Научная статья на тему 'Графика Нади Рушевой в контексте экспозиционной деятельности Национального музея Тувы'

Графика Нади Рушевой в контексте экспозиционной деятельности Национального музея Тувы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
337
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования Тувы
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
Надя Рушева / графика / советская история / выставочная деятельность / экспозиция / семья Рушевых / Национальный музей Тувы / Nadya Rusheva / graphic art / Soviet history / exhibition activities / exposition / Rushev family / National Museum of Republic of Tuva

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Айжы Жанна Эдуардовна, Бурбужеп Долаана Даш-ооловна

В статье рассматривается вопрос о состоянии коллекций графических рисунков Нади Рушевой в фондах Национального музея Республики Тыва, который является самым крупным обладателем произведений советской художницы в России. Проанализированы фондовая документация, архив семьи Рушевых и тематико-структурные планы персональных выставок художницы. На сегодня в основном фонде музея насчитывается 5380 единиц рисунков Н. Рушевой, образующие свыше 50 тематических разделов. Сравниваются выставочные проекты художницы советской эпохи с настоящим периодом, а также коллекции Национального музея Республики Тыва и Государственного музея А. С. Пушкина, в котором сосредоточены свыше 3000 рисунков художницы. В качестве особенности коллекции графики Нади Рушевой в тувинском музее можно отметить тематическое разнообразие, которое позволяет проследить эволюцию становления художественного языка художницы. Уделяется особое внимание интерпретации графики Нади Рушевой в выставочных проектах Национального музея Тувы. Ведь специфика графики художницы, связанная с юным возрастом и самой ее персоной, в контексте современной экспозиционно-выставочной деятельности является одним из главных приоритетных направлений музея. Международные и региональные персональные выставки, организованные Национальным музеем Республики Тыва, начиная с 1970-х годов по настоящее время, отражают постепенное изменение отношения к творчеству и персоне Нади Рушевой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Graphic art of Nadya Rusheva in the context of exhibition work at the National Museum of the Republic of Tuva

The article deals with the state of Nadya Rusheva's sets of drawings in the collections of the National Museum of the Republic of Tuva, which is the largest holder of her works in Russia. We examine the fund documentation, the archive of the Rushevs and the thematic and structural plans of the artist's personal exhibitions. As of today, there are 5380 units of N. Rusheva's drawings forming over 50 thematic sections in the main collections of the museum. The articles compare the Rusheva exhibitions held in the Soviet and present periods, as well as the collections of her drawings at the National Museum, Republic of Tuva and the State A.S. Pushkin Museum of Fine Arts which houses more than 3000 drawings by the artist. As a particular feature of Nadya Rusheva's collection of graphics in the Tuvan museum, we can note the thematic diversity that has allowed us to trace the evolution of the artist's creative language. A special attention is paid to the interpretation of Nadya Rusheva’s graphics in the exhibition projects hosted by the National Museum of Tuva. The stylistic specificity of Rusheva’s graphic art associated with her young age and personality in the context of modern exhibition work has come to be seen as one of the main priorities of the museum. International and regional personal exhibitions organized by the National Museum of the Republic of Tuva from the 1970s to the present reflect a gradual change in public attitude to the work and person of Nadya Rusheva.

Текст научной работы на тему «Графика Нади Рушевой в контексте экспозиционной деятельности Национального музея Тувы»

DOI: 10.25178/nit.2019.2.5

Графика Нади Рушевой в контексте экспозиционной деятельности

Национального музея Тувы

Жанна Э. Айжы, Долаана Д. Бурбужеп

Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, Российская Федерация

В статье рассматривается вопрос о состоянии коллекций графических рисунков Нади Рушевой в фондах Национального музея Республики Тыва, который является самым крупным обладателем произведений советской художницы в России. Проанализированы фондовая документация, архив семьи Рушевых и тематико-структурные планы персональных выставок художницы. На сегодня в основном фонде музея насчитывается 5380 единиц рисунков Н. Рушевой, образующие свыше 50 тематических разделов.

Сравниваются выставочные проекты художницы советской эпохи с настоящим периодом, а также коллекции Национального музея Республики Тыва и Государственного музея А. С. Пушкина, в котором сосредоточены свыше 3000 рисунков художницы. В качестве особенности коллекции графики Нади Рушевой в тувинском музее можно отметить тематическое разнообразие, которое позволяет проследить эволюцию становления художественного языка художницы.

Уделяется особое внимание интерпретации графики Нади Рушевой в выставочных проектах Национального музея Тувы. Ведь специфика графики художницы, связанная с юным возрастом и самой ее персоной, в контексте современной экспозиционно-выставочной деятельности является одним из главных приоритетных направлений музея. Международные и региональные персональные выставки, организованные Национальным музеем Республики Тыва, начиная с 1970-х годов по настоящее время, отражают постепенное изменение отношения к творчеству и персоне Нади Рушевой.

Ключевые слова: Надя Рушева; графика; советская история; выставочная деятельность; экспозиция; семья Рушевых; Национальный музей Тувы

ФДля цитирования:

Айжы Ж. Э., Бурбужеп Д. Д. Графика Нади Рушевой в контексте экспозиционной деятельности Национального музея Тувы [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2019, № 2. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/ view/845 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.25178/nit.2019.2.5

j Айжы Жанна Эдуардовна — старший научный сотрудник отдела культуры, искусства и религии Национально-j го музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Адрес: 667000, Россия, г. Кызыл, ул. Титова, д. 30. Тел.: +7 (394) 223-43-28. Эл. адрес: ayzhy94@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-6217-2866 Бурбужеп Долаана Даш-ооловна — старший научный сотрудник отдела культуры, искусства и религии Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Адрес: 667000, Россия, г. Кызыл, ул. Титова, д. 30. Тел.: +7 (394) 223-43-28. Эл. адрес: dolaanaburbuzhep@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-8633-7162

Ayzhy Zhanna Eduardovna, Senior research fellow, Department of culture, arts and religion, Aldan-Maadyr National Museum, Republic of Tuva. Postal address: 30 Titov St., 667000 Kyzyl, Russian Federation. Tel.: +7 (394) 223-43-28. E-mail: ayzhy94@mail.ru BurbuzhepDolaanaDash-oolovna, Senior research fellow, Department of culture, art and religion, Aldan-Maadyr National Museum, Republic of Tuva. Postal address: 30 Titov St., 667000 Kyzyl, Russian Federation. Tel.: +7 (394) 223-43-28. E-mail: dolaanaburbuzhep@ mail.ru

www.nit.tuva.asia

Novye issledovaniia Tuvy

Graphic art of Nadya Rusheva in the context of exhibition work at the National Museum of the Republic of Tuva

Zhanna E. Ayzhy, Dolaana D. Burbuzhep

Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, Russian Federation

The article deals with the state of Nadya Rusheva's sets of drawings in the collections of the National Museum of the Republic of Tuva, which is the largest holder of her works in Russia. We examine the fund documentation, the archive of the Rushevs and the thematic and structural plans of the artist's personal exhibitions. As of today, there are 5380 units of N. Rusheva's drawings forming over 50 thematic sections in the main collections of the museum.

