УДК 069:82(470.316)
Е. В. Яновская
НОВЫЕ ПОДХОДЫ И НОВЫЕ ТЕМЫ В ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ: на примере музея «Карабиха»
Одним из ведущих направлений работы любого музея является экспозиционновыставочная1. Этот вид деятельности является основным для представления музейных коллекций публике2. Долгое время тематика экспозиций и выставок определялась, в первую очередь, профилем музея. Ситуация с литературно-мемориальными музеями имела некоторые особенности, которые можно сформулировать следующим образом: сама экспозиция была тесно связана с меморируемым лицом (жизнь, творчество, связь с местом). В выставочной деятельности так или иначе просматривалась связь с «главным действующим лицом». Выставки могли быть посвящены какому-то знаменательному событию в жизни творца (в советский период, как правило, юбилею); тому или иному историко-культурному событию; показу литературного процесса, как в общероссийском, так и местном масштабе. При этом общее количество выставок в таких музеях всегда было значительно меньше по сравнению с музеями исторического профиля.
В последние несколько лет ситуация стала резко меняться. На эти изменения оказали влияние, прежде всего, внешние факторы. Среди них назовем несколько: изменение государственной музейной политики (тезис о том, что музеи должны зарабатывать деньги); введение государственного заказа в сферу музейной деятельности. Предполагая, что в разных музеях и разных регионах этот процесс имеет свои особенности, попробуем проанализировать ситуацию с одним отдельно взятым музеем - Государственным литературно-мемориальным музеем-заповедником Н. А. Некрасова «Карабиха».
Официально цифры государственного задания стали «спускаться» нашему музею (и всем музеям области) с 2011 г. Если в 2011 г. государственное задание по выставкам обозначалось цифрой 16, то в 2012 г. их уже 22, эта же цифра сохранилась и в 2013 г. Число научных сотрудников музея, имеющих какую-либо выставочную практику, равняется четырем. Если произвести простое арифметическое действие, то получается, что каждый сотрудник должен строить в год 5,5 выставок. Едва ли это реально. При такой интенсивности труда стоит забыть о качестве работы. Поэтому, проанализировав ситуацию, администрацией и научным составом музея было принято решение определить новые подходы к выставочной деятельности, прежде всего, в тематике; расширить состав сотрудников, привлекаемых к строительству выставок. В качестве резерва рассматривались архитектор музея и научные сотрудники отдела паркового хозяйства.
Прежде чем перейти непосредственно к анализу, следует коротко охарактеризовать сам музей. Музей «Карабиха» - литературно-мемориальный, посвящен жизни и творчеству Н. А. Некрасова. Он располагается в усадьбе, общая площадь которой составляет
1 См., напр.: Музейная экспозиция (Теория, практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции). М., 1997; ДолакЯ. Музейная экспозиция - музейная коммуникация // Вопросы музеологии. 2010. № 1. С. 106-117.
2 См., напр.: Аверкин М. Г. Модификация форматов коммуникативного взаимодействия современного музея // Вопросы музеологии. 2010. № 2. С. 157-164.
15 га, действующая экспозиция «Не бойся горького забвения ... » помещается на втором этаже Большого дома, мемориальные комнаты - на втором этаже Восточного флигеля. Помимо экспозиционных в музее есть и выставочные площади: отреставрированный подвал Восточного флигеля, два зала на втором, зал на первом этажах Большого дома, три зала в Западном флигеле (второй этаж). При этом в музее существует тенденция считать экспозицией и выставками не только залы, но и всю территорию музея: парки Верхний и Нижний, партер (определенные шаги в этом направлении предпринимались на протяжении последних пяти лет).
Начиная с 1991 г. в музее шла длительная поэтапная реставрация. Работы проводились как в зданиях, так и на территории. В ходе научных изысканий и практических действий фонды музея пополнились значительным количеством музейных предметов, отражающих историю существования усадьбы (архитектурные детали и элементы, посуда, керамика, скобяные изделия, печные изразцы, образцы кирпичей). Учитывая то обстоятельство, что это единственный музей в Ярославской области, расположенный на территории усадьбы, было принято решение создать выставку, в которой бы на основе вновь найденных предметов показывалась история самой усадьбы и наиболее значимые и интересные находки. Выставка (прежде всего - концепция) создавалась достаточно долго. Это объяснялось тем, что в ходе работы расширялась тематика, искали подходящие площади. Выставку решили расположить в отреставрированном подвале Восточного флигеля, т. к. там наиболее полно сохранились элементы первоначального строительного периода усадьбы. Автором выставки стали архитектор музея Е. В. Смирнова и художник В. А. Бутусов. Выставка имеет характер постоянно действующей и предполагается пополнение ее новыми экспонатами. Сразу отметим, что в результате восстановительных работ, проведенных летом 2012 г. на территории оранжереи усадьбы, был найден, законсервирован и представлен на указанной выставке бак для воды, который располагался на крыше оранжереи. Авторами выставки ее тематика определяется как архитектурно-археологическая.
