Научная статья на тему 'Вятский государственный университет: концепция развития'

Вятский государственный университет: концепция развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вятский государственный университет: концепция развития»

Е. ПИМЕНОВ, профессор, ректор

Вятский государственный университет -это широкопрофильный классический университет, реализующий многоуровневую подготовку бакалавров, специалистов, магистров и научных кадров высшей квалификации, а также выполняющий научные фундаментальные и прикладные исследования.

В нашем университете разработана концепция развития вуза на ближайшее будущее, в основе которой - конкретная программа действий, обеспечивающих трансформацию традиционного университета в университет инновационного типа. Поставлена непростая задача: сохранение и развитие научно-технического потенциала университета, укрепление взаимодействия науки и образования, науки и производства в условиях рыночной многоукладной экономики страны. Университет должен не только органично вписаться в существующую инновационную инфраструктуру Кировской области, но и концептуально, функционально и ментально стать центром кристаллизации инновационной деятельности региона.

Миссия Вятского государственного университета - это подготовка высококвалифицированных кадров нового поколения, имеющих фундаментальные естественно-научные и гуманитарные знания, владеющих навыками в инновационной деятельности и обладающих высокими гражданскими и нравственными качествами патриотов России.

Вятский государственный университет: концепция развития

Такая подготовка основывается:

■ на широком проведении в университете фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям науки, техники и технологий;

■ на развитой материально-технической и информационной базе;

■ на применении современных методов и форм организации образовательного процесса;

■ на комплексном подходе к формированию личности специалиста;

■ на эффективных организационноэкономических методах управления;

■ на заботе о материальном и духов-

ном благополучии сотрудников, студентов и аспирантов.

Сформулированная миссия и поставленные перед университетом цели определяют приоритеты его развития:

• высокое качество образовательной и научной деятельности, которое обеспечивается их интеграцией и взаимообогащени-ем, а также созданием системы управления качеством образования;

• востребованность экономикой и обществом выпускаемых университетом специалистов и результатов научной деятельности, что требует стратегического партнёрства университета и правительства Кировской области, тесного взаимодействия с работодателями, формирования региональной образовательной системы;

• благоприятные условия для эффективной и плодотворной деятельности научно-педагогического коллектива, поддержка научных и научно-педагогических школ;

• инвестиции в кадровое развитие, обеспечение конкурентоспособного уровня оплаты труда, создание благоприятных социальных условий для работников университета и обучающихся;

• развитая современная материальнотехническая база образовательной и научной деятельности;

• высокотехнологичная инновационная инфраструктура университета.

Обеспечение приоритетов развития университета достигается соблюдением ряда основных принципов:

> инновационный подход ко всем видам деятельности, поддержка предпринимательства;

> проектно-ориентированный подход, обеспечивающий концентрацию необходимых ресурсов для решения важнейших проблем;

> интеграция и кооперация с другими научными и образовательными организациями Кировской области, страны и мира;

> сочетание фундаментальности образования с гибкой его адаптацией к динамично меняющимся потребностям го-

сударства, общества, работодателей, личности;

> стратегическое управление университетом, базирующееся на диверсификации видов деятельности и на многоканальнос-ти источников развития университета;

> воспитание в среде сотрудников и студентов духа корпоративности и гордости принадлежностью к ВятГУ;

> академическая автономия, демократичность, открытость управленческих процедур, прозрачность финансового менеджмента;

> централизация базовых функций управления и материальных ресурсов для решения стратегических задач, приоритет перспективных целей над текущим потреблением.

На первый план образовательной политики современной России как на федеральном, так и на региональном уровнях выхо-дитразработка прогнозов, сценариев и стратегий. Новая парадигма управления требует использования вузами современных технологий управления - стратегического планирования и внедрения системы управления качеством (СМК).