The articles compare the Rusheva exhibitions held in the Soviet and present periods, as well as the collections of her drawings at the National Museum, Republic of Tuva and the State A.S. Pushkin Museum of Fine Arts which houses more than 3000 drawings by the artist. As a particular feature of Nadya Rusheva's collection of graphics in the Tuvan museum, we can note the thematic diversity that has allowed us to trace the evolution of the artist's creative language.

A special attention is paid to the interpretation of Nadya Rusheva's graphics in the exhibition projects hosted by the National Museum of Tuva. The stylistic specificity of Rusheva's graphic art associated with her young age and personality in the context of modern exhibition work has come to be seen as one of the main priorities of the museum. International and regional personal exhibitions organized by the National Museum of the Republic of Tuva from the 1970s to the present reflect a gradual change in public attitude to the work and person of Nadya Rusheva.

Keywords: Nadya Rusheva; graphic art; Soviet history, exhibition activities, exposition, Rushev family, National Museum of Republic of Tuva

ФFor citation:

Ayzhy E. Zh. and Burbuzhep D. D. Graphic art of Nadya Rusheva in the context of exhibition work at the National Museum of the Republic of Tuva. The New Research of Tuva. 2019, no. 2 [online] Available at: https://nit.tuva.asia/nit/ article/view/845 (access date ...). DOI: 10.25178/nit.2019.2.5

Графика Нади Рушевой (1952-1969) является уникальным явлением в художественной культуре СССР второй половины XX века. В советской и российской изобразительной практике нет более яркого примера признания исключительной одаренности ребенка, не получившего профильного художественного образования. Особый интерес к ее персоне доказывают 14 персональных выставок, проведенных в разных городах Советского Союза и ближнего зарубежья с 1964 по 1969 гг. Немногие художники в истории мирового искусства могут выделиться таким «ранним стартом».

После кончины художницы начинаются инициированные родителями юного дарования масштабные выставочные проекты, которые отражают принятие и одобрение ее творчества широкой общественностью. Еще при жизни художницы известные современники признавали ее гениальность. Восторженные эпитеты «девочка-планета», «Моцарт в живописи», «гениальная художница» прочно закрепились за нею (Ватагин, 1969: 111). Популярность художницы также была связана с активной позицией родителей, в частности, подвижничеством Николая Рушева. Он стал организатором первых персональных выставок дочери и после смерти художницы хранителем ее графического наследия (Рушев, 2012: 7). Родители Нади Рушевой передают ее рисунки в такие музеи как Государственный музей А. С. Пушкина, Государственный музей Л. Н. Толстого, Тувинский краеведческий музей, Мемориальный музей Нади Рушевой в московской школе №1466, где она училась (Усенко, 2007: 3).

На сегодняшний момент актуализацией наследия художницы занимаются вышеперечисленные музеи. В данной статье авторы уделяют внимание деятельности Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва (далее НМ РТ; до 1997 г. — Тувинский республиканский краеведческий музей им. 60-ти богатырей), который является одним из крупных обладателей художественного наследия

Введение

www.nit.tuva.asia

Novye issledovaniia Tuvy

Н. Рушевой. Выставочная деятельность, посвященная творчеству художницы, в музее начинается с 1970-х гг. В особенности ведения экспозиционной деятельности музея по данной теме входит изучение научных концепций, тематико-структурных планов, отчетов и фотоматериалов знаковых выставок юной художницы. Еще одна особенность обусловлена тем, что Надя Рушева напрямую не связана с тувинским этническим искусством. Тем не менее, мы считаем, что творчество московской художницы неотъемлемо связано с культурой Тувы и является одним из его наивысших достижений, брендов — таких, как, например, горловое пение (хоомей) или камнерезное искусство. Поэтому вот уже 50 лет графическое наследие Н. Рушевой успешно представляется Национальным музеем Тувы посредством организации персональных выставок разных уровней.

Цель статьи — рассмотреть персональные выставки советской художницы Н. Рушевой в рамках выставочной и экспозиционной деятельности Национального музея Республики Тыва, в том числе на широком социокультурном фоне (Торопова, 2003: 6), а также в сопоставительном анализе коллекций рисунков музея с собранием произведений художницы из Государственного музея А. С. Пушкина. Источниками для работы выступили научные публикации по теме и документы Научного архива Национального музея Республики Тыва (НА НМ РТ).

История формирования коллекции рисунков

Еще в 1967 г. В. П. Ермолаев1 в своем очерке для «Тувинской правды» отмечал художественные успехи и выразил необходимость представления творчества Нади Рушевой в Туве (Ермолаев, 1967: 3). В Тувинском республиканском краеведческом музее первые рисунки художницы в количестве 69 единиц появились в 1971 и 1978 гг. В перечне поступлений указано, что в музейный фонд поступили графические работы, нарисованные ею с 1952 по 1968 гг. из серий «Современность», «Балет» и «Восток» (Книга поступлений2 № 7220, архив сектора учета отдела фондов НМ РТ). Стоит также выделить, что именно провинциальный краеведческий музей Тувы благодаря Владимиру Ермолаеву, который был в дружественных отношениях с Н. К. Рушевым, первым принял на постоянное хранение рисунки советской художницы. А Государственный музей А. С. Пушкина стал обладателем ее коллекций только в 1976 г. после окончания масштабных передвижных выставочных проектов в разных городах СССР, организованных Николаем Рушевым (Хитрово, 2004: Электр. ресурс).

В середине 1980-х годов Н. Д. Ажикмаа-Рушева, мама Нади Рушевой, передала на хранение в Советский фонд культуры около 9 тысяч рисунков дочери. Затем она решила из своей личной коллекции подарить несколько рисунков Тувинскому республиканскому краеведческому музею. Так, тувинский музей принял в свои фонды 2 декабря 1987 г. графические работы, насчитывающие более 221 рисунков, из серий «Балет», «Современность», «Античность» и впервые появились иллюстрации к произведениям английского классика Уильяма Шекспира (Книга поступлений № 9431, архив сектора учета отдела фондов НМ РТ). А годом позднее в музей были приняты уже 230 единиц работ Нади Рушевой, переданные Н. Д. Ажикмаа-Рушевой.

Так, к концу 1980-х гг. в музее насчитывалось уже 520 единиц произведений художницы. Расширилось тематическое разнообразие коллекции, к существующим добавились серии «Космос», «Животный мир», «Танцы народов мира», «Восток», «Спорт» и другие. Помимо рисунков фонды музея пополняются также документами, фотографиями, личными предметами семьи Рушевых.

