Научная статья на тему 'Патриотизм и гражданский национализм в сознании студенчества'

Патриотизм и гражданский национализм в сознании студенчества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2668
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / НАЦИОНАЛИЗМ / ЭТНИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ / ГРАЖДАНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ / ЦЕННОСТЬ / КОРРЕЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ешев Марат Альбекович

В статье анализируются понятия «патриотизм» и «национализм», рассматривается корреляция патриотизма с гражданским национализмом. На основе анализа социологического материала делается вывод о том, что в студенческой среде патриотизм и национализм противопоставляются друг другу, при этом автор отмечает невозможность выделения студентами Республики Адыгея гражданского национализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотизм и гражданский национализм в сознании студенчества»

УДК 316. 614 - 053.6:37.035.6 ББК 60. 028.131 Е 96

Ешев М.А.

Патриотизм и гражданский национализм в сознании

студенчества

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье анализируются понятия «патриотизм» и «национализм», рассматривается корреляция патриотизма с гражданским национализмом. На основе анализа социологического материала делается вывод о том, что в студенческой среде патриотизм и национализм противопоставляются друг другу, при этом автор отмечает невозможность выделения студентами Республики Адыгея гражданского национализма.

Ключевые слова:

Патриотизм, национализм, этнический национализм, гражданский национализм, ценность, корреляция.

Проблема консолидации российского общества в современных условиях актуализирована в теоретическом и практическом аспектах. Совершенно справедливо отмечалось на парламентских слушаниях Госдумы РФ в декабре 2008 года, что необходимо дополнить существующую Федеральную Целевую Программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы» мерами, направленными на развитие гражданского правосознания, политико-правовой культуры, формирование общероссийской гражданской идентичности. Для полиэтничной и поликонфессиональной Республики Адыгея проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи, в частности студенческой молодежи, особенно актуальна. В процессе негативных трансформаций постперестроечного периода произошла переориентация сознания молодежи, в результате молодое поколение, лишившись традиционных моральных ценностей, погрузилось в духовную пустоту. Однако, идея российского патриотизма и гражданского национализма, нацеленная на формирование общероссийской нации и закрепление образа «россияне», способна существенно ускорить решение указанной проблемы. В настоящей работе под термином «гражданский национализм» будет пониматься «комплекс разделяемых населением государства ценностей, правовых и других норм, а также политических и культурных символов, которые оформляют представление о стране как национальном государстве и о ее народе - как нации»[1; 586]. Необходимо отметить и тот факт, что зачастую смысл понятий «патриотизм» и «национализм», а также их соотношение не находит должного понимания в общественном сознании россиян, что обусловлено негативным смыслом употребления термина «национализм».

В связи с этим в данной статье ставится цель - проанализировать понятия «патриотизм» и «национализм» и выявить взаимосвязь патриотизма с гражданским национализмом. В основу работы положены данные социологического исследования, проведенного нами в декабре 2008 г. - феврале 2009 г. в Республике Адыгея. В качестве метода сбора социологических данных использовалось анкетирование. Объектом исследования являлись студенты Адыгейского государственного университета, Майкопского государственного технологического университета и всех филиалов высших учебных заведений в Республике Адыгея. Применялась случайная пропорциональная выборка. Объем выборки составил 800 респондентов, в том числе: 464 девушки, 324 юноши.

Патриотизм - неоднозначное понятие, являющееся предметом рассмотрения многих научных дисциплин. Вследствие чего в социально-гуманитарных науках сложилось множество подходов к определению содержания патриотизма. Само

содержание патриотизма имеет сложную и многоуровневую структуру, отражает различные аспекты, связанные с духовно-нравственным состоянием индивида, с взаимоотношением его с обществом, с государством и т.д. Различные научные подходы к этому феномену раскрывают разные стороны этого явления, указывают на разнообразность и неоднозначность его трактовки.

