Научная статья на тему 'Высшая школа в современной России: пути выхода из кризиса'

Высшая школа в современной России: пути выхода из кризиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшая школа в современной России: пути выхода из кризиса»

В. ИЛЬИН, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Г. АВЕРЬЯНОВА, доцент Камский государственный политехнический институт К. РОМАШКИН, доцент Российский государственный аграрный университет -МСХАим.КА.Тимирязева

Размышляя о ситуации высшей школы в современном российском обществе, приходишь к выводу: системный кризис и вызванные им упаднические тенденции в полной мере проявились в сфере отечественного образования. Остаточный принцип планирования, принятый в отношении социальной сферы, близорукая экономия, не учитывающая необходимость развития человека, обусловили серьезные диспропорции и перекосы, поставили народное образование на грань катастрофы.

Потенциальные импликации этого, в особенности применительно к переживаемой научно-технической фазе человеческой цивилизации, когда в числе индикаторов национальной безопасности, наряду с мобильностью и адаптивностью населения, неизменно указывается уровень общекультурной и профессиональной его подготовленности, трудно предсказуемы.

Однако сокращение общественной поддержки далеко не исчерпывает существа дела. Драматизм положения усугубляется падением эффективности, внутренней устойчивой деградацией института образования. Последнее проявляется в генерации целых поколений неинициативных, инертных, бесцветных, посредственных специалистов, граждански и гуманитарно слабо подготовленных людей. Отсюда, хотя в России сосредоточена примерно пятая часть всех научных работников мира, они дают лишь около 10% совокупной научной продукции.

При учете того, что образование - это система целенаправленной социализации индивидов через профессионализацию, подключение членов общества к существующему разделению труда, становится ясно: производство серости, некомпетентности,

Высшая школа в современной России: пути выхода из кризиса

бездарности, дилетантства значительно осложняет и без того сложную ситуацию нашего общества. Таким образом, социальный кризис влечет кризис образовательный, а образовательный кризис углубляет кризис социальный. Круг замыкается.

Констатация этого, разумеется, не самоцель. Она вызвана необходимостью как отдавать отчет в серьезности создавшегося положения, так и развивать позитивную модель вывода из кризиса некогда одной из лучших в мире системы отечественного образования.

Некоторые авторские соображения на этот счет и будут изложены ниже.

Прежде всего, целесообразно обновить саму концепцию учебно-образовательного процесса, имея в виду внедрение в нее идей элективности, индивидуализации, специализации, комплексности, полипрофильно-сти, цикличности - идей, которые давно и небезуспешно эксплуатируются в мировой педагогической практике.

Элективность. Взять развитые западные страны. Даже в школах имеет место чувствительность к запросам индивида, избирательность. Скажем, курс физики в ФРГ прослушивает 40%, в Англии - 30%, в США

- 20% учащихся. Американским детям после прохождения начального обучения предлагается на выбор до 200 дисциплин фундаментального и прикладного профиля. А у нас? Даже в университетах практически нет выбора. Кому и зачем нужно крепостное право?

Подготовка кадров (высокой квалификации, во всяком случае) должна опираться на принципы предметных потоков, содержательных циклов с предоставлением обучаемым прогрессивного права выбора дисциплин и лекторов по своему усмотре-

нию. Задается число, лимитирующее количество курсов. Вопрос же номенклатуры -прерогатива слушателя.

Индивидуализация. С этим требованием в образование входит понимание самодостаточности, самоценности, уникальности личности. Не нужно стричь всех под одну гребенку, давая единое образование. Образование - не прокрустово ложе. Единство школы - в демократизме, равновоз-можности, а не в унифицированности. Единство не отменяет разнообразия, гибкости формы и содержания образования.

В образовании, как и в жизни, следует отказаться от мнимого обобществления, дремучих коллективистских уравнительных рефлексов. «Разным людям - разные знания, навыки» - укоренение этого принципа должно, наконец, произойти на ниве отечественной средней и особенно высшей школы.

