УДК 796. 42 DOI 10.14526/01_1111_21
МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ АМПЛИТУДЫ КОЛЕБАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ ТЕЛА В БОКОВОМ НАПРАВЛЕНИИ У БЕГУНОВ НА
КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
Семенцов Д.В. - преподаватель, Анисимова Е.А. - кандидат педагогических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет им И.Н. Ульянова
г. Ульяновск
METHODOLOGY OF BODY FLUCTUATING MOTIONS AMPLITUDE CONTROL IN SIDE DIRECTION AMONG SPRINTERS
Sementsov D.V. - teacher, Anisimova E.A. - candidate of pedagogics, associate professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov,
Ulyanovsk
e-mail: elena_funina@mail.ru
Ключевые слова: бег, спортивная подготовка, педагогический эксперимент, методика контроля
Аннотация. Бег на короткие дистанции является одним из наиболее зрелищных видов спорта. Проблема увеличения скорости бега на спринтерских дистанциях привлекает внимание многих специалистов. Мощная скорость, развиваемая спортсменами; свобода, легкость и экономичность движений создают ощущение парения атлета над беговой дорожкой. Однако за кажущейся простотой и элегантностью двигательных действий скрывается огромный творческий труд ученых, спортсменов, практиков -тренеров.
Материал: В данной статье рассматривается методика контроля амплитуды колебательных движений тела в боковом направлении у бегунов на короткие дистанции и ее влияние на скоростные качества спортсменов.
Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, киносъемка, статистическая обработка данных.
Результаты. В технике бега на короткие дистанции изучены практически все детали, общие и частные закономерности управления скоростью движений. Однако сложные нейрофизиологические и биомеханические процессы, определяющие скоростные качества спортсмена свидетельствуют о недостаточной изученности многих вопросов, поиск ответов на которые позволит совершенствовать методику технической подготовленности спринтеров. В данной статье рассматривается взаимосвязь способа постановки стопы на поверхность беговой дорожки с величиной амплитуды колебательных движений тела в боковом направлении. Кратковременность взаимодействия стопы с опорой не позволяет контролировать способ ее постановки на беговую дорожку. Однако постановка стопы на переднюю внешнюю часть с разворотом носка наружу обусловливает увеличение амплитуды колебательных движений тела в боковом направлении, что является одной из причин снижения скорости бега на соревновательной дистанции.
Автором установлена тесная связь амплитуды колебательных движений тела в боковом направлении и способа постановки стопы на опору.
Заключение. Разработанная методика контроля амплитуды колебательных движений тела в боковом направлении позволяет увеличить скорость бега при том же способе постановки стопы на беговую дорожку. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность данной методики в процессе спортивной подготовки квалифицированных бегунов на короткие дистанции.
Keywords: running, sports training, pedagogical experiment, the methodology of control.
Annotation. Sprint is one of the most entertaining kinds of sport. The problem of speed increase at sprint distances is v ery urgent among many specialists. High speed, freedom, movements ease and efficiency create the feeling that an athlete is levitating. However, this ease and elegance of movements is the result of a great creative work of the scientists, sportsmen and trainers.
Material: The article is about the methodology of body fluctuating motions amplitude control in side direction among sprinters and its influence on speed qualities of sportsmen.
Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, filming, statistical data manipulation.
Results. Almost all details in sprint technique, general and special laws of movements speed management are studied. However, difficult neurophysiological and biomechanical processes, which determine the athlete's speed qualities, show that many questions are not studied thoroughly and their study will help to develop the methodology of sprinters' technical readiness. This article is about the interconnection between the way of foot position on the surface of the running track and the magnitude of body fluctuating motions amplitude in side direction. A short-term contact of the foot with the support doesn't allow to control the way of its position on the running track. However, foot position to the front outer part with a toe turn outside conditions the amplitude increase of body fluctuating motions in side direction and it is one of the reasons of speed decrease at distances.
The author sees a close connection between body fluctuating motions amplitude in side direction and foot position on the support.
