В настоящее время российское общество сталкивается с негативными явлениями, которые вызревали в нашем социуме в течение 15-20 последних лет. Экономическая дезинтеграция недавнего прошлого, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали отрицательное влияние на общественное сознание большинства групп населения страны. Резко снизили своё воспитательное воздействие российская культура, искусство и образование как важнейшие факторы формирования патриотизма. Стала всё заметнее постепенная утрата нашим обществом, особенно молодёжью, сначала традиционно советского, а затем и российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где перерастает в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение индивидуализм, агрессивность, равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение к отечественной культуре и истории. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма и нравственности как основы консолидации общества и государства.
В этой связи нравственное и патриотическое воспитание будущей элиты Вооруженных Сил Российской Федерации становится чрезвычайно актуальной проблемой. С какими морально-нравственными и патриотическими ценностями приходит в военно-учебные заведения молодёжь? Что движет курсантами, какие они ставят перед собой цели в жизни? Что представляет собой система нравственно-патриотического воспитания курсантов? На каких ценностях вести работу по нравственно-патриотическому воспитанию сегодня? Целью нашего исследования являлся анализ ответов респондентов на эти и другие вопросы социологической анкеты.
Социологическое исследование было проведено нами в сентябре-декабре 2008 г. Основным социологическим инструментарием при изучении мнения курсантов 6 военных училищ Северо-Кавказского военного округа нами был выбран анкетный метод. Генеральная выборка составила 1 тыс. 200 чел. В итоге опрошено 1102 респондента (874 курсанта и 228 экспертов) с соблюдением квот по полу, возрасту, курсу обучения и др. признакам. В соответствии с задачами исследования опрос проводился среди курсантов всех курсов обучения.
Для полной объективности исследования нами был проведен опрос экспертов (офицеров), непосредственно работающих с курсантами.
Основная гипотеза исследования была сведена к обоснованию тезиса о том, что нравственные и патриотические представления курсантов несколько отличаются от таких же представлений многих их сверстников, поскольку курсанты выбирают профессию, которая называется «Родину защищать», что уже как бы изначально предполагает наличие у будущих офицеров высоких моральных и патриотических мотиваций.
Нынешнее поколение 17-26 летних россиян представляет собой в основном первых представителей социальных преобразований постсоветского времени. Как показывают социологические исследования, современной молодёжи сегодня присущ высокий уровень оптимизма [1, с. 38]. Это вызвано тем, что становление нынешнего поколения происходило в условиях экономического подъёма (наше исследование проводилось до начала августовского кризиса 2008 г.) и роста доходов населения, а плодами успеха, как показывает практика, пользуется главным образом молодёжь.
Современная молодёжь стала прагматичнее в отличие от своих сверстников прошлого века. Так, на вопрос анкеты: «Укажите, пожалуйста, на причину Вашего поступления в военное училище?» 39,8% опрошенных в числе первопричин отметили, что «в будущем эта профессия будет престижной, востребованной и позволит хорошо обеспечить семью». Будущие офицеры, отвечая таким образом, наверное, возлагают большие надежды на реформы, начавшиеся в российской армии.
Вторую и третью позиции в причинах своего поступления по рангу заняли близкие друг к другу ответы: желание защищать Родину - 29,4% и семейная традиция - 13,4%. Заметим, что четверть опрошенных - это курсанты из семей военнослужащих. В этой профессии я себя чувствую настоящим мужчиной -10,4%; мое решение было случайным - 5,4%; мечта детства - 0,9%; получение образования - 0,5%; желание родителей - 0,2%.
Наши респонденты уверены в том, что романтика военной службы довольно высока среди их сверстников. В индикаторах «высоко» и «скорее высоко, чем низко» она составляет 50% от общего числа ответов на эти вопросы. Несколько меньше эта цифра (40%) в ответах пятикурсников. Противоположного мнения о состоянии романтики военной службы в среде молодёжи - эксперты. По их мнению, она «скорее низка, чем высока» - 43%, «низка» - 31%. Вместе это составляет 74%. Это более чем серьёзный показатель.
