УДК 796 DOI 10.14526/01_1111_82
ББК 75. 1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
БЕГА НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
Назаренко Л.Д. - доктор педагогических наук, профессор
Катенков А.Н. - аспирант Анисимова Е.А. - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени
И.Н. Ульянова»,
432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4 PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SPRINT EFFECTIVENESS INCREASE
Nazarenko L.D. - doctor of pedagogics, professor Katenkov A.N. -post-graduate Anisimova E.A. - candidate of pedagogic, associate professor Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov", 432700 Ulyanovsk, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, house 4
e-mail: ld_nazarenko@mail.ru
Аннотация Бег на спринтерские дистанции является одним из наиболее зрелищных видов легкой атлетики, привлекающих внимание большого количества зрителей. Высокая конкуренция сильнейших бегунов; различные спортивные школы, разрабатывающие эффективные технологии повышения результативности соревновательной деятельности, требуют надежности и стабильности спортивных достижений. Однако сложность данной проблемы не позволяет найти ее однозначное решение, а многочисленные исследования посвящены отдельным вопросам совершенствования спортивного мастерства спринтеров. Методы исследования: анализ и систематизация научно-методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных. Материалы. Совершенствование техники бега на короткие дистанции требует координации усилий тренеров и спортсменов по поиску новых способов реализации процесса спортивной подготовки и имеет четко ориентированный индивидуальный характер, обусловленный комплексом разнообразных факторов. В данной статье рассматриваются основополагающие педагогические условия, реализация которых направлена на формирование индивидуальной техники выполнения беговых шагов и повышение эффективности тренировочного процесса. Результаты.Результаты педагогического эксперимента показали значимость выполнения каждого из выявленных педагогических условий, представляющих собой программу действий тренера и спортсмена. По специально разработанным критериям оценивался уровень сформированности интеллектуальной, духовно-нравственной, психо-эмоциональной сферы и волевого потенциала спортсмена. Методика, основанная на использовании данных педагогических условий, позволяет улучшить показатели физической подготовленности и способствует повышению уровня специальной подготовленности как базиса для усвоения рациональной техники беговых шагов. Заключение. Результаты педагогического эксперимента
подтвердили эффективность и целесообразность применения разработанной методики в тренировочном процессе бегунов на короткие дистанции. Фундаментальность теоретических положений, заложенных в содержании педагогических условий, подчеркивает разносторонность и глубину подхода к решению поставленной задачи, обеспечивающей повышение показателей не только физической и технической подготовленности, но и других сторон спортивной подготовки, включая интеллектуальную, духовно-нравственную сферы, формирование личностных свойств, обусловливающих реализацию поставленной цели.
Ключевые слова: спринтерские дистанции, индивидуальная техника, педагогические условия, техническая, физическая подготовленность, методика.
Annotation. Sprint is one of the most spectacular kinds of athletics, which attracts a lot of audience. A high level of competition among the strongest sprinters, different sport schools, which create effective technologies of the results improvement in competitive activity, demand reliability and stability of sports achievements. However, the difficulty of this problem doesn't allow to find its well-defined solution and many research works are dedicated to the separate questions of sportsmanship improvement among sprinters. Research methods: scientific-methodical literature analysis and systematization, pedagogical experiment, questionnaire survey, testing, statistical data manipulation. Materials. Sprint technique improvement demands efforts coordination of trainers and sportsmen in order to find new ways of sports training process realization and has a clear oriented individual character, conditioned by a complex of different factors. This article presents the main pedagogical conditions, the realization of which is directed at an individual technique formation of the running steps fulfillment and effectiveness increase of the training process. Results.The results of the pedagogical experiment showed the importance of each revealed pedagogical conditions realization, which present a program of a trainer's and a sportsman's actions. According to specially created criteria the formation level of an intellectual, spiritualmoral, psychological-emotional sphere and a sportsman's volitional potential were estimated. The methodology, based on these pedagogical conditions use, helps to improve physical readiness indices and provides the level of special readiness increase as the base for a rational technique of the running steps mastering. Conclusion. The results of the pedagogical experiment proved the effectiveness and expediency of the created methodology use in the training process of sprinters. Fundamentality of the theoretical theses, provided in the content of pedagogical conditions, underlines the versatility and depth of the approach to the set problem solution, which provides not only physical and technical readiness indices increase, but other sides of sports training, including intellectual, spiritual-moral spheres, personal qualities formation, which condition the set aim realization.