Conclusion. The created methodology of body fluctuating motions amplitude control in side direction allows to increase the speed of running with the same way of foot position on the running track. The results of the pedagogical experiment proved the effectiveness of this methodology during the process of qualified sprinters' sports training.
Актуальность. Повышение
результативности соревновательной
деятельности в беге на короткие дистанции у квалифицированных спортсменов требует использования традиционных и нетрадиционных форм и методов спортивной тренировки. Поиск новых методик совершенствования спортивного мастерства необходимостью дополнительных резервов скоростно-силовых качеств Особенности техники бега дистанции изучались длительного времени
специалистами по беговым видам легкой атлетики [2, 5, 7-9].
обусловлен выявления увеличения спринтеров. на короткие в течение многими
Техника беговых шагов, начиная от низкого старта и стартового разгона, рассматривалась В.С. Кузнецовым,1986; особенности постановки стопы на опору исследовались О.Б. Немцевым, Е.А. Дорониной, 2007, 2008; механизм отталкивания от беговой дорожки выявлялся Е.С. Приступа, 1970 и др.; кинематические характеристики
спринтеров определялись А.В. Бугаевым, 2009; распределение скорости беговых шагов по дистанции исследовалось А.А. Щелкуновым, Д. Ю Шкрабец, 2015 и др. При разносторонней изученности структуры и основных параметров беговых шагов на спринтерских дистанциях, квалифицированные спортсмены
добиваются различных результатов, что детерминировано значимостью их индивидуальных различий, влияющих на скорость бега.
Целью данной работы является теоретическое обоснование
необходимости выявления особенностей выполнения квалифицированными
спортсменами технических действий в беге на короткие дистанции.
Задачи исследования: 1. Установить взаимосвязь амплитуды колебательных движений тела в боковом направлении и способа постановки стопы на опору.
2. Разработать методику контроля амплитуды колебательных движений тела в боковом направлении и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.
Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, киносъемка, статистическая обработка данных. Материалы. Бег является одной из естественных локомоций человека, которая формируется в течение индивидуальной жизни. Преодоление определенной дистанции в условиях соревновательной деятельности связано с достижением высоких результатов. Это обусловливает необходимость поиска способов увеличения скорости беговых шагов посредством более совершенной организации движений, при которой спортсмен достигает их легкости, свободы и экономичности. Это возможно при достижении высокой устойчивости тела, обеспечивающей рациональное
распределение мышечных усилий, оптимальную амплитуду моторных актов, успешное функционирование
физиологических систем. Первое движение из положения тела в низком старте на спринтерской дистанции начинается с постановки стопы. В результате давления на поверхность беговой дорожки возникает сила реакции опоры, и благодаря упругой силе подошвенных мышц заканчивается один беговой шаг и начинается другой.
Как полагает Е.А. Анисимова, 2013, одним из ведущих параметров беговых шагов является их прямолинейность как одно из условий экономичности двигательных действий. Результаты исследований Е.А. Дорониной, 2008, показали, что изменение способа постановки стопы на опору определяет характер последующих движений бегуна. Так, постановка стопы на ее внешнюю часть с разворотом носка наружу способствует увеличению скорости бега; постановка стопы носком вперед по ходу движения обусловливает потерю скорости в фазе амортизации.
Результаты и их обсуждение. Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что при постановке стопы на переднюю часть стопы с разворотом носка наружу способствует увеличению амплитуды колебательных движений тела в боковом направлении. Применение киносъемки с последующим анализом кадров позволило установить зависимость величины амплитуды колебаний тела от величины угла разворота стопы. Многочисленные попытки уменьшения угла разворота стопы наружу с помощью специальной разметки; системы звуковых и световых сигналов не обеспечили ожидаемого результата. Это объясняется сложностью цикла нейрофизиологических и биомеханических процессов,
протекающих при взаимодействии спортсмена с поверхностью беговой дорожки. Во время бега функционирует периферический двигательный аппарат, представляющий многозвенную
кинематическую систему.
