Научная статья на тему 'Инновации в образовательной деятельности университета'

Инновации в образовательной деятельности университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в образовательной деятельности университета»

вития научно-технологического сотрудничества в области информационных технологий между европейским союзом и Приволжским федеральным округом» - инновационный проект «Электронная библиотека» Т.Л. Корчемкиной вошел в каталог исследовательских групп организаций ПФО, работающих в сфере информационных технологий.

Большое внимание в ВятГУ уделяется подготовке кадров высшей квалификации. В настоящее время в университете обучаются 165 аспирантов по 24 специальностям, из них 119 по очной форме обучения. В докторантуре - четыре человека по двум научным специальностям. В настоящее время функционируют пять специализированных советов по защите диссертаций.

В научно-исследовательской работе все активнее принимают участие студенты, чему способствует интеграция научной и образовательной деятельности. В

университете создан и успешно работает Совет молодых ученых и студентов, проводятся ежегодные студенческие научные конференции и семинары, научные олимпиады и конкурсы по специальностям, конкурсы на лучшие студенческие научные работы. Студенты университета регулярно участвуют в региональных и международных студенческих олимпиадах, международных и российских конференциях (около 80 докладов в год), всероссийских конкурсах научных работ, международных, всероссийских, региональных выставках (представляется в среднем 120 экспонатов в год). Так, в сентябре 2004 г. делегация студентов университета приняла участие в международной конференции студентов и молодых ученых в г. Седлице (Польша). В 2004-2005 гг. в различных формах научно-исследовательской деятельности участвовало более тысячи студентов.

А. ГОЛОВАНОВ, профессор, проректор по учебно-методической работе

Классический университет инновацион-. ного профиля в каждом субъекте РФ играет роль лидера во всех без исключения образовательных и научных проектах. Его задачей является также сохранение культурно-исторического наследия региона.

Вятский государственный университет является крупнейшим образовательным, научным и культурным центром Кировской области, имеющим право на реализацию более 70 программ профессионального образования. О престижности университета говорит постоянно высокий спрос населения практически на все образовательные программы. Учебный процесс обеспечивается высококвалифицированными кадрами и современной учебно-лабораторной базой.

Инновации в образовательной деятельности университета

Постоянно расширяется сотрудничество с предприятиями и организациями г. Кирова и области - потребителями наших выпускников.

Основной целью деятельности университета является формирование инновационной системы непрерывного профессионального образования с высоким уровнем качества для возможно более полного удовлетворения потребностей рынка образовательных услуг и рынка труда.

Инновации в образовательной деятельности - это использование новых знаний, приемов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью.

Из жизни вуза

49

Первые инновации в указанном смысле появились у нас еще 30 лет назад, когда в Кировском политехническом институте был учрежден факультет переподготовки специалистов. Целью его создания явилась необходимость обновления фундаментальных и прикладных знаний работников предприятий города и области. В то время речь шла о новых направлениях науки и техники, связанных с микроэлектроникой, компьютерной техникой, новыми технологиями обработки материалов, химическими технологиями и т.д. С появлением в России рыночных отношений возникла потребность в качественной подготовке экономистов различных профилей. Университет оказался к этому готов. С тех пор сотни специалистов города и области получили новые знания в области как технических, так и экономических наук.

В значительной степени продолжением этих начинаний с 1998 г. стало участие Вят-ГУ во главе консорциума вятских вузов в реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (Президентской программы). За семь лет в рамках программы профессиональную переподготовку прошли 230 специалистов - руководителей высшего и сред-

него звена предприятий и организаций г. Кирова и Кировской области.

Реализации концепции непрерывного профессионального образования служит совершенствование традиционных и введение новых образовательных программ в соответствии с заказами предприятий и организаций. Этому способствуют сложившиеся связи выпускающих кафедр университета с предприятиями города и области, где работают сотни наших выпускников. Анализ потребностей работодателей, изучение современного состояния учебных дисциплин помогают определить требуемые компетенции и должный уровень подготовки выпускников, а структура учебных планов позволяет включать в них по решению вуза соответствующие учебные дисциплины за счет национально-регионального компонента и дисциплин по выбору студентов.