Keywords: sprint distances, individual technique, pedagogical conditions, technical, physical readiness, methodology.
Актуальность. Рост спортивных результатов бегунов на короткие дистанции, смена лидеров на крупнейших соревнованиях обусловливают постоянный поиск более эффективных технологий, позволяющих поднять планку достижений, оптимизировать тренировочный процесс. Сложившаяся методика спортивной подготовки спринтеров ориентирована на коррекцию пространственно-временных и пространственно-силовых параметров беговых шагов сильнейших атлетов. Стремление к достижению соответствия внешней формы моторных актов ведущих
спортсменов не стимулирует готовность к разработке концептуальных и
методологических положений как базиса создания собственной оригинальной методики реализации интеллектуального, двигательного и волевого потенциала спринтера, позволяющего унифицировать и совершенствовать его индивидуальную технику с учетом возраста, фенотипического статуса, уровня тренированности [4, 8, 10, 11].
Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости выявления педагогических условий,
обусловливающих повышение
результативности соревновательной
деятельности спринтеров 17-21 года.
Задачи:
1. Выявить основные педагогические условия, способствующие повышению показательной спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции.
2. Разработать методику совершенствования тренировочного процесса с учетом педагогических условий, влияющих на его эффективность.
Результаты исследований
Анпилогова И.Е., Врублевского В.П., 2011, показали, что организация и содержание спортивной подготовки бегунов-спринтеров 15-17 лет не имеет существенных отличий от тренировочного процесса высококвалифицированных
спортсменов с большим опытом соревновательной деятельности. Такой подход не обеспечивает должной эффективности роста спортивного мастерства, так как проявление взрывной силы и других двигательно-координационных качеств, состояние нервно-мышечного аппарата и юношей и взрослых атлетов значительно отличается [2, 7, 9]. Неразработанность модели идеальной техники бегового шага ставит перед необходимостью выявления его оптимальных параметров для каждого спортсмена. Основными характеристиками бега на короткие дистанции, детерминирующими высокий спортивный результат, являются:
- рациональная постановка стопы на
опору;
- прямолинейность беговых шагов;
- расположение звеньев нижних конечностей относительно друг друга, обеспечивающее величину углов между бедром и тазобедренным суставом, между голенью и бедром, между стопой и голенью, способствующую оптимальной постановке стопы и выполнению максимально быстрого, мощного отталкивания от беговой дорожки:
- оптимальное расположение частей и звеньев тела в пространстве;
- согласованность движений верхних и нижних конечностей [2, 11, 17]. Анализ научной и научно-методической литературы показал, что современная методика совершенствования технической подготовленности спринтеров сложилась эмпирическим путем. Тренеры и спортсмены используют беговые и прыжковые упражнения, сходные по форме с соревновательным бегом, но часто не имеющие структурного сходства с техникой бегового шага. При большом количестве повторений таких упражнений формируется двигательный навык, следствием чего является возникновение ошибок в технике беговых шагов, препятствующих росту спортивного мастерства [12, 13, 17].Многие специалисты по теории и методике спортивной подготовки считают важным компонентом тренировочного процесса средства восстановления [6, 15, 16]. Однако данные исследований Аванесова В.У., 2007, свидетельствуют о том, что значительная часть применяемых средств восстановления не обеспечивает повышение специальной
работоспособности спринтеров, что актуализирует поиск новых технологий спортивной подготовки, снижающих возможности перетренированности,
травматизма и ухудшения здоровья.
По мнению Сергеева О.В., 2012, одним из эффективных направлений повышения результатов соревновательной деятельности бегунов на короткие дистанции является формирование стрессоустойчивости, что обеспечивает сохранение положительного
психоэмоционального состояния,
увеличение уверенности в своих силах, более успешную реализацию
интеллектуального, двигательного и волевого потенциала.
Анпилоговым И.Е., Врублевским, Е.П., 2011, разработана
дифференцированная методика
специальной скоростно-силовой
подготовки юношей-спринтеров на основе анализа динамики показателей
соревновательной деятельности и структуры тренировочных нагрузок.
