УДК: 796.422 DOI 10.14526/16_2014_16
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ НИЗКОГО СТАРТА В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
Л.И. Костюнина - доктор педагогических наук, профессор
М.О. Маркин - аспирант Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова г. Ульяновск
CONDITIONS OF LOW START FULFILLMENT SKILLS FORMATION
IN SPRINT
L.I. KostumM - doctor of pedagogics, professor М.О. Markin - postgraduate student I.N. Ulyanov State Pedagogical University Ulyanovsk
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: техника низкого старта, контроль, управление, педагогический эксперимент.
Аннотация. Проблема увеличения скорости бега на короткие дистанции привлекает многих специалистов, тренеров и квалифицированных спортсменов. Однако в специальной и научно-методической литературе основное внимание уделяется развитию скоростно-силовых качеств; совершенствованию механизма взаимодействия бегуна с опорой, сохранению устойчивости тела и другим аспектам технической подготовленности атлетов. Анализ структурного содержания бега на короткие дистанции показал, что в теории и методике спортивной подготовки спринтеров большое количество исследований посвящено совершенствованию техники бега после стартового разгона, а также на финишной прямой. Значительно меньше авторов ставит своей задачей выявление возможностей улучшения результатов в беге на короткие дистанции путем совершенствования индивидуальной техники выполнения низкого старта и стартового разгона.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение.
Материалы. В данной статье большое значение придается пониманию бегунами физиологического механизма выполнения низкого старта. Такой подход активизирует познавательные процессы спринтеров и тренера, стимулирует творческий поиск новых подходов к совершенствованию индивидуальной техники преодоления соревновательной дистанции. Большой интерес для теоретиков и практиков в области легкой атлетики представляет выявление и характеристика педагогических условий повышения эффективности выполнения низкого старта и стартового разгона. Создание и реализация рассматриваемых педагогических условий открывает новые перспективы в выявлении и использовании дополнительных резервов повышения спортивного мастерства. Выявлен физиологический механизм низкого старта и педагогические
условия совершенствования техник и его выполнения. Разработана методика обучения рациональной техники низкого старта.
Результаты. В ходе педагогического эксперимента была выявлена эффективность применения методики совершенствования индивидуальной техники низкого старта на основе применения системы специальных педагогических условий. Раскрытие физиологического механизма выполнения низкого старта показало ведущую роль формирования навыков ориентировки в пространственно-временных и пространственно-силовых параметрах двигательных действий; в управлении психо-эмоциональной сферой, мобилизации волевых усилий. Уменьшение времени на усвоение рациональной техники низкого старта; повышение эффективности учебно-тренировочного процесса; улучшение результатов бега на короткие дистанции.
Заключение. Понимание физиологического механизма выполнения низкого старта; совершенствование методики выполнения низкого старта на основе применения системы специальных педагогических условий способствует улучшению результатов соревновательной деятельности бегунов на короткие дистанции.
Keywords: the technique of the low start, control, management, pedagogical experiment.
Annotation. The problem of speed increase in sprint is studied by many specialists, coaches and qualified sportsmen. But in special and scientific - methodical literature the main attention is paid to speed - power qualities development; the mechanism of coordination development between the runner and the bearing, body stability preservation and other aspects of the athletes' technical training. The analysis of the structural content of sprint showed that in the theory and methodology of sprinters' sports training a lot of research works are devoted to the running technique improvement after the starting and on the final straight. Some authors try to reveal the opportunities to improve the results in sprint by means of the individual technique of the low start fulfillment and starting stride development.
Research methods: scientific - methodical literature analysis, test, pedagogical experiment, pedagogical monitoring.
Materials. The article pays attention to the runners' understanding of the physiological mechanism of the low start fulfillment. Such an approach activates cognitive processes of the sprinters and the coach, stimulates the creative search for the new approaches to the individual technique of competitive distance overcoming development. The theorists and experts are also interested in revelation and description of pedagogical conditions for effectiveness of the low start fulfillment and starting stride increase. The creation and realization of the discussed pedagogical conditions opens new prospects in revelation and use of additional reserves of sportsmanship improvement. A physiological mechanism of the low start and pedagogical conditions for its techniques development is revealed. The method of teaching of a rational technique of the low start is created.
Results. During the pedagogical experiment the effectiveness of application of the method of the low start individual technique development was revealed on the basis of a special pedagogical conditions application system. The revelation of the physiological mechanism of the low start showed the leading role of orientation skills formation in spatial - time and spatial -power parameters of the physical actions; in psychic - emotional sphere management, volitional efforts mobilization. Minimization of time for the low start rational technique mastering; effectiveness improvement of the educational - training process; results improvement in sprint.
