Научная статья на тему 'Дескриптивная модель трансформации содержания учебно-образовательного процесса'

Дескриптивная модель трансформации содержания учебно-образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрга Валентина Андреевна, Привалов Александр Игоревич

Рассматривается проблема необходимости трансформации содержания высшего профессионального образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deskriptiv model of content transformation of educational process

Globeliz processes flowing in world economy influence n the most extent to development higher education. There is necessity to transform content of educational process in concordance with needs actual society, to develop positive resume model from crisis of one of the best domestic education system in the world. First of all conception of educational process is needed to modern, keeping in mind introduction electiveness, specialization individualization, complexity, cyclicity, ideas, which are exploited in the world educational practice.

Текст научной работы на тему «Дескриптивная модель трансформации содержания учебно-образовательного процесса»

В.А. Юрга, А.И. Привалов

ДЕСКРИПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ТРАНСФОРМАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Рассматривается проблема необходимости трансформации содержания высшего профессионального образования в России.

В глобализирующемся мировом сообществе, стремительно изменяющем все сферы и области человеческой деятельности, образование превращается в ключевой компонент научно-технического прогресса, сопровождающий и активно влияющий на все текстологические общественные сдвиги, включая постиндустриализацию, создание информационного общества, единого, глобального экономического пространства. При всем многообразии воспитательных, культурных, нравственных, идеологических, политических и других аспектов образования «услуга» остается экономической категорией, в которой концентрированно выражены сложные экономические отношения в системе образования. И в этой своей ипостаси его можно рассматривать как сложнейший социальноэкономический и научно-технический комплекс народного хозяйства страны.

С переходом России к рыночной экономике и внедрением практики предоставления платных образовательных услуг российские высшие учебные заведения практически вышли на международный рынок платных образовательных услуг. Во всем мире к высшему образованию подходят как к ресурсу, который можно продавать и покупать. Глобализационные процессы, протекающие в мировой экономике, в частности формирование единого рыночного пространства со свободным перемещением факторов производства и нематериальных ресурсов, оказывают все большее влияние на развитие высшего образования [3]. Образовательные процессы в значительной мере стандартизуются и адаптируются к

Положение усугубляется падением эффективности и внутренней устойчивой деградацией института образования. Последнее проявляется в генерации целых

требованиям корпораций, действующих на мировых рынках, приобретают трансграничные характеристики. Происходит взаимопроникновение таких важных сегментов институциональной структуры общества, как национальные образовательные пространства [1].

Реформирование образовательной системы вызвало широкий отклик, активно обсуждается в последние годы в научной литературе, прессе, других средствах массовой информации. Выявился громадный комплекс самых разнообразных вопросов, острых и трудноразрешимых проблем [6].

Системный кризис, связанный с трансформатизаци-онными потрясениями, и вызванные им негативные тенденции в полной мере проявились в сфере отечественного образования. Остаточный принцип планирования, принятый в отношении социальной сферы, близорукая экономия, не учитывающая необходимости развития человека, в 90-е гг. прошлого века обусловили серьезные диспропорции и практически поставили народное образование на грань катастрофы. Применительно к переживаемой научно-технической фазе человеческой цивилизации, когда в числе индикаторов национальной безопасности, наряду с мобильностью и адаптивностью населения, неизменно указывается уровень общекультурной и профессиональной его подготовленности, кризис в образовательной сфере может иметь труднопредсказуемые последствия. Воздействие глобализационных процессов на систему образования иллюстративно представлено на рис. 1.

поколений неинициативных, инертных, бесцветных, посредственных специалистов, профессионально, граждански и гуманитарно слабо подготовленных. Поэто-

Рис. 1. Система образования и процессы глобализации

му хотя в России сосредоточена примерно пятая часть всех научных работников мира, они дают лишь около 10% совокупной научной продукции.