При этом важно принять во внимание кратковременность фазы взаимодействия с опорой, что не представляет возможным осуществление контроля или самоконтроля за постановкой стопы на поверхность беговой дорожки. Однако благодаря деятельности центральных механизмов управления движениями, в состав которых входят двигательные, вегетативные и сенсорные центры, способ постановки стопы на опору детерминирует движения
тела в одноименную с ногой сторону, со значительной амплитудой. Очевидно, здесь можно говорить о проекции опорных движений стопы на движения верхней части тела, размах амплитуды которых позволяет осуществлять контроль характера этих двигательных действий. Для проверки данного положения был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 22 квалифицированных спринтера (1 разряд и КМС) 17-22 лет. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 11 человек.
Перед началом педагогического эксперимента было проведено
тестирование с целью выявления исходного уровня общефизической подготовленности спортсменов КГ и ЭГ с использованием следующих контрольных упражнений: бега на 30 и 60 м с высокого старта; бега на 1000 м; прыжка в длину с места; толкания ядра (4 кг) правой и левой рукой. Анализ результатов исследования не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности спринтеров КГ и ЭГ (р>0,05).
Определялся также исходный уровень специальной беговой
подготовленности по следующим тестам: бегу 150 м (с); бегу200 м (с); бегу 250 м (с); бегу 300 с (с); тройному прыжку с места (см); пятикратному прыжку с места (см); бег 1000 м (см). Сопоставительный анализ данных исследования также не выявил существенных различий по уровню специальной беговой подготовленности (р>0,05).
У спортсмена КГ и ЭГ оценивалась прямолинейность бега (по отпечаткам стоп при пробегании отрезков 30 м с высокого старта (относительно центральной линии). Амплитуда колебательных движений тела в боковом направлении контролировалась с помощью следующей методики: на линии старта с левой и с правой стороны на расстоянии одного метра устанавливались две стойки для прыжков в высоту. В конце отрезка дистанции 30 м находились еще две стойки для прыжков в высоту на таком же расстоянии (рисунок 1).
Рисунок 1. Методика контроля амплитуды колебаний тела в боковом направлении Примечание: 1 - стойка для прыжков в высоту; 2 - шнур; 3 - колокольчики
К стойкам для прыжков в высоту прикреплены два шнура на высоте плечевой линии, к которым подвешены колокольчики. При касании плечом шнура колокольчики звенят, и бегун стремится к уменьшению амплитуды движений тела. Величина колебательных движений тела измерялась с помощью критериев, позволяющих с большой степенью объективности оценить амплитуду колебаний тела в боковом направлении (в баллах).
Критерии оценки:
5 баллов - после первого касания плечом шнура и звоночка бегун контролирует величину амплитуды колебаний тела и старается больше не касаться шнура;
4 балла - два касания шнура со звоночком;
3 балла - три-четыре касания;
2 балла - пять касаний шнура;
1 балл - больше пяти касаний.
Анализ полученных данных показал, что у бегунов КГ и ЭГ величина амплитуды колебательных движений тела
в боковом направлении не имела существенных различий (р>0,05). В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки квалифицированных бегунов,
рекомендованной федерацией легкой атлетики РФ. В ЭГ использовалась разработанная нами методика контроля амплитуды колебательных движений тела в боковом направлении с учетом особенностей постановки стопы на опору.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей общефизической и специальной беговой подготовленности, а также амплитуды колебаний тела в боковом направлении. Анализ полученных данных показал, что результаты улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ, однако более значимые результаты были выявлены у спортсменов ЭГ. Так, при исходных данных в беге на 30 м с высокого старта в КГ 4,16±0,05 с к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились и составили 4,07±0,04с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 4,19±0,10 с к завершению педагогического
эксперимента результаты возросли до 3,81±0,08 с (р>0,05). При исходных данных в беге на 60 м с высокого старта в КГ 7,36±0,10 с к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились и составили 7,21±0,13с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 7,35±0,16 с к завершению педагогического
эксперимента результаты повысились до 6,90±0,15 с (р>0,05). При исходных данных в беге на 1000 м в КГ 3,10,7±0,24 м к окончанию педагогического
эксперимента результаты возросли и составили 3.08.11±0,14 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 3.11.3±0,24 мин к завершению педагогического эксперимента данные улучшились и составили 3.05.04±0,21 мин (р>0,05). Подобная тенденция улучшения
физической подготовленности спринтеров ЭГ была выявлена и по другим тестам.