Conclusion. The understanding of the low start fulfillment mechanism; the development of the low start fulfillment method on the basis of the system of special pedagogical conditions provides the results improvement of the sprinters' competitive activity.
Введение. Совершенствование техники бега на короткие дистанции связано с поиском индивидуальных способов улучшения качества двигательных действий, составляющих содержание соревновательной деятельности спринтера. В беге на короткие дистанции ведущими являются скоростно-силовые качества, так как быстрота
преодоления дистанции требует определенного уровня развития мышечной силы; быстроты опорной реакции; оптимального соотношения длины и частоты беговых шагов; рационального распределения частей и звеньев тела в пространстве и времени и т.д. Эффективность двигательных действий спринтера в значительной мере определяется его индивидуальными особенностями, знание и учет которых обусловливает необходимость формирования двигательных навыков в соответствии со структурным содержанием бега на заданную дистанцию.
Анализ научной и научно-методической литературы показал, что при решении проблемы повышения результативности соревновательной деятельности бегуна основное внимание уделяется увеличению скорости движений на дистанции и совершенствованию техники отталкивания от опоры [1-5]. Однако начальный импульс движений атлета задается при выполнении низкого старта, эффективность выполнения которого существенно влияет на скорость пробегания дистанции, что актуализирует данную тему исследования.
Техника бега на короткие дистанции с низкого старта характеризуется усвоением двигательных навыков, имеющих специфические особенности стартового разгона, обеспечивается особой техникой выполнения двигательных действий во время бега по дистанции (соотношение длины и частоты беговых шагов до финишного ускорения), бегом по финишной прямой со своими отличительными чертами. Особая значимость усвоения рациональной техники низкого старта заключается в том, что только качественные параметры стартовых действий спринтера определяют первоначальные условия эффективности бега на соревновательной дистанции.
Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости совершенствования техники низкого старта.
Задачи:
1. Выявить физиологический механизм низкого старта.
2. Определить условия совершенствования рациональной техники выполнения низкого старта и проверить эффективность методики ее выполнения, разработанной с учетом условий, влияющих на результативность двигательных действий бегунов 16-20 лет.
Методы: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, тестирование.
Особенностью бега на короткие дистанции является необходимость усвоения техники выполнения низкого старта, имеющего специфические параметры при выполнении команд: «На старт», «Внимание», «Марш». При выполнении стартовых действий спортсменом осуществляется перераспределение центра тяжести, изменяется положение тела, его частей и отдельных звеньев, что обеспечивает повышение устойчивости тела; подготовку мышц к предстоящей работе на основе достижения оптимального соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
Положение тела в соответствии с командой «Внимание» характеризуется изменением пространственного расположения звеньев тела, что создает более выгодные условия для начала стартового разгона. Это достигается выпрямлением сзади стоящей ноги, увеличением наклона плеч вперед. Отрезок времени от мобилизации команды «Внимание» до исполнительной «Марш» может различаться до нескольких сотых долей секунды. Для спринтеров представляет определенную сложность обеспечение психо-физиологической готовности к своевременному реагированию на команду «Марш». Данная команда является сигналом к очередному перераспределению мышечных усилий, которое должно завершиться к моменту стартового сигнала. Сложность техники выполнения низкого старта в беге на короткие дистанции заключается в выборе режима оптимального соотношения процессов возбуждения и
торможения. При преобладании возбудительных процессов, как правило, происходит фальстарт; при усилении тормозных процессов в коре больших полушарий происходит запаздывание двигательной реакции и потеря времени на старте, что затрудняет выполнение шагов стартового разгона.
Причинами рассогласования процессов возбуждения и торможения являются:
- перевозбуждение, детерминированное неготовностью преодоления стрессовой ситуации, обусловленной недостаточным уровнем физической и технической подготовленности;
- необъективная оценка готовности к соревновательной деятельности;
- несформированность навыков управления психо-эмоциональным состоянием и
др.
Предупреждение возникновения данных ошибок связано с реализацией в тренировочном процессе системы педагогических условий, направленных на формирование навыка выполнения низкого старта с учетом уровня физической, технико-тактической подготовленности спринтера, индивидуальным опытом соревновательной деятельности; задачами, поставленными на данный этап спортивной подготовки.
Принятие исходного положения по команде «На старт» должно быть направлено на обеспечение устойчивого равновесного расположения частей и звеньев тела в пространстве, создающего выгодные условия для своевременного перераспределения мышечных усилий. Необходимая устойчивость тела определяется психоэмоциональным состоянием спортсмена, уверенностью в своих силах, достигнутой степенью тренированности для данных соревнований. Это обусловливает необходимость постановки реальных задач, для выполнения которых требуется соответствующее напряжение волевых усилий, концентрация внимания на ожидаемом сигнале к началу активных действий.
