Научная статья на тему 'Выраженность феномена патриотизма в курсантской среде Сибирского юридического института МВД России'

Выраженность феномена патриотизма в курсантской среде Сибирского юридического института МВД России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
148
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ДУХОВНОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ГОСУДАРСТВО / STATE / ОТЕЧЕСТВО / FATHERLAND / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / MORALE / CIVIC-MINDED

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шинкевич Владимир Ефимович, Маслодудова Наталья Владимировна, Шерстяных Александра Сергеевна

В статье на основе теоретического анализа различных подходов к понятию «патриотизм» и аспектов его проявления, а также опираясь на результаты социологического исследования среди курсантов Сибирского юридического института МВД России, авторы предприняли попытку выявления выраженности отдельных проявлений этого сложного многогранного феномена в курсантской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шинкевич Владимир Ефимович, Маслодудова Наталья Владимировна, Шерстяных Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRESENCE OF PATRIOTISM PHENOMENON AMONG THE CADETS OF SIBERIAN LAW INSTITUTE OF MIA OF RUSSIA

Taking into consideration theoretical analysis of different approaches for patriotism phenomenon, aspects of its demonstration and based on the results of the sociological survey among cadets of Siberian Law Institute the authors make an attempt to detect the presence of particular elements of this difficult and diverse phenomenon among cadets.

Текст научной работы на тему «Выраженность феномена патриотизма в курсантской среде Сибирского юридического института МВД России»

АЛГОРИТМЫ ВЫСШЕЙ ШКОПЫ

УДК 355.233

Владимир Ефимович ШИНКЕВИЧ,

профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института МВД России (г.Красноярск), доктор социологических наук, доцент

[email protected]

Наталья Владимировна МАСЛОДУДОВА,

доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института МВД России (г.Красноярск), кандидат философских наук, доцент

[email protected]

Александра Сергеевна ШЕРСТЯНЫХ,

доцент кафедры информационных технологий Сибирского юридического института МВД России (г.Красноярск), кандидат технических наук, доцент

[email protected]

ВЫРАЖЕННОСТЬ ФЕНОМЕНА ПАТРИОТИЗМА В КУРСАНТСКОЙ СРЕДЕ СИБИРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

THE PRESENCE OF PATRIOTISM PHENOMENON AMONG THE CADETS OF SIBERIAN LAW INSTITUTE OF MIA OF RUSSIA

В статье на основе теоретического анализа различных подходов к понятию «патриотизм» и аспектов его проявления, а также опираясь на результаты социологического исследования среди курсантов Сибирского юридического института МВД России, авторы предприняли попытку выявления выраженности отдельных проявлений этого сложного многогранного феномена в курсантской среде.

Taking into consideration theoretical analysis of different approaches for patriotism phenomenon, aspects of its demonstration and based on the results of the sociological survey among cadets of Siberian Law Institute the authors make an attempt to detect the presence of particular elements of this difficult and diverse phenomenon among cadets.

Ключевые слова: патриотизм, духовность, патриотическое воспитание, государство, Отечество, гражданственность.

Keywords: patriotism, morale, patriotic education, state, Fatherland, civic-minded.

Патриотизм является многогранным явлением, которое имеет особое значение как лля российской действительности в целом, так и лля воспитания сотрудников органов внутренних лел Российской Федерации, призванных быть патриотами уже по лолгу выбранной профессии. Вся история российского госуларства неразрывно связана с признанием патриотизма непреходящей ценностью, направленной на идентичность нарола. Поскольку идентичность понимается как самотождественность человека или группы с определенным гражданским, политическим или социокультурным сообществом, понятно, почему потребность в ней возрастает именно в сложных многонациональных и многоконфессиональных обществах, к которым относится Россия. Т.В. Беспалова отмечает: «Патриотизм как форма социокультурной и национальной идентификации обнаруживает свои интеграционные и консолидационные возможности в условиях модернизации слож-носоставных обществ с нарушенной этнона-циональной идентичностью» [2, с. 8].