Чем же объяснить такой разброс мнений? Мы полагаем, что эксперты в своих оценках более «приземлёно», с учётом жизненного опыта, смотрят на юношеский максимализм. У курсантов романтизм может несколько и завышен, но без него профессиональная служба в армии в последующем может стать постылой и неинтересной, даже если она и будет высоко оплачиваться. Как показывает наше исследование, для молодого человека романтика военной службы «завязана» на таких высоких мотивационных понятиях, как: «чувствовать себя настоящим мужчиной» - так думает каждый десятый; «желании защищать свою Родину» - считает каждый третий респондент.
О том, что романтизм - величина непостоянная свидетельствуют следующие факты. Абсолютное большинство курсантов (90%) уверены в выборе будущей профессии. На первом курсе она им очень нравится, но затем интерес начинает постепенно снижаться, и к пятому курсу романтизм «исчезает» у 40% курсантов. Однако «исчезающий романтизм» трансформируется в другое определённое состояние. Так, на вопрос анкеты: «Какими качествами должен обладать будущий офицер?», большинство курсантов, особенно пятикурсники, ответили: «высоким профессионализмом» (5 курс - 82,5%; 1 курс - 73,4%); «высокой порядочностью» (5 курс - 53,2%, 1 курс - 37%); «уважать и ценить подчинённых» (5 курс - 41,6%, 1 курс - 39,9 %); «дисциплиной» - 11,0% и 16,2%; «фанатичным исполнением приказа» - 6,5% и 6,9%.
Ответы курсантов как бы подсказывают нам, что необходимо больше внимания уделять поиску педагогических альтернатив в воспитании патриотизма и совершенствовании военно-профессионального, педагогического мастерства преподавательского состава. Желательно, чтобы у каждого преподавателя была бы целевая программа по развитию у обучающихся чувства преданности и любви к Родине, ответственности за судьбу своего Отечества и народа.
Мы считаем, в новых условиях необходимо установить структурнофункциональную взаимосвязь системы управления образовательным процессом с системой воспитательных воздействий и найти новые возможности усилить воспитание патриотизма в условиях реформирования Вооруженных Сил.
Очевидным становится выработка системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Система патриотического воспитания должна предусматривать формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма и интернационализма в
процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов, тем более в высших военно-учебных заведениях.
Сегодня существующая система патриотического воспитания направлена на формирование высокого сознания, конституционных обязанностей по защите интересов Родины в мирное и в военное время. Содержание патриотического воспитания включает культурно-исторический, социально-политический, психо-лого-педагогический, духовно-нравственный, военно-физический компоненты. Приоритетными направлениями патриотического воспитания должны стать формирование у граждан России традиционного чувства гражданской гордости, воспитание патриотизма, веротерпимости, уважения к другим народам.
Известно, что среди духовных качеств российских граждан особое место занимает любовь к Родине, как одного из важнейших признаков патриотизма. И это понятно, т.к. он является ярким проявлением народного, национального самосознания. Ведь самосознание любого общества начинается с истории. Хорошо известно, что её символически значимые факты и события составляют смысловую основу национальной и гражданской идентичности. Историческое сознание граждан - явление не статистическое, оно подвержено постоянному, но незаметному воздействию повседневных перемен.
Результаты социологического зондирования исторических представлений, особенно молодых людей, являются инструментом социальной диагностики и могут иметь важное значение в нахождении оптимальных вариантов повышения эффективности патриотического и нравственного воспитания молодёжи, а в нашем случае курсантов военных училищ.
Большинство наших респондентов (77,5%) гордятся историей своего Отечества и считают, что «нет лучше страны, чем Россия». И это, при всём том, что в последние 15-20 лет отечественная история была сферой острых политических разногласий, многие её периоды неоднократно пересматривались и, видимо, ещё будут попытки ревизий. Гордятся военными успехами России - 9,5% курсантов. Многие из респондентов в своих размышлениях о прошлом и будущем страны были весьма критичны. Так, 10,8 % от общего числа опрошенных считают, что «стране не хватало умных правителей». По мнению других, после распада СССР гордиться особо нечем Встречались и такие, кто утверждал, что Россия - разваливающаяся страна (один ответ).