По команде «Внимание» происходит незначительное изменение расположения тела и его звеньев в пространстве, определяющее необходимость нового перераспределения мышечных усилий. Особенностью второй фазы выполнения никого старта является принятие положения тела, обеспечивающего наиболее выгодные условия для начала стартового разгона. Реализация этой задачи возможна при создании бегуном модели двигательного действия, обеспечивающего его максимальный эффект движений при исполнительной команде «Марш». Спортсмен должен четко представлять положение своего тела, характер перераспределения мышечных усилий и задать себе режим деятельности, уравновешивающий процессы возбуждения и торможения. Если на финишной прямой спринтер ориентируется на действия соперников, то на старте его главной задачей является максимально быстрое реагирование на сигналы к началу выполнения бега.
Важное значение имеет при этом мысленное определение продолжительности интервалов времени поступления сигналов, что выдвигает требования к успешной пространственно-временной ориентировке. Наиболее сложным моментом соревновательной деятельности в беге на короткие дистанции является максимальная концентрация психофизических усилий при уходе со старта и выполнение первых шагов стартового разгона. Все внимание и волевые усилия спринтера должны быть сосредоточены на достижение согласованности движений верхних и нижних конечностей при отталкивании от опоры, постепенном выпрямлении тела, удлинении беговых шагов и начале маховых движений рук, способствующих усилению действий толчковой ноги. Сложность данного отрезка дистанции обусловлена необходимостью выполнения разнонаправленных движений с различным напряжением мышечных усилий, постепенно увеличивающейся амплитудой, рациональным распределением тела и его звеньев в пространстве и времени.
Каждый беговой шаг во время стартового разгона имеет свои собственные характеристики, определяемые росто-весовыми параметрами, скоростью двигательной реакции, индивидуальными показателями мышечной силы; устойчивостью тела и т.д.
Важным условием формирования рациональной техники выполнения низкого старта и стартового разгона является использование специальных зрительных и слуховых ориентиров: специальной разметки, подсчета количества шагов стартового разгона, так как в последующем все беговые шаги имеют одинаковые пространственно-временные и пространственно-силовые параметры. Следовательно, основными условиями эффективности выполнения техники низкого старта и стартового разгона являются:
- постановка четких задач для данного этапа спортивной подготовки, соответствующих уровню физической и технической подготовленности бегунов;
- формирование навыков создания образа - модели двигательного действия, что позволяет спринтеру создать мыслеобраз предстоящего двигательного действия;
- формирование представлений о физиологическом механизме бега с низкого старта, обусловливающих восприятие спортсменом особенностей техники его выполнения и требований к уровню общефизической и специальной подготовленности;
- формирование навыков ориентировки во времени с помощью системы звуковых и световых сигналов, а также самоконтроля психо-эмоционального состояния;
- использование системы зрительных ориентиров и разметок, способствующих закреплению навыков ориентировки в пространственно-временных и пространственно-силовых параметрах двигательных действий.
Результаты исследования и их обсуждение. Разработанная нами методика совершенствования техники низкого старта и стартового разгона, основанная на реализации данных педагогических условий, была проверена в ходе педагогического эксперимента, в котором приняли участие 28 спринтеров (спортивная квалификация III-II разряд, возраст 16-21 год). Были организованы контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ), в каждой по 14 человек.
Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью выявления исходного уровня общей физической подготовленности с применением следующих контрольных упражнений: бега 30 м с высокого старта, прыжка в длину с места; тройного прыжка с места; подтягивания в висе (кол-во раз). Анализ результатов исследования не выявил существенных различий по уровню общефизической подготовленности спринтеров КГ и ЭГ (р>0,05).