Большую роль здесь играет организация постоянно действующей системы мониторинга рынка образовательных услуг и рынка труда. В 2000 г. в университете на базе социально-экономического факультета в порядке эксперимента была создана служба содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников. Для факультета, ежегодно выпускающего более сотни экономистов, бухгалтеров, менеджеров, такая служба необходима. Ею проведена огромная работа, связанная с анкетированием, опросами, интервьюированием как работодателей, так и студентов и выпускников факультета для выяснения мнений всех заинтересованных сторон о спросе и предложении на рынке труда. Анализ полученной информации позволил дать соответствующие рекомендации. Результаты не замедлили сказаться: сегодня около 94% выпускников социально-экономического факультета работают по полученной специальности, а деятельность службы распространилась на весь университет.

Одним из звеньев системы непрерывного профессионального образования является комплекс разнообразных программ дополнительного профессионального образования, удовлетворяющих потребности

населения и работодателей в быстрой профессиональной переподготовке и повышении квалификации за короткий срок. Сегодня в Вятском государственном университете действуют более 20 программ, охватывающих такие сферы, как информационные технологии, связь, строительство, охрана окружающей среды, машиностроительные технологии, менеджмент, экономика, финансы.

В настоящее время университет начал работу по оптимизации сети государственных образовательных учреждений профессионального образования в Кировской области с целью формирования системы непрерывной профессиональной подготовки кадров, обеспечивающей преемственность различных уровней профессионального образования и психологическую поддержку населению при смене видов деятельности и карьерном росте.

По большому счету система непрерывного профессионального образования должна включать в себя все ступени профессионального образования: начальное, среднее, высшее, дополнительное и, наверное, послевузовское.

Вятский государственный университет много лет сотрудничает с рядом образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Кировской области. С 2001 г. на базе университета работает ассоциация «Вятский университетский комплекс», задачами которой являются:

■ повышение эффективности и качества образовательного процесса в ходе реализации образовательных программ различных уровней: общего среднего образования, начального и среднего профессионального образования, многоуровневого высшего профессионального образования, аспирантуры и докторантуры, а также дополнительного профессионального образования;

■ создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по профессиональным образовательным программам различных уровней;

■ обеспечение адаптации образовательных учреждений и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда;

■ вовлечение в образовательный, научный и инновационный процессы профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов, аспирантов и обучающихся;

■ повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, техники, технологий, культурыи социальной сферы;

■ создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности;

■ формирование единой информационной среды для обеспечения образовательной, научной и инновационной деятельности;

■ создание современной лабораторной и экспериментальной базы для подготовки специалистов по приоритетным направлениям науки, техники и социальной сферы;

■ выработка рекомендаций для решения актуальных проблем социально-экономического, технологического и культурного развития Кировской области;

■ создание системы трудоустройства выпускников учебных заведений - членов университетского комплекса.

Реализация программы предполагает:

> совершенствование содержания подготовки и его качественное обновление с учетом перехода на опережающее образование, что обеспечивает развитие личностно-профессионального потенциала специалистов и их мобильность;

> создание и развитие единой структуры непрерывного профессионального образования для бюджетообразующих отраслей народного хозяйства Кировской области с

Из жизни вуза

51

включением в состав ВятГУ государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

> совершенствование воспитательного процесса, создание условий для гармоничного развития личности и реализации ее творческой активности;

> координацию взаимодействия государственных образовательных учреждений профессионального образования различных уровней;

> формирование сопряженных программ и учебных планов подготовки специалистов различных уровней;

> совместное решение проблеминфор-мационного, кадрового и материально-технического обеспечения учебного процесса;

> координацию практической подготовки специалистов;

> координацию и совместную организацию научной и научно-производственной деятельности;

> создание учебно-научно-производственного комплекса: профессиональные училища (ПУ) - ссузы - вузы - предприятия.