Традиционно патриотизм интерпретируется как чувство любви к своей Родине. Данный подход можно обозначить как чувственный. При таком определении основу содержания патриотизма составляет высоко-эмоциональное отношение к родному краю, родительскому дому, к своему Отечеству в целом. Именно так понимается этот термин большинством людей, в том числе и студенческой молодежью Республики Адыгея. Для 40% от общего числа респондентов патриотизм - это любовь к Родине; 25% выбирают ответ «гордость своим Отечеством»; 16% - «уважение культуры, истории страны»; 15% -«любовь к своей семье, к родному краю» и всего 4% понимают под патриотизмом «любовь к народу». В данном аспекте понятие «патриотизм» органично связано с понятием «Родина», его историческим прошлым. Для 54% студентов понятие «Родина» ассоциируется со страной, в которой они родились; 18% респондентов считают своей родиной Российскую Федерацию; 17% - государство, в котором живут; 11% - место рождения.

Сравнивая ситуацию с данными по России, отметим, что в начале XXI века для большинства россиян понятие «Родина» отождествлялась с родным краем. Согласно статистическим данным Фонда общественного мнения, в марте 2001 года 49% процентов респондентов воспринимали Родину как место своего рождения [1], что говорит о доминировании образа «малой» Родины в общественном сознании российского общества. Сравнительный анализ данных нашего исследования с данными Фонда общественного мнения позволяет отметить тот факт, что в сознании современной молодежи начинает превалировать образ «большой» Родины.

Необходимо отметить, что любовь к родине есть особая разновидность чувства любви. Она представляет собой первичное эмоциональное выражение души и духа интимно-личностного характера. Термин «любовь» предполагает, в первую очередь, определенную духовную связь между объектом любви, то есть Отчизной, этническими ценностями, родным языком и т.д. и субъектом-индивидом. Проявление такого возвышенного чувства формирует привязанность к родному краю, заботу о будущем своей страны, готовность к самопожертвованию. Формируясь в процессе социализации личности на базе множества социальных отношений, питаясь их энергией и отдавая им свою, любовь к родине является самобытным способом человеческого мироотношения. Как первичная эмоция любовь к родине может быть основой целой системы воззрений и идей. Исходя из этого, патриотизм воспринимается как ярко выраженное позитивное отношение к отечеству, проявление в абстрактной форме любви к природе, родному краю, отчему дому и т.д. Это чувственный патриотизм, который представляется как многообразное проявление возвышенного чувства любви к Родине (Отечеству), особенно в духовном и нравственном смысле. В нем безотносительно к характеристике субъекта подчеркивается, выделяется направленность, возвышенность самого чувства к объекту, который имеет для субъекта исключительное значение.

Наряду с эмоциональной в содержании патриотизма отражается еще и деятельностная составляющая. Сила патриотического чувства не ограничивается лишь глубиной и возвышенностью любви к Отечеству, а побуждает индивида к активным действиям, поступкам на благо своей Родины. Такого рода деятельность является не только условием, но и критерием истинного патриотизма. Данную точку зрения разделяют и современные студенты Республики Адыгея. На вопрос «В чем для Вас заключается главная ценность патриотизма?» 54% ответили, что патриотизм побуждает действовать во благо своей страны, так считают 59% девушек и 41% юношей; 30% полагают, что главная ценность патриотизма в том, что он формирует чувство гордости за свою страну; 13%

разделяют мнение о том, что патриотизм нацелен на сохранение целостности России, и всего 3% полагают, что это основной способ решения межнациональных конфликтов.

От того, каков вклад той или иной личности в развитие Отечества, насколько та или иная деятельность соответствует вопросам его укрепления, зависит и патриотизм, уровень его сформированности и степень проявления у конкретного субъекта. Характерной особенностью данного направления является необходимость реализации патриотичности посредством конкретных действий в интересах Отечества. По своей сути - это одно из высших, наиболее значимых чувств, воплощенное в действенную побудительную силу, реализующую это чувство в процессе целеустремленной социальной деятельности граждан в интересах общества, на благо Отечества. Причем патриотические чувства интерсубъективны. Это означает, что патриотизм, будучи первичной целостной эмоцией, индивидуальным чувством любви, одновременно способен сплачивать, объединять многих людей в единые общности, в единое «мы».