На вопрос анкеты: «Какие достижения нашей страны сегодня вызывают у Вас особые патриотические чувства?» все опрошенные на первое место (курсан-
ты - 28%, эксперты - 31%) поставили победу советского народа в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). О том, что это событие стало символом для всех народов и национальностей свидетельствуют и другие социологические опросы. Феномен победы в Великой Отечественной войне в общественном сознании населения страны можно объяснить тем обстоятельством, что это историческое событие после распада СССР стало позитивной опорой и символом общенационального единения россиян. На второе место респонденты поставили «спортивные успехи последних лет (хоккей, футбол и др.)» - 25% курсанты и 18% - эксперты. На третье место вышли по значимости политические позиции российского руководства по принуждению грузинских агрессоров к миру: 16% -курсанты и 19% - эксперты, на четвёртое место - достижения в космосе и науке. Меньше всего патриотизма вызывает у наших респондентов «состояние демократических преобразований в стране» (2% и 3% - соответственно).
В нашем исследовании курсанты сами оценивали «уровень патриотизма среди своих сверстников (однокурсников)». Одни считают этот уровень «высоким» - 29%, а другие «скорее высоким, чем низким» - 42% (всего 71%). В оценках же индивидуального восприятия патриотизма этот показатель очень высокий - 92%. Эксперты несколько ниже представляют патриотическое сознание курсантов - 45%.
Весьма своеобразно выразил свои патриотические чувства один из курсантов, который написал в анкете: «Мой патриотизм подпитывается собственными мечтами о переменах к лучшему». Другой курсант отметил: «Если я патриот, то должен радоваться всем успехам, даже мелочам, а из мелочей складывается наша жизнь». А вот мнение одного из экспертов: «Государство не обеспечивает своих защитников ни жильем, ни финансово (в должной, хотя бы, достаточной мере), вот и остается служить «за идею», - вот и весь патриотизм».
Если сравнивать наши данные с аналогичными исследованиями, например, с ценностными ориентациями студентов Магнитогорского государственного технического университета [2, с. 116], то более «патриотичными» выглядят ответы курсантов на весьма схожие вопросы. Сравнивая их, мы можем утверждать, что наша гипотеза нашла своё подтверждение в главных её смыслах.
Известно что, героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта ещё сохраняют качества нравственных идеалов, что создаёт реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по военно-патриотическому вос-
питанию молодёжи с учетом сложившихся тенденций, связанных с консолидацией общества и подъёму патриотизма.
Процессы, происходящие в нашей стране, изменили не только экономику, политику, культуру, но и самих граждан. Изменились нравственные ориентиры и установки, цели и средства достижения поставленных задач. У многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утрате нашим обществом и его гражданами «золотого века» морали и о наступлении эпохи равнодушия и эгоизма. Чаще всего в этих «грехах» упрекают молодёжь. Неужели действительно последние 15-20 лет радикально изменили граждан, лишили их нравственной опоры, разрушили традиционные основы морального бытия? Или ситуация сильно преувеличена? При опросе нам было интересно узнать, как курсанты соотносят сегодня межу собой нравственные нормы и идеалы, которые были в прошлом? Не стали ли они для них анахронизмами?
В анкете был такой вопрос: «Могли бы Вы сегодня считать своим жизненным (то есть нравственным) кредо наставление отца своему сыну из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников, за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду!». 76% респондентов от общего числа опрошенных готовы следовать такому нравственному императиву. Среди пятикурсников таковых - 82%, а среди курсантов первых курсов - 76%. Но с курсантами не согласны их «оппоненты» - эксперты. Они считают, что только 32% курсантов способны следовать такому нравственному постулату.
Такое расхождение в оценках можно объяснить различием межпоколенче-ского понимания того, что есть нравственно, а что безнравственно. Сегодня люди поставлены в такие экономические и социальные отношения, что вынуждены постоянно приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям. Многие из них, особенно молодёжь, научилась весьма активно и искусно обходить нормы, диктуемые обществом и государством. Она меньше рефлексирует по вопросу о моральности или аморальности того или иного поступка. Однако традиционные ценности и смыслы, правила человеческого общежития по-прежнему актуальны среди россиян, в том числе и среди молодёжи.