Наличие столь разноплановой графики и документально-материальной базы стало основой для создания в 1993 г. целого музея — филиала Нади Рушевой, который до ноября 1995 г. располагался в Доме художников. Там появилась экспозиция, посвященная графике художницы. Но практически сразу тяжелая экономическая ситуация 1990-х годов отразилась на деятельности филиала: руководство Дома художника было вынуждено сдать в аренду большую часть здания (Дыртык-оол, 2013: 19-20). Тогда художественное наследие графика было переведено в главное здание музея по улице Ленина. В скором времени, в новом здании музея по улице Кочетова, филиал был упразднен в силу отсутствия подходящего здания, его сотрудники были переведены в отдел культуры, искусства и религии Национального музея Республики Тыва в 2010 г.

1 Ермолаев Владимир Петрович (1892-1982) — первый директор Тувинского республиканского краеведческого музея, фотограф и этнограф.

2 Книга поступлений (КП) музейных предметов — юридический основной учетный документ, предназначенный для первичной регистрации музейных предметов и музейных коллекций, поступивших в состав основного фонда музея на постоянное хранение.

www.nit.tuva.asia

Novye issledovaniia Tuvy

Экономический кризис 1990-х гг. не помешал пополнению филиала Нади Рушевой. В 1993 г. на постоянное хранение поступили 126 единиц произведений, переданные старшим научным сотрудником Н. Б. Чаш (Книга поступлений № 10176, архив сектора учета отдела фондов НМ РТ).

Знаменательным событием 1994 г. в жизни филиала стал подарок Национальной библиотеки Эстонии, которая прислала книгу «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова с иллюстрациями художницы (Булгаков, 1989). Стоит отметить, что именно Надя Рушева стала первым иллюстратором данного произведения. Российское издание книги с иллюстрацией советского графика вышло на свет только в 2017 г. (Булгаков, 2017). Н. Д. Ажикмаа-Рушева в 1996 г. передала в фонд музея 62 рисунков своей дочери (Книга поступлений № 10459, архив сектора учета отдела фондов НМ РТ). Из новых поступлений самыми примечательными явились личные вещи Нади: фломастеры, карандаши книги и др.

В 2000 гг. формирование собрания графического наследия художницы в музее достигло максимального уровня. В 2007 г. благодаря активным действиям А. С. Хертека, заведующего филиалом музея Нади Рушевой, Государственный музей А. С. Пушкина безвозмездно передал на постоянное хранение музею 4761 единиц рисунков. Теперь в музейной коллекции рисунков Н. Рушевой отразились события современности, исторического прошлого, сказки народов мира, мифы Древней Греции и Рима. Актуальны для подрастающего поколения работы, посвященные пребыванию Н. К. Рушевой в Артеке, миру и дружбе детей, рисунки о космосе, о детстве, иллюстрации к произведениям В. Гюго, А. де Сент-Экзюпери, А. С. Пушкина. В феврале 2012 г. на постоянное хранение в музей поступили различные предметы семьи Рушевых, переданные тоже Н. Д. Ажикмаа-Рушевой. Особую историческую и научную ценность здесь имеют первые ранние рисунки маленькой Нади, нарисованные в возрасте 5-8 лет.

Систематическое и последовательное пополнение коллекции творческого наследия Нади Рушевой невозможно представить без участия родителей художницы, которые в 1970-е годы, несмотря на занятость из-за проведения передвижных выставок, успевали передавать ее рисунки в музей. После ухода из жизни Н. К. Рушева в 1975 г., Н. Д. Ажикмаа-Рушева всецело занялась популяризацией и продвижением творчества дочери.

За почти 50 лет коллектив музея выстроил доверительные и добросердечные отношения с Натальей Дойдаловной, которая в 2009 г. сообщила о намерении передать Национальному музею РТ документы, оставшиеся рисунки, сувениры дочери и мужа. Была проделана кропотливая работа по систематизации и документальномуоформлению собрания, сделанная еюи специалистом Полномочного представительства Республики Тыва в г. Москве Р. И. Сашниковой. В 2015 г. Н. Д. Ажыкмаа-Рушева ушла из жизни, успев оформить последнюю оставшуюся коллекцию в дар музею. В 2016 г. сотрудники отдела культуры, искусства и религии Л. Ш. Шойдук и Д. Д. Бурбужеп подготовили и транспортировали из квартиры Рушевых уникальные предметы, среди которых были также рисунки художницы. Комплектование и атрибуция последней коллекции продолжается до сегодняшнего дня.

В начале 2018 г. Национальный музей Республики Тыва подготовил атрибуцию1 свыше 5212 единиц графических произведений Н. Рушевой. В настоящее время основной фонд насчитывает 5380 рисунков.

Анализ научных описаний работ художницы по определению стилистического содержания и художественной оценки коллекции выявляет тематическое разнообразие как главную особенность тувинского собрания рисунков Нади Рушевой. В запасниках Государственного музея А. С. Пушкина сосредоточены рисунки к иллюстрациям произведений русских и зарубежных авторов, в частности, иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина и М. А. Булгакова, прославившие графика еще при жизни (Государственный музей ... , Электр. ресурс). В сопоставительном сравнении с собранием московского музея Национальный музей Республики Тыва характеризуется целостностью коллекции, в которой собраны работы, созданные в разные периоды жизни художницы. В целом, музей является хранителем собрания, начиная от самых ранних рисунков, датируемых 1957-1958 гг., и заканчивая последними работами Нади Рушевой. Таким образом, целостность и тематическая разноплановость собрания для исследователей дают возможность выделить развитие художественного языка, оформление собственного стиля, показывающие научную и художественную перспективы графики. Однако обладание богатым собранием сопряжено с ответственностью, связанной с хранением и популяризацией имени юного дарования.

1 Атрибуция (лат. аП^Шю - приписывание) — выявление присущих экспонату признаков: физических свойств, функционального назначения, истории происхождения и бытования (Галкина, Петунина, 2004: 3).

www.nit.tuva.asia

Novye issledovaniia Tuvy

Состояние коллекции рисунков сегодня

Национальный музей Республики Тыва как член Международного совета музеев (англ. International Council of Museums, сокр. англ. ICOM — ИКОМ) в перспективном плане развития музея на 2017-2025 гг. выделил главным пунктом — создание оптимальных условий, гарантирующих сохранность музейных экспонатов (Концепция развития ... , 2016: Электр. ресурс). Несмотря на то, что музей переехал в 2008 г. на специально построенное новое здание по ул. Титова, д. 30, существует ряд проблем, связанных с хранением предметов. Проект здания музея был разработан еще в 1980-е годы архитектором М. П. Бубновым с учетом развития музейного дела в данный период времени. Поэтому за 40 лет до эксплуатации музея некоторые технические характеристики по проектированию и организации экспозиций и фондохранилищ морально устарели и уже не отвечают современным техническим стандартам.