Стратегическое планирование дает возможность управлять вузом в стремительно меняющихся условиях, которые зависят от множества факторов, а построение и внедрение внутривузовской системы управления качеством является средством достижения поставленных целей и задач стратегического менеджмента.

Декларация о реализации в рамках Болонского процесса общеевропейских принципов оценки качества высшего образования, а также возможность введения в России категорий «ведущего», «исследовательского» или «национального» университета вывели вопросы управления качеством в абсолютные приоритеты.

В университете принято решение о создании системы управления качеством образовательной, научной и инновационной деятельности, которая должна стать орга-

ничной составной частью общего управления университетом, гарантировать точность, согласованность и своевременность принимаемых решений во всех областях деятельности вуза.

Формирование внутривузовской системы качества невозможно без оценки деятельности кафедры в целом и работы каждого преподавателя. Без этого сложно поддерживать высокую эффективность учебного процесса, повышать качество образовательных услуг, развивать исследовательскую деятельность и рационально использовать имеющийся научный потенциал. Оценка деятельности профессорско-преподавательского состава (ППС) также полезна для совершенствования управления вузом, так как позволяет своевременно выявить недостатки в работе коллектива, проанализировать различные направления деятельности вуза, определить приоритетные направления в учебно-методической и научно-инновационной сферах, ввести дифференцированную оплату труда преподавателя по фактическим результатам работы.

Несмотря на огромный опыт и накопленный аналитический материал, к сожалению, невозможно предложить магическую формулу, которая бы сделала процесс оценки простым и безболезненным. Поэтому, во избежание бесконечного потока жалоб и обид в адрес руководства вуза, целесообразно иметь пакет официальных документов, содержащих конкретную информацию о методике расчета рейтинговой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава, о том, как часто и кем она осуществляется, кто и как будет использовать полученные результаты.

Рейтинговая оценка деятельности кафедр и ППС позволяет определять уровень, динамику развития и направления дальнейшей работы по совершенствованию реализации образовательных программ и научно-инновационной деятельности.

К основным задачам рейтингового анализа относятся:

• создание информационной базы, позволяющей анализировать различные направления деятельности факультетов, кафедр и преподавателей университета;

• получение единых комплексных критериев для оценки и контроля качества и эффективности работы факультетов, кафедр и преподавателей;

• разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательной, научной и инновационной деятельности;

• материальное стимулирование ППС за лучшие результаты в научной, инновационной и учебно-методической работе.

Учитывая опыт коллег из других вузов, мы используем методику количественной оценки деятельности кафедр и ППС.

Анкета для расчета рейтинга ППС состоит из трех частей с подробным перечнем всех возможных видов деятельности (критериев). Первая часть: квалификационный потенциал, общественное признание преподавателя за весь период работы; вторая часть: результаты научно-исследовательской работы за прошедший год; третья часть: творческая активность преподавателя в сфере учебно-методической деятельности за прошедший год.

Рейтинг кафедр определяется по группам: выпускающая, общетехническая, общенаучная. Анкета для оценки деятельности кафедр состоит из четырех блоков: квалификационный потенциал, научно-методическая база, материальная база и денежные средства, подготовка кадров. Особое внимание уделяется научной работе студентов: публикации и заявки на изобретения, участие в хоздоговорных и бюджетных НИР, в выставках, олимпиадах и т.д.

Результаты расчета, представленные в виде таблиц, графиков и диаграмм, анализируются ректоратом, деканами факультетов и заведующими кафедрами; на основании сделанных выводов планируются мероприятия по повышению качества образовательной, научной и инновационной деятельности. За особые достижения предусмотрены вознаграждения в соответствии с

системой материального поощрения, зафиксированной в Положении о рейтинговой оценке деятельности преподавателей кафедр и факультетов ВятГУ.

Одной из актуальных проблем национальной «экономики знаний» является совершенствование отношений в сфере интеллектуальной собственности (ИС). Наиболее остро она ощущается в образовательном и исследовательском секторах, накопивших и продолжающих производить значительный научно-технический потенциал, который должен стать основой социальноэкономического развития страны.