По ряду вопросов позиции курсантов и экспертов близки друг к другу. Например, на вопрос анкеты: «Важно ли в наше время быть духовно-нравственным человеком?» 78% первокурсников и 81,2% - пятикурсников ответили «да, необходимо»; «нет» - 6,4% и 5,2%; «затрудняюсь ответить» - 15,6% и 13,6% - соот-
ветственно. Эксперты ответили: «да, необходимо» - 80%; «нет» - 12%; «затруднились ответить» - 8%.
Судя по ответам наших респондентов пессимизм по поводу моральной деградации нашего общества все же преждевременен. Обеспокоенность людей состоянием морально-нравственной ситуации в стране - это понятное состояние, которое свидетельствует не столько об утрате традиционных корней, сколько, прежде всего, признак того, что граждане России осознают необходимость поиска путей выхода из состояния современной моральной деградации части общества.
В контексте нашего исследования нам важно было выяснить, хоть и схематично, отношение курсантов к морально-нравственным ценностям народов Северного Кавказа. Ведь межнациональные и этноконфессиональные отношения в России - это область повышенных социально-политических рисков, где возникшие противоречия легко идеологизируются, а национализм становится способом политической и этнической мобилизации. От того, как будут сегодня выстраиваться отношения между различными национальностями, особенно в таком многонациональном регионе, как Кавказ, зависит очень многое. Достигнутое сегодня межнациональное согласие на Северном Кавказе в значительной степени зависит от настроений сегодняшней молодёжи, которая через 10-20 лет будет определять социально-экономический, политический и культурный вектор страны. А для будущих офицеров, которым предстоит проводить воспитательную работу в подразделениях с представителями многих национальностей, знание истории, традиций, морально-нравственных ценностей народов России позволит выстраивать в своих подразделениях дух толерантности и уважения друг к другу независимо от национальной принадлежности подчинённых.
Научить жить вместе и уважать друг друга независимо от национальной принадлежности - это одна из сложнейших задач воспитания молодых людей, так как людям свойственно высоко оценивать себя и одновременно предвзято, необъективно относиться к другим. В связи с этим формирование и развитие толерантности по отношению к другим людям, их убеждениям, культурным различиям способствует более полному и осмысленному пониманию своей культуры, традиций, ценностей, что содействует формированию сопричастности к отечественной истории, традициям и достижениям.
Многие исследователи межнациональных отношений (Р.Г. Абдулатипов, С.А. Арутюнов, Ю.В. Арутюнян, Т.И. Афасижев, Л.М. Дробижева,
Ж.Т. Тощенко, Ю.Г. Волков, А.Г. Здравомыслов, В.Е. Чиркин и многие др.) отмечают, что в России возникли и всё более широко распространяются среди молодёжи различные формы национализма, самая крайняя из них - движение скинхедов.
Так, у 25% курсантов военных училищ полиэтничного региона и почти половины опрошенных студентов Магнитогорского государственного технического университета вызывают неприятие представители других национальностей, проживающие в России [2, с. 116]. Социологи называют такое явление «селективным» или «избирательным» национализмом. Появление среди молодёжи такого рода национализма они связывают с реалиями нынешней российской повседневности и, прежде всего, с межэтнической конкуренцией в разных сферах жизни [1, с. 38].
Как показал наш опрос, не все курсанты испытывают неприязненные отношения к представителям других этносов. Так, у 69% они нормальные, а у кого-то и доверительные. Такие отношения возникли у этой группы респондентов, быть может потому, что Северный Кавказ, как многонациональный регион, предполагает интенсивность контактов людей и культур. Например, большинство респондентов (66%) отмечают, что им приходилось встречаться с моральноэтическими «кодексами» народов Кавказа (адыгагъэ, апсуара, намыс, нохчалла, палгай эздел и др.). Речь идёт о таких культурных комплексах, как: 1) воинском долге и стиле жизни; 2) кавказском гостеприимстве; 3) хозяйственнокультурном; 4) семейно-брачных отношениях и др. Они-то и составляют субстанцию этих «кодексов». Выработанные в таких комплексах нравственнопатриотические ценности, их иерархия воплотились в морали, этике, нравах и других элементах культуры народов Северного Кавказа. Они были обусловлены этническими императивами долженствования, закреплёнными у всех автохтонных народов в морально-этических нормах, как адыгагъэ, апсуара, намыс и др. [3, с. 102]. Курсанты и эксперты в своих ответах особенно выделили присутствие в них «взаимопомощи и взаимовыручки» (44%), а эксперты выделяют и другую ценность «уважение и почитание старших» (52%).