Специализация. Современный специалист должен обладать значительной профессиональной мобильностью - детально разбираться в вопросах не только своей науки, но и политологии, управления, организации общественной жизни и т.д. Сказанное предъявляет серьезные требования к системе высшего образования. Как организовать процесс, чтобы обучаемый наряду с освоением профессии приобретал высокую мыслительную и политическую культуру, мировоззренческую подготовку?

Один из таких путей - ранняя специализация по гуманитарному, естественнонаучному и технико-технологическому циклу. Играть на площади нельзя. Там можно выступать. Играть можно лишь в контакте со зрителем, для чего, как говорила Тарасова, нужна возможность видеть его (зрителя) глаза. Возможность «видеть глаза», т.е. относительно глубоко освоить достижения человечества, дает ранняя предметная специализация (не в смысле выбора узкой специальности, а в смысле целенаправленной ориентации на достаточно широкую область фактического, куда «замыкаются» предметные конструкции), которая обеспечивает постоянное соответствие высшего

образования требованиям научно-технического, социального и духовного прогресса.

Элективность, специализация, индивидуализация позволяют оптимизировать, так сказать, личностное измерение образовательного процесса. Иное - социальное измерение, или множество предпосылок образования, создаваемых обществом, - также требует оптимизации. Один из ее вариантов связан с привнесением в деятельность высшей школы комплексности, полипро-фильности, цикличности.

Комплексность — всесторонний, масштабный, объемный подход, обеспечивающий творчество на стыке наук (где, как известно, концентрируются точки роста знания) и преодолевающий узость дисципли-нарности. Современное образование не может не быть междисциплинарным. В наши дни невозможно готовить естественников (технократов) без соответствующего знания и понимания теории культуры, дизайна, экономики, экологии, управления, психологии. Аналогично гуманитарии должны быть приобщены к истории науки, матана-лизу, системотехнике, компьютерному делу.

Реализовать подобную, отвечающую требованиям дня парадигму специалиста силами вуза невозможно: выход - в объединении вузов и академических НИИ в координационные центры, своего рода интеллектуальные ассоциации, которые через сеть плавающих гибких курсов и факультативов осуществляют быстрое реагирование на запросы слушателей. Подобные надву-зовские формирования давно практикуются за рубежом (в ФРГ, Дании, США). Так, в штате Нью-Йорк существует агломерация около 60 университетов и колледжей, удовлетворяющая реальный плюрализм интересов, побуждений студенчества.

Полипрофильность. Задача образования - развитие личности в целом, а не отдельных ее способностей. Афоризм: «Образование - это то, что остается, когда забывается все, чему учили», - точно схватывает существо дела. Важно накопление не информации, а навыков продуктивного

мышления, на что действующая система образования пока не ориентирует. Переходу от информационной к проблемной стратегии в образовании препятствуют, как минимум, два обстоятельства. Во-первых, неоправданно узкая содержательная основа, обслуживающая утвержденные специальности, отчего штампуемые поточным способом специалисты все более и более подобны флюсу. Во-вторых, значительный удельный вес казенщины и муштры, зубрежки и механистичности. В свое время Ключевский подчеркивал: «Ум современного молодого человека рано изнашивается усвоением чужих мыслей и теряет способность к самодеятельности и самостоятельности». Сказанное не утрачивает остроты и сегодня, когда образование осуществляется под эгидой мнемонистики, а не эвристики.

Цикличность. Неединообразность образования обусловливает невозможность равноуспешной деятельности интеллектуала потенциально в любом отсеке данной деятельности. На этом основании логичен принцип цикличности, предусматривающий обязательность первоначальной базовой подготовки по специальности с последующей ее профилизацией. Избирательность образования ведет к избирательности квалификации. Получающий диплом, к примеру, может оказаться либо школьным учителем, либо преподавателем вуза, либо научным сотрудником.

Перестройка системы высшего образования на основе обозначенных принципов и идей, по-нашему мнению, обеспечит успех дела. Будет способствовать ему и активизация исследовательского отсека университетской подготовки кадров.