Чем сложнее явление, тем труднее дать ему однозначное определение. Именно поэтому к понятию «патриотизм» в научно-исследовательской литературе имеются различные подходы. Условно их дифференцируют по направлениям, которые в рассмотрении явления с философской точки зрения охватывают три основных аспекта: онтологический (бытие чувств, взглядов, идей человека, включенного в систему общественных отношений); гносеологический (отражение в сознании человека реальной действительности на эмоциональном и рациональном уровнях); ценностный и деятельностный (связь сознания с практической деятельностью).

С обозначенными аспектами рассмотрения патриотизма связано выделение С.А. Ананьевым, А.Н. Ананьевой, Е.В. Пастуховой [1] в российском понятии патриотизма следующих социокультурных компонентов:

1) аффективного, когда патриотизм понимается как возвышенное чувство любви к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее и стремление защищать интересы страны;

2) когнитивного, когда патриотизм связан с тем, что человек отождествляет, осмысливает

свое отношение к Родине на основе своего знания о стране; 3) конативного (деятель-ностного), когда патриотизм связан не только с чувством, но и с осознанной деятельностью гражданина на благо своего Отечества.

С.Ю. Иванова [7], В.И. Лутовинов [11] выделяют духовно-религиозное и идеолого-атеистическое направление в подходе к пониманию патриотизма. При этом первое выступает как вершина духовного самопроявления личности, способной испытывать божественную по своей природе любовь к Отечеству, а второе, претендующее на альтернативность духовно-религиозному, отстаивает приверженность личности главным идеологическим установкам общества.

В рамках второго направления можно выделить такие виды патриотизма, как:

классовый патриотизм, теоретические основы которого были изложены в работе В.И. Ленина «О национальной гордости великороссов», написанной в декабре 1914 гола [10];

русский патриотизм, который часто в условиях многонациональной России имеет оттенок националистических идей;

государственный патриотизм, ярким представителем которого в России был П.Б. Струве, который писал: «Единственное спасение лля нас - в восстановлении государства через возрождение национального сознания» [13, с. 60];

народный патриотизм, идея которого развивалась в произведениях мыслителей XVII-XVIII вв. Ф. Прокоповича и С. Полоцкого, которые начали отделять служение государю от служения Отечеству, которое рассматривалось ими как «общее благо»;

гражданский патриотизм, в основе которого, по мнению его разработчиков, «лежит свобода, равноправие, чувство сопричастности к проблемам общества и государства, гражданская мораль и естественная поддержка природных рефлексов: гордость за лом, двор, соседа, спортивную команду, го-рол, регион» [4, с. 6];

«чаадаевский» патриотизм особого рода, который находит выражение в известном высказывании П.Я. Чаадаева: «Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огор-

чать ее, предпочитаю унижать ее, только бы не обманывать» [14, с. 469].

Каждый из перечисленных видов имеет сильные и слабые стороны. Каждый оказывается востребованным в большей или меньшей степени в те или иные периоды развития России и у различных социальных групп. У каждого своя историческая роль. Например, классовый патриотизм оказался важен в период становления новой советской государственности. Роль государственного патриотизма всегда возрастает в условиях необходимости укрепления государственных институтов и понимания того, что сохранение государственности во многом является условием реализации других социальных ценностей. Народный патриотизм во все времена выступает определенным противовесом власти, подталкивая последнюю к преобразованиям и удерживая от узурпации. Гражданский патриотизм всегда возрастает в условиях укрепления роли государства на международной арене, в условиях одержанных побед в различных сферах деятельности (от конкурса на Евровидении до военных побед), что объясняется достаточно просто: «легко любить сильное государство, сильную родину, могучую и процветающую...» (В.В. Розанов) [15].

Вообще государственный, народный и гражданский патриотизм, имеющие политическую природу, различаются по объектам этого социально-духовного явления. Если в первом случае это связано с любовью к государству, а во втором - с любовью к обществу как Отечеству, то в третьем - это может рассматриваться как любовь к государству, которое добросовестно выполняя свои основные функции, позволяет людям гордиться своим домом, своим городом, своими учеными, спортивными командами и т.п.