Выполнение указанных мероприятий позволит:

• повысить качество профессионального образования;

• поднять уровень квалификации преподавательских кадров всех уровней профессионального образования;

• в более полной мере обеспечить образовательные потребности населения;

• повысить эффективность управления собственностью и образовательного менеджмента;

• обеспечить концентрацию бюджет-

ных и внебюджетных средств для развития профессионального образования в Кировской области и усиления практической направленности подготовки специалистов на всех уровнях образования путем создания единой производственной базы;

• реализовать качественную ускоренную подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на базе среднего профессионального образования;

• повысить уровень интеграции образования и науки с производством;

• осуществлять долгосрочное планирование подготовки специалистов по объективным потребностям и структуре кадрового спроса.

Жизнь требует внедрения в учебный процесс современных инновационных форм и технологий реализации программ профессионального образования всех уровней.

Одной из форм организации учебного процесса является модульное обучение. Здесь возможны два варианта. Первый предполагает представление каждой учебной дисциплины в виде последовательности отдельных логически связанных между собой модулей. Каждый модуль оценивается определенным количеством баллов (зачетных единиц, кредитов), сумма которых соответствует полному освоению дисциплины студентом. Второй вариант до-

пускает объединение родственных дисциплин в модули учебного плана, что влечет более тесные логические и содержательные связи между дисциплинами учебного плана. Переход на модульную систему по отдельным специальностям социальноэкономического факультета предполагается с 2006-2007 учебного года, что станет одним из направлений повышения качества подготовки специалистов. Последнему в значительной мере способствует расширяющееся внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных технологий, в том числе компьютерных и дистанционного обучения, а также развитие и совершенствование информационной базы.

Следует отметить ведущиеся в университете работы по внедрению системы рейтинговой оценки студентов. Такая система позволяет отследить все стороны деятельности каждого студента и получить на выходе паспорт выпускника, что может сыграть важную роль в процессе его трудоустройства.

Наконец, в связи с присоединением российской системы образования к Болонскому процессу в университете ведется подго-

товка к введению двухуровневой модели подготовки наряду с традиционной моде-лью.Широкое внедрение двухуровневого обучения планируется на 2007-2008 гг., когда ожидается появление государственных образовательных стандартов второго поколения. В связи с этим факультетами прорабатываются целесообразность и возможность подготовки бакалавров и магистров по имеющимся в университете лицензированным направлениям высшего профессионального образования. Наиболее реально решение этой задачи просматривается на факультетах автоматики и вычислительной техники, автоматизации машиностроения, социально-экономическом и гуманитарном. Уже имеющийся опыт первых двух факультетов показывает возможность осуществления программ бакалавриата и магистратуры по техническим направлениям подготовки. Что касается направлений гуманитарного и особенно экономического профилей, то здесь реальность и целесообразность несомненны. Основная проблема, которую при этом необходимо решить, - фактическое признание работодателями бакалавра как степени высшего профессионального образования.

в. Владимиров, доцент, Модернизация управления

проректор по экономике , ...

ІКаРПІСОВА,профессор Университет°м:

г. МОКРЕЦОВЛ, главный бухгалтер ЗК°Н°МИЧЄСКИЙ аСПеКТ

Вятский государственный университет может сохранить роль ведущего регионального классического университета только при использовании инновационной модели развития, важнейшей составляющей которой является экономическая стратегия.

Целью организационно-экономической деятельности вуза является такая модернизация системы управления, которая обеспечила бы его перевод на инновационный

путь развития, способствовала повышению качества научных исследований и образовательного процесса, привела к устойчивому экономическому состоянию.

При этом решаются следующие задачи:

■ оптимизация и разграничение функций и ответственности управленческих звеньев системы;

■ широкое использование проектных форм организации работ наряду со стабильными структурами;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.