Главная проблема музея — отсутствие автоматической системы климатического контроля. По стандартам благоприятным для хранения пастели, акварели, графики, гравюры признан уровень относительной влажности 50-60% при температуре 19-24°С (Thomson, 1994: 74). В настоящее время показатель влажности в фондохранилищах и экспозиционных залах составляет 30-40%, что является нарушением условий хранения и представления (Концепция развития ... , 2016: Электр. ресурс). Не стоит также забывать о резких изменениях температурно-влажностного режима при смене времен года, которые более выражены при резко-континентальном климате Тувы. Скачки температур вредят больше, чем постоянное отступление от нормы. Так, при снижении влажности в фондах музея бумага подвергается пересыханию, приобретает хрупкость и ломкость. Красочный слой также страдает в любом случае: при недостаточной увлажненности воздуха и деформации основы, он осыпается и отслаивается. В музейной климатологии помимо показателей относительной влажности и температуры также важны такие факторы как воздушные потоки и свет. По проекту здания в фондах музея не были предусмотрены системы увлажнения и кондиционирования. Установленные приточно-вытяжные системы не функционируют в полном объеме, что не позволяет в полной мере обеспечивать необходимый микроклимат в экспозиционных залах и фондохранилищах, хотя по стандарту скорость воздушных потоков не должна превышать 0,1-0,2 м в секунду, при постепенном воздухообмене, без резких скачков, и избегать прямого попадания воздушного потока на экспонаты (Перова, 2009: Электр. ресурс).

Произведения графики относятся к группе музейных предметов наиболее чувствительных воздействию света. Допустимой границей освещенности для объектов третьей группы светостойкости, в которую входят произведения графики — 30-50 люкс, что может быть соотнесено с освещенностью подвала или ярким лунным светом (там же). В фондохранилище «Живопись, графика, скульптура» музея коллекция художницы хранится в закрытом шкафу с выдвижными стеллажами, где влияние искусственного света минимально, что соответствует основным стандартам хранения графики. Проблема возникает при экспозиционной деятельности, в которой существуют свои правила выставления музейных экспонатов.

На выставке свет играет немаловажную роль. Графические или живописные произведения требуют достаточного освещения для ознакомления посетителем. Поэтому в такой ситуации музейное освещение вынужденно искать компромисс между двумя диаметрально противоположными полюсами — обеспечением сохранности графики, которому длительное световое воздействие противопоказано, и эффектной демонстрацией, невозможной без яркого света. Для решения данного вопроса Национальному музею им. Алдан-Маадыр Республики Тыва в залах требуются волоконные осветители, дающие холодный свет без ультрафиолетовой составляющей. Такой свет безопасен для рисунков и дает рассеянный свет, комфортный для глаз посетителей. Поэтому на сегодняшний момент существует необходимость полной замены освещения экспозиционных залов.

Также по новым требованиям, сотрудники музея должны предоставлять «отдых» рисункам после непрерывной экспозиции в 3-4 месяца. Это позволит продлить срок их сохранности лучше, а также в некоторой степени нивелирует негативное влияние от постоянного освещения в течение нескольких лет. Поэтому в постоянной экспозиции рисунки обновляются каждые 3-5 месяцев.

Однако влияние света, температуры и влажности, все-таки сказалось на собрании Нади Рушевой. Пожелтение, обесцвечивание, коробление, потертости, разрывы или утрата материала, потеря цветовой насыщенности красок часто встречаются в графе сохранности рисунков. Следовательно, музею необходим реставратор по графике. Ведь помимо коллекции советской художницы, музей имеет богатое собрание графических произведений других тувинских художников, которым также нужна полноценная реставрационная работа. Отсутствие квалифицированного специалиста-реставратора

графических произведений в дальнейшем может напрямую сказаться на экспозиционной деятельности музея. Постепенное старение рисунков при отсутствии элементарных реставрационных работ: чистке, закреплении красочного слоя, удалении желтизны, склейке разрывов, восстановлению утрат и пр. — приведет к утерям художественной ценности, репрезентативности и целостности от впечатления рисунка. Поэтому в перспективном плане развития музея обозначена цель строительства отдельного здания фондохранилища, в котором предусмотрено создание научно-реставрационного центра, где будут представлены мастерские, среди которых и студия по реставрации, консервации графики и живописи (Концепция развития музея, 2016: Электр. ресурс).

Национальный музей Республики Тыва является единственным государственным музеем в регионе. Общий объем музейного фонда на конец 2018 г. насчитывает 154815 единиц экспонатов (Отчет о выполнении государственного задания, 2018: Электр. ресурс). Данная цифра постоянно увеличивается и уже в настоящее время наблюдается нехватка физического пространства для хранения музейных экспонатов. Например, графической коллекции Нади Рушевой, комплектование которой продолжается поныне, недостаточно одного упомянутого шкафа высотой до 3 метров с выдвижными стеллажами. Для удобного распределения и поиска рисунков нужны дополнительные шкафы. Некоторые рисунки художницы, выполненные в техниках пастель и уголь, по стандартам должны находиться под стеклом, поэтому им требуется дополнительное пространство для хранения. Соответственно вопрос увеличения пространства фондохранилища стоит остро.

В идеальном варианте решением данной проблемы может быть строительство здания художественной галереи, в котором будет предусмотрено отдельное фондохранилище с прикрепленным штатом сотрудников. Вопрос создания галереи или художественного музея поднимался еще в середине 1970-х годов. Инициатором был художник и общественный деятель С. К. Ланзы1. В 1990-е годы разговор об этом прекратился. Но сегодня стоит еще раз поднять тему учреждения художественного музея или галереи.

Хронологическая ретроспектива выставок

Выставка является наиболее динамичной формой экспозиционной работы музея. Изначально в искусствоведении равнозначны были понятия «экспозиция» и «выставка» (Калугина, 2001: 37). С течением времени термин «экспозиция» начала пониматься как нечто «постоянное», а под «выставкой» сложилось представление как о «временной» категории музейной деятельности (Dean, 1994: 5). Следовательно, сейчас под экспозицией понимается хронологически последовательная и постоянная категория показа музейных предметов.

Цели экспозиции обширные, это наиболее полное представление культурно-исторических знаний, а выставка в этом соотношении воспринимается как переменная величина. Цель выставки конкретная — представление определенной проблематики в рамках заданной темы.

Рассмотрим хронологию выставок работ Н. Рушевой, организованных тувинским музеем за 50 лет.

В 1971 г. произошло первое знакомство тувинской общественности с рисунками Нади Рушевой в стенах музея (фото 1).

В зале «Советская Тува» тогда были представлены 4 планшета, на которых выставлены 43 рисунков художницы. В кадр попали рисунки

1Ланзы Сергей Кончукович (1927-1977) — один из наиболее известных художников советской Тувы; председатель Союза

художников Тувинской АССР 1965-1977 гг.