Поскольку образование - это система целенаправленной социализации индивидов через профессионализацию, подключение членов общества к существующему разделению труда, то производство некомпетентности, бездарности и дилетантства значительно осложняет и без того сложную ситуацию нашего общества. Со-

При этом, прежде всего, целесообразно обновить саму концепцию учебно-образовательного процесса, имея в виду внедрение в нее идей элективности, индивидуализации специализации, комплексности, полипрофильности, цикличности - идей, которые давно и небезуспешно эксплуатируются в мировой педагогической практике.

В развитых западных странах даже в школах имеет место чувствительность к запросам индивида, избирательность. Американским детям после прохождения начального обучения предлагается на выбор до 200 дисциплин фундаментального и прикладного профиля [5]. У нас же даже в университетах практически нет выбора. Подготовка кадров высшей квалификации должна опираться на принципы предметных потоков, содержательных циклов с предоставлением обучаемым прогрессивного права выбора дисциплин и лекторов по своему усмотрению. Задается число, лимитирующее количество курсов. Вопрос же номенклатуры - прерогатива слушателя.

С требованием индивидуализации в образование входит понимание самодостаточности, самоценности, уникальности личности. Нельзя стричь всех под одну гребенку, давая единое образование. Единство школы -в демократизме, равновозможности, а не в унифицированности. Единство не отменяет разнообразия, гибкости формы и содержания образования.

циальный кризис влечет за собой кризис образовательный, который углубляет социальные деформации и социальную напряженность.

Из данной ситуации может быть лишь один выход: развивать позитивную модель вывода из кризиса некогда одной из лучших в мире систем отечественного образования, трансформировать содержание образовательного процесса в соответствии с потребностями современного общества. Данная модель представлена на рис. 2.

В образовании, как и в жизни, следует отказаться от мнимого обобществления, дремучих коллективистских уравнительных рефлексов. «Разным людям - разные знания, навыки» - укоренение этого принципа должно, наконец, произойти на ниве отечественной средней и особенно высшей школы.

Современный специалист должен обладать значительной профессиональной мобильностью - детально разбираться в вопросах не только своей науки, но и политологии, управления, организации общественной жизни и т.д. Сказанное предъявляет серьезные требования к системе высшего образования. Как организовать процесс, чтобы обучаемый, наряду с освоением профессии, приобретал высокую мыслительную и политическую культуру, мировоззренческую подготовку?

Изменение социально-политического устройства страны в конце прошлого века стимулировало поиск современных подходов к развитию системы образования. Одним из положительных итогов в этом контексте явился устойчивый рост поступающих в учреждения профессионального образования: по относительной численности студентов (в перерасчете на 10 000 жителей) Россия вернула передовые позиции в мире.

Статистика количественного роста системы образования хорошо известна; важнее те тенденции, которые ее сопровождают.

Рис. 2. Модель реформирования учебно-образовательного процесса

Отмечается уменьшение числа общеобразовательных школ и начальных профессиональных учебных заведений (ПТУ). В то же время наблюдается значительный рост числа высших учебных заведений, что можно объяснить расширением сети негосударственных вузов. Средние профессиональные учреждения практически не развивались, и это обстоятельство явно не на пользу всей образовательной системе.

Общая численность учащихся имеет тенденцию к росту. Число студентов высших учебных заведений: 6884 тыс. чел. в 2005 г. по сравнению с 2825 тыс. чел. в 1990 г., т.е. число студентов увеличилось в 2,4 раза. При этом следует подчеркнуть, что в количественном отношении система платного высшего образования не так уж велика. А вот относительно качества подготовки специалистов в ней - это вопрос специальный и особый.

Еще одна тенденция связана с увеличением общей численности преподавательского состава на 331 тыс. чел. по отношению к 1990 г. В общеобразовательных школах к 2005 г. отмечен рост числа учителей на 173 тыс. чел.; численность преподавателей в вузах также увеличилась на 13 тыс. чел. В связи с появлением негосударственного сектора высшего образования рост профессорско-преподавательского состава в вузах в 2005 г. составил 145 тыс. чел. по отношению к 1990 г., хотя к этой цифре надо относиться с оговорками. Увеличение часто происходит за счет совместительства, а не нового кадрового пополнения молодыми преподавателями.