Образование от обучения отличается культивацией элементов самостоятельности, творчества, о чем на сегодняшний день, за редким исключением, говорить не приходится. Из многих сфер духовной жизни выпали целые поколения. Так, констатируется отсутствие поколения 40-летних в музыке. Есть ли оно в иных сферах?

Как бы там ни было, современное студенчество должно стать поколением, нашедшим себя в науке.

Имея в виду сказанное, целесообразно предусмотреть некий цикл, приобщающий студентов к исследовательской деятельности коллективов НИИ РАН. Необходим общий координационный план, подчиняющий единой воле работу заинтересованных организаций. Заинтересованность же в сотрудничестве есть. Прямая.

Скажем, как выполнить решение о подвижке академических кадров? За счет пополнения штатов из числа выпускников вузов, роль которых как инструментов воспитания специалистов возрастает. Иной аспект - формы совместной деятельности НИИ и вузов на кооперативных началах.

Логика гармоничного дополнения деятельности профессорско-преподавательского корпуса вузов деятельностью ведущих научных работников НИИ на преподавательской ниве требует координации всей работы. Имеется в виду содержательная координация, которая бы, с одной стороны, «понижала» проблемное видение исследователей, работающих в режиме «науки переднего края», до образовательных реалий, а с другой - «повышала» уровень фундаментальности истолкования проблематики преподавателями, привыкшими к режиму науки «устоявшихся представлений». Это позволило бы избежать элементов ненужных повторов, дублирования в изложении знания.

Наведение мостов между вузовской и академической «епархиями» не должно ограничиться вопросами студенчества. Материализация неиспользованных творческих контактов и возможностей кроется в развертывании коллективных плановых и внеплановых работ, совместных теоретических форумов (симпозиумы, семинары, советы, обсуждения, слушания, чтения), налаживания обмена сотрудниками в рамках периодического прохождения стажировок, повышения квалификации и т.д.

Сказанное с соответствующей коррекцией распространяется не только на про-

фильные, но и иные заинтересованные организации. Кпримеру, специалисты ИИЕиТа могли бы внедрить в учебный процесс капитальный курс по истории науки и техники, который является существенным фрагментом образования. Знакомство с историей науки дает панораму динамики знания, способствует постижению ее истоков, перспектив, возможностей, стимулирует исследования, проясняет программы поиска, аккумулирует информацию о путях достижения научных результатов, способах анализа объектов, выполняет охранительные функции, препятствует использованию тупиковых идей и ходов мысли. История науки, таким образом, содействует адекватному пониманию изучаемого предмета, обладает весомым зарядом эвристичности. Но дело не сводится только к этому. Рисуя картину исканий, высвечивая высокие образцы деятельности в науке, история знания обладает мощной духоподъемностью. «Все меняется, - говорит в «Зубре» Д. Гранин, -трактовка, объяснения связи, понятия... Но есть вещи, которые остаются от ушедших ученых. Их нравственные поступки, их нравственные правила, законы их порядочности». Это-то и живет в истории науки, передаваясь от учеников к ученикам учеников и составляет основу каждой «гильдии». Нет нужды разъяснять актуальность отмеченного для интеллектуала-интеллигента.

Общественный статус преподавателя и научного работника. Личность формируется личностью. Воспитание ребенка, говорятангличане, начинается за 100 лет до его рождения. Этой емкой фразой подчеркивается роль традиции, личностного начала: без человека, способного нести культуру, не может быть ни воспитания, ни образования. Задуматься над этим лишний раз побуждают и американцы, вводящие индекс общения, по которому предпочтение отдается лицам, общающимся с наиболее сильными в профессиональном отношении, достойными людьми.