Фото 1. Первая выставка рисунков Нади Рушевой в Тувинском республиканском краеведческом музее. Фото Павла Гольцова, 25 апреля 1971 г. Из фотофонда НМ РТ. Photo 1. The first exhibition of Nadya Rusheva's drawings at the Republican Museum of Local History of Tuva. Photo by Pavel Goltsov, 25 April 1971. Courtesy of the photo archives of the National Museum, Republic of Tuva

www.nit.tuva.asia

Novye issledovaniia Tuvy

«Доктор Вера» (1967, КП 7250/151), «Маугли» (1967, КП 7250/22), «Плачущая дама и мушкетер» (1967, КП 7250/9), которые вошли в первую коллекцию Тувинского краеведческого музея. Именно эти рисунки вместе с другими были получены музеем в том же году благодаря содействию В. П. Ермолаева.

Стоит отметить, что в основном музейные сотрудники в своих трудах упоминают о второй выставке, состоявшейся весной 1974 г. (Хертек, 2007: 11). Предыстория этой выставки связана с проектом больших передвижных выставок графики художницы, организованных родителями Нади. По всему Советскому Союзу в 1970-е годы прошли 8 таких выставок в крупных городах: Новосибирске, Казани, Омске. Пришла очередь и Кызыла. В малом зале музея были представлены рисунки, привезенные Н. К. Рушевым, и экспонировались работы, хранящиеся в фондах музея. По коллекционной описи рисунков от 1971 г. можно предположить, что на этой выставке экспонировались работы, датируемые 1966-1967 гг., из серий «Современность», «Жанр» и «Восток», выполненные классической техникой туши и пера. Размеры работ не превышают 20*30 см.

Следовательно, в 1970-е годы из-за небольшой коллекции рисунков, выставочные проекты 1971 и 1974 гг. по графике Нади Рушевой, носили общий ознакомительный характер.

В 1980-е гг. знаменательны первые международные выставки, представившие зарубежным зрителям творчество Н. Рушевой. В 1984 г. в г. Улан-Баторе проводились дни культуры и искусства Тувы в Монголии, посвященные 40-летию вхождения Тувы в состав СССР. Делегатами этого мероприятия были сотрудники музея, специальным гостем стала Н. Д. Ажикмаа-Рушева, которая организовала выставку рисунков Нади Рушевой из личной коллекции. С одной стороны, данная выставка не являлась частью выставочной деятельности музея в силу того, что графические рисунки не принадлежали музею. С другой стороны, данная выставка вместе с работами тувинских скульпторов, художников в Советском доме культуры и науки в столице Монголии, впервые представила графику художницы как часть тувинского изобразительного искусства.

В 1988 г. музей представил в краеведческом музее города Улангом Убсунурского аймака Монголии выставку «Изобразительное и прикладное искусство Тувы». По фондовым материалам, а именно согласно данным акта выдачи от 17 ноября и описи экспонатов от 21 ноября 1988 г., для выставочного проекта были отобраны 174 предметов. Основой для экспонирования стали 69 камнерезных работ тувинских мастеров, 15 высокохудожественных образцов мужских и женских украшений из серебра, 14 прекрасно сохранившихся археологических материалов скифского периода (бляхи, голова грифона, булавки), а также 45 живописных произведений Н. К. Рушева и 31 рисунок Нади Рушевой.

Тематико-структурный план выставки был выстроен по принципу художественного синтеза, когда объединяются совершенно разноплановые экспонаты согласно общей концепции. В художественном построении совершенно органичны исконно тувинские искусства как скульптура малых форм, ювелирное дело, археологические предметы в скифо-сибирском зверином стиле, найденные на территории Тувы.

Из общего плана выделяются работы Рушевых. В данном случае интересен подход сотрудников музея именно в выборе живописных и графических произведений. Были специально отобраны работы отца и дочери, отражающие своеобразие двух родственных культур. Например, у Николая Рушева сотрудники показали портреты артистов Монголии и Тувы, пейзажи, этнографические зарисовки. Графика Нади Рушевой представлена знаковыми работами из серии «Восток», где выделяются рисунки «Ритуальный танец тувинского охотника» (1965, КП 9431/1(6)), «Всадница на верблюде в пустыне» (1965, КП 9431/5(37)), «Пленница хана» (1965, КП 9431/2). Концепцией выставки не были предусмотрены технические или интерьерные изменения выставочного пространства. Согласно концепции, художественное проектирование выставки строилось по традиционному принципу: стандартное расположение графики и живописи на стенах зала, вертикальные и горизонтальные витрины были расположены для удобного осмотра посетителями.

Таким образом, в двух международных передвижных выставках в Монголии было впервые освоено концептуальное решение объединения произведений художницы с лучшими работами тувинских мастеров. Данная тенденция в выставочной деятельности музея продолжается и в современных проектах музея.

Полноценная выставочная деятельность и формирование экспозиции графики художницы начинается в начале 1990-х гг., когда был учрежден филиал музея Нади Рушевой. Первая постоянная экспозиция графики художницы, как мы уже упоминали, была оформлена в начале августа этого же года в Доме художников. В выставочном зале площадью 120 м2 на втором этаже были экспонированы

1 Номер рисунка в Книге поступлений музейных предметов.

свыше 400 единиц рисунков советского графика, развешанные в два ряда на стенах и выступающих перегородках (фото 2).

Основой для экспонирования стала 451 единица рисунков (акты приема № 132 от 24.11.1987, № 133 от 02.12.1987) в фондах музея. И впервые были представлены 126 работ, переданные через Советский фонд культуры (акт приема № 169 от 01.12.1993). По тематико-экспозиционному плану выставки, предметный ряд был построен по систематическому методу экспонирования. Данный метод предусматривает отбор, размещение и интерпретацию рисунков в соответствии с тематическим разнообразием графического собрания. Следовательно, логика экспозиционного пространства сводится к традиционному представлению таланта художницы, ее мастерства в отрыве от социокультурной обстановки, личностных характеристик.

Первая международная персональная выставка Нади Рушевой, организованная Тувинским республиканским краеведческим музеем и фондом «Советско-немецкой дружбы» Российского дома науки и культуры (РДНК), состоялась в 1994 г. в Берлине. Выставка «Надя Рушева. Акварель. Графика» стала одним из первых крупных проектов музея. Подготовка к выставке началась в июле — августе 1994 г., в ней принимали участие сотрудники музея Н. Б. Чаш, Р. П. Сумба, заместитель директора по науке Л. М. Салчак. Отбором рисунков занимались старший научный сотрудник музея-филиала Нади Ру-шевой Н. Б. Чаш и главный хранитель А. О. Дыртык-оол. По описи для зарубежного показа были выбраны 284 единиц рисунков (НА НМ РТ. Ф. 1, о. 1, д. 433. Л. 8).