Как этническую ценность обе группы опрошенных отметили - «взаимоотношение между младшими и старшими» (13% - курсанты) и (48% - эксперты). В таких отношениях (младший - старший) некоторые респонденты (в каких-то аспектах) видят уставные отношения между командирами и подчиненными. Такое позитивное отношение к традициям горских народов Кавказа можно объяснить
тем, что в условиях российского общества эти культуры показали способность противостоять энтропийным процессам, стали каналом и средством адаптации кавказских народов к современным условиям. В этих культурах востребован не весь традиционный ресурс, а лишь те сегменты, которые могут быть востребованы в нынешней ситуации для приспособления к модернизационным процессам или для обеспечения сохранности ментальной идентичности. Такие часто встречающиеся проявления солидарности как «взаимовыручка», «взаимопомощь» и др., наши респонденты выделили в качестве позитивной ценности. Всё это позволяет, по их мнению, кавказским этносам легче приспосабливаться к изменениям среды и достигать высоких результатов, по сравнению с другими этническими группами, но, с другой стороны, эти же связи активно могут использоваться в криминогенной сфере, а при интенсивной политизации этничности становиться культурной легитимизацией этноцентризма.
Можно утверждать, что все респонденты в оценке наличия этических ценностей у горских народов Северного Кавказа проявили патриотизм, который предполагает толерантность и уважение к традициям соседних народов, стремление обогатить свою культуру опытом и самобытностью других культур.
Российский патриотизм носит интернациональный характер. Люди независимо от вероисповедования, культуры по праву называют себя россиянами. Так, на вопрос анкеты: «Можете ли Вы, не отрицая своей национальности (русский, адыг, украинец и т.д.), сказать о себе «Я - россиянин»?, ответили: «да» - 95%, «нет» - 3%; «затрудняюсь ответить» - 2%.
Анализируя ситуацию в целом, необходимо отметить, что процессы межнациональных отношений в России и, в частности, в таком «проблемном» регионе, как Северный Кавказ, «материя» очень деликатная и тонкая, требующая к себе постоянного внимания и учёта в воспитательной работе среди молодёжи и не только.
Для выстраивания продуктивных человеческих взаимоотношений без оглядки на этническую принадлежность нужна основательная основа. Такой основой, на наш взгляд, может стать патриотизм, если под ней понимать стремление российского общества иметь настоящее и будущее для всех россиян независимо от их национальной принадлежности. Но это не возможно без выстраивания толерантных отношений в обществе. Толерантность предполагает снятие дихотомии «свой - чужой». Как нравственная парадигма она должна проявляться в
уважительном отношении к другим взглядам, народам, культуре, в том числе и к своей.
Таким образом, патриотическое и нравственное воспитание в армии более чем необходимо. Главное научиться делать правильные выводы из уроков истории, а такие понятия как «патриотизм» и «нравственность» должны стать жизненным кредо, мерилом поступков и устремлений будущих офицеров. Особая доля ответственности за него возложена на руководящий и преподавателей состав военных училищ как воспитателей молодого поколения. Духовное богатство, нравственная воспитанность, физическое совершенство каждого выпускника военного училища должны быть более высокими, чем у тех, кого он призван обучать и воспитывать.
Наше исследование показало, что курсанты ясно представляют себе, что без высоких нравственных и патриотических устремлений они не могут состояться как личности и как военные профессионалы. Может быть, эти желаемые качества у них несколько завышены, но этот недостаток перекрывает достоинство позитивных мотиваций найденных нами в ходе научного исследования.
С другой стороны, стремление молодых людей к высоким моральным устоям свидетельствует о том, что в российском обществе моральнопатриотические устремления не потеряли своего стержня, своей основы, хотя они подвергаются тотальному влиянию из вне и сильнейшей трансформации. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения в культуре, искусстве, науке, космосе, традиционные ценности и смыслы этносов России сохраняют качества нравственных идеалов. Всё это создаёт реальные предпосылки для эффективного патриотического и нравственного воспитания, формирования идейных позиций военной и гражданской молодёжи.