Методика включает в свое содержание комплекс из шести локально-избирательных упражнений со
структурным содержанием, сходным со структурным содержанием
соревновательных. Мезоцикл
продолжительностью 4 недели в конце специально-подготовительного периода позволяет обеспечить постепенный переход от специального силового и скоростно-силового режима
тренировочной работы к скоростному. Первую половину мезоцикла бегуны выполняют специальные упражнения с отягощением, составляющим 40% от максимальной нагрузки, вторую - с эластичным бинтом при 15-20 повторениях. Предложенная методика позволяет улучшить показатели физической подготовленности и способствует повышению уровня специальной подготовки как базиса для усвоения рациональной техники беговых шагов. Результаты сопоставительного анализа литературных источников по теме исследования, наших собственных исследований и опыта педагогической деятельности свидетельствуют о необходимости выявления педагогических условий, влияющих на эффективность спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции.
Основополагающими условиями оптимизации тренировочного процесса спринтеров являются:
- компетентность тренера;
- предрасположенность организма спортсмена к данному виду спортивной деятельности;
- степень соответствия параметров беговых шагов спринтера модели идеального бегового шага, разработанной с учетом морфо-функционального статуса бегуна, уровня его физической подготовленности, соотношения скоростно-силовых, силовых и скоростных качеств, точности моторных актов, специальной ловкости, устойчивости тела и других двигательно-координационных качеств;
- уровень сформированности интеллектуальной, духовно-нравственной,
психоэмоциональной сферы и волевого потенциала [10].
Компетентность тренера диктует ему необходимость выявить соответствие морфо-функциональных систем организма спортсмена специфике бега на короткие дистанции с помощью специально разработанных тестов:
- оценки реакции бегуна на внутренние и внешние раздражители;
- выявления способа постановки стопы на опору;
- оценки места постановки ноги к проекции ОЦМ тела;
- определения особенностей расположения частей и звеньев тела на первых шагах после старта;
- выявления способности к развитию высокой скорости во время стартового разбега и т.д.
Предрасположенность организма к бегу на короткие дистанции проявляется в понимании его красоты; возможности для выявления своих латентных способностей, самоактуализации и
самосовершенствования; готовности к многократному повторению сходных по структуре двигательных действий; способности получить удовольствие от скорости преодоления соревновательной дистанции, желание испытать «чувство полета». Степень соответствия параметров спринтера модели идеального бегового шага устанавливается:
- по способу постановки стопы на беговую дорожку. Для более эффективного отталкивания нога должна ставиться с передней части стопы, почти касаясь пяткой опоры, вперед по одной линии. Явный разворот носка наружу снижает скорость и мощность отталкивания [7].
- по соотношению длины и частоты беговых шагов;
- по расположению частей и звеньев тела в пространстве: величине углов между головой, туловищем и вертикалью; между бедром маховой ноги и туловищем; между локтем и туловищем и т.д.;
- по прямолинейности бега;
- по амплитуде колебательных движений тела в передне-заднем и боковом направлении;
- по степени согласованности движений верхних и нижних конечностей;
- по длине бегового шага.
Уровень сформированности
интеллектуальной, духовно-нравственной, психоэмоциональной сферы и волевого потенциала определяет:
- выбор методов формирования специальных знаний, усвоения новой информации; навыков общения с окружающими людьми: младшего и старшего возраста; разного статуса и т.д., поведения в коллективе сверстников, в семье, в учебно-воспитательных учреждениях, детских спортивных школах и т.д.
Степень духовно-нравственного развития определяется по
сформированности дисциплины,
ответственности, трудолюбия,
самостоятельности и других личностных качеств. Основным компонентом дисциплины является понимание ее значимости для реализации поставленной цели. Спортивные результаты достигаются путем приложения соответствующих усилий. Реализация цели требует жесткой дисциплины, связанной с терпением, настойчивостью, упорством и др. Одной из наиболее важных личностных
характеристик является ответственность, с развитием которой приходит понимание зависимости спортивных достижений от собственных усилий, трудолюбия, упорства и настойчивости.