При этом С.Г. Зырянов и В.И. Лесняк [6] отмечают, что «если патриотизм - это, прежде всего, любовь к государству», а государство, будучи основным элементом политической системы, часто защищает интересы правящих кругов, то государственный «патриотизм - это демонстрация поддержки правящей элиты», а «если же патриотизм - любовь к обществу как Отечеству, к стране, где человек родился, где

он живет и гражданином которой он является», а общество - это совокупность различных форм совместной деятельности людей, «тогда патриотизм - это скорее инвариант гражданственности» и в таком понимании может выступать качественным показателем состояния современного гражданского общества.

Заметным явлением по целому ряду объективных причин сегодня становится и русский патриотизм. Вместе с тем тот факт, что лозунг партии ЛДПР на выборах шестого созыва «Мы за русских! Мы за бедных!» снизил количество ее электората, лишний раз доказывает правоту мысли С. Булгакова: «Национальность есть хотя и органическая, но не высшая форма человеческого единения, ибо она не только соединяет, но и разъединяет» [3, с. 189-191].

Интерес к «чаадаевскому» патриотизму особого рода сегодня не ограничивается либеральной оппозицией, часто черпающей не только свои идеи, но средства для их реализации за пределами России. Критический рационализм в оценке деятельности власти присущ многим представителям современной интеллигенции, частью которой является и студенчество. Анализируя высказывания П.Я. Чаадаева, многие обучающиеся называют его позицию подлинным патриотизмом, связанным с желанием сделать свою Родину лучше, а не заниматься самообманом, выдавая желаемое за действительность.

Несомненно, что в основе понимания подлинного патриотизма лежит любовь к Родине, что связано с этимологией самого термина «патриотизм». Истинный патриотизм во многом связывают с указанным выше религиозно-философским направлением в подходе к пониманию патриотизма, так как в нем любовь к Родине носит во многом иррациональный характер. То есть неоспоримая любовь к Родине, как любовь к матери, которую ты не выбираешь, но которой должен быть благодарен за своё появление на свет и возможность дышать, чувствовать и рассуждать.

Религиозно-философское направление наиболее ярко излагается в работах И.А. Ильина, которые, можно сказать, представляют собой обобщение всей предшествующей классической религиозно-философ-

ской патриотической отечественной мысли. Здесь в основе понимания патриотизма лежит духовность как проявление зрелости и высшего развития личности. И.А. Ильин писал: «... внутренний духовный опыт делает человекообразное существо воистину человеком, т.е. духовной личностью, с неразложимым, священным центром, с индивидуальным характером, со способностью духовно творить и наполнять духом общественную жизнь, сво-болу, семью, Родину, государство, частную собственность, науку и искусство» [8, с. 70].

Сложность этого направления связана с неоднозначным пониманием природы и проявлениями самой духовности. Современное научное знание не рассматривает духовность как исключительно религиозную. Духовность - это способность человека открывать, воспринимать и переживать истину, добро и красоту, усваивать их, преломляя через свое «Я» и в соответствии с этим строить свое повеление и всю жизнедеятельность. Это личный, интимный мир человека, его заинтересованность и добровольное исполнение норм нравственности. Очевидно, что духовность связана с высшими потребностями человека, поэтому человек духовен в той степени, в какой эти потребности становятся доминантами его поступков и поведения, а это уже не может считаться исключительно иррациональным. В этом смысле истинный патриотизм может рассматриваться как активная социальная деятельность, проявляемая в действиях и поступках, осуществляемых на благо Отечества. Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и неиссякаемый источник, важнейший мотив социально значимой деятельности наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Глубоко духовный в своей основе, патриотизм предполагает бескорыстное, вплоть до самопожертвования служение Отечеству, являющееся мерилом нравственности в оценке любой социальной деятельности, самого смысла человеческой жизни и ее предназначения.

Основываясь на этих и других подходах к пониманию «патриотизм», д.ф.н. В. Лутови-нов дает ему следующее целостное понятие,

определяющее его сущность и как научной проблемы, и как явления российской действительности: «Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и другие компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества» [11, с. 19].