В зависимости от исторических, политических и прочих условий объект патриотизма может видоизменяться, поэтому в следующем подходе в качестве объекта патриотизма выступает государство вследствие чего, такой подход может быть назван государственным патриотизмом. Сторонники данного подхода полагают, что государство как высшая форма организации и высшая ценность, выступает главным объектом высших чувств и помыслов личности и общества, в том числе и патриотических. Появление такой разновидности патриотизма было востребовано необходимостью консолидации усилий для формирования и позитивного развития государства и различных форм государственной власти. Осмысление главной идеи этого направлении предполагает понимание патриотизма как проявления его субъектами чувства национальной гордости за страну, в активном участии граждан в государственной деятельности, направленной на укрепление государственности как одного из важнейших условий функционирования общественных институтов, развития общества и личности. Приятно осознавать, что, согласно данным нашего исследования, 65% студентов гордятся тем, что живут в России; 25% не испытывают чувства гордости, но страну менять не хотят; 7% относятся к своей стране безразлично. Но все же есть и те, кто ненавидит Россию, и при первой возможности уедут из нее (3%). Необходимо отметить, что юноши чаще выбирают ответ «Я ненавижу Россию, и при первой возможности уеду отсюда», а безразличное отношение к своей стране проявляет одинаковое количество, как женского пола, так и мужского. При этом уехать навсегда из страны желают 6% от общего числа респондентов, 50% - только на отдых, 18% - на временную работу, еще 18% - на учебу или стажировку, а 8% не уедут из России ни при каких условиях.

Социологическое исследование, проведенное Институтом социологии РАН, показывает, что в 2007 году в масштабе всей страны процент молодых людей, желающих переселиться в другую страну, составлял 9%. Кроме того, приблизительно 25% опрошенных хотели уехать на временные заработки за рубеж, а свыше 25% - поучиться в другой стране мира[2; 68]. Итак, сравнительный анализ данных позволяет утверждать, что большинство современных студентов, как России, так и Адыгеи, ориентировано на то, чтобы жить и работать на Родине.

Кроме того, в государственном подходе к содержанию патриотизма личность наделена специальным статусом - гражданством, который можно охарактеризовать как правовую и социальную связь между личностью и государством. Гражданско-патриотическое воспитание является обязательным критерием укрепления и прогрессивного развития государства. Данный подход тесно связан с идеей общенационального патриотизма, направленной на создание единой гражданской российской нации.

Следующий подход характеризуется духовно-религиозным содержанием патриотизма. Данный подход имеет самую богатую традицию. Это обусловлено значительным вкладом в его разработку представителей Церкви, философии, искусства.

В.С. Соловьев, один из ярких представителей духовно-религиозного подхода, писал: «Для христианского народа высшее благо есть воплощение христианства в жизни, создание вселенской христианской культуры. Служить этому делу есть наша христианская и, вместе с тем, патриотическая обязанность, ибо истинный патриотизм обращается на то, в чем главная нужда народа. Ныне главная настоятельная нужда нашего народа - это недостаток высшего духовного влияния и руководительства, недостаточная действенность христианского начала в жизни.»[3; 290]. В таком понимании духовность выступает в качестве наивысшей ценности - только через нее человек способен прийти к истинному патриотизму. Патриотическое воспитание же рассматривается как важнейший этап духовного развития личности. Духовность выступает сущностным качеством патриотизма. Она показывает уровень развитости самосознания людей, выражает их мировоззрение, отношение к нуждам и потребностям общества, а в конечном итоге становится показателем социально-политической и нравственной зрелости личности. Духовность как уникальное свойство личности начинает играть все более заметную роль в современном общественном развитии России.