По договору немецкая сторона предоставила зал РДНК с общей площадью 200 м2 с 24 октября по 20 ноября 1994 г. (НА НМ РТ. Ф. 1, о. 1, д. 433. Л. 2). Тематико-структурный план выставки был разделен на восемь тем, которые соотносятся с сериями графики художницы (НА НМ РТ. Ф. 1, о. 1, д. 432. Л. 2). Первый раздел — «Античность» (14 рис.); второй раздел — «Балет» (64 рис.). Самым большим в количественном масштабе является третий раздел «Современность», включающий 112 работ. Четвертый раздел — «Иллюстрации к произведениям Уильяма Шекспира» (23 рис.), пятый — «Народы мира» (48 рис.). Шестой и седьмой разделы посвящены небольшим сериям «Тува» (4 рис.) и «Пушкиниана» (3 рис.). Последний раздел — «Ранние рисунки» (16 рис.). Помимо графических работ на выставку были подобраны фотографии Нади Рушевой, открытки с рисунками, каталоги выставок, книга «Мастер и Маргарита» с иллюстрациями художницы, книги о творчестве графика, эскизы Н. К. Рушева к произведению «Кодур-оол и Биче-кыс» С. К. Токи и документальный фильм «Тебя, как первую любовь» (НА НМ РТ. Ф. 1, о. 1, д. 432. Л. 2).

Если в первых международных выставках рисунки Н. Рушевой были объединены с произведениями тувинских авторов, то в данном выставочном проекте ее творчество независимо представляло тувинскую историю и культуру. Следовательно, графика Н. Рушевой становится отдельным направлением в выставочной деятельности музея.

В 1999 г. с 28 мая по 21 июня в г. Москве состоялась знаменательная выставка «Пушкин в рисунках Нади Рушевой» в Министерстве национальностей РФ. Выставочный проект был реализован Тувинским республиканским краеведческим музеем в рамках научно-практической конференции «Республика Тыва на пороге нового тысячелетия» в честь 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина.

Данный проект имел ключевое значение в представлении имиджа музея как одного из главных хранителей и пропагандистов творческого наследия художницы. Однако в 1990-е годы, несмотря

Фото 2. Открытие первой экспозиции графики Нади Рушевой в выставочном зале Дома художников. Фото С. Кызыл-Маадыра, 11 августа 1993 г. Из фотофонда НМ РТ. Photo 2. The opening of the first exposition of Nadya Rusheva's graphic art at the Expo hall of the House of Artists. Photo by S. Kyzyl-Maadyr, 11 August 1993. Courtesy of the photo archives of the National Museum, Republic of Tuva.

на достаточно хорошее собрание графики и активную выставочную деятельность разных уровней, музею не удалось совершить переворота в экспозиционной деятельности. После крупной экспозиции в 1993 г. были организованы небольшие выставки в зале-лектории в 1998 и 1999 гг., в которых были представлены публике несколько серий рисунков художницы. В частности, в 1998 г. были подготовлены две экспозиции, посвященные 46-летию со дня рождения и 5-летию создания музея-филиала Нади Рушевой. Анализ тематико-экспозиционных планов выявляет следующие характерные моменты. Во-первых, в выставках данного периода представлены три тематических раздела произведений: «Античность», «Балет» и «Современность» (НА НМ РТ. Ф. 1, о. 1, д. 439. Л. 3-10). Во-вторых, в силу отсутствия постоянного выставочного зала в художественном оформлении экспозиции не были применены кардинальные интерьерные решения и мультимедийные средства, без которых невозможно представить современные выставочные проекты.

В начале 2000-х гг. экспозиционная деятельность музея развивается в русле современных выставочных тенденций. Благодаря новым поступлениям с конца 1990-х гг. расширяются концептуальные возможности выставок. Так, по актам приема № 129, № 24 от 22.06.1999 г. и 20.03.2000 г. в музее появились личные предметы художницы: школьные принадлежности, одежда, сувениры, книги. Примечательны из этой коллекции ученические тетради 7-10 классов школ № 653 и № 4701 г. Москвы Нади Рушевой.

31 января 2001 г. в день празднования 49-летия со дня рождения Н. Рушевой в тувинском музее открылась выставка «Рисунки Нади Рушевой». Данный выставочный проект строился по принципу монографически-ретроспективного направления, когда художник перед посетителем предстает в одном проявлении. Цель выставки заключалась не в том, чтобы показать все многообразие ее творческого дарования. Наоборот, авторы хотели познакомить публику с обыкновенной советской школьницей, любившей рисовать и читать. Впервые по тематико-структурному плану акцент в экспозиции был сделан на одной серии рисунков «Современность», в которой как в калейдоскопе отразилась жизнь советских школьников (НА НМ РТ. Ф.1, о. 1, д. 444. Л. 3-7). Рисунки «Молодость» (1966, КП 10176/92), «Наш отряд» (1965, КП 9431/5), «Цирк» (1964, КП 9431/1) дают возможность посетителям поразмыслить о хрупком и светлом мире ребенка. Также были представлены черно-белые фотографии семьи Рушевых и личные предметы (ученические тетради), демонстрировавшие радости и заботы советских детей.

Совершенно другая концепция используется в экспозиции «Музею Нади Рушевой — 10 лет», которая была открыта 23 декабря 2003 г. Основной целью выставки стало представление роли и значения творческого наследия художницы в культурном пространстве Тувы и России. Тематико-эк-

спозиционный план выставочного проекта состоял из разделов (НА НМ РТ. Ф. 1, о. 1, д. 446. Л. 3-27). Первый и второй разделы были посвящены истории учреждения музея-филиала (знаковые события в жизни филиала показаны в фотографиях: первая экспозиция в 1993 г.; первая международная персональная выставка в 1994 г. в г. Берлине; присвоениемосковской школе № 470 имени Нади Рушевой; знаковые выставки графика). Третий раздел представляет рисунки Нади Рушевой в сравнительном аспекте с работами учащихся Детской художественной школы им. Нади Рушевой в г. Кы-

1 До 8 класса Надя Рушева училась в школе № 653 на Шаболовке, после переезда в новую квартиру на Царицынском районе она училась в школе № 470 (сейчас это школа № 1466).

Фото 3. Экспозиция «Щедрый дар». Фото А. С. Хертека, 2007 г. Photo 3. The «Generousgift» exposition. Photo byA.S. Khertek, 2007.

www.nit.tuva.asia

№2

2019 Novye issledovaniia Tuvy

Фото 4. Экспозиция «Гений чистой красоты». Фото А. С. Хертека, 6 марта 2012 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Photo 4. The «Genius of pure beauty» exposition. Photo by A.S. Khertek, 6 March 2012.

зыле — участников республиканского конкурса «Жизнь в искусстве», посвященной 50-летию со дня рождения советского графика. Четвертый раздел был посвящен деятельности родителей художницы по пропаганде и продвижению ее творчества. Результатом стало общественное признание: диплом лауреата премии комсомола Тувы в области литературы и искусства в 1978 г. (посмертно); официальное свидетельство о присвоении Малой планеты № 3516 имени Нади Рушевой в 1982 г.