Следовательно, главное для обучающихся - людей ищущих, молодых - плодотворные глубокие контакты с маститыми

педагогами, способными приобщить к знанию, привить творческие навыки. В свете сказанного нелишне присмотреться к личности среднестатистического интеллигента

- работника науки или вуза. Положение научно-педагогической интеллигенции у нас тяжелое. Дело не в том, что в дореволюционной России интеллигенция составляла лишь 2,6% населения, а в настоящее время 25%, - омассовление интеллигенции само по себе не девальвирует ее статуса. Дело в этатизации интеллигенции, которая в классовом отношении расценивалась как «несамостоятельная прослойка», попала в полную зависимость от авторитарной бюрократии. Зависимость и материальную, и интеллектуальную, и моральную.

Относительно большая самостоятельность, общественная динамичность, мобильность интеллигенции как социальной силы в тех же США достигается за счет ее материальной и духовной самодостаточности. Так, средний доход интеллектуала здесь приблизительно в два раза больше рабочего обрабатывающей промышленности. Однако еще важнее то, что в Америке, где не гоняются за процентами, квотами и прочей препятствующей делу мишурой, интеллигенция играет подобающую ей роль основной интеллектуальной силы. Независимость интеллигенции - в мощи ее интеллекта. Сознание данного обстоятельства реализуется здесь в сфере действия, о чем свидетельствуетпривлечение на уровне стратегических аналитиков, разработчиков, экспертов к формированию большой политики до 40% интеллектуальной элиты, составленной из цвета университетской профессуры. Примечательно: не интеллектуал внимает политику, а политик - интеллектуалу.

Наша профессура и в финансовом, и в социальном отношении значительно уступает американской. Да что американской! Проблемы «прозы жизни», связанные с бытом, достатком университетской интеллигенции сейчас ненамного отличаются от аналогичных проблем педагогов времен чеховских. «Знаете, - восклицал Антон Павлович, - когда я вижу учителя, мне делает-

ся неловко перед ним за его робость и за то, что он плохо одет; мне кажется, что в этом убожестве учителя и сам я чем-то виноват. серьезно!»

Еще полтора века назад первый директор службы берегового надзора США Ф. Хасслер сформулировал систему принципов, обеспечивающих, по его мнению, столь неотъемлемое условие продуктивной деятельности в науке, как академическая свобода. Эти принципы не утратили значимости и сегодня. В вольном переложении они сводятся к следующему:

■ осуществление долгосрочной финансовой помощи ученым, деятельность которых не привязана к произвольным календарным срокам бюджета;

■ право на выбор тематики исследований, ибо объект устремлений - новое знание - несовместимо с наличными нормами и формами науки;

■ свобода публикаций - безограничи-тельная циркуляция идей, обмен мыслями, так как наука - всеобщий труд;

■ непрестанный диалог, взаимоконтакт сколлегами как условие профессионального роста.

На вопрос: как обстоит дело со всем этим у нас? - ответим указанием на прямо противоположные деструктивные тенденции:

■ моральная и материальная поддержка интеллектуального труда со стороны общества неуклонно снижается;

■ выбор тематики, размещение заказов жестко контролируются со стороны малочисленных фондов-монополистов;

■ коммуникативные процессы в образовании и науке блокированы нехваткой ресурсов.

Пока не исчезнет директивное духовное производство, у нас не будет раскрепощенного, т.е. в полном смысле слова интеллигентного, научного труда, и требовать его бессмысленно.

Ротация кадров. Жестко иерархический тип организации научной и преподавательской работы в высшей школе на фоне практического отсутствия количественного роста соответствующих организаций,

учреждений, отделов, подразделений и т.п. создал острые проблемы. Естественное (обособленное)стремление всякого занять более престижное место в должностной структуре не реализуется на практике, где отмечается неоправданная тенденция старения кадров.

В целом по стране средний возраст докторов наук составляет 58,2 года. (Для сравнения: с целью максимальной отдачи от специалиста в Китае признано целесообразным готовить 35-летних докторов наук.) Консервация кадрового состава чревата нарушением преемственности в духовном производстве; морально-психологическими издержками и деформациями - культивация угодничества, чинопочитания, арапства, конъюнктуры; снижением качественных показателей научной элиты - продвижение способной молодежи торпедируется, тогда как «старая гвардия», подчиняясь закону возрастания энтропии, деградирует; перифери-зацией - поставщиком новых кадров высшей квалификации становится глубинка -продвижение и выдвижение там (оттуда) быстрее, легче.