Высокий уровень морально-волевых свойств личности позволяет преодолеть сформированные ранее предпочтения, интересы и потребности. Это способствует укреплению
самодисциплины, усилению волевой сферы, что дает возможность контролировать ситуацию в ходе спортивной борьбы, управлять
Нами была разработана методика повышения эффективности
тренировочного процесса бегунов на короткие дистанции на основе реализации данных педагогических условий. Содержание методики предусматривало:
- выявление скорости реагирования бегуна на различные внешние раздражители: выстрел стартового пистолета, подачу команды голосом; отмашку флажком и т.д. При недостаточной скорости реагирования спринтера на используемые сигналы подбирались методы ее корректировки:
- подача звукового или зрительного сигнала через равные промежутки времени, через различные интервалы, при их чередовании; усиление громкости; использование флажков для отмашки разного цвета;
- психологическая установка на максимально быстрое реагирование;
- самопроговаривание команд с последующим выполнением и т.д.
После выявления соотношения длины и частоты беговых шагов нами рассчитывались данные параметры для каждого спортсмена с учетом росто-весовых показателей и уровня тренированности. Для увеличения длины бегового шага использовалась разметка; фиксировались отпечатки следов; применялись специальные беговые упражнения. При отклонении от прямолинейного бега использовалась разработанная нами методика [2, 5]. Улучшению показателей согласованности движений верхних и нижних конечностей способствовало применение специального устройства, разработанного А.Н. Катенковым и Е.А. Анисимовой, 2015.
Уровень сформированности
интеллектуальной сферы оценивался путем сопоставительного анализа ответов
психоэмоциональной сферой._на вопросы (рисунок 1).
/п Содержание вопросов Ответ
а е знаю ет
Является ли спорт значимым видом деятельности для людей?
Считаете ли Вы спринт красивым видом спорта?
Известно ли Вам воздействие бега на короткие дистанции на
организм?
Влияет ли спорт на улучшение здоровья?
Формируют ли занятия спортом личностные свойства?
Способствуют ли тренировочные занятия улучшению интеллектуальной деятельности?
Создают ли занятия спортом предпосылки для повышения самооценки и уверенности в себе?
Способствует ли тренировочная и соревновательная деятельность формированию морально-волевых качеств?
Влияют ли занятия спортом на формирование навыков общения?
0 Улучшаются ли по мере повышения тренировки такие свойства личности, как мышление, память, восприятие, внимание?
1 Способствует ли спорт формированию общей и двигательной культуры?
Критерии оценки: каждый положительный ответ оценивается в 3 балла. Ответ «не знаю» оценивается в 2 балла. Отрицательный ответ оценивается в 1 балл. 5 баллов - сумма положительных ответов от 26 до 30. 4 балла - сумма положительных ответов от 20 до 25. 3 балла - сумма положительных ответов от 15 до 19. 2 балла - сумма положительных ответов от 12 до 14. 1 балл - сумма положительных ответов меньше 11 баллов.
Уровень развития духовно-нравственной сферы определялся нами по показателям развития дисциплины, ответственности, настойчивости,
трудолюбия. Были разработаны критерии их оценки.
Оценивалась способность к подчинению установленным правилам поведения и требованиям к спортсменам:
- готовность к контролю своих действий и поступков, адекватной оценке собственных спортивных достижений, понимание своей роли в повышении спортивного мастерства;
- стремление к достижению поставленной цели, преодоление различных препятствий;
- многократное выполнение подготовительных и подводящих упражнений, полного объема тренировочной нагрузки, систематические дополнительные самостоятельные занятия.
Критерии оценки уровня
сформированности дисциплинированности:
5 баллов - своевременное посещение тренировочных занятий, способность к
управлению психоэмоциональным
состоянием, добросовестное выполнение заданий и поручений различного характера;
4 балла - пропуск тренировок по уважительной причине, стремление к восполнению объема мышечной нагрузки;
3 балла - эпизодические опоздания, недопонимание значимости
самостоятельных занятий;
2 балла - регулярные опоздания, небрежное отношение к выполнению заданий тренера;
1 балл - пропуски тренировочных занятий, неадекватное отношение к тренировочным нагрузкам.
Критерии оценки уровня
сформированности ответственности:
5 баллов - понимание значимости точного выполнения двигательных действий в соответствии с их пространственно-временными и пространственно-силовыми параметрами; проявление заинтересованности в достижении поставленной цели; стремление к выполнению дополнительной нагрузки; умение
отказаться от видов деятельности, отвлекающих от спортивных занятий;
4 балла - осознание зависимости спортивных результатов от собственного отношения к тренировочному процессу;
3 балла - недооценка собственных усилий для реализации поставленной цели;
2 балла - убеждение в зависимости своих достижений от квалификации и авторитета тренера;
1 балл - непонимание роли собственного отношения к тренировочным занятиям для повышения уровня тренированности.