Управление ИС является самостоятельным направлением деятельности вуза, обеспечивающим эффективность научного и инновационного процессов. Комплекс «научные исследования - интеллектуальная собственность - инновационная деятельность» следует рассматривать как гармонизированное целое, качественное управление которым невозможно без развития его составных частей и прежде всего управления в области ИС и трансфера (передачи) технологий. Это мировые тенденции, им следуют американские и европейские университеты.

Первоочередная задача вузов - формировать эффективные механизмы использования внутреннего потенциала ИС, создав методы управления и необходимые инфраструктуры, соответствующие международным требованиям и способные в рамках научной, образовательной, международной и инновационной деятельности обеспечить выявление коммерчески значимых объектов ИС, их маркетинг, правовую охрану, «проталкивание» в промышленность и иные формы трансфера технологий.

Высшей школе России необходимо незамедлительно принять меры по защите своего патентного пространства как в России, так и за рубежом, создать условия для разработки конкурентоспособной продукции, что возможно только через совершенствование нормативно-правовой и методи-

ческой базы по охране и защите интеллектуальной собственности, введению ее в хозяйственный оборот.

С целью совершенствования деятельности в области интеллектуальной собственности в университете предприняты следующие шаги:

• проведен анализ сложившихся взаимоотношений в вузе по вопросам интеллектуальной собственности;

• определен перечень минимально необходимых требований к организации в вузе работ, обеспечивающих сохранение и развитие интеллектуального потенциала в части, касающейся ее интеллектуальной собственности;

• подготовлен пакет нормативно-методических и справочно-информационных материалов, обеспечивающих поддержку функционирования в вузе системы сохранения и развития интеллектуального потенциала при осуществлении учебно-методической, научно-исследовательской и инновационной деятельности;

Правительство Российской Федерации, решая задачу придания экономике страны инновационного вектора развития, утвердило перечень критических технологий федерального уровня. Важнейшие из них, обеспечивающие повышение качества жизни населения страны, объединены в группу «Живые системы». Научной и производственной основой направлений этой группы являются биотехнологии. Кроме того, биотехнологии позволяют решать и другие важные задачи государства, такие, как обеспечение его безопасности во всех аспектах, в том числе в такой приоритетной сфере, как защита от биотерроризма.

Концепцией развития Кировской области, разработанной правительством области на среднесрочную перспективу, приоритетным направлением также определена биотехнология. В соответствии с программой развития Вятскому государственному университету отводится здесь фундаментальная роль: он должен стать клю-

чевым звеном, обеспечивающим реализацию данного направления инновационными проектами, в том числе для промышленно-производственной и технико-внедренческой особых экономических зон региона. Биотехнологии относятся к сфере «высоких технологий». На сегодняшний день научный и творческий потенциал ученых ВятГУ, работающих в этой области, не уступает зарубежному уровню. Результативность, теоретическая и прикладная значимость их научных исследований получила высокую оценку: 45 сотрудников имеют государственные и отраслевые награды, из них 6 человек - лауреаты Государственных премий СССР и Российской Федерации. Однако полноценной реализации результатов исследований ученых ВятГУ как на внутрироссийском, так и на международном рынках препятствует недостаточная информированность об этих разработках перспективных инвесторов, а также ряд вопросов организационно-технического характера.

Для решения этих проблем ВятГУ использует Межвузовский научно-исследовательский центр коллективного пользования «Микробиология и биотехнология» (МНИЦ КП). Цель его создания - концентрация интеллектуального потенциала, организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных разработок в области биотехнологии и микробиологии в соответствии с потребностями рынка научно-технических разработок. Кроме того, деятельность Центра позволила обеспечить процесс подготовки отечественных специалистов в области биотехнологий практикой в условиях современного опытно-промышленного производства.