Динамика показателей специальной беговой подготовленности также оказалась более значимой у спортсменов ЭГ. Так, при исходных данных в беге на 150 м с высокого старта в КГ 18,09±0,16 с к окончанию педагогического
эксперимента результаты улучшились и составили 17,91± 0,14 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 18,07±0,15 с к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 17,53±0,11 с (р>0,05). В КГ при исходных данных в беге на 300 м с высокого старта 39,73±0,36 с к окончанию педагогического эксперимента данные составили 38,59±0,29 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 39,75±0,33 с к завершению педагогического эксперимента показатели улучшились и составили 37,47±0,31 с (р>0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения показателей в ЭГ была выявлена и по другим видам специальной беговой подготовленности.
Анализ изменения величины амплитуды колебаний тела в боковом направлении показал следующее. Большинство бегунов ЭГ ставят ступню на переднюю часть с разворотом носка наружу. При целевой установке на уменьшение угла разворота носка ступни наружу как способа увеличения скорости беговых шагов спринтеры не справлялись с поставленной задачей. Амплитуда колебаний тела спортсмена оставалась примерно на том же уровне - 3,07±0,11 балла. Если ставилась задача не допустить касаний шнура с колокольчиками, то характер постановки стопы на опору не изменялся, при существенном снижении амплитуды колебаний тела в боковом направлении. К окончанию
педагогического эксперимента данный показатель улучшился и составил в ЭГ 4,19±0,16 балла (р<0,05). В КГ исследуемый показатель оказался существенно ниже и составил 3,31±0,14 балла (р>0,05). Более высокие результаты бегунов ЭГ по данному показателю
обусловлены возможностью контроля характера деятельности крупных мышц тела.
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что кинематические параметры стопы имеют очень сложный характер, что при кратковременном ее взаимодействии с поверхностью беговой дорожки не позволяет управлять движениями стопы при постановке ее на опору. В то же время обусловленные значительным разворотом носка стопы наружу значительные колебательные движения тела в боковом направлении можно значительно уменьшить с помощью разработанной нами методики, эффективность которой доказана в ходе педагогического эксперимента.
Литература
1. Анисимова Е. А. Технологическое обеспечение процесса спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции / Е. А. Анисимова // Педагогико-психологические и медико -биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 3 (28). - С. 24-27.
2. Бондаренко, К. К. Структура тренировочных нагрузок 15-16 летних бегунов на короткие дистанции в годичном цикле подготовки / К. К. Бондаренко, В. Г. Никитушкин // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 8. - С. 29-32.
3. Бугаев, А. В. Кинематические характеристики и функциональное состояние спринтеров в беге на 100 м / А. В. Бугаев // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. - 2009. --№2. -С. 3-6.
4. Доронина, Е. А. Об эффективности различных способов постановки стопы на опору в спринтерском беге / Е. А. Доронина, О. Б. Немцев // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. - 2007. -№ 10(32). - С. 60-62.
5. Кузнецов, В. В. Особенности проявления зависимости показателей силы и скорости в циклических локомоциях / В. В. Кузнецов, В. Д. Фискалов // Теория и практика физической культуры. - № 3. - 1985. - С. 6-7.
6. Кузнецов, В. С. Легкая атлетика. Техника бега на короткие дистанции (обучающая программа). Методические разработки для студентов слушателей факультетов повышения квалификации, усовершенствования и Высшей школы тренеров ГЦОЛИФКА / В. С. Кузнецов. -М. : ГЦОЛИФК. - 1986. - 27 с.