Статистика, утверждали Ильф и Петров, знает все. Если не проблематизировать данное утверждение, придется признать: положение молодых весьма и весьма серьезно. Действительно, решения о сменяемости кадров во многом формальны, зачастую вообще игнорируются. Данные безутешны. В МГУ еще 5 лет назад в возрасте от 39 до 50 лет было всего 15% профессоров и 25% доцентов.

Очевидно, что продуктивная деятельность в науке совпадает с периодом максимальной физиологической активности человека. В связи с этим правильно было бы разработать порядок, предусматривающий нецелесообразность занятия должностей начиная с определенного возраста. Последнее отвечало бы и практике организации мировой науки, где в качестве предельного возраста приняты 68 лет. Почему Гильберт, Якобсон, Поппер, Карнап уступили свое место более молодым и почему унас все ставки пожизненные?!

Решение проблемы ротации кадров облегчило бы решение проблемы трудоустройства молодых: смена готовилась бы планомерно, исходя из ясной перспективы перемещения в должностях и высвобождения вакансий.

Качество личностного обеспечения преподавательской деятельности. В настоящее время налицо дефицит личностного, индивидуального начала, принимающий катастрофические масштабы. Дефицит этот

- продукт системы, не способной на производство и воспроизводство высококлассной в профессиональном смысле интеллигенции.

Улучшению качества личностного обеспечения образования способствуют следующие меры.

Принципиальное обновление системы повышенияквалифшкации. Ранее в российских университетах зачисляемых в штат отправляли за рубеж для самосовершенствования, самовозвышения, достижения новых точек роста. Шпет стажировался у Гуссерля, Пастернак - у марбуржцев, прочными были связи самобытной грузинской философской школы с неокантианцами. Список легко продолжить. В американских фирмах, где деньги считать умеют, до 30% рабочего времени отводится для постоянного и обязательного повышения квалификации. В томчисле свыездом за границу. На вопрос, почему у нас утрачены былые традиции и не культивированы новые, почему закупорено кровообращение и мы позволяем крошке Цахесу тонуть в собственном горшке, удовлетворительного ответа не находится.

Всесторонняя демократизация образовательного и научно-педагогического процесса. Вызов времени, брошенный новому поколению, ибо именно оно ответственно за будущее Отечества, обусловливает необходимость повышенной социальной активности. Эффективизация кровотока научнообразовательной жизни немыслима без внедрения новых прогрессивных форм работы на конкурсной состязательной основе, ликвидации паразитизма во всех его видах, учреждения здорового творческого соперни-

чества - от защиты тем до занятия должностей, упразднения монополизма, выработки механизма поддержки некорыстолюбивых, внутренне независимых людей.

Для осуществления радикального требования модернизации научно-образовательной деятельности необходимо перманентное расширение и интенсификация наличного творческого потенциала, постоянный приток свежих сил, способных поднимать уровень продуктивности всей работы. Обоснованные надежды в этом отношении связываются с молодежью - наиболее последовательным, активным носителем нового, передового. Как демонстрирует опыт, глубокие познавательные и социальные перевороты и сдвиги сопрягаются в первую очередь с именами молодых. Достаточно назвать Лавуазье, Абеля, Эйнштейна, деятелей Великой французской революции, наших современников - Кастро, Ортегу. Не расширяя этот красноречивый перечень, согласимся, что роль первооткрывателей, как правило, играет молодежь, которая, однако, не занимает подобающего ей места ни науке, ни в образовании. Отсюда практическая задача - привлечь колоссальные возможности молодых к вершению судеб высшей школы.