МНИЦ КП является структурным подразделением Вятского государственного университета. Для проведения научно-производственных работ он имеет соответствующую инфраструктуру (газ, современный теплоэнергетический центр, производственные корпуса с общей площадью производственных помещений 20 000 кв. м,

склады - 2000 кв. м, территорию 0,5 кв. км и др.).

Концепцией развития университета предусматривается организация на базе МНИЦ КП технопарка с отраслевой специализацией в области биотехнологий, а в дальнейшем - диверсификация данной специализации по всем основным направлениям подготовки инженеров и технологов в университете. При этом будут решены следующие основные задачи:

> формирование условий длясокраще-ния сроков коммерциализации результатов научно-исследовательских разработок, выполненных в ВятГУ и других вузах России;

> организация базы для проведения экспертных и сертификационных исследований в области биотехнологий;

> создание, поддержание и расширение коллекции микроорганизмов в интересах обеспечения образовательного и научно-производственного процессов;

> с учетом научного и кадрового потенциала университета формирование научно-производственной инфраструктуры, в том числе ориентированной на рынок, по направлениям:

• современные биотехнологии по борьбе с опасными инфекционными заболеваниями;

• производство диагностических препаратов;

• химический и биологический синтез лекарственных средств и пищевых веществ;

• белковые препараты и композиты с заданными функциональными свойствами;

• рекомбинантные вакцины;

• биологические средства питания и защиты растений и животных;

• биотехнологические процессы производства и переработки сельскохозяйственного сырья.

В технопарке будет создана система комплексной поддержки инновационных технологий и производства конкурентоспособной продукции. Процесс коммерциализации результатов научно-исследовательских работ будет обеспечен полным

набором консалтинговых услуг (защитой интеллектуальной собственности, маркетинговыми исследованиями, разработкой инвестиционных проектов, созданием структур малого бизнеса в сфере высоких технологий, ведением договорной работы, организацией бухгалтерского учета, оптимизацией налогообложения и т.п.).

Совершенствование деятельности любой организации следует рассматривать с двух сторон: идущее от руководства и исходящее от сотрудников. Роль руководства проявляется в поддержке новых методов и форм управления, инновационных идей со

стороны персонала. Самое главное - не забывать, что основным конкурентным преимуществом университета является коллектив единомышленников-профессиона-лов: ни одна организация не может сделать больше того, что умеют и к чему стремятся ее сотрудники.

Мы рассматриваем инновационное развитие своего вуза как комплексный процесс эффективного внедрения инноваций в учебный процесс, в менеджмент, в формы соединения образования и науки, образования и экономики, образования и рынка труда.

В. КОЖИН, доцент, проректор по научной работе

Развитие вузовской науки сопряжено с хорошо известными проблемами: сокращением бюджетного финансирования, снижением престижа научной деятельности, старением научных и научно-педагогических кадров и оттоком их в коммерческие структуры, отсутствием навыков коммерциализации научных разработок. Адекватным ответом на вызовы времени может стать формирование университета инновационного, предпринимательского типа -как субъекта рыночных отношений, важнейшей составляющей инновационного сектора экономики региона и страны.

В состав ВятГУ на сегодняшний день входят следующие научные центры и лаборатории: межвузовский научно-исследовательский центр коллективного пользования, научно-исследовательский центр энергосбережения, областной центр новых информационных технологий, научно-производственный центр «Электробезопасность», региональный центр экологического просвещения, архитектурный центр НИРС и УИРС, студенческое архитектурно-конструкторское бюро, региональный центр информационной безопас-

Наука в университете инновационного типа

ности, научно-исследовательская лаборатория «Информационные и управляющие системы», научно-производственная лаборатория «Повышение эффективности работы ТЭЦ», проблемная лаборатория металлических материалов с высокими вибропоглощающими свойствами, научно-производственная лаборатория биотехнологии пищевых продуктов и лекарственных препаратов, хозрасчетная научно-исследова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.