УДК 37.018 ББК 68.44
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ
ЛАДА ЯРОСЛАВОВНА СМИРНОВА,
кандидат экономических наук, заместитель начальника кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: smirnov_0303@mail.ru
Научная специальность 13.00.05 — теория, методика и организация социально-культурной деятельности Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Развитие мощи и стабильности Российской Федерации невозможно без формирования патриотизма, активизации важнейшей его части — гражданско-патриотического воспитания молодежи, в том числе и курсантов вузов МВД России. В современных условиях он востребован обществом как государственная идеология, как способ интеграции и сплочения всех слоев населения, как ответ на политику западных стран, стремящихся к ослаблению России и искоренению русских традиций. Патриотизм, выражающийся в преданности и любви к Родине, профессиональной готовности к защите Отечества, к защите прав и законных интересов граждан нашей страны, — это квинтэссенция гражданско-патриотического воспитания будущих сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, курсанты, высшее учебное заведение МВД России, патриотическое сознание, гражданский долг, верность своему Отечеству, любовь к Родине.
Annotation. The might and stability of the Russian Federation is indispensable to patriotism and both civic and patriotic education of young people, including the attendees of schools and universities funded by the Ministry of Internal Affairs of Russia. Today patriotism is sought after as national ideology, as a means of nation's integration and cohesion at all levels, as a response to the western philosophy aimed to depress Russia and outroot its traditions. Patriotism, which consists in devotion and love for the Motherland, in undertaking a willful commitment to defend the homeland and legitimate interests of its citizens, is the cornerstone of future police officers education.
Keywords: civic and patriotic education, attendees, universities funded by the Ministry of Internal Affairs of Russia, patriotic consciousness, civic duty, allegiance to the homeland, love for the Motherland.
Патриотическое воспитание молодежи — одна и приоритетных задач политики государства. Российское правительство может продлить до 2020 г. госпрограмму патриотического воспитания россиян, принять отдельную федеральную целевую программу патриотического воспитания молодежи. Об этом постоянно говорит и президент Российской Федерации В.В. Путин: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным
основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе» [5].
Становление человека и гражданина страны происходит на основе приобретения профессио-
нальных знаний, формирования гражданско-патри-отического сознания и чувства ответственности за исполнение служебных обязанностей. Немаловажную роль в этом процессе играет высшее образование, задачи которого направлены в том числе на формирование у курсантов (слушателей) высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, возвышенного чувства верности своему Отечеству, понимания важных конституционных обязанностей по защите интересов Родины, т.е. на гражданско-патриотическое воспитание.
Основной целью воспитательной работы с курсантами вуза МВД России является всестороннее развитие личности будущего специалиста, обладающего высокой культурой, физическим здоровьем, социальной активностью, качествами гражданина-патриота.
Политическая энциклопедия дает следующее определение понятий патриотизма и гражданственности: «Патриотизм — любовь к Родине, чувство ответственности за ее судьбу, готовность и способность служить ее интересам и способствовать ее успехам в сфере внутренней жизни и на международной арене; гражданственность — комплекс определенных политических, социально-психологических и морально-нравственных качеств политических субъектов» [3, с. 125].
Осуществление гражданско-патриотического воспитания возможно на основе применения различных форм и методов, включая деятельность педагога-куратора как одного из звеньев воспитательного процесса. В воспитательной работе он играет немаловажную роль. Куратор сегодня — это педагог-профессионал, организующий систему отношений в учебном взводе через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для творческого самовыражения каждого курсанта, сохранение его индивидуальности и раскрытие потенциальных способностей и осуществляющий коррекцию процесса социализации.
Важнейшей задачей куратора в современных условиях является привитие чувства уважения и преданности своей стране, понимания сущности внутренней и внешней политики России, т.е. гражданско-патриотическое воспитание. Остановимся на его основных формах. Сегодня получила
распространение такая полезная форма работы, как закрепление за учебными взводами в качестве наставников офицеров-кураторов из числа опытных педагогов, пользующихся уважением и заслуживших определенный статус в учебном заведении.
Большое внимание в курсантских коллективах уделяется воспитательным мероприятиям, посвященным традициям офицерской службы: соблюдению офицерской чести, верности Отечеству и присяге и др.
Педагог-куратор совместно с воспитательным отделом проводят тематические вечера, уроки мужества и видеолектории. Организуется посещение экспозиций музеев истории и боевой славы и выставок, которые проходят с участием офицеров и учащихся школ, над которыми устанавливается шефство.