С учетом специфики подготовки к будущей профессиональной деятельности обучающихся в ведомственном вузе МВД России проблема патриотизма в целом и патриотического воспитания в частности имеет существенное значение. Сегодня недостаточно только призывать обучающихся к необходимости формирования в себе чувства патриотического отношения к своему отечеству, ответственности за его судьбу и за перспективу существования. Необходим поиск в общественном и индивидуальном сознании обучающихся собственных оценочных показателей тех факторов, которые определяют уровень ценности феномена патриотизма для человека, при необходимости нужно изыскивать адекватные меры воздействия на человека, повышая осознание общественной и индивидуальной ценности патриотизма в условиях развития общества и государства. Ни одно из вступительных испытаний будущих курсантов образовательного учреждения не предполагает оценку сформированности патриотизма у кандидатов на обучение, вместе с тем от этого ценность данного феномена для будущих правоохранителей ни в коей мере не уменьшается.

Для определения отношения первокурсников Сибирского юридического института МВД России к патриотизму как социально

значимой ценности, восприятия сущности его содержания в общественном сознании, в 2014 и в 2016 гг. были проведены опросы обучающихся данной категории. Объектом исследования выступило общественное сознание курсантов-первокурсников, предметом исследования - осознание ценности и содержания феномена патриотизма обучающимися ве-ломственного вуза. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что формирование патриотизма обучающихся должно строиться на основе оптимального сочетания гражданской ответственности и готовности к созидательной деятельности в своем Отечестве. При провеле-нии сбора эмпирических данных по специально разработанным опросным листам использовалась квотная выборка, а в силу относительной малочисленности генеральной совокупности первокурсников выборочная совокупность представляла ее основной массив, что позволяет говорить о достоверности полученных данных.

Обладать чувством патриотизма практически очень сложно, не зная истории своего Отечества, как невозможно гордиться своей семьей, не зная ее происхождения, не зная своих семейных корней. Формируя историческую память, история Отечества в большей степени, чем любой другой прел-мет, способна воспитать у обучающихся любовь и уважение к Родине. Полезно почуять в себе «кровь и дух своих русских предков и принять любовью и волей всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей» [9, с. 202].

В связи с этим один из первых вопросов, который был предложен курсантам, был связан с выяснением интереса опрашиваемых к истории России и основного источника этой информации. Как положительный факт можно отметить то, что всем курсантам не безразлична ценность знания истории

Таблица 1

ОТНОШЕНИЕ К ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (в %)

№ Варианты ответа 2014 г. 2016 г.

1 интересовался в рамках школьной программы 40,0 34,2

2 интересуюсь, смотрю исторические кинофильмы 25,6 31,5

3 интересуюсь, смотрю познавательные телевизионные программы и новости 22,2 16,4

4 интересуюсь, читаю исторические книги 12,2 15,1

5 пользуюсь разными источниками - 2,7

6 не интересуюсь 0 0,0

Таблица 2 ОБЪЕКТЫ ГОРДОСТИ РОССИЯН (в %)

№ Варианты ответа 2017 г. 2016 г.

1 известные всему миру писатели-классики 48,8 67,1

2 мощное вооружение 60,0 61,6

3 сильнейшие спортсмены 63,8 60,3

4 огромные природные ресурсы 33,8 42,5

5 много православных храмов 23,8 15,1

6 самобытная фольклорная культура 16,3 12,3

7 лучший балет 6,3 9,6

8 самые читающие люди 3,8 6,8

9 плеяда известных космонавтов 6,3 6,8

10 лучшие физики 8,8 2,7

11 лучшие шахматисты 1,3 1,4

12 ничем не горжусь 0,0 0,0

Отечества. При этом около 65% курсантов основную информацию об истории своего государства получили, изучая школьную программу дисциплины «Истории Отечества» (около 34%) и просматривая исторические кинофильмы (более 31%). Гораздо меньшей ценностью как источник познавательной информации являются специальные телевизионные и новостные программы, историческая литература, что в пределах естественной погрешности отмечалось респондентами и в 2014 г., и 2016 г. Результаты наблюдения отражены в таблице 1.

