формирование современной выставочной политики
музеев
УДК 13.11; 13.11.25; 008:14
ББК 79.1
выставки государственного исторического музея на пути формирования выставочной политики
Зак Анна Александровна,
научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва, ул. Космонавтов, д. 2, Москва, Россия, 129366, email: annazak@inbox.ru
Аннотация
В настоящее время всё больше внимания уделяется выставочной практике музея как средству трансляции государственной культурной политики, решения социальных проблем и коммуникации. Музейная выставочная деятельность — инструмент маркетинга и канал продвижения музея на рынке культурных услуг. В статье проанализирована выставочная деятельность Государственного исторического музея за последние 15 лет с целью выявления основных черт формирования выставочной политики.
Ключевые слова
Выставочная политика, выставка, Государственный исторический музей, маркетинговая стратегия.
Выставочная политика музейного дела представляет собой стратегию поведения музеев на рынке культурных услуг, отражающая их 68 ценностную ориентацию и являющаяся формой открытого диалога с обществом.
В реалиях современной жизни у музея существует огромное количество конкурентов, способных предложить населению разнообразные формы досуга. Музей вынужден бороться за своего посетителя и завоёвывать внимание потенциальной аудитории. Одним из способов завое-
вать публику является активная и продуманная выставочная политика, призванная продвигать ценностные ориентации и генеральные цели музея, укреплять его позиции на рынке досуга и образования, формировать свой имидж и бренд.
Выставочная политика постоянно меняется и формируется в зависимости от внешнего запроса, возможностей музея и его интересов. В качестве её приоритетных направлений могут выступать: взаимодействие с партнёрами, формирование устойчивой посетительской
аудитории, продвижение музея и музейных коллекций в средствах массовой информации, включение музея в культурную жизнь региона и др.
Выставочная политика музеев неизбежно складывается, в том числе, и в процессе выставочной деятельности. На примере выставочной деятельности Государственного исторического музея (ГИМ) можно рассмотреть процесс формирования выставочной политики, её стратегии, отражающей ценностную позицию музея и являющейся формой его диалога с обществом, а также каналом продвижения культурно-исторических ценностей на рынке услуг.
Основные тенденции нового направления в выставочной работе музея проявились в 2001 г., в первый год активной выставочной деятельности музея после затянувшихся реставрационных работ. Этот год стал мощным стартом для музея по организации выставок. За год было создано 27 выставок, и этот показатель в последующие годы не был превзойдён.
В 2001 г. наметились ориентиры выставочной деятельности музея, в которой отразились его основные тематические направления. ГИМ продолжил традицию презентации истории XX в., осуществлял поиск самоидентификации через этнографические выставки и локальную историю.
В своей выставочной работе музей оставляет право за посетителями самим интерпретировать события истории. ГИМ не навязывает своё понимание того или иного исторического факта, не комментирует его, а просто выставляет экспонаты, подтверждая реальность исторического факта. Таким образом ГИМ не стремится выражать своё мнение и сохраняет некий нейтралитет.
В выставочной практике музея некоторые направления деятельности трансформировались или прекратились вовсе. Так, примерно с 2009 г. на выставках больше не представляют локальную историю. Это связано с общими изменениями в восприятии россиян самих себя. Вопрос о самоидентификации перестал быть актуальным. ГИМ перешёл от частного к общему, вписывая локальную историю в контекст общей истории России. Это можно заметить и по совместным с региональными музеями проектам, которые осуществлялись в стенах Государственного исторического музея. Так, например,
два года существовал проект «Следы минувшего», в рамках которого предметы из других музеев были вписаны в контекст постоянной экспозиции ГИМ.
Художественные выставки всегда пользовались большей популярностью, чем исторические. Государственный исторический музей, несмотря на то, что художественные выставки не относятся к его профилю, проводил их в контексте истории и культуры той или иной эпохи. Материал, который представлен на художественных выставках, более уместно размещать в экспозиции.
Следуя общему тренду, ГИМ попробовал себя и на новом поле, включив в арсенал своей работы выставки современного искусства. Несмотря на голоса критиков, эта практика заметно расширила представление о музее у публики и отчасти способствовала созданию его нового имиджа.
Заметно расширился арсенал средств презентации археологического материала в выставочных проектах музея. Археологические выставки начали складываться в самостоятельное направление со своей стилистикой и подходами к раскрытию содержания. Иногда они слишком сложны для адекватного восприятия неподготовленным посетителем, поэтому аудитория археологических выставок остаётся, прежде всего, профессиональной. Однако поиск путей их приближения к массовому зрителю продолжается, в частности, за счёт соединения в выставочном пространстве археологии и акцентных произведений современного изобразительного искусства. Это позволяет говорить о появлении в репертуаре ГИМ в некотором смысле «синтетических» художественно-археологических выставок, что вполне увязывается с другим, уже упоминавшимся новым направлением выставочной политики — созданием непрофильных и многопрофильных выставок.
В целом оказалось, что именно на выставках, связанных с непрофильной тематикой, музей чувствует себя свободнее, чем на выставках собственно исторических. Исключение составляют археологические выставки, давшие примеры неожиданной и абсолютно новой исторической интерпретации материала.
Не менее важным направлением выставочной политики стало формирование внутри-российских и международных партнёрских от-
69
ношений. Показательно, что это направление включило в свою орбиту и историко-политиче-ские, и археологические, и художественные экспонаты.