Усиление связи вуз - заказчик. Перед нами запрос одной из фирм ФРГ на специа-листа-химика в сфере патентования, адресованный руководству вуза. Здесь точно сформулированы требования, предъявляемые к будущему работнику. Он должен быть квалифицированным специалистом (указание рейтинга) со знанием двух иностранных языков. Спрашивается, как у нас обстоят дела со связью: производитель специалистов (вуз) - их потребитель (народное хозяйство)? Пожалуй, никак. Вузы готовят анонимов, которые заочно кооптируются в организации. Отсюда ножницы образования и практики (и, между прочим, ставшая нарицательной повсеместная и первейшая установка молодому специалисту при вступлении его в должность - избавиться от груза никчемных знаний, приобретенных в высшей школе). Все это противоесте-

ственно. Потребители образования должны обозначить свою линию задолго «до того». В этом случае образование будет прицельным, штучным, а не поточно-конвейерным.

Встряска стереотипов преподавания, изменение способов трансляции теории. В настоящем исполнении изложение теории во многом авторитарно, догматично, непроблемно. Приобщение к ней не побуждает к работе мысли.

Обдумывая, к чему ведет эта школярски подаваемая «система», отчетливо видишь -к катастрофе. Описание ее допустимо заимствовать у Станиславского, меняя в его тексте «систему работы актера над собой» -на «системусоответствующейнауки»! «Одна мысль, что этой книгой могут воспользоваться для того, чтобы сковать и задушить свободное творчество, заставляет меня холодеть и бросать перо. Меня, как кошмар, преследовала картина какого-то класса, где за партами сидят какие-то молодые, еще свободные в творчестве люди. В душе кого-нибудь из них, может быть, теплилось чистое пламя едва зародившегося таланта. Все эти молодые люди держат перед собой такие же книги, как эта, и зубрят отсюда и досюда. А строгий профессор, который отличается от самого пошлого педагога только тем, что у него по-актерски бритое лицо, сидит на кафедре и задает вопросы: “Иванов Владимир, перечислите мне элементы духовной природы артиста”. Каждое слово этого “Иванова Владимира”, который, пыхтя и крякая, на-чинаетизлагать “элементы” системы, вонзает в душу ее творца как будто кинжал. Из груди художника вырывается заклинание, преодолевающее пространство и время: “Это ужас, это обман, это убийство таланта”. “Караул!” - хочется закричать мне, как это бывает при кошмаре. - Разорвите, сожгите книги, распустите учеников, объясните им, что я сделал преступление, что я уже достаточно наказан за это, ноне дайте бездарным педагогам пользоваться моей ошибкой, спаси-

те наше искусство, отнимите у всех педагогов мою книгу и велите всем несчастным молодым артистам забыть все, что они зубрили из моих глупых книг, и учиться так, как раньше”».

Сколько же бедных «ивановых владимиров» корпит над убивающей творчество, санкционированной инстанциями «системой» науки!

Реформа школы, естественно, привязана к неким общим тенденциям, перспективам модернизации нашего общества как такового.

На основе подчеркивания евразийской сути нашей державной природы следует «переварить» доктринеров-реформаторов. Россия - не полигон обмирщения заемных схем. Ни марксистский, ни чикагский проекты нам не подходят. Подходит проект ненасильственного саморазвития, стимулируемого животворными эффектами того, что сулит уважение к эволюции, к которой все мы причастны. «Любите друг друга, -завещал преемникам князь Ярослав, - если будете жить в любви, то Бог будет с вами... если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов своих».

Закончим на мажорной ноте. В конфликтах между стереотипами и реальностями постепенно, но неуклонно складываются предпосылки нового типа духовности, где нет места дозированному, регламентированному поиску, сводящемуся к иллюстрации ходульных тем и сюжетов. Обостряется и обогащается проблематика. Через утверждение права иметь дело с самой жизнью мы начали пробиваться к прошлому, говорить правду о настоящем, всматриваться в будущее. Таким образом, многое из того, за что боролись наши предшественники-коллеги, достигнуто. Следовательно, когда же, как не сейчас, и где, как не у нас, быть плодотворной, сильной гражданственной высшей школе?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.