В 2012 г. сотрудникам отдела паркового хозяйства также было предложено продумать тематику выставки по своему профилю. Научный сотрудник Л. А. Белькова представила результаты своей научной деятельности по изучению флоры усадьбы. На протяжении пяти лет ей формировался гербарий растений, произрастающих на территории усадьбы. Гербарные листы и составили основу выставки, зрительный ряд был представлен также изданиями XIX - XX вв. с описаниями растений, документальными источниками, отражающими интерес к флоре нашей полосы, акварельными работами музейного художника, на которых запечатлены цветы усадьбы. Дополнительно были разработаны и напечатаны рекламные материалы к выставке, в которых раскрывалась символика и язык цветов. Тематика этой выставки была обозначена как экологическая. В 2013 г. в музее было принято решение о том, что на клумбах парадного двора будет подобран исторический ассортимент флоры и установлены объясняющие тексты о цветах, которые на них растут. Тем самым начнется процесс создания экспозиции под открытым небом.
В 2012 г. новый заведующий экспозиционно-выставочным отделом музея Т. В. Кравчук предложила расчистить территорию оранжереи. В результате музей получил новый объект экскурсионного показа. Это направление было продолжено. Несколько лет в Ярославле существовал выставочный проект «Город молодых», на котором молодые архитекторы представляли сообществу свои дипломные проекты. Несколько лет назад они лишились своей площадки. Одновременно к сотрудникам музея поступило предложение принять
участие в международном архитектурном биеналле, которое пройдет в городе в 2013 г. «Карабиха» должна была стать его загородной площадкой. На основе этого молодым архитекторам был предложен пилотный проект. В результате в дни работы научной конференции «Русская усадьба ... » на этой площадке были представлены работы студентов и выпускников Кафедры архитектуры Ярославского технологического университета. В то же время, учитывая расположение оранжереи на границе усадьбы, нами был создан не только объект экскурсионного показа, но и новая выставочная площадка, которая пока определяется как экспериментальная.
В рамках конференции «Русская усадьба ... » была открыта выставка «Внимание! Территория памяти», посвященная истории ярославских усадеб. Этот совместный проект музея и культуролога, исследователя усадеб В. А. Лётина является продолжением выставочных работ музея по усадебной тематике. Выставка имела публицистический характер и актуализировала современное состояние ярославских усадеб. Тематически материал был разделен на три блока - усадьбы: исчезнувшие (черный цвет), находящиеся на грани исчезновения (красный цвет), сохраненные (белый цвет). Фотографии были расположены на стенах, окрашенных в соответствующий цвет.
В 2013 г. на территории оранжереи была создана выставка, которая рассказывала о значении оранжерей в истории усадеб, показывала состав растений.
«Оранжерейные» выставки создаются под открытым небом, поэтому существуют некоторые ограничения в тематике и использовании средств. Данные выставки создаются на баннерах и имеют прежде всего информационную направленность.
В русле развития экологического направления музеем создается несколько передвижных фотовыставок, которые объединены названием «Экомир Карабихи». На них показаны изображения цветов, птиц, бабочек и насекомых усадьбы. Эти выставки экспонируются на территории музея в Международный день музеев (18 мая) и в Некрасовский праздник поэзии (первая суббота июля). Помимо этого, в 2012 г. они были показаны в Ярославской областной библиотеке и Музыкальном училище имени Л. В. Собинова.