Критерии оценки уровня
сформированности настойчивости:
5 баллов - многократное выполнение двигательного задания до его точного выполнения; поиск способов более эффективного выполнения моторного акта; применение различных условий выполнения физического упражнения для повышения его результативности;
4 балла - готовность к выполнению тренировочной нагрузки до полной реализации поставленной задачи;
3 балла - выполнение двигательных заданий до первых признаков утомления;
2 балла - потребность в паузах и перерывах в процессе тренировочной деятельности;
1 балл - выполнение тренировочной нагрузки по настроению.
Критерии оценки уровня
сформированности трудолюбия:
5 баллов - стремление к выполнению большего объема заданной работы; использование дополнительных средств для выполнения поставленной цели;
4 балла - заинтересованность во всех видах тренировочной деятельности, тренировочная работа с полной отдачей;
3 балла - выполнение заданий тренера в установленных пределах;
2 балла - стремление к выполнению более легких заданий;
1 балл - стремление к поиску причин снижения количества упражнений для повторения.
Для проверки эффективности данной методики был проведен педагогический эксперимент с участием
квалифицированных бегунов на короткие дистанции (I разряда и КМС) 17-21 года в количестве 24 человек. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 12 спринтеров. Перед началом педагогического эксперимента было проведено
тестирование с целью выявления исходного уровня физической и специальной беговой подготовленности.
Для определения показателей физической подготовленности
использовались следующие тесты: бег на 30 м (с) с высокого старта; бег на 60 м (с) с высокого старта; бег на 600 м (с) с высокого старта; прыжок в длину с места (см), тройной, пятикратный и десятикратный прыжки с места. Анализ результатов исследования не выявил существенных различий у спринтеров КГ и ЭГ (р>0,05).
Уровень специальной беговой подготовленности выявлялся по таким контрольным упражнениям, как бег на 60 м с высокого старта (с); пробегание 150 м с высокого старта (с); бег 3000 м с высокого старта (с); тройной прыжок с места (м); десятикратный прыжок с места (м). Анализ полученных данных также не выявил существенных различий у спортсменов КГ и ЭГ (р>0,05). Показатели интеллектуального и духовно-
нравственного развития у бегунов КГ и ЭГ также не имели существенных различий (р>0,05).
Тренировочные занятия в КГ проводились по традиционной методике в соответствии с программой спортивной подготовки квалифицированных бегунов на короткие дистанции, рекомендованной РФ легкой атлетики; в ЭГ использовалась разработанная нами методика. После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей по различным направлениям спортивной подготовки. Анализ полученных данных показал, что результаты улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ, однако, в ЭГ улучшение оказалось более
существенным. Так, по уровню физической подготовленности были
получены следующие показатели: в КГ при исходных данных в беге на 30 м с высокого старта 3,12±0,10 с к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились до 3,03±0,11 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,11±0,09 с результаты к завершению педагогического эксперимента возросли до 2,82±0,12 с (р>0,05). При исходных данных прыжка в длину с места в КГ 2,53±0,19 м к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 2,64±0,16; в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,55±0,17 м результаты к завершению педагогического
эксперимента возросли до 2,86±0,11 м (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения показателей физической подготовленности спринтеров ЭГ была выявлена и по другим контрольным упражнениям.
Динамика результатов по
специальной беговой подготовленности оказалась следующей. При исходных данных в беге на 60 м с высокого стара в КГ 7,40±0,07с показатели к окончанию педагогического эксперимента
улучшились и составили 7,20±0,08 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 7,41±0,11 с результаты к завершению педагогического
эксперимента возросли до 6,87±0,10 с (р<0,05). В беге на 150 м с высокого старта при исходных данных в КГ 18,36±0,12 с результаты к окончанию педагогического эксперимента
улучшились и составили 17,93±0,14 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 18,44±0,13 с результаты к завершению педагогического эксперимента возросли до 15,06±0,21с (р<0,05). Подобная тенденция более значительного улучшения показателей в ЭГ была выявлена и по другим тестам специальной беговой подготовленности.