Определялся также уровень специальной беговой подготовленности с использованием следующих тестов: бега 20 м с ходу, бега 60 м с высокого старта; 150 м; 300 м; 600 м. Обработка материалов исследования также не выявила существенных различий по уровню специальной беговой подготовленности спринтеров КГ и ЭГ (р>0,05). В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки, утвержденной федерацией легкой атлетики России; в ЭГ использовалась разработанная нами методика, предусматривающая создание необходимых педагогических условий совершенствования индивидуальной техники выполнения низкого старта и стартового разгона.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей общефизической и специальной беговой подготовленности. Анализ полученных данных показал, что результаты улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ, при более существенном их увеличении в ЭГ. Так, в КГ в беге на 30 м при исходных данных 3,91±0,22 с, к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли на 1,19% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 3,97±0,25 с, прирост составил 3,24% (р>0,05). В КГ в прыжке в длину с места
(м) при исходных данных 2,53±0,19 см к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли на 1,25% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 2,57±0,24 см прирост составил 4,05% (р>0,05). В начале педагогического эксперимента в показателях тестового упражнения «тройной прыжок» в КГ и ЭГ достоверных различий не выявлено (в КГ исходные данные 7,75±0,27 см, в ЭГ, соответственно, 7,80±0,22 см). По завершении педагогического эксперимента выявлены достоверные различия в приросте результатов в данном контрольном упражнении. Так, в КГ результат улучшился на 1,34%, в ЭГ, соответственно, на 5,98% (р<0,05). Сходная тенденция увеличения показателей общефизической подготовленности была выявлена и по другим тестам.
Динамика улучшения показателей специальной беговой подготовленности имела следующий характер. В КГ в беге на 60 м (с) с высокого старта при исходных данных 7,81±0,26 с, к окончанию педагогического эксперимента прирост показателей составил 1,31% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 7,68±0,21 с прирост составил 2,77% (р>0,05); в КГ в беге на 150 м (с) при исходных показателях 18,86±0,27 с к окончанию педагогического эксперимента улучшение произошло на 1,84% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 18,79±0,22 с прирост составил 3,31% (р>0,05). В КГ в беге на 300 м (с) при исходных показателях 39,84±0,28 с увеличение данных произошло на 1,87% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 38,90±0,25с прирост составил 3,49% (р>0,05). Сходная тенденция прироста показателей специальной беговой подготовленности бегунов КГ и ЭГ была выявлена и по другим тестам.
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что формирование понимания физиологического механизма выполнения низкого старта, навыков ориентировки в пространстве и времени; создания модели двигательных действий при выполнении низкого старта; объективной оценки собственного уровня физической и специальной беговой подготовленности и возможностей выполнения двигательной задачи, поставленной на данном этапе спортивной подготовки, являются ведущими педагогическими условиями совершенствования индивидуальной техники бега с низкого старта.
Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной нами методики на основе применения данных педагогических условий, целесообразность их применения в процессе спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции.
Литература
1. Анисимова, Е.А. Технологическое обеспечение процесса спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции / Е.А. Анисимова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2013. № 3 (28). С. 24-27.
2. Кряжев, В.Д. Методология развития, сохранения и восстановления двигательных возможностей человека в спортивной тренировке и оздорвительной физической культуре : автореф. дисс. ... док. пед. Наук / В.Д. Кряжев. - Москва, - 2003. - 56 с.
3. Назаренко, Л.Д. Формирование рационального взаимодействия с опорой бегуний на 400 метров : Учебно-методическое пособие / Л.Д. Назаренко, Е.А. Анисимова, М.А. Козловский. - Ульяновск, -2011. - 107 с.
4. Доронина, Е.А. Биомеханическая структура взаимодействия стопы с опорой в спринтерском беге : автореф. дисс. ... канд. пед. Наук / Е.А. Доронина. - Майкоп, - 2008. - 25 с.
5. Усков, М.А. Специальная подготовка спринтеров на основе управления реализацией двигательных возможностей : автореф. дисс. ... канд. пед. Наук / М.А. Усков. - Волгоград, - 2009. - 23 с.
Bibliography
1. Anisimova, E.A. Technological support of sprinters' sports training process / E.A. Anisimova // Pedagogical - psychological and methodical - biological problems of physical culture and sport. 2013. № 3 (28). P. 24-27.
2. Kryazhev, V.D. Methodology of development, preservation and restoration of a person's motional opportunities in sports training and health-improving physical culture: abstract from the dissertation of the doctor of pedagogics / V.D. Kryazhev. - Moscow, 2003. - 56 p.
3. Nazarenko, L.D. The rational cooperation with the bearing formation of the female runners in 400 meters distance: a manual / L.D. Nazarenko, E.A. Anisimova, M.A. Kozlovski. - Ulyanovsk, - 2011. - 107 p.
4. Doronona, E.A. Biomechanical structure of cooperation of the foot with the bearing in sprint: abstract from the dissertation of the candidate of pedagogics / E.A. Doronona.- Maikop, 2008. - 25 p.
5. Uskov, M.A. Sprinters' special training on the basis of motional opportunities realization management: abstract from the dissertation of the candidate of pedagogics / M.A. Uskov. - Volgograd, - 2009. - 23 p.
Статья напечатана в рамках государственного задания Минобрнауки РФ
№2 шифр 6.663.2011
Статья поступила в редакцию 22.01.2014 г.