Сравнительный анализ источников информации об истории России показывает, что основным источником являются исторические дисциплины, преподаваемые в образовательных учреждениях, что указывает на необходимость продолжения их изучения обучающимися в рамках учебных программ. Кроме того, необходимо расширение количества мероприятий познавательного плана за пределами расписания занятий (проведение викторин, конкурсов, научно-исследовательских работ), что будет соответствовать требованиям нового уровня непрерывного образования. Не повторяя школьные программы, возможен акцент на более глубокое изучение духовных основ российского общества, деятельности великих соотечественников, оставивших заветный след в истории России, являющихся ее гордостью в различных сферах человеческой деятельности. Даже при предоставлении возможности выбора до трех «объектов» гордости очень немногие отдали

предпочтения значимости заслуг известных людей, самобытности России и её духовного наследия (см. таблицу 2).

Для будущих сотрудников правоохранительных органов особое значение приобретает осознание роли и места института государства в современном обществе. Для большинства опрошенных государство прежде всего ассоциируется с институтом, предназначенным и способным обеспечить социальное благополучие населения. Около 55% опрошенных отметили именно данное предназначение, более 40% отметили значимость государства как института управления, согласия и социального взаимодействия. Около 7% оценили значимость государства при формировании идеологических концептов общества. Ценным для наших наблюдений является то, что практически все опрошенные (около 99%) не воспринимают государство как специально созданную систему подавления людей, видят в Президенте Российской Федерации как главе государства Главнокомандующего, которому непосредственно подчинены практически все силовые министерства и ведомства, гаранта прав и свобод человека и гражданина, ответственного за все происходящее в стране (около 90%). Это наблюдение позволяет говорить о том, что в общественном сознании курсантов уже на первом курсе преобладает осознание демократических ценностей, которым привержено современное общество, и готовность их защищать при выполнении своих служебных обязанностей. Сделанный вывод во многом коррелирует с

Таблица 3

ЦЕННОСТНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФЕНОМЕНА ПАТРИОТИЗМА ПО МНЕНИЮ ОПРОШЕННЫХ (В %)

№ Варианты ответа 2014 г. 2016 г.

1 любовь к своей стране 95,0 95,9

2 готовность, не раздумывая, защищать страну с оружием в руках 47,5 69,9

3 уважение всех соотечественников 22,5 38,4

4 любовь к родным и близким 12,5 16,4

5 уважение к своему правительству 6,3 8,2

6 учеба и работа в своей стране 2,5 8,2

7 при путешествии за границу пропаганда ценностей своего народа 1,3 5,5

8 чувство превосходства своего народа над другими - 4,1

9 активная политическая деятельность 1,3 1,4

субъективными представлениями курсантов об основной гамме признаков общественной ценностной, составляющих содержание феномена патриотизма. Респондентам предлагалось выбрать из представленного перечня не более трех вариантов ответов. Наиболее значимыми названы следующие: «любовь к своей стране», «готовность не раздумывая защищать страну с оружием в руках», «уважение всех соотечественников». В целом веса различных ценностных составляющих указаны в таблице 3.

Необходимо обратить внимание, что подавляющее большинство опрошенных считают неприемлемым для патриотизма такое слагаемое, как «чувство превосходства своего народа над другими», что более характерно для проявления национализма в общественном и индивидуальном сознании во всех его разновидностях. Только около 4% респондентов допустили возможность включения в слагаемые патриотизма чувства «превосходства своего народа над другими». В то же время многие указали ценность такого фактора, как «уважение всех соотечественников», независимо от национального, возрастного, религиозного или иного признака. Относительно высокий выбор фактора «любовь к родным и близким» показывает значимость для формирования патриотизма ценности не только «большой», но и «малой» Родины. Именно в семье закладывается осно-

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ

ва патриотизма, любви и ответственности за судьбу своего отечества на многие последующие голы.