Также проводятся и другие мероприятия: собрания и митинги, посвященные военно-патриотическим событиям, участие в различных ритуалах полицейской службы. На сегодняшний день практически все такие ритуалы проводятся под флагом России в сопровождении гимна: принятие присяги, торжественные собрания и митинги, возложение венков и цветов к памятникам, прохождения торжественным маршем на парадах, построение и подведение итогов деятельности курсантов за определенный период.
Нельзя оставлять без внимания и духовно-нравственное развитие курсанта, которое является стержнем формирования личности гражданина и патриота России, неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе высшего образования.
Классическая педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, уважение к другим людям, сочувствие и сострадание, что соответствует православным ценностям [1, с. 228], определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное совершенствование.
В основе морали курсанта как будущего офицера неизменны честь, чувство собственного достоинства и долга служения Отечеству. Российский офицер всегда обладал высоким моральным
326
Вестник экономической безопасности
№ 1 / 2016
авторитетом и чувством уважения к сослуживцам и к Родине. Так, в одной из книг для офицерства, популярной в середине XIX в., говорилось: «Влияние офицера должно быть основано не на одном мундире, но и на нравственном превосходстве» [2].
На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что гражданско-патриотическое воспитание это — оказание воспитательного воздействия на обучающихся с целью формирования высокого патриотического сознания, верности долгу, Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей [4].
Несмотря на очевидные успехи в деле патриотического воспитания молодежи, необходимо постоянно совершенствовать формы и методы этой работы, обогащать их новым содержанием, приводить в систему, ориентируясь на новые реалии.
А обновление построенного на сохранении традиций русского патриотизма содержания организационных форм воспитательной деятельности, патриотического воспитания, обеспечивающего развитие у курсантов вузов МВД России высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных, в том числе служебных обязанностей, направленного на социализацию и формирование активной гражданской позиции молодежи, является первостепенной задачей высшего образования.
Литература
1. Зайцева Н.В. Религиозные основы духовности в русском патриотическом сознании: Материалы международного семинара-практикума «Патриотизма без духовности не бывает», г. Руза Московской области, 12 декабря 2013 г. / Под научной редакцией генерал-лейтенанта полиции Н.В. Румянцева и заслуженного работника культуры РФ, профессора С.С. Пылева. Руза: Московский областной филиал МосУ МВД России, 2014.
2. Марченко Г.В. О воспитании молодежи на традициях российского офицерского корпуса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// cyberleninka.ru.
3. Политическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2 / Нац. обществ.-науч. фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семи-гин. М.: Мысль, 2000.
4. Программа патриотического воспитания обучающихся на 2011—2015 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gigabaza.ru.
5. Путин В. О патриотическом воспитании молодежи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.odnako.org.
6. Рязанцева И.Б. Формирование особого механизма рынка, способствующего укреплению общечеловеческих нравственных ценностей. Роль гуманитарных наук и социальных дисциплин в формировании общих и профессиональных компетенций сотрудника органов внутренних дел: материалы научно-практических семинаров и круглых столов (2011—2012 гг.) Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2013.
References
1. Zaitseva N.V. Religioznye osnovy dukhovnosti v russkom patrioticheskom soznanii: Materialy mezhdunarodnogo seminara-praktikuma «Patriotizma bez dukhovnosti ne byvaet», g. Ruza Moskovskoi oblasti, 12 dekabrya 2013 g. / Pod nauchnoi redaktsiei general-leitenanta politsii N.V. Rumyantseva i zasluzhennogo rabotnika kul'tury RF, professora S.S. Pyleva. Ruza: Moskovskii oblastnoi filial MosU MVD Rossii, 2014.
2. Marchenko G.V. O vospitanii molodezhi na traditsiyakh rossiiskogo ofitserskogo korpusa [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru.
3. Politicheskaya entsiklopediya: V 2 t. T. 2 / Nats. obshchestv.-nauch. fond; Ruk. proekta G.Yu. Semigin. M.: Mysl>, 2000.
4. Programma patrioticheskogo vospitaniya obuchayushchikhsya na 2011—2015 gg. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://gigabaza.ru.
5. Putin V.V. O patrioticheskom vospitanii molodezhi [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.odnako.org.
6. Ryazantseva I.B. Formirovanie osobogo mekhanizma rynka, sposobstvuyushchego ukrepleniyu obshchechelovecheskikh nravstvennykh tsennostei. Rol' gumanitarnykh nauk i sotsial'nykh distsiplin v formirovanii obshchikh i professional'nykh kompetentsii sotrudnika organov vnutrennikh del: materialy nauchno-prakticheskikh seminarov i kruglykh stolov (2011—2012 gg.) Ruza: Moskovskii oblastnoi filial Moskovskogo universiteta MVD Rossii, 2013.