Сокращение в 1990-х гг. объемов бюджетного финансирования в три раза превратило систему российского образования в зону социального неблагополучия, что до сих пор отрицательно сказывается на качестве учебного процесса.

Выпускники общеобразовательных учреждений России в начале XXI в. во многом уступают по своим знаниям выпускникам 1970-1980 гг., особенно по естественно-научным и гуманитарным дисциплинам. Можно также констатировать отставание в развитии учебнолабораторной базы вузов по сравнению с зарубежными университетами, особенно по естественно-научным специальностям. Никогда прежде оплата труда профессорско-преподавательского состава, по сравнению с работниками материального производства, не опускалась до такого низкого уровня; в 2005 г. средняя оплата труда в образовании составила 4 254 руб. по сравнению с 8061 руб. в промышленности (53%), в то время как в 1990 г. это соотношение было 203 и 311 руб. соответственно (65%). Разумеется, в кризисной ситуации растет «утечка умов» - миграция преподавательского состава в высокооплачиваемые сферы деятельности в России и выезд в развитые зарубежные страны.

Эти накопившиеся проблемы могут привести к утрате завоеванных позиций в сфере образования, отставанию России от ведущих стран мира.

Одним из путей намечающегося выхода из кризисного состояния в образовательной сфере может быть названа ранняя специализация по гуманитарному, естественно-научному и технико-технологическому циклу. Возможность относительно глубоко освоить достижения человечества дает ранняя предметная специализация (не в смысле выбора узкой специальности, а в смысле целенаправленной ориентации на достаточно широкую об-

ласть фактического, куда «замыкаются» предметные конструкции), которая обеспечивает постоянное соответствие высшего образования требованиям научнотехнического, социального и духовного прогресса.

Специализация, индивидуализация, элективность позволяют оптимизировать личностное измерение образовательного процесса. Другое социальное измерение, или совокупность предпосылок образования, создаваемых обществом, также требует оптимизации. Один из ее вариантов связан с привнесением в деятельность высшей школы комплексности, полипрофильности, цикличности. Всесторонний, масштабный, объемный подход, обеспечивающий творчество на стыке наук, где концентрируются точки роста знания и преодолевается узость дисциплинарности, дает комплексность. Современное образование не может не быть междисциплинарным. В наши дни невозможно готовить естественников без соответствующего знания и понимания теории культуры, дизайна, экономики, экологии, управления, психологии. Аналогично гуманитарии должны быть приобщены к истории науки, математическому анализу, системотехнике, компьютерному делу.

Подобную, отвечающую требованиям дня парадигму специалиста силами одного вуза реализовать невозможно. Необходимо объединение вузов и академических НИИ в координационные центры, своего рода интеллектуальные ассоциации, которые через сеть гибких курсов и факультативов могут осуществить быстрое реагирование на запросы слушателей. Подобные надвузовские формирования давно практикуются за рубежом. Только в одном штате Нью-Йорк существует агломерация (около 60 университетов и колледжей), удовлетворяющая реальному плюрализму интересов и побуждений студенчества.

Задача образования - развитие личности в целом, а не отдельных ее способностей. Важно накопление не информации, а навыков продуктивного мышления, на что действующая система образования пока ориентирует слабо. Переходу от информационной к проблемной стратегии в образовании препятствуют как минимум два обстоятельства. Во-первых, неоправданно узкая содержательная основа, обслуживающая утвержденные специальности, отчего штампуемые поточным способом специалисты все более и более малоэффективны. Во-вторых, значительный удельный вес формальности, зубрежки и механистичности.