К сожалению, сегодня патриотизм не занимает доминирующего положения в ценностной иерархии студентов Республики Адыгея. Так, из десяти предложенных ценностей (семья, национальность, свобода, знание, экономическая независимость, дружба, патриотизм, счастье, душевный комфорт, здоровье) наиболее значимыми являются семья, здоровье, счастье. Патриотизм занимает девятое место в списке указанных ценностей и является наименее значимым наряду с национальностью. Значимость семьи для современной молодежи находит отражение и в следующих ответах. Например, на вопрос «Что для Вас является более значимым?» 40% выбирают «любовь к родителям»; 30% - «отношение к близкому человеку»; 17% - «самосовершенствование как личности»; 6% - «высокооплачиваемую работу», и только для 7% более значимым является «возрождение России как сильной Державы». При этом для девушек более значимым является отношения с близким человеком, тогда как для юношей - любовь к родителям. Семью как главную ценность отмечало и молодое поколение в начале XXI столетия. Так, в ноябре 2001 года 38% опрошенных молодых людей считали важнейшей ценностью - семью, затем - свободу (14%) и успех (9%), патриотизм же отметило всего 3% респондентов [4].

Интерес представляет рассмотрение патриотизма во взаимосвязи с национализмом, в частности с гражданским национализмом. Заметим, что до недавнего времени в научной литературе господствовал классический подход к пониманию национализма. Согласно такому подходу под национализмом понималась идеология, главной идеей которой являлось национальное превосходство и национальная исключительность. Однако современный неклассический подход позволяет по-новому осмыслить данный феномен.

Большинство исследователей национализма рассматривают его в двух аспектах: 1. национализм - это либо деятельность в сфере политики, либо форма политики, либо форма политической культуры; 2. национализм - это либо идеология в целом, либо особая форма идеологии, либо идеологическое движение.

Хотя дискуссии о национализме продолжаются не один десяток лет, до сих пор нет универсального определения. Но эти дискуссии привели научное сообщество к пониманию того, что «национализм - это не единое явление, а совокупность взаимосвязанных идеологий и политических практик, так или иначе ссылающихся на приоритет нации перед другими формами организации жизни»[5; 20]. Поэтому на наш взгляд, наиболее комплексно определил понятие «национализм» В.А. Тишков. Согласно его точки зрения, национализм представляет собой «идеологический концепт и основанную на нем политическую практику, которые базируются на том, что коллективные общности под названием нации являются естественной и легитимной основой организации государств, их хозяйственной, социальной и культурной жизни, и

члены нации должны демонстрировать свою преданность, а государство и лидеры -ставить выше всего и отстаивать интересы нации» [6; 24].

Помимо достаточно распространенной классификации, согласно которой выделяют примордиалистский (сторонники этой школы исходят из представления об изначальности, извечности этнических аспектов социальной жизни), инструменталистский (основывается на парадигме социальных интересов и этнической мобилизации) и конструктивистский (этносы и связанные с ними иные субстанции рассматриваются как идеальные модели, конструкции, которые создает политическая элита для достижения каких-либо целей) подходы, существуют и другие типологизации национализма. Так, исследовательская группа под руководством Л.М. Дробижевой фиксирует следующие типы: национализм классический, выражающий стремление к полной независимости; национализм паритетный с ярко выраженным стремлением к возможно полному суверенитету, который в силу внешних и внутренних условий ограничен за счет передачи части полномочий центру; экономический национализм, при котором доминирующей в декларациях и действиях является самостоятельность в экономической сфере, и эта самостоятельность рассматривается элитой как путь к возможно полному суверенитету; защитный национализм, при котором доминируют идеи защиты культуры, языка, территории, демографического воспроизводства и т.п.; модернизационный национализм, при котором доминируют «идеи инновационного прорыва»[7; 48]. Но, в конечном счете, в современной науке общепризнанным является разделение национализма на два основных типа. Это обусловлено пониманием, что такое нация. Учитывая дифференциацию «французской» и «немецкой» моделей нации, выделяют: гражданский (государственный) и этнический (этнонационализм).