Исходный уровень
интеллектуальной подготовки в КГ экспертная группа из пяти квалифицированных тренеров оценила в 3,1±0,15 балла; после окончания педагогического эксперимента результаты составили 3,4±0,17 балла (р>0,05); в ЭГ
при исходных показателях 3,2±0,11 балла к завершению педагогического
эксперимента улучшение данных показателей произошло до 4,3±0,19 балла (р<0,05). Показатели духовно-
нравственного развития с учетом уровня сформированности
дисциплинированности, ответственности, настойчивости и трудолюбия в КГ при исходных показателях 3,2±0,15 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли до 3,6±0,12балла; в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,2±0,12 балла к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились до 4,4±0,18 балла (р<0,05).
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что ведущими педагогическим условиями повышения эффективности тренировочных занятий бегунов на короткие дистанции являются: компетентность тренера, позволяющая выявить
предрасположенность спортсмена к бегу на короткие дистанции, степень соответствия параметров беговых шагов спринтера модели идеальных беговых шагов; уровень сформированности интеллектуальной и духовно-нравственной сфер. В ходе педагогического эксперимента также была подтверждена эффективность разработанной нами методики повышения результативности спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции на основе реализации данных педагогических условий.
Литература
1. Аванесов, В. У. Проблемы и пути повышения специальной работоспособности в беге на короткие дистанции / В. У. Аванесов // Теория и практика физической культуры. - № 12. - 2007. - С. 38-41.
2. Анисимова, Е. А.Управление движениями в беге на короткие дистанции / Е. А. Анисимова, А. Н.Катенков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -Набережные Челны. - 2013. - № 4(29). - С. 31-36 (Режим доступа к журн.: http ://www/kamgifk. chelny. net/j ournal
3. Анпилогов, И. Е. Методика специальной скоростно-силовой подготовки юношей-спринтеров на основе применения средств локально-избирательного воздействия / И. Е.
Анпилогов, Е. П. Врублевский // Теория и практика физической культуры. - № 4. - 2011. - С. 72.
4. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
5. Катенков, А. Н. Управление и коррекция маховых движений верхних конечностей квалифицированных спринтеров / А. Н.Катенков, Е. А.Анисимова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физичекой культуры и спорта. - Набережные Челны. - 2015. -№4(37). - С. 95-101 (Режим доступа к журн.: http ://www/kamgifk. chelny.net/j ournal).
6. Кряжев, В. Д. Проблемы развития, восстановления и сохранения двигательных возможностей человека / В. Д. Кряжев // сб. науч. трудов ВНИИФК за 2001 г. - М. : ВНИИФК, 2002. - С. 186-190.
7. Кузнецов, В. С. Легкая атлетика. Техника бега на короткие дистанции (обучающая программа) / В. С. Кузнецов // Методическая разработка для студентов, слушателей факультета повышения квалификации, усовершенствования и Высшей школы тренеров ГЦОЛИФКа. - М.,1986. -С. 28.
8. Кузнецова, З. М. Возрождение олимпийской традиции / З. М. Кузнецова, Ю. П. Симаков // Педагогико-психологические и медико -биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - № 10. [Электронный ресурс]. http://www/kamgifk. chelny. net/j ournal).
9. Назаренко, Л. Д. Концепция классификации двигательных координаций / Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 3. - С. 99-101.
10. Назаренко, Л. Д. Проблема интеллектуальной подготовки спортсменов / Л. Д. Назаренко, Л. И. Костюнина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. -№ 1(22). - С. 86-92 (Режим доступа к журн.: http://www/kamgifk.chelnv.net/iournal.)
11. Назаренко, Л. Д. Условия и факторы, обеспечивающие устойчивость мотивации к повышению спортивного мастерства бегунов на короткие дистанции / Л. Д. Назаренко, Е. А. Анисимова, А. Н. Катенков // Взаемод1я духовного i ф1зичного виховання у формуванш гармоншно розвинено1 особистосл : матер1али II науково-практично1 online-конференцп з м1жнародною участю (Слов'янськ, Украша, 25 берез. 2015 р.).
12. Назаренко, Л. Д. Теоретическое обоснование и методика развития ритмичности / Л. Д. Назаренко, Ж. А. Игнатьева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2000. - № 1. - С. 45-50.
13. Озолин, Э. С. Спринтерский бег / Э. С. Озолин. - М. : Человек, 2000. - 176 с.
14. Сергеев, О. В. Формирование стрессоустойчивости у легкоатлетов-спринтеров на этапе углубленной специализации / О. В. Сергеев //
Теория и практика физической культуры. - № 8. -2012. - С. 34.