В 2007 г. в музее была открыта экспозиция «Щедрый дар», посвященная безвозмездной передаче Государственного музея А. С. Пушкина Национальному музею Республики Тыва 4761 единиц рисунков Н. Рушевой (фото 3).

В «Советском зале» на втором этаже с общей площадью 130 м2 были представлены свыше 300 рисунков, с которыми тувинская публика познакомилась впервые.

Таким образом, к моменту переезда в новое здание по улице Титова, собрание рисунков художницы составляло свыше 5200 единиц, при этом личные вещи, документы, материалы, фотографии семьи Рушевых к тому времени насчитывали уже 600 единиц.

В главном здании Национального музея Республики Тыва творческое наследие юного творца и ее семьи обретает новое художественное осмысление. В 2012 г. 6 марта, в памятный день кончины Н. Рушевой, в зале № 5 3 этажа открылась экспозиция «Гений чистой красоты», посвященная 60-летию со дня рождения художницы (фото 4).

Экспозиционный проект уникален своим синтетическим подходом к представлению персоны и графики советской художницы. С одной стороны, выставка продолжает линию монографически-ретроспективного направления экспозиционной деятельности, где через 30 графических произведений в хронологическом порядке, начиная от ранних работ и завершая последними рисунками, представляется творческая эволюция графического языка художницы. С другой стороны, художественная реконструкция домашней комнаты девочки, с восстановлением исторического бытования личных предметов (ученические тетради, ручки, фломастеры, настенная полка с книгами) показывала историческую ретроспективу — другое направление выставочной деятельности. Творчество художника в данном формате представляется в неразрывной связи с социокультурной обстановкой. Смысловым и композиционным центром экспозиции являлась географическая карта мира, в которой были отмечены все крупные города, где экспонировались рисунки Нади Рушевой. При этом «повествование» экспозиции было выстроено ровно, внимание посетителя не распадалось на разноплановые выставочные ма-

териалы. Следовательно, авторам экспозиции Л. Ш. Шойдук и А. А. Чап удалось гармонично связать совершенно разнородные экспозиционные принципы.

В настоящее время графика советской художницы сосредоточена в экспозиции «Три таланта — три судьбы», открытой 9 декабря 2016 г. (фото 5).

Экспозиция состоит их трех разделов, каждый из которых посвящен отдельному члену талантливой семьи Рушевых. Интересен в данном выставочном проекте синхронный подход презентации семейной

Фото 5. На открытии экспозиции «Три таланта — три судьбы». Фото А. С. Хертека, декабрь 2016 г. Photo 5. At the opening of the «Three talents, three fates» exposition. Photo by A.S. Khertek, December 2016.

и общественной жизней. Родители советской художницы представлены, с одной стороны, как яркие личности, внесшие весомый вклад в развитии сценического и изобразительного искусств Тувы. С другой стороны, через специально отобранные фотоматериалы из семейного архива, личные письма и записки, показаны взаимоотношения мужа и жены, родителей и дочери. Сама художница также представлена не только как самый талантливый и известный представитель данной семьи, но как заботливая дочь, верная подруга и усердная школьница.

В 2017 г., в год 65-летия со дня рождения Н. Рушевой, Национальный музей Республики Тыва организовал передвижные персональные выставки в таких городах, как Красноярск, Новосибирск, Елабуга и Улан-Батор. Выставки с названиями «Мир графики Нади Рушевой» и «Я живу жизнью тех, кого рисую» были выстроены по традиционному принципу представления лучших работ художницы, выполненных в различных техниках.

Заключение

На сегодняшний день экспозиционная деятельность по представлению графики Нади Рушевой развивается в двух направлениях: создание постоянной экспозиции в главном здании музея и организация передвижных персональных выставок.

Выставочная деятельность по представлению художественного наследия Н. Рушевой имеет 50-летнюю историю и у Национального музея Республики Тыва уже наработан значительный опыт в этом деле. Во-первых, первые экспозиционные проекты строились в концептуальном плане по традици-

www.nit.tuva.asia

Novye issledovaniia Tuvy

онному принципу показа тематического разнообразия рисунков художницы. Во-вторых, продуманное комплексное пополнение собрания художницы и предметов ее семьи позволили музею освоить и применить на практике новые направления экспозиционной деятельности. Монографически-ретроспективное, синтетическое, историко-ретроспективное подходы в постоянных стационарных выставках существенным образом трансформировали представление современной публики о персоне и творчестве Нади Рушевой.

Экспозиционные проекты Национального музея в настоящее время ориентируются на современные тенденции развития музейного дела. Однако до сих пор в связи с отсутствием свободных выставочных залов, нового фондохранилища с климат-контролем и отдельным реставратором по графике коллекция в 5380 единиц рисунков художницы до сих пор не представлена в полном объеме.

В современном культурном пространстве повышается интерес общества к непрофессиональному искусству, в частности, к детскому творчеству. И сегодня графическое наследие художницы актуализируется в связи с этим. Если в советский период личность и творчество юного творца были знакомы почти каждому советскому гражданину, то сейчас перед музеем встал вопрос не только формирования новых подходов в выставочной и экспозиционной деятельности, соответствующих современным тенденциям развития музейного дела, но и концептуализация графики Нади Рушевой в российском художественном пространстве.

Булгаков, М. А. (1989) Мастер и Маргарита : Роман. Повести / сост. И. Белоборцева. Таллин: Ээсти раамат. 480 с.

Булгаков, М. А. (2017) Мастер и Маргарита : с иллюстрациями Нади Рушевой. М. : Изд-во АСТ. 256 с.

Ватагин, В. А. (1969) Аполлон и Дафна // Юность. № 9. С. 111-112.

Галкина, Т. В., Петунина, О. О. (2004) Краткий словарь музейных терминов. Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета. 16 с.

Государственный музей А. С. Пушкина [Электронный ресурс] // Коллекция Государственного музея А. С. Пушкина. URL: http://www.pushkinmuseum.ru/?q=content/ieshua-iUyustraciya-k-romanu-ma-bulgakova-master-i-margar-ка (дата обращения: 02.03.2019).

Дыртык-оол, А. О. (2003) Графика Нади Рушевой — уникальная коллекция Национального музея Республики Тыва // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. № 26. С. 18-24.

Ермолаев, В. П. (1967) Надя Рушева и ее рисунки // Тувинская правда. № 11. С. 3.

Калугина, Т. П. (2001) Художественный музей как феномен культуры. СПб. : ООО «Издательство «Петрополис».

Концепция развития Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва и его филиалов на 2017-2025 года (2016) / под общ. ред. А. О. Дыртык-оол [Электронный ресурс] // Национальный музей Республики Тыва им. «Алдан-Маадыр». URL: http://museum.tuva.ru/wp-content/uploads/2017/07/koncept.pdf (дата обращения: 13.02.2019).