Говоря о выставочных проектах музея, необходимо отметить, что не менее семи лет в «Карабихе» функционирует проект «В гостях у Некрасова». Суть этого проекта состоит в том, что в дни Некрасовского праздника поэзии сюда с выставками приглашаются литературные, мемориальные музеи, владельцы частных коллекций. За последние несколько лет были представлены выставки музеев К. И. Чуковского, А. А. Ахматовой, коллекция А. Суркова, музей И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» и др. Такая партнерская деятельность позволяет расширять тематику выставок и дает возможность ярославцам познакомиться с другими музеями России. Эти выставки определяются как историко-литературные. Музей считает такую форму выставочной работы перспективной и планирует ее дальнейшее развитие.
Есть в выставочной работе музея и тематика, которую можно было бы определить как историко-краеведческую. Сюда относятся выставки «Дали ей пить, стала она говорить» (история школьных наглядных пособий и письменных принадлежностей); «Ярославцы -депутаты первой Государственной думы Российской империи» (это и государственный заказ, и отражение краеведческой тематики); «Искусство есть искусство» (кухня горожанки начала XX века).
Некрасовская тематика в 2012 г. была представлена двумя выставками - «Мне плакать хочется, а плакать в мире стыдно» (ранний петербургский период в жизни и творче-
стве Н. А. Некрасова); и «Сохранить, понять, продолжить ... » (1902 - 2012). Первая из указанных выставок построена в новой для музея форме - выставка-инсталляция. Этот этап жизни Н. А. Некрасова практически не отражен в источниках, или носит легендарный характер. Сотрудники музея попытались ответить на вопрос: Как встретил столичный город провинциального юношу? Форма инсталляции позволила при отсутствии мемориальных вещей экспозиционными средствами создать образные элементы среды, в которой обитал юный поэт, и представить посетителям образ его самого. Вторая выставка посвящена проблеме комплектования музея. Взяв за основу каталог первой Некрасовской выставки 1902 г., мы показали: какие документы, вещи, предметы легли в основу будущего некрасовского музея, по каким направлениям шел процесс комплектования самого музея.
Подводя итоги, отметим, что тематика выставочной деятельности музея за последние три года существенно расширилась. Это вызвано тем, что в музее формируется более широкий взгляд на его профиль. Литературно-мемориальное направление остается ведущим, но включение в экспозиционно-выставочную деятельность таких тем, как экологическая, архитектурно-археологическая, краеведческая, дает возможность сформировать у посетителей комплексное представление об усадьбе и музее, полнее представить фонды и коллекции музея, расширить информационное музейное пространство; развивать партнерские связи, успешно выполнять показатели государственного заказа; более дифференцированно подходить к работе с посетителями.
Однако, наряду с положительными моментами, необходимо обратить внимание и на негативные стороны: тенденция механического увеличения количества выставок отрицательно скажется на качестве работы. Необходимо задуматься о нормативах и стандартах музейной деятельности, которые бы учитывали профиль музея, его интеллектуальные ресурсы.
Информация о статье
Автор: Яновская Елена Вадимовна - к. культурологии, зам. директора по научной и экспозиционной деятельности, Россия, литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха», vanovckava@mail.ru
Заглавие: Новые подходы и новые темы в выставочной деятельности современного музея: на примере музея «Карабиха».
Абстракт: Статья посвящена описанию направлений, форм и видов экспозиционно-выставочной деятельности Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н. А. Некрасова «Карабиха». Этот процесс интерпретируется как возможность расширения информационного потенциала музея. Литературные, краеведческие, экологические, культурологические вставки позволяют разрабатывать новые направления исследований; сотрудникам - участвовать в строительстве выставок, приобретая профессиональный опыт. У посетителей формируется комплексное представление о музее.
Ключевые слова: музей, музей-заповедник, Н. А. Некрасов, экспозиция, выставка.
Information on article
Author: Yanovskaya Elena Vadimovna - Candidate of Culturology, Deputy Director for Research and Exhibitions Works, The State Literary and Memorial Museum-Reserve of N. A. Nekrasov «Karabikha», yanovckaya@mail.ru
Title: The new topics and new approaches in exhibition work of contemporary museum: An example of museum «Karabikha».
Abstract: The article is devoted to the description of directions, fotm fnd types of ekspoziciono-exhibition activity of the State Literary and Memorial Museum-Reserve of N. A. Nekrasov «Karabikha». This is interpreted as an opportunit to improve the public information capacity of the Museum. Literary, cultural, environmental exhibitions make it possible to develop new research directions; employees to participate in the exhibition building, gaining experience. The visitors a comprehenive view of the Museum.
Key words: museum, museum-reserve, N. A. Nekrasov, exhibition.