Этнический национализм основан на признании нации высшей формой этнической общности, которой принадлежит исключительное право обладания государственностью Его принято разделять на два типа: политический и культурный. Основными критериями выступают цели, которые доминируют в идеологии и политической практике. Политический этнонационализм имеет целью достижение или сохранение государственности в каких-либо формах. Для культурного этнонационализма характерным признается стремление сохранить этническое самосознание, язык, целостность народа. Многие исследователи национализма признают, что именно политический этнонационализм имеет большой конфликтогенный потенциал. Поэтому этот тип национализма чаще всего и подвергается критике. Нередко с указанным типом национализма отождествляется национализм в целом. В частности, такая позиция характерна для массового сознания россиян. В целом культурный этнонационализм признается более либеральной формой, но и он при определенных условиях может приобретать негативную направленность. Например, когда под видом сохранения самобытной культуры начинается реставрация отживших обычаев, традиций, образа жизни и их насильственное распространение. Негативными являются и устремления противопоставить свою культуру культуре других этносов, то есть когда культивируются этноцентризм. Другими словами, в природе культурной разновидности этнического национализма также обнаруживается конфликтогенный потенциал.

В основе гражданского национализма находится гражданская нация, включающая в себя все население государства, обладающее общим самосознанием и общими элементами культуры, при этом сохраняется этническое, религиозное и расовое разнообразие. Гражданский национализм рассматривает нацию согласно международно-правовому толкованию как согражданство людей на определенной территории. Именно конкретное сообщество граждан является доминирующим по отношению к другим сообществам. Гражданский национализм, как правило, характерен для консолидированных демократий, этнический национализм - для авторитарных и переходных режимов, новых демократий. В принципе гражданский национализм признается демократической ценностью, но и он может приобретать агрессивные формы, трансформируясь в шовинизм. Гражданский

национализм также называют территориальным, и по экзистенциальной сущности он может быть отождествлен с патриотизмом.

Гражданский национализм в своих некрайних формах близок к общенациональному патриотизму, каким является зарождающийся российский патриотизм. Такой патриотизм немыслим без общепринятого образа своего государства и выражения высоко-эмоциональных чувств в отношении своего народа (нации). С другой стороны, государственный национализм не может существовать без любви к Родине в широком понимании этого слова. Однако, такое соотношение патриотизма и национализма не находит отражение в сознании молодежи. На вопрос «Для Вас термины «патриотизм» и «национализм» тождественны?» подавляющее большинство (90%) опрошенных ответили «нет», 8% - «да» и 2% затруднились ответить или вообще не знают, что такое национализм. При этом 29% полагают, что патриотизм и национализм противоречивы; 25% - противоположны; 24% - взаимосвязаны и 22% считают, что частично совпадают. Данные результаты очевидно демонстрируют, что в сознании студенческой молодежи продолжает превалировать традиционный взгляд на национализм, который используется с негативным смыслом. К тому же российский патриотизм и гражданский национализм нацелены на сохранение целостности нашего государства, но в современных реалиях эти термины не будут иметь особого смысла или их возможности будут сильно ограничены без признания наличия самой российской нации.

Делая выводы, необходимо отметить ряд положений. В студенческом сознании любовь к Родине продолжает оставаться малозначительной ценностью, при этом само понятие «Родины» постепенно начинает ассоциироваться со страной в целом, а образ «малой» Родины практически не находит отражения в молодежной среде. Термин «национализм» по-прежнему оценивается негативно, к тому же сохраняется невозможность выделения и понимания гражданского национализма студентами. В связи с этим взаимосвязь патриотизма и гражданского национализма не находит понимания у современной студенческой молодежи, что существенно снижает консолидирующие возможности и патриотизма, и национализма.

Примечания:

1. Национализм в мировой истории / под ред. В.А. Тишкова и В.А.

Шнирельмана. М., 2007.

2. Опрос населения в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 24-25 марта 2001 г. Ц^: http://www.fom.ru.

3. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты / Институт социологии РАН. М., 2007.

4. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России // Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М., 1989.

5. Всероссийский опрос городского и сельского населения. 24 ноября 2001 года. Ц^: http://www.fom.ru.

6. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х

годов / Л.М. Дробижева, А.Р. Аклаев, В.В. Коротеева и др. М., 1996.

7. Национализм в мировой истории / под ред. В.А. Тишкова и В.А.

Шнирельмана. М., 2007.

8. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.