Высокие веса слагаемых патриотизма «любовь к своей стране», «готовность, не раздумывая, защищать страну с оружием в руках» коррелируют с такими приоритетными, по мнению опрошенных, первостепенными задачами для современного российского общества, как «улучшение качества жизни и повышение благосостояния граждан», «защита внешней безопасности страны». Ценность данных задач отметили около 79% и 53% респондентов соответственно в ходе ответов на вопрос, связанный с определением приоритетных задач современной России при условии выбора не более трех вариантов ответов из предложенного списка возможных приоритетов. Также отмечены респондентами высокая значимость реализации таких задач, как «внедрение новых технологий», «сохранение природы и окружающей среды», «улучшение условий и качества образования». Данные выбора ответов на вопрос о приоритетных задачах современной России представлены в таблице 4. Респондентам предлагалось отметить не более трех задач из предложенного списка.

Выбор приоритетных задач связан прежде всего с ценностями дальнейшего развития российского общества, что позволяет говорить о высоком патриотическом потен-

Таблица 4

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (в %)

№ Варианты ответа 2016 г.

1 улучшение качества жизни и повышение благосостояния граждан 79,5

2 защита внешней безопасности страны 53,4

3 внедрение новых технологий 27,4

4 забота о природе и окружающей среде 26,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 улучшение условий и качества образования 26,0

6 совершенствование патриотического воспитания 21,9

7 политическая стабильность 19,2

8 развитие духовно-нравственных ценностей 17,8

9 забота о здоровье граждан 11,0

10 забота о детстве и материнстве 8,2

11 формирование национальной идеи 2,7

циале обучающихся. Вместе с тем анализ ответов по закрытым шкалам с выбором не более трех ответов «основные цели Вашей жизни» и «современному молодому человеку нужно» показал, что в общественном сознании первокурсников пусть не максимальные, но значительные веса набрали такие индикаторы, как «наслаждаться жизнью, получать удовольствие от жизни» (до 25%), «уметь приспосабливаться» (около 33%). При этом необходимо отметить, что гедонизм всегда был свойственен человеческой личности, вопрос лишь в том от чего современный молодой человек получает удовольствие. В многообразии концепций счастья, предложенных современной философией, можно выделить главное: человеческое счастье - это нравственное удовлетворение от осознания того, что ты выбрал правильную линию поведения в своей жизни. Именно благодаря этому выбору человек способен сам организовать свою жизнь так, чтобы она доставляла ему радость, позволяя проявлять всю полноту физических и духовных сил, а как профессионалу приносить пользу обществу и государству. Ощущая эту радость, он начинает излучать ее во вне, делая счастливыми и тех, кто находится рядом с ним, кто ждет от него, в соответствии с его статусом, качественной профессиональной помощи и защиты.

Приспособляемость же является показателем развития интеллекта, так как последний отражает качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.

Именно поэтому те же респонденты признали значимыми такие индикаторы, как «быть полезным своей стране», «воспитывать в себе любовь к своей стране», - 30% и 19% опрошенных соответственно по обозначенным выше шкалам измерения.

Интересным, на наш взгляд, является восприятие респондентами необходимых

внешних факторов проявления патриотизма. Большая часть опрошенных проявление патриотизма видит прежде всего «в выполнении воинского долга», «в воспевании красоты и могущества Родины средствами литературы, искусства», «в активном участии в патриотических мероприятиях», «в активном выполнении производственных заданий», «в успешной учебе в образовательной организации», «в активном участии в бизнесе» (формы проявления патриотизма представлены в соответствии с рейтингом предпочтения, от наиболее к менее значимому). Рейтинговые веса каждой формы указаны в таблице 5.

Рейтинг индикаторов форм проявления патриотизма в 2016 г. практически повторил результаты опроса, проведенного в 2014 г. Учитывая то, что ряд обозначенных форм (например, «активное участие в коммерции, бизнесе») несовместимы как с обучением в образовательной организации МВД России, так и с прохождением службы

Таблица 5

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА (В %)

№ Варианты ответа 2014 г. 2016 г.