15. Таратинский, Д. А. Влияние восстановительных средств на социальную подготовленность бегунов на средние дистанции квалификации 2 разряд - КМС / Д. А. Таратинский // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 11. - С. 26.
16. Шемуратов, Ф. А. Методы тренировок и восстановления двигательных и координационных возможностей человека / Ф. А. Шемуратов, Р. А. Акмалетдинов // Новые биосенсорные технологии оценки и тренировки двигательных и координационных возможностей человека : отчет о НИР. - М. : ВНИИФК, 2007. - С. 71-98.
17. Nazarenko, L. The leading role of the educational aspect in improving the system of sports training / L. Nazarenko, E. Anisimova // Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). Volume III. "UFRJ Press", 2015. - 476484 p.
Reference
1. Avanesov V. U. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2007, No.12, pp. 38-41.
2. Anisimova E. A.Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No. 4(29), pp. 31-36. Access mode to the journal: http ://www/kamgifk.chelny.net/j ournal
3. Anpilogov I. E., Vrublevskiy E. P. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2011, No. 4, 72 p.
4. Balsevich V. K. Ontokineziologiya cheloveka [Ontokinesiology of a man], Moscow : Theory and practice of physical culture, 2000, 275 p.
5. Katenkov A. N., Anisimova E.A. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 4(37), pp. 95-101. Access mode to the journal: http://www/kamgifk.chelny.net/journal. DOI 10.14526/01_1111_56.
6. Kryazhev V. D. Problemy razvitiya, vosstanovleniya i sokhraneniya dvigatel'nykh vozmozhnostei cheloveka [The problems of a person's motional abilities development, rehabilitation and preservation], collection of scientific works of All-Russian Scientific Research Institute of Physical Culture, 2011, Moscow : All-Russian Scientific Research Institute of Physical Culture, 2002, pp. 186190.
7. Kuznetsov V. S. Legkaya atletika. Tekhnika bega na korotkie distantsii (obuchayushchaya programma) [Athletics. Sprint technique (educational program)], Moscow, 1986, 28 p.
8. Kuznetsova Z. M. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2009, No. 10. http ://www/kamgifk.chelny. net/j ournal.
9. Nazarenko L. D. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2015, No. 3, pp. 99-101.
10. Nazarenko L. D. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2012, No.1(22), pp. 86-92. Access mode to the journal: http://www/kamgifk.chelny.net/iournal.
11. Nazarenko L. D., Anisimova E.A., Katenkov A.N. Usloviya i faktory, obespechivayushchie ustoichivost' motivatsii k povysheniyu sportivnogo masterstva begunov na korotkie distantsii [Conditions and factors, which provide motivation steadiness to sportsmanship improvement among sprinters] Spiritual and physical upbringing interaction in harmoniously developed personality formation: material of the IInd scientific-practical online-conference with international participation (Slovyansk, Ukraine, March, 25, 2015).
12. Nazarenko L. D. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2000, No. 1, pp. 45-50.
13. Ozolin E. S. Sprinterskii beg [Sprint], Moscow : Chelovek, 2000, 176 p.
14. Sergeev O. V. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2012, No. 8, 34 p.
15. Taratinskiy D. A. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2010, No. 11, 26 p.
16. Shemuratov F. A., Akmaletdinov R. A., Metody trenirovok i vosstanovleniya dvigatel'nykh i koordinatsionnykh vozmozhnostei cheloveka [The methods of motional and coordinating abilities training and rehabilitation of a person] New biosensory technologies of a person's motional and coordinating abilities estimation and training : a report on scientific research work, Moscow : All-Russian Scientific Research Institute of Physical Culture, 2007, pp. 71-98.
17. Nazarenko L. The leading role of the educational aspect in improving the system of sports training / L. Nazarenko, E. Anisimova // Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in America, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, August, 18-20, 2015). Volume III. "UFRJ Press", 2015. - 476484 p.
Статья поступила в редакцию: 3.03.2016 г.
Назаренко Людмила Дмитриевна — доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой анатомии, физиологии и гигиены человека и животных ФГБОУ « Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4. e-mail: ld_nazarenko@mail.ru
Катенков Андрей Николаевич - ассистент, кафедра биологии человека и основ медицинских знаний ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4 Анисимова Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра спортивных дисциплин физического воспитания ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4