных способностей, готовности к принятию ответственного решения; проявления самостоятельности и других качеств, что способствует повышению уверенности в себе, улучшению самооценки,
совершенствованию данного вида мотивации.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей физической и специальной беговой подготовленности.
Анализ полученных результатов показал, что улучшение произошло в обеих группах - КГ и ЭГ, однако в ЭГ прирост показателей оказался более существенным. Так, в КГ в беге на 30 м с высокого старта при исходных показателях 4,30±0,53 с их улучшение к окончанию педагогического эксперимента произошло на 1,87% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 4,31±0,27 с прирост составил 5,44%
(р>0,05). Показатели прыжка в длину с места в КГ при исходных данных 2,41±0,21 см к окончанию педагогического эксперимента улучшились на 3,50% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,42±0,18 см показатели увеличились на 7,50% (р>0,05). В КГ при выполнении толкания ядра исходные данные, составившие 14,40±0,29 м, к концу педагогического эксперимента улучшились на5,74% (р>0,05); в ЭГ при исходных показателях 13,38±0,30 м результаты возросли на 10,04% (р<0,05). Подобная тенденция улучшения показателей в ЭГ была выявлена и по другим контрольным упражнениям, характеризующим уровень
общефизической подготовленности.
Выявление динамики показателей специальной подготовленности
спортсменок КГ и ЭГ также свидетельствует о более существенном улучшении результатов в беге на 100, 200 и 400 м у бегуний ЭГ. Если в КГ в беге на 100 м с низкого старта при исходных данных 13,29±0,65 с к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились и составили 12,99±0,19 с (р>0,05), то в ЭГ при исходных показателях 13,28±0,11 с скорость пробегания дистанции 100 м увеличилась до 12,25±0,22 (р>0,05). В КГ в беге на 200 м с низкого старта при исходных показателях 26,16±0,12 с к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились и составили 25,87±0,19 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 26,14±0,16 с скорость возросла до 25,03±0,17 (р>0,05). В КГ в беге на 400 м с низкого старта при исходных данных 60,94±0,63 с к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились и составили 59,67+0,46 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 60,97+0,56 с скорость возросла до 56,57±1,14с (р<0,05).
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что целенаправленное формирование мотивационной сферы
спортсмена, знание механизма
мотивационной деятельности и его рациональное использование в ходе спортивной подготовки способствуют повышению эффективности
тренировочного процесса; более глубокому вовлечению спортсмена в творческий совместный процесс по выявлению дополнительных
возможностей, обеспечивающих рост спортивных достижений. Управление мотивационной сферой представляет собой сложный процесс преобразования личностно ориентированных мотивов в социально значимые; установления новых, более совершенных связей между ними.
Литература:
1. Анисимова, Е.А. Совершенствование техники бега на короткие дистанции / Е.А. Анисимова // Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - №1(30). - С. 14-19. http://elibrarv .ru/item. asp?id=21744097.
2. Благий, А. Л. Изучение мотивов и интересов студентов к физкультурно -оздоровительным занятиям / А. Л. Благий, Е. А. Захарина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех : матер. VII Междунар. науч. конгресса. - М. : Спорт Академ. Пресс, 2003. - С. 206.
2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.
3. Кузьмин, Е. Б. Формирование спортивной мотивации как психолого -педагогическая проблема / Е. Б. Кузьмин, Ю. П. Денисенко, Г. Л. Драндов // Физическая культура. -№ 1. - 2010. - С. 57-61.
4. Озолин, Э. С. Психология - фактор, определяющий успех в спорте (по страницам зарубежной печати) / Э. С. Озолин // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 1. - С. 39-41.
References
1. Anisimova E.A., Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2014, No. 1(30), pp. 1419, available at:
http://elibrarv .ru/item. asp?id=21744097.
2. Blagiy A. L., Sovremennyi olimpiiskii sport i sport dlya vsekh [Modern Olympic sport and sport for everybody], material of the VII th International scientific congress, Moscow: Sport Academ Press, 2003, 206 p.
3. Ilin E. P., Motivatsiya i motivy [Motivation and motives ], Saint Petersburg : Piter, 2002, 512 p.
4. Kuzmin E. B., Denisenko Y.P., Drandov G.L. Fizicheskaya kul'tura, 2010, No. 1, pp. 57-61.
5. Ozolin E. S., Teoriya i praktika
fizicheskoi kul'tury, 2004, No. 1, pp. 39-41. Статья поступила в редакцию:
7.05.2015 г.