Вятского государственного университета. В МНИЦ КП для лаборатории выделен отдельный корпус общей площадью 500 кв. м, в котором оборудованы три участка: электронно-лучевой сварки, лазерной обработки материалов и электродуговой сварки.
Лаборатория является учебной базой для специальностей 120700 «Машины и технологии высокоэффективных процессов обработки материалов», 120500 «Оборудование и технология сварочного производства», а также для технологической практики студентов по специальности «Технология художественной обработки материалов». В настоящее время готовятся документы для утверждения в УМО специализации по нанотехнологиям и гибридным технологиям обработки материалов концентрированными потоками энергии.
Результаты научных исследований и практических разработок кафедры университет регулярно экспонирует на областных, региональных и международных выставках. В частности, на международной выставке LIC Russia, которая проходила в КВЦ «Сокольники» в марте 2005 г., ВятГУ демонстрировал гибридные технологии локального лазерного упрочнения поверхности и тех-
нологии лазерно-плазменного нанесения алмазоподобных покрытий и формирования наноструктурных поверхностных слоев при атмосферных условиях. Результатами этих разработок заинтересовались специалисты из Германии и Голландии. Для внедрения этих технологий в промышленность (автомобилестроение, судостроение и сельхозмашиностроение) Европы подписан Протокол о намерениях между ВятГУ и университе-томГронингена (Нидерланды).
Сотрудники кафедры «Сопротивление материалов» с начала 90-х гг. регулярно принимали участие в конкурсах Минобразования России по научно-техническим программам «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники».
В связи с тем, что в 2005 г. ВятГУ выиграл конкурс «Живые системы», одним из новых научных направлений работы кафедры «Сопротивление материалов» стало применение низкоинтенсивного лазерного излучения для биостимуляции живых систем, в частности при лечении больных гемофилией. Эта научная работа проводится в тесном сотрудничестве с Институтом гемофилии и переливания крови (г. Киров).
И. трушкова, профессор ГУманитаРные технологии
в образовании
Модернизация гуманитарного образования в российской провинции предполагает поиск путей активизации в нем де-ятельностного, созидательного начала. В систему образования будущих историков активно вводятся поэтому элементы так называемых новых гуманитарных технологий.
В 2002 г. в структуре Вятского государственного университета появился гуманитарный факультет, в рамках которого развиваются специальности «История» и «Культурология». Перед факультетом стоит задача - не только развить «классичес-
кий» университетский стиль преподавания, но и ввести в образовательный процесс новые технологии, более эффективные для выпуска гуманитариев - профессионалов, работающих с обществом.
С начала XXI в. с развитием в жизни российской провинции постиндустриальных явлений и изменением общественной ситуации в гуманитарном образовании требуются инновационные подходы: традиционные образовательные технологии - лекции, экзамены, дипломные работы и т.д. - не всегда срабатывают.
Из жизни вуза
71
Еще на заре прошлого столетия в При-уралье стала оформляться научная школа исторических исследований. «Материнской основой» этой школы еще до событий 1917 г. был Пермский государственный университет, позднее появились научные центры в Екатеринбурге (Свердловске), Ижевске, Сыктывкаре. Город Киров, как западная часть Приуралья, также может претендовать на причастность к этим традициям. Вместе с тем некоторые характеристики труда «классического» историка сегодня должны быть переосмыслены с учетом новых реалий и запросов регионального сообщества к образованию.
На гуманитарном факультете ВятГУ была выработана новая модель подготовки специалистов - со значительной долей приобщения студентов к научной работе и креативностью. Осуществляется она через раннюю профессиональную социализацию - обучение приемам исследования уже с первого курса, самостоятельную учебно-исследовательскую практику и нацеленность на результат. Тематическим направлением - своеобразной площадкой для профессионального творчества - стало углуб-
ленное изучение археологии, этнологии и регионоведения (страноведения).