Наконец, ещё одной чертой выставочной политики ГИМ стала «сериальность» — создание нескольких выставок, объединённых общностью темы. Возможности этого метода ещё не проявились полностью, но уже сейчас можно утверждать, что такой подход позволяет привлекать и удерживать внимание посетителя дольше обычного. В этот же ряд, очевидно, следует поставить и воспроизведение в модифицированном виде прежних выставок и выставок-реплик.
Последние выставки подтверждают выявленные черты выставочной политики ГИМ. В 2013 г. археологическая выставка «Бронзовый век. Европа без границ. IV — начало I тысячелетия до новой эры» продемонстрировала некогда единое культурное пространство нескольких народов. Выставка «Присоединение Крыма к Российской империи в 1783 г.», выполненная как дополнение к постоянной экспозиции, стала реакцией на актуальные события последнего времени. А к 90-летию со дня смерти В. И. Ленина в марте 2014 г. открылась
выставка «Миф о любимом вожде». Выставку «Кочевник. Между небом и землёй» можно привести как пример «синтетической» выставки, в пространстве которой встретились современное искусство и археология. «Собрание вещественных памятников Государственного исторического музея настолько богато и разнообразно, что позволяет предметно подтвердить любое значимое событие из русской истории» 1.
Таким образом, выставочная политика Государственного исторического музея характеризуется ориентацией на государственный запрос, презентацией российской истории в широком тематическом диапазоне, обращением к практике создания чисто художественных выставок, постоянным взаимодействием как с российскими, так и с международными партнёрами, и неизменной реакцией на почти все значимые юбилеи — своеобразным «праздничным календарём».
1 Игумнова Т. Г., Мартынова Т. В. О концепции выставочной деятельности Государственного исторического музея // Актуальные проблемы выставочной деятельности художественных музеев. Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 2006». М., 2008. С. 47.
70
Список литературы
1. Золотые дети: детский европейский портрет XVI — XIX веков из собрания Фонда Янник и Бена Якобер, Мальорка, Испания, 15 дек. 2005-15 марта 2006: выст. в Гос. ист. музее / [рук.проекта: Т. Г. Игумнова]. М.: Художник и книга, 2005.— 151 с.
2. Конь и всадник. Взгляд сквозь века: Выставка, 21 марта — 29 сент. 2003 г.: К 100-летию начала работы В. А. Городцова в Гос. ист. музее. М.: ГИМ, 2003.— 63 с.
3. Куда король пешком ходил. Гигиена в контексте истории: Изд. к выст. М.: ГИМ, 2010.— 70 с.
4. Москва Берлин. Берлин Москва, 1950-2000: хроника: [выставка], Мартин Гропиус Бау, Берлин, 28 сент. 2003 / 5 янв. 2004, Гос. Ист. музей, Москва, 3 апр. 2004 / 15 июня 2004 / [рук.проекта: П. Хорошилов, ЙоахимСарториус, П. К. Шустер; концепция кат.: А. Зорин и Н. Бэтцнер]. М.: Трилистник, сор. 2004.— 327 с.
5. Россия Н. В. Гоголя. К 200-летию со дня рождения: Каталог выставки [в Гос. ист. музее, 27 марта — 4 июля 2009 г.] / [Авт.— сост. Н. А. Каргаполова]. М.: Гос. ист. музей, 2009. 312 с.
6. Русский Берлин, 1918-1941: Изд. к выст. «Русский Берлин, 1918-1941» в Гос. Ист. музее, 1327 мая 2002. М.: ГИМ, 2002.— 166 с.
7. Фрейлины и кавалерственные дамы XVIII — начала XX века / М-во культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации, Гос. Ист. музей; [рук.проекта Т. Г. Игумнова]. М.: Художник и книга, 2004.— 223 с.
8. Абанкина Т. Социальный маркетинг в «цивилизации досуга» / Т. Абанкина // Музей. Маркетинг. Менеджмент. Практическое пособие / сост. В. Ю. Дукельский. М.: Прогресс-Традиция, 2001.— С. 28-45.
9. Игумнова Т. Г. О концепции выставочной деятельности Государственного Исторического музея / Т. Г. Игумнова; Т. В. Мартынова // Актуальные проблемы выставочной деятельности художественных музеев. Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 2006». М.: ГМИИ, 2008.— С. 46-54.
10. Раньярд Сьюзен. Музейный маркетинг / С. Раньярд // Музеи в период перемен. Материалы российско-британского семинара «Музеи Санкт-Петербурга в условиях рыночной экономики» / под ред. А. Д. Марголиса. СПб.: Контрфорс, 1997. С. 34-42.
11. Выставки в главном здании ГИМа и филиалах [Электронный ресурс] // Государственный Исторический Музей. URL: http://web.archive.Org/web/20130413122336/http://shm.ru/exibitions_2001. html.
12. Модный музей личных вещей [Электронный ресурс] // Огонёк. URL: http://www.ogoniok. com/archive/2002/4776/48-60-61/
13. Музеи России [Электронный ресурс] // Рос. сеть культур. наследия, cop. 1996-2014. URL: http://www.museum.ru.
exhibitions of the state historical museum
on the way of eleboration of exhibition policy
Zak Anna Aleksandrovna,
researcher of Laboratory for museum design and planning, Ruussian Institute for Heritage Research, Kosmonavtov Str. 2, 129366 Moscow, Russia E-mail: annazak@inbox.ru
Abstract
This article provides an analysis of the exhibition activity of the State Historical Museum in the last 15 years for the purpose of identify the main features of the formation of the exhibition policy. Keywords
Exhibition policy, exhibition, the state historical museum, marketing strategy.
71