1 в выполнении воинского долга в рядах Вооруженных Сил 63,8 65,8

2 в воспевании красоты и могущества Родины средствами литературы, искусства и др. 20,0 35,6

3 в активном участии в патриотических мероприятиях, акциях 47,5 31,5

4 в активном выполнении трудовых заданий на производстве и т. д. 22,5 27,4

5 в успешной учебе в школе, другом учебном заведении 22,5 19,2

6 в активном участии в коммерции, бизнесе и т.д. 6,3 4,1

7 другое - 2,7

в правоохранительных органах, можно предположить, что респондентами предложены возможные формы проявления патриотизма в целом для молодежи, независимо от занятости, от сферы деятельности. Однако отмеченная значимость индикатора «в выполнении воинского долга в рядах Вооруженных Сил» позволяет говорить о том, что курсанты СибЮИ МВД России проявление патриотизма непосредственно связывают с будущей правоохранительной службой. Данное умозаключение основывается также на посылках - индикаторах вопроса «Какие из нижеперечисленных качеств уже сформировались у большинства членов Вашего коллектива и будут проявляться в условиях службы?» (по крайней мере, первых пяти), что и отражено в таблице 6.

Таблица 6

КАЧЕСТВА, СФОРМИРОВАННЫЕ У БОЛЬШИНСТВА ЧЛЕНОВ КОЛЛЕКТИВА (В%)

№ Варианты ответа Результаты опроса

1 ответственность в отношении к делу 35,6

2 готовность прийти на помощь, защитить слабого 31,5

3 поступать в соответствии с предъявляемыми требованиями, с высокими нравственными принципами 31,5

4 упорство в достижении цели, соизмеряя ее с интересами общества, коллектива 30,1

5 постоянный интерес к проблемам общества, коллектива, окружающих и по возможности участие в их решении 16,4

6 укреплять лучшие традиции в коллективе, семье 15,1

7 трудиться добросовестно, с полной отдачей не только в своих интересах, но и в интересах других, всего общества 15,1

8 нет таких 1,4

Однако необходимо отметить, что ряд исследователей феномена патриотизма, факторов его проявления считают, что культивирование внешних врагов продуцирует слепой патриотизм и во многом предвосхищает фанатизм в сфере общественных отношений. Более ценным и общественно продуктивным является формирование патриотизма конструктивного, который предполагает грамотное соединение «концепций гражданского образования и национально-государственного строительства» [12, с. 53]. Конструктивному патриотизму во многом может способствовать привитие обучающимся потребности в чтении художественной и мемуарной литературы, изучения истории своей семьи, развития навыков самостоятельного анализа новостной информации, подаваемой средствами массовой коммуникации, повышения активности в общественной жизни и пр.

Необходимо отметить, что многими респондентами признается высокая значимость для формирования патриотизма проводимых специальных общественных мероприятий. На это указывают результаты анализа ответов респондентов на вопрос оценки мероприятий, которые носят патриотический или военно-патриотический характер. Из перечня мероприятий предлагалось отобрать не более трех. Наивысшим рейтингом были отмечены такие мероприятия, как встречи с ветеранами, участие в шествиях и парадах, оказание необходимой помощи гражданам, посещение музеев. При этом патриотизму совершенно неприемлемо, по мнению опрошенных первокурсников, участие в акциях протеста. Практически ни один из опрошенных не выделил данный индикатор, хотя сам факт участия в протестном движении не говорит об отсутствии патриотичности участника такового движения, однако для представителя правоохранительной службы такое участие не может быть формой проявления патриотизма. Понимание этого очень ценно для будущих сотрудников органов внутренних дел как института государства. Результаты ответов отображены в таблице 7.