С 2003 г. в рамках прохождения учебной практики начала свою работу Вятская археолого-этнографическая экспедиция;; был организован выезд в Лузский район Кировской области. Именно в рамках экспедиций проводятся первые учебные и научные исследования по археологии и этнографии. Наряду с заданиями по курсу «Основы археологии» студенты приобщаются здесь к «пограничным» дисциплинам - этнологии и регионоведению.
Важная черта археологической практики - ее учебно-исследовательская и научно-исследовательская нацеленность. В ходе экспедиционных изысканий студенты получают, по сути, эксклюзивный учебно-научный материал; под руководством преподавателя они могут принимать участие в его описании и изучении. Тем самым в рамках университета разворачиваются исследования, в которых впервые в научный оборот вводятся различные сведения по нескольким разделам исторической науки. С методикой раннего приобщения студентов к научному творчеству во время экспедиций знакомились коллеги из Университета штата Вашингтон (США) доктор Дэниэл Во и доктор Шарлотта Грин.
В процессе экспедиционных обследований Кировской области накапливается своеобразный банк данных эксклюзивной информации, а также коллекция учебных образцов по археологии, этнографии и истории Вятки. На факультете приветствуется инициатива студентов проводить собственные изыскания во время каникул в районах области по месту жительства.
В 2004 г. на гуманитарном факультете был создан Музей истории и культуры Вятского края.. Его концепция предусматривает выделение разделов экспозиции, посвященных археологическому прошлому, особенностям традиционной культуры и истории региона в XX в. На базе музея проводятся учебные занятия, защита проектов, секционная работа конференций.
При музее проходит камеральная обработка этнографического и археологического материала, на деле осваиваются азы фондовой работы историка-музейщика.
Музей стал своеобразной лабораторией, центром учебной и научной коммуникации студенческой молодежи с историками-исследователями среднего и старшего поколений. За два года работы музея в нем, кроме стационарной экспозиции, проходили четыре выставки: «Традиции ткачества и вышивки в Вятском регионе», «Образ хлеба в традиционной культуре Вятского края», «Подвиги кировчан на фронтах и в тылу (60-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается)» и «Деревообрабатывающие промыслы Вятской губернии».
На гуманитарном факультете с момента его основания работает Студенческое научное общество (СНО). После прохождения экспедиционной практики на своих заседаниях студенты проводят обработку экспедиционного материала, который служит эмпирической базой для творческих работ, о результатах которых они докладывают на различных конференциях.
Молодые историки органично приобщаются к науке. Занятия в СНО реально помогают им «отшлифовать» свои собственные, персональные исследовательские уме-
ния и навыки. Начинается самоидентификация молодого человека как будущего профессионала. В тематике работы СНО на гуманитарном факультете яркими сюжетами являются археолого-этнографические комплексы, связанные с производством изразцов, кирпича, кузнечных и керамических изделий. Среди этнографических работ - сбор и научная обработка сведений по крестьянским промыслам, архитектуре деревни и города, культурной и религиозной жизни провинциального города и окружающей его деревни, календарной обрядности в рамках локальных культур. В их составе - изыскания в центральных и региональных архивах и библиотеках.
В общем и целом, научно-исследовательская деятельность студентов-историков на гуманитарном факультете ВятГУ осуществляется в нескольких направлениях. Все они строятся в соответствии с миссией вуза как «классического университета» и отражают его специфику.
Первое направление (первый уровень) составляет обучение приемам исследования в рамках таких академических курсов, как «Основы археологии», «Основы этнографии» и т.д. Преподаются знания: как интерпретировать тот или иной археологический и этнографический материал, как вести дискуссию, подбирать доказательства или опровержения гипотезам, как научно анализировать блоки информации. Студенты также знакомятся с методологией обработки разных групп исторических источников.
Летняя практика служит продолжением и углублением научно-исследовательских видов деятельности студентов; она включает обучение приемам сбора и начальной научной интерпретации истори-
ческого материала по археологии и этнографии.