Неединообразность образования обусловливает невозможность равноуспешной деятельности интеллектуала потенциально в любом аспекте данной деятельности. На этом основании логичен принцип цикличности, предусматривающий обязательность первоначальной базовой подготовки по специальности с последующей ее профилизацией. Избирательность образования ведет к избирательности квалификации. Получающий диплом, к примеру, может оказаться либо вольным учителем, либо преподавателем вуза, либо научным сотрудником.

Перестройка системы высшего образования на основе обозначенных принципов и идей должна обеспечить успех дела. Будет способствовать ему и активизация исследовательской части университетской подготовки кадров.

Образование от обучения отличается культивацией элементов самостоятельности, творчества, о чем на сегодняшний день, за редким исключением, нельзя сказать. Из многих сфер духовной жизни выпали целые поколения.

Как бы там ни было, современное студенчество должно стать поколением, нашедшим себя в науке.

Целесообразно, по-видимому, предусмотреть некий цикл, приобщающий студентов к исследовательской деятельности коллективов НИИ РАН. Необходим общий координационный план, подчиняющий единой воле работу заинтересованных организаций и обеспечивающий пополнение штатов из числа выпускников вузов, роль которых как инструментов воспитания специалистов возрастает. Иной аспект - формы совместной деятельности НИИ и вузов на кооперативных началах.

Логика дополнения деятельности профессорско-преподавательского корпуса вузов деятельностью ведущих научных работников НИИ на преподавательской ниве требует координации всей работы. Имеется в виду содержательная координация, которая бы, с одной стороны, связывала проблемное видение исследователей, работающих в режиме науки с дообразовательными реалиями, а с другой - повышала уровень фундаментальности истолкования проблематики преподавателями, привыкшими к режиму науки, устоявшихся представлений. Это позволило бы избежать элементов ненужных повторов, дублирования в изложении знания.

Материализация неиспользованных творческих контактов и возможностей кроется в развертывании коллективных плановых и внеплановых работ, совместных теоретических форумов (симпозиумы, семинары, советы, обсуждения, слушания, чтения), налаживания обмена сотрудниками в рамках периодического прохождения стажировок, повышения квалификации и т.д.

С соответствующей коррекцией это может распространиться не только на профильные, но и иные заинтересованные организации. Можно было бы внедрить в учебный процесс капитальный курс истории науки и техники, который является существенным фрагментом образования. Знакомство с историей науки дает панораму динамики знания, способствует постижению ее истоков, перспектив, возможностей, стимулирует исследования, проясняет программы поиска, аккумулирует информацию о путях достижения научных результатов, способах анализа объектов, выполняет охранительные функции, препятствует использованию тупиковых идей и ходов мысли. История науки, таким образом, содействует адекватному пониманию изучаемого предмета, обладает весомым зарядом эвристичности. Но дело не сводится только к этому. Рисуя картину исканий, высвечивая высокие образцы деятельности в науке, история знания обладает мощной силой. Все меняется, трактовка, объяснения связи, понятия... Но есть вещи, которые остаются от ушедших ученых. Их нравственные поступки, их нравственные правила, законы их порядочности. Это и живет в истории науки, передаваясь. Нет нужды разъяснять актуальность отмеченного для интеллектуала-интеллигента.

Большое значение имеет общественный статус преподавателя и научного работника. Личность формируется личностью. Без человека, способного нести культуру, не может быть ни воспитания, ни образования.

Задуматься над этим лишний раз побуждают и американцы, вводящие индекс общения, по которому предпочтение отдается лицам, общающимся с наиболее сильными в профессиональном отношении, достойными людьми. Главное для обучающихся - людей ищущих, молодых - плодотворные глубокие контакты с маститыми педагогами, способными приобщить к знанию, привить творческие навыки. В свете сказанного можно присмотреться к личности среднестатистического интеллигента - работника науки или вуза. Положение научно-педагогической интеллигенции у нас незавидное. Дело не в том, что в дореволюционной России интеллигенция составляла лишь 2,6% населения, а в настоящее время 25%; омассовление интеллигенции само по себе не девальвирует ее статус. Дело в этатизации интеллигенции, которая в классовом отношении расценивалась как «несамостоятельная прослойка», попала в полную зависимость от авторитарной бюрократии. Зависимость и материальную, и интеллектуальную, и моральную.