Отчет о выполнении Государственного задания на 2018 год (2018) [Электронный ресурс] // Национальный музей Республики Тыва им. «Алдан-Маадыр». URL: http://museum.tuva.ru/wp-content/uploads/2018/09/ http://mu-seum.tuva.ru/wp-content/uploads/2018/09/отчет-о-выполнении-госзадании.pdf (дата обращения: 11.02.2019).

Перова, Е. Г. (2009) Особенности хранения и экспонирования графических произведений [Электронный ресурс] // Art Conservation : Мастерская. URL: http://art-con.ru/node/1329 (дата обращения: 16.02.2019).

Рушев, Н. К. (2012) Последний год Надежды: воспоминание о моей дочери. Минск : СангитаСтрой. 176 с.

Торопова, Е. О. (2003) Художественная выставка. Методика организации экспозиции. СПб. : Маргинфо. 44 с.

Усенко, Н. В. (2007) Лучшие современные художники. Надя Рушева. М. : АО Издательский дом «Комсомольская правда». 204 с.

Хертек, А. С. (2007) Музей-филиал Нади Рушевой // Летопись Тувы — 2008 : Историко-краеведческий альманах. Кызыл : ООО «Полиграфсервис». 104 с. C. 10-14.

Хитрово, Л. К. (2004) Рушева Надежда Николаевна. Фонд 796. [Электронный ресурс] // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН. URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/ URL: http://lib2.push-kinskijdom.ru/Media/Default/PDF/R0PD/ER0PD_2004/ 20_Хитрово_Рушева^ (дата обращения: 11.02.2019).

Dean, D. (1994) Museum exhibition. Theory and practice. London ; New York : Routledge. 173 p.

Thomson, G. (1994) Museum Environment. London : Routledge. 308 p.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

224 с.

Дата поступления: 14.03.2019 г.

REFERENCES

Bulgakov, M. A. (1989) Master i Margarita: Roman. Povesti [The Master and Margarita: a novel. Novellas] / comp. by I. Be-lobortseva. Tallin, Eesti raamat. 480 p. (In Russ.)

Bulgakov, M. A. (2017) Master i Margarita. S illiustratsiiami Nadi Rushevoi [The Master and Margarita. With illustrations by Nadia Rusheva]. Moscow, AST Publ. 256 p. (In Russ.)

Vatagin, V. A. (1969) Apollon i Dafna [Apollo and Daphne]. Yunost', no. 9, pp. 111-112 (In Russ.)

Galkina, T. V. and Petunina, O. O. (2004) Kratkii slovar' muzeinykh terminov [A concise dictionary of museum terms]. Tomsk, Publishing House of Tomsk State Pedagogical University. 16 p. (In Russ.)

Gosudarstvennyi katalog muzeinogo fonda RF [State catalog of the Museum Fund of the Russian Federation]. Kollekt-siia Gosudarstvennogo muzeia A. S. Pushkina [online] Available at: http://goskatalog.ru/portal/#/collections (access date: 06.02.2019). (In Russ.)

Dyrtyk-ool, A. O. (2003) Grafika Nadi Rushevoi — unikal'naia kollektsiia Natsional'nogo muzeia Respubliki Tyva [Graphics of Nadya Rusheva — a unique collection of the National Museum, Republic of Tuva]. Vmire nauki i iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedeniia i kul'turologii, no. 26, pp. 18-24. (In Russ.)

Ermolaev, V. P. (1967) Nadia Rusheva i ee risunki [Nadya Rusheva and her drawings]. Tuvinskaia Pravda, no. 11. p. 3 (In Russ.)

Kalugina, T. P. (2001) Khudozhestvennyi muzei kak fenomen kul'tury [Art museum as a cultural phenomenon]. St. Petersburg, OOO «Izdatel'stvo «Petropolis». 224 p. (In Russ.)

Kontseptsiia razvitiia Natsional'nogo muzeia im. Aldan-Maadyr Respubliki Tyva i ego filialov na 2017-2025 goda [Draft plan for the development of the Aldan-Maadyr National Museum, Republic of Tuva, and its branches for 2017-2025] (2016). Natsional'nyi muzei Respubliki Tyva im. «Aldan-Maadyr» [online] Available at: http://museum.tuva.ru/wp-content/ uploads/2017/07/koncept.pdf (access date: 13.02.2019) (In Russ.)

Otchet o vypolnenii Gosudarstvennogo zadaniia na 2018 god [Report on the implementation of the State Commission for 2018] (2018). Natsional'nyi muzei Respubliki Tyva im. «Aldan-Maadyr» [online] Available at: http://museum.tuva.ru/ wp-content/uploads/2018/09/ http://museum.tuva.ru/wp-content/uploads/2018/09/otchet-o-vypolnenii-goszadanii.pdf (access date: 11.02.2019) (In Russ.)

Perova, E. G. (2009) Osobennosti khraneniia i eksponirovaniia graficheskikh proizvedenii [Storing and exhibiting graphic works]. Art Conservation Masterskaia [online] Available at: http://art-con.ru/node/1329 (access date: 16.02.2019) (In Russ.)

Rushev, N. K. (2012) Poslednii god Nadezhdy: vospominanie o moei docheri [Nadezhda's last year: memories of my daughter]. Minsk, SangitaStroi. 176 p. (In Russ.)

Toropova, E. O. (2003) Khudozhestvennaia vystavka. Metodika organizatsii ekspozitsii [Art exhibition: setting up an exposition]. St. Petersburg, Marginfo. 44 p. (In Russ.)

Usenko, N. V. (2007) Luchshie sovremennye khudozhniki. Nadia Rusheva [The best contemporary artists. Nadya Rusheva]. Moscow, AO Izdatel'skii dom «Komsomol'skaia pravda». 204 p. (In Russ.)

Khertek, A. S. (2007) Muzei-filial Nadi Rushevoi [Branch Museum of Nadya Rusheva]. In: Letopis' Tuvy — 2008 [Chronicle of Tuva — 2008] : Historical and local lore almanac. Kyzyl, OOO «Poligrafservis». 104 p. Pp. 10-14. (In Russ.)

Khitrovo, L. K. (2004) Rusheva Nadezhda Nikolaevna. Fond 796. [Rusheva Nadezhda Nikolaevna. Fund 796.]. Elektron-nye publikatsii Instituta russkoi literatury (Pushkinskogo doma) RAN [online] Available at: http://lib2.pushkinskijdom.ru/ Media/Default/PDF/ROPD/EROPD_2004/ 20_Khitrovo_Rusheva.pdf (access date: 11.02.2019). (In Russ.)

Dean, D. (1994) Museum exhibition. Theory and practice. London, New York, Routledge. 173 p.

Thomson, G. (1994) Museum Environment. London, Routledge. 308 p.

Submission date: 14.03.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.