Второе направление (второй уровень) подразумевает выработку собственной научной гипотезы на основе данных, полученных на практике и в результате изучения литературы, как правило краеведческой. Эту работу логично дополняет и продолжает участие студентов в научных конференциях различного ранга (студенческих и «взрослых»). В феврале 2005 г. студенты Е.И. Кривошеи-на, Ю.В. Смышляева, Ю.Л. Шатунова получили приглашение принять участие в VIII Международной научной конференции «Старообрядчество: история, культура, современность» (Москва) . Шесть грамот и дипломов привезла научная команда Вят-ГУ с Международной научной конференции «I Заволокинские чтения»,состоявшейся в декабре 2005 г. в Риге.
Третье направление (третий уровень) профессиональной социализации через науку посредством СНО включает самостоятельные экспедиционные исследования и публикации. За три последних года на гуманитарном факультете опубликованы и подготовлены к печати 34 студенческие работы. Так копилка научных результатов факультета пополняется и достижениями студентов в рамках СНО.
К исследованиям по проблематике СНО подключаются студенты и преподаватели других факультетов университета. Так, студент социально-экономического факультета С. Чиркин по пограничной, этнологичес-ко-экономической, тематике успешно выступил с докладом на X Всемирном конгрессе финно-угроведов, проходившем в августе 2005 г. в столице Республики Марий-Эл.
Научная работа студентов-историков органично встроена в учебный процесс, успешно дополняет его и подтверждает именно университетскую направленность обучения в ВятГУ.
Обновленные технологии в сфере гуманитарного образования формируют у выпускников постоянную потребность в научной и любой другой креативности в сфере общественных отношений. Молодые специалисты сами осознают необходимость усложнения и непрерывности своего образования.
Обновленное за счет научно-исследовательских технологий гуманитарное образование выявляет перспективные направления подготовки кадров для региона. Благодаря этно-археологическим исследованиям будущие специалисты по работе с обществом получают систему знаний, непосредственно связанных с культурным наследием, его реконструкцией и использованием, с деятельностью в сфере межнациональных отношений и т.д. Будущие профессиональные историки приобретают также ценные личностные качества - быть мобильными, уметь обозначить в преодолении проблемы путь, ведущий к максимальному эффекту. Использование ресурсов именно университетского - универсального - образования повышает конкурентоспособность выпускника и степень его адап-
тации в рыночных условиях жизни. Качество образования здесь экстраполируется на качество будущей жизни, ее стиль.
Так у регионального университета появляется новая важная черта. ВятГУ превращается не только в аналитический, но и в деятельностно-организационный, инновационный центр. Развитие региона требует человеческих, интеллектуальных ресурсов. Они генерируются именно в университете. Но им, этим новым людским ресурсам, нужна новая среда жизни, новый уровень жизни. Гуманитарные образовательные
технологии стимулируют наших выпускников к постоянному самосовершенствованию: они начинают создавать в регионе постиндустриальный уровень (стиль) жизни. Благодаря этим технологиям в регионе могут появиться не только специалисты нового образца, но и личности нового типа. Последнее утверждение подчеркивает важность Вятского государственного университета для региона как своеобразной площадки по генерации новых кадров, по созданию его нового, постиндустриального имиджа.
А. КРАСНЫХ, доцент, зав. кафедрой электротехники и электроники
Научно-
производственный центр «Электробезопасность»
В научно-производственном центре (НПЦ) «Электробезопасность», созданном в Вятском государственном университете в 1995 г. по инициативе РАО «ЕЭС России» и ОАО «Кировэнерго», ведется разработка и подготовка к промышленному производству малогабаритных электронных средств защиты, контроля и сигнализации для электроэнергетики.
Сотрудниками НПЦ проведен анализ травматизма и, в частности, электротравматизма в целом по РАО «ЕЭС России» и по отдельным энергосистемам, определено наиболее травмоопасное оборудование, установлены причины и факторы, ведущие к несчастным случаям. Отличительной особенностью электротравматизма является исключительно высо-
кая по сравнению с другими видами травматизма тяжесть последствий. Так, доля электротравм на производстве в среднем по стране - около 2 %, а число смертельных электротравм ежегодно составляет 2040%. Это объясняется физиологической несовместимостью электрического тока и биологических процессов в организме человека, а также отсутствием внешних при-