Относительно большая самостоятельность, общественная динамичность, мобильность интеллигенции как социальной силы в США достигается за счет ее материальной и духовной самодостаточности.

Так, средний доход интеллектуала здесь приблизительно в два раза больше рабочего обрабатывающей промышленности. Однако еще важнее то, что в Америке интеллигенция играет подобающую ей роль основной интеллектуальной силы. Независимость интеллигенции - в мощи ее интеллекта. Сознание данного обстоятельства реализуется здесь в сфере действия, о чем свидетельствует привлечение на уровне стратегических аналитиков, разработчиков, экспертов к формированию большой политики до 40% интеллектуальной элиты, составленной из цвета университетской профессуры. Не интеллектуал внимает политику, а политик - интеллектуалу.

Наша профессура и в финансовом, и в социальном отношении значительно уступает американской. Проблемы, связанные с бытом, достатком университетской интеллигенции, сейчас ненамного отличаются от аналогичных проблем педагогов времен позапрошлого века.

Еще полтора века назад в США были сформулированы принципы, обеспечивающие неотъемлемое условие продуктивной деятельности в науке - академическую свободу. Эти принципы не утратили значимости и сегодня. Это осуществление долгосрочной финансовой помощи ученым, деятельность которых не привязана к произвольным календарным срокам бюджета; право на выбор тематики исследований, ибо объект устремлений -новое знание, несовместимо с наличными нормами и формами науки; свобода публикаций - безограничитель-ная циркуляция идей, обмен мыслями, т.к. наука - всеобщий труд; непрестанный диалог, взаимоконтакт с коллегами как условие профессионального роста.

В России можно указать на прямо противоположные деструктивные тенденции. В частности, моральная и материальная поддержка интеллектуального труда со стороны общества неуклонно снижается; выбор тематики, размещение заказов жестко контролируются со стороны малочисленных фондов-монополистов; коммуникативные процессы в образовании и науке блокированы нехваткой ресурсов.

В условиях директивного духовного производства у нас не будет раскрепощенного, т.е. в полном смысле слова интеллигентного, научного труда, и требовать его бессмысленно. Жестко иерархический тип организации научной и преподавательской работы в высшей школе на фоне практического отсутствия количественного роста соответствующих организаций, учреждений, отделов, подразделений и т.п. создал острые проблемы. Естественное стремление всякого занять более престижное место в должностной структуре не реализуется на практике, где отмечается неоправданная тенденция старения кадров.

В целом по стране средний возраст докторов наук составляет 58,2 года. Консервация кадрового состава чревата нарушением преемственности в духовном производстве; морально-психологическими издержками и деформациями - культивацией угодничества, чинопочитания, арапства, конъюнктуры; снижением качественных показателей научной элиты. Продвижение способной молодежи торпедируется, тогда как «старая гвардия», подчиняясь закону возрастания энтропии, деградирует. Необходимо признать: положение молодых весьма и весьма серьезно. Действительно, решения о сменяемости кадров во многом формальны, зачастую вообще игнорируются.

Между тем, продуктивная деятельность в науке совпадает с периодом максимальной физиологической активности человека. В связи с этим было бы оправдано разработать порядок, предусматривающий нецелесообразность занятия должностей начиная с определенного возраста. Последнее отвечало бы и практике организации мировой науки, где предельный возраст -68 лет. Решение проблемы ротации кадров облегчило бы решение проблемы трудоустройства молодых специалистов: смена готовилась бы планомерно, исходя из ясной перспективы перемещения в должностях и высвобождения вакансий.