Таблица 7 МЕРОПРИЯТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (В %)

№ Варианты ответа Результаты опроса

1 встречи с ветеранами 78,1

2 участие в шествиях, парадах к Дню Победы 71,2

3 оказание необходимой помощи гражданам 30,1

4 посещение музеев 28,8

5 акции волонтерского движения 17,8

6 встречи с профессионалами 16,4

7 победа в соревновании 13,7

8 уборка территории, субботники 11,0

9 голосование при выборе депутатов, президента страны 9,6

10 защита и поддержка земляка, человека одной с Вами национальности 9,6

11 участие в акциях протеста 0,0

Проанализировав результаты опроса первокурсников, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, основную информацию о своем Отечестве молодой человек получает в процессе обучения в образовательных организациях различного уровня, что предполагает более внимательное отношение организаторов образовательного процесса и профессорско-преподавательского состава к определению объема и методике преподавания исторических дисциплин. Исходя из этих

обстоятельств, в процессе преподавания исторических дисциплин в системе высшего образования органов внутренних дел имеется две важные задачи. Первая - донести до обучаемых фактический материал и сформировать познавательный интерес к прошлому России. Вторая - четко определить цели, уровни обучения и тематику исторических дисциплин.

Во-вторых, патриотизм является глубоким духовным началом, нравственной основой жизнеспособности государства, выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, а также активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению Отечеству. В связи с этим вопросы формирования патриотизма должны быть под пристальным вниманием общества и системы образования при согласованном подходе и действиях в использовании потенциала социума.

В-третьих, при выстраивании системы воспитательной работы в контексте повышения патриотической составляющей с обучающимися следует больше внимания уделять не только пропаганде героического прошлого, но и разъяснению особенностей и значимости национально-государственного строительства для дальнейшего развития российского общества, личной ответственности за судьбу России. Данный подход к определению приоритетов в патриотическом воспитании будет способствовать формированию истинного конструктивного патриотизма у будущих сотрудников органов внутренних дел, что в целом подтверждает выдвинутую гипотезу, что формирование патриотизма обучающихся должно строиться на основе оптимального сочетания гражданской ответственности и готовности к созидательной деятельности в Отечестве.

Библиографический список

1. Ананьев, С.А., Историко-философский анализ феномена российского патриотизма / С.А. Ананьев, А.Н. Ананьева, Е.В. Пастухова - URL: http://www.informio.ru/publications/ id1398/Istoriko-filosofskii-analiz-fenomena-rossiiskogo-patriotizma.

2. Беспалова, Т.В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества : автореф. дис. ... докт. филос. наук : 09.00.13 / Т.В. Беспалова. - СПб., 2011.

3. Булгаков, С.Н. Из философии культуры / С.Н. Булгаков // Героизм и подвижничество.

- М., 1992.

4. Вырщиков, А.Н. Концепция городской программы формирования гражданского патриотизма / А.Н. Вырщиков, Г.С. Табатадзе. - Волгоград, 1997.

5. Гражданственность и патриотизм. - URL: http://psndia.ru/text/77/427/13177.php.

6. Зырянов, С.Г Современный российский патриотизм: основные подходы к интерпретации / С.Г. Зырянов, В.И. Лесняк // Социум и власть. - № 2(40). - 2013.

7. Иванова, С.Ю Патриотизм в культуре современной России : автореф. дис. ... докт. филос. наук / С.Ю. Иванова. - URL: http://cheloveknauka.com/patriotizm-v-kulture-sovremennoy-rossii#ixzz4npbTcosX.

8. Ильин, И.А. Собр. соч. : в 10 т. / И.А. Ильин - М., 1993. - Т.1.

9. Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин // Собр. соч. : в 10 т. - М.,1996.

- Т. 1.

10. Ленин, В.И. Полн. собр. соч. Т. 26.

11. Лутовинов, В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления / В.И. Лутовинов // Studia Humanitatis. - 2013. - № 2.

12. Санина, А.Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России / А.Г.Санина //Социологические исследования. - № 5. - 2016.

13. Струве, П.Б. Размышления о русской революции / П.Б. Струве. - М., 1961.

14. Чаадаев, П.Я. Апология сумасшедшего // Полн. собр. соч. и избр. письма / П.Я. Чаадаев. - М.,1991. - Т. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.