7. Левченко, А. В. Структура специальной силовой подготовки бегунов на короткие дистанции / А. В. Левченко // Теория и
практика физической культуры. - № 8. - 1982. - С. 19-21.
8. Назаренко, Л. Д. Теоретическое обоснование и методика развития ритмичности / Л. Д. Назаренко, Ж. А. Игнатьева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2000. - № 1. - С. 45-50.
9. Назаренко Л. Д. Формирование рационального взаимодействия с опорой бегуний на 400 метров : учебно -методическое пособие / Л. Д. Назаренко, Е. А. Анисимова, М. А. Козловский. - Ульяновск, 2011. - 107 с.
10. Немцев, О. Б. Биомеханические особенности взаимодействия стопы с опорой в спринтерском беге по прямой / О. Б. Немцев, Е. А. Доронина // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2008. - № 6. - С. 8094.
11. Приступа, Е. С. К вопросу об отталкивании при беге на короткие дистанции / Е. С. Приступа // Сборник научных трудов БГПИ за 1970 г. - Благовещенск, - 1970. - С. 34-39.
12. Щелкунов, А. А. Значимость показателей физической подготовки школьников для результативности в спринтерском беге / А. А. Щелкунов, Д. Ю. Шкрабец // Современные проблемы и перспективы развития физической культуры, спорта, туризма и социально -культурного сервиса : Междунар.науч.-практ. конф. 26-27 февр. 2015. - Набережные Челны. - С. 400402.
References
1. Anisimova E. A., Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No. 3 (28), pp. 2427, available at: http ://elibrarv .ru/item.asp?id=21588114.
2. Bondarenko K. K., Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 1996, No. 8, pp. 29-32, available at: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/.
3. Bugaev A. V., Uchenye zapiski un-ta im. P. F. Lesgafta, 2009, No. 2, pp. 3-6, available at: http://bmsi.ru/issueview/585bcf2c-7540-41bb-b604-12acc4b5cc66/indexhtml
4. Doronina E. A., Uchenye zapiski un-ta im. P. F. Lesgafta, 2007, No. 10(32), pp. 60-62, available at: http://bmsi.ru/issueview/ef965e63-5b5d-4807-bd05-92ec0a38d693/indexhtml.
5. Kuznetsov V. V., Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 1985, No. 3, pp. 6-7, available at: http ://lib.sportedu.ru/press/tpfk/.
6. Kuznetsov V. S., Legkaya atletika. Tekhnika bega na korotkie distantsii (obuchayushchaya programma) [Athletics. Sprint technique (a teaching program)], Moscow : Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, 1986, 27 p.
7. Levchenko A. V., Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 1982, No. 8, pp. 19-21, available at: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/.
8. Nazarenko L. D., Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2000, No. 1, pp. 45-50, available at: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/.
9. Nazarenko L. D., Formirovanie ratsional'nogo vzaimodeistviya s oporoi begunii na 400 metrov [A rational interaction formation with the support among female runners in 400 meters running], Ulyanovsk, 2011, 107 p.
10. Nemtsev O. B., Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskikh spetsial'nostei , 2008, No. 6, pp. 80-94, available at: http ://lib. sportedu.ru/Books/XXPI/2008N6/.
11. Pristupa E. S., Sbornik nauchnykh trudov BGPI za 1970 g. [Collection of the scientific works of BSPI during 1970], Blagoveshchensk, 1970, pp. 34-39.
12. Shchelkunov A. A., Sovremennye problemy i perspektivy razvitiya fizicheskoi kul'tury, sporta, turizma i sotsial'no-kul'turnogo servisa [Modern problems and development prospects of physical culture, sport, tourism and social-cultural service], International scientific-practical conference February, 26-27, 2015, Naberezhnye Chelny, pp. 400402.
Статья поступила в редакцию: 28.04.2015г.