В настоящее время налицо дефицит личностного, индивидуального начала, принимающий катастрофические масштабы. Дефицит этот - продукт системы, неспособной на производство и воспроизводство высококлассной в профессиональном смысле интеллигенции. В связи с этим совершенно необходимо принципиальное обновление системы повышения квалификации. В российских университетах до революции зачисляемых в штат обязательно отправляли за рубеж для самосовершенствования, самовозвышения, достижения новых точек роста. В американских фирмах сейчас, где деньги считать умеют, до 30% рабочего времени отводится для постоянного и обязательного повышения квалификации, в том числе с выездом за границу.

Демократизация образовательного и научно-педагогического процесса представляет собой вызов времени,

брошенный новому поколению, ибо именно оно ответственно за будущее и обусловливает необходимость повышенной социальной активности. Эффективизация научнообразовательной жизни немыслима без внедрения новых прогрессивных форм работы на конкурсной состязательной основе, учреждения здорового творческого соперничества - зашиты тем до занятия должностей, упразднения монополизма, выработки механизма поддержки талантливых, внутренне независимых людей [4].

Модернизация научно-образовательной деятельности необходимо предполагает перманентное расширение и интенсификацию наличного творческого потенциала, постоянный приток свежих сил, способных поднимать уровень продуктивности всей работы. Надежды в этом отношении, безусловно, связываются с молодежью - наиболее последовательным, активным носителем всего инновационного. Как демонстрирует опыт, глубокие познавательные и социальные перевороты и сдвиги сопрягаются в первую очередь с именами молодых. Роль первооткрывателей, как правило, играет молодежь, которая, однако, не занимает подобающего ей места ни в науке, ни в образовании. Отсюда необходимость - привлечь колоссальные возможности молодых к реформированию высшей школы.

Усиление связи «вуз - заказчик», по-видимому, самая настоятельная. Сейчас вузы готовят анонимов, которые заочно кооптируются в организации. Отсюда ножницы образования и практики и ставшая нарицательной установка молодому специалисту при вступлении его в должность - избавиться от груза никчемных знаний, приобретенных в высшей школе. Все это противоестественно. Потребители образования должны обозначить свою линию задолго до окончания студентом вуза.

Изложение теории в сегодняшней высшей школе во многом авторитарно, догматично, непроблемно. Приобщение к ней не побуждает к работе мысли. Реформа школы, естественно, привязана к неким общим тенденциям, перспективам модернизации нашего общества [5].

В конфликтах между стереотипами и реальностями постепенно, но неуклонно складываются предпосылки нового типа духовности, где нет места дозированному, регламентированному поиску, сводящемуся к иллюстрации ходульных тем и сюжетов. Обостряется и обогащается проблематика. Через утверждение права иметь дело с самой жизнью мы начали пробиваться к прошлому, говорить правду о настоящем, всматриваться в будущее. Таким образом, многое из того, за что боролись наши предшественники-коллеги, достигнуто. Следовательно, когда же, как не сейчас, и где, как не у нас, быть плодотворной, сильной гражданственной высшей школе, занимающей достойное место в глобализирующемся мировом сообществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галаган А.И. Интеграционные процессы в области образования: анализ мировых тенденций // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 5.

С. 72-85.

2. Галушкина М Экспорт образования // Эксперт. 2004. № 28-29.

3. Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М.: ИНФРА-М, 2003. 768 с.

4. Стронгин Р.Г. Опыт взаимного признания образовательных программ вузов России и Европы // Высшее образование сегодня. 2004. № 2.

С. 22-27.

5. Ларионова М.В. Интеграционные процессы в образовании. Европейский опыт // Высшее образование сегодня. 2006. № 2. С. 46-52.

6. Юрга В.А. Глобализация рынка образовательных услуг и перспективы российского образования. Владимир: Собор, 2007. 160 с.

Статья представлена научной редакцией «Экономические науки» 10 сентября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.